+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Почему в России не работают законы для бизнеса

Почему в России не работают новые законы?

Почему в России не работают законы для бизнеса
Image caption Эксперты советуют думцам не спешить и больше прислушиваться к критике

Правительство России высказало претензии к принятому Госдумой в первом чтении закону об оскорблении религиозных чувств и рекомендовало депутатам серьезно доработать его ко второму чтению.

Правительственное заключение является обязательным элементом процесса принятия новых законов.

Законопроект был внесен в нижнюю палату еще 26 сентября прошлого года.

Статьи о хулиганстве, вандализме и разжигании вражды и ненависти и так присутствуют в Уголовном кодексе, а понятия “оскорбление чувств”, “мировоззренческая символика” и “религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России” юридически расплывчаты, указывают чиновники.

Ранее в аналогичном духе высказались Верховный суд и Общественная палата.

По мнению экспертов, поспешное принятие политически ангажированных “сырых” законов, которые впоследствии невозможно исполнять из-за противоречий и нестыковок, дискредитирует государство.

“Вошедшее в моду законотворчество в стиле “хватай мешки – вокзал отходит” создает серьезные проблемы. Качество законов падает, в них обнаруживаются “подводные камни”, которые в спешке незаметны”, – заявил Русской службе Би-би-си директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

“Вводят законы, а потом юристам приходится ломать головы, что, собственно, хотели этим сказать”, – заметил ведущий аналитик фонда “Индем” Юрий Коргунюк.

Казусы и нестыковки

Министр юстиции Александр Коновалов на слушаниях в Госдуме 16 января сказал, что не знает, как применять вступивший в силу закон об “иностранных агентах”. Причина – отсутствие в законодательстве ясного определения понятия “политическая деятельность”.

В узком смысле таковой является лишь участие в выборах, следовательно, ни одна НКО под определение не подпадает.

При расширительном толковании “политической” можно считать и деятельность борцов за права инвалидов или сохранение архитектурного облика городов, поскольку они, так или иначе, стремятся повлиять на решения властей, но против применения закона в отношении НКО социальной направленности предостерег лично Владимир Путин.

Качество законов падает, в них обнаруживаются “подводные камни”, которые в спешке незаметныЕвгений Минченко, эксперт

При рассмотрении в Госдуме законопроекта о запрете “пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних” всплыло то обстоятельство, что в Санкт-Петербурге соответствующая норма действует с 7 марта прошлого года, но фактически применялась лишь однажды – в отношении ЛБГТ-активиста Николая Алексеева, оштрафованного на пять тысяч рублей.

На практике сразу выяснилось, что невозможно разделить взрослую и подростковую аудиторию, а также отличить “пропаганду” от, скажем, заявления, что гомосексуализм – не извращение, а всего лишь нетрадиционная ориентация.

Аналогичная история произошла с законом “О защите детей от вредной информации”, при буквальном толковании которого под запрет может попасть даже мультфильм “Ну, погоди!”.

Несколько особняком в этом ряду стоит “антимагнитский закон”, принятый накануне Нового года. Его политическая и моральная оценка зависит от точки зрения, но усыновление российских сирот американцами – вещь конкретная, которую по воле законодателя можно разрешать или не разрешать, правовой коллизии не возникает.

Мотивы Кремля

И в Думе, и в президентской администрации достаточно квалифицированных специалистов. Независимые эксперты хором предупреждали о несоответствии законопроектов нормам права и здравому смыслу. Почему к ним вовремя не прислушались?

“Говорить о самостоятельной позиции Госдумы не приходится, – уверен политолог Юрий Коргунюк. – Со стороны депутатов было бы честнее без обиняков переадресовывать все вопросы кремлевской администрации: нам велели, мы сделали, к ним и обращайтесь”.

Что касается Кремля, у него может быть несколько причин действовать таким образом.

Таким способом можно дойти до полного маразма. Вот мою соседку, может быть, оскорбляет, что я прилично живу. Или если меня оскорбляет деятельность нынешнего режима – мне куда обращаться?Геннадий Гудков, политик

Ряд аналитиков вспоминают о советской традиции устанавливать законы, по которым невозможно жить, а потом использовать их выборочно.

Теоретически любого гражданина, который не бывал за границей и носил американские джинсы, можно было привлечь за спекуляцию, а занимавшегося частным извозом или репетиторством – за извлечение “нетрудовых доходов”. В 99% случаев на это смотрели сквозь пальцы, но все были “на крючке”.

Евгений Минченко полагает, что шумиха вокруг резонансных законов отвлекает внимание общества от реальных проблем.

“За дымовой завесой власть осуществляет реформы, которые коснутся буквально каждого: перекладывание ответственности за повышение зарплат бюджетников на регионы, закон об образовании, изменения в пенсионной системе. Но все это вообще никак не обсуждается. Свою функцию ложного объекта, оттягивающего на себя информационную повестку дня, эти законы в целом успешно выполняют”, – говорит он.

По мнению Юрия Коргунюка, с точки зрения Кремля не страшно, если законы не будут применяться, главное – обозначить свою идеологическую позицию.

“Администрацию президента интересуют не правовые последствия, а политический эффект”, – считает эксперт.

“Одна из целей – запугать, при этом, на мой взгляд, не столько оппозицию, сколько депутатов Госдумы. Повязать участием в театре абсурда, приучить к безоговорочному послушанию. В свое время хватило одного Ходорковского, чтобы “построить” весь бизнес, теперь хватило одного Геннадия Гудкова, чтобы заставить Думу ать единогласно”, – говорит он.

Риторика сохранится, а с законами будет больше крика, чем реальных действийЮрий Коргунюк, эксперт

По мнению аналитика, недостатки российского законотворчества во многом объясняются завышенной ролью президентской администрации, которая, впрочем, сформировалась не вчера, а еще в 1990-х годах.

“Это не технический аппарат главы государства, а какой-то ЦК КПСС, который во все вмешивается и ни за что не отвечает”, – указывает Коргунюк.

“Правительство занимает прагматичную позицию, ибо понимает, что принятые законы ему и выполнять, – замечает Евгений Минченко. – Однако оно не заинтересовано в лобовых столкновениях с Думой и стоящей за ней администрацией президента. Очевидно, что Кремль установил определенные рамки и разделение труда: вы занимайтесь экономикой, а политический менеджмент – наше дело”.

“Единая Россия” ищет идеологическую опору в консервативной традиции, – говорит он. – В США и ряде европейских стран едва ли не главным политическим водоразделом является отношение к семейным ценностям, абортам, однополым бракам и тому подобное.

В том, что “медведи” пытаются четче позиционировать себя, ничего плохого нет. Но в странах развитой демократии к законотворчеству подходят более ответственно. В Америке процедура такова, что реально быстрее, чем за год, вы закон не примете”.

Что дальше?

По мнению аналитиков, правовые нормы об “оскорблении чувств” и “пропаганде гомосексуализма” не нужны в принципе. Однако Кремль вряд ли пойдет на попятную. Спорные законы будут приняты, но окажутся недействующими.

Возможный вариант – их “доработка” и “совершенствование” до полного выхолащивания.

Председатель комитета Госдумы по общественным объединениям и религиозным организациям Ярослав Нилов заявил о готовности заменить формулировку “оскорбление религиозных чувств” на “оскорбление по признаку отношения к вере”, что теоретически подразумевает и защиту чувств атеистов.

Члены Общественной палаты Владимир Ряховский и Иосиф Дискин пошли еще дальше, предложив защищать любые чувства, “имеющие высокое значение для разных общественных групп”.

СМИ иронически окрестили еще не принятую норму ” законом об оскорблении всех”.

“Риторика сохранится, а с законами, если отступление и не начнется, то будет больше крика, чем реальных действий”, – полагает Юрий Коргунюк.

Источник: https://www.bbc.com/russian/russia/2013/01/130128_russia_laws_controversy

4 закона, которые ежедневно не исполняются на наших глазах

Почему в России не работают законы для бизнеса
mutatorkvnВообще, в России не исполняется полностью или частично как минимум каждый третий закон. Государственная Дума за кучу ненужных и бестолковых законопроектов уже прозвана народом “бешеным принтером”.

Приведу только 5 законов, неисполнение которых каждый день мы все встречаем на улицах наших городов.

1.

Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах.

За нарушение закона, согласно статьи 20.20 КоАП РФ предусмотрен административный штраф от 100 до 700 рублей. Контроль за исполнением возложен на полицию.

У участковых по этой статье КоАП “план” – 5-6 протоколов в месяц, у ППС – 3-4 в смену.

Тем не менее, вчера, прогулявшись пешком от остановки Ватутина до Арены-Омск, я насчитал 116 (!!!) человек, которые открыто распивали пиво в общественных местах.

Нарушители чувствуют себя абсолютно спокойно по нескольким причинам.1. Штрафовать их просто некому. Участковые заняты ежедневной бытовухой (отписки на заявления о пропаже кота, паспорта, семейными ссорами и т.п.). ППС редко ходит пешком по таким зонам отдыха населения.2.

ППС-ники и участковые такие же люди, потому также на лавочках пьют пиво вне службы. А на службе выполняют только “план”.Проблема, как всегда у нас в стране, глубже, чем попытка ее решить. Отсутствие внятной антиалкогольной кампании, абсолютное человеческое безразличие к проблеме не решить одними запретительными мерами.

2.

Закон о запрете курения в общественных местах.

С 1 июня 2013 года в России запрещено курение в городском и пригородном транспорте, на вокзалах, в аэропортах, у входа в метро, во всех образовательных учреждениях, в учреждениях культуры, спорта, на стадионах, пляжах, парках, детских площадках, больницах, социальных учреждениях, автозаправках, в самолетах, на открытом воздухе на расстоянии менее 15 метров от входов в помещения вокзалов, аэропортов, портов, станций метрополитена, в помещениях, занятых органами государственной власти, на рабочих местах, а также в лифтах и подъездах многоквартирных домов. Контроль за исполнением возложен на полицию.Как и в случае с распитием пива в общественных местах, закон не исполняется. Люди на остановках как курили, так и курят. В парках как курили, так и курят. ГосДума решила, что можно половине страны просто запретить курить, но они просчитались. Как и с распитием пива, в стране нет и не было внятной антитабачной государственной программы.

3. Закон об ограничении розничной продажи алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени (ну или как в Омске с 22.00 до 10.00).

На данный момент штраф для индивидуального предпринимателя за ночную продажу спиртного составляет от 3 тысяч до 4 тысяч рублей с конфискацией продукции или без таковой, для юридических лиц — от 30 тысяч до 40 тысяч рублей с конфискацией продукции или без таковой.В России, как обычно, предприниматели нашли способ обходить закон.

Обычные продуктовые павильоны оформились как пункты общественного питания, где пиво еще по закону можно продавать круглосуточно. Помимо этого, фактически в каждом магазине шаговой доступности местным жителям (которых продавцы знают) любую алкогольную продукцию продадут и в час ночи, и в 7 утра.

Аналогично, продают пиво “своим” в киосках на остановках (причем пива на витринах нет). Помимо этого, любой алкоголь можно купить в кафе, ресторанах, банях, заказать через интернет. Итогом данного законопроекта стало закрытие почти 2000 торговых точек в городе Омске. В масштабах России, количество закрытых точек мне тяжело даже представить.

Однако, и этот закон в полной мере не работает и работать не будет.

4. Закон о лицензировании такси.

С 1 сентября 2011 вступил в силу федеральный закон о лицензировании автоперевозчиков, в том числе таксистов. В региональном парламенте был принят документ, регламентирующий работу закона на территории Омской области.

Омские таксисты по закону должны проходить техосмотр каждые полгода, на борту автомашин должны быть «шашечки», а сами водители должны иметь подтвержденный водительский стаж не менее 3-х лет.

Однако, за 2 года ни одна норма из закона исполняться так и не начала. 90% омских таксистов ездит без шашечек, бывает приезжают на таких развалюхах, что страшно садиться.

Я уж молчу про возраст и опыт данных водителей. Часто встречаются студенты перво-второкурсники, которые “бомбят” после учебы, но даже по возрасту не могут иметь водительский стаж более 3-х лет.

Проблема в том, что российские власти принимают закон ради закона, не думая ни о методах его реализации, ни о последствиях. На следующей неделе порассуждаю, почему так все происходит

|

mutatorkvnНе хочется обсуждать сейчас личности, итоги работы Вячеслава Викторовича и т.п. Поговорим о том, что попало в федеральные новости, т.е. об отпуске господина Двораковского, который он не захотел прерывать в связи с аварией теплохода “Полесье-8”. Напомню, что столкновение судов на реке Иртыш в районе поселка Новая станица произошло днем в минувшую субботу 17 августа. На месте аварии погибли 4 человека, еще две женщины скончались позднее в реанимации несмотря на усилия врачей. Губернатор Омской области Виктор Назаров в связи со случившимся отпуск прервал, а вот мэра города Омска журналисты нашли в элитном санатории в Карловых Варах (Чехия)Знаете, кто мне первый пришел на ум после просмотра видеоролика? Правильно. Путин. 12 августа 2000 года президент Путин уехал отдыхать в Сочи в резиденцию “Бочаров Ручей”. В этот же день утонула подводная лодка “Курск”. Президент, как и омский мэр, в связи с произошедшей трагедией отпуск не прервал. Вячеслав Двораковский, кстати, ушел в отпуск… 12 августа 2013 года. В итоге, по вине Путина погибло 118 человек. Вины Двораковского в гибели пассажиров “Полесья-8” я не вижу, конечно. Но чиновничье начихательское отношение к бедам людей вижу. Им проще откупиться. Так, Путин командиру “Курска” Геннадию Лячину посмертно присвоил звание Героя России, а 117 членов экипажа АПЛ “Курск” посмертно наградил орденом мужества. Мэр Омска пообещал выделить по 200 тысяч рублей родственникам погибших. Думаю, если бы капитан теплохода “Полесье-8” Юрий Ратько был бы членом “Единой России”, он бы оказался трезв по результатам медосвидетельствования.Земля пухом всем погибшим на “Полесье”, на “Курске”. А эту чиновничью шайку надо разгонять, братцы…

Источник: https://mutatorkvn.livejournal.com/309851.html

Ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность

Почему в России не работают законы для бизнеса

Едва ли не каждый взрослый человек хотя бы однажды в своей жизни что-нибудь продавал, однако никому не придёт в голову называть распродажу бабушкиной мебели предпринимательством.

Но что, если человек начинает целенаправленно искать по городу старую мебель, покупать её и сбывать новым владельцам? Такая деятельность уже несёт характер предпринимательской, а значит, нужно оформляться и платить налоги, чтобы не пришлось платить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность.

Не стоит уповать на то, что в налоговых органах сквозь пальцы смотрят на нелегальный бизнес, если тот приносит сравнительно небольшие доходы.

Чтобы привлечь лицо к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, даже доказательств получения дохода не потребуется.

Достаточно уличить его в том, что своими действиями он преследовал цель получения прибыли — к примеру, дал рекламу в газету или закупил оптом товар.

Что является незаконной предпринимательской деятельностью

Бытует мнение, что налоговые органы заинтересуются предпринимателем лишь в том случае, когда он заработает серьёзную сумму. На деле это не так.

Даже если человек время от времени рассылает самодельную бижутерию, получая оплату наложенным платежом, он должен быть готов к персональному вниманию со стороны налоговой. Понести наказание за незаконную предпринимательскую деятельность можно и с мизерным доходом.

От размера доходов зависит тяжесть наказания: по достижении некоторой суммы административная ответственность за незаконное предпринимательство перерастает в уголовную.

Чтобы понять, что является незаконной предпринимательской деятельностью, нужно разобраться с понятием “предпринимательская деятельность”. Гражданский кодекс трактует его как деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли. Теоретически двух однотипных сделок за год хватит, чтобы усмотреть в действиях лица такую направленность.

Среди признаков предпринимательской деятельности стоит выделить:

  • показания клиентов — лиц, которые оплатили услуги или товары;
  • реклама товаров и услуг;
  • выставление товарных образцов;
  • оптовые закупки;
  • наличие расписок в получении денег;
  • налаженные связи с контрагентами;
  • заключение договоров аренды коммерческих площадей;
  • учёт хозяйственных операций по сделкам.

Если для деятельности лица характерно что-то из вышеперечисленного, бесполезно упирать на отсутствие прибыли. Незаконное предпринимательство — это деятельность, которая на получение прибыли направлена, но не обязательно её приносит.

Те, кто сдаёт в аренду жильё, могут не регистрировать ИП: чтобы не нести ответственность за незаконное предпринимательство, нужно оформить с арендатором договор, вовремя подавать налоговую декларацию и платить НДФЛ. То же касается лиц, которые заключили разовую сделку по продаже на приличную сумму: подав декларацию, продавец избавит себя от разбирательств с налоговыми органами.

Если деятельность касается сферы услуг, а регистрировать ИП или ООО совсем не хочется, можно оказывать услуги на основании договоров гражданско-правового характера. Это не квалифицируется как незаконное предпринимательство, однако у такого сотрудничества есть очевидные недостатки:

  • нельзя рекламировать свои услуги;
  • налоговые органы могут посчитать такие деловые отношения трудовыми, что повлечет проблемы для заказчика услуг;
  • при прочих равных условиях заказчик предпочтёт сотрудничать с ИП или компанией, поскольку ему это будет выгоднее.

Чтобы заниматься бизнесом полноценно, стоит оформиться надлежащим образом. Сделать это очень легко с помощью нашего бесплатного сервиса подготовки документов: времени на саму процедуру уйдёт немного, а свидетельство о государственной регистрации выдадут в течение трех рабочих дней.

Если же продолжать вести незаконную предпринимательскую деятельность, последствия могут оказаться самыми неприятными — от штрафов вплоть до лишения свободы.

Наказание за незаконную предпринимательскую деятельность

За нелегальный бизнес несут налоговую, административную, уголовную ответственность.

Уличать в незаконной предпринимательской деятельности уполномочены сотрудники налоговой инспекции, полиции, прокуратуры, антимонопольных органов, органов надзора за потребительским рынком.

Поводом для проверки послужит сигнал от бдительных граждан: к примеру, клиент нелегального таксиста окажется недоволен сервисом и подаст жалобу.

Налоговики по суду добиваются от владельца нелегального бизнеса компенсации налогов, которые по вине последнего государство недополучило. Наказание для физического лица за незаконную предпринимательскую деятельность будет предполагать выплату НДФЛ на сумму доказанного дохода и пени за просрочку. Кроме того, за уклонение от налогов полагаются штрафы:

  • 10 % суммы извлечённого от незаконной предпринимательской деятельности дохода, но минимум 20 тысяч рублей, составляет штраф для предпринимателя, который не подавал в ИФНС заявление на регистрацию собственного бизнеса;
  • 20 % суммы дохода, но минимум 40 тысяч рублей, заплатит предприниматель, который ведёт нелегальный бизнес более 90 дней;
  • На 5 тысяч рублей штрафуют предпринимателей за просрочку регистрации бизнеса. Это ситуация, когда физическим лицом поданы документы на регистрацию ИП или ООО, однако выявлен факт получения выручки ранее. Если оформление затянулось на срок более 90 дней, размер штрафа возрастает вдвое — 10 тысяч рублей.

Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает штрафные санкции. За незаконное предпринимательство штраф в 2018 году составит минимум 500 рублей.

  • Размер штрафа за незаконное предпринимательство без регистрации ИП или ООО — от 500 до 2000 рублей;
  • Осуществление физическим лицом лицензируемых видов деятельности без лицензии влечёт за собой штраф от 2000 до 2500 рублей. Продукция и средства производства могут быть конфискованы.

Решение по делу о незаконном предпринимательстве выносит судья по месту жительства обвиняемого или месту осуществления деятельности. Дело рассматривают в течение двух месяцев с даты составления протокола о нарушении, в противном случае делу не дают ход.

Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство

Если нелегальный бизнес нанёс ущерб государству или гражданам, предприниматель рискует понести уголовную ответственность за незаконное предпринимательство. Под статьи Уголовного кодекса подпадает извлечение незаконного дохода в крупном (1,5 млн рублей и более) или особо крупном размере (6 млн рублей и более). Обвинение по такого рода делам — задача полиции и прокуратуры.

За незаконную предпринимательскую деятельность УК РФ предполагает следующие наказания:

  • за причинение ущерба в крупном размере — штраф до 300 тысяч рублей или в размере заработка нарушителя за два года; Также наказанием для физического лица за незаконную предпринимательскую деятельность могут стать 180-240 часов обязательных работ или лишение свободы на срок 4-6 месяцев.
  • за причинение ущерба в особо крупном размере — штраф до 500 тысяч рублей или в размере заработка нарушителя за три года; лишение свободы на срок до пяти лет вкупе со штрафом до 80 тысяч рублей или в размере шестимесячного дохода.

Штраф за незаконную предпринимательскую деятельность может дополниться санкциями за сопутствующие правонарушения: незаконное использование в бизнесе чужих товарных знаков, обман покупателя, торговля контрафактом.

Источник: https://www.regberry.ru/registraciya-ip/otvetstvennost-za-nezakonnuyu-predprinimatelskuyu-deyatelnost

Лабиринты Фемиды. Почему в России плохо пишут законы. Фото | Бизнес

Почему в России не работают законы для бизнеса

История разработки и принятия Закона о регистрации недвижимости (заменившего два отдельных закона — о кадастре и о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним)  мне хорошо знакома.

Некоторое время назад я был приглашен как эксперт в сфере права недвижимости поработать над финальной версией текста законопроекта, который разрабатывался чиновниками Минэкономразвития.

 Я предложил коллегам из ведомства несколько идей, которые можно было бы включить в законопроекте и которые бы могли радикально улучшить нашу систему регистрации прав на недвижимость, сделав ее более достоверной и надежной.

После некоторой паузы, которую коллеги взяли для внутренних обсуждений, они честно мне признались, что все мои идеи очень хорошие и правильные. Но не своевременные.

Потому что для того, чтобы их реализовать в проекте, надо обсуждать их с другими федеральными органами исполнительной власти, а времени на это совершенно нет, потому что срок исполнения поручения начальства, велевшего принять закон не позднее такого-то числа, практически истек. «Когда-нибудь в следующий раз», — было сказано мне тогда. 

Собственно, после этого все мои позитивные эмоции, связанные с открывшимся в 2014 году окном возможностей для переформатирования отечественной системы регистрации прав на недвижимое имущество во что-то хоть сколько-нибудь похожее на лучшие зарубежные образцы, закончились.

Законы на потоке

Как мне представляется, у описанной проблемы есть несколько причин той или иной степени масштабности.

Во-первых, у нас сегодня гипертрофирована роль закона. По идее законы — это довольно абстрактные правовые предписания, которые являются ориентиром для ежедневной социальной жизни и правоприменительных практик.

Закон — не пошаговая инструкция, это, скорее, набор принципов, основных подходов и идей. В России же господствует идея о том, что для того, чтобы закон был хорошим, в нем «надо все прописать». Увы, это миф.

«Прописать все» в законе не получилось ни у кого (история юриспруденции знает несколько попыток сделать это, все они с треском провалились) и не получится никогда.

Реальная жизнь — штука слишком быстрая, изменчивая, а законодатель в принципе не способен предвидеть все многообразие возможных жизненных ситуаций.

Во-вторых, у нас совершенно неправильно устроен законотворческий (и законодательный) процесс. К сожалению, Конституция России закрепляет, что правом законодательной инициативы помимо президента и правительства (первый — явно лишний), обладают также все субъекты Российской Федерации, все депутаты думы и члены совета федерации.

В итоге субъектов законодательной инициативы — чуть менее тысячи лиц. Они не только вправе вносить законопроекты в парламент, но они вправе также вносить предложения о поправках к рассматриваемым проектам.

Это самое страшное, разрушительное их право! Даже если законопроект написан профессионалами (что сейчас зачастую бывает довольно редко) в своем деле, даже если он безупречен на этапе внесения, сохранить эту безупречность при прохождении проекта в парламенте скорее всего не удастся, депутаты под давлением лоббистов всех мастей наверняка его испортят «ко второму чтению». Собственно, именно невозможность сохранить в чистоте изначальный замысел и юридическую технику законопроекта и есть главный дефект устройства законотворческого процесса.

В-третьих, у нас до сих пор господствует совершенно отсталая система государственного менеджмента, основанная на принципе «поручение начальника — отчет исполнителя».

Я не могу аттестовать себя как специалиста в сфере государственного менеджмента, но, насколько я понимаю, этот подход к государственному управлению безнадежно устарел.

Зарубежная доктрина и практика государственного менеджмента сегодня во многом восприняла приемы управления бизнес-процессами: клиентоориентированность (клиенты — это граждане), целевой и проектный подходы, «приватизация» публичных функций — это все то, о чем рассуждают сегодня специалисты в сфере государственного управления.

В-четвертых, это активно насаждаемая нынешним российским политическим лидером философия этатизма, заключающаяся в том, что государство позиционируется как отец, строгий, но справедливый, всегда и во всем готовый прийти на помощь, подставить свое мощное плечо. В результате законотворчество становится все более и более основанным на идее государственного вмешательства во все и вся: какие договоры следует заключать, куда ездить отдыхать, какие сайты посещать, какие фильмы смотреть, какие книги читать и проч.

Это, разумеется, прямой путь в тоталитарное общество, из которого Россия, казалось бы, сбежала в начале 90-х.

Вместо того, чтобы развивать частную инициативу (например, наделяя общественные организации широкими квазипубличными полномочиями по контролю за возможными нарушениями прав клиентов банков и застройщиков, потребителей, экологических стандартов и проч.

), законотворцы при помощи законов «о государственной поддержке …» делают людей все более и более беспомощными, инертными и безынициативными.   

В-пятых, у нас отсутствует политическая конкуренция на всех уровнях общественной жизни. Именно это и порождает описанное безответственное отношение к качеству законопроектной работы.

Писать законы, за которые не стыдно

Идеальное законотворчество должно выглядеть так: профессионалы-законотворцы, сосредоточенные в одном месте (это может быть министерство юстиции или законопроектный офис правительства), должны разработать на основе предварительных социологических, экономических и других эмпирических исследований, подготовленных представителями заинтересованной части общества (из-за текущих проблем, но не по указке вышестоящего начальства), высокопрофессиональный текст.

Его в парламент должно вносить правительство, «прикрывая» законопроект авторитетом народного мандата, полученного на последних выборах руководителем правительства (в России это де-факто президент).

И никто, кроме правительства не должен иметь право законодательной инициативы (при этом, разумеется, парламент может обязать правительство разработать тот или иной закон). Депутаты могут или в целом принять закон, написанный профессионалами, либо отклонить его.

Никаких поправок депутаты (не будучи профессионалами в сфере права) вносить в текст, подготовленный юристами, не могут.

Они — депутаты (то есть, общественники, спортсмены, певцы, бизнесмены и проч.) — будучи представителями общества, могут от лица общества либо принять, либо не принять законодательную инициативу правительства.

В случае несогласия парламента с внесенным законопроектом, должна создаваться согласительная комиссия, которая будет обсуждать тот текст, за который парламент будет согласен проать. Разумеется, текст будет основан на компромиссах, но юристы-разработчики проекта должны выразить готовность идти на них.

В результате реализации такой модели законопроектная работа станет относительно неспешной, намного более основательной и профессиональной. Однако ее реализация, увы, невозможна без изменения Конституции страны.

Следует забыть о доктрине «государство-отец». Общество, управляемое и направляемое чиновниками, заведомо не перспективно, оно проиграет в глобальной конкуренции. Законы должны стимулировать и развивать частную инициативу.

Рецепты для этого известны: введение присяжных по важным для всего общества категориям гражданских дел, внедрение доктрины т.н.

«штрафных убытков», позволяющих обычным гражданам, чьи права были нарушены коммерсантами, наказывать тех рублем, легализация гонорара успеха, стимулирующего юристов оказывать юридическую помощь небогатым клиентам в расчете на участие в разделе выигрыша.

Понятно, что для реализации всех этих идей необходим суд, по-настоящему независимый и профессиональный, то есть, такой, которого сейчас в России нет и создавать который надо будет в обозримом будущим по уже известным нашей истории рецептам (я имею в виду Великую судебную реформу Александра II).

При этом, разумеется, должны быть изменены и технические подходы к законотворчеству. В качества образца для подражания здесь есть опять же известные примеры из нашего старого дореволюционного опыта (хотя в европейских странах законотворческий процесс с технологической точки зрения устроен примерно также).

Пояснительная записка к законопроекту должна перестать быть той позорной страничкой формального и бессодержательного текста (как это есть сейчас). Она должна быть постатейной и предельно детальной. Из нее должно быть понятно, почему разработчики законопроекта сформулировали норму таким образом, а не иначе.

Почему был поддержан один подход и отвергнут другой и т.д.

Зачем нужен детальный текст пояснительной записки? Да потому что это уникальный инструмент в руках практикующих юристов, который позволит всем — нотариусам, адвокатам, судьям, юрисконсультантам, чиновникам и даже прокурорам понимать и применять закон одинаково, в соответствии с замыслом его разработчиков.

Для примера могу привести такой исторический факт. Когда-то в Российской империи готовился проект Гражданского кодекса, первой кодификации гражданского права в России. Проект писали лучшие умы Империи в течение пары десятков лет.

Итогом работы разработчиков стал великолепный 12-томный «Проект Гражданского уложения с объяснительною запискою» общим объемом около 6000 страниц.

Надо ли мне говорить, что примерно в том же ключе работали и продолжают работать разработчики законов в развитых западных юрисдикциях.

* автор выражает благодарность Сергею Васильевичу Сарбашу, судье ВАС РФ в отставке, за ценные советы и предложения, высказанные им при подготовке статьи.

Источник: http://www.forbes.ru/biznes/357799-labirinty-femidy-pochemu-v-rossii-ploho-pishut-zakony

Эксперты: закон о самозанятых будет эффективен при правильной мотивации предпринимателей

Почему в России не работают законы для бизнеса

МОСКВА, 19 ноября. /ТАСС/.

Закон о налогообложении самозанятых предпринимателей может быть эффективен только при создании соответствующей позитивной мотивации у предпринимателей посредством просветительской работы, а также полным выполнением обязательств со стороны государства без частых вмешательств в работу таких предпринимателей. К такому мнению склоняются опрошенные ТАСС эксперты из числа общественников, предпринимателей и бизнес-омбудсменов.

По данным Минтруда, в России насчитывается 15-20 млн человек, которые официально не трудоустроены и работают в “серой зоне”. По мнению властей, к категории самозанятых лиц относятся люди, которые самостоятельно осуществляют трудовую деятельность по оказанию услуг, направленную на систематическое получение прибыли. Но при этом эти граждане официально никак не зарегистрированы.

Впервые правительство РФ приняло решение вывести данную категорию граждан в легальное поле, приняв поправки в Налоговый кодекс.

Так, от оплаты налогов и страховых взносов на 2017-2018 годы были освобождены три категории самозанятых граждан: ухаживающие за детьми, больными и достигшими 80-летнего возраста гражданами, репетиторы, а также работники, предоставляющие услуги уборки жилья и ведения домашнего хозяйства.

Отдельный закон

Сейчас запущен более масштабный проект – создание упрощенной системы сбора налогов для самозанятых. В итоге появился отдельный законопроект о налогообложении самозанятых, который в середине ноября одобрила Госдума в третьем чтении.

Специальный налоговый режим будет вводиться в качестве эксперимента и займет десять лет – с 1 января 2019 года до конца 2028 года. Налог представляет из себя единый ежемесячный платеж с выручки, в который уже включены страховые взносы.

Законодатели предлагают два вида ставок: 4% – на доходы, полученные от продажи товаров и услуг физического лица; 6% – на доходы, полученные от ИП и юридических лиц, при этом доход самозанятого должен составлять не более 2,4 млн рублей в год.

Устанавливается запрет на увеличение налоговых ставок или уменьшение предельного размера доходов в течение 10 лет проведения эксперимента. Также самозанятым предлагается регистрироваться в качестве налогоплательщиков с помощью бесплатного мобильного приложения “Мой налог”, данные из которого будут автоматически передаваться налоговикам.

Пилотный проект будет действовать на территории четырех регионов – Москвы, Московской и Калужской областей, а также Республики Татарстан.

Правильный шаг

Глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин оценивает принятый Госдумой закон положительно, считая, что поступления увеличатся, но самое главное – это не подвести ожидания людей и не повышать налоги, тем самым создавая у них позитивную мотивацию через соблюдение данных в законопроекте обязательств.

“Возможные сомнения самозанятых: не поднимут ли позже ставку налога? Не появятся ли дополнения и изменения? А то, мол, заявят о себе. а потом, в случае чего, уже не спрячешься. Такие сомнения, безусловно, есть и будут”, – сказал Катырин.

“И здесь очень важна практика применения законов, которая единственно и способна привести к доверию. Я убежден, что ни в коем случае нельзя подвести ожидания людей, иначе потом доверие уже не вернется никогда. Доверие – это мотивация”, – подчеркнул Катырин, отметив, что оправдание доверия закрепит у предпринимателей позитивное мышление в отношении закона, тем самым подняв его эффективность.

Просветительская работа

По оценке главы общественной организации по малому и среднему предпринимательству “Опора России” Александра Калинина, реализация закона может дать регистрацию порядка 1 млн самозанятых отечественных предпринимателей в последующие шесть лет. Однако для этого, безусловно, нужно не только доверие предпринимателей, но и разъяснительные беседы на тему реальной пользы законопроекта.

“Мы оцениваем закон положительно. Главное, чтобы предприниматели поверили, что новый режим им будет выгоден, а это большая просветительская работа “, – отметил Калинин.

Он добавил, что имеет смысл увеличить число регионов, участвующих в пилотном проекте, чтобы увеличить охват предпринимательской аудитории, повысив продуктивность действия законопроекта.

Новые возможности развития

Представители республики Татарстан и Калужской области, которые вошли в список пилотных регионов, считают, что законопроект позволит вывести самозанятых на новый уровень развития своего бизнеса, это не только увеличит пополнения в государственный бюджет, но, в первую очередь, способствует прогрессу самого предпринимателя.

Так, власти Татарстана рассчитывают на интерес самозанятых к предпринимательству в легальном поле, чтобы увеличить свой бизнес.

“У нас изначально (в рамках пилотного проекта) была основная цель в том, чтобы вывести на рынок легально тех граждан, у которых есть интерес к предпринимательству и которые в перспективе из самозанятых могли бы вырасти в субъекты малого и среднего бизнеса. Что касается налогов, то сначала самозанятые должны пройти процесс регистрации. И уже потом будет складываться какая-то база, которая будет оплачивать налоги “, – сообщила заместитель руководителя пресс-службы президента Татарстана Лилия Галимова.

О дальнейшем превращении в субъект малого и среднего предпринимательства (МСП) после легализации в качестве самозанятого предпринимателя сказал и председатель комитета по предпринимательству и потребительскому рынку Тульской области Татьяна Лапаева. По ее словам, “бесплатные консультации и участие в образовательных программах” дадут позитивную мотивацию предпринимателям в рамках закона, чтобы совершить толчок для развития.

Открытые вопросы

Бизнес-омбудсмен Приморского края Марина Шемилина отмечает, что “потолок ” в размере 2,4 млн рублей годового дохода может повлиять на решение предпринимателей скрывать часть доходов, чтобы получать льготы в рамках закона.

“Мне кажется, что при потолке в 2,4 млн рублей в год для самозанятых они [предприниматели] могут скрывать часть оборота, чтобы оставаться в этом пределе”, – подчеркнула Шемилина.

Директор читинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Елена Лапа указывает, что закон будет эффективен, он позволит выйти лишь части предпринимателей из “серой зоны”, но необходимо более детально проработать сам юридический статус самозанятых.

“Нет единой формулировки самозанятого человека. Достаточно часто путают мелких индивидуальных предпринимателей с ними, в этой части нужна доработка. Думаю, что несколько десятков тысяч человек выйдут из тени, легализуют свое получение доходов, начнут платить налоги, но вопрос по вау-эффекту остается открытым “, – сказал Лапа.

Депутат Государственной думы от Калужской области Геннадий Скляр согласен, что проект сложный, но власти должны создать комфортную атмосферу для легализации, чтобы у предпринимателей появилась реальная мотивация по “выходу из тени”.

“Задача властей в регионах создать условия для его реализации. Важно, сколько самозанятых “выйдет из тени”. Мы будем работать над тем, чтобы создать такую атмосферу общественную, чтобы они почувствовали уверенность в завтрашнем дне, во взаимоотношениях с властью и получили необходимую поддержку”, – сказал Скляр.

Открыться или не открыться

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов в отношении принятого Госдумой закона о самозанятых пока настроен настороженно.

“Если такому человеку [самозанятому]  нужен официальный статус, он давно зарегистрировался бы как ИП на УСН 6% с дохода. Да, нынешние “особые” условия – 4% при работе с физлицами чуть более интересны, но не настолько, чтобы это обстоятельство превысило страх открыться (официально)”, – сказал он ТАСС.

По мнению Титова, полный контроль в отношении самозанятых граждан со стороны государства вряд ли возможен. “Да, там где они работают через интернет-агрегаторы, ситуация для ФНС проще, но агрегаторами самозанятость отнюдь не исчерпывается. А отслеживать их деятельность в офлайне обойдется слишком дорого”, – отметил он.

По мнению Титова, самозанятым можно также предложить фиксированный платеж – в качестве “откупа” и одновременно пропуска в легальный, “белый” мир.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/5810644

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.