+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Ораторское искусство – упражнения для совершенствования речи

Содержание

Ораторское искусство для начинающих: 18 упражнений и правил

Ораторское искусство - упражнения для совершенствования речи

Впечатление, которое человек производит на окружающих, уже в первые минуты знакомства может полностью изменить его будущее. Карьера, финансовое положение, отношения с друзьями и личная жизнь зависят от способности чётко и внятно излагать свои мысли, умения слышать и слушать, убеждать и договариваться.

Риторика и ораторское искусство

Ораторское искусство – это не просто способность много и красиво говорить. Хороший оратор должен владеть основами психологии и актёрского мастерства, философии и аналитики. Основная его цель – не просто донести до собеседника определённую информацию, но и вызвать интерес у аудитории, побудить слушателей к совершению тех или иных действий.

10 основных правил риторики

В риторике выделяют 10 составляющих, которые влияют на качество речи и лежат в основе ораторского мастерства.

Объективность

Не следует преподносить собственные убеждения, как непреложную истину. Речь выступающего должна быть непредвзятой, а информация правдивой;

Лаконичность

Длинный, содержащий много второстепенной информации монолог, вызывает раздражение и негативную реакцию окружающих. Текст выступления должен быть достаточно кратким и лаконичным, при этом оставаясь содержательным и информативным;

Ясность

Ясность – это способность объяснять сложные вещи простыми словами, преподносить информацию в понятной для собеседника форме;

Образность

Использование в качестве примеров реальных жизненных ситуаций, сравнения и сопоставления, вызывает у слушателя ассоциации с привычными, хорошо знакомыми вещами. Возникающие при этом чувства и эмоции упрощают восприятие информации и делают речь более запоминающейся;

Целесообразность

Основная мысль сказанного должна легко улавливаться и быстро запоминаться;

Напряжение

Собеседника нужно увлечь, заинтересовать, и, сохраняя интригу и повышая градус напряжения, постепенно подводить его к кульминации повествования;

Неожиданность

Нестандартный подход и свежий взгляд на ситуацию повышают интерес аудитории к оратору и его выступлению;

Насыщенность

Не следует нагружать слушателя обилием сложных для восприятия терминов и формулировок, их необходимо чередовать с простой и доступной для понимания информацией;

Комический эффект

Юмор сглаживает острые углы, вызывает расположение аудитории, а выступления, разбавленные удачной шуткой или уместной остротой, лучше запоминаются;

Стиль

Не стоит произносить пафосных и возвышенных речей, но в то же время, сказанное не должно казаться пошлым или вульгарным. Выбор стиля повествования зависит от его содержания и целевой аудитории, на которую рассчитано выступление.

Читайте далее:  Секреты ораторского искусства и публичных выступлений

Упражнения

Ораторское мастерство помогает не просто контролировать ситуацию, но и управлять ею. От коммуникативных навыков оратора и правильно выстроенного диалога со слушателями зависит положительный исход любого дела.

Красноречие – способность не врождённая, а приобретённая. Этот навык необходимо развивать и тренировать. Научиться свободно выражать свои мысли при помощи слов, говорить легко и непринуждённо, вызывать интерес и доверие у аудитории, можно, выполняя достаточно простые, но эффективные упражнения.

Громкое чтение

Для того, чтобы развить силу и гибкость голоса, необходимо ежедневно читать вслух любой текст. При этом нужно менять тональность каждого предложения, переходя от громкого произношения к тихому и наоборот. Можно в подобной технике произносить протяжные гласные, при этом голос должен звучать ниже, чем обычно;

Пересказ прочитанного

Научиться формулировать мысли можно, регулярно пересказывая прочитанные тексты своими словами. При этом особое внимание необходимо уделять деталям, стараться запомнить и воспроизвести как можно больше информации;

Поиск ключевых слов

Поиск ключевых слов – помогает развить речевое мышление. Нужно определить, какие фразы и предложения являются ключевыми в тексте и постараться подобрать для них новые формулировки. При этом смысл и информативность слов должны сохраняться. Ещё один вариант упражнения предлагает, прочитав лишь первую часть предложения, завершить его своими словами;

Перефразирование

Это упражнение учит выделять основную мысль в тексте. Прочитав небольшую статью или сообщение, нужно передать содержащуюся в них информацию своими словами, при этом уменьшив размер текста до одного предложения;

Простота речи

Чтобы исключить частое использование одних и тех же слов (слова «паразиты»), пересказываемый текст записывают на диктофон. Обнаружив при прослушивании предложения, содержащие такие слова, их необходимо проговорить несколько раз, но уже в правильной форме;

Скороговорки

С помощью скороговорок можно научиться говорить быстрее, сохраняя при этом отчётливое произношение;

Чтение по складам

Чтение по складам применяется для выработки свободного, отчётливого произношения. Необходимо медленно, по складам читать любой текст, обращая внимание на правильность и чёткость произносимых звуков.

Это упражнение позволяет избавиться и еще от одного распространённого недостатка – торопливого произношения, при котором отдельные звуки или окончания слов теряются (проглатываются), а речь получается скомканной и невнятной;

Чтение стихов

При чтении рифмованных произведений легче запоминается правильная постановка ударения в словах.

Упражнения следует выполнять как можно чаще, но при этом важно делать перерыв и отдыхать, почувствовав утомление. Кроме того, ясность речи и чёткость произношения зависят от правильного дыхания, выработать которое можно при помощи дыхательной гимнастики.

Читайте далее:  Как научиться говорить красиво и грамотно

Страх публичных выступлений

Тревога и неуверенность в себе мешают оратору ясно выражать свои мысли. Он часто сбивается, его речь становится путанной и зрителю приходится напрягаться, чтобы уловить суть сказанного. Волнение и страх перед аудиторией, могут привести к провалу любое выступление. Как не бояться публичных выступлений?

Первый шаг к решению проблемы – анализ и определение тех факторов, из-за которых человек испытывает дискомфортное состояние перед выходом на сцену и боится публики. Чаще всего причины подобной реакции носят психологический характер. Бесконтрольный страх и волнение могут возникать из-за:

  1. детских воспоминаний (неудачное выступление в раннем возрасте);
  2. строгого воспитания (запреты и ограничения со стороны родителей, уверенность в том, что не следует привлекать внимание других людей);
  3. комплексов (недовольство собой, ожидание смеха от аудитории);
  4. болезненное самолюбие (боязнь критики, желание быть совершенным во всём).

Боязнь публичных выступлений  — явление очень распространённое, знакомое практически всем, кому приходилось работать с большой аудиторией. Небольшое волнение делает речь более эмоциональной и интересной, но очень важно следить за тем, чтобы оно не переросло в панику.

Читайте далее:  15 советов, как преодолеть страх публичного выступления

Как не волноваться перед публичным выступлением

Известно множество методик, позволяющих справиться с эмоциями и преодолеть страх сцены. Физические упражнения и занятия спортом перед выступлением помогают расслабиться и снимают нервное напряжение. Чашка теплого молока или травяного отвара с мёдом успокаивает и делает голос мягче и звонче.

5 способов побороть волнение

Существуют способы, помогающие успокоиться перед выходом на сцену:

  • Аутотренинг – нужно убедить себя в отсутствии страха, поверить в себя, понять, что ошибки могут быть у всех. Лучше всего совмещать аутотренинг с  визуализацией выступления, представляя свой успех и положительную реакцию аудитории.
  • Хорошие воспоминания – отвлечься от волнений можно воскресив в памяти свои прошлые успехи и победы, вспомнив наиболее яркие моменты своей жизни.
  • Медитация – полное расслабление, глубокие вдохи и выдохи помогают успокоиться и избавиться от нервозности.
  • Отдых – накануне выступления нужно выспаться и хорошо отдохнуть. Это позволяет привести мысли в порядок, быть более собранным и спокойным.
  • Подготовка – уверенность в своих знаниях помогает легче относиться к происходящему. У человека, хорошо разбирающегося в теме доклада, намного больше шансов вызвать интерес у аудитории.

Свой страх нужно осознать и принять. Любой человек имеет право на волнение и часто, само понимание этого факта помогает оратору взять себя в руки и успокоиться.

Как не бояться выступлений перед публикой

Неуверенность в себе, волнение и страх могут вернуться, как только оратор выйдет на сцену. Избавиться от паники и установить контакт с аудиторией можно с помощью обыкновенной улыбки. Это позволяет снять напряжение и расположить к себе слушателей.

Иногда уместно открыто признаться публике в своём волнении. Это лишний раз подчеркнёт серьёзное отношение оратора к предстоящему выступлению, слушатели будут более снисходительны к возможным ошибкам и промахам выступающего.

Если в зале присутствуют друзья или родственники оратора, нужно установить с ними зрительный контакт. Поддержка близких людей позволяет почувствовать себя уверенней и справиться с эмоциями.

В ситуации, когда оратор не знает ответа на заданный вопрос, можно воспользоваться «методом бумеранга», суть которого – переадресация вопроса аудитории или сидящим в зале коллегам. Это позволит вовлечь слушателей в обсуждение и достойно выйти из затруднительного положения.

Ораторское искусство – это инструмент, позволяющий добиться успеха в карьере и личной жизни. При помощи слова можно влиять на чувства и эмоции, менять мировоззрение и взгляды собеседника. Часто умение убеждать других, помогает человеку стать более открытым и поверить в себя.

Читайте далее:  Искусство переговоров и публичных выступлений

Источник: http://pikacho.ru/oratorskoe-iskusstvo-dlya-nachinayushchih/

Красивая и выразительная речь: базовая программа из 7 упражнений

Ораторское искусство - упражнения для совершенствования речи

Иван Дмитриевич Ладанов, доктор психологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.

Предлагаем вам краткую программу овладения мастерством устной речи. Она состоит из семи упражнений. На отработку одного упражнения отводится три дня. Перед началом каждого нового упражнения повторяются все предыдущие. Учебный сеанс длится 15-20 минут в начале программы и примерно 1 час в конце.

В дальнейшем, по мере надобности, можно повторить отдельные упражнения или программу в целом. После двух-трех повторений обучающийся, обладающий коммуникативными способностями, может приобрести достаточно развитые навыки устной речи.

Упражнение 1. Оцените речь выступающего (оратора, диктора, комментатора)

Для тренировки нужно подготовить оценочные листы (для всей программы необходимо иметь 21 лист):

№№ п/пОсновные вопросыоценка
1.Содержательность речи1 2 3 4 5 6 7 8 9
— наличие главной мысли1 2 3
— ценность сообщаемых фактов1 2 3
— новизна сообщаемого1 2 3
2.Понятность речи1 2 3 4 5 6 7 8 9
— логичность речи1 2 3
— учет аудитории1 2 3
— ясность языка1 2 3
3.Выразительность речи1 2 3 4 5 6 7 8 9
— правильность ударений в словах и интонация1 2 3
— богатство или бедность лексики1 2 3
— образность1 2 3

Оценка производится по трем основным параметрам (содержательность, понятность и выразительность речи), каждый из которых складывается из трех составляющих.

Если, например, в выступлении четко прослеживается главная мысль (3 балла), сообщаются ценные факты (3 балла) и оно отличается новизной (3 балла), то по содержательности данное выступление оценивается в 9 баллов.

Если степень выраженности этих составляющих не такая яркая, то они оцениваются в 1 и 2 балла. Максимальная общая оценка выступления 27 баллов, однако блестящему оратору можно выставить и 30 баллов.

Лучше всего оценивать тех, кто выступает по телевидению. Сначала целесообразнее брать монологическую речь, потом диалогическую. При оценке диалога соответствующие баллы выставляются обоим собеседникам.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Личность руководителя: три группы важнейших характеристик

Упражнение 2. Обогащение словаря

Для занятия необходим текст по специальности. Суть занятия состоит в замене одних слов другими. Например, все встретившиеся в тексте глаголы заменяются другими глаголами, подходящими по смыслу. Подобное можно проделывать также с именами существительными и именами прилагательными. Первые 5-10 дней под рукой можно иметь словари.

Данное упражнение нацелено на активизацию «пассивного» запаса слов. Оно ценно для развития речи как родного, так и иностранного языка.

Упражнение 3. Краткое выступление по опорным точкам

Для упражнения произвольно берутся пять слов. Можно воспользоваться любой книгой, открыв ее на середине. Занятие состоит в составлении и проговаривании связного рассказа с использованием пяти выбранных слов (существительных, прилагательных, глаголов). На каждый рассказ затрачивается всего 2-3 минуты. На одном занятии следует практиковать не более 3-4 рассказов.

Данное упражнение активизирует воображение и способствует развитию логичности и гибкости ума.

Упражнение 4. Тренировка с зеркалом

Выполняя упражнение 2 и 3, наблюдайте за своим лицом в зеркале. Как вам нравится ваше выражение лица? Нравится ли это выражение другим людям?

Проделайте следующее действие:

а) произнесите несколько взятых из книг слов вяло, нормально, энергично. Следите за мимикой;

б) «изобразите» один и тот же рассказ (упражнение 3) сначала при неподвижном лице, а потом с мимическим сопровождением. Замечайте, какая мимика производит наибольший эффект.

Упражнение с зеркалом способствует выработке навыков по сознательному управлению своей мимикой.

Упражнение 5. Краткое выступление по опорным точкам

Данное упражнение аналогично упражнению 3 с той разницей, что составление рассказа осуществляется здесь на 10 произвольно выбранных словах.

Упражнение 6. Тренировка с диктофоном

Диктофон дает возможность осуществлять обратную связь, которая необходима для устранения изъянов в речи. Кроме совершенствования в устной речи, диктофон способствует тренировке рефлексивности мышления. При прослушивании записи следует: а) оценивать самого себя; б) прогнозировать оценку своей речи другими лицами.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Упражнения для развития навыка концентрации

С диктофоном отрабатываются: а) чтение отрывка (прозы, стихотворения) и прослушивание прочитанного; б) пересказ прочитанного текста. В процессе работы обращайте внимание на ударения в словах. Заведите списки слов со сложным или необычным ударением.

Упражнение 7. Диалог

Как известно, диалогическая речь предполагает участие двух лиц, поэтому для тренировки нужен собеседник.

Собеседник подбирается в одном случае из лиц, отрабатывающих данную программу. Тренировка при этом осуществляется на базе одного, трех, пяти опорных слов (см. упр. 3). В другом случае в собеседники намечается любое интересующее вас лицо. Здесь заранее выдвигается тема диалога, составляется план его ведения и выбирается удобный момент для вступления в контакт.

цель данного упражнения — это привлечение собеседника к теме беседы, возбуждение у него интереса к разговору и удержание этого интереса в течение 4-5 минут. Упражнение считается отработанным, если собеседникам удается провести краткие беседы на избранные темы.

Научиться точно и аргументировано строить свою профессиональную речь, убедительно опровергать доводы оппонентов, правильно выстраивать суждения, мнения и версии вы можете с помощью курса «Практическая логика и аргументация». Изучите его отдельно или по абонементу, со скидкой

Источник: http://www.elitarium.ru/rech-uprazhnenie-trenirovka-vystuplenie-ritorika-oratorskoe-iskusstvo/

Как научиться красиво говорить: техника речи, упражнения. Ораторское искусство :

Ораторское искусство - упражнения для совершенствования речи

Умение красиво разговаривать стоит того, чтобы потратить часть своего времени на обучение. В голове мгновенно возникает оратор, каждому слову которого внимает большое количество людей. На самом деле всё обстоит несколько иначе. Как научиться красиво говорить – вопрос, который должен вызывать живой интерес у практически каждого человека.

Многообразие ежедневных контактов

Каждый из нас живёт среди людей. Новый день приносит множество контактов. Среди них – общение со старыми знакомыми, коллегами по работе, родными людьми и случайными встречными. Поэтому для многих из нас вопрос, как научиться красиво говорить, очень важен. Если нас слушают и правильно понимают, то мы быстро получаем желаемое.

Это могут быть короткие диалоги, касающиеся бытовых тем:

  1. Покупки хлеба в магазине.
  2. Заказа официанту.
  3. Расчёта с курьером.

Немаловажное значение имеет общение в семье, которому обычно не уделяется особенного значения. Ведь такие диалоги происходят в непринуждённой атмосфере. Уже сложнее выступить на собрании перед сослуживцами, рассказывая им об особенностях нового проекта. Поэтому вопрос, как научиться красиво говорить, волнует практически каждого.

Какие из выступлений имеют наибольшую важность

Самыми сложными нам представляются выступления на рабочем месте. От собраний или важных встреч зависит наша карьера, то есть заработок и уровень жизни. Немаловажное значение имеет репутация и успешность среди коллег.

Но как же сделать так, чтобы выступление оказалось интересным? Нужно уметь привлечь внимание слушателей. Но интересной и актуальной темы для этого недостаточно. Как научиться красиво говорить, – волнует многих строящих карьеру людей. Очень сложно разработать хороший проект. И просто представить его неудачно. Это возможно только потому, что для презентации не хватает коммуникативных навыков.

Чтобы предмет разговора был интересен слушателям, нужно изъясняться грамотно и понятно. А ведь в большинстве своём люди разговаривают по-разному. Для некоторых свойственно испытывать сложности при общении. В результате предмет разговора несложно привести в тупик.

За собой способны увлечь люди, которые умеют правильно высказывать мысли. Нужно стремиться научиться преподносить информацию собеседникам красочно. В этом также состоит ораторское искусство. Наилучшими помощниками и здесь являются книги.

Расширение словарного запаса

Чтобы чувствовать себя свободно при выражении мыслей, легко находить нужные слова, следует заниматься самообучением и обогащением словарного запаса. Для этой цели можно использовать такое подручное средство, как телевизор.

Только с этой целью предпочтительнее находиться дома в одиночестве. Нужно лишь включить новостную передачу и подражать диктору. Также следует выдерживать все паузы. В результате словарный запас увеличится, а речь станет более ровной.

При чтении художественной литературы получится обогатить речь красивыми оборотами. Эти произведения должны быть написаны на русском языке. А выбирать следует творения великих классиков и современных авторов. После любого чтения словарный запас будет восполнен. А значение неизвестных слов можно узнать, воспользовавшись толковым словарём или интернетом.

Избавление от слов-паразитов

Следует поработать над устранением из речи ненужных слов. Рассказик может не замечать их, но слушателям подобные моменты очень неприятны. Ораторское искусство состоит в том, чтобы выражаться красиво и правильно. Но в письменном изложении мыслей слова-паразиты отсутствуют.

С целью очистки речи очень удобно использовать диктофон, который сейчас есть в любом мобильном телефоне. Нужно сделать запись разговора с приятелем, а затем прослушать её. Следует выявить все ненужные слова и подсчитать их количество.

Так как мы учимся красиво говорить, нужно постараться избавиться от всех лишних слов. Сделать это довольно непросто. Работа над собой предполагает контролирование каждого сказанного слова. С течением времени получится сделать свою речь правильной.

Избавление от страха перед публикой

Общение перед аудиторией малознакомых слушателей или с коллегами часто омрачается стеснением, волнением, ощущением скованности. Но даже на торжестве высказать вслух поздравление очень сложно.

На Дне рождения, свадьбе, юбилее несложно испытать волнение, выступая перед гостями. Мы учимся красиво говорить, поэтому нужно обдумать свою речь заранее, записать её на бумаге.

Это позволит её запомнить и лучше выступить перед публикой.

На тему своей деятельности человек часто способен рассказать очень многое. В этом случае формирование словарного запаса осуществляется непроизвольно и за счёт ежедневного повторения похожих фраз и терминов.

Простое упражнение

Для этого упражнения требуется зеркало. Нужно стать перед ним и рассказать о произошедших за день событиях. Разговаривать нужно только с собой, поэтому предпочтительнее находиться дома в одиночестве.

Предпочтительнее записать выступление на видео. Таким образом, при его просматривании можно будет выявить все ненужные и отталкивающие жесты. После этого следует поработать над их устранением.

После целенаправленных усилий получится красиво говорить. Упражнения, направленные на улучшение коммуникативных навыков, не требуют большого количества времени.

Но работать нужно регулярно и целенаправленно.

Не стоит придерживаться исключительной серьёзности. Следует задуматься о том, каким образом люди будут воспринимать мимику оратора. Выражение лица должно быть в меру официальным и располагающим. Не стоит забывать о приятной лёгкой улыбке. Чтобы достичь результата, нужно посвятить тренировке несколько дней как минимум.

Важность техники речи

Выступление должно звучать красиво. Без улучшения работы речевого аппарата немыслимо повышение уровня речевой культуры. Слушателей не должны раздражать скомканные фразы, несвязная речь, а также проблемы с правильным сочетанием слов. Впечатление от подобной речи, мягко говоря, малоприятное. Смысл сказанного полностью искажается, поэтому слушатели быстро теряют интерес к оратору.

Техника речи должна быть проработана, поэтому нужно укрепить голос и дыхание. При этом огромное значение имеет вырабатывание хорошей дикции и правильного произношения.

Упражнения для развития дыхания предполагают его экономное расходование. Для этой цели можно использовать тексты из художественных книг. Вдохи следует делать после окончания предложений. При этом они не должны быть слышными.

Работа с произношением звуков

Техника речи существенно развивается при выполнении ряда упражнений. Они представлены разнообразными сочетаниями гласных звуков. Например:

  1. и, о, ы, у, э, а.
  2. и-э, и-а, и-о, и-у.
  3. а-о, а-у, а-и, а-ы.
  4. э-о, э-у, э-а, э-и.
  5. у-о, у-и, у-ы, у-а.
  6. о-ы, о-и, о-э, о-у.

Выполнение упражнений состоит в том, чтобы отыскать правильное голосоначало. Оно представляет собой ясные и чистые звуки, произношение которых не требует напряжения. Темп при этом должен быть различным. Выполняя упражнение, голос следует понижать и повышать. Так как говорить красиво и грамотно нужно многим из нас, то предпочтительнее потратить время на регулярное выполнение простых заданий.

Упражнения, улучшающие технику речи, также следует делать с сонорными согласными звуками н, м, в, л, которые сочетаются с гласными э, о, а, и, у, ы. Примеры:

  1. ми, ма, мо, мэ, му, мы.
  2. ли, лу, лэ, ло, лы, ла.
  3. ни, ну, но, нэ, ны, на.
  4. мммомм, мммымм, мммумм.
  5. мммимм, мммамм, мммэмм.
  6. ллломм, лллымм, лллумм.
  7. лллимм, ллламм, лллэмм.
  8. ннномм, нннымм, нннумм.
  9. нннимм, нннамм, нннэмм.

Использование скороговорок

Чтобы улучшить красоту дикции, следует вспомнить о скороговорках. Сначала они должны читаться без участия голоса. Следует лишь совершать правильные движения при помощи языка и губ. Затем упражнение нужно произнести вслух. Темп должен быть выбран абсолютно разный. При этом текст нужно сочетать с правильным дыханием. То есть после прочтения скороговорки нужно делать неслышный вдох.

Примеры:

  1. Купи кипу пик.
  2. Стоит копна с подприкопенком.
  3. Ткет ткач ткань.
  4. Ложечка моя желобовыгибистая.

Что значит красиво говорить, если не владеть своим голосом в совершенстве? Для этого, разумеется, нужно потрудиться. К выполнению упражнений следует относиться с должным вниманием. Но результат оправдает все трудозатраты.

Ведь действительно приятно красиво разговаривать на служебных собраниях, корпоративных мероприятиях и просто в кругу знакомых. Нельзя делать себе поблажки, следует относиться к репетициям с должной долей серьёзности.

Если упражнение не выполнено правильно, то его нужно повторять до того момента, пока не начнёт получаться.

Надеемся, данная статья оказалась для вас полезной и интересной, и вы узнали, как научиться красиво говорить.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-kak-nauchitsya-krasivo-govorit-texnika-rechi-uprazhneniya-oratorskoe-iskusstvo.html

Упражнения на ораторское искусство

Ораторское искусство - упражнения для совершенствования речи

Ораторское искусство — одна из самых популярных тем тренингов. И это не удивительно, ведь навыки риторики, ораторского искусства нужны многим. Ораторское мастерство необходимо и для рабочих задач, и для того, чтобы быть интересным собеседником, харизматичным лидером.

На тренингах по ораторскому искусству используются специальные упражнения, которые раскрывают участников, развивают у них навык говорить легко, убедительно и красиво, помогают участникам освоить великое искусство ораторского мастерства.

И у тренеров, преподающих ораторское искусство, часто возникает вопрос, где взять новые интересные упражнения, которые не только усилят ораторские навыки участников, но и активно вовлекут группу, повысят её энергетику и мотивацию, понравятся и запомнятся участникам тренинга.

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров TRENERSKAYA.RU подобрали для вас несколько качественных упражнений на развитие навыков ораторского искусства, которые вы смело можете использовать на своих ораторских тренингах.

Упражнение на развитие ораторского искусства «Дебаты»

Цель: тренировка выступления перед группой, развитие навыка аргументации.

Время: 10 минут на каждого участника.

Количество участников: не ограничено.

Проведение упражнения:

Ведущий задает тему выступления и вызывает двух участников. Они выступают по очереди на выбранную тему по 2 минуты. После выступления участник отвечает на вопросы слушателей. Его оппонент имеет право спрашивать первым.

Затем выступает его оппонент в таком же формате, тоже 2 минуты.

После двух выступлений слушатели голосуют за каждого из выступивших и выбирают победителя.

Каждой новой паре дается новая тема.

Упражнение для тренингов ораторского искусства «Связанные слова»

Цель: тренировка креативности в речи.

Время: пять минут на каждого участника.

Количество участников: не ограничено.

Проведение упражнения:

Ведущий заранее готовит несколько билетов (бумажек). На каждом написано одно слово (например, пингвин, шляпа, зонтик и т. д. ). Участник тянет наугад два билета и составляет речь на 2 минуты, в которой обыгрывает эти слова. Нужно сделать логичное выступление.

После выступления слушатели дают обратную связь:

  • Насколько выступление было логичным? Связанным? Красивым?
  • Интересно, заметили ли эти 2 слова?

Рекомендация от эксперта крупнейшего портала для тренеров TRENERSKAYA.RU Ольги Паратновой:

Чтобы процесс шел живее, удобнее делать это упражнение в микро-группах, например, по 6–7 участников. Так и времени понадобиться меньше, и участники не устанут.

Включенность группы будет ещё выше, если дать возможность им самим написать по 2–3 билета, затем положить их в общую корзинку (в каждой микро-группе), и оттуда вытягивать.

Упражнение на развитие ораторского искусства «Собеседование»

Цель: тренировка аргументации и стрессоустойчивости.

Время: 5–7 минут на каждого участника.

Количество участников: не ограничено.

Проведение упражнения:

Вызываем двух участников. Один проводит, другой — проходит собеседование. Цель переговоров — устройство на работу или увеличение зарплаты. Соискатель в данных переговорах должен использовать как можно больше аргументации, почему должны взять именно его (или почему действительно необходимо увеличить ему зарплату).

Затем подводим итоги:

  • Удалось ли выполнить поставленную задачу?
  • Что помогло/помешало?

Затем участники меняются ролями в этой же паре.

Данные упражнения взяты из свободных источников, поэтому нужно учитывать, что они:

  • могут быть уже известны вашим участникам. это стоит уточнить, прежде чем проводить упражнения.
  • не содержат подробной инструкции и методики проведения упражнения. и скорее всего, вам понадобится провести их несколько раз, чтобы найти самый удачный и результативный формат.

Когда вам понадобятся упражнения на другие темы, и при этом вы захотите, чтобы это были:

  • самые лучшие упражнения для тренингов
  • эксклюзивные упражнения, известные только узкому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения, поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату,

вы сможете подобрать такие упражнения на профессиональном тренерском портале TRENERSKAYA.RU

Этот портал вырос на базе крупнейшего тренинг-центра «Синтон». За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для бизнес-тренингов и личностных тренингов.

И когда мы поняли, что тренеры постоянно сталкиваются с проблемой нехватки качественного материала для тренингов, мы собрали команду тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые профессиональные и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

И вы можете приобрести наши эксклюзивные тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе «Упражнения для тренингов» или приобрести готовые программы тренингов в разделе «Программы тренингов».

Мы рекомендуем вам посмотреть, прежде всего, такие упражнения для тренингов:

Упражнение «Мой капитал» эксклюзивно, его вы не найдете ни на одном другом ресурсе.

Это игра-вызов, игра-соревнование, в начале которой все участники тренинга обладают равным количеством ресурсов, а в конце игры участники оказываются с очень разными результатами.

В процессе данного упражнения участники группы выстраиваются в четкий ранжир, при этом больше шансов на победу имеет тот, кто умеет смотреть на происходящее беспристрастно, объективно, верно оценивать других людей.

Обычно, игра «Мой капитал» вызывает множество различных эмоций, и дает богатую пищу для размышлений. И никого не оставляет равнодушным — это уж точно!

Упражнение «Светофор» уникально, поскольку является авторской разработкой профессора психологии Н. И. Козлова.

Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина».

Многие люди не умеют ценить то, что в их жизни уже есть: материальные, духовные блага, отношения с близкими людьми. Если же неожиданным образом человек теряет то, что ранее у него было, то попадает в состояние эмоционального негатива.

И чем сильнее по степени негатива событие, тем сложнее человеку удерживать свое позитивное отношение к людям в частности и к жизни вообще.

С помощью этого инструмента тренер помогает участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, одновременно снижая для себя эмоциональную включенность в неприятную ситуацию.

Хорошее целевое упражнение, позволяющее в короткие сроки помочь в решении одного из наиболее волнующих вопросов: «Как выбрать работу (дело, профессию), заниматься которой было бы не только прибыльно, но и приятно (интересно)?»

Простая технология поможет участникам тренинга поверить в то, что, во-первых, сочетание «любимая работа» очень даже возможно, во-вторых, произвести инвентаризацию своих желаний, умений и соотнести их с делами (профессиями), которые способны приносить прибыль.

С большой степенью вероятности это упражнение можно назвать «беспроигрышным вариантом», поэтому оно отлично подходит не только опытным тренерам, но и начинающим. 

Простое и эффективное упражнение, способное в короткий срок изменить отношение участников к своим недостаткам, поднять самооценку, повысить уверенность в себе и раскрыть для себя мир позитивного мышления.

Одно из лучших в своем роде.

Упражнение существенно повышает энергетику и вовлеченность группы, создает позитивную атмосферу и активирует творческий потенциал участников.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

Источник: http://trenerskaya.ru/article/view/uprazhneniya-na-oratorskoe-iskusstvo

Риторика упражнения для развития устной речи

Ораторское искусство - упражнения для совершенствования речи

Красноречие – это не только полезный навык, но и возможность для любого человека комфортно ощущать себя при коммуникациях с обществом.

Конечно же, умение говорить – это обязательная часть физиологического развития человека, а вот возможность говорить так, чтобы собеседникам было приятно и интересно слушать оратора – это уже навык, который требует дополнительного обучения и тренировки.

В этой статье подробно представлены упражнения для развития речи: какие цели ставит перед собой риторика, как правильно проводить занятия, на что нужно делать упор и т. д.

Цели и задачи занятий

Для того чтобы научиться ораторскому искусству, необходимы постоянные занятия и тренировки. Достижение результата напрямую зависит от правильно поставленной цели, поэтому, прежде чем приступать к упражнениям по риторике, нужно четко определиться, какой результат должен быть достигнут.

Общие цели риторических упражнений для детей и взрослых:

  • сформировать культуру речевого поведения;
  • сформировать начальные ораторские умения у детей;
  • развить коммуникативные навыки;
  • научиться речевому этикету;
  • улучшить общую моторику и координацию.

Также стоит отметить, что упражнения по риторике для школьников младших классов также носят воспитательный характер: занятия проводятся, в том числе для того, чтобы воспитать у детей внимательность к чувствам и эмоциям собеседников, научить их проявлять доброжелательность и тактичность к другим людям, побороть их страх перед публичными выступлениями или даже перед проявлением инициативы к диалогу.

Методики и техники

Для того чтобы успешно тренировать красноречие, необходимо обращаться сразу к нескольким методикам развития устной речи. Комплексный подход включает в себя следующие составляющие:

  1. работа по оценочным листам (необходимо для каждого упражнения подготовить специальные чек-листы, по которым будет проводиться оценка содержательности, ясности и выразительности речи);
  2. работа со словарем (нехватка словарного запаса – одна из самых популярных причин проблем с выразительностью речи, поэтому рекомендуется завести специальный личный словарь, с которым нужно изучать по несколько новых слов каждый день);
  3. пересказ и устное изложение (для того, чтобы научиться излагать свои мысли, нужно постоянно в этом практиковаться, поэтому ежедневно рекомендуется вслух проговаривать своими словами какой-либо текст, часть литературного произведения или даже техническую инструкцию, главное – не учить текст, а воспроизводить его из собственной головы);
  4. домашняя презентация (одна из самых эффективных методик, не требующих вмешательства специалиста, это взять самый простой предмет быта – кастрюлю, поварешку, зубную щетку и т. д., и рассказать о ней как можно более интересно, используя литературные средства языка. Домашняя презентация должна получиться интересной и захватывающей, как будто это художественное произведение, а не рассказ о предмете ежедневного использования).

Важно! Представленные выше методики не требуют присутствия специалиста и подходят для самообразования.

Эти упражнения по риторике подойдут для студентов, которые готовятся к защите перед аудиторией, или для взрослых людей, которые хотят научиться работать с публикой.

Если же речь идет о коррекции речи (особенно у детей), то занятия обязательно должен проводить квалифицированный логопед (по крайней мере, на начальных стадиях, чтобы дать рекомендации для дальнейших тренировок).

Упражнения по риторике

Важно! Представленные ниже упражнения ориентированы на детскую аудиторию, основное направление занятий с применением этих упражнений – это развитие устной речи и коммуникативных навыков.

  • Алфавит. Преподаватель на доске пишет алфавитную последовательность букв (исключая особо сложные – Ъ, Ь, Ё, Ы и т. д.). К каждой букве ученики группы должны придумать несколько слов, которые начинаются именно на нее (если уровень группы – продвинутый, то к буквам участники должны придумать рассказ, все слова в котором начинаются именно на эту букву).
  • Свободная тема. На выступление приглашается один участник, остальные – публика (соблюдается очередность, чтобы каждый ученик в группе побывал и в той, и в другой роли). Преподаватель дает краткую вводную – какую-либо ситуацию, о которой участник должен рассказать (для сложных упражнений это может быть сухой научный факт или даже вычисление). Выступление оратора перед аудиторией должно быть как можно более интересным – публика должна задавать ему вопросы, эмоционально реагировать, спорить и т. д.
  • Иллюстрация жестами. Согласно очередности, каждый член группы выступает и в качестве оратора, и в качестве слушателя. Дается краткая вводная, по которой нужно составить интересный рассказ, и, представляя его аудитории, жестикулировать каждый смысловой фрагмент. То есть, рассказчик должен не только придумать, что он говорит, но еще и показать это – тем самым развиваются не только навыки устной речи, но также и способность к многозадачности, координация движений, общая моторика, логическое мышление.
  • Диктофон. Используется при индивидуальных занятиях для того, чтобы выявить изъяны в речи, учесть особенности произношения и расстановки акцентов, тренировать рефлексивность мышления. На диктофон записывается: чтение текста и его пересказ. Таким образом, можно не только отточить навыки произношения, но и грамотно оценить способности к самостоятельному изложению мысли, выявить области, над которыми необходимо работать, оценить привлекательность своей речи для потенциального собеседника или аудитории.

Правила выполнения упражнений

Для того чтобы риторические упражнения для развития устной речи были эффективны, необходимо соблюдать несколько правил:

  1. Проводить занятия следует регулярно – несколько раз в неделю, если позволить себе пропускать тренировки или не делать домашние упражнения, то результативность снизится в несколько раз.
  2. Хотя бы на первых занятиях по развитию связной речи обязательно должен присутствовать логопед – он подберет самые эффективные упражнения, укажет, на что следует обратить особое внимание, определит, какие области нуждаются в дополнительной проработке.
  3. Каждое упражнение должно быть оценено по чек-листу. Постоянная оценка тренировок позволит выявить динамику в достижении результатов, с помощью которой можно будет выстраивать направление для дальнейших занятий.
  4. Особое внимание следует уделить дыханию. Поставить правильную последовательность вдохов и выдохов при речи должен специалист – особенно это касается выполнения риторических упражнений для детей, у которых легкие еще находятся в стадии развития.

Самы свежие новости в нашем телеграмм канале: t.me/shkolaxarizm

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/ritorika/ritorika-uprazhneniya-dlya-razvitiya-ustnoj-rechi.html

Ораторское искусство – упражнения для совершенствования речи

Ораторское искусство - упражнения для совершенствования речи

Дар красноречия не дается от рождения, он приобретается, благодаря упорному труду и постоянным тренировкам.

Умелого владения речью и свободного выражения мыслей можно добиться с помощью не очень сложных, но регулярных упражнений. Рекомендуется выполнять их 20-30 раз в течение дня.

Взяв любую газетную или журнальную статью, нужно читать ее вслух громко, обращаясь к воображаемой аудитории. При чтении необходимо стараться немного забегать вперед, запоминая написанное небольшим отрывком, чтобы затем воспроизвести его.

Отрывок, состоящий из двух-пяти предложений, прочитывается и пересказывается. При этом преследуется цель – запоминать детали, для чего используется по возможности дословный пересказ. Необходимо пытаться формулировать мысли и речь, рассказывая прочитанное своими словами.

Развитие речевого мышления

Приемы ораторского искусства включают в себя такое понятие, как «речевое мышление», конкретно это означает, что предложение или фраза строятся на основе ключевых слов или ключевых предложений. Эти слова побуждают оратора строить предложения и раскрывать мысль вокруг основных ключевых слов.

Таким образом, ключевые слова становятся некими неподвижными точками, вокруг которых происходит свободное движение других слов. Менеджер находит точки опоры и «вращает» вокруг них мысль в разных формулировках. Находить эти ключевые слова и их новые формулировки и есть то самое занятие в данном упражнении.

Модификацией этого упражнения служит еще одно: прочитать вслух половину предложения и продолжить его своими словами. Здесь же полезен тренинг на дефиницию — формулировку понятий. Данное упражнение позволит менеджеру, как и любому оратору, научиться, как можно более конкретно формулировать определение предмета, выявляя и определяя его сущность точно, ясно и емко. 

Рассказывание историй

Взяв любую историю, анекдот или заметку необходимо рассказать их ярко, живо, образно и увлекательно. Это может быть история жизни или одного прожитого дня. Например, один день из жизни менеджера. Для длинного рассказа можно мысленно разработать краткий план.

Начало рассказа или истории всегда должно быть интригующим, заинтересовывающим и иметь оттенок напряжения. Во время кульминации рассказа напряжение достигает пика, а окончание истории дает слушателю возможность расслабиться и перевести дыхание, при этом, напряжение спадает.

Не стоит заострять внимание на ошибках или заминках в речи. Скорее всего, слушатели не заподозрят в них произвольных пауз, поэтому те будут выглядеть естественно. Но после все же стоит позаботиться и устранить возникшие помехи.

Перефразирование делового сообщения

Задание заключается в том, чтобы воспроизвести в свободной форме своими словами суть и содержание газетной заметки или статьи на основе выбранных из нее ключевых слов. Статья перефразируется несколько раз. При этом необходимо сжать ее содержание, уместив в одно предложение и расширить его, добавив собственное мнение.

Речь должна быть связной, плавной, без вынужденных и неоправданных задержек, пауз. В упражнении необходимо добиться перефразирования хотя бы десяти предложений. К этому же упражнению можно отнести описание картины и изображенных на ней образов, деталей, взаимных связей между ними.

Тематическое сообщение 

Выбрав какую-либо тему, например, хобби, необходимо сделать пятиминутное сообщение по этой теме. Обращаясь к воображаемым слушателям, нужно чередовать, произнося речь один раз вслух, а другой раз — мысленно, про себя.

В упражнении лучше придерживаться следующей тактики: в начале сообщения использовать ключевые слова, а заканчивать его в свободной форме.

При этом не стоит сосредотачиваться на правильности построения фраз, а сделать акцент на плавном и спокойном течении речи.

Если произошла ошибка в сказанном слове или предложении, не останавливаться, спокойно закончить предложение. Для того чтобы отследить ошибки, лучше наговаривать сообщение на диктофон. 

Ораторское мастерство и искусство речи, упражнения риторики подразумевают постоянное пополнение словарного запаса. Это очень важная часть тренировки. Богатый лексикон поможет сделать язык, речь и ее стиль разнообразным и уникальным.

Наблюдение, слушание и постоянное изучение речи других ораторов — хорошая практика. Слушая доклады, дискуссии, передачи, проповеди, менеджеру следует анализировать услышанное с позиции содержания и с позиции характеристики речи.

К первой позиции относится анализ подачи содержания, соответствия плану, логичность изложения, образность, стилистические приемы. Ко второй принадлежат оценка силы голоса, высоты тембра, ударения, насколько плавно оратор произносит речь, его артикуляции и жестикуляции.

Слушать речи ораторов, известных политиков, знаменитых личностей, приняв за основу анализа риторические средства — одно из полезных и эффективных тренингов. При этом следует обращать внимание на: 

  • то, как оратор делает вступление и заключение;
  • употребляет сравнения;
  • образность речи;
  • наличие повторов, преувеличений и противопоставлений;
  • игру слов.

При этом непременно нужно замечать то, где и как происходит увеличение напряжения речи и его спад, а также следить за другими средствами воздействия речи, употребляемыми оратором. 

Самым эффективным методом были и остаются практические упражнения, ораторское мастерство оттачивается на дискуссиях. Можно начать практиковаться в кругу друзей или коллег, лишь кратковременно вступая в полемику и высказываясь по поводу тех или иных вопросов.

Такая практика поможет постепенно перейти к выступлениям перед более широкой и менее знакомой аудиторией. Менеджер или торговый агент должен учиться говорить, дискутировать, выслушивать оппонентов и отстаивать свою точку зрения.

Вот и подошло время настоящего выступления или первой серьезной речи. Подготовка самостоятельного делового сообщения — еще один способ, как развить ораторское искусство. При подготовке делового сообщения лучше выбрать хорошо знакомую тему.

На протяжении подготовки, а также в процессе всего выступления, необходимо постоянно задаваться вопросом, какими риторическими средствами можно дополнить речь, чтобы она выглядела наглядно, органично, пластично и доступно. Может быть, нужно представить аудитории карты, схемы или графики.

Нужно постараться сделать привлекательное и несухое начало, чтобы слушатели с первых слов начинали вслушиваться в речь и приходили в состояние напряженного внимания. Для этого менеджер или торговый агент должен постоянно ставить себя на место слушателя.

Например, голые цифры не будут говорить слушателю о многом, но если предоставить наглядный пример и связать эти цифры с жизнью, они оживут, обретут «плоть и кровь», заденут, затронут, тогда слова будут цеплять. А ведь этого и должен добиться оратор. 

Пользуясь техникой побуждения к размышлению, хорошим началом будет неожиданный вопрос или утверждение. Это вызовет в слушателе, во-первых, интерес, во-вторых, даст толчок поразмышлять над услышанным. По мере того, как менеджер или любой другой оратор будет приводить факты, необходимо также и давать решение обсуждаемой проблемы, если в речи таковая затрагивается. 

Если в докладе или деловом сообщении менеджер начинает приводить свое личное мнение, значит, он перешел к речи с выражением мнения. В таком случае необходимо разграничивать, что относится к деловому сообщению, а что является личным мнением и интерпретируется собственно докладчиком.

Выразительная речь — должна стать одним из основных инструментов не только мастеров красноречия, но и каждого торгового агента или менеджера. Развивать риторические способности необходимо постоянно. Помогут усовершенствовать ораторское искусство упражнения видео онлайн.

Источник: http://bishelp.ru/rich/anatomia/oratorskoe-iskusstvo-uprazhneniya-dlya-sovershenstvovaniya-rechi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.