+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Стало больше мер поддержки малого и среднего бизнеса

Стало больше мер поддержки малого и среднего бизнеса

Стало больше мер поддержки малого и среднего бизнеса

Время прочтения:

Президент России подписал Федеральный закон от 03.07.2018 № 185-ФЗ, который внёс изменения в Законы № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства…», № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства…» и в Земельный кодекс РФ. Поправки внесены в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон вступил в силу 3 июля 2018 года.

В чём суть нововведений?

Расширены возможности для участия малого и среднего бизнеса в процедурах выкупа государственного или муниципального имущества путём ввода бессрочного права выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества. Кроме того, указанное право распространено на федеральное имущество. Помимо этого создана возможность для вовлечения земельных участков в механизм оказания имущественной поддержки субъектам МСП.

Зачем потребовались поправки?

Закон разработан в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года.

Наделение субъектов МСП преимущественным правом выкупа имеет целью создание условий для вовлечения в полноценный хозяйственный оборот государственного или муниципального имущества, не используемого органами госвласти.

Кроме того, отсутствовавший механизм выкупа арендуемого федерального имущества ставил арендаторов такого имущества в неравное положение с арендаторами муниципальной или региональной собственности.

Предполагается, что принятые новшества станут действенной мерой, направленной на укрепление имущественной основы ведения предпринимательской деятельности.

В какой срок теперь можно выкупить госимущество?

Поправками закреплено бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества. Ранее срок реализации такого преимущественного права был ограничен 1 июля 2018 года.

Какое имущество могут выкупать субъекты МСП?

Представителям малого и среднего бизнеса предоставлено преимущественное право выкупа недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, по аналогии с имеющимся у них ранее преимущественным правом выкупа недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или муниципальных властей.

При каких условиях можно выкупить имущество?

Согласно ст. 3 Закона № 159-ФЗ по общему правилу арендатор публичной собственности из числа субъектов МСП может без торгов выкупить это имущество, если:

— оно находится в аренде не менее двух лет на день подачи заявления;

— нет задолженности по арендной плате и неустойкам;

— имущество не включено в перечень имущества для поддержки малого бизнеса.

При этом поправками снята привязка к конкретной дате — 1 июля 2015 года, по состоянию на которую арендуемое имущество должно непрерывно находиться во временном владении и (или) временном пользовании субъектом МСП в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества для реализации преимущественного права выкупа. Теперь условие о двухлетнем сроке должно соблюдаться на день подачи заявления о реализации преимущественного права.

Как поддержат субъектов МСП посредством земельных участков?

Предусмотрена возможность проведения специализированных аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, включённых в перечни государственного и муниципального имущества, только среди субъектов МСП (за исключением тех, в отношении которых не может оказываться поддержка).

При этом запрещены передача прав и обязанностей по заключённым с субъектами МСП договорам аренды земельных участков, включённых в указанные перечни, третьим лицам, либо передача в субаренду.

Также закреплено требование о включении сведений о льготах по арендной плате в отношении земельного участка, включённого в указанные перечни, в состав сведений, подлежащих указанию в извещении о проведении аукциона.

Для участия в таком аукционе заявители должны декларировать свою принадлежность к субъектам малого и среднего бизнеса путём предоставления в бумажном или электронном виде сведений из единого реестра субъектов МСП либо заявлять о своем соответствии условиям отнесения к таковым по специальной форме.

Что такое единый реестр субъектов МСП, и как его использовать?

«Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» — специализированный сервис, запущенный 1 августа 2016 года. Ведением ресурса занимается ФНС России.

цель создания реестра — освободить организации и ИП, относящиеся к субъектам МСП от необходимости подтверждать свой статус при получении льгот, преференций и мер поддержки от государства. Реестр формируется в первую очередь на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), а также сведений из сданной налоговой отчётности (т.е.

без участия организаций и ИП).

Если вашей организации (ИП) нет в реестре, хотя она там должна быть, то следует направить заявку на проверку сведений реестра.

Подписывайтесь на главное от «Клерка» на Яндекс.Дзен. Самый умиротворяющий бухгалтерский сервис.

Источник: https://mag-m.com/biznes/stalo-bolshe-mer-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa.html

Малый бизнес оценил поддержку государства

Стало больше мер поддержки малого и среднего бизнеса

По оценкам премьера Дмитрия Медведева, за шесть лет количество малых и средних предприятий увеличилось на треть, а вклад этого сектора в ВВП вырос до 22,3%.

За последние годы принято множество полезных поправок в законы, говорит Дмитрий Несветов, член совета московского отделения «Опоры России».

Самые важные, по его мнению, – надзорные каникулы, повышение предельной выручки для упрощенной системы налогообложения (УСН) и упрощение доступа малого бизнеса к госзакупкам.

Медведев указывает также на то, что начали действовать программы льготного кредитования малого и среднего бизнеса (так называемая «программа 6,5»). «Ведомости» разбирались, как предприниматели оценивают господдержку в течение последних нескольких лет.

Софья Умеренкова из Тулы шьет детскую одежду и постельное белье. Два года назад индивидуальный предприниматель (ИП) Умеренкова попала под налоговые каникулы по региональному законодательству. Она экономит на этом 15 000 руб. в год, но при месячной выручке в 130 000–140 000 руб. предпринимательнице дорога каждая копейка.

Некоторые предприниматели считают каникулы слишком короткими. По мнению гендиректора компании «Точка юга» (оказывает геоинформационные услуги) Анатолия Милюкова, для выхода на операционную окупаемость начинающему бизнесмену нужно 3–5 лет.

В то же время для ИП увеличились взносы в Пенсионный фонд– с 20 до 26%, ранее рассказывала «Ведомостям» директор департамента налогового консультирования «Альянс консалтинга» Маргарита Есипова. По ее словам, фактические социальные отчисления ИП растут примерно на 15–20% в год.

Артем Лаптев, владелец онлайн-ресторана «Вкуслаб», доволен патентной системой налогообложения, действующей в Москве с 2013 г. Он в 2016 г. купил у московского правительства патент и теперь раз в год платит 180 000 руб. Сверх этой суммы приходится платить только 30 000 руб. страховых взносов. До этого он использовал УСН и платил 6% с выручки, для него это было слишком много, говорит Лаптев.

Филипп Лейтес, основатель сети точек продажи кофе навынос «Правда кофе», тоже доволен своим налоговым режимом. Он использует УСН и платит 15% с разницы между доходами и расходами.

Государство увеличило предельную выручку, при которой предприятия теряют право на УСН, с 60 млн до 150 млн руб. Как ранее рассказывал «Ведомостям» Дмитрий Ющенко, владелец фирмы по производству электрооборудования, благодаря этому он сэкономил на налогах и зарплатах в 2017 г.

Оборот его компании в 2016 г. составлял около 70 млн руб. В 2017 г. Ющенко пришлось бы перейти с УСН на общий налоговый режим и нанять в штат бухгалтеров. По подсчетам предпринимателя, только на зарплаты дополнительного персонала у него бы уходило не меньше 2 млн руб.

в год, а на налоги – около 8 млн руб.

Проверки

С 2016 г. для малого и среднего предпринимательства были введены надзорные каникулы. В первый же год, по данным Министерства экономического развития, количество плановых проверок уменьшилось на 285 500 (с 887 973 проверок в 2015 г. до 602 469 – в 2016 г.). При этом внеплановых проверок стало больше, говорит Несветов.

По его словам, чаще всего малый бизнес посещают сотрудники МЧС, Роструда, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и МВД. Предприниматели рассказали «Ведомостям» то же самое. Лаптев из «Вкуслаба» говорит, что его очень часто проверяет Роспотребнадзор.

А Александр Вахтурин, владелец центра красоты и здоровья «Таис-сервис» в Ярославле, жалуется, что внеплановых проверок теперь стало даже больше, чем плановых раньше.

Предпринимателей стала чаще проверять налоговая инспекция, говорит гендиректор юрфирмы Urvista Алексей Петропольский.

Например, инспектор может потребовать прислать фотографии товара, который был отправлен контрагенту, и доказать факт сотрудничества и даже личных встреч, замечает он.

По данным совместного исследования PwC и «Левада-центра», в 2016 г. каждый 10-й ИП ликвидировал бизнес из-за роста налоговой нагрузки или претензий контролирующих органов.

Льготные кредиты

Предприниматели Павел Осипов и Дарья Бусева из Хабаровска шьют городские рюкзаки под маркой Neovima. Они никогда не обращались за помощью в местные госорганы.

Бусева сама прежде работала в хабаровском региональном центре по поддержке малого бизнеса и знает, что гранты и льготные кредиты получали главным образом инновационные или деревообрабатывающие компании. Производителям из сектора легкой промышленности центр не помогал, говорит Бусева.

В Хабаровске, уверяет она, мало кто знает о мерах господдержки малого бизнеса – нет площадок, где предприниматели могли бы встречаться и обмениваться информацией.

Предприниматели плохо осведомлены, и этим пользуются посредники. Лейтес вспоминает, что ему однажды позвонил человек, который предложил помощь в оформлении льготного кредита по ставке 6,5% годовых – за гонорар. Лейтес отказался.

Банки рапортуют о росте льготного кредитования малого бизнеса. По словам старшего вице-президента Сбербанка Анатолия Попова, объем кредитования малого и среднего бизнеса за 2017 г. увеличился на 60% по сравнению с 2016 г. – до 1,3 трлн руб. Сбербанк рассказал и о снижении ставок по ссудам малому бизнесу: на конец I квартала 2018 г. они составили 11% годовых (против 12,1% в 2014 г.).

Кирилл Тихонов, вице-президент Промсвязьбанка, сообщил, что банк в 2017 г. увеличил портфель ссуд на 40% по сравнению с 2016 г. – на 13,9 млрд руб. Он говорит о том, что динамика, в частности, объясняется смягчением требований к заемщикам.

Списки неблагонадежных

С 2017 г. ЦБ ведет работу по сокращению сомнительных банковских операций и банки, следуя его указаниям, стали гораздо более придирчиво, чем прежде, проверять клиентов, это затронуло в первую очередь малый бизнес, говорит предправления СДМ-банка Максим Солнцев. Он указывает на то, что в черных списках уже полмиллиона компаний.

Банки интересуются реальностью бизнеса клиентов, отмечает Солнцев. У них возникают подозрения, если компания платит налоги в размере менее 0,9% от дебетового оборота по счету либо не выплачивает зарплату сотрудникам и не перечисляет страховые взносы, объясняет он.

Никто из опрошенных «Ведомостями» предпринимателей не признался в том, что у них были трудности при открытии счета в банке.

Численность

Премьер-министр Медведев говорит о росте числа малых и средних предприятий. По данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства, в России зарегистрировано 6,1 млн малых и средних компаний, а также ИП. За два последних года их число увеличилось на 593 321. Однако выросло лишь количество микропредприятий, а малых и средних уменьшилось, следует из данных реестра.

Несветов связывает это с общим падением экономики: выручка компаний упала, поэтому формально часть малых предприятий опустились в категорию микробизнеса, а часть средних стали малыми.

В то же время, полагает Несветов, расширение армии микропредпринимателей объясняется тем, что многие были вынуждены выйти из тени из-за усиления контроля. Налоговая инспекция проверяет крупные предприятия и находит среди их контрагентов самозанятых, им приходится вставать на учет.

Нелегалов также вылавливает полиция во время рейдов по рынкам и ярмаркам, добавляет Несветов.

Лейтес планирует расширять производство и открывать новые кофейни, ему нужно 15 млн руб. на оборудование. Его устраивает кредит по ставке 12% годовых, который предлагает ему сейчас Сбербанк. Однако предприниматель все равно сомневается в том, что его стоит брать, – полагает, что ситуация на рынке сейчас слишком непредсказуема.

Получается, что государство поддерживает малый и средний бизнес, но эффект от этой поддержки нивелируется ухудшением экономической ситуации – мелким предпринимателям приходится думать, как выжить, говорит Несветов.

Источник: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2018/04/13/766598-malii-biznes-gosudarstva

Почему действующие меры поддержки МСП зашли в тупик

Стало больше мер поддержки малого и среднего бизнеса

В начале апреля в нижней палате Федерального собрания РФ прошли парламентские слушания по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП). Депутат Госдумы Рифат Шайхутдинов объясняет, что нужно сделать для того, чтобы вывести самозанятых из тени, как помочь стартапам и выполнить президентские указы.

Всем выйти из тени

Основная финансовая поддержка субъектов МСП осуществляется за счет средств федерального бюджета по линии Минэкономразвития, Минсельхоза России и Федерального государственного бюджетного учреждения “Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере” (Фонд содействия инновациям).

Кроме того, мероприятия по поддержке субъектов МСП финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет средств акционерных обществ “Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства” и “Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства”.

Общий объем средств поддержки субъектов МСП в 2015–2016 годы составил 152,8 млрд рублей. Однако Счетная палата в своем отчете признала действующие меры помощи малому бизнесу неэффективными, непрозрачными, а саму поддержку малого бизнеса сферой неуправляемой. Почему?

Эффективность средств определяется достижением поставленных целей.

В 2016 году президент РФ Владимир Путин поставил задачу увеличить численность занятых в сфере МСП до 20 млн человек: “В перспективе по уровню занятости в сфере малого бизнеса и его доле в ВВП мы должны выйти на сопоставимые показатели со странами, где предпринимательство, прежде всего малое и среднее, является опорой экономики”. То есть примерно от 40% занятых и от 40% в ВВП.

Счетная палата в своем отчете признала меры поддержки малого бизнеса неэффективными

Но с тех пор произошло не увеличение, а значительное уменьшение численности занятых в сфере МСП. Сегодня у нас трудоспособного населения — 76,6 млн человек. Из них занятых в МСП — 19 млн, тогда как теневая занятость составляет 23,9 млн человек.

Давайте не будем плодить мифы, будто у нас экономика отличается от европейской или американской, — структура примерно такая же, только бизнес и самозанятых надо вывести из тени. Это архиважная задача. И решать ее бюрократическими или фискальными методами неверно.

Пока же результаты деятельности правительства по легализации самозанятых ошеломительны: из почти 24 млн человек зарегистрировалась всего тысяча. Это явно свидетельствует о неверном подходе к проблеме.

Самозанятые — это среда зарождения малого бизнеса. Это люди, которые кормят сами себя и свои семьи, — в этом их ценность. Они уже составляют немалую долю ВВП, а объектом налогового обложения они станут тогда, когда им это зачем-то будет необходимо.

Надо создать налоговые каникулы для самозанятых на 15–20 лет и дать преференции по пенсиям. Тогда, возможно, мы выведем из тени большинство нянечек, горничных, репетиторов, водителей, фермеров.

Многие самозанятые регистрируются на электронных площадках поиска работ — почему бы не использовать их для учета? Предложил свои услуги — тебе пришло уведомление, что ты зарегистрирован в базе данных самозанятых, и больше от тебя ничего не требуется!

Эта сфера нуждается в проведении соответствующей законодательной работы.

Работа над терминами 

Второй вывод Счетной палаты — непрозрачность — определяется не только разными источниками помощи, разными формами и средствами госфинансирования МСП, но, главное, самим объектом, которому выделяется поддержка.

До тех пор пока мы не введем нормального понятия “малый бизнес”, мы будем иметь непрозрачную сферу

Кого поддерживают, кого называют малым предпринимателем? Тех, у кого определенная численность сотрудников, и тех, у кого определенная выручка.

Достаточно ли этого, чтобы назвать предприятие малым, отражает ли это суть и природу этой деятельности? Уверен — нет! Пример трагедии в Кемерове демонстрирует, что такое определение малого бизнеса оставляет большие возможности для мошеннических схем и нарушений.

До тех пор пока мы не введем нормального понятия “малый бизнес”, мы будем иметь непрозрачную сферу, дающую возможность ухода от налогов, позволяющую манипулировать финансами на поддержку. И не сможем решить поставленных задач развития бизнеса в стране.

Сегодня мы имеем дефект в законодательстве — отсутствие ответа на вопрос “Что такое малый бизнес?”. И нам, представителям государственной власти, надо этот пробел исключить, развив законодательную базу более четким определением малого бизнеса, которое позволило бы избегать махинаций, давало бы бо́льшую прозрачность и способствовало бы осмысленной работе с этой сферой.

Все нынешнее законодательство в сфере МСП направлено на поддержку юридического лица.

Правильно ли это? В римском праве не было понятия юридического лица, и многие корифеи юридической науки считают, что оно было создано для махинаций с ответственностью.

Понятно, что для публичных компаний, акционерных обществ, по-видимому, без этого понятия не обойтись. Но если мы говорим о помощи малому предпринимательству, мы должны говорить о поддержке прежде всего физического лица.

Что такое малый бизнес? Это деятельность человека, который на свой страх и риск формирует начальный капитал. Малое предприятие — предприятие, не имеющее капитала, это физическое лицо со своими рисками. Мы и купить-то его не можем без человека, который эту деятельность осуществляет. Активом малого предприятия является сам человек и его работа.

И поддерживать, следовательно, нужно самого человека, кто рискует. Я лично считаю, что и облагать налогами такого предпринимателя нельзя. Сегодня работа служащим в корпорации и предпринимательство в малом бизнесе дают примерно одинаковый доход, но только в корпорации нет рисков, которые есть в малом бизнесе.

Когда человек формирует начальный капитал, его основной актив — он сам. Затем, после того, как у него сформирован капитал (есть отчуждаемые активы), можно, видимо, говорить о бизнесе и предприятии. Это мы и должны прописать в законодательстве.

Какие меры поддержки нужны в период формирования капитала, когда из 43 стартапов выживает один? Не факт, что это кредитование. И я бы согласился с главой Сбербанка Германом Грефом, который, когда его спрашивают о том, почему вы не кредитуете малый бизнес, говорит о высоких рисках.

Необходимо скорректировать программу поддержки субъектов МСБ. Обратите внимание на влияние помощи сельскохозяйственному бизнесу до санкций и после. Как только Россия ввела ответные санкции в сельском хозяйстве и вынуждена была формировать собственный рынок производства продовольствия, тогда и поддержка стала более целевой, и она оказалась востребованной.

Малый бизнес и отличается от крупного тем, что он не может сформировать рынок. Если мы хотим поддержать малый бизнес, надо формировать для него рынки. Программа квот для малых предприятий в закупках госкорпораций явно не решает этих задач.

Вопросы без ответов

Много задач стоит перед теми, кто развивает малый бизнес: и снижение контрольной нагрузки (президент в послании к Федеральному собранию предложил взять за основу рисковый подход к проверкам), и расширение использования цифровой экономики для развития МСП. Почему бы не сделать онлайн-систему “Бизнес-навигатор МСП” таким же востребованным, как портал “Госуслуги”?

Почему бы не задействовать онлайн-кассы для отказа от бухгалтерии в сфере малого предпринимательства? Онлайн-кассы напрямую передают данные в налоговую службу — почему бы при фискальных операторах не создать структуры ведения бухгалтерии? Раз все данные уже и так в налоговой, так, может быть, освободить предпринимателя от налоговых проверок и функцию ведения бухгалтерии по желанию предпринимателя передать фискальным операторам или налоговой службе?

Но главная задача — ликвидировать пробел в законодательстве. Прежде всего ввести точное определение для самозанятых, малого и среднего предпринимательства, которое бы не давало возможности для схем и махинаций, а позволяло бы разработать качественные механизмы поддержки предпринимателей.

Без этого невозможно осуществить рывок, о котором говорил президент в своем послании.

Парламентские слушания обозначили проблемы, которые требуют законодательного решения. Но остался без ответа вопрос: “А что Титов?” — уже не как рекламный ролик выборной кампании, а по существу.

Уполномоченный по бизнесу так и не появился на слушаниях — видимо, есть дела важнее его непосредственных обязанностей.

Также остался без ответа  вопрос: “Как же правительство планирует реализовать поставленные президентом амбициозные цели развития малого и среднего предпринимательства в России?”

По результатам слушаний предложено создать рабочую группу в Госдуме по доработке законодательства МСП.

Надеемся, что и правительство наведет порядок в сфере поддержки малого бизнеса, а также устранит недостатки, указанные в отчете Счетной палаты и озвученные участниками парламентских слушаний.​

Источник: https://tass.ru/opinions/5113768

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.