+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Короли госзаказа: спецпроект Forbes

Содержание

Короли госзаказа: спецпроект Forbes

Короли госзаказа: спецпроект Forbes

Как узнать, кому выгодна существующая власть? Мы нашли один из способов. Forbes проанализировал госконтракты, которые были заключены за последние четыре года, когда первым лицом в стране был Дмитрий Медведев.

Подсчитав госзакупки на общую сумму более 5 трлн рублей, мы составили рейтинг бизнесменов, получивших самые крупные заказы государства. Так называемые друзья Путина сегодня являются главными партнерами государства.

«Государство будет поддерживать крупные инфраструктурные проекты». Это цитата из программной статьи Владимира Путина «Нам нужна новая экономика», опубликованной в газете «Ведомости».

Собственно, эта «новая экономика» уже полным ходом работает в России. Почти все лидеры списка получают сотни миллиардов на дорожное и инфраструктурное строительство.

Прокладка трубопроводов, обустройство месторождений, строительство мостов и тоннелей — именно эти работы приносят главные доходы господрядчикам.

Там, где речь идет о больших заказах, не остается места конкуренции. Значительная доля федеральных инфраструктурных проектов достается всего 5–6 компаниям Ротенберга, Магомедова, Тимченко и других участников рейтинга.

Конечно, это можно было бы объяснить тем, что не так много компаний в России способны реализовывать масштабные проекты, обладают для этого техникой и технологиями. А ведь, как замечает Владимир Путин в той же статье, «конкуренция лежит в основе современной экономики».

Характерно, что, работая над этим рейтингом, журналисты Forbes лишь несколько раз видели названия зарубежных компаний, хотя именно они обладают столь необходимыми России ноу-хау и технологиями.

Интересная деталь: «монополизация» госзаказа каким-то одним подрядчиком часто встречается и на региональном уровне.

Точка, точка, запятая

Заказчики неохотно делятся информацией о контрактах и тендерах. Например, на сайте ВЭБа есть лишь положение о госзакупках, утвержденное наблюдательным советом. На сайте «Ростехнологий» за четыре года размещены только два тендера — на проведение финансового аудита.

Представители ВЭБа и «Ростехнологий» пояснили, что обязанность публично размещать тендеры и публиковать годовые планы появилась у госкорпораций только в этом году и они начнут это делать в ближайшее время. Сотрудники госкорпораций имеют в виду закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который вступил в силу с 1 января.

Теперь все госкомпании, госкорпорации, субъекты естественных монополий будут обязаны публиковать контракты по единой методике, а с 1 июля — и на общем сайте.

А «Транснефть» и «Газпром» раскрывают информацию не полностью — объявляют тендеры и публикуют информацию о победителях, не указывая сумму контракта. К примеру, на официальном сайте «Транснефти» нет данных о начальной и итоговой цене строительства трубопровода ВСТО-2.

А данные о конкурсах на распределение подрядов по строительству БТС-2 и вовсе отсутствуют («Транснефть» эту ситуацию не комментирует, так же как и победители конкурсов).

В итоге стоимость строительства нефтепроводов удалось оценить только с помощью аналитиков из «ВТБ Капитала» и Номос-Банка.

В случае с «Газпромом» все еще сложнее. В извещениях о закупках труб перечисляется ассортимент, но, как правило, отсутствует требуемый объем закупок. Большая удача, если в извещении о подведении итогов конкурса будет обозначена длина участка трубопровода.

На просьбу Forbes раскрыть крупнейших поставщиков и подрядчиков, а также общую сумму выигранных контрактов «Газпром» не ответил. Крупнейшие подрядчики «Стройгазмонтаж» и «Стройгазконсалтинг» тоже отказались от комментариев.

Из крупных контрактов «Газпрома» и «Транснефти» нам не удалось подсчитать бюджеты на разведку, разработку, обустройство месторождений и затраты на ремонт.

В итоге Forbes все же посчитал бюджеты подрядов по строительству линейной части газопроводов и компрессорных станций, а также доступную для подсчета часть (2010–2011 годы) поставок труб большого диаметра.

За основу был взят объявленный объем труб, закупленных «Газпромом» в 2007–2010 годах, а также итоги расследования ФАС, подсчитавшей, что в 2010 году 93,6% закупок приходилось на «Северный европейский трубный проект».

Цену одной тонны труб мы определили, полагаясь на оценки аналитиков «Уралсиба».

ФСК нашла другой метод. Компания, которая в последнее время тратит на инвестиционную программу от 130 млрд до 170 млрд рублей ежегодно, не раскрывает многие контракты на поставку и капитальный ремонт оборудования, прокладку кабелей и сетей. Значительная часть контрактов ФСК, реализуемых в рамках крупных проектов (Олимпиада в Сочи, АТЭС и др.

), вообще не проходит в отчетности. Очень часто крупные контракты дробятся на несколько лотов. Значительная часть контрактов, которые выкладываются на сайте, публикуются без указания стоимости. На просьбу Forbes прокомментировать эту тему в ФСК не ответили.

Среди подрядчиков ФСК встречаются любопытные компании вроде ООО «Медведь», учредителями которых выступают никому не известные офшорные компании.

Это только видимая часть айсберга. Никуда не делись старые уловки чиновников и менеджеров — неработающий поиск на сайтах, выкладывание договоров в виде файлов PDF, «битые» ссылки и др.

Золотые времена

Лидер рейтинга Аркадий Ротенберг, давний сподвижник Владимира Путина, выигрывает тендеры в разных секторах экономики. Кроме него в список попал еще один старый знакомый Путина, Геннадий Тимченко.

Из новых королей госзаказа, резко усилившихся в период президентства Дмитрия Медведева, отметим группу «Сумма» Зияудина Магомедова. Есть в рейтинге и давние герои журнала, такие как Зияд Манасир (см. интервью), Искандер Махмудов или Олег Дерипаска.

Есть и владельцы малоизвестных компаний, например члены семьи Геворкян.

Что ждет эту мощную систему, выросшую вокруг государства? Если судить по планам правительства, ее будущее выглядит вполне благополучно.

Владимир Путин, акцентируя внимание на развитии инфраструктуры, обещает «десятилетку большой стройки» — по его словам, только на строительство дорог до 2020 года государство потратит 20 трлн рублей.

В свою очередь, чтобы избежать «топливных кризисов», правительство готово потратить на строительство трубопроводов более 350 млрд рублей. Грандиозны и планы госмонополий. Объем инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на 2012 год запланирован в размере 428,4 млрд рублей.

Новая инвестпрограмма является самой масштабной и превышает программу 2011 года на 32 млрд рублей. В свою очередь «Газпром» запланировал на 2012–2013 годы инвестпрограмму на сумму $94 млрд. Кажется, что короли госзаказа могут уверенно смотреть в будущее.

Над проектом работали: Мария Абакумова, Иван Васильев, Валерий Игуменов, Надежда Иваницкая, Александр Левинский, Анна Соколова

Источник: https://sell-off.livejournal.com/3916418.html

«Короли госзаказа — 2017» – cамые крупные госзаказы, рейтинг Forbes

Короли госзаказа: спецпроект Forbes

Если в прошлом году рынок госзаказов еще как-то пытался имитировать конкурентную борьбу, то в этом было решено не соблюдать даже видимость приличия. Многомиллиардные заказы раздаются напрямую малоизвестным компаниям.

Но если Федеральная антимонопольная служба спит, то российский Forbes стоит на страже денежных потоков в стране. Представляем вашему вниманию рейтинг самых крупных госзаказов 2017 года, составленный аналитиками Forbes на основе ресурса zakupki.gov.

ru и баз данных «Контур. Закупка» и «Контур. Фокус».

Сумма госзаказов: 55,6 миллиарда рублей.

Открывает топ-10 «королей госзаказа» компания, которая не имеет отношения ни к дорогам, ни к нефти, ни к перевозке нефти по дорогам. Это фармацевтическая компания «Протек», владельцем которой является В. Якунин (аптечная сеть «Ригла» тоже его). По итогам прошлого года компания заняла почти пятую часть рынка продаж лекарств, а заказчиками послужили государственные учреждения здравоохранения.

9. Балттранссервис

Сумма госзаказов: 57,4 миллиарда рублей.

Два года назад Рубен Вартанян с друзьями купили 40% «Балтранссервиса» — компании-перевозчика. А «Роснефть» не оставила друзей вниманием и еще пять лет они будут заниматься перевозками грузов за впечатляющую сумму в 143 миллиарда рублей. Разумеется, без конкурса.

8. Первая грузовая компания

Сумма госзаказов: 89,4 миллиарда рублей.

«Первая грузовая компания» — одна из самых больших компаний-перевозчиков в России, входит в интернациональную группу UCL Holding. В прошлом году «Роснефть» выдала ей несколько заказов на общую сумму в 87,7 миллиарда рублей за логистические услуги.

7. Стройгазмонтаж

Сумма госзаказов: 96,9 миллиарда рублей.

Прошедший год оказался нелегким для Аркадия Ротенберга, владельца «Стройгазмонтажа».

Если в прошлогоднем списке «королей госзаказа» он гордо возвышался над другими участниками рейтинга с красивой суммой в 555,55 миллиардов рублей, то в этом ему пришлось обойтись скромными 96,9 миллиарда.

Но «Газпром» по-прежнему его не оставляет и продолжает подбрасывать кусочки вроде контракта на строительство очередного газопровода в 39,8 миллиарда рублей.

6. Московский метрострой, Трансмашхолдинг и Трансойл

Сумма госзаказов: 117 миллиардов рублей.

Правительство Москвы и «Казметрострой» не оставили своим вниманием компании, принадлежащие И. Махмудову и А. Бокареву – теперь они обеспечивают столицу трамваями и строят станции третьего кольца метро.

5. Геннадий Тимченко

Сумма госзаказов: 137,7 миллиарда рублей

На пятом месте рейтинга ценителей государственного пирога находится не компания, а человек. У Геннадия Тимченко есть доли в трех компаниях – «Стройтранснефтегазе», «Трансойле» и «Стройтрансгаз».

И хотя в 2016 году «Стройтрансгазу» пришлось потуже затянуть пояс, так как доля его в госзаказах оказалась меньше, чем обычно, зато «Трансойл» с успехом восполнил недостаток.

«Роснефть» выдала компании, на 80% принадлежащей Тимченко, контракты на общую сумму в 68,8 миллиарда рублей. «А конкурс?» — спросите вы. Какой конкурс?

4. Нефтетранссервис

Сумма госзаказов: 147,1 миллиард рублей.

«Нефтетранссервис» давно занимается перевозками и является одной из крупнейших компаний-перевозчиков на рынке. «Зачем доверять перевозки кому-то другому, если под боком «Нефтетранссервис»? – видимо, подумали в «Роснефти» и выдали компании без конкурса несколько подрядов на перевозку нефтегрузов. Самый крупный из них — на сумму в 119,4 миллиарда рублей.

3. Стройтранснефтегаз

Сумма госзаказов: 153,3 миллиарда рублей.

Точное число владельцев «Стройтранснефтегаза» остается тайной покрытой мраком (известно только что примерно половина принадлежит уже упоминавшемуся в рейтинге Тимченко и его родственникам), однако выгодные господряды от «Газпрома» они получают стабильно. Вот и в истекшем 2016 году они обогатились на 153,3 миллиарда рублей, разумеется, без тендера.

2. ВАД

Сумма госзаказов: 163,2 миллиарда рублей.

Присоединение Крыма для некоторых — не только предмет национальной гордости или мечта об отдыхе на теплом море по сниженным ценам, но и отличная возможность наполнить карманы.

Так в прошлом году ЗАО ВАД и ее владельцам, Абрамову и Перевалову, удалось без конкурса получить от правительства Крыма роскошный подряд на строительство трассы, соединяющей полуостров с российским материком, на скромную сумму в 128 миллиардов рублей.

1. НИПИ НГ «Петон»

Сумма госзаказов: 176 миллиардов рублей.

Первое место в подборке самых выгодных госзаказов для частных компаний достается троим друзьям – Мнушкину, Полякову и Зайцеву.

Их компании, НИПИ НГ «Петон», удалось получить сразу два крупных контракта – на строительство станции по переработке природного газа и на установку по стабилизации конденсата Ямальского месторождения.

Это большая удача для компании, годовая выручка которой ранее составляла всего 2 млрд. рублей.

Источник: https://basetop.ru/laquo-koroli-goszakaza-mdash-2017-raquo-ndash-camyie-krupnyie-goszakazyi-reyting-forbes/

Короли госзаказа 2016 – рейтинг Forbes

Короли госзаказа: спецпроект Forbes

Пятый год подряд журнал Форбс публикует рейтинг «Королей госзаказов». Общая сумма, которую получили участники на подряды, превысила 1,6 трлн. рублей.

В ТОП-10 вошли «Короли госзаказа 2016» – рейтинг Forbes.

10

Александр ЛавленцевСумма господрядов 35,9 млрд. рублей

Владелец ИФСК АРКС Александр Лавленцев открывает рейтинг журнала Форбс: «Короли госзаказа». Предприниматель регулярно получает крупные подряды от департамента строительства Москвы.

Крупнейшими тендерами, которые выиграл Лавленцев является проект реконструкции участков дороги А-101 Москва — Малоярославец — Рославль на 19 млрд. рублей и строительство транспортной развязки на пересечении МКАД с Профсоюзной улицей на 10,3 млрд рублей.

Общая сумма господрядов на 2016 год составила 35,9 миллиардов рублей.

9

Иван ШабаловСумма господрядов 38,1 млрд. рублей

Владелец «Трубных инновационных технологий» Иван Шабалов занимает девятое место среди «Королей госзаказа» в этом году. Предприниматель является одним из главных поставщиков труб большого диаметра для «Газпрома». Сумма подряда составила 38,1 млрд. рублей.

8

Арас АгаларовСумма господрядов 69,3 млрд. рублей

Владелец «Крокус интернешнл» Арас Агаларов в рейтинге Форбс «Короли госзаказа» занял восьмую строчку.

В 2015 году подрядчик подписал контракт с Министерством спорта на строительство калининградского стадиона за 17,4 млрд. рублей, а также получил заказ от Автодора на 50 млрд.

рублей на строительство одного из участков ЦКАД. Общая сумма господрядов составила на 2016 год 69,3 миллиардов рублей.

7

Дмитрий ПумплянскийСумма господрядов 78,3 млрд. рублей

На седьмом месте среди «Королей госзаказа» расположился Дмитрий Пумплянский. Он является совладельцем компании «ТМК», а также ему принадлежит контрольный пакет ценных бумаг группы компаний «Синара». Крупнейший производитель труб «ТМК» является одним из важнейших активов Пумплянского.

«Синара», которая занимается машиностроением, получает крупные госконтракты. В прошлом году подрядчик получил заказ на строительство поездов для РЖД за 118 миллиардов. Кроме этого, Пумплянскому поступил подряд на 12 млрд. рублей за реконструкцию стадиона в Екатеринбурге. Сумма господрядов составила 78,3 миллиарда рублей.

Его заказчиками являются РЖД, Министерство спорта, Роснефть, Газпром.

6

Алексей МордашовСумма господрядов 97,4 млрд. рублей

На шестой строчке рейтинга «Королей госзаказа» расположился один из крупнейших бизнесменов России Алексей Мордашов.

Бывший генеральный директор металлургического холдинга «Северсталь» решил сосредоточить свои силы на развитии энергомашиностроительного концерна «Силовые машины», который полностью ему принадлежит.

Благодаря Мордашову компания выиграла тендеры госзаказчика «Росатом» на поставку оборудования для АЭС в России, Иране и Индии на сумму 122 миллиарда рублей. Сумма господрядов составила 97,4 млрд., благодаря которым предприниматель смог впервые попасть в один из самых престижных рейтингов.

5

Игорь РотенбергСумма господрядов 112,1 млрд. рублей

На пятой строчке среди «Королей госзаказа» по версии Форбс оказался Игорь Ротенберг. Ему принадлежат следующие строительные компании: «Газпром бурение», «ТЭК Мосэнерго» и «Глобальные системы автоматизации». Он является единственным их владельцем. В прошлом году его компании получили заказы на проектирование и строительство энергетических объектов.

Компания «Газпром бурение» стала победителем в 49 тендерах. Строительство скважин на Чаяндинском нефтегазовом месторождении на 39,3 млрд рублей считается одним из крупнейших. Что касается компании «Глобальные системы автоматизации», то в прошлом году она получила заказы на сумму 340 млн. рублей в сфере IT. Общая сумма господрядов на 2016 год составила 112,1 миллиардов.

4

Кирилл ШамаловСумма господрядов 148,8 млрд. рублей

Кирилл Шамалов, которому принадлежит порядка 18% акций компании «НИПИгазопереработка», занимает четвёртое место в рейтинге Форбс «Короли госзаказа» 2016. Совладелец «Сибура» подписал договор с «Газпромом» на строительство Амурского ГПЗ за 790,6 млрд. Сумма господряда составила 148,8 миллиардов рублей.

3

Геннадий ТимченкоСумма господрядов 161 млрд. рублей

Тройку «Королей госзаказа» в 2016 году открывает Геннадий Тимченко, который является партнёром нескольких строительных компаний. Ему принадлежат порядка 60% акций ОАО «Стройтрансгаз», 31% ЗАО «Стройтрансгаз» и 13% «НИПИгазопереработка» .

Общая сумма подрядов, принадлежащих вышеперечисленным компаниям в этом году составила 161 миллиардов рублей. ЗАО «Стройтрансгаз» получил без конкурса подряд на строительство очередного участка газопровода в КНР за 46 млрд. ОАО «Стройтрансгаз» поручилось за строительство мостового перехода «Фрунзенский» за 12 млрд. рублей.

Всего на долю Тимченко приходится 54 млрд. Кроме этого Форбс засчитал долю в договоре «НИПИгаза» на строительство Амурского завода.

2

Леонид МихельсонСумма господрядов 344 млрд. рублей

Владелец 43% акций «НИПИгазопереработка»  Леонид Михельсон занимает в этом году второе место среди «Королей госзаказа», благодаря подряду на строительство Амурского газоперерабатывающего завода.

Сумма господряда составила более 344 миллиардов рублей. Заказчиком является «Газпром», который подписал договор на осуществление работ без конкурса.

Планируется, что только к 2025 году завод будет передан «НИПИгазопереработкой» заказчику.

1

Аркадий РотенбергСумма господрядов 555,5 млрд. рублей

Аркадий Ротенберг в очередной раз возглавил ежегодный рейтинг Forbes «Королей госзаказа». В прошлом году сумма полученных им господрядов составила 555,5 миллиардов рублей.

Владельцу «Стройгазмонтажа» было поручено возведение Крымского моста, который оценивается в более чем 228 млрд. и строительство части газопровода «Сила Сибири» со стоимостью в 198 млрд.

В общей сложности «Стройгазмонтаж» получил шесть крупнейших подрядов вне конкурса. Заказчиками выступили «Росавтодор» и «Газпром».

Источник: http://top10a.ru/koroli-goszakaza-2016-rejting-forbes.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.