+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Важнейшие научные законы психологии управления

Содержание

Важнейшие научные законы психологии управления

Важнейшие научные законы психологии управления

Люди находятся практически в постоянном взаимодействии. Каждый в той или иной мере зависит от других, испытывая на себе проявления их интересов в ожиданиях, побуждениях, просьбах, попытках принуждения и пр.

Существуют минимум четыре пути получения желаемого: отнять силой, сделать самому, объединить усилия и убедить отдать добровольно.

Ценность психологического знания в том, что оно ориентировано на решение основного вопроса: «Как заставить или побудить другого человека или людей сделать то, что мне (нам, вам) нужно?»

Последний путь может оказаться весьма эффективным даже по сравнению с силовым, представляющимся самым очевидным. Владелец ценного объекта будет сопротивляться и всеми доступными способами защищать свое.

Более гуманны способы получения желаемого через ненасильственную организацию созидательной деятельности людей.

Психологическая составляющая такой деятельности весьма существенна и сложна — убедить людей отдать труд, силы, время.

На самых ранних этапах человеческой истории стали появляться технологи управления — организаторы таких информационных (несиловых) процессов между человеком, желающим получить нечто (вещь, труд, информацию, другого человека и пр.), и обладателем желаемого. Так начало копиться и передаваться знание психологии управления — знание о несиловых информационно-психологических способах достижения цели в социальном взаимодействии.

Явно или неявно стремясь к психологическому знанию, люди понимают его ценность как знания, ориентированного на решение основного вопроса: «Как заставить (побудить) другого человека или группу людей сделать то, что мне (нам, вам) нужно?» Родители хотят чего-то добиться от своих детей. Жены хотят, чтобы спутники их жизни вели себя так, как им (женам) хочется, а мужья постоянно чего-то добиваются от жен. Менеджеры озабочены тем, как заставить работать персонал, а персонал хочет подчинить себе менеджеров и т.д.

Можно встретить человека, который скажет, что ему ничего ни от кого не нужно, он никого не хочет заставлять что-либо делать. Можно ему поверить. Но хочет ли он сам быть объектом воздействия, манипулирования?

Психология управления, как и любая наука, ориентируется на поиск объективных, существенных, повторяющихся, устойчивых, необходимых и, следовательно, закономерных связей между изучаемыми явлениями.

Эти связи, называемые законами, и отличают науку от других областей человеческой практики, так как знание позволяет действовать с предсказуемыми результатами. Обращение к законам психологической науки принципиально важно.

Ведь сложность ее объекта и предмета подталкивает дилетантов к произвольным рассуждениям, позволяющим практически как заблагорассудится трактовать любую проблему.

Такой подход не только обесценивает труд профессионалов, порождает легковесное отношение к науке, но и вызывает одновременно недоверие к ней. Законы ограничивают иллюзорную свободу, ориентируют движение мысли в правильном направлении, формируют профессиональный подход к решению проблем.

Рассмотрим далее основные законы психологии управления.

1. Закон развития высших психических функций (Л. С. Выготский)

В соответствии с этим законом высшие психические функции (ВПФ) возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями ребенка.

Отличительные признаки ВПФ — опосредованность, осознанность, произвольность, системность — формируются прижизненно в результате овладения ребенком специальными средствами, выработанными в ходе развития общества.

Развитие ВПФ, связанное с обучением в широком смысле слова, не может происходить иначе, как в форме усвоения заданных образцов.

О чем говорит этот закон в контексте психологии управления? Он раскрывает некоторые генетические психологические основания развития способности к управлению, организационного лидерства.

К ВПФ относятся произвольные память и внимание, вербально-логическое мышление, воля — весь комплекс тех психических процессов, без которых невозможно управление. Все эти качества обязательно присутствуют в психограмме руководителя Согласно этому закону, ВПФ не возникают сами по себе.

В условиях обязательного школьного образования все дети проходят определенный путь обучения, ведущий к формированию ВПФ. Тем не менее, этот путь каждый ребенок проходит в собственной социальной ситуации развития.

Те дети, которые обнаруживали лучшие способности к управлению, развивались в несколько других условиях, чем их сверстники из той же школы. Кто-то в силу случайно сложившихся обстоятельств, а кто-то прошел путь целенаправленного обучения. В своем учении о зоне ближайшего развития, логическом следствии закона о ВПФ, Л.

С. Выготский убедительно показал, как целенаправленное сотрудничество со взрослым позволяет успешно преодолевать расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.

Таким образом, сталкиваясь с хорошим руководителем, не нужно ссылаться на талант неведомой природы, а стоит задуматься о технологиях обучения, обеспечивающих нужный для реализации управленческой деятельности потенциал.

2. Закон преодоления комплекса неполноценности (А. Адлер)

В этом законе раскрывается формирование мотивации к лидерству. В соответствии с этим законом человек стремится к личностной значимости, власти и превосходству, преодолевая ощущение собственной неполноценности, возникающее в детстве в результате большей компетентности взрослых.

Особенности преодоления некомпетентности в виде компенсации и гиперкомпенсации детально описано А. Адлером и его последователями. Можно дать и более мягкое название этому закону: закон компенсации некомпетентности.

 Соединение в человеке мотивации к власти и способностей воплотить эту мотивацию в реальную деятельность дает лидера.

3. Закон оперантного научения, или приобретения (Б. Ф. Скиннер)

Этот закон раскрывает причины формирования поведенческих образцов (оперантов) у человека, в том числе профессионально занимающегося управлением. Согласно этому закону, формирующееся поведение определяется последствиями деятельности.

 Если они благоприятны (потребности удовлетворены), то вероятность поведения, ведущего к этим результатам, в будущем усиливается. Этот закон хорошо объясняет устойчивость таких форм управленческого поведения, которые регулярно критикуются в учебниках. Например, авторитарное поведение не только соответствует потребности в компенсации (по А.

Адлеру), но и обычно ведет к быстрым результатам, ситуативно устраивающим руководителя, что, естественно (по Б.Ф. Скиннеру), закрепляет данную поведенческую модель. В соответствии со взглядами бихевиористов, поведение контролирует тот, кто контролирует подкрепление.

Поэтому менеджеру следует позаботиться о том, чтобы владеть широкими возможностями материального и нематериального поощрения, используемого в качестве средств выделения и закрепления нужных образцов поведения персонала.

4. Закон косвенного научения (А. Бандура)

Человек не только выделяет образцы поведения на основе получаемых подкреплений, но и наблюдает за другими людьми, которые получают те или иные подкрепления.

 Если подкрепление, получаемое другим человеком, может быть подкреплением наблюдателя, он воспроизводит поведение наблюдаемого в сходных условиях. Если подкрепление имеется, то усвоенное поведение закрепляется, войдя в состав поведенческого репертуара человека.

Произойдет косвенное научение: один человек выступил в качестве поведенческой модели для другого. Обычно моделями выступают люди того же пола, близкие по возрасту, с более высоким социальным статусом, обладающие авторитетом. Поведение контролирует тот, кто контролирует модели.

Для менеджера закон косвенного научения имеет особую ценность, раскрывая механизм влияния через личный поведенческий пример и через выделенные в организации модели эффективного поведения.

5. Закон неопределенности отклика (Е.С. Жариков)

В зависимости от скорости реакций, устойчивости к стрессам, мотивации, межличностных отношений и десятков других характеристик исполнитель, получив распоряжение или действуя в рамках своих должностных обязанностей,выполняет работу с тем или иным качеством, в те или иные сроки, а может и не выполняет совсем. Человек — сложная биосоциальная и социально-психологическая система. Она обладает таким числом разнообразных внутренних психологических свойств и находящаяся в таком количестве внешних зависимостей, что, прежде чем обращаться к нему с серьезным заданием, надо его детально изучить.

6. Закон возвышения потребностей в онтогенезе (А. Маслоу)

Потребности формируются прижизненно не случайно, а закономерно: от гомеостатических к безопасности, социальному принятию и общению, самоуважению и самоактуализации.

Каждый новый уровень потребностей формируется на основе устойчивого удовлетворения потребностей предшествующего, более раннего уровня. Поэтому не каждый человек имеет выраженные высшие потребности.

Опираясь на знание этого закона, руководитель может оценивать уровень потребностно-мотивационной развитости персонала, прогнозировать эффективность мотивирующих влияний, не ожидая невозможного.

7. Закон иерархического строения мотивационной сферы (А.Н. Леонтьев)

Смысл этого закона состоит в существенном развитии представлений А. Маслоу. Согласно этому закону, мотивационная сфера взрослого человека может быть многовершинной и иерархически упорядоченной в соответствии с жизненным опытом человека. Она весьма индивидуальна.

Именно поэтому нередко встречаются люди не просто с наличием высших потребностей, но с их доминантой, позволяющей проявлять самоотверженность, силу духа, альтруизм в ущерб удовлетворению гомеостатических потребностей.

Знание этого закона позволяет руководителю точнее определить возможности подчиненных, понять, кто является движущей силой развития организации, на кого можно опереться в трудные для организации времена и пр.

8. Закон оптимума мотивации (М. Р. Йеркс, Дж. Додсон, Дж. Аткинсон)

Этот закон фиксирует нелинейную зависимость между продуктивностью деятельности и мотивацией субъекта. Уровень мотивации, при котором деятельность максимально успешна, называется оптимумом мотивации. Этот уровень различен для задач разной сложности.

При сложной деятельности зона оптимума узка и смещена в сторону низкого уровня. Для решения задач средней сложности зона оптимума широкая и находится в области среднего уровня мотивации.

Только решение простых задач несколько улучшается вместе с ростом мотивации.

Конкретное проявление закона Йеркса-Додсона зависит от эмоциональной устойчивости человека. У эмоционально устойчивых людей зона оптимума смещена к более высокому уровню мотивации, а у эмоционально неустойчивых, наоборот, к низкому уровню.

Трудно переоценить значение знания этого закона руководителем. Управляя внешней мотивацией сотрудников, психологически грамотный руководитель может целенаправленно воздействовать на их достижения, количество и качество труда. Здесь же, к сожалению, открываются и значительные возможности для манипуляции человеком.

9. Закон персональных расстояний (Э. Холл)

Этот закон раскрывает связь между эмоциональными отношениями субъектов взаимодействия и теми физическими расстояниями, которые они склонны устанавливать (табл. 1).

Выбирая дистанции, руководитель может оказать существенное мотивирующее и демотивирующее влияние на подчиненных.

Он также может указать наблюдающим на то, какое поведение их коллег ведет к тем или иным отношениям с руководством.

Таблица 1. Дистанции и эмоциональные отношения в европейской культуре

Дистанция, м Наименование Характеристика отношений Организационные эквиваленты
0-0,4 Интимная Высокое доверие, чувство безопасности, открытость наблюдению Прикосновение, комплимент, вопросы о семье, обращение на «ты»
0,4-1,5 Личная Положительное отношение. Восприятие в совокупности психологических характеристик Беседы вне официальной зоны кабинета, чашка кофе, совет, обращение на «вы»
1,5-3 Официальная Субординационные отношения, восприятие статуса, социальной роли. Сокрытие истинных чувств Разговор в официальной зоне кабинета. Деловое общение с акцентом на иерархические отношения
Более 3 Открытая Признание существования Поверхностное общение

10. Закон неадекватности отображения человека человеком

Ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы достаточной для принятия полностью прогнозируемых решений относительно этого человека. Человек —сверхсложная система.

К тому же он включен в систему общественных отношений и потому является их выражением и отображением.

Человек меняется в соответствии с законом возрастной асинхронности — взрослый человек в любой момент времени определенного календарного возраста может находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального, мотивационного, социального и сексуального развития. Но это не все и даже не всегда главное. Главное — человек защищается от попыток раскрыть его особенности и возможности. Но и в защите есть свои закономерности. Именно поэтому научное психологическое знание так важно для управления.

Источник: https://otchetonline.ru/art/direktoru/37424-vazhneyshie-nauchnye-zakony-psihologii-upravleniya.html

Психология управления: ее структура, методы, задачи

Важнейшие научные законы психологии управления

Психология управления – междисциплинарная наука, успешно применяющаяся в современных реалиях в области работы с персоналом.

В статье рассмотрены основные особенности этой науки, объект и предмет психологии управления, ее цели и задачи, используемые методики, структура психологии управления.

Знакомство с этой наукой позволит усовершенствовать трудовые и управленческие процессы так, чтобы повысить общую эффективность труда.

Психология управления: предмет изучения

Говоря о предмете психологии управления, стоит помнить, что управление это не столько наука, сколько искусство.

Психология управления, появившаяся на стыке двух фундаментальных наук, с одной стороны изучает психологию человека, с другой – направлена на улучшение качества работы, то есть преследует вполне утилитарные цели.

Объектом психологии управления можно назвать в первую очередь штат сотрудников или команду и взаимодействия внутри нее, направленные на увеличение продуктивности работы.

Психология управления считается отдельным разделом психологии, изучающим закономерности, возникающие в управленческой деятельности. Основой науки является комплексный анализ условий, существующих в той или иной компании, и определение особенностей работы, повышение результативности деятельности команды.

Психология управления занимается проблемами соответствия работающего коллектива определенной компании; направлена на изучение психики работников. Обладая знаниями в психологии менеджмента, HR-менеджер может дать психическую характеристику работы руководителя и процесса менеджмента, проанализировать и назвать навыки и качества, которые необходимы для успешной менеджериальной деятельности.

Как любая современная наука, психология управления занимается аккумулированием данных. В этом случае речь идет о природе воздействия одного человека на другого, группу или общество в целом. Целью такого сбора информации является понимание и объяснение механизмов, лежащих в основе подобного воздействия, а также поиск способов его совершенствования.

Предмет психологии управления – это целый комплекс психологических отношений, существующих в компании между руководителем и подчиненным или коллективом в целом. К предмету науки относят и механизмы межличностного взаимодействия, и проблемы и конфликты, существующие в компании социальные и профессиональные связи и взаимодействия.

Психология управления, ее объект и предмет требуют рассмотрения с точки зрения нескольких аспектов, к числу которых относятся:

  • психология личности руководителя;
  • психология управленческой деятельности руководителя;
  • психологические вопросы поиска и отбора специалистов;
  • социально-психологические особенности команд работников;
  • психологические и адаптивные аспекты подготовки персонала.

В образовании, менеджменте, кадровых процессах – во всех этих отраслях находят применение методики психологии управления. Соответственно, и предмет этой области знаний является совокупностью многих явлений и психических отношений в компании. Условно его можно описать как комплекс, состоящий из следующих элементов:

  • анализ функций и структуры работы менеджера;
  • психологические аспекты отношения между руководством и персоналом;
  • изучение социологических и психологических вопросов руководства командой и взаимодействий внутри нее.

Итак, предмет психологии управления состоит из трех ключевых элементов: сотрудника (менеджера), рассматриваемого в динамическом развитии в процессе деятельности, самой менеджериальной работе и взаимоотношений (взаимодействий) команды.

Понимание психологии управления возможно только через призму ее главных аспектов:

  • влияние психологических факторов на эффективность деятельности менеджеров;
  • особенности принятия как индивидуальных, так и групповых решений;
  • проблемы лидерства;
  • вопросы мотивации, поведенческих актов субъектов менеджмента.

Объект психологии управления

Объектом психологии управления выступает комплексная система деятельности должностных лиц и подразделений компании, ориентированная на общую полезную цель организации. Поставленные цели в данном случае рассматриваются в контексте управленческих отношений согласования и подчинения.

Необходимо помнить, что объект – это, в первую очередь, деятельность руководителя. В объекте психологии управления можно выделить несколько составляющих:

  • личность руководителя и процесс ее развития в результате осуществления им управленческой деятельности, а именно психология субъекта менеджмента;  
  • деятельность управляющего лица компании и схема ее реализации с точки зрения достижения эффективности и результативности;  
  • процессы в трудовом и социальном коллективе.

Выделение в структуре науки объекта и предмета позволяет выявить различия между несколькими близкими науками: общая теория менеджмента, социальный менеджмент, государственное управление.

Менеджмент, в первую очередь, имеет отношение к людям, а именно к поискам индивидуального подхода с точки зрения потребностей и черт характера каждого отдельно взятого сотрудника, особенностей восприятия окружающего мира.

Несмотря на то, что существует тенденция, отождествляющая психологию управления и менеджмент, объект и предмет психологии управления и менеджмента перекрещиваются лишь отчасти. Специфика этой науки состоит в том, чтобы понять, почему нужно вести управленческие процессы тем или иным образом.

Структура психологии управления: цели, методы и задачи

Психология управления, ее объект и предмет дают возможность представить процесс управления в виде схемы взаимодействие нескольких элементов:

Субъект управления. В качестве субъекта выступает руководитель, наделенный полномочиями осуществлять управленческую деятельность.

Объект управления. Люди или группы людей, выступающие объектом организованного, систематического, планомерного воздействия субъекта.

Управленческие воздействия (или методы). Комплекс мер, которые использует субъект для воздействия на объект управления.

Цель управления. Желаемое состояние объекта управления или результат деятельности объекта. Цель формулируется субъектом управления или задается извне, со стороны более высокого уровня управления.

Цель психологии управления, ее практического применения в первую очередь состоит в решении следующих проблем, существующих в организации:

  • повышение профессиональной компетентности руководителей: совершенствование стилей менеджмента, коммуникативных навыков, принятия решений, навыков стратегического планирования, преодоление стрессов;
  • анализ и совершенствование методик подготовки управленческого состава компании;
  • поиск и активация кадровых ресурсов;
  • оценка и подбор менеджеров в соответствии с потребностями компании;
  • оценка и улучшение социально-психологического климата, повышение уровня лояльности сотрудников, сплочение коллектива.

Таким образом, основная задача психологии управления – это формирование методов руководства, в основе которых лежат выявленные в процессе изучения закономерности между тактикой начальника и реакцией подчиненных.

В целом, задачи психологии управления можно разбить на несколько крупных групп в зависимости от объекта исследования:

  1. Психологический анализ деятельности руководства. Руководителю необходимо осуществлять управленческую деятельность осознанно, анализируя свои действия, что необходимо для принятия верных управленческих решений.
     
  2. Изучение механизмов психической регуляции. Необходимо для принятия верных решений как в нормальных, так и в экстремальных условиях
     
  3. Исследование лидерства. Выработка лидерских качеств, необходимых руководителю для руководства рабочим процессом
     
  4. Практическое применение психологических знаний в управленческих процессах. К этой задаче можно отнести разрешение конфликтов, регуляция микроклимата, повышение уровня удовлетворенности работой, достижение высокого уровня лояльности сотрудников
     
  5. Исследование группового взаимодействия. Необходимо для достижения устойчивого социального микроклимата в коллективе
     
  6. Изучение способов и механизмов мотивации. Мотивация необходима в управленческих процессах для побуждения сотрудников к достижению более значимых целей.

Психология управления, являясь междисциплинарной наукой, успешно использует управленческие методики в сочетании с психологическими. Структура психологии управления выделяет две основные методики изучения: наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – аналитический метод, основанный на процессах восприятия. Этот метод является наиболее сложным объективным методом, так как наблюдение ведется в естественной обстановке, соответственно, роль и место наблюдателя влияет и воздействует на объект наблюдения.

Изучение и поиск эффективных принципов взаимодействия руководителя и коллектива происходит в пассивной форме. В ходе исследования фиксируются реакции, мнения и результаты.

К этому методу обращаются как при получении предварительного материала перед началом других исследований, так и в тех условиях, когда недоступны иные способы получения информации.

Пассивность является основным недостатком данной методики. Длительное ожидание реакции объекта наблюдения не всегда оправдывает себя, так как высок риск пропустить момент реакции и неверно интерпретировать результат.

Эксперимент, напротив, относится к активным методикам. С помощью эксперимента осуществляется поиск эффективных схем взаимодействия путем создания определенных условий для использования различных тактик управления.

Цель проведения эксперимента – проверить гипотезы, влияющие на практику принятия управленческих решений. С помощью экспериментальной методики можно получить достаточно обширную информацию уникального характера, если соблюсти необходимые условия успешного эксперимента:

  • верный выбор контрольных характеристик,
  • использование для их изменения факторных характеристик (вводятся исследователем),
  • ограждение эксперимента от максимального числа внешних воздействий, не имеющих отношения к ситуации.

Применение этих методик позволяет всесторонне изучить управленческие процессы и перейти к решению изложенных выше задач психологии управления.

Подводя итог, следует отметить, что управленческая деятельность в организации строится на основе определенных правил. Их соблюдение может привести компанию к успеху, а их игнорирование – к краху даже при благоприятных условиях.

Психология управления, ее объект и предмет, дают возможность специалистам разработать такие правила и технические приемы общения, что оно становится не только формой, но и фактором управления.

В этом и состоит основная задача психологии управления как прикладной междисциплинарной науки.

Более подробно предмет психологии управления и ее объект, практическое применение науки в управленческих процессах, психология субъекта управления и объекта, на который управление направлено, рассматривается в других статьях, касающихся тематики управления персоналом:

Источник: https://www.hr-director.ru/article/63767-red-qqq-15-m5-obekt-i-predmet-psihologii-upravleniya

Шесть законов влияния

Важнейшие научные законы психологии управления

Владимир Гаджиевич Алиев

Основными законами управленческой деятельности являются: закон неопределенности отклика, закон неадекватности взаимного восприятия, закон неадекватности самооценки, закон искажения информации, закон самосохранения и закон компенсации. Рассмотрим их подробно.

Основными законами управленческой деятельности являются: закон неопределенности отклика, закон неадекватности взаимного восприятия, закон неадекватности самооценки, закон искажения информации, закон самосохранения и закон компенсации. Рассмотрим их подробно.

Законы психологии управления проявляются во взаимодействии людей, в межличностных отношениях и в групповом поведении. Они действуют вне зависимости от того, знаем мы их или не знаем, осознаем или нет.

К сожалению, некоторые руководители учитывают наличие данных законов лишь на интуитивном уровне. Можно ли в этом случае говорить об успешном управлении? Едва ли.

Конечно, производство будет развиваться, преодолевая действие систем, которые не соответствуют законам управления. Но какова цена такого преодоления?

Основными законами психологии управления (управленческой деятельности) являются:

  1. Закон неопределенности отклика.
  2. Закон неадекватности взаимного восприятия.
  3. Закон неадекватности самооценки.
  4. Закон искажения информации.
  5. Закон самосохранения.
  6. Закон компенсации.

Рассмотрим каждый из этих законов отдельно.

Закон неопределенности отклика

Его можно назвать законом зависимости внешних воздействий от внутренних психологических условий (структур). Этот закон основывается на психологических явлениях — апперцепции и наличии стереотипов сознания.

Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта субъекта.

Стереотипы сознания — устойчивые мнения, оценки, суждения, которые неточно и неполно отражают окружающую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникационные барьеры.

Как действует этот закон? Разные люди в разное время могут качественно по-разному реагировать на одинаковые воздействия. На банальную грубость в свой адрес один человек ответит грубостью, другой — смолчит, а третий будет стараться успокоить грубияна.

Если бы не существовало различий во внутренних психических структурах, то на одно и то же воздействие каждый человек реагировал бы одинаково.

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», — в этих словах поэта отражена сущность закона неопределенности отклика.

Руководителю следует иметь в виду еще одно проявление этого закона, а именно то, что даже один и тот же человек в разное время может качественно по-разному реагировать на одно и то же воздействие. Важно понять, что множество внутренних психологических факторов (настроение, эмоциональное состояние и т. д.

) серьезно влияют, а порой и определяют реакции конкретного человека в конкретных ситуациях. И эти факторы невозможно учесть. Не стоит предполагать, что можно всегда и везде предопределить реакцию (отклик) собеседника на какое-либо ваше действие. Отклик нельзя предвидеть — это непреложный закон психологии управления.

Рассмотрим на конкретном примере, как действует этот закон. Босс отдает распоряжение и надеется, что оно будет исполнено (ожидает определенного отклика). Иногда так и происходит, а иногда — нет. Представим, что задание выполнено неточно, неправильно или не выполнено вообще. Шеф неудовлетворен.

Он пытается выяснить у подчиненного причины, по которым не выполнено задание, и одновременно анализирует ситуацию сам.

При этом у руководителя и у подчиненного под влиянием апперцепции и стереотипов сознания имеются свои, иногда диаметрально противоположные, объяснения неисполнительности. Руководитель может счесть своего сотрудника бездельником или саботажником.

Подчиненный, в свою очередь, может найти десятки «объективных» обстоятельств в свое оправдание.

И шеф, и подчиненный совершают ошибку: первый — потому что избрал непригодный способ взаимодействия с подчиненным, второй — потому что избрал неправильный способ защиты.

Закон неадекватности взаимного восприятия

Суть этого закона состоит в том, что человек никогда не может постичь другого человека с той точностью и полнотой, которая была бы достаточной для серьезных решений относительно этого человека.

Наше восприятие «устроено» таким образом, что практически никогда не бывает точным и полным.

Даже самый обыкновенный предмет, находящийся у нас перед глазами, мы никогда не воспринимаем целиком и полностью, а всегда видим, причем в определенном ракурсе, только ту его часть, которая попадает в поле зрения и непосредственно воздействует на наши рецепторы.

Но ведь человек — система гораздо более сложная, едва ли поддающаяся полному описанию.

1) Человек всегда находится в состоянии изменения. Известно, что в любой момент времени любой человек определенного возраста может находиться на разных уровнях физического, физиологического, интеллектуального, социального, нравственного, эмоционального и сексуального развития.

2) Человек всегда осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и «слабые места». Это и понятно — психологически «открытая» личность может стать жертвой чьих-либо манипуляций.

3) Достаточно часто человек не может дать информацию о себе потому, что не знает себя. А в некоторых случаях он, часто сам того не подозревая, старается показаться не таким, какой есть на самом деле, а таким, каким ему хочется быть в глазах других людей. В этом, конечно, нет ничего дурного, ибо таков естественный процесс самовыражения.

Неадекватность восприятия и стремление человека показать себя лучше, чем он есть, необходимо учитывать, принимая любое управленческое решение. Как же можно строить управленческую деятельность с учетом закона неадекватности восприятия? Специалисты в области управления рекомендуют менеджерам использовать следующие принципы подхода к людям:

а) принцип универсальной талантливости. С управленческой точки зрения, он может звучать так: «Нет людей бездарных, неспособных. Есть люди, занятые не своим делом»;

б) принцип развития. Способности (как общие, так и специальные) могут развиваться;

в) принцип неисчерпаемости. Ни одна оценка, данная человеку при его жизни, не может считаться окончательной.

Закон неадекватности самооценки

Суть этого закона состоит в том, что при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при анализе других людей. Известно, что самооценка никогда не бывает адекватной — она всегда либо завышена, либо занижена.

Кроме того, человеку свойственно в чем-то себя переоценивать и в то же самое время в чем-то недооценивать, и это, безусловно, накладывает отпечаток на выводы, которые он делает относительно себя.

Следует помнить, что человек — это существо не столько рациональное, логическое, разумное, сколько алогическое, эмоциональное, нерациональное и порой неразумное. Его психику упрощенно можно представить в виде осознаваемого (логико-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально-интуитивного) компонентов.

Скрытые внутренние движущие силы, заставляющие человека действовать определенным образом, самим этим человеком порой не осознаются. Именно поэтому логический, рассудочный самоанализ (так же, как и анализ других людей) никогда не бывает вполне адекватным.

Закон искажения информации

Иногда его называют законом потери смысла управленческой информации, или законом расщепления смысла управленческой информации. Суть этого закона заключается в том, что управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т. д.

) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз». Степень изменения прямо пропорциональна числу звеньев, через которые проходит информация: чем больше работников знакомится с ней и передает ее другим людям, тем сильнее смысл отличается от первоначального.

Происходит это не по чьей-то злой воле. В основе потери смысла информации лежат следующие обстоятельства:

1) Язык, на котором передается управленческая информация, является языком многозначным. Какими бы строгими или точными не были используемые в языке понятия, всегда имеется возможность разного толкования одного и того же сообщения. Установлено, что устная информация воспринимается с точностью до 50% (кстати, на этом факте построена известная игра «испорченный телефон»).

2) Если информация неполная, если доступ к ней ограничен и потребность подчиненных в получении оперативных сведений удовлетворяется не полностью, то люди неизбежно начинают домысливать, додумывать, дополнять то, что знают, опираясь на непроверенные факты и собственные догадки. И тогда объем информации изменяется не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения.

3) Люди, воспринимающие информацию и передающие ее, отличаются друг от друга по уровню образования, интеллектуального развития, по своим потребностям, а также по физическому и психическому состоянию. Это тоже накладывает отпечаток на процесс передачи информации.

Что делать для того, чтобы свести искажение к минимуму? Рекомендуется произвести следующие действия:

1) Уменьшить, насколько это возможно, количество передаточных звеньев, участвующих в процессе распространения информации.

2) Своевременно снабжать сотрудников всей необходимой информацией по тем вопросам, которые они должны решать.

3) Поддерживать обратную связь с подчиненными с целью контроля за правильностью усвоения получаемых сведений.

Закон самосохранения

Суть этого закона в том, что одним из ведущих мотивов, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, состоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию.

Понять смысл и значение этого закона очень легко. Представим себе производственное совещание, на котором руководитель предложил присутствующим высказаться по какому-либо вопросу. Один из присутствующих немедленно отреагировал на предложение и сказал что-то невпопад.

«Вечно вы начинаете с глупостей», — ответил на это руководитель.

Что происходит в этой ситуации со всеми присутствующими? Их сознание моментально переключается с задачи обсуждения на задачу защиты собственного достоинства. Это значит, что человек невольно начинает думать о том, как бы не оказаться в положении первого выступающего.

Он перестает работать на поставленную задачу и старается угадать позицию руководителя. А это снижает творческий потенциал участников совещания — людей, коллективно решающих проблему. Как видим, несоблюдение закона сохранения личностного статуса приводит к отрицательному результату.

На этом примере хорошо видно, что психологические законы не только влияют на качество работы, но зачастую и определяют его.

Что делать в подобных ситуациях? Рекомендуем организовать решение какой-то сложной проблемы в режиме разделенного времени: сначала собрать все имеющиеся предложения, не определяя их ценности, а затем провести критический анализ соответствия предложенного «условиям задачи».

Закон компенсации

В общем виде этот закон означает, что человек, имеющий какие-то недостатки, сложности или проблемы в одной области жизнедеятельности, осознанно или неосознанно старается компенсировать их усиленной работой в другой области.

Применительно к психологии управления это означает, что при высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях к человеку недостаток каких-либо способностей к данному виду деятельности возмещается другими способами или навыками и умением работать. Если это происходит неосознанно, то необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок.

Но если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить. К примеру, при слаборазвитой памяти нужно умело организовать труд: использовать записные книжки, диктофоны, еженедельники и т. д.

Источник: https://psycho.ru/library/1409

Закон – психология

Важнейшие научные законы психологии управления

Ученые на протяжении огромного отрезка времени пытаются узнать, что движет нами, куда мы идем, зачем, почему, а также пытаются узнать, каковы главные психологические законы, которым поддается жизнь каждого из нас.

Есть законы Вселенной, которые определяют наличие удачи рядом с нами, определяют судьбу.

Психология же помогает в конкретных ситуациях, в трудные минуты, когда нужно быстро принять какое-то решение или понять, что привело нас к тому, что мы имеем на данный момент.

Зачем нужны законы психологии

Законы вообще нужны всегда и везде. Если не будет законов, то все человечество устремится в бездну, в хаос, как и наша Вселенная. Наступит анархия, как и в космосе. Все только кажется упорядоченным, однако это все только иллюзия, ведь мы наблюдатели, причем весьма мало живущие.

Вселенной порядка 13 миллиардов лет, а разумному человечеству около 3000 лет. Это все равно, что просто сделать фотографию и говорить о том, что в мире, в стране все хорошо, исследуя лишь это мгновение. На фото лес зеленый, люди улыбаются, Солнце светит, но это лишь миг.

Таково все наше время относительно Вселенной. Оно ничтожно.

Именно поэтому нужно жить текущим временем. Законы психологии помогают быстро оценивать свои силы, возможности и делать прогнозы на будущее. Вы не сможете повлиять на ход истории, но можете сделать свои мгновения более приятными.

Законы психологии выводились тысячами лет, ведь человеку всегда было интересно то, как мы устроены и как устроено наше сознание. Мы не роботы, но в определенных ситуациях действуем почти всегда одинаково.

Психология научит вас читать людей и правильно использовать изыскания ученых в этой области.

Законы психологии на каждый день

Закон первый: то, что вас окружает, создает или меняет ваше настроение. Правильно подобранное окружение и условия значительно увеличивают вашу производительность и улучшают настроение.

Если вам нужно избавиться от депрессии или усталости, то используйте эффект обратного окружения, когда вы слушаете веселую музыку, смотрите веселое кино, читаете интересные книги, окружаете себя приятными людьми. Если вам нужно сосредоточиться, то слушать нужно классическую музыку или легкую музыку без слов.

Когда вам нужна динамика, подпитка, то поможет динамическое окружение, обилие красного цвета. Помните о том, что ваше окружение формирует ваше настроение.

Закон второй: чем больше вокруг вас людей, тем меньше вероятность того, что кто-то проявит индивидуальность. Например, смоделируем ситуацию, когда вы находитесь в мегаполисе, вам стало плохо, вы упали на асфальт.

Вероятность того, что кто-то вам поможет встать, намного меньше, чем та же самая вероятность в ситуации, когда вы находитесь рядом с очень малым количеством людей в одном помещении. Если сказать очень грубо и беспардонно, то все мы — часть стада.

Очень мало людей, которые сохраняют индивидуальность в обществе. Всем проще притвориться, чем быть собой. Это объясняется страхом.

Закон третий: встреча с любой жизненной проблемой осуществляется в соответствии с пятью основными этапами. Вот эти самые этапы:

  • отрицание. Сначала вы не видите или не хотите признавать наличие проблемы;
  • ярость, гнев. Потом вы паникуете, злитесь, задавая себе вопрос о том, кто виновник случившегося;
  • торг. Затем вы просто хотите из последних сил сделать все по-старому, вернуться к исходной точке;
  • депрессия. Когда вы понимаете, что назад пути нет и не может быть, вы впадаете в депрессию;
  • принятие. Заканчивается все просто — вы признаете, что проблема есть, вы полностью принимаете ее и готовитесь перейти к следующему жизненному этапу.

Вы не можете изменить этот ход мыслей, потому что так прописано в вашем генетическом коде природой. У кого-то эти этапы длятся дольше, у кого-то, наоборот, меньше. Выигрывает, конечно же, тот, кто быстрее проходит все эти пять этапов, экономя свое время.

Закон четвертый: абсолютно не важно, добиваетесь вы своего или нет, потому что главное — это начать движение к цели, а не достигнуть ее. Если всегда ставить себе цели и надеяться на то, что все будет всегда получаться, вы быстро угаснете.

Ставьте перед собой посильные задачи и умейте быть гибкими, изменяя цели, адаптируясь к изменениям. Если вы хотите стать богатыми, начните изучать способы заработка. Психология любви проста — если вы хотите найти любовь, начните искать причины ее отсутствия.

Не сидите без дела, ведь динамика — это и есть жизнь.

Закон пятый: человек себя критикует, но не пользуется всеми возможностями. Природа одарила нас всем необходимым для поиска второй половинки, для успешной самореализации. Существует множество ярких примеров того, что люди с ограниченными возможностями добивались огромных результатов в бизнесе и в любви. Хватит работать вполсилы, сомневаясь в себе. Вы можете все.

Закон шестой: даже самые сильные люди сомневаются в чем-то. Это не есть хорошо, однако иногда это необходимо, чтобы подумать дважды, прежде чем что-то делать.

https://www.youtube.com/watch?v=LkBqRBCkKKg

Думать дважды нужно всегда, но если вы твердо решили что-то сделать, старайтесь обрубать концы, не сжигая мостов. Назад пути нет, но пути к отступлению нужны всегда. Хотите бросить работу и найти другую — бросьте, но уйдите красиво.

Чересчур импульсивные поступки разрушительны. Если вы сомневаетесь в себе, это нормально. Главное, чтобы ваши сомнения вами не управляли.

Закон седьмой: все мы одинаковы и похожи во многом. Почти каждый человек думает, что его проблемы уникальны, но это не так. У каждого своя внутренняя война, но ее причины слабо отличаются. Все мы хотим кушать, жить с комфортом и любить. Это главные наши желания и приоритеты, как ни крути. Они определяют всё.

Психология поможет вам ответить на основные вопросы, которые вас гложут. Оставайтесь собой, ведь мы уникальны в том, что необходимо природе и идентичны в том, что нужно мирозданию. Ищите вдохновение и мотивацию для себя, но не только в потребностях. Будьте открытыми этому миру, старайтесь мыслить нестандартно. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

28.04.2017 00:01

Источник:

6 законов психологии, знание которых изменит вашу жизнь

Представленные феномены помогут вам не только лучше понять, почему люди повторяют одни и те же глупости каждый день, но и самим стать лучше, рациональнее.

Представленные ниже шесть психологических феноменов помогут вам не только лучше понять, почему люди повторяют одни и те же глупости каждый день, но и самим стать лучше, рациональнее.

Эффект Прэтфелла

Если вы несовершенны, люди будут любить вас больше. Когда мы хотим произвести на кого-то впечатление, то неизбежно выпячиваем наружу лучшие стороны своей личности.

Оказывается, совершенно зря: исследования показывают, что демонстрация своей уязвимости и слабости, напротив, повышает уровень эмпатии к нам со стороны других людей.

Чем больше у вас некритичных недостатков, тем лучше к вам будут относиться люди.

Профессор, который выступает перед аудиторией и заметно волнуется, кажется слушателям умнее того, кто выступает предельно уверенно. Стесняться и делать глупости во время первого знакомства — проверенный, хотя и не очевидный способ понравиться своему потенциальному партнеру.

Теория получила название эффекта Прэтфелла и была проверена Эллиотом Аронсон, докотором философии по психологии Стэнфордского университета.

В общем, ошибаться на людях — это не только нормально, но и полезно. Во всяком случае, до тех пор, пока ваши ошибки не приносят серьезного ущерба окружающих.

Эффект Пигмалиона

Большие ожидания увеличивают производительность. Проверкой этого феномена занимался психолог Роберт Розенталь.

Он проводил IQ-тесты в школах, а затем сообщал учителям заведомо ложные результаты исследований. Те дети, у которых IQ был выше, чем у остальных, якобы показывали “средние” результаты.

А те, кто реально показал средний результат, выдавались учителям как обладатели самых лучших мозгов. Что неизменно происходило впоследствии?

Те ученики, которых учителя считали более умными, начинали лучше учиться. Происходит это потому, что ожидания учителей от этих учеников были выше, чем от остальных. Растущее давление на школьников заставляло их лучше учиться. Выводы, сделанные Розенталем, характерны не только для образования.

“Ваши ожидания создают вашу реальность”, — заключает он.

В общем, если вы хотите добиться в жизни чего-то значимого, вам придется ставить перед собой заведомо нереальные цели и переоценивать свою способность к их выполнению. И это сработает.

Кроме того, ученым известно, что те лидеры, которые требуют от своих подчиненных нереальных результатов, в результате добиваются от команды куда большей отдачи, чем те, кто ставит только “реальные цели”.

Парадокс выбора

Чем больше у нас опций на выбор, тем меньше мы довольны принятым решением. Логически кажется, что чем больше перед нами вариантов выбора, тем лучше. Магазины с большим ассортиментом нравятся нам больше мелких лавочек. Когда предложений по поводу развития карьеры много, нам кажется, что мы обязательно сделаем хороший выбор.

Но психологиМарк Леппер и Шина Айенгар доказали, что это не так.

Исследователи в рамках эксперимента предлагали одной группе гурманов, зашедших в супермаркет, выбрать бесплатно один из шести разных видов джемов, другим — один из 24.

Результаты исследования показали, что 30% людей, которые выбирали из шести вариантов, остались довольны своим выбором. Из тех, кому пришлось выбирать одну банку подарочного джема из 24, довольными остались только 3%.

Феномен этот выявил психолог Барри Шварц. Для того, чтобы ощущение того, что все идет правильно, не покидало вас, он советует искусственно ограничивать количество опций.

Это, кстати, объясняет, почему пользователи техники Apple довольны ею больше, чем пользователи гаджетов другой марки.

Или почему те, кто ходит за продуктами в небольшие продуктовые киоски, чувствуют себя более удовлетворенными, чем посетители огромных гипермаркетов.

Эффект свидетеля

Чем больше людей вокруг нуждающегося в помощи, тем меньше вероятности, что ему кто-то поможет. Этот эффект давным-давно хорошо иллюстрирует притча о добром самаритянине. Это объясняет также множество трагических событий в нашей истории. Исследователи называют его “смешением ответственности”.

Если кто-то из людей на улице попал в беду и нуждается в помощи, то у него куда больше шансов получить ее, если рядом проходит один человек, чем если рядом — толпа людей.

Если кто-то кричит о помощи, а рядом находится огромное количество людей, то каждый из них предпочтет игнорировать мольбы о помощи, потому что “помогут другие”.

Если же мольба о помощи будет обращена к конкретному человеку на пустынной улице, то шансов на то, что на нее откликнутся, в разы больше. Это, кстати, объясняет, бездушность и холодность больших мегаполисов.

Влияние этого эффекта доказали психологи Бибб Латане и Джон Дэрли. Они провели эксперимент, в ходе которого имитировали ситуацию, когда старшеклассники избивали затюканного ботаника в школьной раздевалке на глазах у других школьников.

85% тех, кто был единственным свидетелем унижения, бросались на помощь жертве и вступались за нее. А вот если за происходящим наблюдали уже двое школьников, шансы на то, что кто-то из них поможет ботанику, падали до 65%.

Если свидетелей было четверо, шансы, что хоть кто-то из них вступится, падали до 31%.

В общем, если вы попали в трудную ситуацию и нуждаетесь в помощи, то обращайтесь не сразу ко всем, кто может помочь, а адресно, персонально к кому-то. Проще говоря, лучше кричать не “Помогите хоть кто-нибудь!”, а “Мужчина в сером пальто, спасите меня!”.

Spotlight Effect

Люди, чья голова постоянно забита размышлениями, не замечают очевидных вещей. Большинство людей в данный момент времени заняты какими-то серьезными размышлениями. Когда они находятся в обществе, но погружены в свои мысли, то не замечают даже очевидных вещей, доказали ученые из Корнельского университета.

Если говорить проще, то совершенно плевать, как вы выглядите, если вы собираетесь в офис или университет. Большинство людей просто не обратит внимания на ваш внешний вид. В центре внимания вы оказываетесь гораздо реже, чем думаете.

А потому можно перестать беспокоиться о внешних атрибутах жизни. Не покупайте дорого автомобиль или смартфон, чтобы “зарисоваться” перед коллегами: вам может казаться иначе, но большинству из них вообще плевать, чем вы там владеете. Они заняты своими проблемами.

Источник: https://obu4ayka.ru/psihologiya/zakon-psihologiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.