+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Расчеты наличными деньгами в 2012 году

Кассовые операции

Расчеты наличными деньгами в 2012 году

Кассовые операции – это операции, связанные с приемом, выдачей, хранением наличных денег и оформлением кассовых документов. Ведутся кассовые операции по правилам, установленным Центробанком: Указание от 11 марта 2014 г. N 3210-У и Указание от 7 октября 2013 г. N 3073-У. Называются эти правила кассовой дисциплиной, и в это понятие входит:

  • ведение кассовых документов, оформляющих движение наличных денежных средств;
  • соблюдение лимита остатка кассы;
  • ограничение наличных расчетов между субъектами предпринимательской деятельности в рамках одного договора суммой не более 100 тыс. рублей.

Не должны соблюдать кассовую дисциплину только те налогоплательщики, которые ведут деятельность исключительно через безналичные расчеты. На необходимость оформления кассовых операций не влияет наличие кассового аппарата или выбранный налоговый режим. Правило здесь одно – если есть любые движения наличных денежных средств, то кассовую дисциплину надо соблюдать.

Кассовые документы

Кассовые операции оформляются следующими документами:

  1. Поступление наличности в кассу – приходный кассовый ордер по форме 0310001. Заполняется такой ордер на каждый приход денег в кассу, но если это наличность, оформляемая чеком кассового аппарата или бланком строгой отчетности, то ордер выписывают на общую сумму принятых наличных денег за день.
  2. Выдача наличных денег из кассы – расходный кассовый ордер по форме 0310002. При получении такого ордера перед тем, как выдать деньги, кассир должен проверить наличие подписи бухгалтера (или руководителя, при отсутствии бухгалтера), наличие подтверждающих документов и удостовериться в личности получателя денег.
  3. Данные приходных и расходных ордеров вносятся в кассовую книгу по форме 0310004. В конце дня выводится остаток наличности в кассе. Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, то записи в кассовую книгу не вносят.
  4. Книгу учета выданных и принятых кассиром денежных средств по форме 0310005 ведут только в случае, когда в организации несколько кассиров. Она оформляет передачу наличных денег между старшим кассиром и кассирами в течение рабочего дня.
  5. Выдача наличных денег для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам оформляется не только расходным кассовым ордером, но и ведомостями: расчетно-платежными по форме 0301009 и платежными по форме 0301011.

Лимит кассы

Лимит кассы – это максимально допустимая сумма наличных денег, которая может храниться в кассе организации на конец рабочего дня.

Конкретную сумму этого лимита каждое предприятие устанавливает внутренним приказом, исходя из своего размера выручки по специальным формулам расчетов, приведенных в приложении к Указанию от 11 марта 2014 г. N 3210-У.

Наличные деньги сверх установленного лимита не должны находиться в кассе, их надо сдавать в банк. Исключение из этого правила допускается в дни выплаты зарплат, а также в выходные и нерабочие праздничные дни, если организация в эти дни проводила кассовые операции.

Индивидуальные предприниматели и субъекты малого предпринимательства (предприятия, имеющие не более 100 работников и не более 400 млн рублей годовой выручки от реализации товаров и услуг) с 1 июня 2014 года лимит остатка наличных денег могут не устанавливать. О том, что лимит кассы не устанавливается, надо издать специальный приказ. Если принято такое решение, то в кассе можно хранить всю наличную выручку без каких-либо ограничений.

Обращаем внимание тех ИП и ООО, которые уже работали с наличностью до 1 июня 2014 года, а значит, должны были иметь приказ об установлении лимита. Этот приказ надо переиздать, т. к. до 1 июня 2014 года действовало Положение Банка России от 12 октября 2011 г.

N 373-П “О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ”, которое уже отменено. Прежний приказ, основанный на этом Положении, является недействительным.

Вы можете установить тот же лимит, только надо изменить основание приказа на Указание от 11 марта 2014 г. N 3210-У.

Если вы хотите отказаться от установления лимита кассы, то нельзя в приказе об этом просто отменить предыдущий приказ. По мнению налоговых органов, отмена старого приказа не означает отмену установки лимита как таковой, а только отмену прежней рассчитанной суммы лимита, а значит, новый лимит равен нулю.

В этом случае любая сумма наличных денег в кассе на конец дня будет являться сверхлимитной. Странная логика, которая, тем не менее, может лишить организацию 50 000 рублей (сумма штрафа за нарушение кассовых операций для ООО). Исходя из этого, в новом приказе обязательно должна быть формулировка типа «Хранить наличные денежные средства в кассе без установления лимита остатка в кассе».

Такая фраза подойдет и для тех, кто впервые издает приказ о лимите наличных.

Ограничение наличных расчетов

Лимит расчетов наличными в сумме 100 тыс. руб.

в рамках одного договора распространяется на платежи между субъектами предпринимательской деятельности, то есть индивидуальными предпринимателями и организациями между собой.

С физическими лицами, не являющимися предпринимателями, лимит наличных расчетов не действует, так же как и при выдаче работникам из кассы подотчетных сумм, зарплаты и других социальных выплат.

Если вы оплачиваете товары или услуги наличными деньгами, то можете выдать подотчетному лицу любую сумму для оплаты, при условии, что лимит в 100 тыс. рублей в рамках одного договора будет сохраняться.

Например, вы направили своего менеджера по разным адресам: купить материалы для производства, оплатить какие-либо услуги, заказать выполнение работ. Если по каждой из этих сделок сумма не превышает 100 тыс.

рублей, то вы можете выдать ему до 300 тыс. рублей.

Другое дело – насколько безопасно перевозить и рассчитываться крупной суммой наличных денег? Безналичные расчеты и более выгодны (нет комиссии банка при обналичивании), и более безопасны.

*акция с Альфа-Банком действует до 30.11.2018

Упрощенный порядок кассовой дисциплины

Под этим понятием имеют в виду возможность отказаться от установления лимита кассы предпринимателями и малыми предприятиями, а также возможность, которую с июня 2014 года получили только ИП – не оформлять документально кассовые операции.

Но хотя такое право есть, но на деле воспользоваться им не всегда будет возможно. Однозначно такая возможность есть только у ИП без работников (или выплачивающих зарплату работникам в безналичном порядке), которые, к тому же, не принимают ни от кого наличные деньги. Почему? Дело в том, что Указание от 11 марта 2014 г. N 3210-У содержит противоречивые нормы:

  • Пункт 4.1. Кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее – кассовые документы). Индивидуальными предпринимателями, ведущими в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовые документы могут не оформляться.
  • Пункт 5. Прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от лица, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера (далее – работник), проводится по приходным кассовым ордерам 0310001.
  • Пункт 6. Выдача наличных денег для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам проводится по расходным кассовым ордерам 0310002, расчетно-платежным ведомостям 0301009, платежным ведомостям 0301011.

В пунктах 5 и 6 нет обычной оговорки (за исключением…) и получается, что требования распространяются на ИП в том числе. Учитывая, как часто могут менять свою точку зрения Минфин и ФНС по одному и тому же вопросу, можно предположить, что эти положения несут в себе риски налоговых споров. Поэтому пока по этим вопросам нет официальных комментариев, безопаснее кассовые документы вести.

Вторая причина, по которой ИП должны продолжать вести кассовые документы, в том, что заполнение книги учета доходов и расходов на всех режимах, (кроме ЕНВД 2016, при котором КУДиР не ведут) производится на базе первичных документов.

Такими документами, подтверждающими приход и расход наличных денег, являются как раз ордера по форме 0310001 и 0310002. Исходя из этого, ИП, ведущие КУДиР, не могут вообще отказаться от ведения кассовых документов, т.к.

у них не будет оснований для внесения записей в книгу учета.

Получается, что не вести кассовые документы в реальности могут только ИП, не выплачивающие зарплату наличными, не получающие ни от кого наличные деньги, и не вносящие данные в КУДиР (то есть только на ЕНВД).

Как видим, «упрощенный порядок кассовой дисциплины» оказался весьма заковыристым. По сути, единственное реальное упрощение в ведении кассовых операций пока одно – возможность не устанавливать лимит наличности.

Если индивидуальный предприниматель решил отказаться от ведения кассовых документов (на риски мы уже указали) и не устанавливать лимит кассы, то об этом надо издать приказ. Пока такого приказа нет, ИП должен подчиняться кассовой дисциплине.

Как получить деньги от бизнеса? Оформление кассовых операций

Бизнес идет, доходы растут, появляются свободные денежные средства, которые коммерсант может потратить на себя. Как это сделать? Для некоторых учредителей ООО является неожиданностью, что они не могут в любой момент получить на свои нужды деньги из кассы или снять их с наличного счета. А вот индивидуальные предприниматели – могут. Но обо всем по порядку.

Сначала – о правовом статусе имущества юридического лица. Уставный капитал в виде денежных средств или другого имущества не принадлежит учредителю ООО.

Все, что было внесено при регистрации фирмы и все, что было заработано в процессе ее предпринимательской деятельности, является собственностью юридического лица.

Учредитель, работающий в собственной фирме, может получать в ней зарплату на правах обычного работника, если с ним заключен трудовой договор.

Даже если это единственный учредитель (участник), который сам руководит организацией, он не может по своему усмотрению распоряжаться деньгами своего ООО. К слову, возможность заключения трудового договора с единственным учредителем – руководителем до сих пор остается спорной, и вы можете узнать о последнем мнении Минфина на эту тему в этой статье.

Еще одна возможность (и единственная, если учредитель не работает в своей организации) получить деньги от бизнеса – это направление полученной прибыли на дивиденды.

Вопросы налогообложения заработной платы и дивидендов учредителя ООО мы рассмотрели в примере статьи ИП или ООО – что регистрировать? Но нас в данном случае интересует не вопрос налогов, а то, может ли учредитель взять на свои нужды наличные деньги из кассы или снять их с расчетного счета? Нет, не может, поэтому и вопрос оформления таких кассовых операций даже не стоит.

Теперь – про ИП. С одной стороны, индивидуальный предприниматель несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, кроме того, которое нельзя взыскать.

Но с другой стороны, все имущество и деньги ИП, в том числе полученные от предпринимательской деятельности, являются его собственностью, которой он может распоряжаться как угодно (если только нет задолженности по налогам и взносам).

Зарплату ИП от самого себя не получает, но зато может в любой момент взять наличные деньги из кассы или с расчетного счета. Право на это дает Указание № 3073-У.

Если деньги будут переведены на платежную карту физического лица, то такой перевод не является кассовой операцией и не оформляется кассовыми документами.

Суммы, которые ИП может тратить из кассы или с расчетного счета на свои личные нужды, не ограничены, но нельзя допускать задолженностей по налогам и страховым взносам. Если индивидуальный предприниматель отказался от ведения кассовых документов и издал об этом приказ (см.

раздел Упрощенный порядок кассовой дисциплины), то получение наличных денег ничем не оформляется. Если же кассовые документы продолжают вестись, то в основании выплат денег в расходном кассовом ордере надо указать: «Выдача денежных средств предпринимателю на собственные нужды» или «Передача предпринимателю доходов от текущей деятельности».

Контроль за ведением кассовых операций

До 2012 года контроль кассовой дисциплины возлагался на банки, но теперь эта функция только налоговых органов. Регулирует эту функцию Административный регламент, утвержденный Приказом Минфина от 17 октября 2011 года N 133н. На что имеют право налоговики при проверке кассовой дисциплины?

  1. Учет наличных денег в кассе.
  2. Распечатка отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти.
  3. Проверка всех документов, оформляющих кассовые операции: журнал кассира-операциониста, приходные и расходные кассовые ордера и журнал их регистрации, кассовая книга и др.
  4. Действия по проверке выдачи кассового чека, которые хоть и не называют контрольной закупкой (т.к. они относятся к мероприятиям следственного контроля), но могут представлять собой визуальное наблюдение, с применением или без него способов видеоаудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов влечет наложение административного штрафа по статье 15.1 КоАП РФ:

  • на должностных лиц (руководителей организации или ИП) – от 4 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 рублей.

Рекомендуем своевременно проверять корректность ведение бухгалтерии, а время от времени устраивать и полный аудит бизнеса. Для наших пользователей, эта услуга доступна бесплатно:

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/kassovye-operacii

Наличные расчеты в 2015 году

Расчеты наличными деньгами в 2012 году

Требования к расчетам наличными денежными средствами ужесточены с 1 января 2015 года. Действующие правила и ограничения по наличным расчетам, нормы контроля кассовых операций и проверок контрольно-кассовой техники рассматриваются в этой статье.

Кассовые операции

Государственные и муниципальные учреждения всех типов с 1 июня 2014 года руководствуются порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, установленным Указанием Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У (далее – Порядок № 3210-У). Регулирование кассовых операций Банком России соответствует пункту 167 Инструкции № 157н.

При этом положения Порядка № 3210-У применяются с учетом изменений, вступивших в силу в 2015 году. Так, например, учреждения могут вести кассовые операции с применением программно-технических средств (абз. 4 п. 4 Порядка № 3210-У).

Более того, некоторым учреждениям рекомендовано применять оснащенные функцией приема наличных денежных средств торговые автоматы и платежные терминалы. Например, платежные терминалы нередко устанавливают для удобства посетителей в межрайонных инспекциях ФНС России, проводящих регистрацию юридических лиц.

Кроме того, предусмотрена возможность использования торговых автоматов с определенным ассортиментом пищевой продукции в образовательных учреждениях (кроме дошкольных), поскольку интервалы между приемами пищи обучающихся и воспитанников не должны превышать трех-четырех часов (пункты 15–16 Методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России от 11 марта 2012 г. № 213н / № 178).

Для указанных и других подобных программно-технические средств Банк России с 1 января 2015 года ввел требование иметь функцию распознавания не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России (пп. 8.1 п. 8 Указаний № 3210-У). Перечень машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России определен Указанием Банка России от 6 октября 2008 г. № 2087-У.

На применение Порядка № 3210-У влияют еще два обязательных для учреждений нормативно-правовых акта:

  • приказ Казначейства России от 30 июня 2014 г. № 10н (далее – Приказ № 10н), вступивший в силу с 1 января 2015 года;
  • приказ Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н (далее – Приказ № 173н), над проектом изменений в который Минфин России работает уже более года.

Приказом № 10н утверждены новые Правила обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства.

Приказом № 173н – формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемые, в том числе, государственными (муниципальными) учреждениями.

Методические указания по применению форм первичных документов и регистров также утверждены Приказом № 173н.

Бюджетные учреждения руководствуются нормами Указания № 3210-У в части, не противоречащей положениям Приказа № 173н. Это следует, например, из письма Минфина России от 27 ноября 2012 г. № 02-06-10/4907, в котором рассмотрено применение ранее действовавшего Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П.

Подотчетные суммы

Пункт 214 Инструкции № 157н с 16 ноября 2014 года действует в редакции приказа Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н (далее – Приказ № 89н). В отличие от ранее установленного порядка, разрешается увеличивать дебиторскую задолженность подотчетных лиц, если срок представления авансового отчета еще не наступил.

На первый взгляд, эти нововведения в Инструкции № 157н противоречат Порядку № 3210-У. В частности, при ведении кассовых операций учреждениям необходимо применять пункт 6.

3 Порядка № 3210-У, которым установлено, что выдача наличных денег под отчет производится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег. Однако противоречие возможно только в том случае, если подотчетное лицо получает наличные денежные средства.

Перечисления подотчетных сумм на банковские карточки сотрудников под действие Порядка № 3210-У не подпадает. Такие перечисления, согласно письму Минфина России от 25 августа 2014 г. № 03-11-11/42288, возможны, если:

  • такая возможность предусмотрена учетной политикой учреждения;
  • сотрудник подал письменное заявление о перечислении подотчетных сумм на его личную карту с указанием реквизитов.

Одно из нововведений в Инструкции № 157н – усиление забалансового учета. В частности, изменениями, внесенными Приказом № 89н, скорректированы правила отражения операций по поступлению и выбытию денежных средств на счетах учреждения.

Произошли существенные изменения в порядке применения счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (далее – счет 18).

Поэтому одновременно с рассмотренными бухгалтерскими записями выдачу аванса под отчет работнику на суточные необходимо отразить в забалансовом учете по дебету счета 18.

В отношении подотчетных сумм, выплачиваемых из кассы учреждения, в 2015 году можно продолжать использовать разъяснения, данные в совместном письме Минэкономразвития России, Минфина России от 5 августа 2014 г.

№ 18505-ЕЕ/Д28и / № 02-02-04/39043 (далее – Совместное письмо).

Помимо выплат командированным сотрудникам, в Совместном письме разъяснен порядок оформления закупок, которые проводят подотчетные лица в целях обеспечения хозяйственной деятельности учреждения:

  • у единственного поставщика на сумму не более 100 тыс. руб. при годовом объеме закупок по пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, не превышающем 2 млн руб. или 5 процентов от объема закупок и 50 млн руб.;
  • государственных (муниципальных) образовательных организаций и учреждений культуры, уставные цели которых связаны с сохранением и популяризацией объектов культурного наследия, на сумму не более 400 тыс. руб. при условии, что закупки по пункту 5 статьи 93 Закона № 44-ФЗ составляют не более 20 млн руб.

Никаких изменений порядка расчета указанных объемов в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, не произошло.

Однако редакция пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ с 1 января 2016 года предусматривает, что совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика для всех категорий заказчиков не будет превышать лимит в 5 процентов от объема закупок, предусмотренных исключительно планом-графиком. Такое уточнение внесет коррективы и в возможность закупок через подотчетных лиц.

Форма расчета за платную услугу

Услуги, оказываемые потребителям сверх государственного (муниципального) задания, а также в случаях, предусмотренных законодательством, в пределах государственного задания, могут оказываться за плату.

Например, такое положение предусмотрено пунктом 11 Порядка формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671.

При этом до недавнего времени при оказании платных услуг и выборе политики приема платежей учреждения ориентировались на Концепцию реформирования системы бюджетных платежей̆ на период до 2017 года, утвержденную приказом Минфина России от 29 августа 2013 г. № 227. Основное направление этой концепции – сокращение наличного оборота и перевод существенного объема наличного оборота в безналичную форму за счет:

  • развития инструментов безналичных расчетов;
  • применения современных эффективных платежных технологий в расчетах учреждений.

Применение торговых автоматов и платежных терминалов, а также внедрение эквайринга (приема оплаты по банковским картам) – вполне в духе рассматриваемой концепции.

https://www.youtube.com/watch?v=J4tKCyeJDnY

Однако учреждения, полностью перешедшие на безналичные расчеты по платным услугам населению (например, дошкольные образовательные учреждения), с 1 января 2015 года отнесены к категории продавцов, не предоставивших покупателю право выбора удобного для него способа расчета (наличными или банковской картой). Для таких продавцов частью 4 статьи 14.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 112-ФЗ (далее – Закон № 112-ФЗ) предусмотрены штрафы в размере:

  • от 15 до 30 тыс. руб. для должностных лиц;
  • от 30 до 50 тыс. руб. для юридических лиц.

Закон № 112-ФЗ закрепляет соответствующую обязанность продавца в ст. 16.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г.

№ 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-I), под действие которого подпадают и платные услуги населению, оказываемые бюджетными учреждениями.

Указанная норма действовала до 1 января 2015 года в рекомендательном порядке. Обязательное предоставление потребителю выбора формы оплаты породило сразу несколько проблем.

Контрольно-кассовая техника или бланки строгой отчетности

Техническое обеспечение наличных расчетов с населением проверяет не только Роспотребнадзор, с точки зрения обеспечения прав потребителей, но и ФНС России на предмет:

  • полноты оприходования выручки;
  • применения контрольно-кассовой техники (ККТ).

При этом в Типовые положения о территориальных налоговых органах, утвержденные приказом Минфина России от 17 июля 2014 г. № 61н, с 28 декабря 2014 года включены дополнительные полномочия региональных УФНС России в части проверки ККТ. Таким образом, количество проверок, а с ними и штрафов может возрасти.

Одно из популярных мероприятий при таких проверках – контрольная закупка, в результате которой инспектор может зафиксировать невыдачу чека ККТ. Штраф, наложенный в результате контрольной закупки, можно отменить через суд (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2015 г. № А40-136216/14).

Для учреждений, оказывающих платные услуги населению, которые в 2015 году впервые организовывают прием наличных, наименее затратный способ – использовать альтернативу контрольно-кассовой техники – бланки строгой отчетности.

Применение БСО позволяет избежать закупки электронной кассовой защищенной ленты (ЭКЛЗ) и заключения обязательного договора с центром технического обслуживания ККТ.

При этом указанные закупки – самые значительные, но не единственные статьи расходов на содержание и обслуживание ККТ.

Применение БСО возможно на основании пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ). Во исполнение пункта 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ разработано положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 6 мая г. 2008 г. № 359 (далее – Постановление № 359, Положение № 359, соответственно), которое регламентирует:

  • формы бланков строгой отчетности (БСО), приравненных к кассовым чекам;
  • учет, хранение и уничтожение БСО.

БСО могут быть не только типографскими, но и сформированными с использованием автоматизированной системы (далее – АС БСО), которая согласно пункту 11 Постановления № 359 должна отвечать всего двум требованиям:

  • иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с БСО в течение не менее 5 лет;
  • сохранять уникальный номер и серию БСО при его заполнении и распечатке.

При этом АС БСО можно распечатывать, как и кассовый чек – в единственном экземпляре исключительно для покупателя (п. 8 Положения № 359). Таким образом, приобретя БСО в типографии для оперативного обеспечения выбора способа оплаты покупателями, в дальнейшем учреждение может отказаться от сложного и трудоемкого процесса учета, хранения и уничтожения бланков в пользу АС БСО.

Отметим, что Положение № 359 не упоминает о криптографической защите фискальной памяти в виде ЭКЛЗ. Не упоминается ЭКЛЗ и в ГОСТ Р 34.003-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения».

С точки зрения требований ГОСТ Р 34.003-90, допустимы два типа автоматизированных систем:

  • программное обеспечение, установленное на компьютер с источником бесперебойного питания, «зеркальной» памятью (дополнительный диск или диски для множественного копирования сохраненной информации, но никак не ЭКЛЗ) и принтером для распечатки БСО;
  • устройство, разработанное на основе обычной ККТ (БСО-аппарат), соответственно, как и первая система, без ЭКЛЗ.

Как показывает практика, применение БСО-аппарата экономичнее и проще в эксплуатации, чем автоматизированные системы первого типа. Такой аппарат не требует установки принтера и работает на обычной ленте для ККТ, что дешевле бумаги для принтера. Таким образом, у учреждения есть возможность обеспечить прием наличной оплаты от населения без значительных затрат материальных и трудовых ресурсов.

Выбор формы оплаты для учреждений

Выбор формы оплаты могут не обеспечивать субъекты предпринимательской деятельности, отвечающие требованиям абзаца 2 пункта 1 статьи 16.1 Закона № 2300-I. Это касается микропредприятий, у которых выручка без НДС или балансовая стоимость активов за прошлый год не превысила 60 млн руб.

(постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101). Из формулировки нормы Закона № 2300-I прямо не следует, что бюджетные учреждения могут отказать покупателям услуг в праве выбора формы оплаты.

Однако некоторые эксперты считают это возможным, так как в российском законодательстве нет определения субъекта предпринимательской деятельности.

Если исходить из определения предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ), то ее субъект – это лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке, которое самостоятельно ведет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров (выполнения работ или оказания услуг).

Определение предпринимательской деятельности мало отличается от определения приносящей доход деятельности (п. 2–4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ), которую могут вести некоммерческие организации, если это служит достижению целей, ради которых они созданы, соответствует указанным целям и зафиксировано в их учредительных документах (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г.

№ 7-ФЗ). На основании идентичности определений некоторые эксперты делают вывод, что бюджетные учреждения, оказывающие платные услуги, попадают под понятие субъекта предпринимательской деятельности. О жизнеспособности такого утверждения можно будет судить после официальных разъяснений Роспотребнадзора.

Если мнение сложится в пользу потребителей, то противоположную точку зрения придется отстаивать в суде.

Источник: https://delovoymir.biz/nalichnye-raschety-v-2015-godu.html

Наличные расчеты

Расчеты наличными деньгами в 2012 году

Наличные расчеты – одна из форм финансовых расчетов, активно применяемая для обслуживания затрат и прибыли  (доходов) населения.

Наличные расчеты – вид расчетных операций, в которых участвуют наличные средства. Сделки осуществляются путем передачи средств (монет, банкнот) от одного человека другому в качестве исполнения обязательства.

Наличные расчеты – оплата наличностью за услуги или товары сразу после их передачи (продажи) или предоставления бумаг на их получение.

Наличные расчеты: сущность, особенности организации

В предпринимательской практике сделки с наличностью может проводить каждая компания (ИП, ЧП). Особой популярностью такой вид расчетов пользуется у субъектов хозяйственной деятельности, которые занимаются торговлей и продвигают на рынок свои услуги.

Компании, которые осуществляют другой вид работ (к примеру, занимаются сельским хозяйством, строительством, производством и так далее), также периодически осуществляют наличные расчеты. К примеру, выплата заработной платы, предоставление средств на командировочные расходы, покупка ТМЦ – эти и многие другие расходы относятся к наличным расчетам.

Есть мнение, что одной из сторон таких сделок должно выступать физическое лицо. Но это не так. Наличные расчеты могут проводить между собой различные компании (в том числе и частные предприятия).

Главное требование в этом случае – обязательный расчет наличными средствами. В ряде случаев допускается применение платежной карточки.

В свою очередь, безналичные платежи запрещены (к примеру, те же сделки путем платежного поручения).

Наличные расчеты – выплаты с применением наличных средств за проданные объекты (услуги, товары), а также за сделки, которые не имеют отношения к реализации товаров (услуг, работ) или имущества. В качестве субъектов могут выступать предприниматели (компании) и физические лица. Если говорить в общем, то наличные расчеты – любые платежи, в которых применяются монеты или банкноты.

При проведении наличных расчетов с заказчиками товаров или потребителями неизбежно проводятся расчетные операции.

Эти сделки представляют собой прием от другого человека (покупателя) наличности, жетонов, платежных чеков и прочих инструментов оплаты за непредоставленную услугу или возвращенную продукцию.

В случае использования банковской карты оформляется специальный документ, подразумевающий оплату в безналичной форме банком или же при отказе от предоставленной услуги (возврате продукции), оформления бумаг по перечислению денег в банк покупателя.

По законам РФ все субъекты хозяйственной деятельности обязаны выполнять расчетные операции в любой из форм (наличной или безналичной) и производить расчетные операции с учетом полной суммы товара через специальные регистраторы. Последние должны быть зарегистрированы и иметь все необходимые документы.

В процессе расчетов с покупателями за предоставленные услуги или реализованные товары субъекты хозяйственной деятельности должны дать возможность участникам сделки совершить расчет в электронной форме. При этом на выбор желательно предоставить не менее трех разных систем.

Регистратор расчетных операций (контрольно-кассовая машина) – специальный прибор (технический комплекс, устройство), которое реализует фискальные функции и обеспечивает эффективную регистрацию расчетных сделок по факту реализации товаров (оказания услуг), совершения сделок по купле-продажи денежных знаков других стран, регистрации товаров и так далее.

Расчетная книжка – прошнурованная брошюра, которая прошла регистрацию в соответствующих органах (налоговой инспекции) и содержит необходимые расчетные квитанции. Еще один «участник» наличных расчетов – касса, представляющая собой место (офис, помещение), где и совершается передача ценностей, денег и кассовых бумаг.

Наличные расчеты: особенности проведения, запреты

Сложность и несовершенство налогового законодательства часто становится причиной появления множества вопросов, большая часть которых касается принятия наличности:

1. Проведение наличных расчетов с физическим лицом. Почти во всех случаях прием наличных средств от физического лица без выдачи ему каких-либо документов, подтверждающих покупку товара, запрещен. Вид выдаваемого документа во многом зависит от следующих условий:

– для предприятий на УСН прием наличных платежей за услуги или товары должен подтверждаться обратным предоставлением чека ККМ. В виде исключения можно привести оказание определенных услуг гражданам (физическим лицам);

– для предприятий на ЕНВД допускается осуществление платежей без применения кассового аппарата. При этом по первому требованию клиента (покупателя, пользователя услуги) должна выдаваться квитанция. Если человек не требует такого документа, то в его выдаче нет необходимости (это будет законно). Как и в прошлом случае здесь есть исключение – оказание услуг физическим лицам;

– в случае оказания услуг физическим лицам (населению) вне зависимости от режима ЕНВД или УСН необходимо или использовать ККМ в обычном порядке или же предоставить покупателям чек из кассового аппарата. Еще один вариант – предоставление БСО (для всех клиентов, а не лишь по требованию);

– разрешается не использоваться ККМ и вообще ничего не предъявлять покупателю (пользователю услуг) при формах предпринимательской деятельности ЕНВД и УСН, если речь идет о торговле на ярмарке или рынке, при розничной торговле продукцией непродовольственного назначения, реализации журналов (газет) или мороженого.

2. Проведение наличных расчетов с ИП или ООО. В случае когда необходимо принять наличность от приведенных структур, важно учесть:

– на предприятиях с формой налогообложения УСН применение ККМ является обязательным. По факту совершения сделки должен оформляться по всем правилам ПКО (приходной кассовый ордер);

– в компаниях с формой ЕНВД предприниматель должен по требованию клиента выдать документ, оформленный в свободной форме (возможна распечатка на компьютере).

В бумаге должна содержаться основная информация – название документа, его дата выдачи и порядковый номер, ФИО и ИНН предпринимателя, общее количество и наименование услуг, работы или товаров, ФИО человека, который произвел выдачу документа, занимаемое им место и подпись.

В роли платежной бумаги может выступать квитанция об оплате, товарный чек и прочие документы. Главное требование – наличие всей перечисленной выше информации.

Что касается БСО, то его выдача ИП или ООО не разрешена. Передача БСО возможна только тем клиентам, которые относятся к категории физических лиц.

3. Предприниматели не всегда знают, когда необходимо применять кассовый аппарат. По закону все наличные расчеты и операции с использованием “пластика” должны проводиться с применением ККМ. В качестве исключения можно лишь привести:

– выплату налогов по системе ЕНВД, а также работу на принципе патентной системы. В этом случае на руки выдается нестандартный чек, а обычный документ о совершении платежа;

– оказание услуг физическим лицам. В таком случае вместо чека предоставляется БСО;

– проведение определенных видов деятельности, к примеру, реализация мороженого, печатной прессы, ведение мелкорозничной торговли, продажа товара на ярмарках и рынках.

Если по закону применение ККМ обязательно, то наличные расчеты запрещены. Использование ККМ напрямую зависит от вида деятельности, клиентов, выбранного способа налогообложения и так далее.

От того, какие коды ОКВЭД используются, и в каких объемах реализуются товары, обязательство применения ККМ не зависит. К слову, даже при единоразовой сделке в случае предоставления наличности обязательно необходима ККМ (если по закону предоставление кассового чека является обязательным).

Чтобы избежать покупки ККМ (к примеру, в случае редких продаж за наличные) можно попросить человека перечислить средства через банковское учреждение. Для этого необходимо предоставить клиенту (покупателю) счет с реквизитами, по которым и производится оплата наличными средствами. Фактически наличности предприниматель не видит, поэтому в применении ККМ также не будет нужды.

Возможные замены кассового чека и запреты:

1. Накладная не может использоваться вместо чека ККМ, ведь эти бумаги имеют разное предназначение. Так, накладная подтверждает факт передачи товара, а кассовый чек – документ, фиксирующий осуществление платежа наличными. При этом накладную можно предоставлять вместе с кассовым чеком, но не заменять его.

2. Товарные чеки вместо чеков ККМ также не котируются. Первый может быть лишь дополнением и предоставляться вместе со стандартными ККМ чеками. Товарный чек можно выдать как розничный аналог накладной бумаги.

Бывают ситуации, когда передача товарного чека в качестве единственного документа все-таки возможна – при наличии патентной системы налогообложения (кроме деятельности на предоставлении бытовых услуг) или налоговой системы на принципе ЕНВД.

3. Применение расходных и приходных ордеров в качестве замены чеков ККМ также запрещено. При этом приходной ордер – документ, который должен оформляться в дополнение к чеку ККМ в том случае, когда клиентом является ИП или организация. Как правило, РКО и ПКО – документы для внутреннего применения.

4. В использовании кассового чека при пересылке товара почтой нет необходимости. В случае получения продукции таким способом клиент не предоставляет наличность. Платеж принимают работники почтового отделения, а далее осуществляют перевод средств на расчетный счет (иногда возможна передача средств наличными).

Источник: https://utmagazine.ru/posts/12332-nalichnye-raschety

Расчеты между юридическими лицами наличными

Расчеты наличными деньгами в 2012 году

Обновление: 14 марта 2017 г.

Нормы отечественного законодательства допускают возможность осуществления субъектами хозяйственных отношений применения денежных средств как в наличной, так и в безналичной форме.

При этом нормативное регулирование оплаты с использованием банковских счетов и расчетов наличными между юридическими лицами различается.

Действующее законодательство устанавливает некоторые особенности при последнем способе исполнения сторонами сделок своих обязательств по оплате.

Общие положения о наличных расчетах

Каждое российское юридическое лицо имеет право на использование в своей деятельности денежных средств. Из буквального содержания норм гражданского законодательства следует вывод, что на территории России могут использоваться наличные и безналичные расчеты.

Граждане, не являющиеся ИП, вправе прибегать к наличным рублям баз каких-либо ограничений. К указанным случаям не применяются и специальные правила.

Совершенно иная ситуация возникает при расчетах с использованием наличных денег, совершаемых организациями.

Центробанк Российской Федерации в своих Указаниях от 11.03.2014 № 3210-У (далее — Указания) предусмотрел общеобязательные правила по совершению и оформлению расчетов с применением наличных денег. Названные предписания являются обязательными для компаний и предпринимателей. Однако для ИП, а также для малых и микропредприятий предусмотрен упрощенный порядок кассовой дисциплины.

Для любого лица, применяющего наличные деньги, обязательным условием является организация работы кассы, которая осуществляется руководством предприятия.

Помимо указанного, компании должны установить лимиты на остаток кассы по окончании рабочего дня (пункт 2 Указаний Центробанка России). Такие ограничения устанавливаются только для остатка наличности и не влияют на возможность и размеры расчетов за наличные деньги.

Лимиты должны быть рассчитаны по методике, утвержденной Центробанком Российской Федерации в Указаниях. Нарушение правил расчета или неустановление лимитов лишает компанию возможности хранить деньги в кассе организации.

Для надлежащего ведения кассовой дисциплины необходимо заполнять формы документов, утвержденные Госкомстатом России в Постановлении от 18.08.1998 № 88. Применять иные бланки недопустимо.

Согласно п. 4.1 Указаний Центробанка России кассовые операции оформляются путем составления приходного и расходного кассовых ордеров. Право на их заполнение имеет главный бухгалтер (бухгалтер) компании, а также кассир. Руководитель может заполнять РКО и ПКО, если соответствующие операции ведет он же (п. 4.2 Указаний).

Помимо директора, действия с деньгами вправе осуществлять кассиры, но только если они ознакомлены со своими должностными обязанностями под личную подпись.

Все кассовые операции и документы оформляются строго ограниченным кругом работников, которые перечислены выше. Названные сотрудники обязаны фиксировать все операции с наличными в кассовой книге, записи в которую вносятся на основании надлежаще оформленных РКО и ПКО.

Наличный расчет между юридическими лицами в 2017 году

Положениями статьи 128 Гражданского кодекса России наличные денежные средства отнесены к объектам прав. Такие деньги свободно переходят от одного лица к другому.

Ограничения такого движения могут быть установлены только предписаниями отечественных законодательных актов. Данное указание прямо следует из содержания статьи 129 Гражданского кодекса РФ.

Из вышеприведенных положений Гражданского кодекса РФ следует вывод, что актами нормотворчества могут быть установлены ограничения на оборотоспособность наличных денег в тех или иных случаях.

Центробанк Российской Федерации своим Указанием от 07.10.2013 № 3073-У ввел в действие правила наличных расчетов. Пунктом 2 Указаний Центробанка России установлено, что ни предприниматели, ни компании не могут по своему усмотрению расходовать выручку, поступившую в кассу. Исключения из названного общего правила установлены этим же п. 2 Указаний.

Центробанк Российской Федерации прямо допускает возможность расходования наличности, поступившей в кассу компании, для расчетов с ее контрагентами.

Следует подчеркнуть, что Центробанк позволяет расходовать выручку на взаиморасчеты с поставщиками вне зависимости от того, является ли соответствующее лицо организацией или предпринимателем.

Пунктом 6 Указаний Центробанка Российской Федерации от 07.10.2013 № 3073-У установлен лимит наличных расчетов между юридическими лицами. В 2017 году между компаниями и гражданами, зарегистрированными в качестве ИП, движение наличных денег не может превышать 100000 рублей.

Для иностранной валюты применяется тот же лимит. Единственное исключение – это определение стоимостного выражения в рублях РФ на день совершения соответствующих наличных расчетов.

Важно помнить, что указанный лимит на оплату наличными между юридическими лицами в 2017 году применяется по каждому отдельному договору. Иными словами, одни и те же компании вправе осуществить несколько наличных расчетов с указанным лимитом, но по разным сделкам.

В случаях расчетов с физическими лицами, не зарегистрированными в качестве ИП, ограничения, предусмотренные для использования наличных между компаниями и предпринимателями, не применяются. Данное исключение прямо установлено пунктом 5 Указаний Центробанка России от 07.10.2013 № 3073-У.

Важно помнить, что ограничения по максимальному размеру расчетов между юридическими лицами за наличные в 2017 году не применяются при передаче денег физическими лицами. Названное исключение действует только в случае, если граждане не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей (пункт 1 Указаний Центробанка РФ от 07.10.2013 № 3073-У).

Движение наличных между головной организацией и ее структурным подразделением

Помимо расчетов наличными между компаниями, действующее отечественное законодательство допускает возможность движения денег между головной организацией и ее обособленными структурными подразделениями.

Пунктом 6.4 Указаний Центробанка Российской Федерации от 11.03.2014 № 3210-У определено, что компания вправе выдавать наличные деньги из кассы в адрес обособленного структурного подразделения.

Такая передача средств осуществляется в порядке, который устанавливает предприятие самостоятельно.

Данный порядок распространяется на случаи циркуляции наличности между компанией и ее структурными подразделениями.

Движение денег оформляется расходным кассовым ордером.

Аналогичный порядок установлен Центробанком России и для случаев получения компанией наличных от своего обособленного подразделения (пункт 5.3 Указаний).

Надо отметить, что Центробанк РФ, допустив возможность движения наличных денег между головной компанией и ее подразделениями, не установил соответствующие лимиты, равно как и не указал на отсутствие каких-либо ограничений такого движения.

В силу пункта 3 статьи 55 ГК РФ обособленные структурные подразделения компаний не являются юридическими лицами. Отсюда следует, что ограничения, налагаемые отечественным правом на предприятия, к их обособленным структурным подразделениям не применяются.

Центробанк России в своих Указаниях установил запрет на оплату свыше 100000 рублей только для случаев расчетов наличными между юридическими лицами или предпринимателями. При движении денег между компанией и ее подразделениями какие-либо ограничения на предельные суммы Центробанком России не установлены.

Из всего сказанного выше следует вывод, что компания вправе осуществлять движение наличности между собой и своими подразделениями без учета лимитов, установленных Центробанком Российской Федерации.

Также читайте:

  1. Лимит кассы для малых предприятий

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен

Источник: http://GlavKniga.ru/situations/s502017

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.