+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Рекомендации ФНС по проведению камеральных проверок: что полезно знать бухгалтеру

Содержание

Порядок проведения камеральной налоговой проверки – 2018

Рекомендации ФНС по проведению камеральных проверок: что полезно знать бухгалтеру

Камеральная проверка является одним из видов проверок, осуществляемых налоговыми органами. Она позволяет проанализировать достоверность и точность отчетности, предоставляемой налогоплательщиками. Каковы процедура и порядок проведения камеральной проверки, рассмотрим в представленной статье.

Камеральная налоговая проверка – это…

Сколько длится камеральная проверка

Камеральные проверки налоговых органов без оснований для углубленной проверки

Когда проводится углубленная камеральная налоговая проверка

Выявление противоречий в представленной отчетности

Камеральная налоговая проверка – это…

Камеральная проверка представляет собой проверку соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства на основании сданной им отчетности. Она имеет характер обязательной и проводится в отношении любой отчетности, представленной в налоговый орган.

Первым этапом камеральной налоговой проверки 2018 является регистрация данных поданного отчета в автоматизированной информационной системе налоговых органов (АИС «Налог»).

На следующем этапе проведения камеральной налоговой проверки производится сверка контрольных соотношений.

Кроме того, анализируются показатели текущего налогового (расчетного, отчетного) периода в сопоставлении с аналогичными показателями за прошлый период.

Также при камеральной проверке производится сверка показателей представленной декларации (расчета) с показателями в иной отчетности и, в частности, с отчетами по другим налогам (страховым взносам).

Одновременно при камеральной проверке представители налоговых служб отслеживают следующие моменты:

  1. Соблюдение сроков предоставления декларации или расчета (п. 1 ст. 23, п. 6 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК РФ).
  2. Наличие либо отсутствие противоречий, ошибок, несоответствий в отчетности (ст. 88 НК РФ).
  3. Наличие оснований для углубленной камеральной проверки.

Следует отметить, что во время камеральной проверки контролируется не только соблюдение срока подачи отчетности, но и те сроки, которые дают право налоговым органам на вынесение наказания за несвоевременное представление отчета.

При задержке подачи декларации (расчета) на 10 дней и более налоговые органы вправе приостановить ведение операций по расчетным счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Арест с банковских счетов налогоплательщика будет снят только на следующий день после предоставления отчетности (ст. 76 НК РФ).

Об особенностях проведения камеральной проверки по НДС читайте в статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2017-2018 годах».

Сколько длится камеральная проверка

Сроки проведения камеральной проверки соответствуют 3 месяцам со дня подачи отчетности в налоговую службу (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Периодичность проведения камеральной проверки зависит от сдачи отчетности.

Решение о проведении камеральной проверки не зависит от налогоплательщика.

Порядок проведения камеральной проверки регулируется НК РФ.

О принятии решения по итогам камеральной проверки читайте в материале «Решение по камеральной проверке может быть принято до истечения трехмесячного срока».

Камеральные проверки налоговых органов без оснований для углубленной проверки

Бывает, что на первоначальном этапе камеральной проверки не выявляется никаких нарушений в предоставленной налоговым органам отчетности. Соответственно, оснований для углубленной камеральной проверки нет, и камеральная проверка заканчивается на данной стадии.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

В обязанности налоговых органов не входит составление акта камеральной проверки в таких ситуациях (ст. 88 НК РФ), и они не обязаны сообщать налогоплательщикам о ее завершении. Исключение составляет камеральная проверка, проводимая по НДС, заявленному к возмещению (ст. 176, 176.1 НК РФ).

О том, что отличает камеральную проверку по НДС, читайте в статье «Особенности камеральной проверки по НДС к возмещению».

Когда проводится углубленная камеральная налоговая проверка

Все декларации и отчеты, предоставляемые в налоговые органы, проходят начальную камеральную проверку в автоматизированном режиме. Камеральная проверка заканчивается на данном этапе, если не выявлено нарушений (противоречий) и нет оснований для углубленной проверки.

Если у налоговиков возникают вопросы относительно сданной отчетности, они имеют право провести углубленную камеральную проверку. Процедура осуществления углубленной камеральной проверки зависит от ее оснований.

Углубленная камеральная проверка может проводиться по формальным основаниям для углубленной проверки (заявленные льготы по НДС, предоставление поясняющих документов и т. д.).

При данных основаниях сотрудники налоговой инспекции оценивают представленные документы и проводят конкретные мероприятия по налоговому контролю.

Они могут запрашивать дополнительные документы у налогоплательщиков или какую-либо информацию у банка по расчетному счету.

Эти процедуры налоговые органы проводят для того, чтобы удостовериться в отсутствии ошибок и искажений в данных отчетности либо выявить нарушения налогового законодательства.

При выявлении в ходе камеральной проверки в декларации (отчетности) каких-либо нарушений, противоречий, ошибок налоговики обязаны поставить в известность налогоплательщика и потребовать документальное подтверждение представленных данных либо достоверную отчетность (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В случаях когда основанием для углубленной камеральной проверки являются технические ошибки, явные несоответствия финансовых показателей в отчетности, проверяющие потребуют предоставить пояснения либо корректировку.

С 2017 года обязательной стала подача пояснений по НДС в электронном формате. Подробнее об этом – в материале «Пояснения по НДС принимают только в электронном виде».

Выявление противоречий в представленной отчетности

Камеральная проверка позволяет выявить ошибки налогоплательщиков, которые они допустили при составлении отчетности.

Рассмотрим варианты развития событий при получении сообщения от проверяющих о выявленных несоответствиях (ст. 88 НК РФ).

Если налогоплательщик обнаруживает ошибки и противоречия, которые ведут к занижению суммы налога к уплате, необходимо внести поправки и предоставить уточненную декларацию (отчет) не позднее 5 рабочих дней (п. 1 ст. 81, ст. 88 НК РФ). Предоставление корректировки допускается и при выявлении каких-либо иных ошибок (ст. 81 НК РФ).

Как правило, налогоплательщики дополнительно с уточненкой предоставляют пояснения. Данное право предоставляется ст. 21, 24 НК РФ. Пояснения необходимы также в том случае, когда налогоплательщик согласен с налоговиками лишь частично.

При предоставлении уточненной декларации по ней начинается новая камеральная проверка. Камеральная проверка по предыдущей отчетности считается законченной (п. 9. 1 ст. 88 НК РФ).

Несмотря на то что камеральная проверка считается законченной, предоставленные по ней документы могут быть использованы сотрудниками налоговых служб при проведении других камеральных проверок или осуществлении каких-либо налоговых процедур (ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщики не всегда соглашаются с ошибками, выявленными проверяющими во время камеральной проверки. В таком случае будет достаточно предоставления пояснений по данному вопросу и оправдательных документов (ст. 88 НК РФ). Сотрудники налоговых органов обязаны их принять и рассмотреть (п. 5 ст. 88 НК РФ).

О том, как оформить пояснения для налоговых органов, читайте в статье «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Налоговики на основании предоставленных пояснений производят сопоставление показателей с уже имеющимися в их информационной базе сведениями (пп. 1, 5 ст. 88 НК РФ).

Если проверяющие сочтут предоставленные пояснения и доказательства неудовлетворительными, они вправе вызвать налогоплательщика в налоговую инспекции для дачи дополнительных пояснений (ст. 31 НК РФ).

О процедуре проверки уточненной декларации читайте в материале «Инспекция “прокамералит” вашу уточненку полностью».

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/kameralnaya_nalogovaya_proverka/poryadok_provedeniya_kameral_noj_nalogovoj_proverki/

Рекомендации ФНС по проведению камеральных проверок: что полезно знать бухгалтеру

Рекомендации ФНС по проведению камеральных проверок: что полезно знать бухгалтеру

В каждой инспекции установлена автоматизированная информационная система, где формируется перечень обязательств всех налогоплательщиков, которые  находятся на учете в данной ИФНС. В этом перечне значатся все декларации и прочие отчеты, которые должен сдавать тот или иной налогоплательщик.

Инспекторы обязаны следить за тем, чтобы информация в перечне всегда была актуальной. Для этого налоговикам нужно своевременно заносить данные о переходе налогоплательщика с одного налогового режима на другой, об изменениях налогового законодательства и проч.

В итоге в перечне не должно быть деклараций по налогам, от которых компания или предприниматель освобождены в связи с переходом на спецрежим.

Также в перечне не должны значиться декларации по НДС для налогоплательщиков, которые получили освобождение по статье 145 НК РФ.

Допустимые сроки для блокировки счетов

По истечении 10 рабочих дней после срока, установленного для сдачи той или иной декларации, инспекторы при помощи своего информационного ресурса сверяют список ожидаемых деклараций со списком фактических поступивших деклараций.

Точно такую же сверку проводят  в отношении бухгалтерской отчетности, а также сведений о среднесписочной численности работников.

В результате получаются списки нарушителей, в отношении которых в течение следующих пяти рабочих дней принимаются решения о приостановлении операций по расчетным счетам и электронным кошелькам.

Здесь есть четкое ограничение: категорически возбраняется блокировать счета до истечения 10-ти дневного срока, отведенного для сдачи той или иной декларации. А начиная с 1 января 2015 года, появится еще один запрет. Налоговики не смогут блокировать счета по истечении трех лет со дня окончания срока, отведенного для сдачи декларации.

Для переходного периода предусмотрено следующее правило. Если декларация представлена до 1 января 2015 года, а 10 рабочих дней после срока, установленного для ее сдачи, истекли после этой даты, необходимо применять прежний порядок. Другими словами, блокировка счета возможна даже по истечении трехлетнего периода.

Ответственность за несвоевременную сдачу деклараций

В случае несвоевременного представления декларации налогоплательщика могут оштрафовать по пункту 1 статьи 119 НК РФ.

Применить предусмотренный этой нормой штраф инспекторы не вправе без проведения камеральной проверки.

И даже если несвоевременная отчетность — это единственное нарушение, выявленное в ходе «камералки», налоговики обязаны составить акт и вынести решение в соответствии со статьей 101 НК РФ.

Иначе обстоит дело с несоблюдением порядка сдачи деклараций в электронной форме. (Напомним, что с 2014 года налоговая декларация в электронном виде может быть сдана только через спецоператора. О функциях спецоператоров см. «Электронная отчетность: чем сдача через спецоператоров отличается от самостоятельной загрузки на приемный шлюз»).

Для компаний и предпринимателей, которые обязаны отчитываться в электронном виде, но сдали декларацию на бумаге, предусмотрена санкция по статье 119.1 НК РФ. Эта санкция применяется вне рамок камеральной проверки. Нарушение фиксируется в акте и решении, которые составляются в соответствии со статьей 101.

4 НК РФ и не имеют отношения к «камералке».

Но может случиться так, что налогоплательщик одновременно допустит два нарушения: сдаст декларацию позже срока и проигнорирует требование о сдаче отчетности в электронном виде. Тогда фискалы вправе применить обе санкции — по статье 119 НК РФ и по статье 119.1 НК РФ — в рамках камеральной проверки.

Добавим, что за несоблюдение сроков сдачи деклараций установлена не только налоговая, но и административная ответственность по статье 15.5 КоАП РФ.

Ответственность за несвоевременную сдачу налоговых расчетов, сведений о среднесписочной численности и бухгалтерской отчетности

За несвоевременное представление бухгалтерской отчетности и сведений о среднесписочной численности работников полагается штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ. Данные нарушения фиксируются вне рамок камеральной проверки, и инспекторы составляют акт и решение в соответствии со статьей 101.4 НК РФ.

Это же правило действует и для случая, когда нарушены сроки представления расчетов налоговыми агентами. И даже если в отношении самого расчета была проведена камеральная проверка, штраф за несвоевременную сдачу нужно оформлять вне рамок «камералки».

Кроме того, за опоздание с представлением налоговых расчетов, сведений о среднесписочной численности и бухгалтерской отчетности полагается административное наказание по части 1 статьи 15.6 КоАП РФ.

До 1 января 2014 года

Налоговики вправе истребовать документы, подтверждающие право на льготы по уплате налогов либо право на вычет по НДС в случае, если в декларации заявлена сумма к возмещению.

Плюс к этому инспекторы могут истребовать документы, которые налогоплательщик должен был приложить к декларации, но не сделал этого (см. табл.).

Наконец, фискалам разрешено истребовать любые документы, на основании которых исчисляются налоги, связанные с использованием природных ресурсов.
 

Случаи, когда к налоговой декларации необходимо приложить документы

№ п/пСлучаи предоставления документов вместе с декларациейПоложение Налогового кодекса
1Освобождение от НДС операций по сохранению объектов культурного наследия подп. 15. п. 2 ст. 149 НК РФ
2Передача товаров, работ или услуг в рамках безвозмездной помощи Российской федерации подп. 19. п. 2 ст. 149 НК РФ
3Подтверждение права на возмещение НДС при применении нулевой ставки
4Получение предоплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев
5Освобождение от акцизов при экспорте подакцизных товаров или при ввозе их в портовую особую экономическую зону при наличии банковской гарантии
6Подтверждение обоснованности освобождения от уплаты акцизов и налоговых вычетов при экспорте подакцизных товаров и при ввозе их в портовую особую экономическую зону подп. 7 и 7.1 ст. 198 НК РФ
7Подтверждение права на вычеты по акцизам при производстве и (или) реализации некоторых видов товаров (бензин, спирт, алкоголь и проч.) подп. 11-19 ст. 201 НК РФ
8Уплата авансового платежа по акцизам
9Подтверждение расходов по операциям с ценными бумагами, с финансовыми инструментами срочных сделок, по операциям РЕПО с ценными бумагами и по операциям займа ценными бумагами
10Освобождение от НДФЛ доходов от продажи продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве и целевых поступлений на развитие такого хозяйства подп. 13 и 13.1 ст. 217 НК РФ
11Освобождение от НДФЛ стоимости подарков, призов и материальной помощи в сумме, не превышающей 4 000 руб. в год
12Подтверждение права на социальный вычет по НДФЛ на лечение, на взносы по негосударственному пенсионному страхованию и на дополнительные взносы на накопительную часть пенсии подп. 3-5 п. 1 ст. 219 НК РФ
13Подтверждение права на имущественный вычет по НДФЛ
14Перенос на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок
15Перенос на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе
16Подтверждение расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки
17Подтверждение нулевой ставки по налогу на прибыль организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность
18Расчет совокупного размера прибыли организациями-участниками проекта «Сколково»
19Зачет налога на имущество, уплаченного за пределами РФ в соответствии с зарубежными законами

У инспекторов появится новое основание истребовать документы при камеральной проверке. Это касается «первички» и аналитических регистров налогового учета.

Их будут требовать в случае, если «уточненка» представлена по истечении двух лет после сдачи исходной декларации, и согласно уточненным сведениям убыток стал больше, либо сумма налога к уплате стала меньше. (Подробнее см.

в статье «В Налоговый кодекс внесены поправки, касающиеся камеральных проверок, штрафов, блокировки счетов и способа сдачи отчетности»).

С 1 января 2015 года

Работники ИФНС смогут дополнительно истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, «первичку» и иные документы, если информация, собранная из разных источников, окажется противоречивой.

Если «уточненка» представлена в ходе выездной проверки

По общему правилу, уточненную декларацию (равно как и исходную) нужно проверять в рамках камеральной проверки. Но из этого правила есть исключение: если «уточненка» за тот или иной период представлена в ходе выездной проверки за этот же период, то инспекторы не станут назначать камеральную проверку. Вместо этого они проверят уточненную декларацию в ходе текущего выездного мероприятия.

Правда, данное исключение не распространяется на ситуацию, когда в «уточненке» заявлено право на возмещение НДС или акциза. По таким декларациям необходима самостоятельная камеральная проверка.

Помимо этого, самостоятельная «камералка» будет назначена в том случае, если уточненную декларацию подали непосредственно перед окончанием выездной ревизии. Тогда у инспекторов не будет достаточно времени, чтобы как следует изучить «уточненку», поэтому в отношении нее допустимо провести камеральную проверку. 

Если «уточненка» представлена до оформления акта по камеральной проверке исходной декларации

В случае, когда камеральная проверка исходной декларации еще не завершена, то есть акт по ней не оформлен, либо не вручен налогоплательщику, подача «уточненки» может привести к следующим последствиям. Инспекторы вправе прервать «камералку» исходной декларации и сразу же начать новую проверку — в отношении уточненной декларации.

Но такой вариант не допускается, если в «уточненке» заявлено право на возмещение НДС или акциза. В подобной ситуации налоговики обязаны завершить исходную проверку, оформить и вручить налогоплательщику акт по ней, и только после этого начинать «камералку» в отношении уточненной декларации.

К тому же нужно иметь в виду, что если в исходной декларации указана одна сумма налога к возмещению, а в «уточненке» другая, то по итогам исходной проверки  инспекторы возместят меньшую из двух величин. Это в равной степени относится к возмещению НДС и акцизов (подробнее об этом см. «Какое решение примут инспекторы, если налогоплательщик заявил НДС к возмещению, а затем подал «уточненку»»).

По результатам проверки «уточненку» подавать не нужно

Нередко налогоплательщики, прошедшие проверку, допускают весьма распространенную ошибку. Они неверно понимают смысл фразы, которая содержится в резолютивной части решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности.

Эта фраза представляет собой предложение внести по итогам проверки необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Под исправлениями многие бухгалтеры понимают сдачу уточненной декларации за проверенный период.

На самом деле сдавать «уточненку» не нужно, ведь декларация не является документом налогового учета, а представляет собой заявление об объектах налогообложения и об исчисленной сумме налога.

А в данном случае заявлять об увеличении базы и налога бессмысленно, так как налоговики и без того отразили доначисления в карточке расчетов с бюджетом (подробнее о том, как отразить в учете итоги проверок см.

«Что и как нужно исправить в учете по результатам налоговой проверки»).

Бывает, что в данном вопросе путаются не только налогоплательщики, но и сами налоговики, которые требуют представить по итогам проверки уточненную декларацию. В такой ситуации бухгалтеру следует помнить, что подобное предложение противоречит нормам Налогового кодекса, и следовать этому предложению не нужно.

От редакции

На нашем сайте вы можете не только читать статьи, но и подписаться на аудиосеминары наших экспертов: ведущего эксперта «Бухгалтерии Онлайн» Елены Маврицкой; главного налогового эксперта форума «Бухгалтерия Онлайн» Александра Погребса, а также менеджера разработки программы «Контур-Зарплата» и консультанта портала «Бухгалтерия Онлайн» Вячеслава Шинкарева.

Стоимость подписки — 300 рублей. За эту сумму подписчик получает доступ на три месяца ко всем записанным и выложенным аудиосеминарам. Это не менее нескольких десятков лекций. Новые аудиосеминары выкладываются каждую неделю. Кроме того, по понедельникам размещается аудиообзор новостей для бухгалтера за минувшую неделю.

Оплатить доступ можно с помощью банковской карты через систему мгновенных платежей ASSIST или по квитанции Сбербанка.

Список доступных аудиосеминаров

Инструкция по оплате

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2013/9/7760

Камеральные проверки. XXI век начинается

Рекомендации ФНС по проведению камеральных проверок: что полезно знать бухгалтеру

ЦОД — это завершающий штрих в работе, которую налоговая служба проводит на протяжении последнего десятилетия. Данные, поступающие от всех налогоплательщиков, теперь будут размещаться в едином дата-центре. Это позволит оперативно обрабатывать информацию и выявлять несоответствия и нарушения.

Налоговая СПЕЦинспекция

Специально для обработки всей поступающей в налоговые органы информации по НДС Приказом Минфина России от 17.07.

2014 № 61н в структуре налоговой службы создана Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по камеральному контролю.

Среди задач новой инспекции — проведение сравнительного и перекрестного анализа сведений об операциях, указанных в налоговых декларациях по НДС. А в них благодаря новой форме содержится много полезной для проверки информации.

Также инспекция уполномочена выявлять противоречия и несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговых декларациях по НДС, проводить анализ этих противоречий и несоответствий и определять тех налогоплательщиков, у которых такие несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению. Наконец, инспекции поручено выявлять налогоплательщиков, злоупотребляющих правом на вычет НДС.

Проще говоря, ФНС создала в своих рядах аналитическое подразделение, которое будет мониторить данные по НДС, поступающие от всех налогоплательщиков, и сравнивать эти данные между собой. Таким образом будет отслеживаться вся цепочка добавленной стоимости от контрагента к контрагенту, начиная с производителя и заканчивая конечным потребителем.

Соответственно, по «нормальным» операциям НДС, уплаченный одним лицом в бюджет и принятый к вычету другим лицом, должен «схлопываться». А вот все «несхлопнувшиеся» операции попадут в разряд «подозрительных», и по ним инспекторы будут искать неуплату налога, незаконное возмещение или злоупотребление вычетами.

И тем, у кого такие факты обнаружатся (неважно, по злому умыслу или в результате того, что соответствующая информация не представлена контрагентом, либо представлена с ошибками, либо она просто не распознана инспекторами), будут направлены требования о предоставлении дополнительных документов. А некоторые — особо отличившиеся — смогут увидеть у себя на пороге налогового инспектора с постановлением о проведении осмотра. 

Какие еще данные используют налоговики при камеральных проверках

Согласно письму ФНС России от 16.07.

2013 № АС-4-2/12705 при проведении «камералки» инспекторы имеют возможность проверить и сверить данные из декларации с информацией из более чем полусотни государственных электронных баз данных: ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, банковские счета, недействительные паспорта, транспорт, сведения о лицензиях, реестр ККТ, сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия в организации, реестр дисквалифицированных руководителей, данные о среднесписочной численности, данные о налоговых вычетах физлиц и об их дохода и т п. Кроме того, налоговики имеют доступ практически ко всем коммерческим картотекам и базам данных о предприятиях: СПАРК, FIRA.PRO, «Коммерсантъ КАРТОТЕКА», Руслана, Контур.Фокус и пр.

Во время камеральной проверки инспекторы обязательно сверят декларацию с ранее представленными вами декларациями и расчетами.

Кроме того, данные из декларации «подтягиваются» и сверяются с документами, которые были ранее получены ИФНС в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, в ходе проверок ККТ, полноты учета выручки, валютного контроля и иных мероприятий налогового контроля, а также с базой всех заявлений и сообщений, полученных от налогоплательщика и третьих лиц.

Наконец, ФНС России активно участвует в межведомственном взаимодействии и использует при камеральных проверках материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и т.д.

На осмотр становись!

С 1 января 2015 года существенно расширился перечень случаев, когда налоговики могут истребовать у налогоплательщика документы дополнительно к представленной декларации по НДС. Конечно, в первую очередь это связано с тем, что с 2015 года налоговая служба ввела механизм, позволяющий отслеживать всю «цепочку» прохождения НДС от производителя до конечного покупателя.

Так, изменен текст ст. 88 НК РФ, регулирующей порядок проведения камеральной проверки. Согласно обновленной редакции п. 8.1 названной статьи инспекция вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС.

Понятно, что цель истребования документов в этом случае — выяснить, кто же представил в налоговые органы неверные сведения. При этом право потребовать дополнительные документы появляется у инспектора только при выявлении расхождений, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

Попросить такие документы инспектор вправе не только если выявлены противоречия в сведениях об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, но и если сведения, указанные в вашей декларации, не соответствуют данным, которые указали в своих декларациях или журналах учета счетов-фактур ваши контрагенты.

Еще одно новшество, действующее с начала этого года, — предоставление налоговым органам права в рамках камеральной проверки проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика (п. 1 ст. 92 НК РФ в новой редакции).

Раньше такая возможность у инспекторов была только в рамках выездной проверки.

Теперь же законодатель вслед за руководством ФНС России явно намерен снизить количество выездных проверок, предоставив налоговикам возможность одновременно проверять расхождения в налоговой отчетности не только по документам, но и в реальности.

Итак, инспектор вправе прийти к вам с осмотром в рамках «камералки» в двух случаях.

  • Во-первых, если вы представили декларацию с заявленной суммой налога к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ). При этом никаких дополнительных условий законодатель не вводит, то есть достаточно самого факта представления такой декларации, чтобы инспектор получил право на осмотр.
  • Во-вторых, если в представленной декларации по НДС выявлены противоречия и несоответствия (как внутри декларации, так и с другими сведениями, в том числе представленными другими лицами), которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

«Камеральный» осмотр, как и его «выездной» собрат, проводится с обязательным привлечением понятых и под протокол. Кроме того, во время осмотра при необходимости могут производиться фото- и киносъемка, видеозапись, сниматься копии с документов и т п. (письмо  ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Что такое камеральная проверка

Камеральная проверка уже давно рассматривается налоговиками значительно шире, чем просто контроль правильного расчета суммы налога с дальнейшим занесением данных в базу, чтобы проконтролировать срок его уплаты. Вот список операций, которые совершаются при любой «камералке»:

  1. проверка сопоставимости показателей налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
  2. взаимоувязка показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
  3. проверка достоверности показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.

У крупнейших налогоплательщиков дополнительно проводится:

  1. анализ показателей выручки, рентабельности, налоговой нагрузки;
  2. сравнительный анализ показателей выручки, рентабельности, налоговой нагрузки анализируемого налогоплательщика со средними показателями по виду экономической деятельности и показателями по однородным налогоплательщикам, выявление высоких налоговых рисков;
  3. анализ причин снижения налоговой нагрузки;
  4. выявление «проблемных» контрагентов;
  5. мониторинг налоговой базы налогоплательщика в сравнении с предыдущими периодами;
  6. анализ сделок, повлиявших на снижение налоговой базы.

Светлана Стрельникова, эксперт СКБ Контур по налоговой отчетности и взаимодействию с налоговыми органами

Большинство налогоплательщиков сдали декларации по НДС за I квартал с первого раза. Это, однако, не значит, что у ФНС не возникнет вопросов к данным: после приема отчетности начинается камеральная проверка.

Сначала проверяется выполнение контрольных соотношений. Обнаружив ошибку, ФНС высылает компании требование о представлении пояснений по контрольным соотношениям.

По нашим данным, за I квартал такие требования были отправлены более 50 тыс. организаций. Поскольку это требование о пояснениях, на него распространяются нормы п. 5.1 ст. 23 и ст.

88 НК РФ: отправить квитанцию нужно в течение 6 рабочих дней, на ответ отводится 5 рабочих дней.

Если компания признает указанные ошибки, она направляет уточненную декларацию. Если организация настаивает, что приведенные в декларации данные верны, она отправляет пояснения. Сделать это можно на бумаге или через неформализованный документооборот (в Контур.Экстерне это сервис «Письма»). В пояснениях нужно указать номер и дату требования, на которое они даются.

Следующий этап — сопоставление данных покупателей и продавцов. Если ФНС выявит разногласия, компания получит требование о представлении пояснений по расхождениям. По итогам отчетности за I квартал такие требования будут разосланы в пилотном режиме и только по части расхождений. Во II квартале их число увеличится.

Требование включает в себя pdf- и xml-файлы. В каждом из них содержится таблица с данными по счетам-фактурам, которые не прошли сверку. В последнем столбце указывается код ошибки. Например, «1» означает, что контрагент не найден, «4 (2, 3)» говорит о том, что есть нестыковки в столбцах 2 и 3.

В ответе налогоплательщика должно быть две таблицы. В первой приводятся сведения, которые он подтверждает. Во вторую идут данные, которые он исправляет. Правки даются в две строки: первая копируется из требования, а во второй заполняются те ячейки, в которых данные меняются.

Обратите внимание: корректировать можно только те данные, которые не влияют на сумму НДС. По остальным составляется уточненная декларация.

Ответ на требование по расхождениям можно направить как на бумаге, так и в электронном виде — через систему электронной отчетности. Например, в Экстерне для получения требования и ответа на него нужно зайти в раздел «Требования». Кстати, в Экстерне на требования можно подписаться, и вам будут приходить смс или e-mail уведомления.

Ответ на требование — процедура непростая, тем более что на нее отводится всего 5 дней. Лучше, конечно, не допускать расхождений. И пока компании не перешли на ЭДО с контрагентами, самый надежный способ исключить разногласия — сверяться с контрагентами до подачи декларации.

Такая возможность есть, например, в Сверке — модуле системы Контур.Экстерн.

Он не только находит ошибки и расхождения в данных, но и позволяет удостовериться в благонадежности контрагента, получить консультацию эксперта по подготовке декларации по НДС, а если требование все же придет — легко на него ответить, имея перед глазами все данные по сделке.

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Бухгалтеры бывают разные. Кто-то работает в штате компании и имеет дело с одним огромным балансом, а кто-то ведет совместительству еще несколько компаний. А какой вы бухгалтер?

Ответить

Источник: https://kontur.ru/articles/2334

Чем занимается отдел камеральных проверок налоговой службы

Рекомендации ФНС по проведению камеральных проверок: что полезно знать бухгалтеру

Особенность камеральной проверки заключается в том, что она производится без непосредственного выезда к налогоплательщику, а также в том, что изучаются только поданные налогоплательщиками декларации.

Продолжительность камеральной проверки согласно Налоговому кодексу имеет строго ограниченный срок. Он составляет три месяца с момента подачи декларации налогоплательщика, а также других документов, на основании которых производится начисление и уплата налогов.

Однако в определенных случаях длительность камеральной проверки может быть увеличена. Перечень таких причин содержится в ст. 88 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе проводимой проверки налогоплательщика обнаруживается то или иное нарушение налогового законодательства, а также какое-либо несоответствие в документации, то в соответствие со cтатьей 100 Налогового кодекса оформляется акт камеральной проверки, в который заносятся все выявленные нарушения.

Деятельность отделов камеральных проверок налоговых органов вносит свой вклад в наполнение федерального и местных бюджетов за счет взыскания неуплаченных налогов и сборов, а также устранения других выявленных нарушений в налоговой сфере.

Под камеральную проверку могут попасть предприятия различной формы собственности, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. За редким исключением проверке подвергаются только те предприятия, которые извлекают прибыль из своей деятельности.

Однако при наличии весомых причин отдел камеральных проверок Налоговой службы может проверить также благотворительные и иные организации, не занимающиеся коммерческой деятельностью.

В соответствие с действующими нормативно-правовыми документами, в первую очередь проверке могут подвергнуться те предприятия, у которых взымаемые налоги находятся ниже среднего уровня по сравнению с аналогичными предприятиями, отчетность содержит значительное число вычетов, а также выявлен убыток на протяжении определенного количества смежных налоговых периодов.

Цели и виды

Целями проводимых камеральными отделами налоговых органов поверок являются обнаружение и предотвращение нарушений в сфере налогового обращения, контролирование исполнения налогоплательщиками налогового законодательства, наложение взысканий по обнаруженным нарушениям, привлечение виновных в выявленных правонарушениях к налоговой или административной ответственности.

Также в ходе камеральных проверок осуществляется сбор и систематизация информации, на основе которой налоговый орган выбирает налогоплательщиков для проведения в отношении них выездных проверок.

Существуют четыре вида камеральной проверки:

  • формальная;
  • нормативная;
  • арифметическая;
  • непосредственная.

Цель формальной проверки – выявить наличие или отсутствие всех необходимых отчетов и документов. Помимо наличия конкретной документации, проверяется также правильность ее заполнения, отсутствие в ней неразрешенных исправлений, наличие необходимых подписей с обязательной проверкой их подлинности.

В ходе нормативной проверки производится изучение документов на предмет выявления нарушений действующего на момент проверки законодательства.

Для установления правильности прописанных в исследуемых документах сумм проводится арифметическая проверка. Ее предмет – все цифровые показатели и арифметические действия, записанные в документах.

Непосредственная проверка заключается в логическом исследовании цифровых показателей, являющихся базой при определении налогоплательщиком конкретной суммы налога, вносимой им в бюджет.

Необходимо иметь ввиду, что при осуществлении данного вида проверки, налоговые инспектора не имеют права требовать у налогоплательщика любые документы по своему усмотрению. Перечень документов и сведений, которые налогоплательщик обязан предоставлять при камеральной проверке, содержится в Налоговом кодексе.

Отдел камеральных проверок налоговой службы выполняет значительный объем работы. Основные функции отдела можно разделить по следующим категориям:

  • проверка и контрольные мероприятия;
  • сбор информации о налогоплательщиках;
  • принятие мер к нарушителям налогового законодательства;
  • аналитическая работа;
  • подготовка налоговых уведомлений, справок;
  • исчисление налогов;
  • взаимодействие с другими отделами налогового органа;
  • ответы на запросы налогоплательщиков, входящие в компетенцию отдела;
  • проведение работ по переподготовке кадров и повышению их квалификации.

Отдел проводит камеральные проверки налоговых деклараций, деклараций о доходах физических лиц, документов на основании которых исчисляются и уплачиваются налоги и сборы, размеров применяемых налоговых ставок и вычетов, а также правомерности операций с НДС.

Контрольные мероприятия отдела касаются налоговых вычетов по НДС, применения минимальных налоговых ставок, соблюдения налогоплательщиками-экспортерами действующего законодательства в сфере налогов и сборов.

Сбор информации о налогоплательщиках с последующим их отбором осуществляется с целью формирования плана налоговых выездных проверок. Помимо этого осуществляется достаточно масштабный сбор и анализ информации о налогоплательщиках, получаемой из различных источников.

Собираются в том числе такие показатели, как размер потребляемой предприятием-налогоплательщиком электроэнергии, воды и т.д. Данная информация анализируется, систематизируется и используется для проведения эффективных контрольных мероприятий.

Отдел осуществляет принятие мер к нарушителям налогового законодательства – приостанавливает операции по их счетам, передает отделу урегулирования задолженности информацию о должниках.

Аналитическая работа производится в сфере изучения существующих способов уклонения от уплаты налогов. На основе проведенного всестороннего анализа отдел подготавливает предложения о предотвращении действия данных схем.

Отдел готовит налоговые уведомления для индивидуальных предпринимателей, составляет справки для налогоплательщиков-экспортеров, необходимые им для взаимодействия с таможенными органами.

Он также занимается исчислением налогов на имущество физических лиц, транспортного налога.

В своей деятельности Отдел камеральных проверок взаимодействует с другими отделами налоговой службы – готовит для них материалы, справки, передает результаты проверок.

Помимо этого, осуществляется обратная связь с налогоплательщиками в виде подготовки ответов на поступающие от них письменные запросы.

Отдел также принимает участие в проведении мероприятий по повышению квалификации сотрудников налоговых органов, их переподготовке, готовит и проводит семинары, совещания по тем вопросам деятельности налоговой службы, которые входят в его компетенцию.

Действующая структура

Отдел камеральных проверок возглавляется начальником, имеющим широкий круг полномочий и обязанностей, и имеет в своем штате высококвалифицированных юристов, бухгалтеров, экономистов и специалистов в области высоких технологий. Помимо своей специализации, все сотрудники обязаны иметь хороший уровень подготовки в области действующего налогового законодательства.

Нюансы проведения камеральных налоговых проверок представлены в данном видео.

Обязанности начальника

Начальник руководит текущей деятельностью отдела, осуществляет взаимодействие с другими отделами налоговой службы, занимается кадровыми вопросами, составляет должностные инструкции сотрудников, осуществляет контроль за выполнением сотрудниками своих обязанностей и соблюдением ими условий трудового распорядка, планирует деятельность.

На начальника возложена персональная ответственность за работу отдела, соблюдение действующего законодательства, сохранность числящегося в составе отдела имущества.

Работа государственного налогового инспектора

Государственные налоговые инспектора в соответствие со своей спецификацией осуществляют проверку налогоплательщиков на предмет выполнения ими норм налогового законодательства. Проверки юридических и физических лиц имеют свои особенности, также различия есть у выездных и камеральных проверок.

Помимо этого, в обязанности налоговых инспекторов входит контроль за своевременной уплатой налогов и сборов, ведение статистики по налогообложению, работа с нарушителями налогового законодательства (наложение разнообразных санкций).

Для качественного исполнения своих должностных обязанностей, налоговые инспектора планомерно повышают свой профессиональный уровень, проходят курсы усовершенствования и переподготовки.

Отдел камеральных проверок налогового органа в своей деятельности руководствуется статьями 87, 88, 90, 91, 93, 95, 97, 100 Налогового кодекса, действующими Приказами Федеральной налоговой службы, а также некоторыми положениями действующего федерального законодательства, касающимися сферы налогообложения.

Вопросы камеральных проверок наиболее подробным образом рассмотрены и регламентированы в статье 88 Налогового кодекса.

Следует отметить, что налоговые инспектора постоянно находятся в курсе последних изменений в налоговом законодательстве, отслеживают принятие новых законов и внесение изменений в действующие. Это позволяет проводить проверки с максимальной эффективностью и избегать ошибок и нарушений законодательства.

Вебинар о камеральных проверках можно посмотреть ниже.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/nalogi/control/otdel-kameralnyh-proverok.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.