+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Методы творческого осмысления полученных идей

Содержание

Методы развития творческого мышления и творческих способностей

Методы творческого осмысления полученных идей

Развитие творческого мышления лежит в основе формирования креативности. Это способность человека создавать новое, рождать оригинальные идеи, находить нестандартные решения проблем. Согласитесь, очень полезное качество, и каждый бы хотел им обладать.

По убеждению большинства психологов, креативную личность отличают не столько способности в определенных видах деятельности (изобразительной, музыкальной, научной, педагогической и т. д.), сколько особое творческое мышление, которое необходимо развивать и активизировать в первую очередь.

Психология творческих способностей: основные принципы

Прежде чем рассматривать методы активизации творческого мышления, нужно сначала разобраться с его ролью в творческих способностях.

Психология творческих способностей – это сравнительно новая область знаний.

Она в настоящее время успешно развивается, несмотря на совершенно парадоксальный факт: большинство ученых считают, что творческих способностей как таковых нет.

Странно? В науке о развитии творческих способностей вообще много странного. На самом деле, все очень просто: у способностей к любой деятельности есть два уровня:

  1. Репродуктивный или воспроизводящий уровень. Он связан с освоением той или иной деятельности и выполнением заданий по образцу.
  2. Творческий уровень обеспечивает возможность создания нового, нахождения оригинальных решений и т. д. Для формирования этого уровня и необходимо развитие творческого мышления.

Два уровня способностей

Вот, например, музыкант, виртуозно исполняющий написанную композитором музыку, демонстрирует высокий, но репродуктивный уровень способностей, а сам композитор – творческий. Приготовление кулинарного шедевра по рецепту – репродуктивный уровень, а создание своего рецепта – творческий.

Но развитие творческого мышления начинается в детстве, и это во многом спонтанный процесс, не зависящий от целенаправленного воспитания.

Поэтому творческое мышление в латентном (спящем) виде есть почти у всех людей. А в любой деятельности, в той или иной степени, присутствует элемент творчества.

Музыкант делает аранжировку музыки, написанной другим человеком, кулинар в уже готовый рецепт вносит свою собственную изюминку.

Методы активизации творческого мышления: с чего начать

Творческое мышление разные исследователи называют по-разному. Дж. Гилфорд говорил о нем, как о дивергентном, то есть «направленном в разные стороны», Э. де Боно называл это мышление нешаблонным, М.

Вертгеймер – продуктивным, Я. А. Пономарев – интуитивным.

Но все исследователи отмечали, что основной признак творческого мышления – способность выйти за пределы банальных, избитых истин и создать что-то новое и оригинальное.

Развитие творческого мышления – необходимое условия успеха в любом виде деятельности. Но на этот процесс нужно время, а найти нужное решение проблемы бывает требуется быстро. В этом случае можно использовать методы активизации творческого мышления, ведь предрасположенность к творчеству есть практически у каждого человека.

Основные виды активизации творческого мышления — типология

В настоящее время разработаны разнообразные методы активизации и развития творческого мышления, которые можно разделить на несколько видов.

Активизация творческого мышления

  1. Психологические методы. Они призваны пробудить скрытые, латентные творческие способности, имеющиеся у всех людей. К наиболее известным психологическим приемам относятся ассоциативные методы активизации творческого мышления. Они основаны на возникновении спонтанных связей с имеющейся в памяти информацией и образовании новых образов. Например, В. И. Суриков нашел «подсказку» для образа боярыни Морозовой в силуэте вороны, сидящей на снегу.
  2. Инструментальные методы. Если психологические приемы не только активизируют, но и обеспечивают развитие творческого мышления, то второй вид – это только инструменты, готовые «рецепты», позволяющие не развить творческое мышление, а найти оригинальное решение поставленной задачи. Таких методов очень много: отечественная ТРИЗ Г. Альтшуллера; метод морфологического анализа Ф. Цвикки; «Бином фантазии» Дж. Родари; «Решетка идей» Р. Вона и многие другие.
  3. Коллективные методы активизации творческого мышления. Давно замечено, что легче всего рождаются новые идеи в процессе их обсуждения с другими людьми. Да и развитие творческого мышления более эффективно в группе. Самым известным из групповых методов активизации творческого мышления является брейнстормиг или мозговой штурм.

Использование любых методов активизации творческого мышления оказывает благотворное воздействие и на развитие творческих способностей, и на состояние психики в целом: повышается эмоциональный тонус, возникает чувство уверенности в себе и растет самооценка.

Автор – Марина Голубева

Источник: http://evio-club.com/statiy/samorazvitie/metodyi-razvitiya-tvorcheskogo-myishleniya/

Творческое мышление и методы его активации

Методы творческого осмысления полученных идей

Начало жизненного этапа человека начинается с попытки проявить способности к творческому мышлению. Человек пытается выразить себя как личность через творчество, показать свою значимость и индивидуальность. Даже несмотря на то что это не жизненно необходимая способность и не нужна для выживания.

Понятие творческого мышления включает в себя такой процесс, в ходе работы которого появляются новые идеи, создаются условия для появления предметов искусства или быта, несущие ценность для человека и окружающих.

Изучение своих творческих способностей помогает в познании себя и окружающего мира, развитию в человеке самостоятельной личности, приносящей пользу обществу и продвижению прогресса.

Характер личности, память и восприятие окружающего мира влияют на способность к творчеству.

Не последнюю роль в этом процессе играет способность к нестандартному мышлению, и умение использовать идеи по назначению.

Этапы становления творческого мышления

Начальный этап становления, на котором происходит подготовка к размышлению, собирается информация, факты для дальнейшей переработки материала. На этом этапе затрагивается аналитическое мышление, создаются условия для решения проблем, ставятся цели.

На втором этапе проявляются условия к мыслительному процессу, за счет привлечения дивергентного мышления. Возможно появление разочарования, которое поможет критично отнестись к возникшим идеям, отбирая только самое уникальное.

Этап приостановки творческого процесса, отвлечения на другие предметы. Он помогает отвлечься от задержавшегося процесса вынашивания идеи, посмотреть на нее с другой стороны, трезво оценив недостатки и достоинства, избегая репродуктивное творчество.

Происходит творческое озарение, интеллектуальный сдвиг с мертвой точки, открывающий проблемы и пути решения.

  • Анализ проделанной работы

На последнем этапе происходит оценка проделанной работы, анализ полученных идей. Он происходит с помощью аналитического мышления, задействовав основные критерии оценки.

Все этапы творческого мышления взаимосвязаны между собой. Последовательное их выполнение помогает получить лучший результат в ходе проделанной работы.

Творческое мышление предполагает развитие условия для появления нравственных и культурных начал в человеке. Творческое мышление помогает человеку выразить себя, свои мысли и чувства. Через творчество человек показывает характер, видение окружающих людей, природы и содержание своего внутреннего мира.

Основой формирования творческого начала человека должны быть следующие критерии творческого мышления:

  • Способность к анализу, сравнению и синтезированию, присутствие причинно-следственных связей.
  • Критичное мышление, своевременное выявление ошибок и противоречий.
  • Способность прогнозировать дальнейшее развитие событий.
  • Способность к представлению предмета или объекта вневременных рамок, умение видеть вещи в будущем и прошедшем времени.
  • Уметь продвигать полученные идеи, разрабатывать возможные варианты событий.
  • Способность к получению новых интересных мыслей и идей в короткий период и с наименьшими затратами.

Типы и особенности творческого мышления

В психологии принято разделять творческое мышление на два типа: конкретно — образное и словесно – логическое. Обладатели конкретно – образного мышления считаются талантливыми, так как воспринимают окружающий мир в конкретных образах. При работе мозга этот тип творческого мышления задействует правую часть мозга, которая отвечает за эмоциональную сторону интеллекта.

Словесно-логический тип склонен к выполнению приземленных абстрактных понятий, с логическим или словесным направлением. Соответственно такой тип мышления относится к левому полушарию мозга, который отвечает за логические процессы и математический склад ума.

Но способность к творчеству не останавливается на одном конкретном типе личности, а может присутствовать у всех. Особенности творческого мышления помогают объединить образы и создать абстракции.

Особенности творческого мышления

Желание творить, создавать новые идеи и предметы, уникальные в своем роде. Полученные в ходе творческого процесса вещи должны иметь ценность.

Рассмотрение объекта с другой не свойственной ему стороны, применение к нему свежего взгляда. Попытка найти скрытый потенциал, учитывая основные характеристики и черты.

Способность к изменению взгляда на характер явления или объекта. Попытка рассмотреть стороны способные изменить область применение объекта и повысить его уникальность.

Переход с одной точки зрения на другую. Способность перерабатывать большой объем информации и выдумывать интересные идеи и ситуации.

Связь воображения и творческого мышления в психологии

Воображение является частью творческого мышления. Они тесно связаны между собой и являются основой друг друга. Воображение связывает и объединяет структуры интеллекта: внимание, восприятие, память.

Только человеческое сознание создает условия для появления реальности в образах. Эта способность связана с психическим и смысловым видом мышления, объединяя их в одно целое. Воображение человека загадочный и необъяснимый процесс, до сих пор до конца не изученный. Благодаря ему создаются условия для появления шедевров литературы, скульптуры и живописи.

Возможности воображения безграничны, оно показывает реальность в другом ракурсе и имеет огромное значение для психологии и интеллектуального развития человека:

  • Творческое воображение планирует действия и поступки, оценивает свое поведение и полученный результат.
  • Воображение помогает «путешествовать» во времени, вызывая в сознание прошедшие события и впечатления, получая новые творческие идеи
  • Воображение выполняет цели и задачи, не реализованные в жизни. Додумываются некоторые моменты.

Воображение человека перерабатывает предметы и действия разного содержания, которые содержат черты, не имеющие аналогов в реальности. Придуманные предметы и события принято называть фантазией, а желаемое развитие событий является мечтой.

Воображение человека бывает:

  • Активное помогает вызвать образы, при содействии силы воли. Вызываемый образ не всегда имеет соответствие с описанием предмета, а несет индивидуальное представление о нем.
  • Пассивное. Мысли и идеи появляются спонтанно, в независимости от желания человека.
  • Продуктивное. Появление новых идей связано с жизненным опытом человека.
  • Репродуктивное. Воображение репродуктивное —это перенесение пережитых эмоций и действий в творчество человека. Репродуктивное воображение не содержит вымышленных элементов.

Как активизировать творческое мышление

В психологии разработаны методы активизации творческого мышления. Они помогут устранить установившийся взгляд на вещи, убрать репродуктивное мышление и освободить сознание для новых открытий. Эти методы создают специальные условия на формирование творческого мышления и повышения его продуктивности.

  • Самым популярным способом активизировать мышление в психологии является метод «мозгового штурма». Определение «мозговой штурм» появилось в 40-е годы в Америке. Его суть заключается в коллективном решении поставленных задач, разделяя присутствующих на тех, кто критикует и тех, кто «предлагает».
  • Еще одним методом активизации мыслительного процесса является изменение условия выполняемого задания. Мысленно изменяем поставленную задачу, сначала изменяя размер, затем время и стоимость. В ходе предложенного метода меняется взгляд на решение, и появляются новые идеи.

Диагностика творческих способностей

Выяснить предрасположенность к творчеству можно с помощью такой системы, как диагностика. Она поможет понять насколько вы творческая личность, уровень креативности, выявить предрасположенность к созданию предметов искусства. Диагностика креативности выполняется путем оценки конкретных черт творческих способностей.

Для полноценного и достоверного проведения диагностика креативности затрагивает все элементы творческого мышления, включая память, восприятие, мечты и воображение.

Проведенные исследования диагностики творческих способностей и креативности делятся на 2 части:

Эта диагностика личности оценивает познавательные многофункциональные способности личности, связанные с развитием интеллектуальных способностей. Это направление представляют работы и тесты Э. Торренса, С. Тейлора, С. Медника, Дж. Гилфорда. Они основаны на изучении взаимосвязи интеллектуальных способностей с появлением новых образов и идей.

Задачей этого направления является диагностика психологии личности, условия появления творчества, за счет индивидуальных особенностей человека. Это исследование направлено на поиск критериев появления креативности. Представители направления А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.

Тест Дж. Гилфорда

Первооткрывателем оценки способностей к творчеству стала работа Джоя Гилфорда. Он определил суть творческого мышления в сочетании разработанных оригинальных, новых образов и мыслей человека. Другие тесты, разработанные после него стали интерпретацией этой работы.

Тест выявления творческих способностей Гилфорда строится по определенным принципам:

  • Насколько просто и эффективно выявляются способности к творчеству на практике, при решении задачи. Учитывается количество решений и ответов, полученных за определенное количество времени.
  • Переключаемость или гибкость ответов, переход с одного предмета на другой.
  • Уникальность ответов.

Тесты Э. Торренса

Еще одним популярным методом диагностики способностей являются тесты психолога Элиса Пола Торренса. Изучение креативности Э. Торенса представляет собой части, характеризующие творчество на вербальном, изобразительном и звуковом уровне.

Тесты Торренса выполняются в заданный промежуток времени. Полученный результат оценивается по определенным принципам:

  • Скорость выполнения, число решений, уложившихся в определенный промежуток времени.
  • Разносторонность ответов.
  • Неповторимость предложенных решений.
  • Конкретизация идей и решений.

Тесты Е. Торренса разработаны в 60-х годах и подходят для людей разного возраста и маленьких детей. Тесты Торренса постоянно видоизменялись и совершенствовались, имеют много аналогичных вариантов.

Тест Е. Туник

Тест Е. Туник направлен на определение креативности у подростков и взрослых людей. Тест помогает выявить предрасположенность человека к следующим критериям:

  • Любопытство. Любознательный человек, имеющий интересный характер. Интересуется окружающим миром, занимается самопознанием, любит размышлять и познавать строение новых вещей, механизмы работы, выполняет интересную работу, читает книги, узнает как можно больше новой информации.
  • Рискованность. Рискованность проявляется в отстаивании своих идей и мыслей перед окружающими, не боится возможной негативной реакции людей на творчество, имеет твердый характер. Человек склонный к риску имеет цель и идет к ней, невзирая на возможные препятствия, готов к последствиям ошибок, готов пойти на риск для достижения конечного результата. Считается с мнением других людей, но не поддается на провокации.
  • Воображение помогает человеку придумывать новые события и вещи, которых никогда не существовало в действительности, видеть предметы, не имеющие аналогов и то, что скрыто от глаз простого человека. Воображение способствует созданию произведений искусства и литературы.
  • Готовность к сложностям. Человек, имеющий непростой характер, занимается изучением сложных явлений и объектов. Не ищет легких путей решения поставленных задач, все делает самостоятельно, на свой страх и риск. Изучение сложных вещей является неотъемлемой частью жизни такой личности.

Латеральное мышление Эдварда де Боно

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Доктор медицины, имеет степень по психологии, физиологии, является разработчиком концепции латерального мышления.

Определение латерального мышление Боно (лат. Lateralis, переводится как «смещенный») — представляет собой перенаправленный вид мышления по отношению к обычному мышлению.

В своей схеме Эдвард де Боно делал попытки нахождения латерального мышления, отделяющегося от других видов мышления, имеющего отличительные черты от логического и горизонтального мышления.

Учебник «Латеральное мышление» де Боно содержит описание наиболее эффективного способа мышления, помогающего развитию продуктивности творчества, созданию новых неповторимых идей.

Инструментом получения таких способностей, считает Эдвард де Боно и является латеральное мышление.

Определенное место в разработанной схеме де Боно занимает память человека. Это среда сознания находится в постоянном развитии, но ограничивается своими объемами. Латеральное мышление Эдвард де Боно воспринимает, как креативность и чувство юмора, которое используется, как логическое мышление.

Латеральное мышление похоже на выработанную привычку человека мыслить по-другому. Созданы условия развития этого навыка, которые постоянно применяются на практике. Эти методы, описанные в книге де Боно, не созданы им, а позаимствованы у Филипа Котлера. Они известны и используются уже давно, Эдвард де Боно переделал их под свое видение, объясняя способы их работы.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: http://yourspeech.ru/training/mentality/tvorcheskoe-myshlenie.html

Методы развития творческого мышления: как стать креативным не «изобретая велосипед»

Методы творческого осмысления полученных идей

Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

Людей, которые в любой ситуации умеют находить новые и оригинальные решения, называют креативными, творческими. А как обстоят дела с креативностью у вас? Является ли находчивость и нестандартность решений вашим жизненным стилем? В этой статье рассмотрим методы развития творческого мышления.

Движок развития цивилизации

Как вы думаете, на чем стоит человечество? За счет чего происходит развитие цивилизации? За счет того, что мы работаем? Или думаем? Возможно. Но не только по этим причинам.

За время своего существования на Земле человек научился пользоваться огнем, изобрел словесно-символьный язык, построил города, стал использовать для передвижения транспорт. Все это стало возможным благодаря способности человека к изобретательству.

Человечество стоит на изобретательстве и новаторских идеях.

Люди, имеющие незаурядные способности вырабатывать новые идеи, во все времена обожествлялись и мистифицировались. Окружающие всегда смотрели на них, как на гениев, носителей особого дара.

Тем не менее, никакой мистики не существует. Навыки творческого мышления можно в себе развить. Процесс изобретательства укладывается в строго определенный алгоритм. Вопрос в том, владеете вы знаниями о законах этого алгоритма или нет.

Признаки креативности ума

Людей изобретательского склада ума отличает ряд признаков:

  • Осознание себя как личности, умение отстаивать собственную точку зрения;
  • Начитанность, образованность, самопознание;
  • Любознательность, тонкое восприятие мира, открытость для всего нового;
  • Независимость в суждениях от стереотипов общества;
  • Заряд энергии, бодрости, неукротимое чувство юмора;
  • Проницательность ума, развитая интуиция, склонность к парадоксальным выводам.

Из всех этих качеств самое главное – независимость. Если мы будем жить с оглядкой на чужое мнение, мы никогда не станем творческими личностями. Креативность и творчество всегда идут в отрыве от накатанной колеи штампов и шаблонов общества.
Другой немаловажный аспект:

Враги творчества

Есть также ряд факторов, которые негативно влияют на процесс творческого мышления:

  • Неуверенность в себе или излишняя самоуверенность;
  • Склонность к излишней самокритике;
  • Страх провала;
  • Конформизм, консерватизм суждений, нежелание расставаться со старыми идеями;
  • Частые перепады настроения и депрессивные состояния.

Самый главный противник всего нового – это наша лень. «Зачем стараться и что-то изобретать, если можно делать, как все?» — обычно нашептывает она нам. «Опять же – неизвестно, чем это все закончится, а вдруг у тебя ничего не получится?» — вторит ей страх. Наверно, поэтому замахиваться на новые идеи рискуют немногие из нас.

Бороться со страхом и ленью помогает любопытство – неотъемлемое качество первооткрывателя. А что там дальше, за гранью неизвестности? Также будет полезна смена впечатлений и новые эмоции. Прогулявшись по улице, сходив на выставку, вы, возможно, найдете в себе силы взяться за новый проект или посмотреть на старые проблемы с другого ракурса.

Другая крайность – самокритика на грани паники.

В разумной степени критика должна присутствовать в процессе творчества, уравновешивая первичную нелогичность новых идей и контролируя качество готового решения.

Но когда критикуется и подвергается сомнению любая новая идея, согласитесь, наше воображение оказывается сковано в цепях разума и перестает нормально работать. А какое творчество без воображения?

Выход: давайте себе право на ошибку. В конце концов, любой результат, плюс или минус, – это прежде всего результат, приближающий вас к цели.

Тестируем уровень творчества

Как определить, насколько творческий вы человек? Существуют различные методики, но самая популярная из них – тест Торренса.

  Американский психолог Элис Пол Торренс в середине прошлого столетия задался вопросом, есть ли зависимость между уровнем интеллекта и степенью творческого мышления.

Результатом его исследований стала знаменитая «гипотеза порогового значения», заключающаяся в следующем:

Американец создал тест, в котором степень креативности испытуемого оценивается по 5 параметрам:
  1. Беглость – сколько новых идей может выдать испытуемый за определенный промежуток времени;
  2. Оригинальность – степень похожести этих идей на идеи других испытуемых;
  3. Абстрактность – способность к обобщению и оперированию отвлеченными понятиями;
  4. Проработанность – степень подробности в описании идеи;
  5. Устойчивость – способность доводить начатое дело до конца.

Существует множество приемов, позволяющих развить креативное мышление. Мы рассмотрим некоторые из них.

Мозговой штурм

Заключается в следующем. Заранее собирается команда из нескольких людей. Перед участниками ставится определенная задача, требуется выдвинуть как можно больше идей для ее решения. Можно высказывать самые невероятные и фантастические предположения. Чем больше гипотез и чем нереальнее они будут, тем лучше.

При этом не должно быть места критике в отношении выдвигаемых идей. Фишка в том, чтобы раскрепостить воображение, дать ему волю, в результате верное решение может найтись в совершенно неожиданном виде.

Участники группы могут не иметь соответствующего образования в данной области – очень часто именно людям со стороны, неспециалистам приходят в голову самые свежие и гениальные идеи.

Как только будут выработаны все возможные варианты решения, отбирают самые удачные из них и проводят детальный анализ каждого.

Синектика

Этот метод создан исследователем Уильямом Гордоном для поиска оптимальных решений при выходе из кризисных ситуаций на предприятии. Прием очень похож на метод «мозгового штурма», только команда собирается из людей-профессионалов, специально обученных приемам продуктивного мышления. Участниками являются специалисты из разных областей.

В отличие от предыдущего метода, в процессе обсуждения проблемы допускается и даже приветствуется критика, а также для решения проблемы применяется поиск аналогий решения подобных задач в других сферах деятельности.

Данный метод не получил широкого распространения у нас в России, зато достаточно часто используется на Западе.

ТРИЗ-технология

В противовес зарубежной синектике в 40-е годы минувшего века в нашей стране была создана методика ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая заключалась в совокупности специальных алгоритмов. Миссия всех этих алгоритмов – позволить инженерам решать конструкторские задачи гораздо быстрее и с меньшими затратами.

Владение приемами ТРИЗ подразумевает:

  • Умение выявлять суть задачи;
  • Видеть основные направления поиска решений;
  • Систематизировать процесс сбора необходимой информации;
  • Владение как логическим, так и нелогическим способом мышления;
  • Расширение кругозора и отход от общепринятых стандартных методов решения.

Хотя изначально эта технология мышления создавалась для решения сугубо технических задач, методы ТРИЗ являются прекрасным подспорьем в области бизнеса и гуманитарных наук.

Теория Уоллеса

В 1926 году Грехем Уоллес создал теорию, согласно которой творческий подход к решению проблемы требует невероятных усилий мозга и напряжения в начале и отход от проблемы, отвлечение впоследствии.

Данный метод предполагает цикличность процесса творческого мышления. Рассмотрение задачи происходит в четыре стадии:

  1. Подготовка. Анализ имеющихся данных, попытка разрешить проблему самостоятельно. Напряжение, мобилизация всех сил;
  2. Инкубационная стадия. Усталость, переключение внимания на другие задачи, так как текущая проблема решению так и не поддается. Мозг чуть расслабляется, но подсознание продолжает по инерции искать ответы на поставленный вопрос;
  3. Озарение (инсайт). В голову вдруг «внезапно» приходит идея верного решения;
  4. Проверка. Производятся нужные анализы и расчеты, чтобы эту идею либо утвердить в качестве действительно правильного решения, либо опровергнуть.

Хотя уже были попытки описания подобных схем цикличности творчества ранее, именно Уоллес первым высказал предположение, что для нахождения верного решения требуется расслабление ума, покой после напряженной работы.

Ментальные карты

Основатель данной методики Тони Бьюзен считал, что творческая креативность умственной деятельности человека находится в прямой зависимости от степени развития ассоциативного мышления. Он предложил для быстрого нахождения решения поставленной задачи рисовать ментальные карты, или интеллект-карты.

В центре листа бумаги с помощью обозначений рисуется исходная задача, а вокруг нее стрелочками отходят ассоциации, связанные с ее решением. От каждой ветви-ассоциации отходят более мелкие веточки, также связанные между собой посредством ассоциаций.

Во время рисования в голове происходит перебор вариантов-ассоциаций, значительно активизирующий процесс мышления, таким образом, задача может быть решена довольно быстро.

Метод «шести шляп»

Прием, разработанный Эдвардом де Боно – метод шести шляп – предполагает режимность мышления человека. Любую проблему можно рассматривать с разных углов зрения. Де Боно предлагает «примерить» шесть шляп-направлений мышления, подробно проанализировав и хорошенько рассмотрев поставленную задачу с каждого ракурса:

  1. Белая шляпа – научный подход. Анализируются факты и цифры, выявляются «пробелы», которые нужно восполнить, найти недостающую информацию;
  2. Черная – критическая оценка ситуации, выявление «подводных камней», недостатков и возможных рисков;
  3. Желтая – взгляд оптимиста. Явные плюсы и выгоды решения проблемы, отдаленные перспективы;
  4. Красная – эмоциональная оценка ситуации. Интуитивное решение;
  5. Зеленая – креативный подход, нестандартность;
  6. Синяя – управление. Вырабатывается общий алгоритм решения конкретной задачи. Систематизируются все ранее высказанные точки зрения, объединяются в одну логическую линию.

Метод достаточно прост для понимания и предполагает системность рассмотрения проблемы, может использоваться во многих областях деятельности: в психологии, на предприятиях, в решении личных проблем, в обучении детей, даже самых маленьких.

Послесловие

Друзья, мы рассмотрели с вами несколько методов развития креативности. Как видите, процесс решения любой самой сложной проблемы можно и нужно систематизировать. Чтобы развить свое креативное мышление, воспользуйтесь рекомендациями:

  • Больше читайте, и не только художественную литературу;
  • Играйте в стратегические игры, например, в шахматы;
  • Общайтесь с интересными людьми;
  • Не бойтесь в жизни экспериментировать, изобретайте собственные лайфхаки;
  • Работайте над собой, над своим позитивным отношением к жизни.

Развивайте мышление с помощью головоломок и упражнений. В большом количестве вы найдете их в онлайн сервисе брайнаппс. Брайнаппс – это более сорока тренажеров, имеющих под собой научную основу и ориентированных на любую возрастную категорию, а также гибкий график занятий.

Успехов вам в творчестве! Жду ваших комментариев и предложений, подпишитесь на рассылку новостей блога.

До новых встреч. Ваш Юрий Окунев.

Источник: http://my-day.pro/metody-razvitiya-tvorcheskogo-myshleni/

Стадия осмысления на уроке: приемы, задачи и примеры

Методы творческого осмысления полученных идей

  • Стадия вызова. На этом этапе происходит вызов в памяти учащихся уже известных ЗУН, вызов интереса к новой теме.
  • Стадия осмысления. На этом этапе проходит работа с новой информацией.
  • Стадия размышления.

    Проводится систематизация полученных знаний, происходит оценка, сравнение нового знания с тем, что уже известно.

  • Рефлексия. Это итог урока, когда происходит оценивание своей работы, своей деятельности, своих чувств в связи с вновь приобретенными ЗУН.

Часто стадия размышления и рефлексии объединены.

Функции стадии осмысления на уроках по технологии развития критического мышления

Итак, стадия осмысления — это получение учащимися новой информации и работа с ней.

Функции этой стадии урока:

  • Информационная. Учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется.
  • Систематизирующая. Все приемы стадии осмысления направлены на то, чтобы учащиеся не просто освоили пласт новой информации, но и смогли систематизировать его, так сказать, “разложить по полочкам” в своей памяти.

Деятельность учителя и учащихся на стадии осмысления

На уроках по развитию критического мышления роль учителя координирующая. Так и на стадии осмысления главная задача учителя — удержать интерес учащихся к теме. При этом важно направлять деятельность детей, подчеркивая связь старого и нового знания.

Учащиеся на таких уроках должны быть максимально активными. Они читают, слушают, записывают, выполняют задания, делают пометки и т.д. Поэтому очень важно чередовать виды работы, сочетая индивидуальные и групповые формы работы.

Особенности стадии осмысления на уроках ТРКМЧП

Стадия осмысления охватывает этап урока, на котором учащиеся работают с новой информацией.

Представить информацию можно по-разному. Это может быть:

  • текст параграфа учебника;
  • текст, подготовленный учителем;
  • фильм;
  • презентация;
  • доклад одноклассника;
  • таблица;
  • лекция;
  • статья, лекция в интернете;
  • аудиоматериал и пр.

Работа на стадии осмысления ведется как индивидуальная, так и групповая. Причем важно, чтобы индивидуальный поиск или размышление предваряли групповой этап и обсуждение.

Методы и приемы развития критического мышления на стадии осмысления

  • Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений.

    Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и т.д.

Например, на уроке “Окружающий мир”. Тема: пресные воды суши.

У учащегося получился приблизительно такой список:

  • Большая часть земли покрыта соленой водой.
  • Соленую воду пить нельзя.
  • Пресная вода — в реках, ледниках, озерах и т.д.

После этого учитель просит расставить места (ранг) пунктов с точки зрения их практической важности. И вопрос: Какое их этих знаний пригодится вам во время путешествия, похода?

  • Диаграмма Венна — прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После прочтения текста учащиеся заполняют следующую таблицу (таблицу удобнее заполнять, чем окружности):

Общие черты

Отличительные особенности
1-го предмета (явления)

Отличительные особенности
2-го явления

Например, на уроке русского языка после знакомства с текстом о местоимениях, предлагается сравнить местоимения и существительные.

Общие черты

Отличительные особенности существительного

Отличительные особенности местоимения

  1. Это самостоятельные ЧР.
  2. Изменяются по падежам.

Называет предмет.

Указывает на предмет.

  • Бортовой журнал — еще один своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий урока.

Заполняется следующая таблица:

Что я знаю по теме

+ или —

Что узнал нового

Первая графа заполняется на стадии вызова, когда учащиеся тезисно записывают то, что они уже знают. Далее, на стадии осмысления, работают со второй графой. Здесь учащиеся соотносят свои утверждения с новой информацией. По ходу чтения или прослушивания лекции они отмечают, правы они были или нет.

С третьей колонкой начинаем работать после прочтения текста. Здесь тезисно записывается все то новое, что было в тексте.

Опять-таки, рекомендуется на стадии рефлексии вернуться к своим бортовым журналам и оценить проделанную работу.

  • Зигзаг — довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачный прием, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации. Подробнее о “Зигзаге” >>>
  • Инсерт — это прием активного чтения с пометками. Учащимся предлагается прочитать текст, маркируя отдельные предложения или абзацы специальными значками. После этого составляется таблица, по которой проводится следующая работа. Подробнее о приеме “Инсерт” >>>
  • ИДЕАЛ. Название приема представляет собой аббревиатуру, которая объединяет название действий в ходе этого приема. И — интересно, в чем проблема?, Д — давайте найдем все возможные решения, Е — есть ли среди предложенных решений лучшие и т.д. Этот прием учит формулировать главную проблему, намечать пути ее решения, анализировать и делать выбор.
  • Кубик Блума — достаточно новый и интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа. Подробнее о приеме “Кубик Блума” >>>
  • Генераторы и критики. После получения новой информации класс делится на две группы “генераторов” и “критиков”. Выбирается проблема, не требующая долгих обсуждений. Задача генераторов — предложить как можно больше вариантов решений, задача критиков — оценить предложения и выбрать самые лучшие и адекватные.
  • Таблица ЗХУ. Работа с таблицей начинается еще на стадии вызова. Заполняются следующие графы:

Уже знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке

На стадии вызова заполняется первая колонка. Вторая — по мере прочтения текста (отмечаются все места, требующие уточнения, пояснения, практических примеров). Третья колонка заполняется уже после проработки информации.

На этапе рефлексии нужно вернуться к таблице и оценить проделанную работу. Подробнее о ЗХУ >>>

  • “Жокеи и лошади” — прием используется, когда нужно запомнить много понятий, названий, терминов и т.д. Учитель заранее подготавливает карточки по количеству учащихся в классе. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование. Например, на уроке географии можно написать страны и их столицы, на уроке литературы — имена главных героев и их характеристики.

После прочтения текста раздаются карточки, и учащиеся превращаются в условных “лошадей” и “жокеев”. Цель: найти себе пару.

Совет: чтобы предотвратить массовое хождение, можно попросить условных “лошадей” оставаться на месте. По классу ходят только “жокеи”.

  • Взаимообучение. Психологи отмечают, что выучить новое легче всего, когда объясняешь это другим (то есть, играешь роль учителя). На этом принципе построен и прием взаимообучения. Учащиеся получают одинаковый текст, разбитый на абзацы. Они изучают его самостоятельно, отмечая трудные места и подготавливая вопросы по каждому абзацу. Затем начинается работа в группах (или в парах). Учащиеся по очереди объясняют остальным членам группы свою часть текста. Остальные могут задавать вопросы, требовать уточнений и пояснений. Потом учащиеся меняются ролями.
  • Фишбоун — еще один прием, который помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние “кости” — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод. Подробнее о Фишбоуне >>>
  • Таблица аргументов. После знакомства с новым материалом учитель предлагает несколько аргументов, тезисов по теме. Учащиеся заполняют следующую таблицу:

Например, на стадии осмысления на уроке химии:

Аргументы

За

Против

Никто не синтезировал органические вещества.

Да, до 1824 г.

После 1824 г. ученые научились синтезировать ОВ: …..(примеры)

Это лишь некоторые из приемов, которые используются на уроках по развитию критического мышления на стадии осмысления. Важно одно — если вы решились внедрять приемы ТРКМЧП, не стоит делать это урывками, от случая к случаю. Технология развития критического мышления — целостная структура и работать она будет, только если использовать ее регулярно. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/6010_stadia_osmyslenia_kak_etap_uroka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.