+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Создание индивидуальных сказок для детей

Содержание

Сказка в работе с детьми

Создание индивидуальных сказок для детей

  1. Этап спонтанного создания и передачи историй. Он продолжается и сейчас, поскольку человечество не перестает придумывать сказки.
  2. Этап научного осмысления метафорического материала. Собирать, систематизировать и исследовать фольклор в Европе начали братья Грим, Шарль Перро, Владимир Даль.

  3. Этап использования сказки «упаковки» основного инструментария психолого – педагогической работы. На этом этапе начали использовать сказку педагоги и психологи. Они активно создавали дидактические сказки, появилось само понятие сказкотерапии, начало развиваться это направление в психологии.

Цель применения сказкотерапии

Сказкотерапию применяют в разных случаях и получают соответствующие результаты.

Сказкотерапия как инструмент развития личности ребенка и его способностей.

В этом случае сказка положительно влияет на способность ребенка фантазировать, способствует развитию творческого мышления и воображения, раскрывает внутренний мир ребенка.

Сказкотерапия как психотерапия.

Такое применение сказкотерапии позволяет ребенку преодолеть собственные страхи, чрезмерную тревожность, поработать над исправлением негативных черт характера.

Задача педагога или психолога заключается в том, чтобы подобрать или создать сказку в соответствии с потребностями ребенка.

Если сказку подобрано удачно, ребенок «встраивает» ее послание в свой жизненный сценарий. Особенно полезно, когда ребенок попросит повторить ей эту сказку неоднократно. Ведь именно так происходят глубокие изменения в жизни ребенка.

Сейчас сказкотерапию считают наиболее мягким методом психотерапии. Он работает без ограничений и является чрезвычайно эффективным.

Лучшие результаты можно наблюдать в работе с детьми, которые активно сопереживают сказочным героям. Как мы знаем, в раннем возрасте у детей преобладает тип мышления, ориентированный на целостное образное осмысление информации, эмоционально – чувственное восприятие мира. Поэтому важная для ребенка информация лучше усваивается через яркие образы.

Как создать терапевтическую сказку?

  1. Выбор героя, похожего на ребенка, по половому признаку, возрасту или характерному поведению.
  2. Описать жизненные обстоятельства героя в сказочной форме, найти похожесть.
  3. Ввести героя в проблемную ситуацию, подобную той, что переживает ребенок.

    Например ( «Дед и баба отвели курочку рябу до детсада…» «Колобок захотел научиться читать . но у него ничего не получалось» и т. д.)

  4. Найти вместе с героем сказки пути преодоления проблемы, показать ситуацию с разных сторон.

  5. Проговаривать вывод, привлекая ребенка.

Чтобы мы не делали, какие бы новые или давно забытые технологии, формы, методы и приемы не использовали, главным и самым важным заданием является и остается обеспечить, создать и поддержать ребенка, помочь чувствовать себя счастливым, беззаботным, настоящим ребенком.

Как работает сказкотерапия?

Когда ребенок проживает сказку, образуются связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Если родители обсуждают с ребенком прочитанные сказки – жизненные уроки быстрее усваиваются, способствуют дальнейшему гармоничному развитию ребенка и его успешной самореализации. Если сказки не обсуждаются, жизненные уроки и ценности усваиваются пассивно.

С первых месяцев зарождения новой жизни родители могут рассказывать ребенку сказки. Пока длится внутриутробное развитие. малыш привыкает к спокойному и радостному голосу родителей, реагирует на их положительные эмоции. Для новорожденного сюжет сказки не имеет значения. Главное, чтобы в ней были определенные ритмические конструкции, повторы, звукоподражание для освоения родного языка.

В возрасте 1.5 – 3 года дети начинают говорить. Поэтому сказка становится толчком к развитию связной речи, образного мышления и познавательного интереса.

В 3 – 4 года ребенок распознает основные эмоции. Поэтому нуждается в сказках с простыми и яркими сюжетами. На этом этапе стоит обсуждать в семейном кругу или в группе эмоции героев, их поведение.

В 4 – 6 лет язык сказки является самым понятным для ребенка. Именно через сказку дошкольник усваивает социальный опыт. Поэтому любое задание ребенок выполняет лучше и с удовольствием, если захватить его сказочным сюжетом.

Терапевтические методы работы со сказкой

  • обсуждение готовой сказки – какой герой тебе понравился? что запомнилось? какова ситуация поразила? что хотелось бы изменить?
  • создание сказки ребенком – с помощью вопросов и без них;
  • драматизация сказки – игра по ролям;
  • арт – терапевтическая работа по сюжету сказки – рисование, лепка из глины или пластилина, двигательная терапия, музыкотерапия, и тому подобное.

Арт-терапия в работе с детьми

Известно, что арт-терапия влияет на личность: снижает тревогу, меняет отношение к себе, дает возможность выразить себя, развивает творческие способности, чувства. Часто психологи в работе с детьми используют арт – терапию, но и воспитателям можно ее использовать.

На таких занятиях чувствуется единство с детьми, положительный эмоциональный контакт с каждым и главное, доверие.

Можно придумать свою новую сказку, наделить персонажей различными не свойственными им характерами (заяц – сильный. смелый; волк – хвастун и трус; лиса – добрая, приветливая, вежливая; медведь – ловкий и быстрый, и так далее). Предложить ребенку перевоплотиться в одного из сказочных героев и рассказать, какое у него настроение именно сейчас.

Песочная терапия — это игры с песком

Цель: развитие познавательных интересов, преодоление эмоциональной замкнутости, неуверенности в себе, снижение психического и физического напряжения, концентрация внимания, вербальной памяти, логического мышления, развитие тактильно-кинетических ощущений, учить действовать в группе.

Формирование эмоционального  опыта дошкольника средствами сказки

Использование детских сказок является ведущим в дошкольном детстве. Персонажи сказок наделены яркими чертами, которые характеризуют их как положительных, либо отрицательных. Интересные исследования влияния сказок на душу ребенка описано американским психологом Бруно Беттельгейма «Психоанализ волшебной сказки.

О пользе волшебного». Автор подчеркивает, что развитие личности происходит поэтапно, и каждый этап обслуживается определенной сказкой. Сказка помогает ребенку сформировать свой внутренний мир так, чтобы подняться еще на одну ступеньку в своем развитии.

Сказку традиционно используют как терапевтическое средство. Отношение ребенка к сказке помогает распознать природу психической травмы и вылечить душевные раны. Люди и дети разного возраста воспринимают сказку по — разному. То есть сказочную информацию взрослый и ребенок воспринимают не одинаково.

НАПРИМЕР:

«Трое поросят»..

Взрослый осуждает легкомысленных поросят, которые не захотели строить дом надежный, а ребенок отождествляет себя со всеми персонажами и проживает жизнь вместе с ними. В этой сказке ярко показаны взросления личности. Еще один персонаж Волк. Каждому знакомо состояние ребенка, когда он злой и хочет сломать, разрушить что-то. Это «Волк», который живет в каждом из нас.

И сказка подсказывает: «Волк – неуправляемая, неконтролируемая агрессия, что карается. Отсюда влияние морали: учись управлять «волком» в своей душе. Отождествляя себя с каждым персонажем, ребенок не умом, а всем своим существом переживает эти важные для него этапы взросления.

Погружаясь в сказочный мир, ребенок воображает себя кем-то из героев: преодолевает препятствия, умирает. возрождается. Ценность сказки заключается в том, что он никогда не вкладывает готовую истину в голову ребенка, а побуждает к активной работе над собой.

Преодоление внутренних противоречий с помощью сказки

Почти в каждой сказке наблюдаем перевоплощение героев. Однако для детей перевоплощение происходит не только в сказках.

«Вот мама обнимает своего ребенка, ласкает и ласкает… Но потом ругает, кричит – видимо ее заколдовал злой волшебник. В душе ребенка сталкиваются два сильные антагонистические чувства к одному человеку: любовь и ненависть. Но ведь маму нельзя ненавидеть, это плохо, такие чувства осуждает общество.

Преодолеть внутренние противоречия детям помогают сказки, в которых довольно удачно описано определенные трансформации личности.

Все сказки имеют счастливый конец. Это очень важно для ребенка – быть уверенным в том, что в его жизни все будет хорошо. Однако рано или поздно ребенок ставит себе немало сложных вопросов: сможет ли он научиться любить?

Чтобы преодолеть эти страхи, пригодятся сказки, где невеста или жених — животное, которое уродливое днем, а ночью становится прекрасным. Это дает понять, что в человеке сочетаются и животные инстинкты, и прекрасные величественные порывы. Учит принимать человека таким, какой он есть.

Правила ознакомления со сказкой

  1. Читайте ребенку сказку столько раз, сколько он просит.
  2. Сказку лучше не читать, а рассказывать.
  3. Используйте сказочные события для формирования личности ребенка.

  4. Помните о специфике восприятия детьми сказочных событий с волшебным подтекстом – для взрослого бросание персонажа в огонь есть нарушение прав, а для ребенка – уверенность в том, что зло уничтожено.
  5. Не объясняйте ребенку глубинного содержания сказки.

    Он должен быть скрытым от него и воздействовать на подсознание только через текст.

  6. Не импровизируйте, вводя в сказку персонажей и разворачивая новые сюжетные линии из реального мира. Так вы вносите путаницу в дифференциацию ребенком сказочных и реальных событий.

  7. Рассказывая сказку, используйте сказочный зачин – это те ворота, через которые ребенок попадает в сказочный мир.

Творим терапевтическую сказку шаг за шагом

Еще наши предки понимали, что определенные вещи объяснять малышу лучше с помощью волшебных историй. В сказке сразу понятно, где хорошо, а где зло, плохие поступки героя осуждено, а хорошие – вознаграждены.

У главного героя всегда есть шанс получить помощь сверхъестественных сил и исправиться со злом.

С помощью специально созданной сказки легко преодолеть определенные проблемы в развитии ребенка и социализации.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ ИЛИ СИТУАЦИЮ, КОТОРАЯ ТРЕБУЕТ КОРРЕКЦИИ.

Общаемся с родителями , наблюдаем за ребенком для определения проблемы. Это может быть плохой сон, рассеянность, агрессия, плаксивость, жадность, обидчивость и прочее.

ШАГ 2. КАК РЕБЕНОК ПРОЯВЛЯЕТ ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Определив проблему, вспоминаем, как ребенок проявляет проблемное поведение. Наиболее характерные примеры записываем, чтобы потом использовать их в сказке.

ШАГ 3. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА.

После того как проявления проблемного поведения выяснены, следует проанализировать возможные последствия такого поведения. Например с жадным ребенком другие дети не хотят дружить.

ШАГ 4. ВЫБИРАЕМ ГЕРОЯ СКАЗКИ.

Выбирая героя сказки, следует придерживаться определенных требований. Герой должен быть одинакового пола и возраста с ребенком, для которого создают сказку, и иметь схожее поведение. Но имя ему следует дать другое,чтобы не вызвать у ребенка сопротивление. Лучше, если имя и фамилия героя будут веселым и забавным, ведь юмор положительно настроит ребенка.

ШАГ 5. РАССКАЗЫВАЕМ О ТОМ, КАКИМ СЧАСТЛИВЫМ БЫЛ ГЕРОЙ, ПОКА НЕ НАЧАЛ ПЛОХО СЕБЯ ВЕСТИ.

Теперь можно сочинять сказку. Сначала рассказываем о том, каким счастливым был герой, пока не начал плохо себя вести. Сколько было друзей, как они к нему относились, Но однажды злые силы околдовали героя и так далее…

ШАГ 6. ОПИСЫВАЕМ В СКАЗКЕ, КАК ГЕРОЙ ПРОЯВЛЯЕТ ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Следует описать как герой проявляет проблемное поведение в трех различных ситуациях. Ведь для сказок свойственны повторы (отгадать 3 загадки, выполнить 3 задания, преодолеть 3 препятствия) – так ребенок лучше усвоит и запомнит сказку. Необходимо показать, как с каждым плохим поступком герой становится менее счастливым, чтобы ребенок понял к чему приводит плохое поведение.

ШАГ 7. ВВОДИМ В СКАЗКУ ПЕРСОНАЖА ВРОДЕ МУДРОЙ ФЕИ.

Далее вводим в сказку персонаж Мудрой Феи, Совы, Мудреца, Василисы Премудрой и т. д. или доброго волшебника. Он подскажет главному герою выход из проблемной ситуации и подтолкнет его к изменениям, научит, как следует вести себя.

ШАГ 8. СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ.

В конце рассказываем, как герой сказки осознал ситуацию и исправился, изменил свое поведение. Представляем героя еще счастливей, чем в начале сказки.

Конечно, можно придумывать терапевтические сказки по-своему, или интуитивно. Но для начала такая пошаговая схема пригодится.

Источник: https://podrastu.ru/terapia/metod-skazkoterapii.html

Сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей и взрослых

Создание индивидуальных сказок для детей

Сказки — детство каждого из нас проходило в их сладком плену.

Удивительно простые, но в то же время поучительные истории захватывали дух, погружая в мир драконов, леших, домовых, прекрасных принцесс и злых ведьм.

Так ли просты эти незамысловатые истории, как кажется на первый взгляд? Это просто инструмент развлечения или универсальные обучающие программы, помогающие детям освоиться в этом непростом мире?

Сказки в давние времена

Раньше, когда умные слова вроде психиатрии и психотерапии ещё не были выдуманы, сказки передавались из уст в уста, погружая слушателя в мир удивительных историй, интересных взрослым и детям.

Через сказки новое поколение постигало нравственные нормы того времени, знакомилось с различными ситуациями, которые могли встретиться им в дальнейшей жизни.

Это был своеобразный обмен жизненным опытом, повышающий шансы детей выжить, столкнувшись с трудностями взрослой жизни.

Сегодня принято считать, что сказки — сугубо детское увлечение, но многие старые истории, сохранившиеся по сей день, имеют совсем не детское содержание.

Даже такой мастер написания сказок, как Ханс Кристиан Андерсен, создавал некоторые из своих шедевров для взрослой аудитории.

Это позволяет предположить, что ещё с давних пор люди использовали сказки не только для развлечения детей, но и для каких-то иных целей.

Сказкотерапия

Сказкотерапия как метод психологической коррекции — одно из новшеств современной психологии. Этот метод получил широкое распространение недавно, но корни его уходят к основателям данной науки.

Среди учёных, занимавшихся толкованием и анализом сказок, были такие знатоки человеческой души, как Юнг и Фрейд. Сказки интересовали светил науки не просто так.

Считалось, что в них содержатся все основные психотипы, а события, рассматриваемые в этих поучительных рассказах, могли помочь найти выход из аналогичной ситуации в жизни.

Но сознательно использовать сказки для решения внутренних конфликтов стали только в наши дни. Сказкотерапия как метод психологической коррекции детей показала свою невероятную эффективность.

Оказывается, именно этим занимались наши предки, просто они не придумывали для сего процесса отдельный термин.

Сказкотерапия позволяет погрузить человека в сказочный мир, где он сможет на примере персонажей истории осознать свои собственные проблемы, увидеть себя под другим углом.

Сказкотерапия для детей

Если ребёнок ведёт себя плохо: капризничает, не слушает родителей или даже проявляет агрессию – то общепринятые методы воспитания могут оказаться бессильны. Можно силой принудить малыша к послушанию, но это оставит негативный отпечаток на его психике. Простые просьбы и попытки объяснить, почему надо делать так, а не иначе, дети зачастую игнорируют.

А вот сказка может заинтересовать ребёнка. Интересная история способна полностью завладеть вниманием непослушного чада, погрузив его в сказочный мир, в котором он будет переживать всё то, что переживают герои, ощущать их эмоции и даже отождествлять себя с ними. Тут-то и становится понятно, сколь сильна сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Эффекты сказкотерапии

Банальное рассказывание сказок может оказать сильнейший эффект на формирование личности человека.

Вы можете выбрать одну из множества готовых историй, которая подходит к конкретной ситуации, а можете придумать свою, чтобы она наиболее полно соответствовала поставленной задаче.

Например, если ваш ребёнок обижает других детей, то можно придумать сказку, главный герой которой делает то же самое. Это приведёт его к сложным ситуациям, создаст массу проблем, которые решатся после того, как герой изменится к лучшему.

Также сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей может избавить ваше чадо от навязчивых страхов, помочь пережить сложный жизненный период.

Ещё один плюс этого метода — развитие творческих способностей у ребёнка, формирование более широкого взгляда на жизнь. Сказка поможет принять несправедливость и жестокость мира, подготовит к взрослой жизни.

Чем больше сказок узнает малыш, тем богаче будет его «банк» жизненных историй, к которому он будет бессознательно обращаться в дальнейшей жизни.

Узнать ребёнка

Психотерапия при помощи сказки не только учит малыша различать, что хорошо, а что плохо, но и позволяет родителям лучше понять его внутренний мир.

Поэтому сказкотерапия как метод психологической коррекции дошкольников получила столь широкое распространение. Те сюжеты, которые больше всего нравятся ребёнку, являются отражением его собственных фантазий и целей.

Изучив любимые истории малыша, можно понять, что беспокоит его, к чему он стремится.

Помимо этого, нужно обязательно обсуждать сюжет сказки, вместе искать решения проблем, описанных в ней. Это сделает знания, полученные ребёнком, более практичными.

В противном случае они будут находиться в пассивной форме, из которой их будет гораздо труднее использовать в нужный момент.

Также посредством обсуждения сказки ребёнка можно подталкивать в нужную сторону, формировать положительные черты характера и избавляться от отрицательных.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции взрослых

Взрослые, как и дети, могут извлечь огромную пользу из сказок. К сожалению, сегодня это занятие признаётся сугубо детским, что является совершенно неверным подходом, так как многие проблемы, возникающие у взрослых членов нашего общества, замечательно решаются при помощи сказкотерапии.

Истории, которые рассказываются старшей аудитории, отличаются от тех, что читают детям. Сказки для взрослых содержат более глубокий смысл, в них используется больше метафор, они более размыты.

Чтобы добраться до их сути, нужно провести тщательный анализ ситуации, после чего отдельные элементы сложатся в цельную картину.

Взрослые люди часто действуют по одним и тем же жизненным алгоритмам, даже если они не дают результата. Посредством сказкотерапии можно расширить их взгляд на мир, помочь найти новые пути решения проблем.

На примере главного героя сказки человек может осознать, что всю жизнь исполнял чужую роль, действовал по деструктивной схеме.

Только после осознания этого факта он сможет изменить жизненные установки, найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации.

Сегодня лечение сказкой применяется повсеместно — проводится множество групповых и индивидуальных занятий для всех возрастных категорий. Обычно они стоят недорого, но такой вариант подходит не каждому.

Некоторым хочется самостоятельно использовать сказкотерапию, чтобы помочь своему ребёнку или самому себе. Есть несколько вариантов использования этой методики. Можно взять готовую сказку, которая подходит под нужную жизненную ситуацию.

Главное – не забывать, что после прочтения её необходимо разобрать и обсудить.

Неспроста сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми обрела такую популярность. Одно из наиболее эффективных её проявлений — написание авторской истории для конкретного человека.

В таком случае по мере развития истории люди начинают осознавать себя в главном герое, что помогает им принять свои слабые стороны и измениться.

Главное, чтобы сказка не осуждала действия героя, а рассматривала его проблемы, не давая негативной оценки его действиям.

Самодиагностика

Ещё один способ использования сказкотерапии — написание человеком собственной сказки. Главное, перед тем как приступить к этому процессу, нужно успокоиться, осознать и принять проблему.

Благотворный эффект лечения сказкой начнёт ощущаться ещё во время написания истории. Так как это обнажит скрытые недостатки автора, позволит ему взглянуть на себя с другой стороны.

Но чтобы сказкотерапия как метод психологической коррекции раскрыла весь свой потенциал, нужно, чтобы кто-то ещё прочитал сказку.

Читая волшебную историю, можно понять внутренний мир автора, узнать, что его беспокоит и какой у него склад ума. Обычно то, что волнует человека, будет основной идеей сказки.

А кульминация, которую он придумал, позволит оценить его жизненный опыт, понять, позитивным или негативным он был.

Многим близка сказкотерапия как лучший метод психологической коррекции потому, что всё это можно без труда проделать самостоятельно, не впуская посторонних людей в свой внутренний мир.

Польза лечения сказкой

Сказкотерапия выглядит ненаучным и ненадёжным методом. Как может помочь глупая сказка в наш век технологического прогресса? Оказывается, что этот метод куда эффективнее, чем большинство научных изысканий современности. Погрузившись в дебри строгого рационализма, мы утратили связь с тем огромным пластом знаний, что накопило человечество за свою историю.

Рационализм и научный подход были возведены в абсолют, а всё старое начали считать бредом невежественных людей. Теперь же старые методы обретают новый смысл, находят научное подтверждение и берутся на вооружение учёными по всему миру.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции оказалась наследием старины, превосходящим по эффективности многие современные средства.

Учитывая, что лечение сказкой начало практиковаться сравнительно недавно, его результаты просто ошеломляют. Даже самые непослушные дети могут без труда понять и принять то, что хотят донести до них родители, если эту информацию облечь в “волшебную” обёртку. Для некоторых взрослых людей сказкотерапия оказалась тем средством, которое помогло там, где традиционные методы были бессильны.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции. Примеры

На практике лечение сказкой обычно выглядит так. Например, ваш ребёнок часто берёт без спроса чужие вещи, отнимает игрушки у сверстников. Никакие уговоры и объяснения не помогают — он всё равно продолжает своё негативное дело.

В таком случае можно рассказать ему сказку, главный герой которой постоянно брал чужие вещи без спросу, и это привело к серьёзным неприятностям для него. Выход из сложной ситуации был найден только после того, как он изменился.

Важно, чтобы малыш понимал, что счастливый конец настал только после того, как герой сказки избавился от своей зловредной привычки.

Вывод

Возможно, эта статья поможет вам изменить своё отношение к сказкам. Сегодня стало ясно, что они являются серьёзным средством формирования сознания, а не просто историями, позволяющими весело провести время. Особенно полезна сказкотерапия для детей.

Как метод коррекции их поведения она не знает себе равных. Попытки прямого противостояния со своим ребёнком приведут лишь к конфликтам и взаимным упрёкам. Другое дело сказка, рассказанная эмоционально и с интересом.

На сегодняшний день сказкотерапия является самым приятным и эффективным средством воспитания детей.

Источник: http://fb.ru/article/241473/skazkoterapiya-kak-metod-psihologicheskoy-korrektsii-dlya-detey-i-vzroslyih

Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. — Л.Б. Фесюкова | Азбука воспитания

Создание индивидуальных сказок для детей

Сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей. Предложенное Вашему вниманию пособие Л.Б. Фесюковой посвящено всестороннему рассмотрению вопроса воспитания через сказку.

Методы работы со сказкой

Специальная универсальная схема, направленная на воспитание через сказку, выглядит следующим образом:

7. Сказка развивает руки

Вполне понятно, что предлагаемые нами семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше. Автору показалось важным затронуть эти семь проблем.

Причем, несомненно и то, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый, главный план лишь одну — две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими.

То есть родители и воспитатели могут самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся им важными, интересными и полезными для конкретного ребенка или конкретной возрастной группы детей.

Взрослые могут по предложенному образцу составить свою схему, отражающую специфику тех задач, которые они собираются решать со своими детьми.

Не обязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе указанных семи разделов. Пусть Вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика».

Важно, чтобы тот, кто использует нашу методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление.

А это может быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д. и т.п. Направлений можно сформировать бесконечное множество.

Таким образом, наша схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя (родителей) со сказкой, в целях гармонического развития детей.

Мы обращаем особое внимание на содержание каждой схемы. И вот почему. В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу.

За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль.

Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, — познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать…Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

Автор же предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.).

Нетрадиционно — это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

В связи с этим представляется важным более подробно рассмотреть методику выполнения наиболее часто повторяемых заданий и вопросов.

Во-первых, читателю важно знать, для чего необходим «нравственный урок». И право же, он был бы совершенно лишним при традиционном подходе к текстам.

А при нашем подходе он берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании.

Не зря существует поговорка: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок — вот главная задача.

Немаловажно подчеркнуть, что в силу традиции сказка часто несет в себе много заветных чаяний забитых, малограмотных, бедных, изнуренных ежедневным тяжким трудом людей.

Не отсюда ли их мечта: «лежать на теплой печи, да есть калачи», чтобы все «само собой» делалось, чтобы в сумке всегда лежала «скатерть-самобранка» и т. д.

Но не станем же мы из-за этого утверждать, что лень — это хорошо, что «не обманешь — нс проживешь» и т. д.

Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей — должна стать творческим девизом для ребенка. Такова наша главная установка.

Несколько примеров

В сказке «Кот в сапогах» мы предлагаем в этой рубрике рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведет себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки?

Или сказка «Принцесса на горошине». Нравственный урок — «Изнеженность -достоинство принцесс…»

Действительно, не лучше ли повести беседу с ребенком в таком русле. Ведь содержание сказки дошкольникам знакомо (и читают, и по телевизору показывают). Важно не опоздать с главным — научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции.

В сказке «Рукавичка» нравственный урок мы также предлагаем раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия.

Источник: https://azbyka.ru/deti/vospitanie-skazkoj-dlya-raboty-s-det-mi-doshkol-nogo-vozrasta-l-b-fesyukova

Создание индивидуальных сказок для детей

Создание индивидуальных сказок для детей

Сказки любят все – и взрослые и дети. Только сюжеты и герои у нас немного отличаются.

В детстве мы зачитываемся русскими народными сказками или работами известных авторов, позже читаем о похождениях Гарри Поттера и его друзей, а когда становимся еще старше, предпочитаем приключенческие романы или фэнтези (на ум сразу приходит знаменитый цикл романов «Песнь огня и пламени» Джорджа Мартина).

Вы никогда не думали, почему нас так привлекают сказки, вымышленные миры, идеальные герои, их приключения, подвиги и открытия? И почему одни книги нам нравятся, а другие вызывают уныние? Даже известный во всем мире «Гарри Поттер» нравится далеко не всем. В чем же причина подобных явлений?

Все дело в том, что мы, читая о похождениях того или иного героя, мысленно переносимся в его мир и «натягиваем на себя его шкуру». Наверняка, вы нередко ловили себя на мысли, что вы начинаете думать «впереди книги».

То есть, вы заранее пытаетесь спланировать действия главного героя (в роли которого вы представляете себя). И только умелая рука автора всегда возвращает вас к реальной сюжетной линии.

Вспомнили все эти ситуации? Что ж, теперь вернемся к детям и сказкам для них.

Итак, что мы имеем в итоге?

Дети очень любят сказки. Они не просто читают или слушают (когда им читают родители) очередную книгу. Они полностью погружаются в этот волшебный мир.

Одни представляют себя рыцарями, другие драконами, третьи прекрасными принцессами. И всем им очень интересно, что же произойдет с их героем дальше.

И далеко не всегда их страивает стандартная концовка сказки про «пир на весь мир» и «полцарства в подарок».

Детям хочется изменений в сюжете или (что происходит еще чаще) продолжения интереснейшего чтива. Но что поделаешь, если автор написал всего одну сказку и закончил он ее именно так. Не переписывать же ее на свой лад. А почему бы и не попробовать? Ведь это не только весьма увлекательное занятие. Это еще и невероятно перспективная идея для домашнего бизнеса с минимальными вложениями.

Как заработать на создании персональных сказок для детей?

Для старта данного бизнеса вам понадобятся следующие предметы и навыки. Во-первых, это ваше желание расти и развиваться, преодолевать трудности и добиваться выполнения поставленных задач.

Во-вторых, умение писать. Вы можете не быть профессиональным писателем. У вас просто должна быть хорошо развита фантазия, и вы должны неплохо передавать мысли на бумаге.

Откроем секрет – практика и только практика принесет вам желаемые результаты, даже в том случае, если до настоящего момента вы не написали ни одной статьи.

Все мастера и профессионалы ничего не умели, но терпение и труд помогли им стать теми, кто они есть.

В-третьих, вы должны уметь общаться с детьми и их родителями, понимать их мир и уметь выявлять их интересы, особенности характера, привычки и т.д. То есть, вы должны быть немного психологом.

И, в-четвертых, вам понадобится компьютер, цветной принтер и умение рисовать. Но вот этот пункт можно заменить на услуги профессионального иллюстратора и типографии, где печать ваших индивидуальных сказок для детей обойдется  дешевле, чем при печати на домашнем принтере.

Дальше все просто. Оттачиваете свои навыки, пишите несколько десятков сказок для своего портфолио. Можете написать сказки про своих детей, племянников или детей друзей. Тем самым вы испытаете идею в действии и заодно потренируетесь в письме.

Когда почувствуете, что у вас неплохо получается (это будет видно по реакции тестируемых детей), можно выходить с предложением на рынок. В этом вам помогут онлайн-площадки с объявлениями, собственный сайт в интернете, реклама на собственном автомобиле.

Также можно проехаться с предложением по детским садам и выступить перед родителями. Так вы получите первые заказы. А дальше о себе даст знать сарафанное радио.

Процесс создания индивидуальных сказок для детей

Предположим, вам удалось найти первого клиента. Возникает вполне логичный вопрос – что дальше? А дальше необходимо хорошенько поработать с клиентом. Не со сказкой, а именно с клиентом.

Ваша задача – хорошо изучить ребенка, понять, как он мыслит, о чем мечтает, какие герои ему нравятся, а какие нет (их можно использовать в качестве злодеев, без которых не обходится ни одна сказка) и т.д.

То есть, вы должны составить своеобразный перечень вопросов (бриф), который после получения ответов от родителей ребенка или от самого ребенка станет вашим рабочим планом, по которому вы и будете создавать сказку.

Ваша задача создать идеальный волшебный мир, а ребенка клиента сделать главным действующим персонажем. Кроме того, вы не можете просто описать его похождения. Они должны быть наполнены смыслом. Ведь каждая сказка чему-то учит. Это ее главная ценность.

Рыцарь не может просто убить пролетающего мимо дракона. Этот дракон должен обладать какими-то плохими качествами, совершать нежелательные действия, которые нужно искоренять.

Только в процессе чтения подобных персональных сказок ребенок будет познавать мир, и становиться мудрее.

Не забудьте про иллюстрации. Ведь дети их просто обожают. Закажите картинки у художника или иллюстратора. Пусть он добавит в сцены образ ребенка. Тогда ваш маленький клиент будет просто в восторге, а его родители обратятся к вам вновь. За продолжением похождений их малыша. Желаем вам творческих успехов и удачного бизнеса!

Источник: http://ideibiznes.ru/sozdanie-individualnyx-skazok-dlya-detej/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.