+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Упрощены формы бухгалтерской отчетности для малого бизнеса

Содержание

Отчетность субъектов малого предпринимательства

Упрощены формы бухгалтерской отчетности для малого бизнеса

Введение

В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученных из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.

Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.

Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.

Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.

1.3 Бухгалтерская отчетность малых предприятий

Такая процедура обобщения учетной информации необходима, в первую очередь, самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.

Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.

Актуальность данной темы состоит в том, что именно малый бизнес может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Малый бизнес является единственным сектором, где примитивная, но абсолютно необходимая для эффективного функционирования рыночного хозяйства частная собственность существует в чистом виде.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей ведения бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства.

Задачами для достижения данной цели являются:

— рассмотрение особенностей учетной политики на малых предприятиях;

— изучение понятия малого предпринимательства, структуры занятости и создание рабочих мест в малом бизнесе;

— рассмотрение правовой базы развития и налогообложения малого предпринимательства.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. Понятие малого бизнеса в российской учетной практике

1.1 Критерии отнесения предприятия к предприятиям малого бизнеса

Сектор частного малого бизнеса в России – ровесник рыночных реформ. Малое предпринимательство – дело многотрудное, сопряженное с многочисленными опасностями. Его «плюсы» и «минусы» легко проиллюстрировать с помощью так называемой СВОТ – таблицы (табл. 1.1.1).

Таблица 1.1.1. СВОТ – анализ малого бизнеса как модели экономической самодеятельности

Из таблицы 1.1.1 видно, что жизнь малого предпринимателя – это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и «ловушек». Неустойчивость предприятий малого бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Тем более, сказанное справедливо в отношении трансформационной экономики, в частности, российской.

Однако именно малый бизнес может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Это, прежде всего, услуги населению (бытовые, образовательные, в сфере отдыха и т.д.) и бизнес – услуги (консалтинг, маркетинг и др.).

Малый бизнес является единственным сектором, где примитивная, но абсолютно необходимая для эффективного функционирования рыночного хозяйства частная собственность существует в чистом виде.

Там, где не существует малое предпринимательство в экономике или оно слабо, неизбежно останавливается процесс создания правового механизма регулирования рынка (свобода договоров, защита и разграничение прав собственности, эффективное вмешательство государства в случаях противоправного ущемления интересов любых категорий и групп собственников).

Кроме того, рядовой гражданин может понять, что такое частная собственность, каковы сопряженные с нею возможности и права, обязанности и ответственность только благодаря малому бизнесу. В силу этого именно малое предпринимательство становится школой рыночной экономики для большинства россиян.

Переход экономики на рыночные отношения привел к образованию предприятий с различными формами собственности, видами деятельности и размерами производства.

Появились малые предприятия с простым процессом производства и работ, имеющие имущество, а также малые предприятия непроизводственной сферы, совершающие незначительное количество хозяйственных операций и не имеющие имущества в собственности.

Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», субъектами малого бизнеса могут выступать юридические и физические лица. К ним относятся предприятия, в которых средняя численность работающих не превышает:

— в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

— в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

— в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;

— в оптовой торговле и остальных отраслях, а также при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Кроме того, закон предусматривает, что доля других юридических и физических лиц в их уставном капитале не должна превышать 25%.

Предприятия малого бизнеса имеют существенные отличия от предприятий агропромышленного комплекса и промышленной сферы деятельности.

Сфера деятельности предприятий малого бизнеса (далее по тексту «малые предприятия») довольно многообразна и, в сущности, не отличается от предприятий агропромышленного комплекса и промышленной сферы деятельности. Т.е. это производственная деятельность, сбытовая (реализация произведенной и приобретенной продукции) и снабженческая деятельность.

Не всякое предприятие может относиться к предприятиям малого бизнеса. Для этого существуют некоторые критерии (признаки), по которым можно отличить малое предприятие.

Эти критерии представлены в следующем:

— среднегодовая численность всех работников предприятия не должна превышать 100 человек;

— стоимость принадлежащих организации основных средств не должна превышать 100 МРОТ;

— среднемесячный оборот предприятия составляет не более 1 млн. рублей;

— доля в уставном капитале других юридических и физических лиц, не превышает 25%.

Несмотря на то, что предприятие относится к предприятиям малого бизнеса, на предприятии должен вестись бухгалтерский учет. Ответственность за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии возлагается на руководителя предприятия или частного предпринимателя, который обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета.

В качестве субъектов малого и среднего предпринимательства в ст. 4 Закона рассматриваются:

– коммерческие организации и потребительские кооперативы (за исключением государственных и муниципальных предприятий);

– индивидуальные предприниматели;

– крестьянские (фермерские) хозяйства.

Для них установлены условия, выполнение которых позволяет войти в ту или иную группу субъектов предпринимательства.

Отметим, в действующем Законе о государственной поддержке малого предпринимательства критерии малых субъектов установлены только для предприятий.

Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, попадают в категорию малых субъектов автоматически без соблюдения каких-либо условий . Однако со следующего года ситуация изменится.

С 2008 года помимо условия о численности работников вводится ограничение по выручке (без НДС) или балансовой стоимости активов (ч. 1 ст. 4 Закона). Предельные значения для этих показателей устанавливает Правительство РФ для каждой категории субъектов предпринимательства.

1.2 Перспективы развития малого предпринимательства

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства направлена на решение широкого перечня задач, начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения бизнеса и заканчивая содействием в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением их объема и доли уплачиваемых субъектами малого и среднего предпринимательства налогов (п. 1, 2 ст. 6 Закона).

В целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие меры:

– специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, а также налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

Кто и когда должен отчитаться

Итак, заказчику необходимо провести не менее 15 % от совокупного годового объема заказов (СГОЗ) у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.

По итогам года сотрудник контрактной службы (контрактный управляющий) составляет документ, отражающий объем проводимых заказов среди таких организаций.

Отчет о закупках у СМП утверждает и подписывает руководитель организации или иное уполномоченное им лицо.

Законом 44 ФЗ предусмотрено, что заказчик в течение 3 месяцев с момента окончания года должен составить и разместить отчетность в открытом доступе. Соответственно, отчет о СМП до 01 апреля 2018 необходимо сдать, чтобы закрыть 2017 год. Не стоит забывать, что отчет по СМП по 223 ФЗ необходимо опубликовать до 01.02.2018 т. е. срок для подготовки по 44 ФЗ больше.

Неразмещение отчетности в ЕИС влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб., на юридических лиц — 500 000 руб. А осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций в размере менее 15 % от СГОЗ — штраф в 50 000 руб.

Инструкция по заполнению отчета по СМП

Информация о том, как заполнять отчет о СМП и СОНО, а также форма отчета по СМП утверждены Постановлением от 17.03.2015 № 238.

Отчет СМП 2018 года содержит 3 раздела:

1. Данные заказчика. Наименование, ИНН, КПП, организационно-правовая форма, адрес, телефон, электронная почта, а также данные классификаторов ОКОПФ, ОКПО, ОКТМО.

2. Информация об объеме закупок. Первая строка — это СГОЗ (за исключением финансовых ассигнований, выделенных на заказы с государственной тайной). Напомним, что СГОЗ — это все денежные средства, выделенные заказчику на соответствующий финансовый год в тысячах рублей. Расчет СГОЗ производится согласно п. 16 ст. 3 ФЗ №44.

Вторая позиция — объем финансирования для оплаты контрактов, которые не учитываются при определении размеров закупок среди субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.

Законодатель учитывает, что в определенных сферах в силу специфики работ участниками не могут быть малые предприниматели.

К таким областям относятся: обеспечение обороны страны и безопасности государства, оказание услуг по предоставлению кредитов, выполнение работ в области использования атомной энергии и др., согласно ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.

Строка 3 — это СГОЗ минус вышеперечисленные сферы. Таким образом, указывается объем, среди которого высчитывается доля закупок среди субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.

Позиция 4 — это требуемый законом минимальный объем закупок, которые заказчик должен провести среди предпринимателей. То есть из показателя строки 3 вычитаем 15 %. Заказчик обязан проводить закупки среди субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее указанного в строке 4.

Строка 5 и 6 — объем состоявшихся закупок, проведенных только для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций, а также относительно субподрядчиков, являющихся СМП. Позиция 7 — это сумма данных значений.

Строка 8 — процент заказов, проводимых среди субъектов малого предпринимательства, то есть доля строки 7 в строке 3.

Упрощены формы бухгалтерской отчетности для малого бизнеса

Данный объем необходимо сравнить с объемом, указанным в позиции 4.

Последняя 9 позиция — это общая сумма начальных цен договоров по несостоявшимся госзакупкам, объявленным только для субъектов предпринимательства и некоммерческих организаций (контракт либо не заключен, либо заключен на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 с единственным поставщиком).

3. Номера реестровых записей. В данном разделе заказчик подтверждает указанные выше значения фактическими данными. То есть не просто указать количество и стоимость соответствующих контрактов, но и сослаться на конкретные уникальные номера из реестра ЕИС.

Не всем компаниям нужно вести бухгалтерский учет. Однако сдавать отчетность необходимо каждому предприятию, правда, для малого бизнеса создана своя упрощенная форма. Например, в бухгалтерском балансе остается всего 11 строк: 5 по активу и 6 по пассиву. Кроме него заполнить нужно отчет о финансовых результатах и сдать эти 2 документа в налоговую службу и Росстат до 31 марта.

Источник: https://printscanner.ru/otchetnost-subektov-malogo-predprinimatelstva/

Упрощены формы бухгалтерской отчетности для малого бизнеса

Упрощены формы бухгалтерской отчетности для малого бизнеса

Утверждены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства.

Баланс балансу рознь, или «Баланс» для малого бизнеса

В заботах об отдельных категориях организаций Министерство финансов РФ наконец-то издало приказ № 113н от 17.08.2012 (далее – Приказ). Некоторое время проект этого документа (практически дословный) был размещен на сайте министерства, и вот теперь он принят. Правда, на настоящий момент он еще не опубликован официально.

В связи с этим остается открытым вопрос, когда же Приказ начнет действовать.

Отметим, что в проекте присутствовал пункт «4», в котором говорилось, что документ должен был вступить в силу, начиная с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год.

Теперь такой пункт отсутствует, и значит, Приказ вступит в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, как это принято действующим законодательством в отношении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

И снова льготы малому бизнесу

Рассматриваемый документ вносит поправки в приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н “О формах бухгалтерской отчетности организаций”. По сути, Приказом утверждены новые, дополнительные формы бухгалтерской отчетности – баланс и отчет о прибылях и убытках.

Данные формы бухотчетности предназначены не для всех налогоплательщиков, а только для субъектов малого предпринимательства.

Поэтому сначала напомним, кто же имеет право причислить себя к такой категории.

Критерии отнесения налогоплательщиков к категории субъектов малого предпринимательства закреплены в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ

“О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”. Не рассматривая средний бизнес (на него не распространяется новая упрощенная форма баланса), выделим такие категории малого бизнеса:

  •  потребительские кооперативы;
  •  коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);
  •  физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
  •  крестьянские (фермерские) хозяйства.

Все эти лица, во-первых, должны быть внесены в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) или в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Во-вторых, должны соответствовать следующим условиям:

  1. для юридических лиц – доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25 процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);
  2. для юридических лиц – доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ);
  3. для всех – средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать ста человек включительно, в том числе по микропредприятиям – до пятнадцати человек;
  4. для всех – выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» с 2008 года для малого предприятия «потолок» составляет 400 млн. рублей, для микропредприятия – 60 млн рублей.

Напомним, что закон № 209-ФЗ не требует регистрации в качестве субъекта малого бизнеса, поэтому чтобы им являться, надо просто соблюдать установленные требования.

Они, как правило, проверяются каждый раз, как только предприятие или индивидуальный предприниматель будет обращаться за поддержкой государства в этом качестве, например при подаче заявления о переходе на УСН, а теперь и при сдаче упрощенной формы баланса.

Немного проясним ситуацию для предпринимателей. Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, от ведения бухгалтерского учета освобождаются, если они ведут учет доходов и расходов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ). Поэтому они могут не представлять даже упрощенную форму баланса.

Что говорит закон

Теперь посмотрим, как закон о бухгалтерском учете регулирует данное положение. Действующий закон (Федеральный закон от 21.11.

1996 № 129-ФЗ) предусматривает, что бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

(см. текст в предыдущей редакции)

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о прибылях и убытках;
  • приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
  • аудиторского заключения (в случае обязательности аудита)
  • пояснительной записки.

Вместе с тем данный закон предусматривает, что освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и организации, получившие статус участников проекта “Сколково”. Правда, об упрощенном составе или форме бухотчетности ничего прямо не сказано.

С 1 января 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”. Он регламентирует упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций.

Главное новшество – баланс и так называемая Форма № 2 сильно «похудели». В балансе оставлено пять строк для отражения статей актива и шесть – для статей пассива.

Заметим, что организации, получившие статус участников проекта “Сколково”, также будут вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства. Об этом прямо сказано в новом законе о бухучете. Поэтому к тому списку лиц, относимых к малому бизнесу, который мы привели выше, добавим и эту категорию налогоплательщиков.

Напомним еще об одном моменте.

Министерство финансов РФ постоянно информирует о том, что субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут представлять бухгалтерскую отчетность только в составе баланса и отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок, то есть не развернуто. Указание об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденное приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н, выложено на сайте Минфина России.

«Облегченные» формы отчетов

Вернемся к самой бухгалтерской отчетности. (см. текст в предыдущей редакции)

Приказом № 66н установлено, что организации – субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

  • в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
  • в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

И вот теперь Приказом утверждены конкретные упрощенные формы баланса и отчета о прибылях и убытках. И это и будет необходимый минимум бухотчетности, с которой малые предприятия должны будут отчитываться по новым правилам. Никаких форм об изменении капитала, о движении денежных средств или пояснительных записок представлять не надо будет.

Главное новшество – баланс и так называемая Форма № 2 сильно «похудели». В балансе оставлено пять строк для отражения статей актива и шесть – для статей пассива. В Форме № 2 и того меньше – всего семь строк.

При этом если в обычном балансе было несколько разделов, активы, например, подразделялись на внеоборотные и оборотные, то в упрощенной форме никаких разделов нет.

В таком балансе надо будет только заполнить строки:

По активам:

  • Материальные внеоборотные активы. Согласно разъяснениям в виде ссылок к строкам формы, в данную строку должны включаться основные средства и незавершенные капитальные вложения в основные средства.
  • Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы. Сюда необходимо относить и результаты исследований и разработок, незавершенные вложения в нематериальные активы, исследования и разработки, отложенные налоговые активы.
  • Запасы.
  • Денежные средства и денежные эквиваленты.
  • Финансовые и другие оборотные активы, включая дебиторскую задолженность.

По пассивам:

  • Капитал и резервы.
  • Долгосрочные заемные средства.
  • Другие долгосрочные обязательства.
  • Краткосрочные заемные средства.
  • Кредиторская задолженность.
  • Другие краткосрочные обязательства.

Теперь, если малое предприятие все же будет иметь такие отдельные данные, как НДС по приобретенным ценностям, оценочные обязательства, отложенные налоговые обязательства и прочее, то их можно смело присоединять к показателю «Другие долгосрочные обязательства».

Форма № 2 также представляет собой «облегченный» вариант. В ее семи строках надо будет отразить:

  • Выручку.
  • Расходы по обычной деятельности.
  • Проценты к уплате.
  • Прочие расходы.
  • Налог на прибыль (доходы).
  • Чистая прибыль (убыток).

Как можно заметить, в упрощенной Форме № 2 не видно многих показателей (валовая прибыль/убыток, доходы от участия в других организациях, прибыль/убыток до налогообложения, текущий налог на прибыль, в т. ч.

ПНО и ПНА и изменения ОНО).

Однако к форме отчета имеются небольшие разъяснения (ссылки), которые, например, уточняют, что в строке «Выручка» данные приводятся за минусом НДС и акцизов, то есть точно также как по правилам составления обычной Формы № 2.

А, например, в расходы по обычной деятельности необходимо включать себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы. В «Налоги на прибыль (доходы)» – текущий налог на прибыль, изменение отложенных налоговых обязательств и активов.

Вот чего действительно нет в новой форме, так это справочной информации типа результатов от переоценки, базовой и разводненной прибыли/убытка на акцию. Такую информацию показывать даже в свернутом виде не надо будет.

Обратите внимание: новые образцы баланса и Формы № 2 уже предполагают, что бухгалтерская отчетность будет сдаваться только по году. Об этом свидетельствуют формулировки граф, указывающие на период составления отчетности.

Вероятнее всего, представление промежуточной отчетности (за месяц или квартал) с 1 января 2013 года отменят.

Правда, обязанность по составлению месячной и квартальной отчетности не отменяется, и тот факт, что ее не надо будет предоставлять в налоговый орган, мало что меняет для бухгалтеров.

Помимо всего прочего, Приказом дополняется такая норма: “В случае если в бухгалтерскую отчетность отдельных категорий организаций (например, субъектов малого предпринимательства) включаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей (без их детализации), код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя”.

Таким образом, организации самостоятельно определяют, в какую строку (показатель) включить те или иные сведения. Но сделать это надо, соблюдая вышеуказанное правило.

Источник: Бухгалтерия.руОригинал: http://www.buhgalteria.ru/article/n66920

Источник: http://bishelp.ru/business/buhuchet-nalogi/uproshcheny-formy-buhgalterskoy-otchetnosti-dlya-malogo-biznesa

Бухгалтерская отчетность малого предприятия в 2018 году

Упрощены формы бухгалтерской отчетности для малого бизнеса

Российским законодательством предусматривается представление в инспекцию ФНС бухгалтерской отчетности компаниями категории малого бизнеса. Возможность формировать упрощенный пакет финансовой отчетности значительно облегчает деятельность сотрудников бухгалтерской службы.

Несмотря на то, что несколько лет назад малые предприятия были в принципе освобождены от составления отчетности, составление ее в сокращенном виде зачастую не вызывает сложностей.

Субъекты бизнеса, относящиеся к категории малых коммерческих предприятий, в 2018 году обязаны сдавать упрощенный пакет финансовой отчетности, которая включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и о целевом использовании денежных средств.

В том случае, если компания занимается ведением некоммерческой деятельности, ей необходимо подготовить бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании денежных средств. Тем не менее, если «налоговики» потребуют дополнительные сведения, компании обязаны их предоставить.

Кто вправе применять

Кто же вправе сдавать в инспекцию упрощенную финансовую отчетность? К таким компаниям относятся:

  • организации, относящиеся к субъектам малого бизнеса;
  • некоммерческие компании;
  • участники инновационного проекта «Сколково».

Запрещено формировать упрощенную отчетность организациям, чья деятельность подвержена обязательному проведению аудита, а также государственным компаниям, строительным и жилищным кооперативам, нотариусам, адвокатам и иным субъектам, согласно ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Процедуры «до»

К предприятиям малого бизнеса относят компании, деятельность которых соответствует установленным ограничениям:

  1. Выручка без учета налога на добавленную стоимость менее 800 млн. рублей в год.
  2. Среднесписочная численность персонала компании не более 100 человек (для некоторых отраслей даже менее).
  3. Ограничивается доля участия сторонних лиц в уставном капитале организации 49%.

Учетная политика

Каждая компания, организованная в форме юридического лица, должна закрепить методологию ведения налогового и бухгалтерского учета в таком внутреннем документе, как учетная политика в соответствие с требованиями ПБУ 1/2008. Этот внутренний документ утверждается приказом руководителя и должен содержать такие сведения, как:

  • рабочий план счетов;
  • формы первичных учетных документов, если в компании они разработаны самостоятельно, оформленные как приложения к документу;
  • порядок документооборота в компании;
  • порядок проведения ревизии и ответственные лица;
  • способы оценки обязательств и активов.

При утверждении учетной политики малым предприятиям необходимо обратить внимание на то, что существуют принципы, позволяющие им организовать систему ведения учета значительно проще.

Также с 1 января для малых компаний стало возможным отражать поступления материалов по ценам поставщика, не учитывая транспортные и прочие второстепенные расходы. Все компании, относящиеся к малому бизнесу, вправе единовременно списывать приобретенные материальные запасы.

Все эти особенности, несомненно, следует отразить в учетной политике компании. В противном случае, компания не вправе их применять.

Несмотря на то, что учетная политика является исключительно внутренним документом и не требует предоставления в инспекцию ФНС, формировать ее необходимо ежегодно. При осуществлении налоговой проверки, сотрудники органов налогового контроля в первую очередь потребуют именно этот документ для того, чтобы оценить обоснованность применения тех или иных методов ведения учета.

Ошибки в бухгалтерском учете

В ходе осуществления деятельности каждой компании могут возникать ошибки в организации системы хозяйственного учета. При обнаружении таких ошибок компания немедленно должна проанализировать ситуацию и принять меры по их устранению.

Организациям малого бизнеса разрешено корректировать нарушения прошлых лет, выявленные в течение отчетного периода. Исправления осуществляют с применением счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Сравнительные показатели отчетности пересчитывать за текущий период не нужно. Такие упрощенные правила коррекции выявленных ошибок актуальны только для значительных нарушений прошлых периодов.

Все иные ошибки исправляются в соответствие с ПБУ 22/2010.

В том случае, если нарушения за предыдущий год выявлены до предоставления в инспекцию пакета годовой бухгалтерской отчетности, то разрешается такие ошибки исправить и заново подготовить формы отчетности для инспекции.

В соответствие с Федеральным законом № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни компании должен быть подтвержден первичным учетным документом. У организаций есть право самостоятельно разработать и утвердить формы.

Главным требованием является наличие в таких документах обязательных реквизитов, среди которых выявляют следующие:

  • дата формирования документа;
  • название документа;
  • наименования сторон, участвующих в совершении сделки;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • измерители денежные и натуральные;
  • лица, ответственные за совершение операции, и их подписи.

Документ первичного бухгалтерского учета формируется либо в процессе совершения операции, либо непосредственно после ее завершения.

Реформация баланса

Прежде чем приступить к составлению бухгалтерского баланса, небольшое предприятие должно его реформировать. Процесс реформации сводится к закрытию всех счетов учета финансового результата, таких как 90, 91 и 99.

По итогам этой операции на счете 84 «Нераспределенная прибыль / Непокрытый убыток» формируется положительный или отрицательный результат деятельности по окончанию календарного года.

На основе полученной информации в компании составляется бухгалтерский баланс.

Прежде чем приступать к закрытию счетов, следует проверить, корректно ли отражены хозяйственные операции в течение истекшего периода.

Для этих целей уполномоченными лицами осуществляется ревизия обязательств и активов компании и сопоставляются полученные показатели с учетными данными.

Также малым предприятиям следует рассчитать все налоги за предшествующий год, так как они непосредственно влияют на финансовый результат. Если все данные совпали, то можно приступать к реформации баланса.

Все процедуры оформляют последним числом календарного года, даже в том случае, если реформацию осуществляют в феврале.

В первую очередь закрывают счета 90 и 91, а после этого производят закрытие счета 99 «Прибыли и убытки», на котором в течение календарного года отражались результаты деятельности компании.

По итогам года все субсчета 90, 91 и 99 счетов должны иметь нулевое сальдо и на счете 84 формируется итоговый результат:

  1. Получена прибыль – Дт 99 Кр 84.
  2. Понесен убыток – Дт 84 Кт 99.

После закрытия счетов процедура реформации бухгалтерского баланса считается завершенной, и бухгалтер может приступать к формированию отчетности.

Особенности формирования бухгалтерской отчетности представлены в данном видео.

Требования к отчетности

К формированию бухгалтерской финансовой отчетности нормативно-правовыми актами предъявляются определенные требования:

  • все данные должны быть указаны в тысячах рублей;
  • отрицательные значения отражаются в круглых скобках;
  • показатели на начало календарного года должны быть тождественными данным на конец прошедшего года;
  • отчетность должна включать показатели всех обособленных подразделений при наличии;
  • в пустых строках необходимо поставить прочерк.

При составлении бухгалтерской отчетности необходимо отображать данные за несколько предшествующих периодов, что сделает проверку более понятной для инспектора. Если данные являются несопоставимыми, то предшествующие показатели подлежат корректировке.

Все значимые показатели следует отображать в отчетности обособленно друг от друга.

Степень детализации компании должны определить самостоятельно в той мере, чтобы обеспечить заинтересованных пользователей финансовой актуальной и достоверной информацией относительно деятельности компании.

Перечень и заполнение унифицированных бланков

Компании, относящиеся к представителям малого бизнеса, должны предоставить в инспекцию ФНС пакет бухгалтерской финансовой отчетности, включающий в себя следующие документы:

  1. Бухгалтерский баланс.
  2. Отчет о финансовых результатах.
  3. Отчет о целевом использовании средств.

Упрощенный бухгалтерский баланс имеет в своем составе только укрупненные статьи. Отчет о финансовых результатах не содержит информации о величине налога на прибыль, расходам по основной деятельности, так как в большинстве случаев значения этих показателей не являются существенными.

Ответственность за нарушения

Органы налогового контроля пристально следят за соблюдением сроков подачи бухгалтерской финансовой отчетности малыми предприятиями. За непредставление установленных форм отчетности компании грозит штраф за каждый отсутствующий документ.

При исчислении величины штрафа «налоговики» будут отталкиваться от полного пакета форм бухгалтерской отчетности. Помимо общего штрафа ответственность ждет и должностных лиц, допустивших нарушение, в размере от 300 до 500 рублей.

Способы передачи отчетов

Предоставлять бухгалтерскую финансовую отчетность малым предприятиям следует один раз в год по окончанию налогового периода до 31 марта.

Передав отчетность в органы налогового контроля, компании обязаны отправить дублирующий пакет документов и в органы статистики.

Если организация зарегистрирована после 30 сентября, ей не нужно формировать отчетность по итогам этого года.

Передать отчетность можно как лично, так и через представителя компании. Для этого совсем необязательно посещать инспекцию. Можно отправить документы по почте письмом с описью или воспользоваться сетью интернет.

Таким образом, в 2019 году представители малого бизнеса должны предоставить бухгалтерскую отчетность за 2018 год не позднее 31 марта 2019 года.

Несмотря на то, что небольшим компаниям разрешено сдавать бухгалтерскую отчетность в упрощенном формате, составление и передача пакета документов в органы налогового контроля требуют от бухгалтера наличия актуальных бухгалтерских знаний и контроля над последними изменениями в законодательстве страны.

Как правильно хранить документы бухгалтерской отчетности — на данном видео.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/fondy/grugaiya-otchetnost/buhgalterskaya-dlya-malyh-predpriyatij.html

Отчетность ООО в 2018 году

Упрощены формы бухгалтерской отчетности для малого бизнеса

Всю отчетность ООО можно разделить на пять категорий:

Налоговые декларации

В соответствии с выбранной системой налогообложения ООО должно сдавать в ИФНС следующие налоговые декларации:

Обратите внимание, что при совмещении налоговых режимов необходимо раздельно по каждой системе налогообложения вести учет, сдавать отчетность и платить налоги.

Книга учета доходов и расходов (КУДИР)

Книгу учета полученных доходов и совершенных расходов (КУДИР) обязаны вести все ООО, применяющие упрощенную систему налогообложения. С 2013 года было отменено обязательное заверение КУДИР в ИФНС. Однако, прошитая и пронумерованная книга должна быть в любом случае (штраф за её отсутствие для организации составляет 10 000 рублей).

Организациям на ЕНВД КУДИР вести не нужно, но при этом им необходимо учитывать свои физические показатели (количество квадратных метров, работников и т.д.).

В каком именно виде это делать закон не регламентирует, поэтому требование работников ИФНС об обязательном применении так называемых «Книг ЕНВД», необоснованы. Особенно, если в них присутствуют такие разделы, как «Доходы», «Расходы» и т.д.

В любом случае, учитывать физические показатели необходимо, поэтому, если стоимость такой книги приемлемая (штраф за её отсутствие от 500 до 700 руб.) возможно и стоит её приобрести. Но при этом важно помнить, что в ней необходимо вести только учёт физпоказателей, всю остальную информацию по доходам и расходам туда вносить не нужно.

Более подробно про КУДИР.

Бухгалтерская отчетность

Все организации, независимо от выбранной системы налогообложения и количества работников, обязаны вести бухгалтерский учет и ежегодно сдавать бухгалтерскую отчетность (закон «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.).

Бухгалтерская отчетность для разных категорий организаций различается. В общем случае она состоит из следующих документов:

  • Бухгалтерский баланс (форма 1).
  • Отчет о финансовых результатах (форма 2).
  • Отчет об изменениях капитала (форма 3).
  • Отчет о движении денежных средств (форма 4).
  • Отчет о целевом использовании средств (форма 6).
  • Пояснения в табличной и текстовой форме.

Для малых предприятий (количество работников не более 100 человек и выручка не более 800 млн. рублей в год) бухгалтерская отчетность состоит из двух обязательных документов в упрощённой форме:

  • Бухгалтерский баланс (форма 1).
  • Отчет о финансовых результатах (форма 2).

Бухгалтерская отчетность сдается один раз по итогам каждого года в две инстанции: налоговую службу (ФНС) и органы статистики (Росстат). Крайний срок сдачи отчетности – не позднее 31 марта.

За несвоевременную сдачу бухгалтерской отчетности предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. С должностных лиц организации могут взыскать штраф в размере от 300 до 500 рублей + от 3 000 руб. до 5 000 руб. за несдачу отчетности в Росстат.

Отчетность за работников

Всю отчетность за работников можно разделить на три категории:

  • Отчетность в ФНС (Налоговая служба).
  • Отчетность в ПФР (Пенсионный фонд).
  • Отчетность в ФСС (Фонд социального страхования).
Куда сдавать Что сдавать Когда сдавать
ФНССреднесписочная численность работниковПо итогам календарного года не позднее 20 января следующего года
Справки 2-НДФЛПо итогам календарного года не позднее 1 апреля следующего года
Расчеты 6-НДФЛПо итогам каждого квартала не позднее последнего числа 1-го месяца следующего квартала
Расчет по страховым взносамПо итогам каждого квартала не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.
ПФРОтчет по форме СЗВ-СТАЖ (содержит cведения о страховом стаже застрахованных лиц)По итогам года, в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
Отчет по форме СЗВ-М (содержит сведения позволяющие отследить работающих пенсионеров)По итогам каждого месяца не позднее 15 числа следующего месяца
Расчет по форме РСВ-1 (содержит сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам за работников в ПФР и ФФОМС). С 1 января 2017 года указанный расчет отменили.По итогам каждого квартала не позднее 20 числа (для электронной формы) и 15 числа (для бумажной формы) 2-го месяца следующего квартала Последний раз расчет необходимо было сдать за 2016 год в срок до 15 февраля 2017 года в бумажной форме и до 20 февраля в электронной.
ФССОтчет по форме 4-ФСС С 1 января 2017 года в указанный расчет включаются сведения только по травматизму и профзаболеваниямПо итогам каждого квартала не позднее 25 числа (для электронной формы) и 20 числа (для бумажной формы) 1-го месяца следующего квартала

Отчетность по кассовым операциям

Организации, осуществляющие операции, связанные с приемом, выдачей и хранением наличных денежных средств (кассовые операции) обязаны соблюдать правила кассовой дисциплины (оформление кассовых документов, соблюдение лимита по кассе и т.д.).

Необходимость ведения кассовой дисциплины не зависит от выбранной системы налогообложения или наличия кассового аппарата. ООО может не иметь ККМ, а просто выписывать БСО (бланки строгой отчетности), но при этом все равно обязано соблюдать правила кассовый дисциплины.

С июня 2014 года действует упрощенный порядок ведения кассовой дисциплины, согласно которому небольшие организации (количество работников не более 100 человек и выручка не более 400 млн. рублей в год) больше не обязаны устанавливать лимит остатка наличных денег по кассе.

Более подробно про кассовую дисциплину.

Отчетность по дополнительным налогам

Некоторые организации осуществляют виды деятельности, подразумевающие уплату дополнительных налогов и ведение отчетности.

Таблица дополнительных налогов и отчетности

Дополнительный налог Вид отчетности Срок сдачи
Транспортный налогДекларация по транспортному налогуПо итогам календарного года не позднее 1 февраля следующего года
Земельный налогДекларация по земельному налогуПо итогам календарного года не позднее 1 февраля следующего года
Водный налогДекларация по водному налогуПо итогам каждого квартала не позднее 20-го числа 1-го месяца следующего квартала
Подакцизный налогДекларация по акцизному налогуПо итогам каждого месяца не позднее 25-го числа следующего месяца (за прямогонный бензин и денатурированный спирт: не позднее 25-го числа третьего месяца следующего за отчетным)
Извещение об уплате авансового платежа в 4-х экземплярах (в том числе один в электронном виде) + копии платежных документовНе позднее 18 числа текущего месяца
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)Декларация по НДПИПо итогам месяца не позднее последнего числа следующего месяца
Налог на игорный бизнесДекларация по налогу на игорный бизнесПо итогам месяца не позднее 20-го числа следующего месяца
Сборы за пользование объектами животного мираПредоставление в ИФНС сведений о полученных разрешениях на добычу объектов животного мираНе позднее 10 дней с даты получения разрешения
Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсовПредоставление в ИФНС сведений о полученных разрешениях и суммах сбора подлежащих к уплатеНе позднее 10 дней с даты получения разрешения
Предоставление в ИФНС сведений о количестве объектов, подлежащих к изъятию из среды обитанияНе позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем срока действия разрешения
Регулярные платежи за пользование недрамиПредоставление в ИФНС расчета регулярных платежей за пользование недрамиПо итогам каждого квартала не позднее последнего дня первого месяца следующего квартала

Источник: https://www.malyi-biznes.ru/otchetnost-ooo/

Упрощенная бухгалтерская отчетность для малого предприятия

Упрощены формы бухгалтерской отчетности для малого бизнеса

Закон о бухгалтерском учете для субъектов малого предпринимательства предусмотрел возможность представления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках по упрощенным формам.

Что представляет из себя упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность, в чем состоит упрощение бухгалтерских форм, кто сдает упрощенные отчетные формы, когда составляется и сдается упрощенная бухотчетность – рассмотрим в этой статье.

Кто сдает упрощенную бухгалтерскую отчетность

Ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ для некоторых организаций предусмотрено право применения упрощенных способов ведения бухучета, а также составления упрощенной бухгалтерской отчетности:

1) субъекты малого предпринимательства. Малыми признаются организации соответствующие определенным критериям (см. статью “Единый реестр малых предприятий”).

Если хотя бы одно из условий не соблюдается – организация не признается субъектом малого предпринимательства;
2) некоммерческие организации, созданные в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях»;
3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”.

Основная особенность форм отчетности для малого предпринимательства –  это упрощенные формы и укрупненные показатели. 

Состав упрощенной бухгалтерской отчетности

Полная бухотчетностьУпрощенная бухотчетность
1БалансУпрощенный Баланс
2Отчет о финансовых результатахУпрощенный отчет о финансовых результатах
3Отчет об изменениях капиталаУпрощенный отчет о целевом использовании средств
4Отчет о движении денежных средств
5Отчет о целевом использовании средств
6Пояснения к отчетности

Для трех упрощенных отчетов законодатели привели сокращенные формы в приказе Минфина 66н “О формах бухгалтерской отчетности организаций”, найти их можно в приложении 5. Причем можно применять стандартные формы либо разработать свои самостоятельно. Стоит отметить, что применение упрощенных форм бухгалтерской отчетности — это право, а не обязанность предприятий малого бизнеса. Компании могут формировать бухгалтерскую отчетность в общем порядке. Как и прежде, малые предприятия могут ограничиться подачей только баланса и отчета о прибылях и убытках, и не прилагать к бухгалтерской отчетности пояснительную записку, отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств. Исключение составляют случаи, когда такие документы содержат важную информацию для оценки финансового положения компании и финансовых результатов ее деятельности.

В чем состоит упрощение бухгалтерских форм

Упрощение состоит в том, что раскрывать нужно существенную о себе информацию

  • Можно не расписывать информацию о связанных сторонах, сегментах, о прекращаемой деятельности;
  • События после отчетной даты показываются в бухотчетности, только если это имеет рациональный смысл;
  • Ошибки прошлых лет можно исправлять, затрагивая прочие доходы или расходы текущего периода, без корректировки нераспределенной прибыли/убытка.

Упрощенная форма баланса не содержит отдельных разделов, а показатели значительно скорректированы. Например, дебиторская задолженность малого предприятия будет включена в статью «Финансовые и другие оборотные активы»; а основные средства — в статью «Материальные внеоборотные активы».

Актив баланса содержит статьи:

– Материальные внеоборотные активы

– Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы

– Запасы

– Денежные средства и денежные эквиваленты

– Финансовые и другие оборотные активы

Пассив баланса содержит статьи:

– Капитал и резервы

– Долгосрочные заемные средства

– Другие долгосрочные обязательства

– Краткосрочные заемные средства

– Кредиторская задолженность

– Другие краткосрочные обязательства

Упрощенная форма отчета о финансовых результатах отличается от обычной. В упрощенном отчете о финансовых результатах отсутствуют многие показатели, которые выделены в общей форме.

Например, такие, как валовая прибыль (убыток), прибыль (убыток) от продаж, доходы от участия в других организациях. В строку «Расходы по обычной деятельности» объединены целых три показателя: себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы.

Не приводится в отчете и справочная информация типа результатов от переоценки внеоборотных активов, базовой и разводненной прибыли (убытка) на акцию.

Когда составляется и сдается упрощенная бухотчетность

Упрощенная бухотчетность составляется за период с 1 января по 31 декабря. Исключение сделано для организаций, зарегистрированных после 30 сентября. Для них первым отчетным периодом является время с даты регистрации до 31 декабря следующего года (ст. 15 ФЗ № 402‑ФЗ).

Хотя по своему желанию фирмы, зарегистрированные после 30 сентября, могут составлять отчетность сразу за первый календарный год работы, то есть в общем порядке. Годовую бухгалтерскую отчетность нужно сдать в ИФНС в течение трех месяцев по окончании отчетного года (ст. 23 НК РФ).

Аналогичный срок установлен для сдачи отчетности в органы статистики (ст. 18 ФЗ № 402‑ФЗ). В течение года фирмы могут формировать месячную и квартальную отчетность. Она называется промежуточной и составляется соответственно ежемесячно и ежеквартально нарастающим итогом с начала года.

Промежуточную бухгалтерскую отчетность представлять в какие-либо контролирующие органы не требуется.

Фирммейкер, 2012Дина Ермакова

При использовании материала ссылка на статью обязательна

Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/sostav-bukhgalterskoj-otchetnosti-malogo-predpriyatiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.