+7(499)495-49-41

Как восприняли кризис разные поколения?

Содержание

Теория поколений. Как воспринимают воспринимают слова разные поколения

Как восприняли кризис разные поколения?

Евгения Шамис — основатель компании «Sherpa S Pro» и проекта «RuGenerations — Теория поколений в России», со-основатель международного форума «Инновации и кластеры» в Бразилии, объясняет особенности взаимодействия различных поколений для бизнеса и обычной жизни.

Евгения — кандидат наук по психолингвистике. Она является автором книг «Теория поколений:необыкновенный Икс» (в соавторстве с Е.Никоновым), «Слова и их значения: или всё ли мы понимаем», «Кластерра, или О кластерах по-человечески».

Евгения сильно расширила наше представление о том, кому и какие тексты нужно писать, чтобы говорить на одном языке.

— «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: “Ценность — это хорошо, или ценность — плохо?”» Если вы понимаете ценности собеседника, у вас есть универсальный ключ к эмпатии и более качественному взаимодействию и в бизнесе, и в семье.

На этом основана вся теория поколений, инструмент коммуникации и управления. Впервые о ней заговорили в 1991 американские учёные Нейл Хоув и Вильям Штраус.

В 2002 году мы с коллегами запустили проект по адаптации подхода теории поколений в России, а в 2003 году, спустя 6 месяцев, провели первый тренинг по этой теме.

— Как теория поколений помогает в бизнесе и обычной жизни?

— Ценности поколений формируются в возрасте до 10 —12 лет под влиянием событий (общественных, политических, экономических, социальных, технологических), окружающей среды и воспитания в семье (что хорошо и плохо, что можно делать и что нельзя).

Ребёнок в это время не оценивает происходящее, а просто осваивает наиболее эффективные сценарии и модели жизни. В результате у него формируются поколенческие ценности. Эти ценности неосознанные, но при этом они не меняются и влияют в течение всей жизни.

Понимая поколенческие ценности, можно эффективнее выбирать инструменты управления сотрудниками, доносить до партнёров концепты и информацию на понятном языке, создавать тексты, которые близки и понятны вашей аудитории.

Особенно это актуально, если вы и ваша аудитория — представители разных поколений.

— Что важно для бэби-бумеров с точки зрения текстов?

— Бэби-бумеры — поколение, рождённое в 1943 — 1963 г.г. Они продолжают чувствовать себя «молодыми комсомольцами», которые могут горы свернуть, хорошо выглядят и оказывают значительное влияние на жизнь вокруг. Неудивительно, что использование понятий, которые противоречат этим ценностям, вызывают неприятие, а то и возмущение.

Представители этого поколения привыкли следить за новостями и всё ещё читают печатную прессу в классическом понимании этого слова. Они готовы переваривать большие объёмы информации, насыщенные фактами, ценят  хороший литературный язык и  могут усваивать разношёрстные материалы.

Беби-Бумеры хорошо воспринимают медиа и лозунги, которые помогают ориентироваться в потоке событий и понимать, что происходит в мире.

— Кто такие Х и как до них доносить свои мысли?

— Недавно мы моим партнёром Евгением Никоновым выпустили книгу именно про это поколение — «Теория поколений. Необыкновенный ИКС». Она посвящена поколению родившихся в 1964 — 1984 г.г. В книге объясняются разные характеристики поколения. В том числе особенности работы с информацией.

Например, Иксы ценят краткую качественную аналитическую информацию.Текст должен быть сухим, коротким, без воды. Представители этого поколения не очень любят рассказывать успешные истории про себя, ведь это воспринимается как хвастовство.

Из других рекомендаций: этому поколению нужно показать эмоции и объяснить отношения, провести анализ плюсов и минусов.

— Миллениумы — они какие?

— Миллениумы (их черновое название — поколение «У») — родились между 1985 и 2003 г.г. Они ищут гармонию жизни в настоящем, в связи с чем ведут в устной речи и текстах разговоры о «балансе», в частности, балансе работы и жизни. Миллениумы не просто обсуждают этот вопрос, но и активно делятся опытом, у кого что получилось.

Другие важные диалоги Миллениумов, направленные на самоидентификации, касаются определения «Кто я?», «Как мне организовать свою жизнь?» и «Есть ли жизнь после корочки (то есть университетского диплома)?». Они постоянно ищут себя: ходят на тренинги, работают с коучами, меняют работы. Но ответов пока не находят.

Текст для них должен быть эмоционально насыщенным, непременно с яркими образами, подкреплёнными визуально.

— Есть ли заточенные под конкретное поколение издания?    

— Глядя на то или иное издание и формат выпускаемых материалов, можно предположить, какую аудиторию издание «цепляет» Например, AdMe.

ru находит отклик и у Миллениумов, и у «Иксов», потому что даёт хорошие визуальные образы, уникальные, ни на что не похожие картинки и информацию.

Сайт проекта «Теории и практика» тоже попадает в два поколения — она формирует конкретику и даёт прикладную пользу, помогает развиваться.

— Есть ли проблема клипового мышления у молодежи поколения Миллениум?

— Я не вижу такой проблемы. Скорее, это взгляд на ситуацию и опасение представителей других поколений (Беби-Бумеры, Иксы), которые испытывают информационную перегрузку, и которым кажется, что сейчас Миллениумы получают обрывочные, несистемные знания.

Про смыслы есть задача говорить — этого разговора для поколения не хватило и до сих пор не хватает в обществе, в то же время Миллениумы мультиканальны и умеют работать с большим объемом информации, у них большая готовность воспринимать видеоматериалы, картинки и считывать с них смысл.

Да, поколению Миллениумов не нравятся объёмные пласты просто текстов, им проще воспринимать хорошо свёрстанный текст, желательно с картинками и графикой, инфографикой, а также материалы в формате списков, таких как «10 способов» или «100 вещей, которые надо сделать».

В целом, и у Миллениумов, и в обществе я вижу запрос на содержательный контент, создающий рассказы из нескольких источников и ссылок — современный читатель уже не хочет обрывков информации.  

— «Словечки», «чашечки кофе» и прочие речевые упрощения. Их сейчас так много в нашей речи. Чем это плохо для языка?

— Есть выражения, по которым чётко опознаётся язык поколения. Например, Бэби-бумер и Икс, услышав просьбу «объяснить словечко», скорее всего, поморщится. Это не их язык — это язык Миллениумов.

В целом мы затрагиваем непоколенческий аспект, а вызов всему нашему обществу — связанный с подменой комплексного мира упрощенным, уменьшенным, немного игрушечным миром. Слова формируют мир, в котором мы живем.

Искажая слова, используя их уменьшительно-ласкательные варианты, мы искажаем картину реальности. Все эти «словечки», «тренировочки», «ручечки» — это всё слова игрушечного, невзрослого мира.

Хотя это не несёт значительной опасности для языка, но это значительно упрощает окружающую действительность и, самое важное, нашу личную ответственность за неё. Ведь всё это получается не по-настоящему, игрушечно.

— Можно ли создавать статьи специально под поколение?

— Если вы являетесь представителем определенного поколения, то вы с высокой вероятностью создадите материал на языке, понятном вашему поколению. А если вы относитесь к другому поколению — очень сложно создать аутентичный материал, будет видно, что что-то в нем не так, что человек «притворяется другим».

Это значит, что у каждого поколения будут свои Принц и Золушка — понятные им.  Невозможно прочувствовать другое поколение так, как тот, кто в нём вырос. Авторам публикаций я рекомендую сначала создавать статью на своём, близком вам языке, писать о том, что вам важно, доносить смыслы.

А при редактуре корректировать под поколение своей целевой аудитории. Опять же — если надо. Не старайтесь сразу писать из языка того поколения — скорее всего, ожидаемого результата не получите. Если вы хорошо понимаете другое поколение, добавляйте в текст слова, образы, ассоциации, которые точно зацепят читателя.

А потом попросите прочитать материал тех, кто на самом деле относится к поколению.  

— Ваш прогноз о речевом и текстовом ландшафте — с чем мы столкнёмся через 5 — 10 лет?

— Для России сейчас наступило время ликбеза. Время, когда важно общее развитие культуры, просвещение, рассказ о новых науках и технологиях. Есть запрос в обществе на содержательный диалог.

Нужно поднимать планку языка и культуры, и потому уже появились такие проекты, как «Прямая речь», «Тотальный диктант», «CityClass» и др. Я вижу, что возвращаются ёмкие, содержательные тексты, и это отражает текущий запрос общества.

Читатель пресытился быстрыми форматами, ему хочется вдумчивого диалога с писателем, автором.

И в заключение 3 совета от Евгении Шамис, как использовать теорию поколений при работе с текстом:

  1. Прочитайте материалы по теории поколений, хорошо разберитесь, что это такое. На русском — читайте на RuGenerations или в книге «Теория поколений. Необыкновенный ИКС». На английском читайте у авторов.
  2. Затачивайте свои тексты под целевую аудиторию через слова, образы, сценарии их поколения. Чтобы им было удобно вас читать и понимать.
  3. Не увлекайтесь. Да-да, не сильно увлекайтесь теорией поколений. Держите в голове как прикладной инструмент и используйте по назначению.

Получите записи онлайн-конференции «Нейрокопирайтинг» →

И самое главное: держите планку! Помните, что наша общая задача — повысить конкурентоспособность России в мире. Нам нужно быть готовыми к новой высоте, и для этого начать с себя. Проводить ликбез другим, учиться, передавать знания, делиться своим опытом. Впрочем, это актуально для всего мира — повысить культуру и образованность, готовность заботиться и делать мир лучше.

Источник: http://freepublicity.ru/teorija-pokolenij/

Нежный возраст | Полезное чтение

Как восприняли кризис разные поколения?

Сегодня мы расскажем о кризисе первой четверти жизни, о том, как он сказывается на карьере и качестве жизни целого поколения, а также постараемся ответить на вопросы, почему «быть молодым взрослым» стало означать «быть самым несчастным взрослым» и что делать с этим знанием.

Считается, что те, кто моложе 35, такие, как наша Люси , изначально попали в более благоприятные условия жизни, в том числе и в России: Совок, в котором формировались их родители, воспринимается как доисторическое прошлое, а «лихие» 1990-е, в которые выжили их работодатели и старшие коллеги, — как страшная сказка, поэтому они витают в облаках.

Но все не так просто.

Статья будет полезна как молодым специалистам, так и старшему поколению, в первую очередь родителям и работодателям, которым может казаться, что все проблемы современной молодежи сводятся к ее завышенным ожиданиям.

Реальность кусается

Пока вы были тинейджером или студентом, вы мечтали о взрослой, независимой жизни и безграничном море возможностей.

Когда эта взрослая жизнь наконец наступила, выяснилось, что возможности ограниченны, море мелковато и вас в нем никто не ждал. И по большому счету разделить свои опасения и переживания не с кем.

Вы не чувствуете себя независимым, зато ощущаете постоянное беспокойство: боитесь провалов, нервничаете из-за отношений и очень сильно переживаете, что не успеете сделать карьеру — сначала до 25, потом до 30, потом до 35.

И, вероятнее всего, это правда — вы действительно не успеете. И ваша карьера отличается и будет сильно отличаться от ваших идеальных представлений о ней, даже если она вполне успешна и в итоге вы получите даже больше, чем хотели.

А тут еще экономический кризис, в том числе и на рынке труда, который бьет в первую очередь по одиноким молодым специалистам, не имеющим накоплений и уже стесняющимся просить помощи у родителей.

В итоге денег отчаянно не хватает, ипотека или ее пугающая перспектива заставляет просыпаться среди ночи в холодном поту. Сверстники заводят семьи, а вы не можете понять, зачем вообще все это нужно… И кажется, что уже почти все потеряно, а ничего еще так и не началось.

Кризис первой четверти жизни

По научному это называется кризисом первой четверти жизни. И, в отличие от других возрастных кризисов, кризис первой четверти является новым словом в развитии в первую очередь постиндустриальной цивилизации.

«Этот феномен характеризуется неуверенностью, разочарованностью, чувством одиночества и депрессией и „диагностируется“ у молодых людей 25+ вскоре после того, как они начинают открывать для себя „реальный“ мир.

Чаще всего от кризиса первой четверти жизни страдают молодые профессионалы с высшим образованием», — говорит один из первооткрывателей явления Оливер Робинсон

Кризис первой четверти жизни имеет размытую продолжительность и охватывает период между 25 и 35 годами в западных странах, чисто статистически его пик приходится примерно на 30 лет.

В России молодые люди раньше заводят семью, поэтому возрастные рамки кризиса первой четверти могут быть сдвинуты на чуть более ранний возраст, что не меняет сути явления.

Это начало карьеры и взрослой жизни, когда вступивший в нее молодой человек вроде бы взрослый и самостоятельный, но, независимо от его реальных достижений (за очень редким исключением), его окружение не воспринимает его таковым. По крайней мере, пока он не обрастет семьей, ипотекой и прочими «взрослыми обязательствами».

Однако это не значит, что кризис первой четверти жизни вытеснил каким-то образом кризис среднего возраста, который наступает после 40 лет.

Речь идет о двух разных феноменах, у них есть схожие «симптомы», но от более возрастного кризиса среднего возраста, основанного на сожалениях об упущенных возможностях, кризис первой четверти отличает обостренное восприятие несоответствия окружающей действительности ожиданиям, сформированным в более раннем возрасте (до 25 лет).

А как у нас

В России никто подобных исследований не проводил, тем не менее рискнем предположить, что отечественные молодые специалисты находятся в еще более жестких условиях как минимум по двум причинам.

Во-первых, в силу низкой социальной защищенности и полного отсутствия уверенности в завтрашнем дне. И это вполне объективный критерий, учитывая гораздо более низкий уровень жизни и ее качество в сравнении с США и Западной Европой.

Например, если на Западе высшее образование является пропуском в более-менее обеспеченную жизнь и почти автоматически исключает тебя из соискателей на вакансию в «Макдоналдс», то в России высшее образование (особенно гуманитарное) часто остается обязательной, но, как правило, ничего не значащей для карьеры формальностью.

Во-вторых, из-за особенностей корпоративной культуры, точнее говоря, из-за патриархального уклада, выродившегося в традиции, называемые в армии дедовщиной.

Сами виноваты?

Как уже говорилось выше, в отличие от других возрастных кризисов, например кризиса среднего возраста, кризис первой четверти изучен мало и не вызывает особого сочувствия у «взрослого» большинства.

Отсюда мнение о том, что современная молодежь избалованна, требует особого отношения к себе в работе, хочет только развлекаться, сидеть в соцсетях и ловить покемонов .

А в своих несчастьях виновата сама, потому что страдает от завышенных ожиданий. Да еще и хочет быть на равных со «старшими по званию».

Между тем эти претензии, мягко говоря, не совсем справедливы .

Высококвалифицированные работники нового поколения ориентированы на то, чтобы работать «за идею», а не только за зарплату, им хотелось бы видеть свою работу как место, где они смогут самореализоваться и принести пользу. Более того, работа для них значит гораздо больше, чем для их родителей или старших товарищей.

В руководителе они видят прежде всего наставника, а не просто начальника, которого нужно бояться и уважать за волюнтаризм и дурной характер.

Для современного образованного и мотивированного молодого специалиста работа является полноценной и неотъемлемой частью жизни, а не просто тем местом, про которое забываешь, выходя вечером за порог офиса.

Равнение на молодость

«Моя работа — это не я сам» — последний лозунг предыдущего поколения, которому сложно понять, почему их молодые товарищи так упираются и переживают из-за своей карьеры.

Если работа для тебя значит так много, завышенные ожидания, в которых обвиняют молодежь, — вполне естественная реакция, а вовсе не нарциссизм.

Молодые люди гораздо взрослее и ответственнее своих предшественников и понимают, что нельзя бесконечно и безнаказанно тратить свое время на то, что тебе не походит.

А что же делать тем, кто находится в самом эпицентре всех описанных выше переживаний?

Верные признаки

Кризис первой четверти — болезненный, но продуктивный процесс, потому что в итоге мук выбора и обретения уверенности взрослый человек выходит из него, гораздо четче понимая свои цели и механизм их достижения.

К сожалению, по общему мнению специалистов, это тот случай, когда знание проблемы мало помогает в ее решении, а попытки избежать болезненных переживаний без реальных изменений в образе жизни, наоборот, могут привести к усугублению ситуации.

Тем не менее кризис первой четверти, как и любой подобного рода феномен, имеет отличительные признаки. Итак, вы без труда можете диагностировать его у себя, если:

Иногда ваша работа кажется тюрьмой, а успехи не делают вас счастливее.

Один из самых верных признаков кризиса первой четверти — это регулярно возникающее ощущение, что на своей работе ты пойман в ловушку. Даже если дела идут в гору, вы сидите и ждете когда «Цукерберг позвонит».

Хорошая новость. На самом деле все не так уж и глупо, потому что это означает, что вы серьезно сфокусированы на карьере, а реальность просто не соответствует вашим карьерным ожиданиям. Пока.

Часто мечтаете о «захвате мира» в очереди за кофе.

И снова ничего страшного. Исследования говорят нам, что витание в облаках вовсе не обязательно является признаком идиотизма или, того хуже, инфантильности. Это всего лишь признак креативности.

Между 25 и 30 годами мы активно ищем себя, на практике примеряя разные ролевые модели, мечтам о том, чем бы на самом деле хотели заниматься, независимо от мнения окружающих. Главное, не слишком увлекаться и действительно пробовать изменить свою жизнь, а не просто мечтать об этом.

Окончательно теряете друзей детства.

Внезапно вы понимаете, что понятия «мы» применительно к вашей старой компании больше не существует, потому что между вами и вашими старыми друзьями нет ничего общего.

Это неприятное, но ожидаемое открытие. Вы в 25 и вы же в 17 — это совершенно разные люди, и этим людям комфортно в разном окружении.

Пробуете сделать то, что всегда хотели попробовать, но никак не решались.

Это может быть все что угодно: сплав по бурным уральским рекам, экспедиция на Камчатку, бальные танцы или каучсерфинг, тренинги личной эффективности или писательство — в общем, то, что мы все время откладывали, потому что не было либо времени, либо денег, но чаще всего силы воли.

По мнению австралийского блогера и писателя Джонатана Аллена , решаясь наконец попробовать что-то подобное, мы подсознательно пытаемся доказать миру, что имеем собственное обоснованное мнение о его устройстве. И пусть этот мир существует только у нас в голове, уверенность в себе вполне реальна и очень полезна.

Не жалеете о том, что в пятницу вечером остаетесь дома.

Отказываясь от перспективы напиться с друзьями до беспамятства и обойти все клубы в округе, вы напрасно думаете, что старость пришла гораздо раньше, чем вы надеялись.

Оставаясь дома с сериалом или с книгой, вы, во-первых, наконец-то прислушиваетесь к требованиям своего многострадального организма, а во-вторых, делаете осознанный выбор, игнорируя давление своего окружения.

Дальше будет легче

Большинство исследователей считают, что кризис первой четверти нужно просто пережить с четкой мыслью: дальше будет легче.

И статистика показывает, что это действительно так. После 30 лет переживания по поводу своего соответствия окружающему миру становятся мягче, а годам к 50 и вовсе сходят на нет.

Советы о том, как облегчить его бремя, сводятся к простым правилам, применимым почти в любой непростой жизненной ситуации.

Относитесь к себе терпимее.

Не отказывайте себе в том, чтобы просто наслаждаться жизнью.

— Принимайте вызовы, будьте последовательны в попытках справиться с ними и не снижайте планку.

Избегайте общения с теми, кто оказывает на вас давление или пытается сбить вам цену и причинить боль.

— Не относитесь к этому возрастному кризису слишком серьезно, даже если обнаружили у себя все его симптомы.

— Не слишком доверяйте медиа и будьте осторожны с социальными сетями.

-А старшему поколению, бурная молодость которого пришлась на более «суровые» времена, имеет смысл поучиться у продвинутой молодежи нацеленности на карьерные достижения и конкретные цели, критичности мышления, восприимчивости и уважению к себе.

Иллюстрации: Константин Амелин

Источники: hbr , the guardian , personaltao , lifehack

Послесловие:

Сергей Козлов, Генеральный директор Мегаплана

Проживая от одного жизненного этапа к другому, сталкиваешься с новыми, неизведанными ранее трудностями и разочарованиями. А некоторые ценности, такие как, например, школьные или студенческие друзья, удаляются навсегда. И даже в скайпе уже не поздравляют с днем рождения.

4–5 лет назад у нас в Мегаплане средний возраст был 25 лет. Сейчас ближе к 30. И я часто наблюдаю, как кризис первой четверти жизни накрывает с головой некоторых работников. Начинаются метания, они резко меняют курс движения и не находят гениального выхода из ситуации.

Знакомы ли эти переживания поколению, которое помнит как перематывать кассету с помощью карандаша?

Источник: http://letters.megaplan.ru/quatercrisis

X, Y, Z: теории поколений в России

Как восприняли кризис разные поколения?

Диалог на тему сменяемости и отличий поколений друг от друга начался достаточно давно (например, в учениях древнегреческого учёного Полибия), однако научное осмысление этой проблемы началось относительно недавно, в начале XX века.

Первое освещение они получили в работах Мангейма и Ортеги-и-Гассета, которые говорили о социологических аспектах формирования поколений. Спустя почти сотню лет их теории были продолжены и дополнены современной, классической концепцией, которую изложили американские ученые Уильям Штраусс и Нил Хоув.

Сегодня эта теория набрала популярность благодаря своей актуальности и широкой популяризации в социальных медиа.

Одна из картинок в нашумевшей статье о поколении Y в блоге Wait but why

Знаменитая концепция «Беби-бум, X Y Z», как её называют на просторах интернета, находит применение в социологии, политологии, философии, антропологии и экономических науках. 

В России теории поколений особое внимание уделяют маркетологи, которые используют знания о поколениях потребителей и разрабатывают стратегии взаимодействия с ними. 

Теория поколений Штраусса и Хоува в своём изначальном варианте строилась исключительно на исследованиях американского общества. В дальнейшем принципы теории поколений использовали и для анализа процессов в других странах.

Среди отечественных популяризаторов теории наиболее известна Евгения Шамис, которая превратила изучение поколенческих тенденций в бизнес, помогающий современным компаниям управлять персоналом, который состоит из представителей разных поколений.

Вот Евгения Шамис рассказывает об основах теории поколений

Смысл теории

Конфликты и непонимание между поколениями закономерны и объяснимы, ведь социокультурный прототип определяется окружающей средой, которая отражает дух времени в данный конкретный момент.

Только приспособлением к условиям вид способен выжить, ему приходится играть по постоянно меняющимся правилам.

Экономический кризис, голод, война, или наоборот, резкое улучшение качества жизни напрямую влияет на то, как личность формируется и воспринимает себя в условиях, в которых она оказалась.

По Штарусу и Хоуву поколения — это совокупность всех людей, которые появились на свет во временном промежутке 20-25 лет. Критерии поколения:

  • одна историческая эпоха, в которой представители поколения, находясь примерно в одной возрастной категории, делят воспоминания о ключевых событиях, культурные и социальные веяния;
  • общие убеждения и модели поведения;
  • чувство принадлежности к данному поколению.

Четыре поколения на одном фото

История человечества условно делится на поколенческие эры, которым характерны взлеты и падения, иными словами, обладающие волнообразной структурой. Авторы концепции называют эти периоды превращениями или периодами, в которых поколения образуются по общим закономерностям. Этапы превращения:

  • Подъём: общество разделяет коллективные интересы и ориентируется на власть и авторитет институтов; в эту фазу появляется поколение Пророков.
  • Пробуждение: встаёт вопрос противостояния индивида обществу, развивается культура индивидуализма, культ бунта и противостояния старым порядкам, усталость от дисциплины; в эту фазу появляется поколение Странников.
  • Спад: процветает индивидуализм, государственным институтам не доверяют; в эту фазу появляется поколение Героев. 
  • Кризис: возрождаются идеи сильных государственных институтов. На месте старой государственной власти зарождается новая, которая сплачивает общество под эгидой общих ценностей. В эту фазу появляется поколение Художников.

Типичная таблица, иллюстрирующая смену поколений по Штрауссу-Хоуву

Архетипы поколений: борьба Странников с Пророками, страдания Героев и оптимизм Художников

Поколение Пророков, которое появляется на свет в фазу подъёма после кризиса, строят новое общество и верят в коллективизм, светлое будущее и прогресс. В российской истории это этап советской оттепели, когда появились первые признаки свободы после тяжелых военных времён и сталинских репрессий.

Дети, которые родились и выросли в это время, застали первый полёт в космос, эффективность государственной власти и её социальность. Вспомните, как нахваливают наши бабушки и дедушки советские медицину и образование. Институты власти исправно выполняли свою функцию, обеспечивали население работой и жильём, подкрепляя свои действия идеологическим подтекстом.

Это были времена, когда народ начал жить хорошо по сравнению с кризисным временем, которое было до этого.

Это поколение, в соответствии с ещё одной классификацией, называют Беби-Бумерами. В период оттепели, когда общество сплочено и оптимистично, семья и дети становятся главной ценностью, наряду с непогрешимостью существующей власти. 

Михаил Андреевич родился в начале пятидесятых годов. Когда он был мальчишкой, он писал письма Гагарину и мечтал быть таким же храбрым и сильным, как первый космонавт. Миша с детства был уверен, что его страна — самая великая в мире держава, он без памяти любит Родину и готов всю жизнь трудиться на общее благо.

Он поступает в институт, выходит из него квалифицированным специалистом, устраивается на работу, женится. Всё это время он проходит стадии, причисляющие его к форме общности: Миша был и октябрёнком, и пионером, и комсомольцем, а потом и в партийные ряды записался. К своим тридцати годам Михаил Андреевич специалист, патриот, муж и отец двоих-троих детей.

На его здоровье положительно отразился тренд спорта, а на интеллекте — культивируемая патологическая любовь к чтению.

Кадр из к/ф «Воскресный папа»

Его младшая дочь Елена, которая появилась на свет в начале 70-х годов, уже не так оптимистично настроена на будущее.

На её молодость приходятся кризисы холодной войны, её братья воевали в Афганистане, а некоторые одноклассники не дожили до тридцати из-за героиновой зависимости. Дисциплина «совка» её немного раздражает, так как она подрывает её личные стремления и интересы.

В это время развивается телевидение, которое возвещает молодой Лене о падении Берлинской стены, о разрушении Страны Советов, о том, что Грузия, куда Лена с семьёй ездила каждое лето, теперь стала зарубежной стеной.

На тот момент, когда Лена заканчивает институт и выходит замуж, страны, в которой она родилась, уже нет, и идеалов, соответственно, тоже. Нужно выживать. В подобных условиях растёт поколение X, или Странники.

Лена устраивается на работу и начинает зарабатывать всеми доступными способами. Так как система формируется заново, к тридцати годам она уже занимает руководящий пост, учится лавировать и содержать семью в условиях неопределённости.

В это время повышен личный драматизм, так как падение духовных стереотипов довольно драматично отразилось на судьбе «иксов». Если в советское время брак приходилось тянуть до последнего, потому что развод порицался, то после 1991-го года браки посыпались, как карточные домики.

К середине девяностых у Лены за плечами есть один развод и несколько неудачных опытов отношений вне брака.

Кадр из к/ф «Зимняя вишня»

В лихие девяностые у Елены рождается дочь Люся. Да, да, та самая страдающая Люся из нашумевшей статьи. Живущая в относительном достатке, она растёт в атмосфере индивидуализма, где человек человеку ничего не должен, а самое главное в жизни — самореализация.

Мама Лена прикладывала все усилия, чтобы у Люси было всё (крыша над головой, образование…), и продолжает поддерживать её даже во взрослом возрасте. Ближе к 30 годам Люся становится депрессивно настроенным «переподростком», застрявшим в иллюзиях собственной исключительности.

Это поколение называют ещё поколением «Питер Пенов», наивных и сложных в общении, не определившихся со своими целями и постоянно сравнивающих себя с другими. Замуж Люся не спешит, за её плечами — постоянная смена рабочих мест и разочарования.

Она ходит в кедах и свитшоте, работает в опен-спейсе менеджером по контенту, на выходных играет в PlayStation или ходит на выставки или тренинги по личностному росту. Так выглядит портрет российского поколения Y, или Героев.

Кадр из т/с «Моя прекрасная няня»

После 2000 года у «игреков», а иногда и у «иксов», которые ещё относительно молоды, рождаются дети, которые мыслят другими категориями. Они не помнят жизни без интернета и гаджетов, их мир лежит за пределами государственных границ, они свободно передвигаются по планете и легко меняют круг общения. Сейчас они только вступают во взрослую жизнь, и у них абсолютно другой подход к ней. 

Младший брат Люси Дима, типичный представитель поколения Z, или Художник, отлично разбирается в тенденциях моды и активно пользуется киберпространством.

Он ведёт свой стрим на твиче, присутствует во всех социальных сетях, не считает нужным накапливать информацию, так как её слишком много.

Дима надеется на силу гугла и уверен, что его жизнь будет протекать в относительном комфорте, где ему не нужно будет бороться за место под солнцем. Это поколение домоседов (Homelanders).

У Димы нет кумиров, потому что на каждый подросток может набрать миллионы просмотров, если предложит качественный контент. По сравнению со своей старшей сестрой, цифровой иммигранткой (потому что в её детстве интернета не было), ему не приходится лихорадочно учиться, чтобы быть на волне, он гармонично постигает новые тенденции и следует им.

EeOneGuy, один из топовых -блогеров

Критика теории и альтернативы: почему Сбербанк так интересуется теорией поколений

Поколенческая теория продолжает развиваться и встречает обоснованную критику. Естественно, идея цикличности не нова: эти тенденции просматриваются и в исторической, и экономической науке.

Однако, при анализе данных Штраус и Хоув не учитывают ни демографических факторов, ни отдельных характеристик личности, ведь не всех представителей того или иного поколения можно отнести к соответствующему типу, поэтому течение циклов может протекать не так равномерно, как хотелось бы исследователям.

Несмотря на глобализацию, представители разных стран сталкиваются c различными условиями, так что вряд ли можно говорить о чётких тенденциях внутри того или иного общества.

В российском научном сообществе теорию поколений в её классическом варианте иногда сравнивают с гороскопами, когда одни признаки из описания поколения признаются истинными, а другие, иногда противоречащие реальности, просто игнорируются.

До сих пор ведётся полемика о том, применима ли вообще теория к российскому обществу. Приведённая в этой статье классификация очень обобщённая и упрощённая, поэтому каждый индивид внутри поколения может с ней согласиться или не согласиться.

 

Несмотря на противоречивость подхода, российские компании, например, Сбербанк, заинтересованы в исследовании поколенческих тенденций. Попытка понять, что движет поколениями Y и Z, поможет руководителям компаний правильно организовать трудовой процесс и обеспечить рост бизнеса.

На примере тех же Люси и Димы рассматриваются схемы общения и постановки задач, которые давно не сходятся с традиционными методами управления персоналом.

Проект Евгении Шамис “RuGenerations” занимается изучением поколений как раз с точки зрения работы HR и маркетинга, которое направлено на обучение и введение в корпоративные процессы молодых представителей общества.

Источник: https://newtonew.com/science/x-y-z-teorii-pokoleniy-v-rossii

Как молодёжь воспринимает революцию?

Как восприняли кризис разные поколения?

В канун столетия Великой Октябрьской социалистической революции в нашем крае проводятся различные мероприятия, посвящённые этой знаменательной юбилейной дате. Городская библиотечная сеть Ставрополя организовала в своих филиалах цикл выставок, открытых уроков и лекций для старшеклассников и студентов.

Посыл от старших…

Библиотекари подошли к организации мероприятий со всей ответственностью: выставили на красочных стендах разнообразные издания художественных произведений, исторических и публицистических трудов, посвящённых трём русским революциям, подготовили богатый иллюстративный материал на мультимедийных носителях.

– Мы рассказали детям не только о самой Октябрьской революции, но и о предпосылках её возникновения: о Первой мировой войне и о Февральской революции, о том, что представлял собой царизм, как жили простые люди на селе и в городах – голодали и нищенствовали, – говорит библиотекарь Зоя Мазникова. – Далее рассказали о том, какие произошли последствия не только для России, но и для всего мира. Показали кратко всю советскую историю до попыток переворотов 1991 и 1993 годов. К сожалению, мы немного ошиблись с выбором целевой аудитории – мы пригласили 9-классников, а они ещё не изучали этот период отечественной истории начала ХХ века. И даже учителя нацелили их на то, что революция несла для всех зло. Мы же представили им это по-другому и увидели много недопонимания. В результате не произошло интерактивной дискуссии – дети были сильно скованы.

– То, что революция была необходима в конце 1917 года – это вопрос бесспорный, – подключается к дискуссии библиотекарь Надежда Николаевна. – Да, переход к построению нового общества был страшным и болезненным, но он был нужным. Поэтому учителя абсолютно не правы, говоря о том, что это было злом.

Наша страна получила то, чего не было в прежние времена: была ликвидирована неграмотность, были подняты промышленность и сельское хозяйство, стали процветать города. Благодаря патриотизму и сплочённости народ молодой республики не только поднял экономику, но и победил фашизм в страшной войне. Но это настрой нашего старшего поколения.

Ведь нам до сих пор представляется, что мы жили в советской стране, как в раю. Молодёжь воспринимает это совсем иначе.

… и ответ от младших

Да, юным гостям мероприятий, проходящих в эти дни не только в библиотеках, но и в музеях, школах, вузах, трудно бывает сформулировать своё отношение к событиям столетней давности, но всё-таки некоторые из них высказали своё мнение о революции.

Артём Харитонов, 14 лет, учащийся 8-го класса 32-й школы:

– Революция в моём понимании – это резкий скачок в развитии общества, чаще всего от регресса к прогрессу, но иногда и обратно.

На момент октября 1917 года это было очень рискованно, так как верховная власть и буржуазия могли привлечь армию и полицию на подавление восстания. Как и любое другое восстание, Октябрьская революция принесла с собой кровопролитную Гражданскую войну.

С другой стороны, я всецело поддерживаю революционеров, так как целью их восстания стали свобода, равенство и братство.

Кирсан Шевченко, 15 лет, учащийся 9-го класса 18-й школы:

– Я думаю, революция была нужна, потому что большевики видели последствия двух первых русских революций и то, что состояние народа было плачевным. Поэтому они совершили эту революцию, чтобы в страну не пришёл тотальный крах. Плюс кризис, вызванный Первой мировой войной.

Хотя перед войной в России были хорошие экономические показатели, но состояние жизни простого народа было плохое. Те же крестьяне не имели практически никаких прав и собственности, а рабочие трудились за гроши.

Я немного увлекаюсь историей, и темы разных революций интересны мне – нужно знать все хорошие и плохие моменты, чтобы не повторить их в будущем.

Нарина Балуянц, 22 года, выпускница Гуманитарного института СКФУ:

– Революция в моем понимании – это глобальные резкие перемены, спровоцированные насильственным путём, без добровольных содействий. Мнение народа в такое время чаще всего не осмысливается властью, а мнение правительства не учитывается народом вовсе.

Грубо говоря, общество становится заложником интересов посторонних людей у власти. Безусловно, как и во время любых политических и социальных перемен, идеи несли плюсы и минусы.

Сложно представить судьбу страны без этих исторических событий, поэтому и трудно судить о целесообразности революции. Я думаю, она порождала действительность, которая подтверждала у одних прогрессивные взгляды, а у других – чувство несправедливости.

Впрочем, даже историки расходятся во мнении, а человек, воспитанный в новом веке, не сможет оценить это событие в полной мере.

Как видим, представители молодого поколения воспринимают революцию неоднозначно, но чаще всего их суждения могут показаться наивными или скопированными со слов учителей и учебных пособий. Жаль, что лишь немногие имеют желание поразмышлять и высказаться на эту тему. Большинство же, к сожалению, остаётся равнодушным…

Андрей КОЗЛОВ

Источник: http://stavgubernia.ru/2017/11/01/kak-molodjozh-vosprinimaet-revolyuciyu/

Маркетинг для разных поколений: от беби-бумеров до поколения Z

Как восприняли кризис разные поколения?

На молодежную аудиторию традиционные инструменты продвижения вроде рекламы по телевизору работают все хуже. Меняются критерии выбора, покупки товаров, представления о роскоши и необходимости. Понять приоритеты представителей разных поколений помогает теория, согласно которой каждые двадцать лет рождаются люди с новыми ценностями, непохожими на ценности их отцов.

Что такое теория поколений

Теория поколений была выдвинута в 90-х гг прошлого века американскими исследователями Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом.

Они предположили, что различия между поколениями глубже, чем проблема «отцов и детей»: в противном случае «дети» по достижению возраста своих «отцов» становились бы очень похожими на них.

Людей одного возраста объединяет не только общий исторический контекст, но и сформированная под его влиянием система ценностей. При этом изменения в ценностях поколений носят циклический характер.

Проанилизировав историю США с конца 16 века, Штраусс и Хоув выделили 4 типа (или архетипа, как они их называют) поколений: пророки, странники, герои и художники, — циклично сменяющих друг друга, как четыре времени года. Смена поколений происходит примерно раз в 20 лет, соответственно, время полного цикла и рождения поколений с похожими характеристиками составляет около 80 лет.

В XX веке исследователи выделили следующие поколения в США:

Название поколенияАрхетип поколенияГоды рождения
Великое поколение герои 1901 – 1924
Молчаливое поколение художники 1925 – 1942
Беби-бумеры странники 1943 – 1960
Поколение X пророки 1961 – 1981
Поколение Y герои 1982 – 2004
Поколение Z художники 2005 – наст. время

При этом каждый тип поколений приходится на определенный цикл общественного и экономического развития: подъем, пробуждение, спад, кризис (high, awakening, unraveling, crisis). Так, поколение беби-бумеров родилось в период подъема, поколение Х — в период пробуждения, Y — в период спада, а на Z приходится очередной период кризиса.

Стоит учитывать, что границы между поколениями всегда размыты, и на стыке поколений рождаются люди, сочетающие в себе ценности обоих, так называемые эхо-поколения.

Позднее теория была опробована для других стран, и оказалось, что с некоторой корректировкой на местный контекст она работает.

Теорию поколений в России адаптируют примерно следующим образом:

  • Великое поколение — 1900 — 1923;
  • Молчаливое поколение — 1923 — 1943;
  • Поколение беби-бумеров — 1943 — 1963;
  • Поколение Х — 1963 — 1984;
  • Поколение Y — 1983 — 2000;
  • Поколение Z — c начала 2000-х годов;
  • Поколение Альфа (выделяется рядом исследователей) — дети, рожденные после 2010 года.

Поколения и маркетинг

В России сегодня наиболее активными потребителями товаров, а также основной работающей категорией граждан являются три поколения: беби-бумеры, X и Y.

По последним данным Росстата на 1 января 2014 года, к поколению Y (молодежь в возрасте от 15 до 29 лет) можно отнести около 29,5 млн человек, к поколению X (30–49 лет) — около 41,2 млн человек, к беби-бумерам (50–69 лет) — около 36 млн человек. Кроме того, начинает подрастать поколение Z, к которому бизнес еще только присматривается. К «зетам» (от 0 до 14 лет) можно отнести около 23,4 млн человек.

https://www.youtube.com/watch?v=MBUCZ-dAVzY

Процентный вес поколений в общем населении России (143,7 млн человек) выглядит следующим образом: поколение Y — 20,5%, поколение X — 28,7%, беби-бумеры — 25%, поколение Z — 16,3%.

Поколение беби-бумеров в России выросло после победы в Великой Отечественной войне, во времена советской оттепели, первого полета человека в космос.

Они выросли с психологией победителей, эти люди верили и верят до сих пор в свою страну — «супердержаву». Это патриотичные и оптимистичные люди с командным духом и культом молодости.

Беби-бумеры ведут активный образ жизни: посещают фитнес-клубы, осваивают новые технологии, путешествуют. Такие люди предпочитают командные виды спорта.

Взросление поколения Х пришлось на годы холодной воды, перестройки, перехода к рыночной экономике. Их отличает готовность к изменениям, индивидуализм, прагматизм. По очевидным причинам, они гораздо менее патриотичны, чем их отцы.

«Иксов» также называют детьми «с ключом на шее»: пока их родители вкалывали на смене от звонка до звонка, они учились сами делать уроки, разогревать и готовить обед, планировать досуг. Отсюда ранняя самостоятельность людей этого поколения, надежда на собственные силы.

В отличие от предшественников, «иксы» предпочитают индивидуальные виды спорта, чрезвычайно ценят время, а поэтому являются активными потребителями полуфабрикатов и фаст-фуда.

Поколение Y, или, как его еще называют, поколение миллениалов, стало свидетелем распада СССР, смены экономической и политической модели развития страны. На их глазах игреков происходило стремительное развитие интернета, мобильной связи, цифровых технологий.

Пережив столько изменений, «игреки» абсолютно не верят в долгосрочные перспективы и не строят далеких планов. А следовательно не готовы работать в одной организации десятками лет, чтобы построить карьеру.

Кроме того, видя опыт своих родителей, всю жизнь работающих на нелюбимой работе или живущих в браке с нелюбимым человеком, игреки не хотят повторять их ошибок. Ценность работы как источника средств сменяется важностью получения удовольствия от работы.

При этом большинство миллениалов уже не приучены к такой самостоятельности, как их предшественники.

Специфика «игреков»

Если к предпочтениям беби-бумеров и поколения X бизнес уже успел приспособиться, то с поколением Y, не так давно проявившим экономическую активность, еще не всегда. Пожалуй, первыми с необходимостью подстраиваться под «игреков» в России столкнулись рекрутеры, тем более что молодежь этого поколения в дефиците из-за демографического провала 90-х гг.

Поколение Y стало первым поколением, существенно пошатнувшим традиционные маркетинговые стратегии крупных компаний: имея круглосуточный доступ к информации в сети и активно пользуясь соцмедиа, они не доверяют прямой рекламе. Любую информацию о качестве продуктов и отзывы о нем они могут проверить и проверяют в режиме онлайн.

Для старших предшественников «игреков» известный бренд компании, знакомый с детства, запоминался на всю жизнь и становился символом надежности и качества. Утрируя, беби-бумеры и «иксы» будут покупать Sony и Mercedes, невзирая на нынешние позиции бренда.

Миллениалы гораздо циничнее к брендам, им неинтересна их древняя история, они оценивают только то, что могут получить здесь и сейчас. Кроме того, плохо признающим авторитеты «игрекам» уже не нужна машина «как у богатого соседа».

Милленилы как никто эгоистичны, хотят выделяться и быть особенными.

Специфика поведения, разумеется, сказывается не только на том, как «игреки» потребляют товары и услуги, но и на том, как выбирают работу. Миллениалы оказались первым поколением, кого, к примеру, не привлекала скучная работа в банке. И здесь работодателям приходится идти на уловки.

С целью удержать «игреков» компании вводят элементы игровой мотивации для сотрудников, развивают внутренние корпоративные социальные сети, идут на уступки с графиком и пр. Выявление особенностей поколений может существенно помочь бизнесу эффективно взаимодействовать с аудиторией.

Ссылка по теме: весь цикл «Маркетинг для поколений»

Источник картинки на тизере: Depositphotos

Источник: https://www.cossa.ru/152/107777/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.