+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Новые контрольно-надзорные мероприятия в отношении организаций и ИП

Содержание

Предостережение 294 фз

Новые контрольно-надзорные  мероприятия  в отношении  организаций и ИП

2) осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;

5.

При условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Как предполагается, надзорные органы смогут направлять предостережения вместо того, чтобы проводить внеплановые проверки

Как отмечается, предостережение по своей сути станет новой формой осуществления контрольных мероприятий. Введение такого института, по оценке Минэкономразвития России, позволит контрольно-надзорному органу отреагировать на готовящееся или возможное нарушение, в то время как бизнес избежит возможного административного наказания.

Минэкономразвития России сообщило о том, что внесло соответствующий проект постановления в Правительство РФ. Ожидается, что все контрольно-надзорные органы получат возможность направлять подконтрольным субъектам предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства. Причем сделать это такие органы смогут вместо проведения внеплановой проверки.

Интересное:  Компенсация за часть неиспользованного отпуска

Вступили в силу положения Федерального закона № 277-ФЗ, которым внесены существенные изменения «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

  • проведения семинаров и конференций;
  • разъяснительной работы в средствах массовой информации;
  • распространения комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования;
  • направления рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения новых обязательных требований.

Так, внеплановая проверка прекращается, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

Грубые нарушения ФЗ от №294-ФЗ

Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.

Например, ч. 4 ст. 30.

5 КоАП РФ предусмотрено, что жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в 5-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.

В данном случае даже при выявлении в организации или у индивидуального предпринимателя нарушений требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров результаты проверки могут быть признаны недействительными (отменены). Чтобы обжаловать итоги проведенной проверки, необходимо обратиться в Роспотребнадзор или в суд с соответствующим заявлением (письмо Минэкономразвития России от 30.12.2011 № д09-3425).

Новые контрольно-надзорные мероприятия в отношении организаций и ИП

При проведении совместных плановых проверок могут применяться сводные проверочные листы, утверждаемые несколькими органами государственного (муниципального) контроля. Заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки.

Перечень перечисленных профилактических мероприятий не является исчерпывающим. Законодательными актами могут быть предусмотрены так называемые специальные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Управление Россельхознадзора

Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 166, которое вступило в силу 22 февраля 2017 года.

Если есть возражения. В случае несогласия юридического лица или индивидуального предпринимателя с вынесением предостережения в орган контроля, направивший предостережение, представляются возражения. Формы возражения не устанавливаются, но предусмотрен перечень сведений, которые должны в нем содержаться:

Интересное:  Справка о доходах для детского сада

О порядке выдачи предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований

Сокращение количества проверок и снижение административного давления на бизнес при одновременном повышении уровня защищенности охраняемых законом ценностей станет следствием реализации всего комплекса мероприятий «дорожной карты», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 1 апреля 2016 г. №559-р.

Предметом контрольно-надзорного мероприятия является оценка соответствия подконтрольного субъекта обязательным требованиям.

Зачастую предприниматель или иной подконтрольный субъект не в состоянии обеспечить соблюдение всех обязательных требований по причине их информационной недоступности, противоречия друг другу либо в силу того, что обязательные требования устарели и не могут быть выполнены без чрезмерных экономических затрат. Во многих случаях соблюдение обязательных требований не влияет на уровень безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности.

О предостережении как о новом профилактическом мероприятии в области надзора

Также Порядок устанавливает и способы направления Предостережения, например, на бумажном носителе по почте заказным письмом с уведомлением о вручении; в виде электронного документа подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, принявшего решение о направлении Предостережения, при помощи сети «Интернет».

Первый вариант. ЮЛ/ИП направляет возражение на Предостережение с обоснованием своей позиции в отношении тех действий (бездействий), которые послужили поводом к направлению Предостережения, также в п. 8 Порядка установлены требования возражений на предостережение (дата и номер предостережения, наименование ЮЛ, ИНН).

Федеральный закон от N 294-ФЗ (ред

2.

Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

10. Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) информации, их раскрытие, в том числе ознакомление с ними в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Министерство природных ресурсови экологии Ростовской области (Минприроды РО)

Кроме того, существенным нововведением является то, что орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя расходов, понесенных таким органом в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.

при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).

05 Сен 2018      yslygiur         31      

Источник: http://urist-yslugi.ru/test_category/predosterezhenie-294-fz

Контрольно надзорные мероприятия

Новые контрольно-надзорные  мероприятия  в отношении  организаций и ИП

Стандарт профилактики нарушений обязательных требований, принятый в сентябре 2017 года, – это один из ключевых документов реформы контрольной и надзорной деятельности, закрепляющий новые принципы работы контрольно-надзорных органов и методы перехода к ним.

Смена «палочной» системы на модель «сотрудничества» – ключевая идея документа и действительно масштабный процесс.

Он требует введения новых технологических подходов, отдельного регулирования, а также готовых примеров, на которые легко ориентироваться.

Всё это содержится в Стандарте профилактики, существенная часть которого посвящена методическим рекомендациям для государственных служащих, с учётом зарубежного опыта.

Заместитель Министра экономического развития РФ Савва Шипов отметил, что «Стандарт отличается максимальной комплексностью, детальностью и иллюстративностью. Это не просто красивая книжка, которую можно вывесить на сайте и забыть о ней, а инструмент реальной работы контролера, систематизирующий все формы профилактической работы в одном месте».

Стандарт не призывает буквально копировать тот или иной кейс из опыта других стран. Однако многое действительно можно адаптировать к деятельности российских контрольно-надзорных органов, особенно в сфере профилактики нарушений.

Профилактика (или предупреждение) нарушений – это то новшество, которое реформа контрольной и надзорной деятельности вводит в повседневные практики работы государства с бизнесом.

Поэтому для модели, вводимой в России впервые, неизбежна опора на чужой опыт.

Министр РФ по делам Открытого правительства Михаил Абызов также отмечает, что России предстоит большая работа в этом направлении.

«При этом и международная практика, и наше общее понимание задач реформы контроля и надзора показывает, что баланс контрольно-надзорных мероприятий, связанных с проверкой исполнения обязательных требований, и баланс профилактических мероприятий, направленных на подготовку и обучение поднадзорных субъектов работе по выполнению этих требований, должен значительно смещаться в сторону профилактики. Ещё год назад по нашим замерам этот баланс составлял 90-95% в пользу привычных для нас контрольных мероприятий, и только 5-10% были связаны с профилактическими мероприятиями. Сейчас наша задача — этот баланс радикально изменить. В ближайшие 3 года доля профилактической работы в работе инспекторского состава должна составлять более 50%», — заявил министр на презентации Стандарта, прошедшей 11 октября в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации.

Это декларирует и сам документ, признавая неэффективность существующего «карательного» подхода к регулированию.

1.1. Как убедиться, действительно ли в отношении Вас проводится проверка?

Проверить достоверность плановой проверки можно, изучив план данного контролирующего органа, в случае внеплановой проверки – позвонив в соответствующую службу, контактные телефоны которых всегда указываются на официальных сайтах или в справочной литературе.

1.2. Порядок проведения проверки

Проверки проводятся на основании распоряжения, решения (предписания, поручения, приказа и т. п.

) руководителя органа контроля, который в начале проверки вручается под роспись руководителю проверяемого лица или его представителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения.

По итогам проверки составляется акт, один экземпляр которого также вручается проверяемому лицу. Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении, решении, (предписании, поручении, приказе и т. п.).

Ваше грамотное поведение в ходе проведения проверки позволит защититься от незаконных или несанкционированных действий со стороны «самозванцев», а также будет способствовать формированию объективных и справедливых результатов проверки.

1.3. Что такое журнал проверок и зачем он нужен?

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок, в который контролирующими органами вносятся сведения о всех проводимых контрольных мероприятиях (п. 8 ст.

16 Закона № 294-ФЗ). В последующем записи в журнале помогут отстоять свои права.
Заполнив все графы журнала, Вы без труда сможете полностью получить все сведения о проверке: её цель, вид, сроки.

При поддержке управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области Липецкой торгово-промышленной палатой выпущена брошюра «Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля» (далее – Журнал). Журнал содержит образец ведения журнала учёта проверок, включающий следующие графы:

— дата начала и окончания проверки;

— общее время проведения проверки (в отношении субъектов малого предпринимательства и микропредприятий указывается в часах);

— наименование органа государственного контроля (надзора), либо наименование органа муниципального контроля;

— дата и номер распоряжения или приказа о проведении проверки;

— цель, задачи и предмет проверки;

— вид проверки (плановая или внеплановая):

в отношении плановой проверки:

— со ссылкой на ежегодный план проведения проверок;

в отношении внеплановой выездной проверки:

— с указанием на дату и номер решения прокурора о согласовании проведения проверки (в случае, если такое согласование необходимо);

— дата и номер акта, составленного по результатам проверки, дата его вручения представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю;

— выявленные нарушения обязательных требований (указываются содержание выявленного нарушения со ссылкой на положение нормативного правового акта, которым установлено нарушенное требование, допустившее его лицо);

— дата и номер содержание выданного предписания об устранении выявленных нарушений;

— фамилия, имя, отчество, должность должностного лица (должностных лиц), проводящего(их) проверку;

— фамилия, имя, отчество, должности экспертов, представителей экспертных организаций, привлеченных к проведению проверки;

— подпись должностного лица (лиц), проводившего проверку.

По желанию приобрести Журнал Вы можете в Липецкой торгово-промышленной палате, расположенной по адресу: г. Липецк, ул. Первомайская, д.

Вопросы проведения контрольно-надзорных мероприятий: виды проверок, основания для их проведения

Источник: https://printscanner.ru/kontrolno-nadzornye-meroprijatija/

Плановая проверка юридических лиц и предпринимателей

Новые контрольно-надзорные  мероприятия  в отношении  организаций и ИП

Регламентация проведения контрольно-надзорных мероприятий

Основания проведения плановых проверочных мероприятий

Формы проверочных мероприятий

Плановые мероприятия проводятся не чаще чем предусмотрено законодателем

Периодичность проверочных мероприятий с учетом применения риск-ориентированного подхода

Срок проведения планового мероприятия не может превышать установленный законодателем

Каков максимальный срок проведения плановой проверки

Необходим ли проверочный лист при проведении планового проверочного мероприятия

Распоряжение о проведении проверочного мероприятия

Порядок проведения плановых проверочных мероприятий

Что является предметом плановой проверки ФНС предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта

Регламентация проведения контрольно-надзорных мероприятий 

Одним из направлений работы государственных (муниципальных) органов (далее — госорганы) является контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов. Реализуется он путем проведения плановых и внеплановых проверочных мероприятий.

Регламентирует эти правоотношения закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294).

Однако, как отмечено в самом законе, не все виды государственного и муниципального контроля подпадают под его действие.

Так, в пп. 3 и 3.1 ст. 1 указаны случаи и виды контроля, на которые положения данного закона не распространяются. Например, налоговый контроль, таможенный контроль регламентируются отраслевым законодательством (Налоговый кодекс РФ, акты, принятые в Таможенном союзе и ЕАЭС, российские правовые акты о таможенном деле).

Далее в пп. 4, 4.1 и 4.2 этой же статьи перечислены виды государственного контроля и надзора, особенности организации и проведения которых (элементы планирования, организационные мероприятия, конкретные действия по проведению) вводятся отдельными федеральными законами. Например, законом «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ и т. д.

На все иные виды государственного и муниципального контроля, не перечисленные в указанных выше пунктах, положения закона № 294 распространяются в полном объеме. 

Основания проведения плановых проверочных мероприятий 

В п. 1 ст. 9 закона № 294 очерчен круг вопросов, проверка которых входит в обязанность госорганов:

  • исполнение хозяйствующим субъектом требований нормативно-правовых актов различных уровней и иных обязательных требований;
  • достоверность и соответствие обязательным требованиям информации, содержащейся в уведомлении о начале осуществления субъектом определенного вида деятельности. 

Госорганы ежегодно планируют проведение проверочных мероприятий и размещают такие планы на своих официальных сайтах. Сводный план всех проверок ведет Генеральная прокуратура РФ, которая в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок, публикует его на сайте ФГИС «Единый реестр проверок».

Законодатель закрепляет исчерпывающий перечень оснований для включения хозяйствующего субъекта в ежегодный план (п. 8 ст. 9 закона № 294). Для этого должно пройти не менее 3 лет с даты:

  • государственной регистрации субъекта;
  • завершения последнего планового проверочного мероприятия в отношении субъекта;
  • начала осуществления субъектом деятельности в соответствии с уведомлением о начале ее осуществления. 

Подробно о том, как планируются проверки, — в статье План проверок контролирующих ведомств на 2017 год. 

Формы проверочных мероприятий 

Проверочные мероприятия, как плановые, так и внеплановые, могут проходить в форме документарных и выездных проверок (ст. 11, 12 закона № 294).

Документарная проверка осуществляется путем изучения документов, имеющихся в распоряжении госоргана, а также поступивших от проверяемого субъекта, без выезда к последнему.

Плановая выездная проверка проходит по месту нахождения (фактического функционирования) хозяйствующего субъекта. Проверяющие органы изучают:

  • документы хозяйствующего субъекта;
  • состояние используемых этим субъектом основных производственных фондов;
  • создаваемые и реализуемые им товары, выполняемые работы и услуги;
  • исполнение требований нормативно-правовых актов различных уровней и иных обязательных требований. 

ВАЖНО! Плановые документарные и выездные проверки могут быть как взаимно дополняющими, так и самостоятельными — в форме документарной или выездной (постановление 9-го ААС от 16.01.2014 № 09АП-42619/2013). 

Плановые мероприятия проводятся не чаще чем предусмотрено законодателем 

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года (п. 2 ст. 9 закона № 294). Однако это правило содержит ряд исключений.

Так, п. 9 ст. 9 закона № 294 определяет иную периодичность плановых мероприятий — 2 и более раза в 3 года, если хозяйствующий субъект функционирует в сфере:

Источник: https://rusjurist.ru/proverki/planovaya_proverka_yuridicheskih_lic_i_individualnyh_predprinimatelej/

Контрольные (надзорные) органы выходят на новый уровень проверок или немного о том, какие новшества принес 2017 год проверяемым юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям

Новые контрольно-надзорные  мероприятия  в отношении  организаций и ИП
Заказать судебное представительство в арбитражных и районных судах Заказать

В июле 2015 года законодатель преподнес подарок коммерсантам, введя трехлетний мораторий на проведение проверок организаций малого бизнеса.

Но радостные известия, как оказалось, на этом закончились, так как с 1 января 2017 года вступили в действия изменения небезызвестного в кругах предпринимателей и юридических лиц Федерального закона № 294-ФЗ, которые достаточно серьезно усложнили жизнь контролирующим органам и проверяемым ими лицам.

Изменения, внесенные в вышеуказанный закон, непосредственно касаются полномочий контролирующих органов и их можно условно разделить на следующие группы:

  • проведение профилактических мероприятий;
  • проведение контролирующих мероприятий без взаимодействиями с проверяемыми лицами;
  • проведение внеплановых проверок по новым дополнительным основаниям;
  • проведение контрольной закупки.

И так, более детально разберемся по пунктам.

Проведение профилактических мероприятий

В соответствие с новоутвержденными правилами контролирующие органы теперь обязаны ежегодно утверждать программы профилактики нарушений. Согласно данным программам проверяющие будут проводить ряд следующих мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, предъявляемых к ИП и юридическим лицам:

  • размещать на официальных сайтах контролирующего органа перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю.

Так, например, на данные изменения очень быстро среагировала Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

На официальном сайте Роспотребнадзора в разделе «Перечень обязательных требований» можно обнаружить перечни актов, содержащих обязательные требования, которые будут оцениваться инспекторами при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере защиты прав потребителей и в области санитарно-эпидемиологического законодательства;

  • обязаны проводить работу по информированию проверяемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в той или иной области законодательства. Будет эта работа осуществляться путем подготовки и распространений руководств и методических рекомендаций, организации и проведении семинаров и конференций, проведением разъяснительной работы и многое другое. Другими словами, контролирующие органы всерьез займутся обучением и подготовкой проверяемых ими лиц и будут на профилактическом уровне устранять недочеты и нарушения в их деятельности;
  • осуществлять обобщение (как минимум 1 раз в год) практики проведения контрольных мероприятий с указанием наиболее часто выявляемых нарушений установленных требований в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Одним из наиболее серьезных нововведений в рамках профилактических мероприятий стало предоставление инспекторам полномочий по выдаче подконтрольным (поднадзорным) лицам предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.

Следует знать, что контролирующий орган может объявить предостережение юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю только в случае, если:

  1. у органа имеются сведения о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, которые были получены при проведении контролирующих мероприятий без взаимодействиями с проверяемыми лицами;
  2. информация о нарушениях содержится в поступивших в органы обращениях и заявлениях (но не анонимных) от граждан, от иных органов госвласти, местного самоуправления, в СМИ.

Но! Это все только в случае, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушения причинили вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства или привело к возникновению чрезвычайных ситуаций либо создало непосредственную угрозу возникновения таких последствий.

Еще один важный нюанс: при объявлении предостережения контролирующий орган должен установить отсутствие фактов привлечений к ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за соответствующие нарушения закона.

В ответ на данное предостережение коммерсанты должны отреагировать должным образом: принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленные предостережением сроки органы контроля.

Стоит также отметить, что как и требования к проведению контролирующими органами профилактических мероприятий, так и порядок составление и направление предостережений и подачи возражений на них со стороны проверяемых лиц определяется Правительством РФ, которое до настоящего времени данные требования еще не разработало.

Проведение контролирующих мероприятий без взаимодействиями с проверяемыми лицами

По новым правилам контролирующие органы имеют право осуществлять контролирующие мероприятия, которые не требуют прямого взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. К таким мероприятия отнесены:

  • плановые осмотры территорий, акваторий, транспортных средств;
  • административные обследования объектов земельных отношений;
  • исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга;
  • измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети “Интернет” и средствах массовой информации;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
  • другие виды и формы мероприятий по контролю.

Указанные контрольные мероприятия проводятся инспекторами контролирующих органов на основании специальных утвержденных руководителем заданий.

Дополнительно органами власти будут разработаны порядок проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, порядок оформления заданий и результатов проведенных проверок.

Если в рамках проведения данных контролирующих мероприятий инспектор выявит нарушения обязательных требований, допущенных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, он принимает меры по пресечению таких нарушений (законодатель не указывает конкретно какие) и направляет руководителю контролирующего органа мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях.

Важным моментом данного нововведения является то, что по этому мотивированному представлению может быть назначена внеплановая проверка коммерсанта, допустившего нарушения.

Таким образом, законодатель предоставил контролирующему органу еще одно основание для проведения внеплановой проверки, причем данное основание может самостоятельно быть разработано самим контролирующим органом.

В данном случае, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей это обстоятельство является минусом.

Как данная норма будет реализовываться на практике, предстоит увидеть, но думается, что не обойдется без негативных последствий для проверяемых лиц.

Проведение внеплановых проверок по новым дополнительным основаниям

Помимо прочего, законодатель не обошел стороной и основания проведения внеплановых проверок. Возникли дополнительные основания, которые предоставили право инспекторам нагрянуть с проверкой к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

И так, инспектора по дополнительным основаниям могут придти с проверкой если:

  • в контролирующий орган поступило заявление от юридического лица или ИП о предоставлении правового статуса или специального разрешения. Так что если, Вы, например, как индивидуальный предприниматель решили получить лицензию на осуществление медицинской деятельности и подали соответствующее заявление в контролирующий орган, ждите проверки с Росздравнадзора или Роспотребнадзора. Причем данная проверка по требованиям действующего законодательства не будет согласовываться с органами прокуратуры;
  • инспектор направил мотивированное представление руководителю о проведении внеплановой проверки, если пришел к выводу, что по результатам проведения контрольных мероприятий без взаимодействия с юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, в которых содержатся данные о фактах возникновения угрозы или причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также нарушение прав потребителей. Однако, в части нарушения прав потребителей законодатель сделал оговорку, согласно которой гражданин должен прежде обратиться к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю с заявлением и только в случае отказа от удовлетворения его требований может обратиться в контролирующий орган, инициировав таким образом внеплановую проверку;
  • при проведении контрольных мероприятий без взаимодействия с проверяемыми лицами выявлено, что деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя отклоняется от определенных параметров, так называемых «индикаторов риска». Индикаторы риска еще одно важное понятие, которое введено в указанное законодательство. Индикаторы риска – это особые параметры, отклонения от которых не является доказательством нарушения обязательных требований коммерсантами, но «свидетельствуют о высокой вероятности такого нарушения». Что конкретно это за индикаторы и с чем как говорится их «едят» в законе не указано, возможно, в дальнейшем будут уточнены Правительством РФ.

Кроме того, в закон внесена интересная поправка: если проведение плановой или внеплановой проверки стало невозможным из-за отсутствия ИП или представителя юридического лица, либо в связи с действиями (бездействиями) проверяемых лиц, направленных на срыв проводимой внеплановой проверкой, инспекторы составляют акт о невозможности проведения проверки, и контролирующий орган в течение 3-х месяцев со дня составления акта принимает решение о проведение внеплановой или плановой проверки в отношении таких лиц без уведомления последних. Таким образом, предпринимателям и юридическим лицам теперь обхитрить инспекторов будет тяжелее и себе накладнее.

В сфере проведения проверок законодатель внес и небольшие плюсы для коммерсантов. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям стоит помнить, что теперь инспектора не могут требовать предоставления документов и информации до даты начала проведения проверки.

На практике же контролирующие органы часто грешили данным фактом и запрашивали всю необходимую информацию до начала проведения проверки.

Контролирующие (надзорные) органы теперь обязаны самостоятельно запрашивать все необходимые сведения в различных органах в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Проведение контрольной закупки

Но наиболее значимым нововведением среди прочих поправок, внесенных в Федеральный закон № 294, и наиболее негативным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является введение особого мероприятия по контролю «контрольная закупка».

Очень распространенное мероприятие в сфере оперативно-розыскной деятельности с определенными особенностями законодатель пытается внедрить в сферу проверок, которые осуществляют контролирующие органы.

Контрольная закупка проводится по тем же основаниям, что предусмотрены в законе для проведения внеплановых выездных проверок, но со своими нюансами.

При контрольной закупке инспектор совместно с двумя независимыми лицами (свидетелями) осуществляет действия, которые создают ситуацию по совершению сделки в целях проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, например, при продаже товаров. То есть такое мероприятие подразумевает этакую ловлю на «живца».

При проведении контрольной закупки используется фото и видеосъемка.

Если проверяемое лицо «клюнет», и, следовательно, создаст своими действиями (бездействиями) обстоятельства по нарушению обязательных требований, инспектор обязан прекратить проведение контрольной закупки, предъявить нарушителю удостоверение, распоряжение о проведении контрольного мероприятия и составить незамедлительно акт.

Все особенности проведения контрольной закупки, внесения записи о ней в единый реестр проверок будут установлены Правительством РФ.

В связи с введением такого мероприятия возникает много вопросов о реализации данного нововведения на практике. Так, например, каким же образом будут проводиться проверки инспекторами контролирующих органов в муниципальных районах, где почти все юридические лица и индивидуальные предприниматели знают проверяющих в лицо?

Ответы на этот и другие вопросы можно получить только со временем, причем методом проб и ошибок.

Вывод

В заключение стоит отметить, что в статье отражены не все изменения, которые внесены в Федеральный закон № 294-ФЗ.

Но в нашей новостной статье мы постарались отразить наиболее масштабные изменения, которые напрямую коснутся деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Неосвещенные изменения носят более технический характер и связаны с организацией деятельности контролирующих органов с технической стороны.

Но анализируя изменившее законодательство, можно прийти к однозначному выводу, что все вышеуказанные изменения только усложнят жизнь коммерсантам, в больше мере отражаясь на деятельности компаний малого и среднего бизнеса.

юрист «Правового бюро «ТРИБУН» Ижерская Т,А.

Юридическая фирма «Правовое бюро «ТРИБУН». Все права защищены.

К списку статей

Источник: https://www.jurist-tula.ru/newsart/articles/kontrolnye_nadzornye_organy_vykhodyat_na_novyy_uroven_proverok_ili_nemnogo_o_tom_kakie_novshestva_pr/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.