+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Новый образовательный стандарт в школах: изучаем нюансы

Содержание

Новые стандарты школьного образования в 2016/2017 учебном году

Новый образовательный стандарт в школах: изучаем нюансы

С наступлением нового 2016 года вступили в силу изменения и в системе школьного образования, это и инклюзивное обучение, и учеба в одну смену, и увеличение экзаменов по итогам года. Что еще нового будет в учебном году 2016-2017? Чего ожидать школьникам и учителям? Каковы перспективы российского образования?

1. Программа по переводу российских школьников на односменное обучение

Чтобы воплотить эту программу в жизнь, предусмотрено не только строительство новых школ, но и реализация целой системы мероприятий, в том числе возврат школьных зданий, которые были в 1990-х — начале 2000-х годов переданы из системы образования, а также расширение существующих школьных зданий.

В этом году уже разработанные типовые проекты будут проработаны в регионах и «привязаны» к конкретной территории с учетом климатических, сейсмических и других особенностей. При этом регионы самостоятельно будут определять нормативную стоимость.

Немаловажно, что в течение года будет продолжена  программа строительства школьных спортзалов.

Ожидается появление в России «электронной школы».

Это даст возможность нормально учиться детям из отдаленных районов, школьникам с особенностями развития, одаренным ученикам, а  также детям, живущим за пределами России.

Благодаря «электронной школе» можно будет освоить, например, отдельный учебный предмет или полную программу с 1 по 11 классы, сдать соответствующие  экзамены и получить аттестат.

2. Новый стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья

Этот стандарт уже действует с 1 января 2016 года. Он учитывает разные группы особенных учеников — глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Переход на эти условия должен совершаться плавно, с учетом материальной готовности школы: наличия пандусов, специальных досок, книг со шрифтом Брайля, компьютеров со специальной клавиатурой и т.д..

Кроме того, должна быть решена проблема  кадров и методик обучения.

3. Увеличение числа экзаменов после 9 класса и нововведения для других классов

Девятиклассникам с 2016 года придется сдавать обязательные русский язык и математику, а также два предмета из списка по выбору: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранный язык, информатика.

В этом году из заданий ЕГЭ исключена тестовая часть еще по четырем предметам: истории, обществознанию, географии и информатике.

С 2016 года стали обязательными для учащихся начальной школы Всероссийские контрольные работы по русскому языку, математике и окружающему миру.

С начала нового учебного года  шестиклассники  перейдут  на обучение по  новым стандартам. Важный момент: они будут изучать отечественную историю по новым учебникам, в  основе которых  лежит историко-культурный стандарт.

Особое внимание в новых условиях уделяется  поддержке талантливых детей. Учитель может составить индивидуальный учебный план для одаренного ученика и  разрешить ему не сидеть ежедневно на всех уроках.

4. Появление электронных учебников и уроков робототехники

С 2016 года во всех школах появятся электронные учебники. Их структура и содержание соответствуют печатным версиям, но, кроме этого, в них содержат мультимедийные элементы. Для работы по электронным учебникам учителя должны пройти соответствующую переподготовку.

В 2016/2017 учебном году частью школьной программы станут уроки робототехники. Занятия будут проводиться с 5 по 9 класс в рамках уроков технологии. А в 2017 году школьную программу пополнит и работа с 3D-принтерами.

5. Урокам физкультуры и нормам ГТО — особое внимание

Одно из нововведений в школьной жизни: сдача элементов ГТО соответствует оценке по физкультуре. То есть результаты выполнения тестов комплекса ГТО могут быть приравнены к результатам освоения отдельных разделов физкультуры путем включения в них элементов комплекса.

Выполнение нормативов на золотой, серебряный и бронзовый знаки физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» по новым стандартам могут соответствовать оценке «отлично» в школьном предмете.

Однако невыполнение нормативов не может являться основанием для выставления неудовлетворительной оценки по физкультуре.Поэтому учителям и родителям стоит обратить на это внимание.

6. Проверка уровня преподавания русского языка, литературы, математики

В 2016 году пройдет Всероссийское исследование компетенции учителей именно этих предметов. Актуальная задача – организация достоверной оценки компетенции педагогов, которая позволит использовать ее результаты и для присвоения квалификационных категорий.

7. Ориентиры российской школы на ближайшее будущее:

  • единое образовательное пространство как равенство возможностей для доступа к определенной сумме знаний для каждого ребенка, независимо от состояния здоровья и места жительства;
  • индивидуальная траектория обучения для каждого ученика;
  • усиление воспитательной части образования, чтобы сформировать устойчивые моральные принципы и критическое мышление, крайне необходимые в эпоху переизбытка информации;
  • возрастание в разы роли учителя, который должен будет не только давать детям знания, но и помогать развиваться.

Подписывайтесь на каналы “Informatio.ru” в TamTam или присоединяйтесь в , добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Москве и регионах РФ.

Источник: https://informatio.ru/news/education/middledu/novye_standarty_shkolnogo_obrazovaniya/

В школах петербурга применяют новый образовательный стандарт

Новый образовательный стандарт в школах: изучаем нюансы

Успех такого мероприятия весьма сомнителен, ведь попасть в «брендовые» школы Петербурга в будущем учебном году, согласно новому стандарту, смогут все желающие.

Надо только успеть «занять место», говорят представители городского комитета по образованию.

W разбирался в том, как на практике применяется новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) в Петербурге.

Образовательный закон с 1500 поправками

Обсуждений вокруг нового образовательного стандарта за последние месяцы было предостаточно. Прежде всего, из-за перспективы введения платных занятий в школе.

Расходы на введение новых стандартов уже составили для Петербурга 200 млн рублей.

Вчера председатель городского комитета по образованию Жанна Воробьева на встрече с журналистами заявила, что основное образование останется бесплатным.

Что касается оказания возмездных образовательных услуг, то для Петербурга это не новшество, напомнила Воробьева. Такие услуги введены в городе с 2004 года. Прежде всего, это дополнительные занятия и различные варианты «продленки».

В то же время, согласно стандарту, каждому ребенку гарантируется 10 часов бесплатных занятий, помимо учебных.

– Закон не всех устраивает, но он устраивает педагогов, – заявила Жанна Воробьева.

О неоднозначности закона может свидетельствовать и количество предложенных поправок, когда он еще рассматривался в Госдуме. Народными избранниками были рассмотрены около 1500 поправок (порядка 350 из них были отправлены петербуржцами), в окончательный вариант закона вошли 1142.

Расходы на введение новых стандартов уже составили для Петербурга 200 млн рублей. Именно столько город дополнительно выделил на учебники для начальной школы. 30 млн рублей было потрачено в прошлом, 2012 году.

В первый класс – по фиктивной прописке

Педагоги Петербурга, похоже, смирились с новыми стандартами. Например, по мнению директора 619-й школы Ирины Байковой, нововведение систематизирует всю систему образования и даже «регламентирует отношения участников образовательного процесса».

Даже самая «брендовая» школа должна будет записывать, в первую очередь, живущих рядом детей.

Правда, есть в новом стандарте и «белые пятна». Отныне даже самая «брендовая» школа должна будет записывать, в первую очередь, живущих рядом детей. Всех остальных будут принимать по остаточному принципу.

Несложно предположить, что данным моментом воспользовались предприимчивые горожане. На ряде интернет-форумов размещаются объявления о продаже фиктивной прописки специально для тех, кто намерен обеспечить своему ребенку блестящее будущее за счет обучения в статусном образовательном учреждении, в которое принимают по прописке.

Еще один вариант: попасть в престижные гимназии и лицеи на законных основаниях, оформив временную, а не постоянную регистрацию, скажем, у родственников.

По «остаточному принципу» можно будет записаться в любое образовательное учреждение, но не ранее 1 августа. К этому времени, можно не сомневаться, «лучшие места» уже будут разобраны.

Впрочем, представители комитета советуют родителям школяров исследовать вблизи места проживания хотя бы 2-3 школы и ни в коем случае не стремиться в одну отдаленную «статусную».

В скором времени в комитете по образованию Петербурга намерены решить вопрос с устройством в одно учебное заведение братьев и сестер. Их предполагается выделить в «льготную категорию». Письмо с просьбой разъяснить этот момент комитет направил в федеральное министерство по образованию и науке. Пока действует рекомендация не «делить» детей из одной семьи по разным школам.

Старшеклассники выберут 9 предметов на свой вкус

Надо сказать, новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по Петербургу «шагает» уже несколько лет. Сейчас он применяется только для учащихся 1 и 2 классов.

Но 1 сентября стандарт в качестве эксперимента введут для учеников третьих классов всех «образовательных организаций» – так отныне, в соответствии со стандартом, именуют школы, гимназии и лицеи. Так же его введут и для пятиклассников в 29 школах Петербурга.

Окончательное повсеместное введение планируется провести в 2020 году.

Новый стандарт принципиально меняет подход к обучению в школе.

В целом, новый стандарт принципиально меняет подход к обучению в школе. Он позволяет ученикам выбирать, какие предметы и на каком уровне им изучать в 10-11 классах. Также он вводит третий обязательный ЕГЭ – по иностранному языку.

Приказ об утверждении ФГОС был подписан 17 мая прошлого года. Уже спустя три недели стандарт был зарегистрирован Министерством юстиции РФ.

ФГОС вводит понятие обязательных учебных предметов (русский язык и литература, иностранный, математика, история, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности).

Отдельно в нем прописаны обязательные предметные области, которых насчитывается шесть. Так же предполагаются и дополнительные учебные предметы, и курсы по выбору.

Старшеклассники будут выбирать не менее 9 обязательных предметов. Объем учебной нагрузки варьируется от 31 до 37 часов.

Материалы по темеШкольники изобрели гуманоида, дешефратор языка жестов и робота Гретту.Долгая дорога на Лейпциг.Детям некуда идти после школы.

Источник: https://ok-inform.ru/obshchestvo/obrazovanie/1144-v-shkolakh-peterburga-primenyayut-novyj-obrazovatelnyj-standart.html

Российские школы начнут работать по новым образовательным стандартам

Новый образовательный стандарт в школах: изучаем нюансы

Зачем сокращать количество школьных учебников? Когда появится обязательный устный экзамен по русскому языку? На сколько повысится студенческая стипендия? Что нового ждет школу в новом году? Об этом рассказала на пресс-конференции глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева. В частности, она отметила, что завершилось общественное обсуждение новых федеральных образовательных стандартов. Чем они отличаются от старых? В них прописано конкретное содержание, что ребенок должен знать по каждому предмету с первого по девятый класс.

Ольга Васильева: Новые федеральные образовательные стандарты не должны быть размытыми. Михаил Синицын

Психология станет школьным предметом с 2020 года

– Стандарты не должны быть пустыми и “размытыми”, – заявила министр. – Над новым проектом работали лучшие эксперты, молодые члены-корреспонденты РАН.

Министерство получило около семи тысяч откликов на проект (большинство – положительных) и около 200 конкретных предложений. Все они будут учтены в финальной версии ФГОСов для начальной и основной школы.

А к октябрю подготовим стандарты и для 10-11 классов.

Таким образом, завершается разработка практически всех предметных концепций для школы. Теперь, по словам министра, необходимо выстроить новое понимание того, по каким учебникам будут заниматься дети. Сейчас в федеральном перечне их почти 1470. Это слишком много.

– Новых подходов требует экспертиза учебников.

Как она работает сейчас? Издатели самостоятельно ищут авторов учебника, печатают его, сами находят экспертов и после положительного заключения подают заявку на вхождение в федеральный перечень, – говорит Ольга Васильева.

– Сейчас у нас есть поручение президента, ограниченное сроками до конца августа. Мы должны представить очень четкую экспертную систему отбора учебников. Их количество сократится. По каждому предмету необходимо иметь 2-3 линейки: базовые и углубленные.

О едином образовательном пространстве

Школы постепенно выйдут из муниципального подчинения. Новая модель управления в первую очередь подразумевает, что региональная власть будет управлять кадрами и отвечать за единую содержательную часть программы.

– Не должно быть такого, что при переезде в другой город мы не знаем, проходили ли в местной школе дроби, или этот материал дети будут изучать только в следующем классе.

Любые вариации и углубления в программе возможны только после того, как вы дали ребенку базовое содержание, которое должен знать каждый ученик в нашей стране , – подчеркивает министр.

– В пилотный проект войдут около 17 регионов. Они пойдут по разным моделям передачи управления.

Самарская область работает по такому принципу с 2002 года и показывает прекрасные результаты: там школьное имущество осталось за муниципалитетами, но регион назначает директоров школ, координирует учебный процесс.

У них значительно снизилось количество управленцев в образовании, а начисление зарплат учителям стало более прозрачным. Кроме того, выровнялась система подушевого финансирования.

По словам министра, есть огромное количество примеров, когда в областном центре работают передовые гимназии и лицеи, но при этом в муниципалитетах школы остаются недофинансированными.

Сейчас в федеральном перечне почти 1470 учебников. Это слишком много

Какие необычные специальности подготовили вузы для абитуриентов

– Финансовые затраты на каждого ребенка в рамках региона должны быть равными, – подчеркнула Ольга Васильева. – Ежегодно на строительство школ из бюджета выделяется 25 млрд рублей. В этом году мы введем 55 тысяч новых мест, причем 37 процентов из них – это места в сельских школах.

Еще одна важная составляющая единого образовательного пространства в стране – это национальная система учительского роста, которая предполагает обязательную аттестацию и повышение квалификации.

15 регионов уже согласились провести этой осенью предметный тест для учителей по русскому языку и математике.

Он поможет выявить пробелы и выстроить дальнейшую профессиональную траекторию для педагогов.

Об астрономии

А вот учителя физики по всей стране массово повышают квалификацию уже сейчас. Они будут вести астрономию, которая триумфально возвращается в школы. Этот обязательный предмет включен в программу 10-11-х классов с объемом не менее 35 часов.

В расписании некоторых школ новый урок появится уже с 1 сентября, однако часть учебных заведений может ввести его позже – с 1 января 2018 года.

ЕГЭ по астрономии вводиться не будет, однако в ЕГЭ по физике к 2019 году могут появиться некоторые вопросы из этого курса.

С  2020 года для 9-классников станет обязательным экзамен по иностранному языку, для 11-классников – с 2022-го

Что еще нового может появиться? Министерство думает о том, чтобы ввести базовые модули по предпринимательской деятельности в качестве внеурочных занятий. Кроме того, в школах должны быть пять бесплатных кружков: литературный, научно-технический, спортивный, музыкальный и шахматы.

Об экзаменах

В школах должны быть 5 бесплатных кружков: литературный, научно-технический, спортивный, музыкальный и шахматы.. Михаил Синицын

– Сразу хочу сказать, что ЕГЭ отменяться не будет, – подчеркнула Ольга Васильева. – Это мощный социальный лифт, который позволяет детям из Сибири, Дальнего Востока поступать в лучшие вузы страны. Посмотрите статистику: в московских университетах примерно 65 процентов студентов – это ребята из регионов, и 35 – москвичи. До ЕГЭ ситуация была прямо противоположной.

Экзамен в этом году прошел лучше, чем в предыдущем: ЕГЭ сдавали 703 тысячи человек, при этом количество нарушений снизилось в полтора раза, а ребят, которые не преодолели минимальный порог по баллам, стало почти в два раза меньше. И это при том что тестовая часть осталась только в устной части экзамена по иностранному языку.

– В 9-м классе появится устный экзамен по русскому языку. Он станет допуском к государственной итоговой аттестации и будет введен по такому же принципу, как сочинение в 11-м, – рассказала Ольга Васильева. – Сейчас мы обсуждаем готовность регионов, которые в следующем году проведут “устный русский”в пилотном режиме.

Также для 9-классников с 2020 года станет обязательным экзамен по иностранному языку, а для 11-классников – с 2022-го. Кроме того, планируется, что с 2020 года вся страна обязательно будет сдавать историю.

О среднем профессиональном образовании

Путин поручил разработать методы повышения качества экспертизы учебников

Особенный упор на иностранный язык будет сделан в учреждениях среднего профессионального образования.

С нового учебного года тысяча колледжей в 73 регионах России начнет готовить студентов по новым стандартам WorldSkills – это 50 топовых профессий, связанных с передовыми технологиями. Работа с новым оборудованием, с технической документацией – здесь английский нужен как никогда.

Кроме того, по словам министра, будет расширяться программа дуального профессионального обучения, в рамках которого студент половину времени проводит непосредственно на производстве.

Студенту в помощь

И самая важная новость для студентов – с 1 сентября произойдет индексация стипендий на 5,9 процента. Средства из бюджета уже выделены, и со всеми образовательными организациями уже заключены соглашения о предоставлении субсидий.

Путин поручил разрешить студентам вести кружки в школах

Станет легче и “целевикам”: для них разработан законопроект, регламентирующий права вуза, студента и работодателя, отправляющего студента учиться.

– Мы провели глубокий мониторинг. Оказалось, что в 51 проценте случаев в договоре о целевом обучении не прописаны меры социальной поддержки студентов.

Эту ситуацию, конечно, будем менять, – говорит Ольга Васильева. – Ведь выпускники, заканчивая обучение и выполняя свои обязательства, идут к работодателю минимум на три года.

И с его стороны обязательно должны быть предоставлены социальные гарантии.

О вузах

– Вузы должны стать центром экономической, социальной и культурной жизни региона, – считает министр. – В этом году вдобавок к уже существующим 11 мы выбрали еще 22 опорных вуза, которые получат дополнительное финансирование. Мы очень надеемся, что эта программа даст хорошие результаты.

Общее количество российских вузов в престижном рейтинге QS увеличилось до 24, и при этом показатели 14 из них существенно выросли.

В планах минобрнауки – расширить экспорт российского образования таким образом, чтобы к 2025 году в наших вузах училось около 700 тысяч иностранных студентов. По примерным оценкам, это даст 373 млрд рублей дополнительных доходов.

А сейчас у нас учится 243 тысячи иностранных студентов, и из них только 15 тысяч – по квоте.

Лекции уходят в цифру

В России запустили программу по экспорту образовательных услуг

Что еще нового ждет вузы? Проект “Современная цифровая образовательная среда”. Его суть в том, чтобы университеты могли включать онлайн-курсы в свои образовательные программы и ставить за них реальные зачеты.

По расчетам, к 2025 году на открытых онлайн-курсах будут учиться до 11 млн человек. В ближайшие 2-3 года они охватят большую часть направлений подготовки бакалавриата и магистратуры. Но это не значит, что все будут учиться только по Интернету. Онлайн-курсы позволят сделать обучение более гибким.

А для учителей предусмотрен еще один отдельный проект – Российская электронная школа, которая должна заработать через 1,5 года.

– Российская электронная школа станет мощнейшим подспорьем для педагогов, – говорит Ольга Васильева. – Там будет практически все: методическая помощь в ведении и составлении уроков, дополнительные модули по предметам. Плюс – виртуальные музеи, библиотеки, театральные спектакли. Эту систему мы сейчас отрабатываем на базе московской электронной школы.

Источник: https://rg.ru/2017/08/07/rossijskie-shkoly-nachnut-rabotat-po-novym-obrazovatelnym-standartam.html

Новый образовательный стандарт в школах: изучаем нюансы :

Новый образовательный стандарт в школах: изучаем нюансы

Выражение «образовательный стандарт» на слуху и у педагогов, и у родителей на протяжении последних нескольких лет.

Но не все до конца понимают специфику ФГОС и необходимость его внедрения в детских садах, школах.

Каковы основные отличия этих нововведений от классического образовательного процесса? На что настраиваться родителям? Каким будет выпускник, который усвоит новые образовательные стандарты?

Особенности ФГОС

Современные дошкольники и ученики начальных классов ощутили на себе многочисленные реформы. Министерство образования с 2009 года ввело для школьников 1–4 классов обучение по новым государственным стандартам.

С 2010 года образовательный стандарт был разработан, неоднократно обсуждался, и, наконец, утвержден для общего основного образования (5–9 классы).

Старшеклассники также не будут забыты, постепенно и этапы полного (среднего) обучения будут подвергнуты реформированию.

Фгос для первоклассников

Основной образовательный стандарт для первоклассников имеет существенные отличия от классической программы, используемой в советской системе образования. Малыши, окунувшиеся в новую для них школьную среду, попадают в руки талантливых педагогов. Основная задача учителя – развитие личности ребенка, формирование у него желания к саморазвитию и самообучению.

Фгос первого поколения

Образовательный стандарт является набором некоторых обязательных требований, которые нужны для внедрения программ основного (общего) образования. Выделяют три группы подобных требований:

  • к результатам обучения;
  • к варианту формирования образовательного процесса;
  • к условиям для реализации поставленных целей.

Фгос первого поколения предполагал усвоение школьниками определенных умений и навыков, то есть получение знаний. При этом не уделялось должного внимания развитию творческих способностей обучающихся, системе внеурочной деятельности. Основной задачей был предметный результат обучения, сумма знаний, накопленных за время нахождения ребенка в стенах школы.

Фгос второго поколения

Новый образовательный стандарт направлен на полноценное раскрытие личности ребенка, формирование навыков коллективной и индивидуальной работы, занятость ребят во внеурочное время.

ФГОС об образовании ставит перед школой задачу – сформировать гражданина, способного решать житейские задачи и самостоятельно выбрать свой профессиональный путь развития. Педагоги выполняют роль тьюторов (наставников), то есть направляют учебную деятельность каждого школьника.

Министерство образования особое внимание уделяет индивидуальному обучению, подразумевающему составление учебных планов для каждого школьника.

Уровни стандартов

Существует два уровня образовательных стандартов. Обязательный вариант подразумевает получение каждым ребенком знаний, навыков, предметных умений, то есть основ для создания «фундамента». На его базе осуществляется профильное обучение, результаты которого напрямую зависят от желаний, способностей, возможностей ребенка.

В задачи школы входит не только обучение, но и воспитание. Основной упор в стандартах нового поколения делается на следующие аспекты:

  1. Формирование в школьниках чувства патриотизма.
  2. Развитие толерантности, умения отвечать за совершенные поступки.
  3. Воспитание достойных граждан России.

ФГОС уделяет особое внимание духовному и нравственному развитию учеников, не забывая и о физическом здоровье. Причиной подобного внимания стал рост числа заболеваний среди детей.

Основы здорового образа жизни, согласно Фгос второго поколения, закладываются именно на начальной ступени обучения: ребята получают информацию о нормах питания, правилах поведения, способах укрепления здоровья. Педагоги знакомят своих подопечных с негативными факторами, ухудшающими самочувствие, объясняют способы укрепления здоровья.

В школах функционируют специальные программы, выделяются дополнительные часы на занятия физической культурой. Каждая школа самостоятельно выбирает вариант построения образовательного процесса, учитывая рекомендации министерства образования.

В начальной школе можно выбрать одну из нескольких воспитательных и образовательных программ, предполагающих применение инновационных технологий. ФГОС подразумевают постоянное обучение кадрового персонала школ, обеспечение педагогов всей необходимой методической, технической, информационной поддержкой.

Заключение

Для того чтобы оценить отличия между прежними и новыми образовательными стандартами, отметим их специфику. Ранее для оценки успехов ребенка педагог ориентировался на отметки, которые появлялись в дневнике подопечного.

В новых стандартах у каждого школьника ведется «портфолио достижений», в котором суммируются дипломы, грамоты, итоги тестовых работ, контрольных срезов.

Все результаты ученика наглядно видны его наставнику, родителям и самому ребенку.

Изменилось и отношение к роли педагога. Если раньше он просто объяснял учебный материал, проверял уровень знаний школьника, то теперь он является активным действующим лицом в жизни классного коллектива.

Педагог старается раскрывать индивидуальные особенности каждого школьника, создавать условия для мотивации к самостоятельности. По прежним стандартам для всех ребят использовался одинаковый учебный план.

Теперь у родителей есть право выбрать те направления, которые будут изучаться его ребенком в углубленном варианте. Отведено время и на посещение внеурочных секций, факультативов, кружков.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-novyj-obrazovatelnyj-standart-v-shkolax-izuchaem-nyuansy.html

Фгос – что такое? требования образовательного стандарта

Новый образовательный стандарт в школах: изучаем нюансы

Вероятно, каждый человек хочет дать своему ребенку качественное образование. Но как определить уровень обучения, если ты не имеешь отношения к педагогике? Конечно, с помощью ФГОС.

Что такое ФГОС

Для каждой системы образования и образовательного учреждения утвержден перечень обязательных требований, направленных на определение каждого уровня обучения профессии, специальности. Эти требования объединяются в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который утверждается органами власти, уполномоченными регулировать политику в сфере образования.

Реализация и результаты освоения программ в государственных образовательных учреждениях не могут быть ниже указанных в ФГОС.

Кроме того, российское образование предполагает, что без освоения стандартов невозможно будет получить документ государственного образца. ФГОС – это некая основа, благодаря которой учащийся имеет возможность переходить от одного уровня образования к другому, как по лестнице.

Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечивать цельность образовательного пространства России; преемственность основных программ дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего образования.

Помимо этого, ФГОС отвечает за аспекты духовно-нравственного развития и воспитания.

Требования образовательного стандарта включают в себя строгие установленные сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом всевозможных форм обучения и образовательных технологий.

Основой для разработки ориентировочных образовательных программ; программ учебных предметов, курсов, литературы, контрольных материалов; нормативов финансового снабжения образовательной деятельности специализированных учреждений, реализующих образовательную программу, является ФГОС.

Что такое стандарт для государственного образования? В первую очередь, это принципы организации образовательного процесса в учреждениях (детских садах, школах, колледжах, ВУЗах и т.д.). Без ФГОСа невозможно осуществить контроль за соблюдением законодательства РФ в образовательной области, а также провести итоговую и промежуточную аттестацию учащихся.

Стоит отметить, что одной из целей ФГОС является внутренний мониторинг качества образования. С помощью стандартов происходит организация деятельности методических специалистов, а также аттестация педагогических работников и другого персонала образовательных учреждений.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации тружеников образования также находятся в сфере влияния государственных стандартов.

Структура и реализация

Федеральный закон постановил, что каждый стандарт в обязательном порядке должен включать в себя три вида требований.

Во-первых, требования к структуре образовательных программ (соотношение частей основной программы и их объёма, соотношение обязательной части и той доли, которая формируется участниками образовательного процесса).

Во-вторых, условия реализации также подвергаются жестким требованиям (в том числе кадровые, финансовые, технические).

В-третьих, результат. Вся образовательная программа должна формировать у учащихся определенные (в том числе и профессиональные) компетенции. Занятие по ФГОС призвано обучить применять все полученные навыки и знания, и действовать успешно на их основе.

Разумеется, этот стандарт не является конституцией всех образовательных учреждений. Это лишь начало вертикали, с главными рекомендательными позициями.

На федеральном уровне на основе ФГОСа разрабатывается приблизительная образовательная программа, ориентирующаяся на местную специфику.

А далее учебные заведения доводят эту программу до совершенства (в последнем процессе могут поучаствовать даже заинтересованные родители, что урегулировано законом). Таким образом, российское образование с методической точки зрения можно представить в виде схемы:

Стандарт – примерная программа федерального уровня – программа учебного заведения.

Последний пункт включает в себя такие аспекты, как:

  • учебный план;
  • календарный график;
  • рабочие программы;
  • оценочные материалы;
  • методические рекомендации для предметов.

Поколения и различия ФГОС

Что такое государственный стандарт, знали еще в советское время, поскольку жесткий регламент существовал и тогда. Но данный конкретный документ появился и вступил в силу лишь в 2000-е годы.

ФГОС именовался ранее просто образовательным стандартом. Так называемое первое поколение вступило в силу в 2004 году. Второе поколение было разработано в 2009 (для начального образования), в 2010 (для основного общего), в 2012 годах (для среднего полного).

Для высшего образования ГОСТы были разработаны в 2000 году. Второе поколение, вступившее в силу в 2005 году, было ориентировано на получение ЗУМов студентами. С 2009 года разрабатывались новые стандарты, направленные на выработку общекультурных и профессиональных компетенций.

До 2000 года для каждой специальности был определен минимум знаний и умений, которыми должен обладать человек, выпустившийся из ВУЗа. Позднее эти требования ужесточились.

Модернизация государственного образования проходит и по сей день. В 2013 году был издан закон “Об образовании”, согласно которому, разрабатываются новые программы для высшего профессионального и дошкольного образования. Помимо всего прочего, туда прочно вошел пункт о подготовке научно-педагогического состава.

Чем же отличаются старые стандарты от ФГОС? Что такое стандарты нового поколения?

Главным отличительным признаком является то, что в современном образовании на передовую позицию ставится развитие личности учеников (студентов).

Исчезли из текста документа обобщающие понятия (Умения, навыки, знания), на их место пришли более четкие требование, например, были сформулированы реальные виды деятельности, которыми должен овладеть каждый учащийся.

Огромное внимание уделяется предметным, межпредметным и личностным результатам.

Для достижения этих целей были пересмотрены существующие ранее формы и типы обучения, приведено в действие инновационное образовательное пространство занятия (урока, курса).

Благодаря введенным изменениям, ученик нового поколения – это свободно мыслящая личность, способная ставить перед собой задачи, решать важные проблемы, творчески развитая и способная адекватно относиться к действительности.

Стандарты заменяются на новые не реже одного раза в десять лет.

ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования, ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по специальностям, профессиям и направлениям подготовки.

Разработка ФГОС производится с учетом:

  • острых и перспективных потребностей личности;
  • развития государства и общества;
  • образования;
  • культуры;
  • науки;
  • техники;
  • экономики и социальной сферы.

Учебно-методическое объединение ВУЗов разрабатывает ФГОС для высшего образование. Их проект направляется в Министерство образования, где происходит обсуждение, вносятся правки и коррективы, а затем отдается на независимую экспертизу на срок не более двух недель.

Экспертное заключение возвращается в Министерство. И вновь запускается волна обсуждений советом по ФГОС, который принимает решение утвердить ли проект, отправить на доработку или отклонить.

Если в документ будет необходимо внести изменения, он проходит тот же путь с самого начала.

Начальное образование

ФГОС представляет собой совокупность требований, необходимых для реализации начального образования. Три основных – это результаты, структура и условия реализации. Все они обусловлены возрастными и индивидуальными характеристиками, и рассматриваются с точки зрения заложения фундамента для всего образования.

В первой части стандарта указан срок освоения базовой начальной программы. Он составляет четыре года.

С его помощью обеспечиваются:

  • равные для всех возможности получения образования;
  • духовно-нравственное воспитание школьников;
  • преемственность всех программ дошкольного и школьного образования;
  • сохранение, развитие и овладение культурой многонациональной страны;
  • демократизация образования;
  • формирование критериев оценки деятельности учащихся и педработников4
  • условия развития индивидуальной личности и создание специальных условий обучения (для одаренных детей, ребят с ограниченными возможностями).

В основе программы обучения стоит системно-деятельностный подход. Но сама программа начального образования разрабатывается методическим советом учебного заведения.

Во второй части ФГОСа расписаны четкие требования к результату образовательного процесса. В том числе, личностным, метапредметным и предметным итогам обучения.

Даны рекомендации для результатов обучения конкретным предметам. Например, ФГОС по русскому языку (родному языку) выдвигает следующие требования:

  1. Формирование представлений о многообразии языкового пространства страны.
  2. Понимание, что язык – это неотъемлемая часть национальной культуры.
  3. Формирование положительного отношения к правильной речи (и письму), как части общей культуры.
  4. Овладение первостепенными нормами языка.

Третья часть определяет структуру начального образования (учебный план, внеурочная деятельность, программы отдельных предметов, что включает тематическое планирование по ФГОС).

В четвертой части содержатся требования к условиям реализации образовательного процесса (кадры, финансы, материально-техническая сторона).

Среднее (полное) образование

Первая часть стандарта о требованиях частично повторяется и перекликается с ФГОС о начальном образовании. Существенные различия появляются во втором разделе, где речь идет о результатах обучения. Также указываются необходимые нормы освоения определенных предметов, в том числе по русскому языку, литературе, иностранному языку, истории, обществознанию, географии и другим.

Делается акцент на личностном развитии учащихся, выделяя такие главные моменты, как:

  • воспитание патриотизма, усвоение ценностей многонациональной страны;
  • формирование мировоззрения, соответствующего уровню действительности;
  • освоение норм социальной жизни;
  • развитие эстетического понимания мира и прочее.

Требования к структуре образовательной деятельности также видоизменены. Но разделы остались теми же: целевой, содержательный и организационный.

Высшие ступени

ФГОС для среднего профессионального и высшего образования выстроен по тем же принципам. Различия их очевидны, требования к структуре, результату и условиям реализации не могут быть одинаковыми для разных образовательных уровней.

В основе среднего профессионального образования лежит компетентностный подход, т.е. людям даются не просто знания, а умения этими знаниями управлять. На выходе из учебного заведения выпускник должен говорить не “знаю, что”, а “знаю, как”.

На основе общепринятого ФГОС каждое учебное заведение разрабатывает свою программу, ориентируясь на профильную направленность колледжа или ВУЗа, на наличие тех или иных материально-технических возможностей и т.д.

Методический совет принимает во внимание все рекомендации Министерства образования и действует строго под его руководством. Однако принятие программ конкретных учебных заведений находится в ведении местных органов власти и управления образования области (республики, края).

Учебные заведения должны учитывать и выполнять рекомендации относительно обучающих материалов (например, учебники ФГОС заняли свое законное место в библиотеках), тематического планирования и т.д.

Критика

На пути к утверждению ФГОС пережил множество правок, но даже в своем сегодняшнем виде реформа образования получает в свой адрес огромное количество критики, а получала еще больше.

По сути, в умах разработчиков стандарта, он должен был привести к единению всего российского образования. А получилось все наоборот. Кто-то нашел в этом документе плюсы, кто-то минусы.

Многие учителя, привыкшие к традиционному обучению, тяжело переходили на новые стандарты. Учебники ФГОС вызывали вопросы. Однако во всем можно найти положительные моменты.

Современное общество не стоит на месте, образование должно меняться и меняется в зависимости от его потребностей.

Одной из главных претензий к ФГОСу были его пространные формулировки, отсутствие четких поставленных задач и реальных требований, которые предъявлялись бы ученикам. Появлялись целые противоборствующие группы.

По ФГОС обязаны были учиться все, но разъяснений, как это делать, никто не давал.

И с этим учителям и методическим специалистам пришлось справляться на местах, включая в программу своего учебного заведения все необходимое.

Темы по ФГОС поднимались и будут подниматься, поскольку старые устои, при которых главным в образовании были знания, очень прочно вошли в жизнь каждого. Новые же стандарты, в которых главенствуют профессиональные и социальные компетенции, еще долго будут находить своих противников.

Итог

Развитие ФГОС оказалось неизбежным. Как и все новое, этот стандарт вызвал массу споров. Однако реформа состоялась. Чтобы понять, успешна она или нет, как минимум, необходимо дождаться первого выпуска учеников. Промежуточные результаты являются малоинформативными в этом плане.

На данный момент безусловно только одно – работы учителям прибавилось.

Источник: http://fb.ru/article/226194/fgos---chto-takoe-trebovaniya-obrazovatelnogo-standarta

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.