Как стать профессором наук

Содержание

Кто такой доцент, профессор, кандидат наук?

Как стать профессором наук

Продолжая тему, поднятую в статье «Профессия, специальность, специализация… Давайте разберемся!», предлагаю коснуться ученых степеней и званий, а также связанных с ними должностей, чтобы лучше понимать эти привычные, на первый взгляд, понятия.

Ученая степень

Ученая степень — титул, который присваивается соискателю научным сообществом и удостоверяет его компетентность в определенной научной области. Большинство стран СНГ унаследовали систему ученых степеней от СССР (Украина — в их числе), поэтому на сегодняшний день представитель отечественной науки может стать:

  • кандидатом наук
  • доктором наук

Ученую степень соискателю присуждает уполномоченный государственный орган. В СССР он носил название ВАК (высшая аттестационная комиссия). Как правило, в странах СНГ название этого органа не изменилось. Решение о присуждении ученой степени кандидата или доктора наук ВАК принимает по результатам защиты диссертации (соответственно, кандидатской или докторской).

Защита диссертации проходит в ученом специализированном совете — сообществе уважаемых ученых, которые занимаются наукой определенной тематики, и могут дать компетентную оценку трудам соискателя.

Как правило, ученые специализированные советы открываются в ВУЗах или научно-исследовательских институтах, чтобы работающие в них кадры могли защищаться «не выходя из дома».

Если же в родном заведении совета по Вашей специальности не нашлось, Вы можете идти в соседнее.

Кандидат наук

Аспирантура представляет собой стартовый «инкубатор» по подготовке молодых научных кадров. Аспирантами дневной формы обучения становятся, как правило, сразу после окончания ВУЗа. Заочным аспирантом (или просто соискателем) можно стать без привязки к дате дипломирования, но наличие диплома о высшем образовании является практически обязательным условием для поступления в аспирантуру.

При успешном стечении обстоятельств, главным из которых является защита кандидатской диссертации, аспирант становится кандидатом наук. Хотя бывают исключения, и ученую степень присуждают без защиты диссертации, но можно себе представить, каким мощным в этом случае должен быть вклад ученого в науку.

Кандидат наук — самая распространенная ученая степень среди научно-педагогического состава ВУЗов и работников различных научно-исследовательских институтов. Как правило, кандидатская степень дает право на небольшую прибавку к зарплате (в Украине — порядка 15%), а также открывает перспективы для получения должности доцента (см. ниже) или аналогичной.

Доктор наук

Кандидат наук, который решил окончательно покорить научный пьедестал, становится докторантом. Для этого можно поступить в докторантуру, что, теоретически, позволит освободиться от некоторых должностных обязанностей (например, уменьшить преподавательскую нагрузку в ВУЗе). Но можно быть докторантом и «заочно» — просто писать докторскую диссертацию без каких-либо изменений в своей работе.

Считается, что степень доктора наук является наивысшим критерием компетентности и состоятельности ученого, поэтому и требования к подготовке докторской диссертации (и её защите) существенно выше, нежели к кандидатской. Хотя в формальном плане существенных различий между этими процессами нет.

Доктор наук — значительно менее распространенная ученая степень, так как далеко не все кандидаты наук хотят (стремятся, могут) стать докторами. В плане преференций, докторская степень позволяет ученому претендовать на должность профессора (с учетом некоторых других условий), а также рассчитывать на более высокую надбавку к зарплате.

Должности для кандидатов и докторов наук

Важно понимать, что ученая степень автоматически не связывается с должностью, которую занимает ученый. Обычно «расклад» по должностям, которые ученые занимают в ВУЗе (и на которые они претендуют), следующий.

Без должности

Аспирант может не иметь никакой должности и заниматься на кафедре только научной работой. Должность также не нужна заочнику или соискателю.

Ассистент

Ассистентом может быть аспирант или даже кандидат наук.

Старший преподаватель

На должности старшего преподавателя могут работать бывшие аспиранты (не ставшие кандидатами, но накопившие определенный опыт), или кандидаты наук. Эта должность считается в некотором роде «переходной», когда человека без ученой степени нужно просто поддержать морально, и повысить из ассистентов.

Доцент

На должности доцента работают, как правило, кандидаты наук. Иногда — доктора.

Профессор

Должности профессора удостаиваются, как правило, доктора наук. Кандидаты наук работают профессорами очень редко (эта должность — для очень уважаемых ученых).

Реальная картина по распределению должностей

Стоит сказать, что кандидат или доктор наук может претендовать на любую должность, но далеко не всегда эта должность имеется «в наличии».

В реальности ситуация нередко складывается таким образом, что кандидаты долгое время работают ассистентами или старшими преподавателями, а доктора наук — доцентами, так как ВУЗ не выделяет новых штатных единиц на кафедрах.

Процесс этот сильно бюрократизирован, и борьба за «место под солнцем» среди научно-педагогических работников — обычное дело.

Широко распространена практика, когда после защиты кандидатской диссертации молодому ученому автоматически «открывается» должность доцента. Обычно это — прерогатива учебного заведения. Но такая временная должность не является постоянной, и чтобы укрепиться в этой должности, молодому кандидату наук следует позаботиться о получении ученого звания «доцент».

Ученое звание

Ученые звания созвучны некоторым должностям из системы высшего образования, поэтому их часто путают или считают одним и тем же. Ученое звание присваивается человеку с определенной ученой степенью спустя некоторое время после защиты диссертации, если он выполнил ряд требований (например, опубликовал серию научных трудов, написал методические пособия, подготовил учебники и пр.).

Доцент это должность или ученая степень, как получить, требования

Как стать профессором наук

Слово «доцент» с латинского переводится как «учить» или «обучать». Рассматривая всевозможные звания, которые присваиваются ученым, нередко приходится сталкиваться с рядом вопросов. Доцент – это должность или ученая степень? С этим вопросом мы подробнее ознакомимся в  статье.

Под словом «доцент» скрываются такие понятия как «должность в вузах» и «ученое звание».

Любой вариант интерпретирования предполагает, что доцент занимается педагогическим трудом и имеет достижения в некой области знаний,  являясь научным сотрудником.

Стоит отметить, что в зарубежных вузах такого понятия как «доцент» практически нет. В РФ оно появилось в 1863 году, затем это звание на некоторое время выпало из научной терминологии.

Как получить должность доцента

Работник должен быть задействован в педагогической и научно-исследовательской сфере труда. Зачастую он обладает ученой степенью кандидата наук, что не  является обязательным условием для получения должности, которая, по сути, подтверждается только записью в трудовой книжке. Преподаватель становится доцентом  после принятия положительного решения на ученом совете.

Чтобы стать доцентом необходимо соблюдать только два условия:

  • Иметь диплом ВУЗа
  • Работа педагогом в университете – не менее 3 лет

Среди обязанностей доцента можно выделить организацию административной и исследовательской работы. Он участвует в разработке учебников и пособий, а также в научных исследованиях, читает лекции и готовит аспирантов.  Сотрудник  непосредственно подчиняется завкафедрой. Доцент – это научная специальность, промежуточное звено между  преподавателем и профессором.

Множество ассистентов стремятся стать доцентами не только по должности, но и по званию,  ведь его получение очень престижно. Но как им стать и что для этого требуется?

Как получить ученое звание доцента ВАК

Для этого необходимо будет пройти несколько важных этапов, иметь исследовательские способности и вложить много труда. Требования к соискателю: ведение педагогической или научной деятельности,  хорошие знания, обладание ученой степенью, достижения в науке.

На основании вердикта  ВАКа (Высшей аттестационной комиссии) Министерством образования и науки Российской Федерации выносится приказ о присвоении соискателю звания. Аттестационное дело рассматривается в течение полугода (иногда до 9 месяцев). Таким образом, присвоить звание соискателю имеет право только ВАК.

Требования к кандидату на звание

Постановлением Правительства РФ  № 1139 установлены условия, при соблюдении которых соискатель может стать обладателем этого престижного научного звания. К претенденту на ученое звание доцента предъявляются требования:

  • Наличие кандидатской степени (доктора наук) и диплома об окончании ВУЗа
  • Работа педагогом в ВУЗе РФ – не менее 5 лет, не менее 10 лет — для получения звания профессора
  • Не менее 3 лет – опыт работы педагогом по научной специальности
  • 2 года непрерывного стажа в качестве доцента, профессора, завкафедрой, директора, замдиректора и на иных руководящих должностях (Постановление, п. 10, «в»)
  • Работа педагогом (от 0,25 ставки), включая проведение дополнительного профессионального образования
  • Печать 3 научных трудов и 2 учебных пособий в рецензируемых изданиях за 3-летний период (всего 20 за весь период). Исключения составляют научные работы, которые имеют засекреченную информацию
  • Наличие трудового договора с выдвигающей организацией, а также замещение должности
  • Выполнение обязанностей лектора

Присвоение звания в сфере искусства без ученой степени

  • Наличие документа об окончании ВУЗа
  • Необходимо опубликовать научные труды и учебные пособия
  • Чтение курса лекций
  • Обладание почетным званием РФ (СССР) в сфере искусства или званием дипломанта (лауреата) 2 всероссийских мероприятий в определенном виде искусства
  • Заключение трудового договора и замещение должности в выдвигающей организации (перечень в Постановлении, п.14)

При наличии степени следующие требования:

  • Работа педагогом – 5 лет, по заявленному направлению – не менее 3 лет
  • Непрерывный стаж на протяжении 2 лет на определенных должностях (Постановление, п. 14, «д»)
  • Работа педагогом (0,25 ставки)
  • Проведена подготовка двоих лиц со званием дипломанта (лауреата) по заявленному направлению
  • Должно быть опубликовано как минимум 2 научных трудов и учебных изданий и не менее 7 работ по тому виду искусства, которое указано в аттестационном деле

К примеру, в сфере искусства и спорта, также требуется наличие почетного звания, звания лауреата (чемпиона) конкурса. Претендент при этом должен подготовить как минимум двоих учеников, которые также получат почетные места.

Список документов для ВАКа

Соискатель должен предоставить пакет документов  секретарю Ученого совета выдвигающей организации. Затем она направляет аттестационное дело в ВАК в течение 14 дней.

  • Служебное письмо
  • Документ со сведениями о работнике юрлица
  • Копия части протокола заседания кафедры и Совета факультета
  • Список учебных изданий и научных трудов по форме 16
  • Подтверждение опыта работы — копия страниц из трудовой книжки
  • Выписка из приказа (конкурс)
  • Опись
  • Регистрационная карточка
  • Справка
  • Сведения о подготовке учеников в качестве научного руководителя (консультанта). Список лиц и информация о проведенной работе
  • Копии дипломов

Важно: в 2014 году вышел приказ Минобрнауки № 81 об утверждении форм документов, предоставляемых кандидатом на звание.

 На их примере вы сможете подготовить с соблюдением всех норм и правил те документы, которые должна получать ВАК от соискателя. Он утверждает новую форму справки и списка опубликованных учебных изданий.

Список документов отправляется в ВАК в скоросшивателе. В бумажный карман кладут регистрационные карточки и 4 почтовые карточки с марками.

Полезно знать: перечень публикаций по форме 16 составляется на основании Приказа № 1756 (Положение №3). Нужно вносить в список нужно только те работы, которые прошли редакционно-издательскую обработку и тиражирование, а также имеют выходные сведения. В этот список нельзя, например, включать газетные статьи.

Приказы ВАК о присвоении ученого звания

На ресурсе ВАК вы можете найти все приказы по ссылке http://vak.ed.gov.ru/106. В графе  «Дипломы, аттестаты и свидетельства» указаны соответствующие приказы. К примеру, вы можете найти здесь информацию о выдаче свидетельств. По итогам проверки Минобрнауки РФ выносит вердикт о присвоении ученого звания или же отказе в нем, информация об этом будет доступна на сайте в течение 10 дней.

 

Источник: http://disszakaz.ru/dissertantam/kandidat-nauk/dotsent-eto-dolzhnost-ili-uchenaya-stepen/

Как становятся профессорами: книга об устройстве академической жизни

Как стать профессором наук

Некоторые ответы на эти вопросы можно найти в книге «Как становятся профессорами. Академические карьеры, рынки и власть в пяти странах».

Авторы книги — российские социологи — рассматривают механизмы академической жизни в Великобритании, Германии, России, США и Франции, чтобы установить, какие формальные и неформальные принципы руководят научным миропорядком и определяют, кто в нём станет победителем, а кто — проигравшим.

Работа посвящена конкретной дисциплине — социологии, но её основные выводы будут интересны всем, кто находится на пороге академического мира, уже занимает в нём какое-то место или же связан с ним другими путями.

По материалам книги мы подготовили короткий экскурс в мир российской науки, который поможет понять, на какие части делится академическое сообщество, какие стратегии приносят в нём успех, как академическая жизнь влияет на высшее образование и какие испытания ждут человека, решившего сделать научную карьеру.

1. Академические племена и сообщества

Учёные в российской социологии (а по крайней мере отчасти — и в некоторых других дисциплинах) принадлежат к трём условным сообществам: Ист-сайд, Вест-сайд и Олд-центр. Они различаются по источнику материального обеспечения, представлениям о «благой академической жизни» и политическим предпочтениям.

Ист-сайд в целом тяготеет к полюсу «наука как государственная служба». Это учёные, состоящие при университетах, основным источником ресурсов для которых является преподавание и государственные контракты.

Академическая жизнь здесь представляется в виде чёткой иерархии от низших постов к высшим, а карьерное продвижение — как взятие последовательного ряда институциональных рубежей: доцентство, затем профессорство, заведование кафедрой и, наконец, руководство факультетом.

Для Ист-сайда свойственны консервативные убеждения, отрицание превосходства западной науки и жизнь по собственным академическим стандартам. Представители этого сообщества (по крайней мере, на высших ступенях) стремятся поддерживать контакт с государственными структурами и так или иначе обслуживать их потребности.

Источник: ucpress.edu

8 громких историй о липовых научных степенях и их последствиях

Вест-сайд ближе к установке «наука как свободная профессия». Эти учёные в основном занимаются проектной исследовательской работой и конкурируют за получение международных грантов.

Карьерное продвижение в Вест-сайде связано главным образом с написанием статей и монографий, приносящих учёному признание внутри и за пределами дисциплины, а также организацией научных мероприятий.

Особенно ценятся публикации в рейтинговых иностранных журналах и участие в научных проектах за рубежом.

Вест-сайд ближе к либеральным убеждениям и признаёт моральное превосходство «западной» науки перед российской.

Учёные стремятся соответствовать международным академическим стандартам и быть частью мировой науки, не замыкаясь внутри своего национального контекста.

В выборе тем и теоретического инструментария приоритет отдаётся направлениям, принятым в науке стран Европы и США в качестве актуальных и легитимных.

Пытаясь сформулировать предельно восточную тему, можно прийти к чему-то вроде «Питирим Сорокин как теоретик российской ментальности», предельно западную — как «Нарративный анализ визуальных репрезентаций лесбийского каминг-аута».

Олд-центр — это остатки советских научных структур (прежде всего — Академии наук). К нему принадлежат учёные, которые живут на небольшие академические ставки, занимаются преимущественно написанием текстов для публикации в отечественных журналах или воспринимают своё членство в академии как синекуру.

Каждое из этих сообществ, конечно, не составляет какого-то единого целого: внутри них существуют отдельные группы, объединенные знакомствами, патронажными отношениями и осведомлённостью участников друг о друге.

Карл Шлейхер — «Толкование талмуда. Спор»

Источник: wikipedia.org

Частично эти группы ограничены конкретными институтами (в случае российской социологии к Ист-сайду будет относиться МГУ, Вест-сайду — ЦНСИ, часть ВШЭ и Европейский университет в Санкт-Петербурге, Олд-центру — подразделения РАН).

Войдёт или не войдёт новый человек в существующую группу — дадут ли ему, скажем, ставку преподавателя — определяется главным образом наличием и качеством неформальных связей.

Учёному «извне» будет сложно проникнуть в любую из этих групп без протекции со стороны её членов.

Всё равно мы ездим на конференции, какое-то время, когда я была помоложе, ездили на все эти школы, выпивали и знаем, кто есть кто. И всё равно личная сеть более эффективна.

— фрагмент из интервью (н.с., Вест-сайд).
Какие профессии приносят счастье?

К какому сообществу будет принадлежать конкретный учёный, во многом определяется случайностью: кто-то начинает с представлений о «благой жизни», затем находит подходящую экономическую нишу, а кто-то движется в обратном направлении.

2. Ресурсные базы и роль студенчества в научной экономике

Чтобы лучше понять научную жизнь в любой стране, необходимо поставить один неудобный вопрос — «Кто платит?». Наука, даже в случае социально-гуманитарных дисциплин, требует финансирования со стороны: учёный-джентельмен, зарабатывающий деньги иным путём и пишущий научные труды на досуге — уже давно фигура скорее мифическая.

Российский академический мир получает ресурсы из самых разных экономических баз: в первую очередь, это государственное финансирование за счёт налогоплательщиков, отечественные и зарубежные гранты, частные пожертвования и коммерческие контракты.

Здесь для нас интересно понять, как научная жизнь связана с высшим образованием. Для учёных, работающих в университетах, главным источником ресурсов являются студенты: либо бюджетники, места для которых необходимо выбивать у государства, либо платники, которых нужно привлекать самостоятельно.

В первом случае университет должен убедить контролирующие органы, что он поставляет на рынок труда специалистов, обладающих определённым набором компетенций; во втором — убедить в выигрышности и преимуществах обучения именно в этом ВУЗе нужно самого студента.

Оказывается, что студент обладает в университете большей властью, чем он сам подозревает: существование значительной части академического мира зависит именно от того, получилось ли у руководства ВУЗа привлечь достаточно учащихся на ту или иную специальность.

Французские студенты. Нантер, 1968 год.

Источник: wikipedia.org

Обобщая, можно сказать, что университету выгодно, чтобы у него было как можно больше студентов и как можно меньше отчислений. Если студент бюджетный — они портят статистику, если платный — напрямую бьют по доходам.

С этой точки зрения эталоном преподавателя является тот, кто может привлечь больше всего студентов и отчитать больше всего курсов.

Само качество преподавания не столь важно, оно даже мешает: чем лучше преподаватель читает свой курс, тем глубже его специализация, и тем меньше он способен встраиваться в ту или иную графу учебного плана, перемещаясь от курса к курсу и от дисциплины к дисциплине. Следовательно, тем меньше денег сможет заработать кафедра и сам этот преподаватель.

Контроль за преподаванием социально-гуманитарных наук со стороны государства — тоже большая проблема. Это дисциплины с низким консенсусом (т.е. с узким набором знаний и навыков, которые признаны необходимыми внутри дисциплины), поэтому и какие-то чёткие стандарты здесь внедрить очень трудно.

Сложно заставить всех студентов-социологов выучить теорию графов или прочитать Хайдеггера, если внутри самого [научного] истэблишмента всегда найдется оппозиция.

Поэтому такие дисциплины гораздо благоприятнее для выживания немотивированных студентов, которым не так важно, что они получат на выходе из университета. Здесь стереотип о том, что на гуманитарные направления идут те, кто в школе не смог осилить физику и математику, получает некоторое подтверждение.

3. Как выжить и преуспеть в академическом мире

Какие возможные пути и стратегии стоят перед человеком, который решил сделать карьеру в российской науке или хотя бы найти в ней подходящее место?

Как мы увидели, он может присоединиться к нескольким сообществам с принципиально различными взглядами на академическую жизнь, разными экономическими базами и политическими предпочтениями. Авторы книги предлагают молодому карьеристу несколько возможных путей, а при выборе рекомендуют в первую очередь правильно оценить свои способности и личные склонности.

Можно постепенно восходить по университетской иерархии, выбрав карьеру преподавателя, можно принять на себя роль администратора от науки, а также сделать ставку на медийное освещение своей деятельности.

Источник: radario.ru

Ист-сайд можно порекомендовать тем, кому подходит позиция служащего, человека, встроенного в упорядоченную организацию со стройной иерархией и изрядной долей бюрократизма.

Олд-центр подходит для тех, кто хочет вести неторопливо-расслабленный образ жизни, но готов смириться с минимальным заработком (или одновременно заниматься чем-то в стороне от академического мира).

А Вест-сайд станет подходящей средой для тех, кто стремится к интенсивной научной работе, готов самостоятельно продвигать себя в академическом мире и в медиа, хочет быстро добиться высокого финансового вознаграждения, но готов к тому, что поток ресурсов внезапно может прекратиться.

Для администратора от науки важнее заводить правильные знакомства, уметь устраивать конференции и встречи, выбивать финансирование; для преподавателя — подстраиваться под существующие позиции и проявлять терпение.

Для тех же, кто хочет приобщиться к международной академической жизни и занять в ней своё (пусть и скромное) место, необходимо обладать множеством умений сразу и постоянно заботиться о поддержании своего имиджа.

Наконец, тем, кто хочет сделать научную карьеру за рубежом, можно порекомендовать другие части монографии, в которых подробно раскрываются особенности академической жизни в трёх странах Европы и в США.

То, что условно называют «западной наукой», содержит в себе системы с очень разными, порой прямо противоположными чертами.

В социально-гуманитарном знании прибывшим «извне» будет еще сложнее добиться успеха, чем в естественнонаучных дисциплинах: все-таки национальный контекст здесь по-прежнему определяет очень многое.

Вслед за авторами книги мы попытались обрисовать контуры российской научной жизни, описать её основные принципы и ограничения. Науку, как и любую другую деятельность, бесполезно идеализировать: достойное место занять в ней сможет только тот, кто готов ко многим испытаниям, опасностям и ограничениям.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/book/russian-academic-career

Доцент — это должность или ученая степень? Как стать доцентом? Права доцента :

Как стать профессором наук

Современная наука многогранна, а занятые в ней ученые носят самые разные звания. Они зависят и от исследовательских заслуг, и от страны проживания. В России и многих странах постсоветского пространства сохранилось научное звание «доцент». Это аналог американского ассистента профессора или лектора.

История и современность в наименовании научных работников

Термин «доцент» — это форма латинского слова, в переводе она обозначает «обучать» или «учить», что, конечно, применимо к современным работникам высшей школы. В российских вузах эта должность появилась в середине XIX века как ступень между магистром и профессором.

До 30-х годов прошлого века эта должность и звание оставались неизменными. После реформ образования такое наименование было упразднено, и появились научные сотрудники. Однако со временем возникла необходимость функционально разграничивать работников институтов, занимающихся исключительно наукой, и тех, кто совмещал исследовательскую деятельность с обучением студентов.

В современном российском вузе доцент — это работник, занимающийся научно-педагогической деятельностью, обязательно имеющий определенные достижения в своей области знаний. Чаще всего кандидат или даже доктор наук. Кроме того, предъявляются определенные требования к преподавательской работе и общественным обязанностям.

Профессор и доцент: сходства и отличия

И профессор, и доцент — это работники университетов и других вузов, занимающиеся исследовательской, научной, преподавательской и административной деятельностью. Однако у сотрудников, занимающих эти должности, есть существенные отличия.

Профессора — это научные работники, занимающиеся в основном исследовательской деятельностью, имеющие немалый практический стаж и огромный багаж знаний. Чаще всего они являются докторами каких-либо наук, либо кандидаты, но с изданными монографиями. Это признанные в своей области исследований деятели, заслужившие определенное доверие научной общественности.

Профессора ведут очень небольшую педагогическую деятельность, обычно только в сфере своих научных интересов. Основная их работа направлена на подготовку аспирантов и исследования по своей теме. Профессора обычно занимают ведущие административные должности в вузах.

Независимо от того, доцент — это должность или ученая степень, его положение в условной иерархии университета несколько ниже. Чаще всего это кандидат определенных наук, имеющий практический опыт и преподающий дисциплины своей специальности.

Выпускникам аспирантуры, успешно защитившим диссертацию, присуждается звание кандидата наук. При наличии не менее трех лет педагогического стажа и солидного багажа научных изданий они могут сразу претендовать на должность доцента.

Как стать доцентом после изменений в законодательстве РФ 2013 года

Современная российская наука все дальше уходит от советских корней. Меняются номенклатуры научных специальностей. Изменился и порядок присвоения звания «доцент». Это раньше достаточно было проработать определенный срок на кафедре. Теперь необходимо приложить несколько больше усилий.

В 2013 году были приняты новые правила присвоения ученых званий и степеней. Отныне упраздняется должность «доцент по кафедре». Остается только научная специальность, и кандидатуру рассматривает непосредственно Минобрнауки, с привлечением экспертов из различных областей.

Теперь для того, чтобы получить научное звание доцента, необходимо:

  • быть кандидатом наук;
  • иметь стаж преподавания по научной специальности не менее трех лет;
  • иметь научные публикации в реферируемых журналах, монографии, учебники и учебные пособия, изданные курсы лекций;
  • заниматься не только педагогической, но и научной деятельностью, руководить выпускными квалификационными работами, трудиться над диссертацией;
  • читать лекции и проводить практические занятия на высоком профессиональном уровне.

Тем не менее вопрос о том, доцент — это должность или ученая степень, остается открытым. Вузы сохранили за собой номенклатуру работников с соответствующей записью. Теперь эта должность присваивается не по кафедре, а по учебному заведению в целом. Чаще всего на данную должность избираются сотрудники, уже имеющие ученую степень доцента и защищенную кандидатскую диссертацию.

Квалификационные требования к должности доцента

Большинство аспирантов хотят защитить кандидатскую диссертацию и впоследствии получить звание и должность доцента. Научное достижение считается неотчуждаемым, и даже если кандидат наук перестанет заниматься наукой, присвоенное звание остается навсегда.

Другое дело должность «доцент». Это работа, связанная чаще всего с преподаванием определенных дисциплин, проведением семинарских и практических занятий, руководством курсовых и дипломных работ. В трудовом договоре должны быть четко прописаны обязанности и права доцента.

Квалификационные требования:

  • защищенная кандидатская диссертация;
  • активное участие в научной жизни вуза;
  • чтение лекций и проведение семинаров на высоком уровне.

Карьера доцента

Большинство современных ученых четко ориентированы на карьерный рост. Этому способствует грантовая система оплаты труда и большие возможности для особо талантливых представителей науки.

Для молодого ученого предоставляется три карьерных пути:

  1. Расти в своей научной области, писать и защищать докторскую диссертацию, становиться профессором. Впоследствии открывать персональную научную школу.
  2. Развиваться профессионально как преподаватель.
  3. Заняться административной деятельностью, с перспективой руководства кафедрой, факультетом, университетом.

Любой вариант имеет свои достоинства и недостатки. Выбирая перспективу дальнейшего движения, ориентироваться следует только на особенности личности.

Зарубежные аналоги звания доцента

Такое разделение на кандидатов и докторов наук, также на доцентов и профессоров, практикуется только в России и странах бывшего соцлагеря.

В большинстве европейских стран и в США отсутствует такая промежуточная ступень. Молодые ученые защищают научную работу и сразу получают звание доктора наук. После этого они могут претендовать на должность профессора. Аналогом доцента является американский «ассистент профессора» или европейский «лектор».

Источник: https://BusinessMan.ru/new-docent-eto-dolzhnost-ili-uchenaya-stepen-kak-stat-docentom-prava-docenta.html

Как получить доцента и профессора — Молодой ученый

Как стать профессором наук

Плох тот аспирант, который не мечтает стать доцентом, и тот доцент, который не стремится получить профессора. Поэтому часто возникает вопрос, как это сделать.

Понятия «доцент» и «профессор» многозначны: они могут означать и должность, и ученое звание.

Издательство «Молодой ученый» выясняет, в чем различия должности и ученого звания, каким образом можно получить доцента и профессора, какие требования к ним предъявляются.

В чем разница между должностью доцента/профессора и ученым званием доцента/профессора

Если с учеными степенями все более или менее понятно (защитил кандидатскую или докторскую диссертацию — получил соответствующую ученую степень, подтвержденную дипломом), то система научных званий гораздо менее понятна на первый, непосвященный взгляд. Чем отличается доцент по должности от доцента по званию, профессор по должности от профессора по званию?

Формально должность и ученое звание не имеют между собой прямой связи. Так, вполне можно занимать должность доцента или профессора, не имея аттестата, подтверждающего наличие такого же ученого звания. И наоборот — наличие нужного аттестата не является гарантией получения соответствующей должности.

Однако фактически подавляющее большинство занимающих должность доцента в вузах имеют звание доцента и ученую степень кандидата наук, а занимающие должность профессора обладают ученым званием профессора и ученой степенью доктора наук.

Таким образом, путь преподавателя вуза, по которому идет это большинство, таков: защитил кандидатскую диссертацию → получил должность доцента → получил звание доцента → защитил докторскую диссертацию → получил должность профессора → получил звание профессора.

Поскольку звание профессора требует наличия обширного багажа знаний и научно-педагогического опыта, как правило, профессорами становятся после сорока лет. Однако истории известны и уникальные случаи. Например, математик Сергей Мергелян защитил докторскую диссертацию в 20 лет, в 22 года стал профессором, а в 25 — членкором Академии наук СССР.

Путаницу в восприятие должностей и званий добавляет еще и тот факт, что человек, занимающий должность, начинает безосновательно называть себя доцентом или профессором. Чтобы получить полное право именоваться доцентом или профессором, необходимо получить соответствующий аттестат, который дается за определенные заслуги в научно-педагогической деятельности.

Критерии присвоения ученых званий мы рассмотрим чуть позже. А пока разберемся, чем отличается должность от звания.

На должность доцента/профессора человека назначает ученый совет вуза или научного учреждения. Как правило, этому предшествует конкурс. Должность, в отличие от звания, дается на определенный период.

Список должностей профессорско-преподавательского состава вуза выглядит следующим образом:

  1. Ассистент
  2. Преподаватель
  3. Старший преподаватель
  4. Доцент
  5. Профессор

Ученое звание присваивается пожизненно, и наличие его подтверждается «корочками», или аттестатом доцента/профессора, выдаваемым Министерством образования и науки РФ.

В 2002 году в России утвержден единый реестр ученых степеней и званий. В нем перечислены следующие ученые звания:

  1. Доцент по специальности или доцент по кафедре.
  2. Профессор по специальности или профессор по кафедре.
  3. Член-корреспондент Академии наук.
  4. Действительный член Академии наук.

Как получить должность доцента и профессора

Для получения должности доцента или профессора требуется лишь высшее образование и опыт преподавания в вузе (для доцента — 3 года, для профессора — 5 лет). Следует отметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж не имеет значения.

Должность доцента или профессора присваивается преподавателям вузов, как правило, имеющим степень кандидата или доктора наук соответственно. Однако отсутствие ученой степени не может являться непреодолимым препятствием. На это прямо указывает п. 11 гл.

I Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.

2011 № 1н: «На должности доцента или профессора могут быть приняты лица, не имеющие ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания, но имеющие стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

Доцентов по должности, не имеющих ученой степени и профессоров по должности, не защитивших докторскую, называют «холодными».

Соискатель должности проходит конкурсный отбор либо принимается без конкурса в качестве совместителя. Такой конкурс должен проводиться не реже чем раз в пять лет.

Должностные обязанность доцента и профессора схожи. Они ведут учебную и методическую работу, читают студентам лекции, проводят научные исследования, разрабатывают учебники и учебные пособия, готовят аспирантов и соискателей на кафедре. Кроме того, профессор руководит повышением квалификации работников кафедры.

Как получить ученое звание доцента

Если для получения должности доцента наличие ученой степени некритично, то получить такое же ученое звание, не защитив кандидатскую диссертацию по специальности, невозможно. Постановлением Правительства РФ от 10.12.

2013 № 1139 было утверждено действующее Положение о присвоении ученых званий, которое регламентирует порядок присвоения ученых званий.

Итак, что требуется для получения ученого звания доцента, согласно этому положению?

  1. Ученая степень кандидата наук.
  2. Общий стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, в том числе не менее трех лет в вузах и институтах повышения квалификации в объеме не менее ¼ ставки.
  3. Непрерывный стаж педагогической деятельности в данном вузе на должности доцента не менее двух лет.
  4. Наличие изданных за последние три года научных трудов (монографии или учебника либо двух научных или учебно-методических работ, а также трех научных трудов по специальности).
  5. Наличие не менее 20 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
  6. Для творческих и спортивных специальностей существуют дополнительные требования: наличие почетного звания (например, народного или заслуженного артиста/мастера спорта); звания лауреата, чемпиона конкурса, фестиваля, чемпионата не ниже общероссийского уровня; не менее двух учеников, получивших почетное звание или ставших лауреатами/чемпионами общероссийских конкурсов.

Если все требования соблюдены, соискатель подает заявление, и Совет кафедры или факультета либо научное подразделение НИИ готовит пакет документов, подтверждающих соблюдение требований, и передает их в Ученый совет. В него также входит рекомендация Совета кафедры или научного подразделения.

Ученый совет принимает решение о присвоении ученого звания, а Министерство образования и науки утверждает это решение либо отказывает. Срок рассмотрения аттестационного дела в Минобрнауки ограничен 6 месяцами.

Как получить ученое звание профессора

Ученое звание профессора присваивается похожим образом, только требования к нему более серьезные:

  1. Наличие ученой степени доктора наук.
  2. Стаж научно-педагогической работы не менее 10 лет, в том числе минимум 5 лет по научной специальности.
  3. Непрерывный стаж работы на должности профессора в данном вузе минимум 2 года не менее чем на ¼ ставки.
  4. Наличие ученого звания доцента не менее трех лет.
  5. Наличие не менее 50 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
  6. Наличие изданных за последние пять лет научных трудов (не менее трех научных или учебно-методических работ, а также пяти научных трудов по специальности), опубликованных в рецензируемых изданиях.
  7. Наличие одного учебника (если соискатель указан как автор) либо трех учебников (в соавторстве), изданных за последние 10 лет по специальности.
  8. Подготовка к защите диссертации и успешная защита в качестве научного руководителя или консультанта не менее трех лиц, при этом как минимум у одного тема диссертации должна соответствовать научной специальности соискателя.
  9. Также дополнительные требования в части наличия титула чемпиона или призера, почетного звания и подготовки чемпионов и призеров предъявляются к соискателям ученого звания профессора в области спорта и искусства.

С момента вступления нового Положения о присвоении научных званий, то есть с 1 января 2014 года, получить ученое звание стало сложнее: увеличен требуемый непрерывный стаж работы, количество научных публикаций, стать профессором минуя звание доцента теперь невозможно. Цель этих нововведений — повысить профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава высшей школы и тем самым качество обучения в вузах.

Источник: https://moluch.ru/information/kak-poluchit-docenta-i-professora/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.