+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Налоговые риски: взгляд ФНС

Содержание

Налоговые риски организации. Оценка, критерии, учет

Налоговые риски: взгляд ФНС

Под налоговыми рисками подразумевают вероятность возникновения у предприятия неблагоприятных правовых последствий в виде финансовых потерь из-за действий госорганов вследствие неоднозначности и некорректности процессов обложения обязательными бюджетными платежами и налогового законодательства.

Налоговые риски могут возникнуть у компании не только из-за ведения хозяйствующим субъектом неэффективной внутренней политики, но и в связи с использованием двойственности некоторых положений, связанных с оплатой налога или применением достаточно рискованных схем, направленных на минимизацию выплат предприятия в бюджет.

Классификация налоговых рисков

Налоговые риски разделяются на:

  • внешние и внутренние;
  • непредсказуемые и предсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Среди иных оснований для разделения рисков присутствуют:

  • обладающие риском субъекты;
  • вероятностные последствия;
  • причины образования.

Еще 3 большие объединения рисков включают риски, наступающие:

  • до возникновения спорной ситуации со структурами ФНС (к примеру, при недобросовестности контрагентов, некорректном оформлении выполненной хозяйственной операции);
  • в процессе ведения проверки по налоговым перечислениям из-за недостаточности времени, некачественного юридического сопровождения;
  • в процессе конфликта с подразделением НС и включающие составление разногласий на акт, обжалование до передачи вопроса в суд досудебное, обжалование в судебном порядке.

На каждом из этапов споров со структурами НС по вопросам обязательных перечислений существуют риски:

  • Информационные. Данные риски связаны с недостаточной информированностью, отсутствием законодательного регулирования складывающихся между субъектами отношений. К примеру, ситуация по вычету НДС при заверении счета-фактуры факсимильной подписью ИП не имеет четкого отражения в законодательных или судебных актах.
  • Процессуальные. Отражают недостаточность регулирования финансовых процессов в ходе осуществления коммерческой деятельности и образуются при несоблюдении сроков, правил или иных требований, касающихся налоговых норм (к примеру, несвоевременное предоставление декларации о доходах субъекта).
  • Окружающие, образующиеся при неравнозначности восприятия норм налоговыми структурами и предприятиями-плательщиками сумм. К примеру, структура НС имеет возможность возложить ответственность на предприятие по истечении законодательно ограниченного срока согласно Постановлению КС РФ (№9, 14.07.2005) о восстановлении сроков давности в отношении юридического лица, совершившего неправомерное деяние. Утверждение не содержит однозначного указания подразумеваемых действий и ситуаций, что провоцирует конфликт мнений.
  • Репутационные, связанные с представлением оценочного характера о предприятии в целом. Существование разногласий с проверяющими структурами (независимо от причин возникновения) может оказать негативное влияние на партнерские или спонсорские взаимоотношения организации.

Критерии оценки налоговых рисков

Необходимость оценки налоговых рисков у предприятий является причиной проведения подразделениями НС выездных проверок в соответствии с составленным планом (Приказ ФНС РФ №ММ-3-06/333, 30.05.2007).

Отбор предприятий для проведения проверки их деятельности ведется с учетом некоторых для того оснований, в числе которых:

  1. Полученные организацией убытки в течение некоторого периода работы (от 2 лет). Особое внимание привлекают предприятия, у которых отсутствуют перспективы выхода из убыточного состояния, установившие сотрудникам низкий уровень заработной платы, вычитающие большие суммы по НДС.
  2. Невысокий показатель нагрузки по обязательным платежам, в сравнении со средним результатом, характерным для подобного направления коммерческой деятельности. Расчет коэффициента выводится в процентном соотношении путем деления суммы уплаченных за отчетный период налогов на полученную в том же периоде выручку от реализации, не учитывая НДС.
  3. Значительные размеры вычетов по налогам. Но предпринимаемые попытки переноса суммы НДС, обеспечивающего снижение величины процентной ставки и возможность избежать проверки, могут стать причиной нарушения налогового законодательства.
  4. Предельные показатели при работе по специальным режимам, связанным с налогообложением.
  5. Резкое опережение темпов роста расходов, в сравнении с темпами роста доходов. У проверяющих могут возникнуть сомнения в достоверности указываемых данных, вероятностном их завышении или занижении.
  6. Значительное отклонение — более чем на 10% — показателя уровня рентабельности от среднеотраслевого значения. Уровень рентабельности товаров (в %%) высчитывается делением прибыли от продаж на себестоимость реализованных товаров, а активов – делением прибыли от продаж на валюту баланса.
  7. Низкий показатель заработка сотрудников (ниже среднеотраслевого уровня). В организации возможно сокрытие реально выплачиваемых заработных плат или занижение ставок на доходы граждан и единого социального налога.
  8. Соглашения с перекупщиками или посредниками, в большинстве случаев заключаемые для сокрытия сумм прибыли и уменьшения суммы обязательного бюджетного платежа. Сомнения вызывают договора, положения которых не соответствуют правилам делового оборота (к примеру, безосновательная продолжительная отсрочка оплаты), закупаемая/реализуемая продукция не представляет собой результат предпринимательской деятельности компании, а также ситуации активного сотрудничества сторон при несоблюдении обязательств по сделке одним из участников.
  9. Непредоставление пояснений по полученному компанией уведомлению НС.
  10. Изменение местонахождения и регистрации юридического лица, предпринимаемое для получения отсрочки по времени с целью исправления недостатков деятельности.
  11. Сотрудничество с контрагентами, вызывающими подозрения НС по причине одновременного наличия одинаковых адресов регистрации у нескольких фирм или занятия одним лицом одинаковых должностей (директор, учредитель) в нескольких предприятиях.

Управление налоговыми рисками

Для обеспечения безопасности в отношении налоговых рисков следует придерживаться определенных правил в процессе осуществления коммерческой деятельности, в том числе:

  • Избегать действий, вызывающих появление риска, к примеру, в виде заключения сделок сомнительного характера, пользования услугами подозрительных компаний, нарушения положений трудового законодательства.
  • Предпринимать меры по удержанию риска и его снижению путем определения и изучения последствий риска, их масштабности и критичности для компании.
  • Особое внимание в организации должно уделяться наличию документов, в том числе дополнительных, касающихся как деятельности компании, так и нормативного и законодательного характера. Подобная документальная обеспеченность поможет в ходе спорных ситуаций с проверяющими структурами.
  • Важно изучать вступившие в силу судебные решения для возможного их использования в качестве прецедента и определенной налоговой нормы при наличии споров.

В некоторых ситуациях рекомендуется наличие определенной суммы переплаченных средств по обязательным бюджетным платежам использовать для оплаты налога и избежания возникновения долга у организации.

Корректное оформление хозяйственных операций, повышение квалификации исполнителей (бухгалтеров), проведение добровольного аудита и внедрение системы управления налоговыми рисками позволит предприятию эффективно распределять собственные средства.

При этом используемые способы финансовой оптимизации должны обладать правовым и экономическим соответствием. В ряде случаев рекомендуется обращение к НС для получения разъяснений о вероятностных налоговых последствиях или о толковании налоговых норм по конкретной правовой ситуации.

Источник: https://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/nalogovye-riski/

Оценка и управление налоговыми рисками организации

Налоговые риски: взгляд ФНС

Налоговые риски при ведении бизнеса чреваты пристальным вниманием со стороны налоговых органов, обязанных контролировать достоверность данных для формирования баз, от которых начисляются налоги. Высокий уровень подобных рисков служит основанием для назначения выездной проверки налогоплательщика. Что же относится к числу налоговых рисков и можно ли ими управлять — об этом в нашей статье.

Налоговые риски бизнеса — существует ли перечень?

Какие риски относятся к возникающим при заключении договора?

Налоговые риски по НДС в 2018 году

Риски предприятия по налогу на прибыль

Управление налоговыми рисками

Итоги

Налоговые риски бизнеса — существует ли перечень?

Возникновение налоговых рисков у бизнеса — явление, обусловленное прежде всего желанием налогоплательщика снизить суммы уплачиваемых налогов законными или незаконными способами. Хотя могут иметь место и иные факторы:

  • неосведомленность о положениях законодательства или их изменении;
  • недостаточность информации о контрагентах или сути проводимых операций;
  • технические ошибки.

То есть налоговые риски имеют место в ситуациях, когда требования законодательства игнорируются либо соблюдаются с нарушениями. Наличие признаков ведения бизнеса с налоговыми рисками является для налогового органа основанием для инициирования процедуры проведения выездной проверки.

Руководство к определению наличия/отсутствия налоговых рисков у организации или ИП содержит приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, в котором приведен перечень основных критериев оценки налоговых рисков (приложение № 2).

Этот перечень не только не закрыт для налогоплательщиков, но и, наоборот, рекомендован им для самостоятельного использования.

В числе критериев, свидетельствующих о присутствии налоговых рисков у предприятия, отмечено:

  • наличие:
    • низкого в сравнении со средним по отрасли уровня налоговой нагрузки;
    • убытков на протяжении ряда налоговых периодов;
    • высокой доли вычетов по НДС;
    • несоответствия в росте доходов и расходов, указывающего на более высокие темпы увеличения последних;
    • низкого в сравнении со средним для отрасли по региону уровня зарплаты;
    • близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
    • высокой доли расходов ИП, уменьшающих начисляемый ими НДФЛ от предпринимательской деятельности;
    • необоснованного количества посредников в сделке;
    • действий, свидетельствующих о нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
    • частой смены мест постановки на налоговый учет;
    • низкого в сравнении со средним по отрасли уровня рентабельности осуществляемой деятельности;
  • отсутствие:
    • личного взаимодействия представителей контрагентов при заключении договоров;
    • документов, подтверждающих полномочия руководителя/представителя контрагента;
    • данных, подтверждающих факт госрегистрации контрагента, реальность ведения им хоздеятельности;
    • обоснования разумности применяемых контрагентом цен по сделке и установления длительных отсрочек по оплате;
    • взаимодействия с поставщиками-физлицами, являющимися традиционными производителями продукции определенных видов;
    • попыток взыскания образовавшихся долгов;
    • процентов и обеспечений по выдаваемым/получаемым займам.

Большую часть этих критериев можно отнести к влияющим на возникновение рисков в момент заключения договора и на расчет наиболее объемных для бюджета налогов (НДС и на прибыль).

Несмотря на то что налог на прибыль платят только юрлица, работающие на ОСНО, многие правила учета доходов и расходов по нему применяются при УСН.

Поэтому эти правила оказываются значимыми также для организаций и ИП, работающих на вмененке.

Какие риски относятся к возникающим при заключении договора?

Налоговые риски при заключении договоров являются следствием либо преднамеренного включения в число контрагентов сомнительных лиц, либо недостаточной проверки данных о партнере. Причем во втором случае ответственность за невыявление сведений, свидетельствующих о ненадежности контрагента, исходя из положений приказа ФНС России № ММ-3-06/333@, тоже возлагается на налогоплательщика.

https://www.youtube.com/watch?v=UaehSMLxBlE

Таким образом, заключая договор, надо:

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

  • собрать максимальное количество информации о партнере и его деятельности, подтвердив ее документальными свидетельствами;
  • саму процедуру согласования условий соглашения сделать абсолютно прозрачной и сопроводить доказательствами реальности контактов представителей сторон;
  • подтвердить документально оправданность выбора именно этого контрагента, в т. ч. в части предложенных им цен и участия его в сделке в качестве посредника;
  • запастись обоснованием включенных в договор условий об оплате, отсрочках, штрафных санкциях.

Если условия договора окажутся все-таки нарушенными партнером, то подтверждать свою добросовестность при его выборе налогоплательщику придется, предъявляя доказательства попыток взыскать причиненный ущерб. 

Невыполнение этих требований при наличии существенного влияния результатов взаимодействия с таким партнером на объем подлежащих уплате налогов может привести к тому, что контрагент будет сочтен проблемным, а сделка, заключенная с ним, сомнительной. Соответственно, из расчета налоговых обязательств данные по таким сделкам налоговый орган исключит.

О способах проверки контрагентов читайте в статье «Как и на каких ресурсах проверить сведения о контрагентах?».

Налоговые риски по НДС в 2018 году

В оценке налоговых рисков по НДС в 2018 году следует ориентироваться на величину доли вычетов, устанавливаемую:

  • директивно как не превышающую 89% за год в целом (п. 3 приложения № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333@);
  • как среднюю по регионам ежеквартально на основании данных фактической отчетности, представляемой в налоговые органы.

Последний показатель учитывает особенности налогообложения в каждом из регионов. Эти особенности могут обусловливаться как возможностью применения определенных налоговых льгот, так и преобладанием того или иного вида деятельности, отражающегося на итоговой величине вычета.

О доле вычетов, приемлемой для регионов, читайте в материале «Какова безопасная доля вычетов по НДС в вашем регионе в 2017-2018 годах?».

Налогоплательщику, данные которого по доле вычетов, задействованных при определении суммы НДС, подлежащего уплате за налоговый период, отклоняются от цифры, средней для региона, придется либо давать налоговому органу убедительные объяснения причин такого отклонения, либо принимать меры к тому, чтобы избежать отклонений. Последнего, в частности, можно достичь, используя возможность применения отсроченного вычета (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Риски предприятия по налогу на прибыль

Если налоговые риски, возникающие при заключении договора или при работе с НДС, касаются как юрлиц, так и ИП, то исключительно к налоговым рискам организации относятся налоговые риски по налогу на прибыль (при условии что организация работает на ОСНО).

В связи с налогом на прибыль риски возникают прежде всего в отношении обоснованности расходов, учитываемых в уменьшение базы по этому налогу. Роль здесь будут играть:

  • наличие/отсутствие поставщиков, относимых к числу проблемных контрагентов, и сомнительных сделок;
  • обоснованность цен, применяемых при сделках с поставщиками;
  • соответствие затрат критериям возможности принятия их в состав расходов, в т. ч. в части ориентира на лимиты, установленные для этого;
  • соотношение доходов и расходов, отражающееся в т. ч. на уровне рентабельности осуществляемой деятельности;
  • обоснованность убытков предшествующих лет.

На аналогичные показатели придется ориентироваться и упрощенцам (как юрлицам, так и ИП), работающим с объектом «доходы минус расходы».

О том, какие расходы при УСН учитываются по правилам главы 25, читайте в статье «Перечень расходов при УСН “доходы минус расходы”».

Итоги

Ведение коммерческой деятельности сопровождается налоговыми рисками, являющимися результатом несоблюдения налогового законодательства.

Перечень признаков, свидетельствующих о наличии рисков, приведен в приказе ФНС России № ММ-3-06/333@. Основные из этих признаков касаются вопросов заключения договоров, начисления НДС и налога на прибыль.

Рисками можно управлять, в т. ч. снижать их путем подачи в налоговый орган уточненной налоговой отчетности.

Источник: https://nalog-nalog.ru/finansovyj_kontrol/ocenka_i_upravlenie_nalogovymi_riskami_organizacii/

Налоговый риск: виды, факторы, последствия, анализ и оптимизация

Налоговые риски: взгляд ФНС

В процессе ведения хозяйственной деятельности предприниматели довольно часто сталкиваются со всевозможными рисками, от которых нередко зависит успех в бизнесе.

Такая стратегия вполне может быть оправданной, так как условия жёсткой конкуренции требуют своевременного внедрения новых идей и технологий.

Решаясь на такой шаг, предприниматель должен адекватно оценивать степень риска и уметь им управлять.

Природа возникновения риска

Такое понятие, как налоговый риск, можно рассматривать с двух позиций: предпринимателя и налоговой инспекции.

С одной стороны коммерсанты могут попасть в сложную ситуацию, вызванную повышением налоговой ставки или сокращением определённых льгот, а с другой стороны контролирующие органы рискуют недополучить необходимую сумму в бюджет в связи с ужесточением режима и изменением налоговой политики.

Многие факторы налоговых рисков бизнесмены научились определять заранее. В связи с этим непредвиденные ситуации возникают в большинстве случаев по причине неопределённости или недостаточного знания законодательства. Умение правильно просчитать ситуацию на много шагов вперёд значительно смягчает последствия, и позволяет заранее защититься от неприятностей.

Первый шаг в сторону управления рисками

Довольно часто российские коммерсанты не уделяют должного внимания налоговой системе, в результате запланированная тактика ведения бизнеса оказывается убыточной из-за чрезмерных налоговых отчислений. Особенно обидно бывает обнаружить такую неприятность после совершения сделки, причём о негативных последствиях могут сообщить сами налоговые органы.

Естественно, в такой ситуации начинают искать того, кто виноват в создавшейся ситуации, и думать, как теперь исправлять последствия налоговых рисков. Ответ в такой ситуации очевиден.

Вместо того чтобы обвинять бухгалтера, финансового директора или налогового консультанта в неверности расчётов или надеяться на то, что последствия будут не такими значительными, правильнее всего было бы научиться управлять рисками.

Но для этого нужно правильно понимать природу возникновения критической ситуации, а также её масштаб.

Как не упустить момент возникновения налогового риска

Как ни странно, искать причину проблемы нужно не в тот момент, когда налоговый риск привёл к возникновению задолженности по платежам, а намного раньше, когда сделка была на стадии разработки.

При использовании грамотного налогового планирования в 90% случаев можно избежать негативных последствий.

Политика агрессивного ведения бизнеса, основанная на устранении конкуренции любым путём, не совместима с рациональным снижением налогового бремени.

Современная структура бизнеса устроена таким образом, что в процессе финансовой деятельности одни создают риски, а другие их предугадывают. Компании, которые только начинают развитие своего бизнеса, должны наиболее активно контактировать с контролёрами налоговых обязательств.

На практике же такие стороны предпочитают оставаться на разных полюсах. Например, нередки такие ситуации, когда о совершенной сделке бухгалтер узнаёт довольно поздно, и что-либо изменить не представляется возможным.

В связи с такой ситуацией многие солидные компании создают у себя специальные структурные подразделения, которые обязаны просчитывать все возможности возникновения налогового риска.

Виды налоговых рисков и причины их возникновения

Если рассматривать негативные последствия с точки зрения их возникновения, то риски можно разделить на отдельные группы.

Российское законодательство довольно часто имеет неоднозначное толкование, чем пользуются некоторые коммерсанты.

В погоне за получением прибыли руководители предприятий пытаются склонить суть спорного нормативного документа в свою пользу, в связи с чем они автоматически попадают в зону риска, так как пытаются снижать налоговое бремя. В такой ситуации требуется предельная осмотрительность и хорошее знание нормативной базы.

Довольно обидно, когда налоговый риск возникает по причине несогласованности управленческого аппарата. Бухгалтерская структура и менеджеры не имеют возможности предварительного обсуждения планируемой сделки, в результате чего страдает весь бизнес.

Неоднозначное толкование закона и документальные нарушения

Риск возникновения негативных налоговых последствий наиболее вероятен при заключении необычных договорных отношений, финансовый механизм которых не до конца продуман.

Финансовые налоговые риски нередко появляются в связи с некачественным оформлением документации или её отсутствием. По статистике основная масса доначисленных налоговых платежей появилась по причине отсутствия бумажного подтверждения проведённой операции. Это происходит от того, что руководители, получив деньги, не придают должного значения оформлению их появления.

Портфельные и внешние риски

Так называемые портфельные риски несут скрытую опасность, особенно, если компания имеет большую сеть филиалов или дочерних предприятий. Ситуация может стать угрожающей, когда отдельные риски объединятся в одно целое.

На первый взгляд негативная ситуация, сложившаяся в отдельно взятом филиале, может показаться пустяковой, но когда такие проблемы начинают носить массовый характер, то фирме становится довольно трудно нейтрализовать последствия.

Изменения налогового законодательства, судебные разбирательства, смена руководства – все эти факты относятся к внешним рискам. Региональные особенности налогообложения могут усугубить обстановку, так как в нашей стране некоторые ставки налогов устанавливаются на местном уровне. А если компания ведёт внешнюю торговлю, то в таком случае учёт налогов ещё более усложняется.

Кто должен управлять рисками

То, что рисками можно и нужно управлять, не вызывает сомнения. Для поиска правильных решений и путей выхода из кризиса в современном бизнесе создаются профессиональные консультационные фирмы. Для управления налоговым риском существует ряд приёмов и методов, которые позволяют прогнозировать вероятность наступления нежелательного события.

Экономическая деятельность в сфере управления рисками носит довольно специфический характер и требует от профессионалов своего дела глубоких знаний в области налогообложения, гражданского и уголовного права.

Основной целью при решении задач по налогообложению является поиск оптимального сочетания доходной части и возможного риска.

Эта формула особенно важна при воплощении в жизнь высоко прибыльных проектов, так как известно, что чем выше доход, тем больше риск.

Как и в любой другой сфере, управление рисками подчиняется определённым правилам, соблюдение которых приводит к положительному результату:

  • Для получения сравнительно небольшой выгоды нельзя рисковать многим.
  • Всегда нужно чётко представлять последствия проводимых действий.
  • В бизнесе никогда нельзя ставить на кон больше, чем имеешь.

Этих экономических констант вполне достаточно, чтобы удерживать бизнес в рамках допустимого риска. Соблюдение таких принципов порождает основные приёмы предупреждения рискованных ситуаций. Говоря иначе, риск можно избежать, принять или снизить.

Избежание риска является наиболее предпочтительным приёмом. В его основе лежит полный отказ от совершения сделки в случае обнаружения негативных последствий.

Но отказ от запланированной модели ведения бизнеса означает также потерю прибыли. Так что, исключая налоговый риск, нужно соразмерять его с другими потерями.

Кроме того, отказ от одного рискованного дела может повлечь за собой цепочку других негативных последствий.

Принятие налоговых последствий может быть полным или частичным. В этом случае бизнесмен обязан отвечать собственными активами за все последствия, которые возникнут в результате осуществления той или иной операции.

Снижение налоговых рисков является наиболее трудоёмким и в то же время эффективным путём решения сложных экономических ситуаций.

Уход от налогов

В нашей стране уклонение от налогов является противоправным действием, за которое предусмотрены разные меры наказания. Последствия целенаправленного уклонения от налоговых обязательств могут быть разделены на криминальные действия и некриминальные.

Нарушение налогового и правового законодательства, неправильное ведение бухгалтерского учёта, занижение реальной стоимости товара, арифметические ошибки, допускаемые при расчёте налогов, являются некриминальными действиями в зависимости от суммы преступления.

Методы уклонения от уплаты налогов, приводящие к плачевному результату

Лидером среди всех схем незаконного уклонения от налогов является скрытая реализация.

Этот самый простой, и в то же время криминальный способ, основан на непроведении части выручки по счетам бухгалтерского и налогового учёта.

Сокрытие доходов может осуществляться путём нарушения режима использования ККТ, недостоверного отражения договорных платежей и превышения лимита наличных взаиморасчётов между юридическими лицами.

При использовании этих методов учёт налогов ведётся с помощью двойной бухгалтерии, в которую внесены заведомо ложные данные.

В соответствии с уголовным законодательством такая «оптимизация» налогов, в зависимости от суммы причиненного ущерба, наказывается лишением возможности вести ту или иную коммерческую деятельность. Также виновные лица могут быть арестованы на срок до полугода и лишены свободы до трёх лет.

Легальная оптимизация налогов

Законная оптимизация налогообложения базируется на определённых принципах, которые соблюдаются при взаимоотношениях между коммерсантами и контролирующими органами:

  • Налоги необходимо платить в соответствии с установленным законодательством.
  • Начисления должны быть оплачены не позже последнего дня установленного срока.
  • Организация вправе начислять минимальные налоги без нарушения законодательства.

Законную оптимизацию налоговых платежей нужно отделять от преднамеренного уклонения. Для того чтобы не перейти эту грань, в компании должно быть организовано профессиональное планирование и контроль.

Налоговые риски договора, который заключается с партнёром, должны быть своевременно оценены и оптимизированы.

Каждый руководитель должен хорошо осознавать степень ответственности, которая будет возложена на него в случае нарушения закона.

Источник: http://fb.ru/article/282428/nalogovyiy-risk-vidyi-faktoryi-posledstviya-analiz-i-optimizatsiya

Информационный ресурс риски

Налоговые риски: взгляд ФНС

Такие выводы содержатся в Постановлении Арбитражного суда Московского округа (далее – АС МО) от 28 декабря 2015 г. по делу N А40-43028/2015.

Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий ФНС РФ по включению её в Федеральный информационный ресурс “Риски» (далее – ИР «Риски»), а также об исключении из него.

Основанием для этого, по мнению общества, послужил факт отказа его контрагента (ОАО) выставить ему годовую заявку по поставкам на 2015 год, уведомив о включении его в ИР «Риски» со ссылкой на акт налоговой проверки.

Защита документов

Однако нижестоящие суды не нашли оснований для удовлетворения заявленных требований общества по причине непредставления заявителем доказательств причинно-следственной связи между указанием в акте налоговой проверки на то, что налогоплательщик включен в ИР “Риски” и прекращением финансово-хозяйственных отношений с ОАО.

АС МО также не нашел оснований для отмены решений нижестоящих судов, указав, что ведение ИР “Риски” осуществляется в соответствии с Приказом ФНС России от 24.06.

2011 N ММВ-8-2/42дсп@, который носит гриф ДСП и свидетельствует о том, что данный информационный ресурс является внутренним ресурсом налоговых органов.

ИР “Риски” является внутренним (непубличным) информационным ресурсом, факт включения в него юридического лица не является однозначным показателем ее неблагонадежности.

При этом АС МО указал, что ИР “Риски” содержит справочную информацию для принятия решения должностными лицами налоговых органов о целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении конкретных юридических лиц. Между тем, публичные сведения о благонадежности организации размещаются на сайте ФНС России (www.nalog.ru) — сервис “Риски бизнеса: проверь себя и контрагента”, который позволяет оценить надежность будущего партнера.

В итоге АС МО подтвердил выводы нижестоящих судов и признал обоснованной позицию налоговых органов о том, что причинно-следственная связь между указанием в акте налоговой проверки на то, что общество включено в ИР “Риски” и прекращением финансово-хозяйственных отношений с ОАО, заявителем не доказана.

Возврат к списку

ФИР

Федеральный информационные ресурс (ФИР) впервые объединит и обеспечит на федеральном уровне доступ к сведениям из Государственного кадастра недвижимости (ГКН), Единого государственного реестра прав (ЕГРП) и станет крупнейшим государственным информационным ресурсом в России.

Благодаря созданию ФИР, органы государственной власти и заявители –граждане и юридические лица – смогут оперативно в режиме он-лайн получать юридически значимую информацию по любому объекту недвижимости на всей территории России, независимо от места его расположения, а уполномоченные органы – еще и данные о принадлежащих тому или иному субъекту правах на недвижимое имущество.

Создание этой системы стало результатом усилий Росреестра по внедрению новых информационных технологий и интеграции различных источников данных и внутренних систем. Возможность интеграции появилась после объединения в 2008 году в рамках Росреестра трех, ранее отдельных, ведомств: Федерального агентства кадастра, Роскартографии и Федеральной регистрационной службы.

Создание ФИР не только определяет новые принципы организации процесса оказания государственных услуг, но и открывает целый ряд новых возможностей.

Так, теперь, в частности, становится возможной быстрая обработка экстерриториальных запросов и запросов об обобщенных правах отдельного лица.

Раньше для реализации этих задачи требовалось отправлять отдельные запросы в каждый из субъектов РФ, в каждом из которых сотрудник Росреестра готовил отдельную выписку; затем ее отправляли в центр, где происходила их консолидация и подготовка итогового документа.

Теперь же вся процедура происходит с помощью нажатия нескольких кнопок на автоматизированном рабочем месте оператора в любом из офисов Росреестра, независимо от места обращения с подобным запросом. Тем самым достигается многократная экономия времени и затрат на подготовку итогового документа.

ФИР объединен с Порталом электронных услуг Россреестра и Всероссийским центром телефонного обслуживания (ВЦТО), открытым в конце прошлого года. Их интеграция дает совершенно новые возможности для повышения качества обслуживания всех категорий заявителей.

Например, теперь появляется возможность, просто позвонив в ВЦТО, заказать выписку и получить ее в электронном виде, подписанной электронно-цифровой подписью, через портал Росреестра. Оплата при этом производится, например, через терминалы приема платежей (Qiwi).

Подать заявление можно также на Портале услуг Росреестра.

Кроме того, с помощью ФИР реализуется ряд аналитических, статистических и мониторинговых функций.

Федеральный доступ к ГКН и ЕГРП позволяет отслеживать и ряд важнейших параметров, например качество и объем оказания государственных услуг, проводить мониторинг рынка недвижимости, анализировать качество имеющихся данных (их полноту, целостность, непротиворечивость, валидность, взаимоувязанность). Для реализации функционала ФИР создана и поддерживается архитектура Единой шины данных и модуля диспетчеризации запросов. ФИР строится на единой интеграционной шине данных.

Для поддержки федерального информационного ресурса в настоящее время строится ЦОД в Московской области, где будет размещено около 150 серверов и беспрецедентное по объему хранилище данных на 1,5 Пбайт с витринами данных. Транзакционные же системы сосредоточены в региональных ЦОДах.

Федеральный информационный ресурс “Риски”

Планируется и размещение резервного ЦОДа для создания катастрофоустойчивого кластера.

В настоящее время в ФИР загружены данные по Московской и Ростовской областям . Прим этом программа развертывания ФИР предполагает подключение всех регионов с ежедневным обновлением данных уже к сентябрю текущего года. Геоинформационный портал Инфраструктуры пространственных данных РФ (ИПД РФ) Одновременно с ФИР, Росреестр запускает в опытно-промышленною эксплуатацию

Геоинформационный портал Инфраструктуры пространственных данных РФ (ИПД РФ).

Инфраструктура пространственных данных – это ключевой государственный информационный ресурс, объединяющий информацию из множества разрозненных источников и связывающий ее с конкретным географическим положением, моментом или периодом времени.

Подобные системы существуют в большинстве развитых стран и являются важнейшим элементом планирования и развития экономики, реализации социальных программ, обеспечения охраны окружающей среды и национальной безопасности.

Теперь важнейший шаг в этом направлении сделан и в России.

ИПД РФ включает в себя базовые электронные карты, данные дистанционного зондирования земли (космические и аэрофотоснимки), тематические карты и данные, создаваемые различными ведомствами, коммерческими организациями и др. Все эти данные базируются на единой технологической платформе, обеспечивающей доступ к пространственным данным с помощью веб-сервисов в рамках единых стандартов, регламентов и механизмов лицензирования и тарификации.

Геопортал доступен по адресу geoportal.rosreestr.ru
Источник информации https://portal-new.rosreestr.ru/

Источник: https://obd2bluetooth.ru/informacionnyj-resurs-riski/

Как действовать, если нашли себя в налоговой базе «Риски»

Налоговые риски: взгляд ФНС

Налоговый орган на запрос о добросовестности контрагента отвечает (если вообще отвечает) что-то вроде: «проверить благонадежность контрагента можно самостоятельно с помощью официального сайта ФНС России). Однако сами налоговики делают выводы о недобросовестности по своим внутренним источникам информации.

В частности, при проверках широко применяется федеральный информационный ресурс «Риски». Это внутренний ресурс налоговых органов, его базу данных ведут сотрудники ФНС для служебного пользования (приказ ФНС России от 24.06.11 № ММВ-8-2/42дсп@). В арбитражной практике стали попадаться дела, где упоминается этот ресурсс.

ШАГ 1. Перепроверить данные базы «Риски»

Прежде чем разрывать партнерские отношения с контрагентом, попавшим в базу «Риски», стоит проверить его самостоятельно по общедоступным источникам информации.

ФНС России в письме от 16.03.15 № ЕД-4-2/4124 приводит перечень признаков, которые могут свидетельствовать о недобросовестности контрагента. Среди них:

— отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

— регистрация по адресу массовой регистрации;

— отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, производственных, торговых площадей и т. д.

Проверить, есть ли у контрагента такие признаки, можно пользуясь публичными сервисами на сайте ФНС РФ (www.nalog.ru). Они находятся в разделе «Электронные сервисы». Например, в рубрике «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» (письма Минфина России от 15.02.16 № 03-01-11/7857, от 16.02.15 № 03-01-10/6845).

Эти сервисы позволяют получить сведения о лицах, которым запрещено руководить организациями в судебном порядке, выявить лиц, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года, получить иную информацию.

Также компания на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ может обратиться в налоговый орган о предоставлении сведений о контрагенте, которые имеют общедоступный характер.

В частности, налоговики могут поделиться сведениями о нарушении контрагентом законодательства о налогах и сборах и о задолженности перед бюджетом (подп. 1, 3 п. 1 ст. 102 НК РФ, письма Минфина России от 20.08.13 № 03-02-08/33970, от 16.05.13 № 03-02-07/1/17050, от 04.06.12 № 03-02-07/1–134).

Такой информацией инспекторы должны поделиться бесплатно (п. 2 ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ).

Если в результате такой самостоятельной проверки компания выявит какие-либо признаки неблагонадежности контрагента, необходимо задуматься о разрыве деловых отношений с ним. Но делать это лишь на основании данных ИР «Риски» не стоит.

10 способов налогового контроля, о которых Вы не знали >>>

ШАГ 2. Добиться, чтобы данные базы «Риски» не разглашали

С одной стороны, суды обоснованно посчитали, что данные внутреннего ресурса налоговиков не могут напрямую влиять на репутацию какой-либо компании. Они недоступны контрагентам компании и любым другим заинтересованным лицам.

Даже если такая информация появилась в акте налоговой проверки, это не значит, что проверяемая компания немедленно обязана прекратить отношения со своим контрагентом. Следовательно, права этого контрагента не нарушены.

С другой стороны, если уж база «Риски» — внутренний информационный ресурс ФНС, то налоговый орган не должен разглашать информацию, предназначенную для служебного пользования. Не следовало включать ее в акт налоговой проверки.

Существует Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в налоговых органах (утв. приказом ФНС России от 31.12.09 № ММ-7-6/728@, далее — Положение).

Документ предусматривает, что к работе с документами с пометкой «для служебного пользования» допускаются только должностные лица налоговых органов, обладающие соответствующими полномочиями (п. 1.7 Положения).

Следовательно, информация о юридических лицах в базе данных «Риски», имеющей гриф «дсп», не подлежит разглашению.

Схожие споры ранее арбитражными судами не рассматривалась. Разъяснения контролирующих органов по данному вопросу также отсутствуют.

15 методов выявить, что компания незаконно обналичивает деньги >>>

ШАГ 3. Исключить информацию о компании из базы «Риски»

В адрес компании пришло письмо контрагента с приложением акта выездной налоговой проверки. В акте написано, что компания включена в федеральный информационный ресурс «Риски». В связи с этим контрагент отказался от дальнейшего сотрудничества с компанией.

Компания обратилась в арбитражный суд с требованием признать действия ФНС России незаконными и обязать налоговиков исключить сведения о компании из информационного ресурса «Риски».

Суды первых двух инстанций встали на сторону ФНС России и отказали компании в удовлетворении заявленных требований. АС Московского округа также признал судебные акты, принятые судами нижестоящих инстанций, соответствующими закону (постановление от 28.12.15 № Ф05-18124/2015).

В качестве основного аргумента законности принятых судебных актов суд отметил, что ведение информационного ресурса «Риски» осуществляется в соответствии с приказом ФНС России от 24.06.

11 № ММВ-8-2/42дсп@ и носит гриф «для служебного пользования». Это свидетельствует о том, что данный ресурс является внутренним (непубличным) информационным ресурсом налоговых органов.

Поэтому факт включения юридического лица в базу «Риски» не является основанием для признания ее неблагонадежной.

Суд также указал, что компания не представила доказательств того, что действия ФНС России по включению ее в информационный ресурс «Риски» каким-либо образом повлияли на решение контрагента об отказе в дальнейшем сотрудничестве.

Решение налогового органа по результатам налоговой проверки, в отличие от акта, уже не содержало какой-либо информации о компании. На момент вынесения решения судом первой инстанции сведения о компании в базе «Риски» отсутствовали.

Если компания узнала от контрагента, что она есть в базе, в первую очередь подтвердите деловую репутацию перед ним. Подготовьте письмо с объяснениями, почему инспекторы ошибочно внесли вас в базу, подтвердите полномочия директора и подпись на первичке.

В инспекцию отправьте письмо по обработке данных. В нем укажите полное наименование компании, ИНН, почтовый или электронный адрес, инициалы и подпись руководителя. Если не отказались от печати, поставьте оттиск. Это письмо можно направить по почте, по электронке или сдать непосредственно в инспекцию.

Исключение из базы по письму маловероятно, но инспекция в любом случае ответит на запрос в течение 60 календарных дней. Из ответа компания узнает, находится она в базе или нет, и если да, по какой причине. Это поможет устранить риски.

Если на дату запроса компании нет в базе, направьте копию ответа контрагентам.

По каким критериям налоговики включают компании в базу – закрытая информация. Некоторые причины можно выяснить в результате судебного процесса:

— непредставление отчетности; — регистрация по массовому адресу; — массовый директор или учредитель (более чем в 10 компаниях); — численность компании (менее 3 человек); — отсутствие основных средств и прочих активов; — неуплата или уплата минимальных налогов при больших оборотах; — несоответствие данных в отчетности и декларациях по прибыли и НДС; — непредставление документов на требование;

— неявка руководителя по повестке.

Внимание! Попасть в базу рискует даже действующая организация, которая ведет деятельность и платит налоги. Причем заносят компании в список автоматически, а система не отлажена.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.