+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Вышел новый регламент проверки работодателей: срок проведения проверки не должен превышать 20 дней

Проверки инспекции труда

Вышел новый регламент проверки работодателей: срок проведения проверки не должен превышать 20 дней

У вас намечается проверка инспекцией труда? Не стоит паниковать. Все может пройти гладко, если знать какие документы следует привести в порядок, а также какие именно мероприятия вправе проводить проверяющие и на каких основаниях.

Трудовая инспекция контролирует процесс выполнения работодателями норм и требований трудового законодательства. Она производит проверки в отношении юрлиц любой формы собственности и организационно-правовой формы, а также физлиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники.

Такая проверка может отнять много сил и времени у работодателя, поскольку в период ее проведения проверяются практически все документы, связанные с кадровой работой (например, трудовые договоры, приказы и т.п.

), а также документы, касающиеся охраны труда.

Чтобы избежать излишней траты времени и нервотрепки, лучше всего подготовиться заранее (привести в порядок трудовые документы, проверить соблюдение требований законодательства об охране труда и т.д.).

Что следует проверить?

Инспекторы уделяют особое внимание изучению кадровых документов. Следовательно, работодателю до начала проверки стоит проверить и сравнить, соответствует ли содержание трудовых договоров требованиям трудового законодательства.

Так, в контрактах должны присутствовать существенные условия, указанные в статье 57 Трудового кодекса.

Если какие-либо условия отсутствуют, то необходимо заключить с сотрудниками дополнительные соглашения, в которых “потерявшиеся” условия будут указаны.

Помимо этого, надо сопоставить трудовые договора с коллективным договором, штатным расписанием, правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплате труда и премировании и т.д.

Часто можно обнаружить, что для одних и тех же должностей в разных документах могут содержаться отличные друг от друга условия труда (например, может не совпадать режим работы, система оплаты труда, даты получения заработной платы и т.п.). При обнаружении таких нестыковок необходимо все исправить и привести к “общему знаменателю”.

Следует проверить всю документацию, связанную с отпусками сотрудников.

В частности, отследить всем ли работникам за последнее время предоставлялся отпуск, соответствует ли время отдыха периоду (28 дней), установленному законом (ст.

 115 ТК РФ), и соблюдается или нет график отпусков. Если по заявлению работника ежегодный отпуск делился, то хотя бы одна его часть не должна быть меньше 14 дней (ст. 125 ТК РФ).

Наличие графика отпусков является обязательным для работодателей. Данный документ утверждается ежегодно не позднее, чем за две недели до наступления нового календарного года. Если есть сотрудники, которые ходили в отпуск не по графику, то в него надо внести соответствующие изменения.

Работникам, которые давно не ходили в отпуск (больше двух лет), его лучше предоставить до начала проверки. В соответствии со статьей 123 Трудового кодекса запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд.

Не помешает проверить, совпадают ли даты выдачи зарплаты с датами, указанными в локальных нормативных актах. По общему правилу, таких дат должно быть две с интервалом в полмесяца.

Если, помимо оклада, сотрудникам выплачиваются какие-либо премии, то у работодателя обязательно должно быть положение об оплате труда и премировании, в котором четко и детально будет обозначен порядок, основания, критерии расчета и начисления таких выплат.

Также следует знать о том, какие мероприятия вправе проводить проверяющие и на каких основаниях.

Формы контроля

Инспекция труда может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные.

Документарная проверка проводится Рострудом (его территориальными органами) по месту своего нахождения. В ходе данного мероприятия инспектора могут запрашивать:

– документы, которые подтверждают трудовые отношения (трудовые договоры, трудовые книжки (книгу учета движения книжек), приказы о приеме и увольнении, штатное расписание, должностные инструкции и т.д.);

– нормативные акты, издаваемые работодателем. К ним относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, инструкции по охране труда и т.д. Представляются данные бумаги в оригиналах с документами, которые подтверждают, что сотрудники с ними ознакомлены;

– документы, связанные с учетом рабочего времени и отдыха (табель учета рабочего времени, графики отпусков, больничные, приказы об отпуске и т.д.);

– расчетные листки, лицевые счета работников, платежные ведомости на выплату заработной платы и т.д.

При этом проверяющие не имеют права требовать у работодателя документы, которые могут быть получены от иных органов государственного контроля либо органов муниципального контроля.

Выездная проверка назначается в том случае, если при документарной проверке трудовая инспекция не удостоверилась в полноте и правдивости сведений, которые содержались в документации проверяемого, либо не смогла оценить, как выполняются требования законодательства.

При выездной проверке инспекторы устанавливают, какие меры предпринимаются работодателем для исполнения требований трудового законодательства, рассматривают все сведения, которые содержатся в документах и т.д. Также, проверяют соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние используемых территорий, зданий, помещений, оборудования, транспортных средств, производимых и реализуемых товаров.

Плановая проверка

Роструд каждый год составляет план, определяющий работодателей, которых необходимо проверить. В этом же плане указывается форма проведения проверки (документарная или выездная).

Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:

– государственной регистрации;

– окончания проведения последней плановой проверки;

– начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.

Данный список является закрытым, то есть трудовые инспекторы не вправе по каким-либо иным основаниям назначить проверку.

Согласно приказу Роструда от 28.10.2010 N 455 плановые мероприятия, осуществляемые инспекторами, могут носить как комплексный, так и тематический характер.

Комплексная проверка представляет собой контроль по соблюдению требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (как по комплексу вопросов охраны труда, так и по комплексу общих вопросов и особенностей трудового законодательства).

При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства, например, соблюдение порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений, выполнение требований законодательства об оплате труда, ведение трудовых книжек, условия труда работников особых категорий и т.д.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Однако в отношении организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере, проверки могут проводиться два раза и более в течение трех лет.

Чтобы начать проверку, руководитель инспекции должен издать распоряжение, которое составляется по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. В данном документе указывается:

– номер и дата издания;

– наименование государственной инспекции труда;

– должностное лицо, уполномоченное провести проверку;

– сроки, основания, а также цели и задачи проверки;

– форма проведения проверки;

– наименование юрлица или Ф.И.О. предпринимателя;

– другие необходимые сведения.

Работодатель должен быть уведомлен о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.

Уведомление может быть направлено различными способами (например, посредством направления копии распоряжения заказным письмом с уведомлением о вручении, вручения под роспись копии распоряжения уполномоченному представителю проверяемого лица, направления копии распоряжения факсом и т.д.).

Если проверка будет документарной, то вместе с копией распоряжения в адрес работодателя также направляется мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения бумаги или их копии. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемое лицо обязано представить в трудовую инспекцию на проверку истребуемые документы.

При направлении уведомления заказным письмом работодатели, отказавшиеся от его получения или не явившиеся за его получением, несмотря на почтовое извещение, признаются извещенными надлежащим образом.

Проверка вне плана

Внеплановые проверки назначаются в промежутках между плановыми. Основаниями для их назначения являются:

– истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

– поступление в Роструд заявлений, информации о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан; обращений работника о нарушении работодателем его трудовых прав; запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

– распоряжение руководителя органа Роструда (его заместителя), изданное в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ.

Данные обстоятельства являются обязательными основаниями для проведения проверки.

Однако если обращение не позволяет установить лицо, обратившееся в Роструд, или не содержит сведений о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан (невыплата заработной платы, непредоставление отпусков и т.д.), оно не может являться основанием для проведения проверки.

О проведении проверки работодатель должен быть уведомлен не менее чем за 24 часа до ее начала, если причина ее назначения связана с изданием руководителем инспекции соответствующего распоряжения в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ либо с неисполнением ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения.

Внеплановые выездные проверки, основанием которых является возникновение угрозы или уже произошедшее причинение вреда жизни и здоровью граждан, подлежат согласованию с органами прокуратуры.

При этом, если основанием признается причинение вреда жизни или здоровью граждан, в связи с необходимостью принятия неотложных мер Роструд может приступить к проверке незамедлительно.

Однако в данном случае инспекторы обязаны известить прокуратуру об осуществлении мероприятий по контролю в течение 24 часов.

Сроки

По общему правилу, срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней. Но существуют исключения, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, для которых срок проведения плановой проверки составляет:

– 50 часов – для малого предприятия;

– 15 часов – для микропредприятия.

Однако при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки субъектов малого предпринимательства вышеназванное правило не действует, а применяется общеустановленное (20 рабочих дней).

При наличии филиалов срок проверки устанавливается специально для каждого обособленного подразделения, но общий срок не может быть выше 60 рабочих дней.

При необходимости трудовая инспекция может продлить сроки проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15 часов.

Если инспекция труда приняла решение о продлении сроков проверки, то оно должно быть доведено до сведения работодателя не менее чем за три рабочих дня до окончания основного срока проведения проверки. Стоит отметить, что продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Проверка должна быть прекращена, если отсутствуют основания для ее проведения, предмет внеплановой проверки не соответствует полномочиям органов Роструда, проведение проверки противоречит требованиям законодательства.

Итоги проверки

По окончании проверки составляется акт. Он оформляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых с копиями приложений вручается полномочным представителям работодателя под роспись об ознакомлении либо об отказе от ознакомления с актом проверки. Также в случае отказа ознакомиться с актом, он может быть направлен заказным письмом с уведомлением о вручении.

В акте указывается, какие документы были затребованы и какие нарушения выявлены. К нему могут прилагаться протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников, ответственных за нарушение требований законодательства и т.д.

В случае несогласия с выводами, содержащимися в акте, работодатель может обжаловать его в течение 15 дней. Для этого необходимо представить в соответствующий орган письменные возражения.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы предъявляют работодателю предписание об их устранении.

Предписание (обязательное для исполнения работодателем) не должно содержать требований и рекомендаций, касающихся оперативно-хозяйственной деятельности проверяемой организации.

В нем указываются требования об устранении выявленных правонарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях лиц к дисциплинарной ответственности и т.д.

Если работодателю необходимо устранить нарушения законодательства, то в предписании обязательно должна содержаться ссылка на абзац, пункт, часть и номер статьи закона, положение которого нарушено. Также в данном документе указывается, в чем конкретно выразилось правонарушение (например, непредставление отпуска и т.п.) и в отношении кого оно было допущено.

При нарушении инспектором порядка оформления предписания работодатель имеет право его обжаловать.

Также работодателя и его должностных лиц могут привлечь к административной ответственности. Постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано у руководителя инспекции или в вышестоящей организации и в суде.

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/proverki-inspekcii-truda

Внеплановая проверка

Вышел новый регламент проверки работодателей: срок проведения проверки не должен превышать 20 дней

Внеплановая проверка проводится по каждому факту, являющемуся основанием для ее проведения согласно положений части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ .Специальные требования к порядку организации и проведения внеплановой проверки приведены в ст. 10 Закона N 294-ФЗ.

Ограничения по времени проведения проверок, установленные частью 2 статьи 13 Закона N 294-ФЗ в отношении малых предприятий и микропредприятий, не распространяются на внеплановые проверки, то есть при любых внеплановых проверках действует общее ограничение в 20 рабочих дней для каждой из проверок.

Продление срока внеплановых проверок не допускается!!!

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статями 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.

Форму проведения проверки избирает руководитель (заместитель руководителя) государственного или муниципального органа и указывает в распоряжении о проведении проверки.

8 917 539 39 05

ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА КОНТЕНТ

Основаниями для проведения внеплановых проверок, являются:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  • заявления граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);г) нарушение требований к маркировке товаров.
  • выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 Закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);
  • приказ (распоряжение) руководителя государственного органа, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

При отсутствии указанных оснований проведение внеплановых проверок запрещается. Нарушение данного правила относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, а также является основанием для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

Документарная проверка

  • Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя.
  • При необходимости получения дополнительных сведений, касающихся предмета проверки орган гос. контроля имеет право сделать запрос в адрес проверяемого субъекта.
  • Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  • При проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Выездная проверка

Законодательство предусматривает случаи согласования внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры:

  • проверка проводится по основаниям, указанным в пп. “а”, “б” и “г” п. 2 части 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан либо возникновение угрозы данного причинения, нарушение требований к маркировке товаров).
  • выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

Несогласование внеплановой выездной проверки при указанных выше обстоятельствах с соответствующим органом прокуратуры относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, а также является основанием для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

С органами прокуратуры Российской Федерации не должны согласовываться следующие внеплановые проверки:

  • документарные проверки;
  • проверки при истечении срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • проверки во исполнение приказа (распоряжения) руководителя контролирующего органа , изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
  • проверки при нарушении прав потребителей.

Нужно учитывать, что, несмотря на отсутствие необходимости в указанных выше случаях получения согласования прокуратуры, для проведения внеплановой проверки обязательно должно присутствовать одно из оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ.

Проверяемое лицо должно быть уведомлено любым доступным способом не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения внеплановой выездной проверки, основанием для которой является:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • приказ (распоряжение) руководителя контролирующего органа, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Нарушение данного срока относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

Данное уведомление не требуется, если основанием для проведения проверок указано в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (поступление обращений, заявлений, информации, о возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, о нарушении прав потребителей).

Срок проведения проверки

По общему правилу срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.

При проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого предпринимательства действует не специальное, а общее ограничение времени проверки (до 20 рабочих дней). Аналогично, общее (а не специальное) ограничение действует при проведении документарной проверки.

Не допускается продление срока внеплановой проверки. Не допускается продление срока документарной проверки.

ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА КОНТЕНТ

8 917 539 39 05

Источник: http://russian-opora.ru/vneplanovaya-proverka

Правила проведения проверок изменились

Вышел новый регламент проверки работодателей: срок проведения проверки не должен превышать 20 дней

Правила проведения проверок изменились с 14 августа 2018 года. Изменения по проведению проверок затронули риск-ориентированный подход, контрольные закупки, рейды, санкции в виде предупреждения.

Читайте в статье:

Проверьте бесплатно любую отчетность онлайн.

Государство контролирует деятельность фирм и предпринимателей по многим направлениям. На сегодняшний день проверять бизнес по плану и внепланово уполномочены как минимум 11 ведомств. Читайте о них в таблице 1.

Таблица 1. Правила проведения проверок

№ п/пВедомствоКонтрольные полномочия
1.НалоговикиИнспекция контролирует внесение налоговых платежей, соблюдение правил по онлайн-кассам,  оприходование наличных в качестве выручки, осуществляет контрольные покупки
2.Инспекция по трудуТрудовые инспекторы контролируют соблюдение правил Трудового кодекса и иных нормативных документов. Они приходят на плановые проверки, а также работают по обращениям сотрудников, иных физлиц и юрлиц о нарушениях со стороны работодателей, если это угрожает благополучию сотрудников. Кроме того, инспекция по труду проверяет работодателей по требованию прокуратуры
3.Пенсионный внебюджетный фондФонд проверяет отчетность работодателей, динамику фонда оплаты труда, а также принимает меры по обращениям физлиц об ошибках работодателей при расчете пособий
4.Внебюджетный фонд соцстрахаФонд проверяет отчетность работодателей, динамику фонда оплаты труда, а также принимает меры по обращениям физлиц об ошибках работодателей при расчете пособий
5.Подразделение МВД по миграцииПолиция контролирует работодателей, которые приняли на работу иностранных граждан, и проверяет обращения сотрудников, иных физлиц и юрлиц о нарушениях миграционных правил
6.РоспотребнадзорВедомство контролирует условия на рабочих местах с точки зрения освещенности, температуры, вентиляции и т.д., проверяет правильность хранения и продажи товаров (срок годности, температура хранения и т.д.), выдает санэпидем заключения, сертификаты на соответствие
7.Противопожарное подразделение МЧСВедомство следит, чтобы работодатель утвердил приказами и соблюдал правила о:

  • месте для курящих;
  • обесточивании помещений;
  • правилах хранения имущества;
  • пожарных инструктажах;
  • пожаром инвентаре;
  • пожарной эвакуации
8.Технико-административная инспекцияВедомство следит, в каком состоянии находятся:

  • вывески;
  • наружная реклама;
  • внешняя территория;
  • строительные площадки;
  • подземные коммуникации;
  • техника, в том числе для аттракционов
9.Служба надзора за экологиейВедомство контролирует выполнение правил:

  • работы с выбросами и сбросами в окружающую среду;
  • с твердыми отходами;
  • внесения платежей на загрязнение
10.Антимонопольная федеральная службаСледит, чтобы конкуренция была добросовестной, а реклама содержала только правду
11.Антикоррупционное подразделение МВДВедомство привлекается к проверкам налоговиков, если:

  • доначислено более 5 млн р.;
  • выявлены факты транзитных или технических платежей;
  • были факты минимизации налогов;
  • выявлено дробление бизнеса;
  • контрагент или уволенный сотрудник подал на фирму или ИП заявление за невыполнение обязанностей по договору;
  • уволенный сотрудник заявил о неоплате труда фирмой или ИП;
  • некачественно исполнен госконтракт;
  • фирма или ИП не вернули банку кредит;
  • фирма находится в состоянии банкротства и т.д.
  • Скачать справочник по проверкам.

Правила проведения плановых проверок

  • Скачать бланк решения о проверке.
  • Скачать бланк акта о проверке.

Проверять по плану фирмы и предпринимателей контролирующие ведомства могут документарно или углубленно – в рамках выездного контроля. Чтобы попасть в проверочный план, должно пройти три года с любой из дат:

  • дня регистрации фирмы или предпринимателя;
  • даты начала предпринимательской работы;
  • дня завершения прошлого планового контроля.

По правилам проведения плановых проверок, при определенных условиях, установленных по видам контроля, разрешено заменять документарную проверку на выездную. Однако в любом случае мероприятия должны продолжаться не более 20 рабочих дней.

Для малого бизнеса суммарная годовая длительность проверок не может превышать:

  • 50 часов – для малого предприятия;
  • 15 часов – для микропредприятия.

Риск-ориентированный подход

Суть рискового метода контроля, введенного в широкую практику с 2018 года, состоит в отборе фирм и предпринимателей для плановой проверки на основании присвоенной им степени риска или присвоенного их предпринимательству класса опасности. От рискового показателя или показателя опасности деятельности также зависит длительность и периодичность контрольных мер.

В общем случае степеней риска может быть шесть:

Однако конкретные показатели каждое контролирующее ведомство утверждает самостоятельно.

Узнать свою степень риска фирма или предприниматель могут, если направят запрос в соответствующую контролирующую службу.

Проверочные листы

Чек-листы – это листы с контрольными вопросами, один из инструментов планового контроля, общепринятый с 2018 года. Каждое контролирующее ведомство утвердило чек-листы  самостоятельно. Например, у Роструда их 107.

Проверочные листы содержат вопросы, получив ответы на которые от фирмы или предпринимателя, проверяющие однозначно убедятся, что бизнес соблюдает правила, или наоборот, что есть нарушения. Чек-лист в обязательном порядке прилагается к акту проверки.

Рейдовые проверки

Проверка в форме рейда отличается тем, что проводится не по отдельному предпринимателю или фирме, а по всему бизнесу, работающему на какой-либо территории – улице, дороге, природном объекте  и т.д.

Внеплановая проверка

Внезапный контроль имеет целью проверить, как бизнес выполняет правила муниципальных нормативных документов, требования по безопасности работы и своевременно ли фирмы и предприниматели устраняют нарушения.

О проведении внеплановой выездной проверки по общему правилу проверяющие органы должны уведомить юридическое лицо не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. 

Контрольные закупки

Это одна из форм внепланового выездного контроля. Причины для контрольной закупки те же, что и для любой выездной проверки. Контролеры не извещают бизнес о своих намерениях и в ходе мероприятий не предъявляют документальных обоснований.

Правила проведения проверок: изменения с 14 августа

Правила проведения проверок изменились с 14 августа 2018 года. Изменения по проведению проверок затронули риск-ориентированный подход, контрольные закупки, рейды, санкции в виде предупреждения. Читайте обо всем в таблице 2.

Таблица 2. Правила проведения проверок: изменения с 14 августа

№ п/пНовшество с 14 августа 2018 годаСталоБыло
Норма закона № 294-ФЗ, № 99-ФЗЧто в ней сказано
1.Местные власти не могут проводить проверки регионального уровняП. 3 ст. 2Полномочия субъектов РФ по проверкам регионального уровня в отдельных сферах деятельности могут быть переданы органам местного самоуправления
2.Установлена возможность проверок муниципального уровня без участия фирм или ИПП. 4 ст. 2Органы местного самоуправления уполномочены проводить на территории муниципального образования контрольные мероприятия без взаимодействия с юридическими лицами, ИП
3.Расширено применение при проверках риск-ориентированного подходаЧ. Ч. 1, 4 ст.8.1Регионы утверждают:

  • перечень видов проверок по рисковому подходу;
  • критерии риска.

Правительство РФ устанавливает:

  • виды проверок, для которых рисковый подход обязателен;
  • общие требования к критериям риска

 

4.Усовершенствованы профилактические меры по борьбе с нарушениями требований местных нормативных актовЧ. Ч. 1, 2 ст. 8.1Контролеры местного уровня:

  • каждый год формируют программу профилактики нарушений;
  • публикуют требования местных нормативных актов в Интернете;
  • доводят до фирм и ИП руководства по выполнению требований;
  • ведут разъяснительную работу с фирмами и ИП;
  • разъясняют фирмам и ИП изменения в местных нормативных актах;
  • публикуют в Интернете обобщенную практику по обнаруженным нарушениям;
  • выдают фирмам и ИП предостережения
5.Снято ограничение на применение предупреждения как меры ответственностиЧ. 5 ст. 8.2Предупреждение разрешено при нарушениях требований местных нормативных актовФирма или ИП получали предупреждение, только если до этого не привлекались к ответственности за нарушение местных нормативных актов
6.Установлено новое требование к предупреждению как к мере ответственностиЧ. 6 ст. 8.2В предупреждении контролеры могут потребовать только документы и сведения о принятых фирмой или ИП мерах, и никакие иные документы и сведения
7.Уточнен порядок проверок муниципального уровня без участия фирм или ИПП. 7 ч. 1 ст. 8.3Проверять фирмы и ИП без их участия местные контролеры могут по информации, полученной путем межведомственного обмена сведениями
8.Уточнено содержание проверочных листовЧ. 11.3 ст. 9Вопросы в чек-листах могут быть направлены на проверку соблюдения законодательства местного уровня
9.Установлено ограничение на рейдовые проверкиЧ. 3 ст. 13.2Рейды не могут:

  • проводиться по конкретной фирме или ИП;
  • подменять собой проверку

 

10.Установлено ограничение наЧ. 3 ст. 16.1Контрольная закупка разрешалась по заданию руководителя контролирующего ведомства или его заместителя
11.Уточнены правила плановых лицензионных проверокЧ. 6 ст. 19По видам лицензируемого предпринимательства может быть разрешено:

  • не проводить плановые лицензионные проверки;
  • при рисковом подходе не проверять планово фирмы и ИП с невысоким уровнем риска

  • Скачать справочник лицензируемых видов предпринимательства

Источник: https://www.BuhSoft.ru/article/1354-pravila-proverok

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.