Кто такой ремесленник: история и современность

Содержание

Чем занимались ремесленники? Значение слова

Кто такой ремесленник: история и современность

Человек издавна занимается производством предметов, которые нужны для ежедневных потребностей или более комфортной жизни. В данной статье мы постараемся разобраться, чем занимались ремесленники. Какие профессии были первыми. Поговорим кратко об особенностях материалов и технологий для разных направлений.

Значение термина

Под этим понятием скрывается мелкое производство различных предметов вручную. То есть без применения производственных мощностей. Зачастую результаты, созданные мастерами, относятся к высокохудожественной и эксклюзивной продукции, в отличие от штампованных товаров широкого потребления.

Ремесленник – человек, который занимается ручным производством вещей. Он может быть разной квалификации (подмастерьем, мастером, главой цеха), делать товары на заказ или на продажу. Первый вариант относится к более профессиональным специалистам, тогда как со второго раньше начиналось обучение для новичков.

Чем занимались ремесленники в разные периоды истории, мы поговорим дальше, а сейчас перечислим основные виды профессий, относящихся к этой отрасли.

Все, что входит в сферу необходимых вещей для комфортной жизни, издавна производилось мастерами. Это разнообразные изделия из металлов (кузнечное дело), глины (гончары), кожи и шкур (кожемяки), драгоценных камней и цветных металлов (ювелиры, граверы, огранщики и многие другие профессии).

Давайте разберемся, что делали ремесленники в древнем мире и средневековье.

Обработка металлов

Самым первым металлом, с которым человечество научилось обращаться, была медь. В гробницах фараонов находят рисунки о способах выплавки этого материала. Маленький тигель и плоский камень вместо молота. Однако при кажущейся примитивности, изделия далеко превосходили свое время. Особенно мы на этом остановимся, когда дойдем до ювелиров.

Позже появилась бронза, когда научились сплавлять медь и олово. Статуэтки и сосуды, оружие и ювелирные украшения, ножки мебели и литые орнаменты. Вот чем занимались ремесленники в Древнем Египте.

К концу правления фараонов относятся первые находки железа, но тогда оно еще было очень дорогим и эксклюзивным. Большее развитие этот материал получил в средние века.

Европа, Русь, Ближний Восток славились мастерами, которые в эту эпоху создавали такие шедевры, что даже сегодня их не могут повторить. Например, дамасская сталь. Очень прочный и гибкий клинок. Как в то время кузнецы добивались такого точного соотношения и скрепления слоев металла, до сих пор не понятно.

Работа с деревом

Самым известным плотником, должно быть, считается Христос. Однако и до него мастера производили уникальные предметы. Вообще, в древнем мире и средневековых государствах, это был самый распространенный материал.

Судостроение, зодчество и многие другие профессии использовали древесину для своих нужд. Например, на Руси в городах тротуары были из досок и бревен. Мебель и бытовая утварь, игрушки, бочки, телеги, а позже и станки – все создавалось из дерева.

Ювелирное дело

Следующая профессия особенно отражает значение слова «ремесленник». Здесь мастеру предстоит кропотливый и тяжелый труд по созданию украшений из очень мелких деталей.

Еще в Египте специалисты гранулировали золото и скрепляли его для отделки крышки саркофага так, что современные профессионалы только диву даются. Им удавалось соединить шарики без видимых следов спайки.

Листы тончайшего золота, которым покрывали статуэтки, удивительно четкие черты миниатюрных человечков и животных, механические куклы.

Все это удивляет и поражает людей до сих пор, хотя прошла уже не одна тысяча лет.

То, чем занимались ремесленники в Древнем Египте, ярко проиллюстрировано на стенах гробниц фараонов. Резчики по камню были мастерами своего дела. Ведь ученые сегодня практически без труда восстанавливают цикл производства по таким инструкциям.

На Руси же ювелирам был особый почет. Князья поддерживали и поощряли специалистов этой отрасли. Сырье завозилось из других стран, потому что как таковой, добычи цветных металлов не было в княжествах. Наиболее развитой методикой было литье, а ремесленники назывались «златарь» и «серебряник», в зависимости от материала.

Кожевничество

Самый первый материал для производства одежды. Как же не рассказать о нем?
Если люди в каменном веке использовали для покрова грубо сшитые шкуры, то, начиная с Египта, их уже выделывали и истончали, красили и декорировали.

Этот материал использовали шорники и скорняки, седельники и тульники (делали колчаны для стрел), сапожники и мастера по производству сафьяна и пергамента.Бронники создавали из лоскутов кожи разнообразные виды легких и средних доспехов.

Вместе с кузнецами, впоследствии, производились клепаные виды брони, а позже остались лишь ремни для скрепления частей металлического костюма.

Здесь также отражено полностью значение слова «ремесленник».

Ведь если внимательно изучить методику выделки шкур, мы увидим, что долгое время она была исключительно ручной.

Вначале очищали материал от шерсти. Для этого шкуры забрасывались в чаны или деревянные ящики с известью. Следующий этап – дубление. Ее обрабатывали различными средствами и разминали руками для достижения максимальной мягкости. Если эластичность будет низкой, то вскоре появятся трещины.

Далее обработанный материал поступал в мастерские разных ремесленников.

Оружейное дело

До сих пор этот товар пользуется повышенным спросом, и на нем зарабатываются миллиарды. С чего же все начиналось?

Иногда создается впечатление, что кузнечное дело – единственное, чем занимались ремесленники в древности.

То количество изделий военного назначения, которое находят археологи, кажется просто нереальным при уровне производства тех лет.

Мечи и кинжалы, наконечники копий и пик, стрел и болтов, дротики, заклепки на кожаную броню и цельные металлические костюмы. Все эти предметы точно соответствовали физическим характеристикам владельца.

Если говорить об оружии, то там легче получится создать или подкорректировать. Но бронники творили просто шедевры. Вылить или выковать кирасу точно по фигуре будущего ее хозяина, украсить различным орнаментом и идеально скрепить все сочленения. Так не каждый мастер сможет сделать и в наши дни.

Мечи дамасской стали и идеально острые катаны японских самураев, которые разрезали шелк на лету. Все эти примеры говорят о достаточно высоком уровне производства при минимальном использовании ресурса. То есть о настоящем профессионализме. Вот что значит ремесленник, если вникнуть в суть самого термина.

Строительство

Не стоит даже говорить о пирамидах и других колоссальных памятниках древних зодчих. Мы сегодня всеми ими восхищаемся и любуемся.

В этой сфере производства совмещаются несколько ремесел. Каменщики и маляры, художники и стекольщики, столяры и плотники, кузнецы. Все они, так или иначе, прилагали руку для постройки не только дворцов, но и самых обычных лачуг.
Если говорить о Руси, то срубы стоят по несколько веков и сохраняют состояние, пригодное для жизни.

Фрески на стенах замков и храмов иллюстрируют то, чем занимались ремесленники в эпоху развития Вавилона, Египта, античных государств, а позже и средневековых царств и империй. Искусство маляров поражает. Не только они, но и все мастера того времени, кажется, делали все на века, с душой. К сожалению, подобное отношение к своей профессии сегодня встречается редко.

Ткачество и прядение

Истинно женский вид ремесла. Вначале оно больше применялось как времяпрепровождение. Когда нечего было делать вечером, собирались за шитьем, ткачеством, прядением. Поговорить, обсудить насущные проблемы.

Но уровень мастерства от этого не страдал. Большинство семей изготавливали подобные предметы исключительно для домашнего пользования, однако с ростом и расширением торговых связей начали производить и на экспорт.

Например, финикийские ткани славились на весь мир за счет своих красителей. Подобную пурпурную обновку хотели видеть на себе все правители. Собственно, и цена на такой предмет роскоши была высокой.

Восточные ковры и сегодня поражают своей уникальностью. У каждого рода и племени были свои традиции, орнаменты, формы. Все от циновок до роскошных ковров с длинным ворсом можно было купить у торговцев.

Археологические находки в этой сфере также иллюстрируют, чем занимались ремесленники на Руси. Здесь наибольшее распространение получили такие материалы, как лен, конопля и шерсть. Ткачи умели создавать предметы полотняного, саржевого и сложного плетения.

Также производились полотна из шерсти разной толщины, тонкие льняные сукна. Окрас был разнообразный. Применялась красная, зеленая, черная, желтая и синяя краски.

Гончарное дело

Наверное, самая распространенная по количеству археологических находок профессия. И самое легкое, чем может заняться ремесленник. Все, что нужно для работы – глина и вода.

Древнейший способ производства сосудов – простая лепка и сушка на солнце. Второй вариант – создание каркаса из хвороста, который впоследствии обмазывался глиной.Далее начали обжигать сосуды возле костра.

В находках подобная технология определяется очень легко. Такие горшки выглядят пятнистыми, как шкура ягуара.

Если взглянуть на шедевры гончарного искусства в виде греческих амфор, сложно назвать подобную профессию ремеслом.

Однако она все же такой является.

Впоследствии произошел переход от ручной лепки к производству изделий на гончарном круге. Именно на этом этапе изменяется состав мастеров по половому признаку. Раньше этим больше занимались женщины, теперь же гончарство становится мужской профессией.

Стеклоделие

Наиболее молодое из вышеперечисленных ремесел. Сначала этот материал использовали для создания украшений в виде бус или кулонов разной формы. Видимо, первые образцы получились вследствие удара молнии в песок. От высокой температуры он расплавился, превратившись в стеклянные окатыши.

Считается, что первыми подобной технологией овладели древнеегипетские мастера, однако сегодня подобный тезис ставится под сомнение.

Но точно известно, что в раннем средневековье Византия и страны Ближнего Востока уже экспортировали эти изделия по всему миру. В их число входили украшения (бусы, бисер, изредка браслеты), игрушки, статуэтки. Позже – посуда.

Таким образом, мы с вами рассмотрели, какие виды промыслов были распространены с древних времен, узнали значение слова «ремесленник» и поговорили о специфике некоторых профессий.

Источник: http://fb.ru/article/157649/chem-zanimalis-remeslenniki-znachenie-slova-remeslennik

Кто такой ремесленник: история и современность

Кто такой ремесленник: история и современность

Чтобы ответить на вопрос о том, кто такой ремесленник, не обойтись без экскурса в историю. Стоит копнуть глубоко. И начать следует с древних промыслов человека.

Ремесленничество в прошлом развивалось постоянно, но продолжалось это до внедрения промышленного производства. С его расцветом и усовершенствованием технологических линий многие изделия ручного самобытного труда стали неконкурентными.

Их вытеснила продукция цехов заводов и фабрик.

Понятие «ремесленник»

Суть заложена в корне искомого слова. Человек, владеющим каким-либо ремеслом на достаточном уровне, чтобы изготавливать товар для продажи, вполне мог так называться во времена средневековья. Работа выполнялась штучно на заказ или изготавливалась партия товара (продукта) для продажи.

Как правило, такая деятельность была однообразной и не отличалась постоянной творческой инициативой. Человек обучался какому-то ремеслу и совершенствовал свои навыки. Знания обычно передавались по семейной линии от родителей к детям. Но случалось, что человек приходил в дом помощником, становился учеником, затем подмастерьем, а после и сменял наставника.

Кто такой ремесленник применительно к нашему времени? В чистом виде такой род деятельности сейчас почти не сохранился. Все ремесла стали профессиями. Им обучаются в учебно-производственных комбинатах, профтехучилищах, техникумах, вузах.

Если и остались отдельные направления ремесленничества, то только там, где технологии и автоматизация не могли заменить индивидуальный ручной труд. Некоторые виды деятельности все еще можно условно называть ремеслом.

Но они так тесно граничат с искусством, что трудно провести между ними четкую грань.

История и современность

Сейчас, говоря о ремесленничестве, как правило, подразумевают труд человека, который выполняет работу кустарным методом, при этом используя орудия и приспособления, созданные своими руками. Например, сделать руками кувшин из глины можно лишь на гончарном круге. Купить его в магазине не получится.

Инструмент и инвентарь для плетения корзин из лозы, посуды из бересты, головных уборов из соломки также не продается. Мастера изготавливают их сами.

Можно ли считать ремесленными изделиями эту и другую подобного рода продукцию, изготовленную мастерами гончарного дела, плетения, берестянщиками? Безусловно, так оно и есть.

Кто такой ремесленник Древней Руси? Это любой человек, производящий товар. Кузнец занимался ковкой металла. Сапожник шил обувь, а портной одежду. У пекаря был хлеб, у аптекаря лекарство. Плотник занимался деревом, каменщик строил дома. Было четкое деление в зависимости от специализации.

Различались ремесленники по направлению рода деятельности: гравер, ювелир, кондитер, жестянщик, гробовщик. Было время, когда добавкой к имени человек своей специализации выделялся из множества конкретный индивидуум: Семен-бондарь, Иван-седельник, Яшка-золотарь, Петька-печник, Васька-трубочист.

Все средства производства и инвентарь, как правило, находились в доме мастера или на его подворье. У кузнеца была мастерская с горном и наковальней, у пекаря – своя печь. Выделку шкур кожевенник производил у себя дома. И многие другие кустари-ремесленники поступали также: стеклодувы, мельники, оружейники, цирюльники и пр.

Спецификация

Во времена Руси различались 64 основные занятия ремесленников. Специалисты выделили среди них более десятка групп — цехов. В одних мастера изготавливали оружие и доспехи, в других конскую сбрую, в третьих — всевозможную посуду (железную, медную). В отдельное направление выделялся гончарный промысел. Также обособленно существовали ремесленники-ювелиры.

Столяры, плотники, токари занимались деревом. Отдельно от них существовали бочары. Каменщики строили дома и мосты. Кожевенники выделывали шкуры, сапожники изготавливали обувь. Ткачи производили ткани, портные шили из них одежду. Особо выделялись ремесленники, производящие продукты питания — по обязательным направлениям: мясники, хлебники, калачники, пирожники, пивовары, квасники.

Толковый ремесленник был всегда в почете. Он считался зажиточным человеком. Сейчас встретить мастера-кустаря редко удается. Если и попадается действительно авторская продукция ручного (штучного) изготовления, то она так или иначе связана с народными промыслами, имеет определенный спрос и ценится достаточно высоко.

Как стать ремесленником?

Если не вдаваться в детали, то каждый человек, овладевший профессией, является до определенной степени ремесленником. С другой стороны, не каждый рабочий производит готовую продукцию. Еще меньший процент таких, кто может сам ею торговать. Вот и получается, что в чистом виде ремесленников сегодня практически не осталось.

Но зато появились новые виды деятельности. Все еще готовят в училищах маляров, штукатуров, плиточников. Пользуются спросом услуги гипсокартонщиков, кровельщиков, плотников.

Не все готовы признать, что действуют как предприниматели, и указать свой официальный статус. Ведь в таком случае нужно оформлять деятельность по закону и платить налоги. Система еще далека от идеала.

Многие остаются в тени, ища подработку любого уровня.

Так кто такой ремесленник в наше время? Это человек, который может создавать продукт (товар, услугу) своими руками (умом), выполнять заказ под личную ответственность в срок и с гарантией качества.

Источник: http://bishelp.ru/rich/kto-takoy-remeslennik-istoriya-i-sovremennost

Ремесленники России

Кто такой ремесленник: история и современность

Народные промыслы и ремёсла издавна занимали важное место в хозяйстве России и являлись неотъемлемой частью отечественной культуры.

Долгие гонения на частную собственность и мастеров-одиночек, начавшиеся после октябрьского переворота, и продолжающееся до сих пор, нанесли урон не только заводам и фабрикам, но и мелким предприятиям, на которых мастера-умельцы всей семьёй с немногочисленными подмастерьями производили штучный товар.

Пресловутая «коллективизация», о которой известно по деяниям большевиков в сельском хозяйстве, нанесла удар и по кустарному производству. Недолгий период так называемой Новой Экономической Политики не в счёт – кустари были согнаны в артели, которые работали по планам «сверху». Планировались не только объём продукции, но и ассортимент.

И всё – в строгом соответствии с «идеологическими установками». Для индивидуального творчества места не оставалось. Постепенно это привело к деградации многих народных промыслов. Шедевры создавались лишь для зарубежных выставок и (или) по специальным заказам. Это создавало видимость заботы государства о народном творчестве.

А ведь именно в годы советской власти исчезли или оказались на грани исчезновения такие народные промыслы, как петровская глиняная игрушка (Костромская обл.), глиняная игрушка Кубани (Краснодарский край), «кайтагская» вышивка (Дагестан) и некоторые другие.

Несмотря на все зигзаги истории и пренебрежительное отношение к ручному труду, Россия – одна из немногих стран мира, всё же сумевшая сохранить исторические традиции и стилевые особенности развития ряда народных промыслов.

В настоящее время интерес к народному творчеству и мастерам русской школы усиливается во многих странах мира, и Россия не исключение.

На основе старинных традиций и технологий народного искусства во многих городах и сёлах возрождаются народные промыслы, основываясь на мастерах русской школы ваяния и зодчества.

В нашей стране возрождение народных промыслов связано не только с растущей популярностью народного творчества, но и с необходимостью его углубленного изучения и желанием сохранить для будущих поколений творения народных мастеров русской школы.

Современные народные промыслы, в отличие от народного искусства прошлого, это художественные производства. Уже само их название, заменившее применявшееся ранее – «кустарные промыслы», характеризует их направленность на решение художественных задач. В то же время, народные промыслы русской школы являются не просто одним из компонентов профессионального искусства, а специализированной частью декоративно прикладного искусства.

Мезенская, или палащельская роспись

Мезенская, или палащельская роспись, как русский народный промысел, берёт свои истоки в начале 19 века. На реке Мезень, что в Архангельском крае, жили русские люди и долгими зимними вечерами претворяли в ней свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования.

Росписывались ею нехитрые предметы домашней утвари – сундуки, ковши, короба, прялки. Позднее центром мезенской росписи стала деревня Палащелье (отсюда и второе название).

Прежде всего, мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков.

Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична.

Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица — находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России.

Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Естественно, вся роспись делается только вручную, и согрета теплом рук и мыслями самих художников, потомков старых мезенских мастеров.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик).

Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет.

В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины.

Мастера

Имена и фамилии мастеров упоминаются крайне редко. Личность творца материальной культуры не интересовала собирателей и не известна широким массам.

В задачи искусствоведов входило описание ремесел, мастера воспринимались как рядовые представители традиции.

Специалистов, прежде всего, интересовали достижения в традиционных ремеслах, а не личность конкретного носителя материальной культуры, знакомство с которым предполагало обобщение результатов его деятельности за длительный период творчества.

Раскрытие роли мастера в традиционных ремеслах требует комплексного подхода. На основе имеющейся информации сделаем попытку показать его роль в организации работ, сохранении и развитии традиций и обучении ремеслу.

Формирование мастера, его учеба происходили по традиционной для народных ремесел последовательности: ученик – подмастерье – мастеровой – мастер первой руки – Мастер – Творец. Начиная помогать деду, отцу или близким родственникам, мальчик приобретал навыки и получал советы старших.

Как правило, полученные опыт и навыки, не подвергались критике. Авторитет учителей был велик, полученные знания закреплялись в дельнейшей практике и использовались всю жизнь. Мастеровой средней руки до глубокой старости работал «как знает», «как старики говорили (делали)».

Полученные от старших навыки закреплялись работой в артели, где учил и воспитывал коллектив.

Через несколько лет наступало время, когда способности и характер личности превращали подмастерье в самостоятельно работающего ремесленника, который или оставался исполнителем, или становился мастером первой руки – организатором строительства известных типов построек: как домов, так и судов.

Из мастеров первой руки в артели всегда выделялся голова – «артель без вожака, что топор без держака» – а среди вожаков-профессионалов появлялись мастера-творцы, наделенные талантом развивать полученный опыт и создавать то, чего до него не было.

Из народных легенд видно, что работа мастера – это показатель верхнего предела в ремесле, которое уже переходит в творчество. Это подразумевает большую духовную составляющую труда.

Легенда о строении Преображенской церкви на острове Кижи приписывает авторство Нестору, который построил храм и выбросил свой топор в воды Онежского озера со словами: «Нет, не было и не будет такой церкви». В этой фразе заключается самоотдача мастера – он вложил в строительство все свои силы, весь ум и всю душу. Подобная легенда записана в середине XIX века С.

Максимовым в селе Кола. Безымянный мастер, известный строительством многих церквей по Поморью, после постройки восемнадцатиглавой церкви выбросил свой топор в реку Тулому, сказав собравшемуся народу: «Не было на свете такого мастера и не будет», после чего он уже «не брал топора в руки».

Интересно, что в этой легенде сохранились слова мастера: «Я-де Богу работаю, мзды большой приемлю, только без денег домой не пущайте», и признание народа «Божья мол над тобой милость святая. Все как быть надо», в благодарность «в шапку покидали денег много».

Анализируя традиции обучения ремеслу и формирования мастеров можно сделать вывод, что на каждом этапе своего становления, мастер имел определенный уровень знаний и опыта, в соответствии с которым брался за заказы и решал задачи разной сложности. Но на любом этапе Мастер был организатором работ артели и автором проекта.

В середине XX века в связи с развитием реставрационных работ появилась потребность в мастерах-плотниках традиционной школы, которых еще было не мало в послевоенный период. Архитектором А.В.

Ополовниковым, который был автором проекта и руководителем реставрации ансамбля Кижского погоста, в 1948 г. на о.Кижи была создана первая бригада из местных мастеров-плотников. В нее вошли М.К.Мышев, Б.Ф.Елупов, Ф.К.Елизаров, Н.П.Федосов, Н.И.Мотов, К.П.Клинов.

Все они родились в кижской округе, учились в артелях у стариков, о которых всегда рассказывали с большим уважением.

Возглавил артель М.К.Мышев (п.Соломенное), который пользовался авторитетом самого опытного специалиста и мудрого человека. Его правой рукой стал молодой и энергичный Б.Ф.Елупов (д.Ерснево). Опыт, умение и физическая сила помогали ему организовать и выполнять то, что уже не по силам было М.К.Мышеву.

Мастер В.П.Клинов (д.Клиново) до самой смерти работал плотником-реставратором в музее, обучал и консультировал молодых реставраторов. Более молодые по возрасту братья А.И. и Н.И. Степановы (д.Посад, Волкостров) всю жизнь проработали на реставрации и перевозке памятников музея.

Оба они не только плотничали, но и с детства шили лодки. Больше двадцати лет проработал реставратором на о.Кижи самый известный из оставшихся в живых плотников – Н.Ф.Вересов (д.Еглово). Его уважали даже старшие по возрасту плотники за ум, добросовестность, честность, мастерство и знания.

Он также строил лодки и выполнял любые столярные работы.

С развитием в нашей стране реставрационной практики, кроме традиционного обучения в бригаде, плотники обучались на курсах и в училищах, а некоторые специалисты самостоятельно изучали и возрождали забытые традиции и технологии. Интересен опыт московского архитектора-реставратора А.В.

Попова, который не только разрабатывает проект реставрации памятника и руководит работами, но и сам занимается плотницким делом. Изучая деревянное зодчество, он пришел к пониманию того, что технология XIX-ХХ вв. отличается от технологии обработки дерева XVIII и более ранних веков в первую очередь применяемым инструментом. А.В.

Попов сам освоил кузнечное ремесло, по старым образцам сделал новый инструмент и воссоздал исчезнувшие способы рубки и тески. С 1985 года его артель выполняет реставрационные работы на удаленных памятниках Архангельской области – церквях в Верхней Уфтюге и Неноксе. Применяется метод полной перекатки, переборки и восстановления больших и сложных срубов.

Работа ведется годами и начинается с выбора и заготовки в лесу деревьев. Бригада реставраторов, во главе которой стоит сам А.В.Попов, организована по принципу традиционной артели. Своих плотников А.В.Попов сам принимал и увольнял, учил и проверял, рассчитывал зарплату и управлял работой. Хотя некоторые подходы А.В.

Попова (в частности по реставрации Преображенской церкви в Кижах) оспариваются специалистами, бесспорно то, что возрождены старая технология обработки дерева и плотницкая артель, способная работать на больших памятниках.

Источник: http://www.hnh.ru/handycraft/2011-02-25-2

Кто такой ремесленник: история и современность :

Кто такой ремесленник: история и современность

Чтобы ответить на вопрос о том, кто такой ремесленник, не обойтись без экскурса в историю. Стоит копнуть глубоко. И начать следует с древних промыслов человека.

Ремесленничество в прошлом развивалось постоянно, но продолжалось это до внедрения промышленного производства.

С его расцветом и усовершенствованием технологических линий многие изделия ручного самобытного труда стали неконкурентными. Их вытеснила продукция цехов заводов и фабрик.

Понятие «ремесленник»

Суть заложена в корне искомого слова. Человек, владеющим каким-либо ремеслом на достаточном уровне, чтобы изготавливать товар для продажи, вполне мог так называться во времена средневековья. Работа выполнялась штучно на заказ или изготавливалась партия товара (продукта) для продажи.

Как правило, такая деятельность была однообразной и не отличалась постоянной творческой инициативой. Человек обучался какому-то ремеслу и совершенствовал свои навыки. Знания обычно передавались по семейной линии от родителей к детям. Но случалось, что человек приходил в дом помощником, становился учеником, затем подмастерьем, а после и сменял наставника.

Кто такой ремесленник применительно к нашему времени? В чистом виде такой род деятельности сейчас почти не сохранился. Все ремесла стали профессиями. Им обучаются в учебно-производственных комбинатах, профтехучилищах, техникумах, вузах.

Если и остались отдельные направления ремесленничества, то только там, где технологии и автоматизация не могли заменить индивидуальный ручной труд. Некоторые виды деятельности все еще можно условно называть ремеслом.

Но они так тесно граничат с искусством, что трудно провести между ними четкую грань.

История и современность

Сейчас, говоря о ремесленничестве, как правило, подразумевают труд человека, который выполняет работу кустарным методом, при этом используя орудия и приспособления, созданные своими руками. Например, сделать руками кувшин из глины можно лишь на гончарном круге. Купить его в магазине не получится.

Инструмент и инвентарь для плетения корзин из лозы, посуды из бересты, головных уборов из соломки также не продается. Мастера изготавливают их сами.

Можно ли считать ремесленными изделиями эту и другую подобного рода продукцию, изготовленную мастерами гончарного дела, плетения, берестянщиками? Безусловно, так оно и есть.

Кто такой ремесленник Древней Руси? Это любой человек, производящий товар. Кузнец занимался ковкой металла. Сапожник шил обувь, а портной одежду. У пекаря был хлеб, у аптекаря лекарство. Плотник занимался деревом, каменщик строил дома. Было четкое деление в зависимости от специализации.

Различались ремесленники по направлению рода деятельности: гравер, ювелир, кондитер, жестянщик, гробовщик. Было время, когда добавкой к имени человек своей специализации выделялся из множества конкретный индивидуум: Семен-бондарь, Иван-седельник, Яшка-золотарь, Петька-печник, Васька-трубочист.

Все средства производства и инвентарь, как правило, находились в доме мастера или на его подворье. У кузнеца была мастерская с горном и наковальней, у пекаря – своя печь. Выделку шкур кожевенник производил у себя дома. И многие другие кустари-ремесленники поступали также: стеклодувы, мельники, оружейники, цирюльники и пр.

Спецификация

Во времена Руси различались 64 основные занятия ремесленников. Специалисты выделили среди них более десятка групп — цехов. В одних мастера изготавливали оружие и доспехи, в других конскую сбрую, в третьих — всевозможную посуду (железную, медную). В отдельное направление выделялся гончарный промысел. Также обособленно существовали ремесленники-ювелиры.

Столяры, плотники, токари занимались деревом. Отдельно от них существовали бочары. Каменщики строили дома и мосты. Кожевенники выделывали шкуры, сапожники изготавливали обувь. Ткачи производили ткани, портные шили из них одежду. Особо выделялись ремесленники, производящие продукты питания — по обязательным направлениям: мясники, хлебники, калачники, пирожники, пивовары, квасники.

Толковый ремесленник был всегда в почете. Он считался зажиточным человеком. Сейчас встретить мастера-кустаря редко удается. Если и попадается действительно авторская продукция ручного (штучного) изготовления, то она так или иначе связана с народными промыслами, имеет определенный спрос и ценится достаточно высоко.

Как стать ремесленником?

Если не вдаваться в детали, то каждый человек, овладевший профессией, является до определенной степени ремесленником. С другой стороны, не каждый рабочий производит готовую продукцию. Еще меньший процент таких, кто может сам ею торговать. Вот и получается, что в чистом виде ремесленников сегодня практически не осталось.

Но зато появились новые виды деятельности. Все еще готовят в училищах маляров, штукатуров, плиточников. Пользуются спросом услуги гипсокартонщиков, кровельщиков, плотников.

Не все готовы признать, что действуют как предприниматели, и указать свой официальный статус. Ведь в таком случае нужно оформлять деятельность по закону и платить налоги. Система еще далека от идеала.

Многие остаются в тени, ища подработку любого уровня.

Так кто такой ремесленник в наше время? Это человек, который может создавать продукт (товар, услугу) своими руками (умом), выполнять заказ под личную ответственность в срок и с гарантией качества.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-kto-takoj-remeslennik-istoriya-i-sovremennost.html

Хто такий ремісник: історія і сучасність

Кто такой ремесленник: история и современность

Щоб відповісти на питання про те, хто такий ремісник, не обійтися без екскурсу в історію. Варто копнути глибоко. І почати слід з найдавніших промислів людини.

Ремісництво в минулому розвивалося постійно, але тривало це до впровадження промислового виробництва.

З його розквітом і удосконаленням технологічних ліній багато вироби ручного самобутнього праці стали неконкурентними. Їх витіснила продукція цехів заводів і фабрик.

Поняття «ремісник»

Суть закладена в корені шуканого слова. Людина, що володіє яким-небудь ремеслом на достатньому рівні, щоб виготовляти товар для продажу, цілком міг так називатися в часи середньовіччя. Робота виконувалася штучно на замовлення або виготовлялася партія товару (продукту) для продажу.

Як правило, така діяльність була одноманітною і не відрізнялася постійною творчою ініціативою. Людина навчався якомусь ремеслу і вдосконалював свої навички. Знання зазвичай передавалися по сімейній лінії від батьків до дітей. Але траплялося, що чоловік приходив у будинок помічником, ставав учнем, потім підмайстром, а після і змінював наставника.

Хто такий ремісник стосовно до нашого часу? У чистому вигляді такий рід діяльності зараз майже не зберігся. Всі ремесла стали професіями. Їм навчаються у навчально-виробничих комбінатах, профтехучилищах, технікумах, вузах.

Якщо і залишилися окремі напрями ремісництва, то тільки там, де технології та автоматизація не могли замінити індивідуальний ручна праця. Деякі види діяльності все ще можна умовно називати ремеслом.

Але вони так тісно межують з мистецтвом, що важко провести між ними чітку межу.

Історія і сучасність

Зараз, говорячи про ремісництві, як правило, мають на увазі праця людини, який виконує роботу кустарним методом, при цьому використовуючи знаряддя і пристосування, створені своїми руками. Наприклад, зробити руками глечик із глини можна лише на гончарному крузі. Купити його в магазині не вийде.

Інструмент і інвентар для плетіння кошиків з лози, посуду з берести, головних уборів з соломки також не продається. Майстри виготовляють їх самі. Можна вважати ремісничими виробами цю та іншу подібного роду продукцію, виготовлену майстрами гончарства, плетіння, берестянщиками? Безумовно, так воно і є.

Хто такий ремісник Стародавньої Русі? Це будь-яка людина, що виробляє товар. Коваль займався куванням металу. Швець шив взуття, а кравець одяг. У пекаря був хліб, у аптекаря ліки. Тесля займався деревом, муляр будував будинки. Було чітке поділ залежно від спеціалізації.

Розрізнялися ремісники за напрямом роду діяльності: гравер, ювелір, кондитер, бляхар, трунар. Був час, коли добавкою до імені людина своєї спеціалізації виділявся з безлічі конкретний індивідуум: Семен-бондар, Іван сідельник, Яшка-золотар, Петька-пічник, Васька-сажотрус.

Всі засоби виробництва та інвентар, як правило, перебували в будинку майстра або на його подвір'ї. У коваля була майстерня з сурмою і ковадлом, у пекаря – своя піч. Вичинку шкір кожевенник виробляв у себе вдома. І багато інших кустарі-ремісники надходили також: склодуви, мельники, зброярі, цирульники і ін.

Специфікація

У часи Русі розрізнялися 64 основні заняття ремісників. Фахівці виділили серед них більше десятка груп — цехів. В одних майстри виготовляли зброю і обладунки, в інших кінську збрую, в третіх — всіляку посуд (залізну, мідну). В окремий напрямок виділявся гончарний промисел. Також відокремлено існували ремісники-ювеліри.

Столярі, теслярі, токарі займалися деревом. Окремо від них існували бочары. Муляри будували будинки і мости. Чинбарі виробляли шкури, шевці виготовляли взуття. Ткачі виробляли тканини, кравці шили з них одяг. Особливо виділялися ремісники, що виробляють продукти харчування — з обов'язковим напрямами: м'ясники, хлебники, калачники, пирожники, пивовари, квасники.

Тлумачний ремісник був завжди в пошані. Він вважався заможним людиною. Зараз зустріти майстра-кустаря рідко вдається. Якщо і трапляється дійсно авторська продукція ручного (штучного) виготовлення, то вона так чи інакше пов'язана з народними промислами, має певний попит і цінується досить високо.

Як стати ремісником?

Якщо не вдаватися в деталі, то кожна людина, що оволоділа професією, є до певної міри ремісником. З іншого боку, не кожен робочий виробляє готову продукцію. Ще менший відсоток таких, хто може сам нею торгувати. Ось і виходить, що в чистому вигляді ремісників сьогодні практично не залишилося.

Але зате з'явилися нові види діяльності. Все ще готують в училищах малярів, штукатурів, плиточників. Користуються попитом послуги гіпсокартонщиків, покрівельників, тесль.

Не всі готові визнати, що діють як підприємці, та вказати свій офіційний статус. Адже в такому випадку потрібно оформляти діяльність по закону і платити податки. Система ще далека від ідеалу.

Багато залишаються в тіні, шукаючи підробіток будь-якого рівня.

Так хто такий ремісник в наш час? Це людина, яка може створювати продукт (товар, послугу) своїми руками (розумом), виконувати замовлення під особисту відповідальність в строк і з гарантією якості.
2 Червень 2016 Валентин

Источник: http://business-idea.com.ua/new-kto-takoj-remeslennik-istoriya-i-sovremennost.html

Ремесло в средневековом городе

Кто такой ремесленник: история и современность

Фабрик и заводов в средневековом городе не было. Разнообразные изделия, продававшиеся на городских рынках, производились в маленьких мастерских ремесленников.

В мастерской не было машин; все делалось вручную, с помощью самых простых орудий труда. Чтобы выковать лемех для плуга, кузнец щипцами вытаскивал из горна кусок раскалённого докрасна железа, клал его на наковальню и долго бил по нему молотом.

Ремесло в средневековом городе было мелким производством, основанным на ручном труде.

Техника ремесла развивалась медленно. Специальность отца обычно наследовал сын. Вместе с секретами мастерства отец передавал ему и свои несложные инструменты.

Благодаря длительной выучке, огромному опыту и сноровке в ручном труде, ремесленники достигали совершенства в работе.

Суконщики научились вырабатывать тонкие мягкие ткани и окрашивать их в разные цвета, оружейники делали затейливо украшенные доспехи.

2. Кто работал в мастерской

Главным работником в мастерской был ремесленник-мастер. Он же был и хозяином мастерской в мастерской со всем ее оборудованием и инструментами.

Мастер закупал сырьё и вырабатывал из него изделия.

1 Сырьё — кожи, шерсть, железо и другие материалы, из которых вырабатываются промышленные изделия.

Мастерская часто служила и лавкой для продажи готовых вещей.

Городской ремесленник-мастер был собственником орудий труда. В отличие от крестьянина, ремесленник производил вещи на заказ или для продажи.

Кроме мастера, в мастерской работали ученики и подмастерья. Подростки-ученики выполняли подсобные работы и изучали ремесло. Чтобы приобрести опыт, надо было долго учиться.

Отдавая сына в обучение, отец почти продавал его мастеру на долгие годы (см. договор о найме ученика). Нелегко жилось ученикам.

Их заставляли помогать по хозяйству, в доме мастера; при этом нередко на них сыпались брань и побои.

Правой рукой мастера был подмастерье — работник, уже изучивший ремесло. От восхода солнца до наступления темноты он гнул спину в тесной мастерской. За свой тяжёлый труд подмастерье получал небольшую плату. Но после нескольких лет работы он мог стать мастером и открыть свою мастерскую.

В мастерской средневекового оружейника. Тесная со сводами комнатка в первом этаже дома ремесленника. Сквозь небольшое окошко едва пробивается луч солнца.

В глубине стоит горн, справа точильный круг и тиски. На полках ручные инструменты: молотки, свёрла, клещи, напильники. Мастер примеряет на рыцаря железные доспехи. Ему помогают ученики.

У окна подмастерье с помощью молотка отделывает нагрудный панцирь.

3. Цехи-союзы ремесленников

 Долгое время большинство крестьян по-прежнему изготовляло для себя всё необходимое. Поэтому покупателей ремесленных изделий сначала было мало. Чтобы продать свои изделия, мастерам приходилось сговариваться между собой о том, сколько товаров будет производиться в каждой мастерской. Ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, объединялись в союзы — цехи 

Были цехи ткачей, сапожников, каменщиков, плотников и много других.

1 Не путайте с современными цехами — отделениями фабрик и заводов.

На общем собрании мастера принимали устав — правила, обязательные для всех членов цеха. Устав требовал, чтобы ремесленники изготовляли вещи по определённому образцу, из хорошего сырья. В правилах говорилось, сколько станков может иметь каждый мастер, сколько учеников и подмастерьев он имеет право держать в мастерской. Устав запрещал мастерам отбивать друг у друга покупателей.

Во главе цеха стояли избираемые мастерами старшины. Они следили за соблюдением цеховых правил и строго наказывали тех ремесленников, которые нарушали устав. Например, если лондонский пекарь продавал булку неполного веса, его возили по городу в клетке на всеобщее осмеяние.

В цеховых правилах отразилась забота ремесленников о том, чтобы привлечь в город больше покупателей. Цехи старались не допустить соперничества между мастерами, обогащения одних ремесленников за счёт других (см. отрывки из устава цеха парижских ткачей).

Желая быть полными хозяевами на своём рынке, цеховые мастера преследовали и даже изгоняли из города ремесленников, не входивших в цехи. Они зорко следили за тем, чтобы на городском рынке не продавали своих изделий ремесленники из других городов и сельской местности.

4. Роль цехов в жизни города. 

 Вся жизнь ремесленников была связана с цехами.   Они устраивали совместные праздники. Цех имел кассу из которой оказывалась помощь нуждавшимся мастерам и их семьям. Члены цеха составляли отряд городского войска. Объединённые в союзы ремесленники сплочённо выступали в борьбе с врагами города.

Долгое время цехи способствовали развитию ремесла. В городах увеличивалось число ремесленников различных специальностей, возникали новые виды ремесла. В Париже в 14 веке было 300 цехов и около 5500 ремесленников.

Но с ростом числа мастеров между ними усиливалось соперничество в продаже изделий. Цехи стали препятствовать тому, чтобы подмастерья становились мастерами. Лишь сыновья мастеров свободно получали звание мастера.

Подмастерья должны были выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить из дорогого материала лучший образец изделия.

Кроме того, полагалось устроить пирушку для членов цеха и заплатить большой вступительный взнос.

В городах становилось всё больше подмастерьев, которые всю жизнь оставались работниками у мастеров. Их называли «вечными подмастерьями».

Цехи не разрешали расширять мастерские и вводить новые орудия труда. Были случаи, когда цеховые старшины уничтожали ценные изобретения и жестоко расправлялись с изобретателями. Это причинило большой вред развитию техники и стало задерживать рост производства ремесленных изделий в городах.

ДОКУМЕНТЫ — Договор о найме ученика

Я, Иоганн Тойнбург, объявляю всем, что отдаю благопристойному мужу, золотых дел мастеру Айльфу Бруверу, моего сына Тениса для изучения ремесла золотых дел мастера в Кёльне. Тенис обязан верою служить 8 лет без перерыва.

Мастер Айльф обязан кормить моего сына все 8 лет. Я же обязываюсь одевать его.

Если случится, что я, вышеназванный Тенис, убегу от моего мастера и стану самостоятельно заниматься ремеслом до истечения восьми лет, то я обязан уплатить мастеру штраф (указан размер штрафа).

Отрывки из устава цеха парижских ткачей шерсти.

Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своём доме два широких станка и один узкий, а вне дома он не может иметь никакого.

Каждый ткач шерсти в своём доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше чем на четыре года службы.

Все сукна должны быть целиком из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.

Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.

Подмастерья — ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-srednikh-vekov-v-xvii/98-remeslo-v-srednevekovom-gorode-14-15-vv.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.