+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Кто такой лидер?

Кто такой лидер и какие качества предполагает это понятие?

Кто такой лидер?

Лидер — это человек с большим авторитетом, способный принимать решения в интересах того сообщества, к которому он принадлежит. Психология лидера — это психология победителя. Как правило, его личностные качества — уверенность в себе и своих силах, способность сплотить вокруг себя команду.

Он лишен всяких сомнений. Он обладает нестандартным мышлением, решителен в своих действиях и поступках.

Кто такой лидер

Для того, что такое «лидер», существует несколько определений, но все трактовки этого понятия сходятся в одном: психология лидерства — это психология сильной и независимой от чужого мнения личности, способной управлять любой ситуацией, быстро принимать решения. Лидерский потенциал представлен у каждого человека в той или иной степени. Он заложен в нас с рождения, кто-то развивает его, а кто-то нет.

Теория лидерских качеств — это один из наиболее ранних подходов к изучению и пониманию такого феномена, как «лидерство». Первые исследования данной концепции были нацелены на то, чтобы определить, что такое лидерское поведение, чем оно характеризуется и как отличает великих людей истории от остальных.

Ученые считали, что лидерские качества человека — это уникальное собрание, которое не изменяется с течением времени. Именно по этой причине исследователи хотели определить качества, присущие лидеру, чтобы в дальнейшем использовать их для идентификации людей с таким характером.

Последующие эксперименты привели к заключениям о том, что качества, необходимые лидеру, делятся на 4 основные группы:
Категория качествХарактеристика
Физиологическая группаПриятные внешние характеристики и голос, отменное здоровье, высокий уровень работоспособности, представительный вид, активность.
Психологическая группаПо типу личность эта может быть интровертом или экстравертом. По темпераменту: флегматик, сангвиник, холерик. Основные качества лидера: стремление к власти, высокий уровень амбиций, здоровая агрессивность, чувство превосходства над другими, уравновешенная психика, независимость и смелость в принятии решений, творческий потенциал и созидательность, стремление к самоутверждению, упорство и мужество.
Интеллектуальная группаВысокое развитие лидеров в интеллектуальном плане. Человек должен обладать оригинальным умом, хорошей памятью и прекрасной интуицией. Теория лидерских качеств предполагает, что лидер логичен, эрудирован, образован, рассудителен, обладает оригинальным и быстрым мышлением.
Деловая и личностная группаСогласно теории личностных качеств лидера, человек должен быть организованным, дисциплинированным, надежным, дипломатичным, хозяйственным, гибким, самостоятельным и ответственным. Личные качества лидера: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, бдительность, убежденность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность.

Не все способны играть лидерские роли. Но люди с определенным набором качеств обязательно становятся идейными вдохновителями для своего окружения.

Разновидности лидерства

Лидерство — определение, которое пришло из психологии. Это процесс общественного влияния, из-за которого человек приобретает поддержку со стороны других людей для достижения какой-либо цели. То, какими качествами обладает лидер, зависит от того, к какой форме лидерства он принадлежит, а также формальное оно или неформальное.

Существует несколько типов человека-лидера, например ситуативный, рабочий и многие другие. Об этом говорит такая наука, как психология лидерства.

Наиболее распространенная типология выглядит следующим образом:

  1. Деловой тип. Чаще всего встречается в группах, основанных для производственных целей. Здесь лидерские роли предполагают наличие таких качеств, как высокий уровень компетентности, умение лучше остальных решать организационные вопросы, наличие делового авторитета и опыта. Главные правила лидера данного типа: эффективность в работе и нестандартное мышление.
  2. Эмоциональный тип. Он характерен для эмоционально-психологических групп. Авторитет складывается за счет личных симпатий и харизмы. Человек вызывает у своего окружения чувство доверия, теплоты, уверенности. С ним легко и комфортно общаться.
  3. Ситуативный тип. Ситуационное лидерство может быть как деловым, так и эмоциональным. Главное отличие данного типа — это неустойчивость и временный характер. Проявляет себя лишь при определенных условиях, например во время какой-то экстренной ситуации.

Если в качестве критерия выбрать масштабность решаемых вопросов, выделяют следующие виды лидеров:

  • бытовой: встречается в школе, университете, досуговых учреждениях и в семье;
  • социальный: производство, профсоюз, спортивные, творческие и прочие объединения;
  • политический: государственные и общественные деятели.

Классификация в зависимости от главной функции лидера

  1. Организатор. Потребности коллектива — это потребности лидера, поэтому он предпринимает активные действия на пути достижения целей.
  2. Творец. Обладает новаторским мышлением, способен решать любые вопросы.

    черта — желание вести диалог, а не раздавать приказы.

  3. Борец. Обладает волевыми качествами, уверен в себе. Без раздумий вступает в борьбу.
  4. Дипломат. Превосходно знает и владеет ситуацией, а также всеми мельчайшими деталями.

    Прекрасно разбирается, на кого и как можно повлиять.

  5. Утешитель. Отличительная черта — это эмпатия. Уважает окружающих, относится к ним с пониманием и сочувствием.

В любом обществе могут одновременно присутствовать несколько разновидностей лидеров, каждый из них будет занимать свою нишу, не вступая в серьезные противоречия с другими.

Как помочь ребенку стать лидером

Развитие лидерских качеств — это важный аспект становления личности. Раньше детей учили быть скромными и сдержанными, но с течением времени лидерские способности стали особенным аспектом в процессе воспитания.

Многих современных родителей волнует вопрос о том, как ребенка сделать лидером. Ведь мама и папа хотят видеть своего малыша успешным и счастливым. С помощью развития лидерских качеств ребенок сможет достичь больших успехов в жизни.

Перед тем как воспитать в ребенке лидерские качества, важно не забыть о двух вещах:

  1. Успехов добиваются не только лидеры. Человек может быть просто хорошим специалистом в своей области.
  2. Воспитание в семье и воспитание лидерства — это не синонимы. Родители должны помогать малышу становиться личностью и развивать свои природные таланты.

Если родители видят, что их малыш имеет определенные задатки, то встает вопрос о том, как воспитать ребенка лидером.

Лидер — в первую очередь человек, умеющий принимать ответственность за происходящее. Он точно понимает, куда ему идти. Для того чтобы знать, как научить ребенка быть лидером, необходимо следовать простым советам:

  1. Ребенок должен получать свой опыт. Развитие лидерских качеств у подростков предполагает некоторую свободу действий последних. Нужно давать им набивать собственные шишки. По этому принципу развитие лидерских качеств у старших школьников зачастую может сопровождаться драками со сверстниками и другими подростковыми проблемами. Если родители будут вмешиваться в ситуацию и постоянно переживать за своего отпрыска, перекладывание решений собственных проблем войдет у ребенка в привычку.
  2. Высокий уровень интеллекта и критическое мышление — главные атрибуты лидерства. Успешный человек умеет анализировать ситуацию, видеть причинно-следственные связи и составлять правильные прогнозы.
  3. Участие в соревнованиях. Формирование лидерских качеств у подростков происходит в том числе и во время соревнований. Это не значит, что ребенок должен постоянно выигрывать, настоящий лидер должен уметь достойно принимать поражение.
  4. Личная зона ответственности. Развитие лидерских качеств у старших школьников предполагает, что дети понимают: каждый их поступок приводит к определенному результату.
  5. Отсутствие готовых решений. Если ребенок пришел к родителям с какой-то проблемой, не рекомендуется сразу же выдавать ему готовый ответ. Следует задать несколько наводящих вопросов, чтобы малыш начал думать сам.

Вопрос о том, как воспитать лидера, может быть решен очень просто, если родители выберут правильный вектор развития своего ребенка и будут направлять его на этом пути.

Как воспитать в себе лидера

Для начала рекомендуется определить для себя, что значит быть лидером. Нужно понимать, что придется держать в руках всеобщее настроение, создавать определенную эмоциональную атмосферу.

Развитие лидерского потенциала предполагает большую работу над собой. Это непростой и длительный процесс, которые занимает много времени. Диагностика лидерских качеств поможет в определении уровня своего потенциала. Для этого можно пройти несколько тестов.

Проблему, как развить в себе лидерские качества, решить непросто. Следуя простым рекомендациям, приведенным ниже, можно заметно улучшить свои лидерские навыки:

  1. Умение слышать собеседника. Важно находить общий язык с окружающими людьми, это необходимо для развития лидерских качеств.
  2. Нужно идти в ногу со временем. Настоящий лидер не может быть консерватором, он открыт для новых предложений и интересных идей.
  3. Ответственность и справедливость. Лидер умеет поощрять своих подчиненных и нести ответственность за неудачи команды.

Для многих молодых людей актуален вопрос о том, как стать лидером в компании. В большинстве коллективов существует человек, который является центром всеобщего внимания. Как правило, с ним легко и комфортно общаться, работать и отдыхать. Он четко знает, что делает и для чего.

Чтобы стать лидером в своей компании, нужно знать, что является основой действий у лидера. Можно сделать следующие шаги:

  1. Научиться правильно вести диалог. Это первое, что поможет ответить на вопрос, какими качествами должен обладать лидер. Такой человек искренне интересуется темой разговора и не перебивает собеседника.
  2. Заниматься самосовершенствованием. В том числе рекомендуется выполнять упражнения на развитие лидерских качеств.
  3. Изменить свое отношение к неудачам. Проблемы лучше решать и анализировать. Лидер всегда уверен в том, что найдет наилучший выход из любой ситуации.
  4. Формирование собственного мнения. Лидер — человек с сильным стержнем. Он способен грамотно и аргументированно излагать свою точку зрения, не навязывая ее окружающим.
  5. Доброжелательность. Лидерство предполагает не только командование, но и поощрение. Лидер всегда готов сделать комплимент, если это уместно, или похвалить за проделанную работу.

Лидер и руководитель

Термины «лидер» и «руководитель» сходны по значению, однако имеют ряд существенных отличий.

Руководитель — это официальное лицо, управляющее коллективом. Он организует ее деятельность и несет юридическую ответственность.

Психология руководства и лидерства отличается по следующим свойствам:

Признаки лидера в коллективеПризнаки руководителя
Как правило, лидер регулирует межличностное взаимодействие в группе.Регулирует официальные связи группы.
Лидерство — это субъект микросреды.Руководство — это субъект макросреды.
Лидерское поведение возникает само собой.Назначение руководства происходит целенаправленно.
Лидерство нестабильно.Существует некая стабильность.
Нет системы санкций.Есть система санкций.
Лидер решает более насущные задачи.Принятие решений затрудняется наличием множества обстоятельств. Руководитель должен смотреть в будущее на возможные последствия.
Сфера влияния — малая группа.Сфера влияния — малая группа в широкой общественной системе.

Лидерство в психологии — эмоциональное описание поведения отдельных членов коллектива, а руководство — социальная характеристика отношений в группе.

Основные качества настоящего лидера, отличия от качеств руководителя:

  1. Порядок и последовательность при выполнении работы. Сотрудничество строится на фактах, в рамках конкретно установленных и всем известных целей. Психология лидерства рассматривает людей не в качестве подчиненных, а как коллег. Для руководителя сотрудники — это его подчиненные, за которых он несет официальную ответственность.
  2. Способность воодушевлять людей. Лидер четко видит цель и путь ее достижения. Руководитель занимает пассивную позицию по отношению к поставленным задачам.
  3. Умение учитывать нужды работников. Лидеры должны заслужить уважение коллег. Руководители же, напротив, исключают эмоциональную составляющую из взаимодействия с сотрудниками. Они ожидают и принимают уважение по отношению к себе как должное.
  4. Личный пример. Доверие — ключевое понятие в работе лидера с коллегами. Большее внимание уделяется успехам, нежели ошибкам. Для руководителя ключевое понятие в работе — контроль. Наказания превалируют над вознаграждениями.
  5. Новаторство и нестандартный подход. Умение рисковать и нести за это ответственность — отличительная черта современного лидера. Руководитель, как правило, опирается на старый опыт.
  6. Делегирование полномочий. Лидер спокойно может передать полномочия, таким образом создавая позитивную обратную связь. Руководитель с подозрением относится к новым идеям, которые идут не от него.

Правила лидера сводятся к тому, чтобы работники делали правильные вещи, а руководителя — чтобы все было правильно.

Источник: https://mypsihologiya.ru/lichnost/kto-takoj-lider-i-kakie-kachestva-predpolagaet-eto-ponyatie

Кто такой лидер?

Кто такой лидер?

Лидер – это человек, который может влиять на поведение других людей, брать на себя ответственность, последовательно идти к достижению конкретных целей и вести за собой команду. Поэтому лидерские качества необходимы, прежде всего, кандидатам на руководящие и топовые позиции.

Коммуникабельность и аналитический склад ума, самостоятельность и умение работать в команде, амбициозность, стрессоустойчивость и креативность упоминаются практически в каждом CV, но далеко не всегда отражают настоящие качества кандидата и часто просто не согласуются с желаемой должностью.

В резюме следует перечислять только те из них, которые будут применимы к желаемой позиции. В этой статье рассматривается характеристика «лидерские качества».

В широком смысле лидерство (от англ. lead – вести) – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Таким образом, лидер – ведущий или идущий впереди.

Сегодня многие компании заявляют о нехватке на рынке труда талантливых и опытных менеджеров во всех сферах бизнеса. Руководитель/лидер должен владеть методами и тактическими приемами, с помощью которых может вдохновлять других людей, влиять на их умонастроение и побуждать к действиям для достижения поставленных целей.

«О развитии лидерства в России можно говорить всего лишь с 2001 года, – рассказывает директор департамента развития компании Penny Lane Personnel Елена Егорова. – Именно в это время российский бизнес начал интересоваться регулярным менеджментом и методами конкурентной борьбы.

За семь лет многие российские компании осознали необходимость развития лидерских навыков у сотрудников».

Старший консультант HR-департамента хедхантинговой компании Cornerstone Ольга Литвинова считает, что не следует забывать разграничивать два типа лидерства: формальное и неформальное. О формальном лидерстве можно говорить тогда, когда сотрудник занимает управленческую позицию и успешно справляется с должностными обязанностями.

Неформальное же лидерство – это определенная харизма, умение влиять на людей и убеждать их, способность брать на себя ответственность. Идеальный вариант – совпадение руководящей позиции и качеств неформального лидерства.

Однако подобные варианты встречаются довольно редко, что лишний раз подтверждают дискуссии участников проекта HeadHunter LIVE на тему «О формальных и неформальных руководителях проектов».

Кому нужны лидерские качества?

Лидерство приписывают себе как вчерашние выпускники вузов, так и претенденты на топ-позиции. «С точки зрения работодателя, лидером можно считать кандидата, нацеленного на результат, достигающего его максимально быстро и выгодно для организации и ведущего к нему всю свою команду», – считает аналитик кадровой компании AVANTA Personnel Илья Баранов.

Когда перед рабочим коллективом поставлены сложные задачи, которые необходимо выполнить в сжатые сроки при ограниченности ресурсов, требуется лидер, способный мотивировать своих коллег на достижение поставленных перед командой целей.

Ольга Литвинова говорит, что сейчас очень распространено “проектное лидерство” – назначение сотрудника руководителем небольшого,ограниченного во времени проекта. Это дает руководству компании шанс оценить управленческий потенциал специалиста, а ему самому – попробовать силы, убедиться в своем умении управлять командой.

Как правило, после опыта успешного «проектного лидерства» специалист может стать полноценным мидл- или топ-менеджером. Однако эксперт также считает, что лидерские качества, так необходимые на руководящих должностях, могут навредить на позициях, где требуется лишь аккуратность и механическое выполнение каких-либо действий.

«Безусловно, если в специалисте начинают проявляться лидерские задатки – это его преимущество, – рассказывает Илья Баранов. – Вопрос в том, насколько занимаемая позиция и текущая ситуация в компании позволят ему реализовать этот потенциал.

Если положение дел в организации не дает сотруднику возможности проявлять и применять на деле свои качества, то он начинает терять интерес к работе и искать счастья на стороне».

Эксперты кадрового рынка считают, что лидерские качества сейчас наиболее востребованы в тех сферах рынка, где высока конкуренция, присутствует необходимость быстро принимать решения, проявлять инициативу, работать с инновациями.

«Лидеры – это люди, которые влияют на поведение других, следовательно, мы говорим о необходимости лидерских качеств, когда рассматриваем кандидата на руководящую, топовую позицию, или компания переживает этап реструктуризации, или работать коллективу приходится в стрессовом режиме, или необходимо вывести организацию из стадии застоя, – говорит Елена Егорова. – При этом важны такие личные качества, как умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность».

Как подтвердить наличие лидерских качеств?

Кандидаты, претендующие на управленческие позиции, вполне могут опустить в резюме информацию о наличии у них лидерских качеств: их предыдущий опыт работы будет говорить сам за себя.

«Менеджеры среднего звена должны, в первую очередь, говорить о своем профессионализме, о том, что они умеют и хотят делать», – говорит старший менеджер департамента Sales&Marketing рекрутинговой компании Antal International (Россия) Галина Немченко.

А вот соискателям, стремящимся к руководящим должностям, но не имеющим управленческого опыта, надо постараться обратить внимание рекрутеров на наличие у них задатков неформального лидера еще в резюме, а во время личной встречи в полной мере продемонстрировать их.

«В резюме свои лидерские качества кандидат может отразить, указав опыт руководства группой подчиненных, возможно, в рамках какого-либо проекта, – говорит Ольга Литвинова. – Чтобы подчеркнуть наличие навыков неформального лидерства, можно перечислить такие достижения, как формирование команды, увеличение продаж, успешную реализацию проекта».

Многие рекрутеры признаются, что не обращают особого внимания на то, какие личные качества «приписал» себе кандидат в резюме.

Они считают, что узнать о том, насколько соискатель коммуникабелен, стрессоустойчив, обладает ли задатками лидера, лучше непосредственно во время интервью.

По манере поведения, по тому, как кандидат презентует себя, уже можно сделать определенные выводы относительно наличия у него требуемых для будущей должности качеств, а результаты специальных тестовых заданий, решений различных кейсов сделают портрет претендента более полным.

«Резюме – это визитная карточка специалиста, содержащая информацию о его опыте и навыках, – говорит Илья Баранов. – Составляя CV, кандидат указывает сведения о направлениях своей предыдущей деятельности, выполняемых функциях и достижениях.

Грамотно составленное резюме оставит первое положительное впечатление у рекрутера и позволит ему предположить наличие лидерских качеств у кандидата. Обращаю внимание, что только предположить.

Хорошее резюме лишь увеличивает шансы на то, что оно будет сразу замечено, но реальный портрет кандидата все равно можно составить только при личной встрече, во время которой нередко соискателям предлагается пройти оценку психологов».

«Лидерство – понятие неисчисляемое, и в резюме показать наличие этого качества достаточно сложно, – соглашается Елена Егорова. – Мы можем сделать определенные предварительные выводы на основе перечисленных в резюме навыков и компетенций, предыдущего опыта работы, успешно реализованных проектов, образования… Но окончательные мнение о кандидате может сформироваться только на собеседовании».

Источник: https://delovoymir.biz/kto_takoy_lider.html

Психологический портрет лидера

Кто такой лидер?

Он может быть вдохновителем, духовным наставником и отличным руководителем. Настоящий лидер – это человек, который благоприятно влияет на действия других.

Основные черты

Быть лидером значит всегда находиться впереди. Он ведет за собой других ради достижения общих целей. Способен быстро навести порядок вокруг себя.

Сила лидера в том, что он всегда придерживается своих принципов, позиции, несмотря на обстоятельства.

Перед тем как стать лидером, нужно понять, что им может быть человек, преданный своим идеям и мыслям, и в иерархии потребностей они находятся выше, чем обычные желания и побуждения. Отказ от своих ценностей для лидера равноценен отказу от собственной индивидуальности.

Чтобы понять, кто такой лидер, необходимо ознакомиться со списком специфических черт. Их существует более 30, но основные качества лидера таковы:

КачествоОписание
ОтветственностьПонятие лидерства предполагает ответственность за свои действия. Он не ищет причин, отговорок. Лидер знает, когда был неправ или сделал что-то не так, поэтому просто признает свое поражение.
КоммуникабельностьЛидеры должны уметь общаться с людьми. Они легко находят подход к разным, даже проблематичным, личностям. Общение нужно, чтобы легко и быстро передавать свои размышления другим, искать единомышленников, организовывать работу. Настоящее, качественное общение – обмен идеями, интересными мыслями, а не односторонний поток информации.
Организаторские навыкиЭто умение доводить все начатые дела и проекты до конца. Такой человек никогда не откладывает ничего на потом, особенно если появилась возможность завершить задание прямо сейчас. Лидер при успешном окончании дел ощущает мощный прилив жизненной энергии для реализации новых планов и замыслов.
ИнициативностьНастоящие лидеры не ждут, что кто-то заставит их работать. Они занимаются активной самомотивацией и не боятся выйти из зоны комфорта.
Готовность к рискуТакие личности не боятся изменить свою жизнь. Им не страшен риск, страх неудачи, им важна лишь самореализация. Они понимают, что лучше раз попробовать и ошибиться, чем потом жалеть об утраченной возможности.
Уверенность в себеХорошая самооценка в лидерстве – очень важное качество, т. к. чтобы чего-то достичь, нужно быть уверенными в своих действиях. В определенных случаях уметь притормозить, в других – становится смелее и решительнее.
ГибкостьБольшинство лидеров используют ситуативный подход, когда их поведение и действия меняются в зависимости от конкретной ситуации. Они знают, когда можно применить демократический стиль управления, а когда необходимо авторитарное давление.
Перспективность взглядаЛидер никогда не возьмется за исполнение дела, если изначально не видит в нем перспектив. Он понимает уровень ответственности, поэтому должен знать, куда ведет свою команду.

Важны и другие смежные качества лидерства – наблюдательность, способность к анализу информации, умение выделять главное и второстепенное, расставлять приоритеты.

Лидер умеет поддержать других. Для него важен человеческий фактор. Он не забывает об интересах своих подчиненных. За хорошую работу всегда поощряет морально или материально. В трудную минуту способен подобрать удачные слова и оказать поддержку. Если видит, что команда потеряла былой энтузиазм, задает мотивацию и вдохновляет.

Виды

Если говорить кратко, то лидер – тот, кто способен к анализу. Он быстро оценивает ситуацию, обдумывает ее и принимает определенные решения. Этот общий признак, который присущ каждому управленцу. Лидеров классифицируют по 2 основным признакам: по характеру действий и функциям.

По характеру действий

Эту типологию разработал американский ученый Э. де Боне. Он выделяет 9 видов лидерства.

Основная характеристикаДетальное описание
Ведущие за собойЭто вдохновители, духовные наставники. Некоторые члены команды становятся их последователями. Часто принимают рискованные решения, но всегда просчитывают возможные негативные последствия. Несут ответственность за деятельность всей команды.
Генераторы идейОсновные лидерские качества – креативность, энтузиазм. Их подход к работе неординарен. Не ищут легких путей решения проблемы, всегда идут вопреки стандартам. Их ориентир – личные и командные цели. Принимая решения, полагаются на интуицию.
Продавцы идейОтличаются предприимчивостью. Обладают навыками убеждения и манипуляции. Не идут на сделку, если условия их не устраивают. Имеют креативное мышление, но полностью новые задания даются им с трудом. При принятии окончательного решения взвешивают все за и против, руководствуясь чужим опытом.
СинтезаторыСпособны выделять основное среди второстепенного. Чтобы принять решение, им необходимо ознакомиться с большим объемом информации. Но даже имея сомнения, к другим людям за советом обращаться не будут. Постоянно улучшают навык ведения переговоров.
РазъяснителиУмеют доступным языком объяснять сложные вещи, термины. Это позволяет им быстро доносить необходимую информацию до членов команды. В докладах приводят множество примеров, чтобы сделать его максимально полезным.
РеакторыИх главный плюс – способность быстро подстраиваться под новые условия рынка, изменения в выбранной сфере деятельности. В управлении объединяют авторитарный, ситуативный, демократический подходы. Умеют за короткий промежуток времени составлять отличные, перспективные планы действий. Могут критиковать других людей, но делают это аккуратно, конструктивно и только при надобности.
СледопытыПостоянно следят за рынком. Вынося решения, принимают во внимание действия и реакцию конкурентов. Прислушиваются к советам других. Не любят, когда им указывают, действуют только самостоятельно, как считают нужным.
ИсследователиБыстро обрабатывают полученную информацию. Всегда следят за тенденциями рынка. От других перенимают только удачный опыт, но изучают и негативный, чтобы предотвратить возможные ошибки. Любят проводить эксперименты и улучшать методику управления людьми. Их минус – не всегда наперед продумывают возможные негативные последствия.
КоммуникаторыИмеют общие черты с продавцами идей. Любят общение, всегда готовы выслушать подчиненного. Умеют находить подход даже к очень трудным и вредным людям. Но главное – они не просто слушают, они реально слышат и помогают что-либо предпринять. Часто устраивают для подчиненных коучинг-сессии для поднятия духа.

По функциям

Согласно этой концепции классификации, лидеров разделяют по функциям, т. е. по профессиональным навыкам, которые преобладают в их деятельности.

Также учитываются лидерские качества.

Классификация лидеров по функциям представлена ниже.

  1. Организаторы. Лучше всего распределяют обязанности между сотрудниками. Точно знают, кто и что делает лучше и быстрее других. Способны даже не очень энергичных подчиненных буквально заразить своими идеями и мотивировать их работать. Любят составлять планы, но всегда учитывают возможные форс-мажоры. В проблемной ситуации видят много способов выхода из нее и выбирают только самые выгодные для команды, за что их особенно ценят.
  2. Исполнители. Достоинство этих личностей – они точно знают, чего хотят и как этого добиться. Имеют высокие требования к подчиненным, т. к. для них важно качество проделанной работы и психологическая атмосфера в команде. Им не страшны барьеры. Энергичны, всегда радостно и оптимистично настроены, они легко поднимают дух в коллективе.
  3. Борцы. Несмотря на преграды, никогда не отступают. Есть цель, они к ней идут. Хорошо мотивированы, преданы своему делу, чего требуют и от сотрудников. В любой момент готовы к атакам.
  4. Дипломаты. Отлично знают модели манипулирования, часто применяют их в работе. В управлении отдают предпочтение демократическому стилю лидерства. Их главное достоинство – ведение переговоров. Однако о своих намерениях они не рассказывают до тех пор, пока те не реализуются.
  5. Утешители. Вежливые, обходительные, добрые и дружелюбные. Умеют выстраивать конструктивные диалоги. Всегда готовы выслушать, поддержать, утешить, при необходимости дать совет. Считают, если в команде будет отличный психологический климат, то и результаты деятельности будут такими же.

Способы развития лидерских качеств

Чтобы стать лидером, нужна регулярная работа над собой: расширение мировоззрения, изучение чужого опыта, обучение у лучших коучеров, спикеров. Лидеры не ждут счастливого стечения обстоятельств. Они действуют.

Первое, что нужно сделать, чтобы стать лидером, – понять, какой стиль руководства будет использоваться. Лучшим является ситуативный, т. к. он подразумевает смену модели управления в зависимости от ситуации.

В моменты, когда работа идет хорошо, сотрудники – настоящие профессионалы, форс-мажоров не возникло, подойдет демократический стиль.

Если же в компании кризисная ситуация, работники имеют небольшой опыт, команда еще не сплотилась, лучшим решением будет авторитарная модель.

Второе – составить схему действий. Некоторые лидеры принимают решение интуитивно, но обычно они не пренебрегают планированием. Схема состоит из цели, к которой нужно прийти, и описания задач, что помогут этого достичь. Научитесь расставлять приоритеты, чтобы не погрязнуть в большом количестве заданий.

Современный мир очень динамичен, поэтому следует развивать умение принимать решения быстро и четко, без длительных раздумий. Настоящие лидеры сразу видят в возможном варианте перспективу или провал. Сначала будет сложно, но позже схема действий будет автоматически прорисовываться в голове.

Необходимо постоянно работать над собой.

  1. Развивайте в себе твердость характера. Умение говорить «нет» в определенных ситуациях поможет избежать провалов. Особенно это касается предложений о реализации проекта. Если в нем не будет заинтересованности лидера, то вероятность его успеха близка к нулю.
  2. Будьте выносливыми. Стрессоустойчивость – важное лидерское качество. Человек должен быть готов к любому напряжению. Нельзя показывать другим страхи, поэтому важно развивать эмоциональный интеллект.
  3. Становитесь ответственным. Это то, без чего личность нельзя считать лидером. Нужно уметь вовремя признавать свои ошибки.
  4. Развивайте организаторские качества. Ссоры в коллективе, отсутствие мотивации или сплоченности, низкая продуктивность – то, что лидер должен уметь устранять. Сделать это можно, задав общую цель. Для этого нужно научиться навыкам убеждения и манипулирования.
  5. Займитесь саморазвитием. Лидер, который имеет познания лишь в некоторых сферах, не будет вызывать чувств гордости и уважения у подчиненных. Важно, чтобы помимо профессиональных вопросов, личность разбиралась в бытовых темах или тех, что связаны с интересами и хобби, творчеством сотрудников. Необходимы знания в области психологии, менеджмента, маркетинга и сферах, что связаны со специализацией компании.
  6. Научитесь не винить в своих неудачах других. Тот, кто ищет оправдания в чужих поступках – не лидер. Забудьте фразы «А вот если бы…», «Я не виноват, это все они…», «Это всё из-за власти, погоды…». Лидер способен даже плохую ситуацию превратить в хорошую и обустроить все так, чтобы получить максимальную пользу для себя и команды.

Знания можно получать из тематических книг. Лучше всего подбирать книги-тренинги, которые написаны практиками и настоящими лидерами мнений.

Тем, кто имеет трудности в налаживании контактов, обязательны к посещению курсы по ораторскому искусству. Помимо теории, человек сможет получить практические навыки и опыт общения с аудиторией.

Помните, процесс формирования личности долог и сложен.

Заключение

Лидеры – это те, кто вдохновляют на рабочий процесс, заряжают положительной энергией, задают ритм в деятельности всей команды.

Они обладают широким кругозором, высоким уровнем интеллекта, отличными организаторскими навыками и умением договариваться даже с проблематичными людьми.

В отличие от руководителя, они строят доверительные отношения в коллективе, способны к риску и любят ставить цели самостоятельно.

Источник: https://urazuma.ru/obshchenie/lider-eto.html

Лидер – это кто? Психология лидерства. Лидер команды

Кто такой лидер?

Удивительно, как и при каких обстоятельствах формируются лидерские качества в человеке. В каких пропорциях они должны быть намешаны, чтобы получилась личность, лишенная сомнений в себе и собственных способностях, активная в любом проявлении, мыслящая нестандартно, действующая решительно и способная сплотить любую разрозненную группу ради общей цели?

Лидером может стать любой, так как качества, речь о которых пойдет ниже, в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Но, как оказалось, не всем подходит и не всех устраивает эта роль.

Терминология

Ли́дер (от англ. leader — “ведущий, первый, идущий впереди”) — лицо в какой-либо группе, пользующееся большим авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Роль ведущего, идейного вдохновителя и наставника ужасно утомительна для большинства обывателей. Для большинства, но не для лидера – человека, могучая энергия которого бьет через край и ищет применения.

Итак, кто же он такой?

Основные качества лидера

Психологи довольно подробно изучили эту тему и пришли к единодушному мнению, что всем идейным вдохновителям присущи основополагающие черты характера.

Лидер – это человек, который объединяет в себе:

  1. Самоуверенность. Обоснованная или не совсем, но у лидера совершенно нет причин не верить в свои силы. Его уверенность заразительна – будучи уверенным в себе, он внушает это чувство и окружающим его людям.
  2. Энергия и упорство. Не такое уж редкое качество, но вкупе с самоуверенностью это дает потрясающие результаты. Человек, опускающий руки при первом же препятствии, – нытик. Человек, обвиняющий в своих неудачах окружающих, – психопат. Человек, умеющий анализировать свои неудачи и идущий дальше, – лидер рынка. Он является таковым только благодаря своей настойчивости и упорству.
  3. Обаяние, харизма. Очень немаловажные человеческие качества, согласитесь. Прежде чем начать руководить, лидер должен сначала зацепить окружающих, понравиться им. К сожалению, не обладающий притягательными эмоциональными особенностями человек вряд ли станет настоящим лидером.
  4. Умение убеждать. Уметь грамотно и доходчиво изложить свои мысли – уже наука, а умение вложить в чужие головы свои мысли так, чтобы люди приняли их за свои – это целое искусство. Безусловно, обладающего таким даром человека можно назвать манипулятором, но лидер и является по сути кукловодом, ведущим массы в ему нужном направлении.
  5. Инициативность. Лидер – это деятельный, энергичный человек, имеющий массу задумок и желающий воплотить все их в жизнь. Настоящая находка для любого коллектива!
  6. Ответственность. Это фундаментальное качество человека, которое стоит в основе всей пирамиды лидерской фигуры. Ведь если при всех вышеперечисленных качествах будет отсутствовать ответственность за совершенные поступки, это получится портрет не лидера, а позёра, пустозвона и фанфарона. Настоящий лидер команды с готовностью ответит за последствия любого своего начинания.

Вы заметили, что среди вышеперечисленных качеств совершенно нет такого, как интеллект или умственные способности? Как считают многие ученые, это совершенно не обязательное качество в портрете лидера.

Самое главное условие для успешного лидерства – быть чуть умнее окружающих.

При довольно большом разрыве в интеллектуальном плане лидера и его окружения происходит обратная реакция – толпа отторгает зазнайку, а самому лидеру становится скучна работа с таким “сырым материалом”.

Лидер и руководитель – одно и то же?

Читая статью, многие из вас уже наверняка примерили портрет лидера к своему руководителю. Совпадения бывают, но очень редко. Значит ли это, что нами руководят люди, не способные повести за собой, случайные? Причинно-следственная связь: если руководят случайные люди, то и руководство получается малоэффективным.

Давайте разберемся. Руководитель-лидер в природе, конечно же, есть.

“Зверь” он редкий, встречается больше в центральной части России (амбиции не дают покоя, и лидерские качества зовут покорять столицу).

Чем дальше от Белокаменной, тем спокойней и размеренней становятся наши руководители. Лидерские качества в их характерах присутствуют, но не в максимальном значении. Как же им удается руководить?

Задачка решается в одно действие, и ответ прост: таких руководителей выручают грамотные кадровые решения.

Действительно, что может быть проще – если у меня недостает какого-то качества, нужно найти человека, обладающего им, и взять его на работу. Именно так и поступает думающий руководитель, лидер команды.

При этом не страдает идея организации, взаимоуравновешены все составляющие, и цели достигнуты.

Лидер в организации, не думающий о будущем своего детища, берет к себе на работу брата, свата, любовницу, чем дискредитирует не только себя, но и компанию.

Лидер-женщина: дар небес или наказание?

Как в шутку уверяют знатоки, женщине для того, чтобы преуспеть, нужно быть не просто умной и хитрой, она должна быть выше любого мужчины на две головы. И это утверждение не лишено смысла, потому что гендерный подход рулит и здесь.

Независимая группа ученых экспериментальным путем доказала, что представителям слабого пола очень трудно вести за собой. К группе испытуемых подсаживали “лидера” сначала женского пола, потом мужского.

В обоих случаях подсадной лидер должен был взять бразды правления в свои руки и, убеждая испытуемых, привести их к решению проблемы. В ходе испытания выяснилось, что окружающие согласны довольно благосклонно воспринимать желание руководить, исходящее от мужчины.

Они позволяют взять над ними верх и охотнее соглашаются с его точкой зрения. Тогда как активность женщины, рвущейся к лидерству, вызывает у большинства окружающих неприятие и раздражение.

Неудивительно, что женщины-лидеры в конкурентной борьбе с сильным полом вынуждены маскировать свои слабые стороны. Они приобретают мужские черты характера, мужской стиль управления, мужские привычки. Своего рода это защитная реакция.

Может ли лидер быть в подчинении?

Очень интересный вопрос, согласитесь. Ведь если в человеке амбиций и самоуверенности больше, чем волос на голове, как он сможет подчиниться требованиям другого человека, своего начальника?

Действительно, неформальный лидер – это большая проблема для действующего руководителя. Он, в силу своего характера, просто не сможет оставаться в стороне и будет подрывать авторитет действующего начальника ежедневно и ежеминутно. Неформальный лидер – это человек, который сам является заложником своей харизмы.

Конечно, можно избавиться от такой помехи путем увольнения, но если бунтарь еще и хороший специалист, то разумнее найти для его энергии другое применение. Предложите ему занять место руководителя профсоюзной организации, назначьте его ответственным за пожарную безопасность и охрану труда. Поверьте, вы не пожалеете.

Наделение полномочиями и определенной властью обеспечит удовлетворение амбиций неформального лидера. Критиковать он вас, конечно же, не перестанет, но исключительно по делу. И к тому же не стоит отметать все сказанное неформальным лидером в свой адрес – его мозг устроен так, что он ясно видит минусы в управлении.

Поэтому лучше “мотать на ус” и принимать во внимание.

Можно ли воспитать в себе лидера?

Конечно, можно, но для начала нужно определиться, так ли уж оно вам нужно.

https://www.youtube.com/watch?v=fo84LQyZz1g

Существующие в настоящее время многочисленные курсы и тренинги по развитию личностных качеств человека предлагают каждому желающему за одну-две недели воспитать в себе лидера.

Это, как уверяют психологи, сулит социальную значимость, славу и внимание. Многим эти тренинги действительно нужны и помогают.

Но есть вероятность, что человек, пройдя такие курсы, испытает настоящий шок и стресс, если в ходе выяснится, что он не рожден быть главным.

Подведем итог

Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что проблема лидерства очень многогранна. С психологической точки зрения, лидер – это заложник своей неуемной энергии. Им быть чаще всего небезопасно, его жизнь полна непредвиденных ситуаций, он всегда находится в эпицентре событий, но от этого настоящий лидер получает только удовлетворение и ощущение выполненного долга.

Хвала бесстрашным, мир вращающим!

Источник: http://fb.ru/article/165251/lider---eto-kto-psihologiya-liderstva-lider-komandyi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.