+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Как стать машинистом поезда?

Содержание

Как стать машинистом поезда РЖД?

Как стать машинистом поезда?

В этой профессии недостаточно лишь мечты. Есть ряд факторов, которые могут помешать воплотить мечту в жизнь. Так как же стать машинистом электропоезда?

Для начала надо родиться мужчиной, потому что женщин на машинистов поездов РЖД не принимают. Работа машиниста физически и психологически сложная, связана с большими нагрузками, с длительным нахождением в замкнутом пространстве, с сильной вибрацией, с длительными рейсами в любое время дня и ночи, нервным перенапряжением.

Всё это негативно сказывается на женском здоровье. Кроме этого есть ряд факторов, которые учитываются при приёме машинистов.

Реально ли пройти обучение на машиниста локомотива после 9 класса? Почему бы и нет. Программа обучения машинистов электропоездов открывает путь в профессию и после 9 класса.

Как стать машинистом РЖД?

Вот перечень требований, которым нужно удовлетворять, чтобы стать и устроиться машинистом в РЖД.

  1. Медицинская комиссия – стать машинистом могут только физически здоровые люди, прошедшие медицинскую комиссию специально для работников, с углубленной проверкой зрения, слуха, сердца.

    Проводится проверка у психиатра и нарколога с выдачей заключений.

  2. Образование – чтобы стать машинистом электропоезда РЖД необходимо пройти обучение в одном из учебных заведений, сдать экзамены, пройти слесарную практику, поездную практику (с 18 лет), тренажёрную подготовку, подтвердить квалификацию и получить допуск к работе «помощником машиниста».

  3. Стажировка – пройти стажировку под наблюдением наставника 3-4 месяца, не только научиться управлять электропоездом, но и уметь его обслуживать, проводить предрейсовую проверку, находить быстро неисправности и уметь их исправлять.

  4. Стаж работы – чтобы стать машинистом поезда РЖД, помощник машиниста должен отработать не менее 2х лет без аварий и замечаний, пройти повышение квалификации, пройти тренажёрную подготовку по обучению выхода из аварийных ситуаций (обучение длится 3-4 месяца), затем сдать экзамен на квалификацию и получить право на управление электропоездом.
  5. Повышение квалификации – стать машинистом электропоезда – это ещё не всё. Такая профессия требует постоянного повышения уровня знаний, умений, квалификации.

По опыту работы и квалификации машинисты бывают от 3 до 1 класса. Самый высокий уровень – 1 класс, позволяющий машинисту работать на самых современных электропоездах, осуществлять пассажирские перевозки на дальнее расстояние. Это достигается годами безупречной безаварийной работы и высокими знаниями.

Кроме этого, каждые 5 лет машинисты проходят обучение и переквалификацию. Ведь с каждым годом техника совершенствуется, на смену старым электропоездам приходят современные, комфортабельные, оснащённые по последнему слову техники электропоезда.

Кабина машиниста таких электропоездов больше похожа на кабину летчика – столько там электроники и приборов.

А для работы на некоторых электропоездах требуется знание английского языка и подготовка по общению с пассажирами по связи «машинист-пассажир».

Даже выучившись на машиниста, пройдя все испытания, нет гарантии в получении хорошей должности и устройстве на работу в то место, куда мечтается.

Как устроиться машинистом в РЖД?

Поиск работы можно начать с просмотра вакансий на сайте РЖД. Можно подобрать для себя оптимальный вариант, который будет удовлетворять и по зарплате, и по требованиям к квалификации, и по месту расположения депо и направления движения.

Но и при большом количестве вакансий, стать машинистом в РЖД не так-то просто. Имея образование, но не имея опыта работы, на хорошую должность претендовать сложно. Даже имея опыт работы, чаще всего берут с испытательным сроком или на класс ниже. Каждый претендент хочет найти достойное место и устроиться машинистом с хорошей зарплатой.

Что бы устроиться машинистом в РЖД, надо быть готовым к следующим требованиям:

  • служба в армии
  • мед.комиссия
  • 100% зрение и цветоощущение в норме
  • образование

Устроившись на работу машинистом РЖД, придется перед каждым рейсом проходить медицинское освидетельствование (давление, сердцебиение, тест на алкоголь), а также и после завершения рейса. Если нарушены какие-либо показатели, машиниста отстранят от рейса и отправят на прохождение мед.комиссии.

Тем не менее, многие стремятся работать в РЖД, так как льготы по выходу на пенсию, бесплатный проезд на транспорте РЖД 1 раз в год, выдача форменной одежды и высокая зарплата делают профессию машиниста РЖД привлекательной для молодёжи.

Найти свободные вакансии можно на различных сайтах по трудоустройству. Но наиболее проверенный и безопасный способ – устроиться в то место в РЖД, о котором больше всего известно положительных отзывов от работников.

Можно предварительно пообщаться с уже работающими там людьми, выяснить реальную обстановку, чтобы не быть обманутым и получить не то, чего хотелось бы. 

Источник: https://medcollege5.ru/professii/kak-stat-mashinistom-poezda-rzhd.html

Помощник машиниста – где учиться, зарплата, преимущества профессии

Как стать машинистом поезда?

Отправляясь с железнодорожного вокзала в поездку мы каждый раз поражаемся силе и мощи машины, которая приводит в действие огромный состав, состоящий из нескольких вагонов.

Конечно, такой аппарат отличается сложностью в управлении, и в одиночку с ним справиться просто невозможно.

Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник.

Отправляясь с железнодорожного вокзала в поездку мы каждый раз поражаемся силе и мощи машины, которая приводит в действие огромный состав, состоящий из нескольких вагонов.

Конечно, такой аппарат отличается сложностью в управлении, и в одиночку с ним справиться просто невозможно.

Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник. Другими словами, садясь в поезд, не стоит переживать о безопасности: двое профессионалов доставят вас к месту назначения быстро и в срок.

У вас может возникнуть вполне закономерный вопрос: поскольку современные поезда практически полностью автоматизированы, зачем сегодня нужна профессия помощника машиниста? Неужели сам машинист не может справиться с управлением компьютеризированного локомотива? Нет, не может! Дело в том, что достаточно часто в процессе управления поездом возникает необходимость выполнения сразу нескольких технических операций в удаленных друг от друга местах. Кроме того, работа машиниста имеет ряд особенностей, позволяющих причислить эту профессию к очень сложным и опасным, поэтому помощник машиниста нередко выполняет функцию “страховки” на случай, если в пути машинист потеряет свою трудоспособность.

Кто такой помощник машиниста?

Помощник машиниста – работник железнодорожного транспорта, который входит состав локомотивной бригады. Местом работы данного специалиста являются все виды поездов разных сообщений и назначения (грузовые, пассажирские, электропоезда и т.д.).

Название профессии произошло от латинского слова māchina (орудие, устройство, механизм). То есть, само название прямо указывает на то, что речь идет о специалисте, который помогает управлять механизмом.

Интересно, что изначально тех, кто управлял каким-либо механизмом называли просто “механик”, и только позднее произошло перераспределение обязанностей специалистов: механиком стали называть человека, который разбирается в принципах действия механизма, а машинистом – профессионала, который механизмом управляет.

Данная профессия возникла относительно недавно, а именно тогда, когда появились первые паровозы. В России это произошло в середине позапрошлого века.

Чем же занимается помощник машиниста? Прежде всего, нужно сказать, что помощник машиниста не просто дублер главного управляющего тепловозом или электровозом человека.

У него своя, очень важная роль и свое место в кабине, а от деятельности помощника машиниста многое зависит.

Работа помощника машиниста предполагает занятость во всех циклах поездки: до, во время следования и после:

  • до поездки помощник машиниста должен осмотреть тепловоз и проверить его техническое состояние, выявить возможные неисправности. Он должен также проверить сцепление локомотива с подвижным составом;
  • во время поездки помощник машиниста контролирует световые и звуковые сигналы на трассе и докладывает о них машинисту, обеспечивает радиосвязь и ее отличное состояние (а это очень важно и напрямую обеспечивает безопасность пассажиров, так как соединяет экипаж машины с диспетчерами). Он также следит за всеми показаниями приборов и датчиков и при необходимости предупреждает машиниста о неисправностях. Кроме того, данный специалист должен информировать машиниста где и когда нужно увеличивать или снижать скорость локомотива;
  • после поездки помощник осматривает локомотив, отцепляет его от подвижного состава и вместе с машинистом отводит на запасные пути.

Если подвести итог, то можно сделать вывод: деятельность помощника машиниста сводится к обеспечению безопасности движения пассажиров на транспорте, исправности подвижного состава и приобретении опыта и профессиональных навыков, которые впоследствии помогут специалисту самостоятельно управлять локомотивом.

Какими личностными качествами должен обладать помощник машиниста?

Поскольку профессиональные обязанности помощника машиниста мало чем отличаются от деятельности человека, ответственного за управление локомотивом, личностные качества данного специалиста, в первую очередь, должны включать в себя ответственность и дисциплинированность. Кроме того, важнейшими требованиями к помощнику машиниста являются:

  • хорошая реакция;
  • внимательность;
  • осторожность;
  • осмотрительность;
  • выносливость;
  • хорошая зрительная память;
  • способность быстро переключать внимание;
  • стрессоустойчивость;
  • острота зрения и слуха;
  • высокая координация движения;
  • склонность к работе с техникой.

Помощник машиниста – профессия, в которой не могут работать люди, не получившие специального образования. Знать нужно очень много: особенности следования поезда, работы локомотива, путей сообщения, а также досконально знать технические характеристики поезда, уметь считывать со сложных приборов показания и контролировать нормальную работу локомотива.

Преимущества профессии помощника машиниста

Основное преимущество профессии помощника машиниста заключается в высокой востребованности. Несмотря на активное развитие воздушного и морского водного транспорта, железная дорога в России до сих пор остается основным средством передвижения и перевозки грузов. Поэтому потребность в таких специалистах в ближайшие годы будет только возрастать.

Еще одним преимуществом этой профессии можно считать тот факт, что работа локомотивной бригады относится к высокооплачиваемым. Риски в профессии очень велики, и оплата должна быть достойной – на сегодняшний день, специалисты, принимающие непосредственное участие в управлении поездом, в среднем получают около 40-50 тысяч рублей.

Нельзя умолчать и о больших возможностях карьерного роста. Мало того, что после нескольких лет успешной работы помощник машиниста может стать машинистом или перейти на должность мастера или начальника участка в депо. В большой перспективе в этой профессии верхнего потолка карьеры вообще не существует – можно стать даже министром путей сообщения.

Так как техника постоянно усовершенствуется, помощник машиниста должен постоянно развивать свои технические навыки и получать новые знания, а это превосходная возможность повышать свой уровень эрудиции и “тренировать” мозг. Другими словами, специалист в данной области может смело считать себя интеллектуально развитым человеком, разбирающимся в последних достижениях науки и техники.

Ну и последнее, к работникам локомотивной бригады предъявляются повышенные требования с точки зрения здоровья (состояние здоровья как машиниста, так и его помощника контролируется перед каждой поездкой), поэтому представители этой профессии могут не беспокоиться о наличии каких-либо патологий и хронических заболеваний.

Недостатки профессии помощника машиниста

Недостатки профессии помощника машиниста связаны с тяжелыми условиями труда.

Постоянная работа в замкнутом пространстве кабины локомотива, напряжение для зрения и слуха, вибрация, шум, дорожная пыль – все это сопровождает бригаду локомотива на протяжении рабочего дня.

Это не исключает высокую степень усталости в конце рабочего дня, и помощник машиниста просто обязан хорошо отдыхать, что не всегда возможно. В противном случае усталость накапливается, что может привести к необратимым последствиям.

Стоит также отметить помощник машиниста – это профессия с высоким риском для жизни и здоровья специалиста. Катастрофы на транспорте, к сожалению, явление нередкое.

Поэтому нельзя утверждать, что данная профессия абсолютно безопасна.

При этом необходимо учитывать чисто психологический недостаток профессии – высокая степень ответственности за безопасность и жизнь людей, что ведет к повышенной тревожности.

Негативно сказывается работа помощника машиниста и на личной жизни специалиста. Дело в том, что профессиональная деятельность такого специалиста предполагает частые и длительные отъезды из дома. Согласитесь, не всякая жена (а помощниками машиниста, работают, как правило, мужчины) способна адекватно реагировать на частое и долгое отсутствие супруга дома.

Где можно получить профессию помощника машиниста?

Получить профессию помощника машиниста можно в российских железнодорожных техникумах или колледжах, которые имеются почти в каждом крупном областном, краевом и республиканском центре. Специальность, на которую необходимо поступать так и называется “помощник машиниста”.

Сразу скажем, что конкурс на эту специальность достаточно высокий, поэтому существует большая вероятность того, что с первой попытки поступить в выбранное учебное заведение не получиться.

Особенно это касается тех абитуриентов, которые мечтают поступить в такие лучшие железнодорожные техникумы и колледжи России, как:

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/587_pomoschnik-mashinista.html

Помощник машиниста: обучение, обязанности и функции

Как стать машинистом поезда?

Вы решили в будущем выучиться на помощника машиниста или на машиниста? Тогда эта статья для вас. Здесь дана исчерпывающая информация о том, кого берут в эту сферу, какие виды подвижного состава бывают. Мы с вами разберем основные моменты, касающиеся профессии «помощник машиниста»:

  • обучение;
  • профотбор;
  • медкомиссия;
  • виды локомотивов;
  • сфера деятельности;
  • обязанности;
  • ошибки;
  • средняя зарплата;
  • график работы.

Остановимся на каждом пункте и рассмотрим все подробно. Но все же давайте лучше начнем с того, что это за профессия и возьмут ли вас.

Медкомиссия

Почему это мы вдруг решили начать с нее? А потому что так оно и будет: сначала вас отправят в поликлинику для ее прохождения. Ниже мы приведем самые распространенные заболевания, из-за которых, к сожалению, в помощники машиниста не берут. Еще лет десять назад помощник машиниста обучение проходил в железнодорожном колледже.

В настоящее время система получения образования совершенно другая. Но уже тогда, прежде чем молодой человек сдавал вступительные экзамены, он проходил медицинскую комиссию. В настоящее время практически в любом депо вновь устраивающегося будущего помощника машиниста предварительно отправляют в поликлинику.

Итак, какие врачи основные? Давайте перечислим:

  • терапевт;
  • лор;
  • окулист;
  • кардиолог;
  • невролог;
  • хирург.

Перечислены не все специалисты. Кроме того, вас направят в районную поликлинику за картой, в психоневрологический и наркологический диспансер. Очень важно, чтобы вы не состояли там на учете.

Терапевт вас слушает, спрашивает, есть ли жалобы на что-нибудь. Далее вам измерят артериальное давление. Оно должно быть в норме. Ни в коем случае не принимайте никакие препараты, чтобы симулировать хорошее состояние. Помните о том, что несчастные случаи с работниками транспорта случаются именно по этой причине: умалчивание о болезни.

У лора вам предстоит проверить слух, нос, горло, рот. Чуть-чуть пониженный слух на одно ухо уже является основанием, чтобы в заключении написали: «Не годен». Поэтому, если у вас есть проблемы в данной области или хотя бы регулярный звон в ушах, вас не пропустят в помощники машиниста.

Зрение у вас должно быть стопроцентным. Не должно быть отклонений и в цветовосприятии. Окулист очень тщательно проверяет ваши глаза. Если вы носите контактные линзы или делали лазерную коррекцию, то скрыть это не сможете. По-любому вы медкомиссию не пройдете.

Кардиолог должен на ЭКГ увидеть только идеальную кардиометрию без каких-либо отклонений.

Хирург осматривает вас, чтобы убедиться, что у вас целы все конечности и нет каких-либо нарушений в осанке. Координация движений также важна.

Профотбор

Поздравляем, если вы прошли медицинскую комиссию! Вы полагаете, что теперь можете рассчитывать на будущую должность «помощник машиниста»? Обучение предстоит вам не завтра, поверьте. Вам еще нужно пройти профотбор. Если вы успешно прошли всех врачей, то у психолога, к сожалению, можно проиграть.

Вас посадят за монитор, вы должны с ловкостью находить только что появившуюся точку на экране. Если у вас отличная реакция и повышенное внимание, то у вас все получится, важно не отвлекаться.

Возможно, вам придется пройти и другие виды тестирования. Все зависит от предприятия: метрополитен или РЖД. А также большую роль играет вид локомотива.

Сфера деятельности

Выберите заранее, где вы хотите работать: в метро или на железной дороге. Хотя и планируется в скором времени на московском метрополитене полностью отказаться от работы в два лица, то есть, не нужен помощник машиниста. Обучение в настоящее время ведется с уклоном, что вы будете потом работать только машинистом. В других метрополитенах, возможно, пока работают в два лица, но не везде.

На железной дороге, напротив, требуются оба. Помощник машиниста электропоезда РЖД обучение проходит в учебно-производственном центре и непосредственно у машиниста, к которому его закрепляют.

Виды локомотивов, электропоездов и особенности обучения

В метрополитене существуют электропоезда, мотовозы и дрезины (хозяйственные поезда). На кого вам учиться, выбираете сами. Обращаться нужно в электродепо, которое ближе всего к вашему дому.

На РЖД видов локомотивов больше:

  • мотор-вагонный подвижной состав (пригородные электрички);
  • электровоз (пассажирский или грузовой);
  • тепловоз (пассажирский, грузовой, магистральный/маневровый);
  • хозяйственные поезда и восстановительная техника.

Практически на всех (кроме маневровых) работа ведется в два лица.

Электропоезд

Обучение помощник машиниста электропоезда проходит около 3-4 месяцев. За это время он должен изучить все азы, касающиеся обязанностей, строения вагонов, узнать о возможных неисправностях и как их определить.

Электровоз

Не хотите работать на электричках, вас больше привлекает электровоз? Тогда вам нужно идти не в моторвагонное (локомотивное) депо, а в электродепо. Обучение помощника машиниста электровоза намного проще.

Стоит отметить, что многие железнодорожные вузы и техникумы на летнюю практику направляют студентов (добровольцев) работать на РЖД. Время будет потрачено только на прохождение медкомиссии. Затем, если вы ее проходите (и психолога тоже), вас ставят дублером. То есть в кабине вас будет трое: машинист, помощник машиниста и вы.

Ваша задача – наблюдать, задавать вопросы по теме, обучаться. Если вы успешно сдаете экзамен/зачет инструктору, то вас допускают к работе.

Тепловоз

Примерно такая же система обучения на тепловозе. Но хочу вас предупредить, что работать на таком виде локомотива намного вреднее, так как идет выброс от дизельного топлива в атмосферу. Многие тепловозники, проработавшие десяток лет, страдают болезнями легких и верхних дыхательных путей. Помощник машиниста тепловоза обучение проходит так же, как и электровозник.

Обязанности и ошибки

Не важно, какой вид локомотива вы выбрали, метрополитен или РЖД, вы обязаны выучить три самых главных книги:

Вам могут задать любой вопрос из этих книг. Поэтому в первый же день работы приобретите их и начните читать, изучать. В принципе обучение на помощника машиниста (РЖД) сводится к трем задачам:

  • заветные книги: ПТЭ, ИСИ, ИДП;
  • азы по устройству и ремонту локомотива (в том числе сцеп и расцеп);
  • внимательность.

Ваша задача во время движения поезда – следить за свободностью пути, светофорами, скоростью. Вы должны контролировать действия машиниста, в том числе сверять: не превышает ли он скорость там, где этого делать не нужно. При экстренных ситуациях помощник должен сорвать стоп-кран, если машинист не предпринимает никаких мер.

Ошибки помощников машинистов: русское «авось» и «ничего не случится». К сожалению, из-за отвлеченности локомотивных бригад на РЖД случаются крупные аварии. Нередко дежурные стрелочного поста ошибочно переводят стрелки не по маршруту. Задача помощника: следить за тем, как расположена стрелка.

Зарплата и график работы

Средняя зарплата помощника машиниста на РЖД – около 20 000 рублей. Все будет зависеть от региона, стажа работы. На Московской дороге оплата намного выше.

Что касается графика, то магистральные машинисты и помощники не имеют стабильного. Им дается регламентированный межсменный перерыв (от 16 часов), а также месячная норма часов.

Когда вызовут в следующий раз, локомотивная бригада может и не знать. Поэтому если вы человек свободный во всех смыслах, то смело выбирайте данную профессию.

Стоит в заключение напомнить: помощник машиниста электропоезда РЖД обучение проходит в учебном центре, при этом он получает стипендию.

Вот мы с вами и изучили профессию помощника машиниста, рассмотрели все нюансы. А вам остается только ответить себе на вопросы: имею ли я крепкое здоровье и есть ли у меня желание?

Источник: http://fb.ru/article/255426/pomoschnik-mashinista-obuchenie-obyazannosti-i-funktsii

Самая поездатая работа. Электричкинг глазами машиниста

Как стать машинистом поезда?

Shakal.Today пообщались с машинистом Дмитрием (свою фамилию он предпочел скрыть, исключительно из скромности), который много лет водит по пригородам Москвы всем знакомые ЭД2Т — российскую версию рижского электропоезда ЭР24. О железной дороге, о беспечных пассажирах, о трудовой вахте и пошла речь в нашей беседе. Видосы прилагаются!

— Собственно, почему карьера машиниста? Довольно необычный выбор для современного человека! Ты шел к этому с детства? Как вообще становятся «водителями поездов» — где этому учатся, как долго, каковы первые шаги?

— С детства мне всегда нравились поезда, я много времени просто проводил на железной дороге, мог часами наблюдать, как работает сортировочная станция.

Ну и на электричках катался, а поездка на скором поезде в другой город для меня всегда была чем-то вроде праздника.

Чаще всего в детстве, кстати, я ездил в Минск! Поэтому после окончания школы вопрос куда я пойду учиться даже и не стоял — только в училище № 60!

Процесс обучения вместе с практикой занимает 3 года. После этого получаешь диплом помощника машиниста. У меня был диплом с правом управления электровозов и электропоездов; я попал на электропоезда, о чем нисколечки не жалею.

Потом 10 лет я работал помощником, достаточно долгий срок, чтобы почувствовать, что я могу взять на себя ответственность быть машинистом и самому водить электропоезда.

В процессе работы помощником я 6 месяцев учился в школе машинистов и получил права управления электропоездом, ну а потом сдал в депо экзамены на самостоятельное управления электропоездом. С тех пор прошло ещё почти 10 лет.

 — По каким маршрутам ты ездишь? Занимаешься только пассажирскими перевозками? Никогда не пробовал рулить «товарняками», например, легендарным ВЛ80?

— У нашего депо плечо обслуживания такое:

  • Москва-Курская — Серпухов-Тула (Курское направление).
  • Москва-Курская — Новоиерусалимская (Рижское направление).
  • Москва -Курская — Кубинка, Усово, Звенигород.

На других видах тяги я не работал. Единственное, что в школе машинистов я попробовал поездить на ВЛ-10 и это у меня даже получилось!

Кабина машиниста «электрички». Все настолько ламповое, что даже страшно.
www.train-photo.ru

— Ты управляешь электропоездом ЭД2Т, это классическая «электричка». Очень похожие на них, но за «авторством» Рижского вагоностроительного завода ЭР9 выполняют основной объём пригородных пассажирских перевозок и у нас в Беларуси. По всем оценкам и ЭД2Т, и ЭР9 морально и физически устарели. Чем в России планируют их заменить, если планируют вообще?

— Сейчас на Демиховском Машиностроительном Заводе начали выпускать новую модель для постоянников ЭП2Д, но они хороши только внутренним оформлением салона, комфортом и т.д. Существенных изменений в конструкции, электрической схеме там очень мало, и все это наработки 60-х годов прошлого века, к сожалению.

На Московском кольце сейчас ходят «Ласточки» (ЭС «Ласточка» — скоростной электропоезд, созданный на основе платформы Siemens Desiro для российских железных дорог), но он же Siemens всё-таки. Высокоскоростное движение тоже обслуживают «Ласточки» и «Сапсаны».

Возможно, когда-нибудь и в пригородном движении будут использоваться более современные поезда, но я думаю, что до этого еще далеко.

Маршрут Тула-Серпухов

— По видео на сложно понять, насколько эта работа интересна. Шпалы-рельсы, рельсы-шпалы. Вроде бы одно и тоже часами. Или нет?

— Чтобы понять, насколько эта работа интересна или нет, надо поработать самому. Смена на смену ведь не приходится.

Конечно, все это есть, все эти «рельсы-шпалы-платформы», но скучать в дороге некогда — нужно быть бдительным, нести ответственность за жизнь тех, кого везешь.

Расслабляться некогда! А вообще, до сих пор завораживает, когда несешься почти с предельной скоростью — даже на «электричке» ощущения непередаваемые!

— Вспомни свой первый день в качестве машиниста. Очень страшно было управлять многотонной конструкцией? Как вообще можно управлять поездом, хвост которого за десятки метров от тебя?

— Помню, после экзаменов в депо меня назначили на должность маневрового машиниста, то есть сцеплять-расцеплять вагоны, перегонять составы в пределах депо и т.д. И вот один раз я утром прихожу на работу, а мне говорят: «сейчас поедешь с поездом, другой машинист опоздал». И вот так вот я попал уже непосредственно на обслуживание пассажиров.

Не совсем привычно конечно, но было какое то ощущения восторга — наконец-то доверили! Конечно, я и раньше поездом управлял, но под присмотром машиниста, а тут самому. Хоть поезд и длинный, но ты все должен знать, все уметь. И главное — внимательность, поэтому с одной стороны сложно, с другой и нет.

После той смены я устал очень, но было кайфово!

А это один из «зацеперов» — дебилов, которые считают крутым ездить на крыше электропоезда или между вагонами. Жизнь «зацепера» недолга, зато много просмотров.  Rusargument.ru

— Экстремальные ситуации в пути бывали? Бегающие по путям коровы, даже может быть зазевавшиеся пассажиры? Как долго тормозит электричка вообще?

— Экстремальные ситуации бывают чаще чем того бы хотелось. Иногда поезд тупо не едет, надо выходить из ситуации, быстро искать решение, и это напрямую зависит от профессионализма машиниста и помощника.

К сожалению, очень многие люди не ценят свою жизнь, ходят по путям как по проспекту, ввся эта молодежь в наушниках которая по сторонам не смотрит… Некоторые не понимают, что поезд мгновенно остановить невозможно. Тормозной путь электропоезда около 500 метров, у грузового — более километра.

Поэтому переходя пути, нужно быть очень внимательным. Коров не припомню, а вот лоси были! Правда, зачастую двуногие!

 — Сколько лет ты уже работаешь машинистом? Есть мысли поменять профессию? И почему?

— Всего я работаю почти 20 лет, машинистом почти 10. Бывали ситуации, когда хотелось все бросить и поискать профессию более мирную, но «железка» затягивает. Через какое-то время все проходит, и понимаешь, что от «железки» трудно вообще куда-то деться. Вообще, прислушиваться лучше к сердцу, что оно подсказывает.

 — Российская молодежь идет в машинисты, или все держится на советских кадрах? Престижна ли такая профессия в России? Достойны ли зарплаты такого труда?

— Молодёжи приходит много, но остаются далеко не все. Кто-то разочаровывается, кто-то уходит в смежные структуры — «Аэроэкспресс», ЦППК (тоже пригородные перевозки), на высокоскоростное движение. Ну а платить, я считаю, могли бы и больше! О престиже тут сказать сложно, с советских времен много изменилось не только в целом, но и в работе железной дороги тоже.

Виртуальные «железки»:

Microsoft Train Simulator (2001)


Самый старый железнодорожный симулятор из числа успешных. Разработан британской компанией Kuju Entertainment. В 2007 было анонсировано продолжение Train Simulator 2, но позже разработка была отменена.

Rail Simulator (2007)

С этой игрой Kuju Entertainment пытались начать новую линейку железнодорожных симуляторов, но максимум чего они добились, это вменяемой графики. Далее франшиза именовалась как RailWorks и продолжает совершенствоваться.

ZDSimulator (2008)

Самый реалистичный железнодорожный симулятор, фактически тренажер. Разрабатывается одним человеком из Украины. Реалистичная физика, присутствуют все нюансы управления поездами, текстуры сделаны с реальных поездов.

— Существует несколько видеоигр, имитирующих управление поездами. Это Microsoft Train Simulator, Trainz. Из относительно свежих — Rail Simulator 3. В этих играх огромный парк электровозов, тепловозов… можно даже управлять советскими «электричками». Играл ли ты в такие игры и что можешь сказать про их достоверность?

— Помню когда-то я пытался играть в Microsoft Train Simulator, но мне не сильно понравилось. Про современные игры я ничего не знаю практически, но было бы любопытно. Насчет достоверности… насколько я понял, то управление поездом в таких играх пытаются приблизить к реальному, но я авторитетно могу сказать, что управление настоящим поездом не заменит ни одна игра.

 — Быть машинистом сложно? Когда ты почувствовал себя абсолютно уверено? Есть ли у вас тренажеры «для начинающих»?

— Сложно. Уверенно я себя почувствовал тогда, когда мне более старшие товарищи стали доверять самому управлять поездом, под наблюдением, конечно. Тогда я и почувствовал, что готов.

Были, конечно, ошибки, недочеты, но со временем научился. Тренажер есть у нас в депо, да. Приходи и рули, молодые помощники многие так и делают.

Еще тренажеры есть в школе машинистов, но я один раз только пробовал, опять же, нет ощущения, что это реальный поезд.

— Опиши свой обычный рабочий день. Во сколько он начинается и когда заканчивается, основные задачи?

— Смены у нас абсолютно разные. Есть дневные, есть ночные, есть ночные с разрывом, когда отдыхаешь в доме отдыха локомотивных бригад (ДОЛБ). Есть ночные без разрыва, когда на работу приходишь вечером, и уходишь утром. Есть маршруты, на которых колесишь всю ночь. Самые ранние явки в 6 утра, продолжительность смены не более 12 часов.

Есть смена дневная — после обеда, в 15 часов кажется начинается, заканчивается в 23. Ночные самые ранние — в 15-40, самые поздние в 22-40 начало и в 10-10 конец, тяжёлая смена, попадаешь, правда, на такое «счастье» редко.

В ночь смена есть даже с началом в 16-50, и с окончанием в 4 утра! Как все происходит? Приходишь на работу и тебя сразу берет в оборот предрейсовая медкомиссия. Меряют давление, пульс, дают алкотестер. Нужно уложиться в определённые нормы, иначе до поездки не допустят. Потом инструктаж, далее идешь принимаешь поезд. После смены тоже послерейсовая медкомиссия.

Ну а основные задачи — безопасная и комфортная перевозка пассажиров пригородного движения. Поэтому на работу надо всегда приходить хорошо отдохнувшим, с хорошим настроением.

Маршрут Москва-Голицыно

 — Чтобы ты сказал человеку, который хочет связать свою жизнь с железной дорогой? Стал бы ты его отговаривать, и почему? Или наоборот, всячески бы звал в профессию?

— Ну я бы сказал так: если нравится железная дорога — почему бы и нет. Работа машиниста это отдельный интересный мир, который затягивает. Есть много плюсов, есть много минусов. Ну а кто говорит, что вообще работа должна быть легкой? Я считаю, легкой работы не бывает. Главное осознавать свою ответственность за жизнь и здоровье пассажиров в поездке. Осознаешь, нравится — вперёд!

записи любезно предоставлены Дмитрием

Источник: https://shakal.today/breaking/nadoi-katarsis/interpyu/404-samaya-poezdataya-rabota-elektrichking-glazami-mashinista

Как работает машинист метрополитена – Статьи

Как стать машинистом поезда?

Кто может водить подземные поезда, где учат на машиниста метрополитена и как выглядит его рабочий день – об этом порталу Rjob рассказал Макс Рублёв, сотрудник Службы профориентации, обучения и развития персонала Московского метрополитена, он же – известный блогер metroelf.

Макс Рублёв, сотрудник Службы профориентации, обучения и развития персонала Московского метрополитена

Если вы москвич, то вам надо будет заглянуть в район станции метро «Варшавская». Там находится Учебно-производственный центр московского метрополитена, где производится подготовка всех специальностей метрополитена, в том числе и машинистов. Для того, чтобы стать машинистом, необходимо прийти на станцию метро “Выставочная”, в Центр подбора персонала , там всё покажут, подскажут и объяснят.

Можно ли стать машинистом метрополитена в зрелом возрасте?

А почему нет? У нас работодатели часто указывают в вакансиях «не старше 35 лет», но если открыть Трудовой кодекс, то вы увидите, что там не прописано, до скольких лет можно брать человека на работу. Мы государственное предприятие, соответственно, мы работаем согласно законам Российской Федерации.  

Человек может прийти и попытаться устроиться к нам и в 35 лет, и в 40, и в 55, но дело в том, что у нас очень жесткая медкомиссия, и если есть какие-то проблемы со здоровьем, с сердцем, с глазами, то, увы, просто не возьмут. А если все нормально, то почему бы и нет. Но будет очень тяжело учиться, потому что материала много, он очень насыщенный, но если человек хочет, то кто его остановит? Во всяком случае, не мы.

Как выглядит обычный рабочий день машиниста?

Ну начнем с самого утра. Машинист выспался, проснулся, отдохнул – это очень важно – позавтракал и пошел на работу.

Первое, что он делает – приходит в медицинский пункт, где проверяются его физические данные: измеряются давление и пульс, с помощью компьютера определяется индекс напряженности и проходит проверка на алкоголь – продувка трубкой. Если все нормально, машинисту выдается маршрутный лист, ставится печать, что к работе готов. 

После этого он идет на линейный пункт. Там он изучает бумаги – инструктажи, которые вышли за время его отсутствия. Затем расписывается и общается с машинистом-инструктором, который проверяет знание действующих инструктажей. После этого он по расписанию (всё уже расписано по часам) садится на поезд и начинает работать. 

Продолжительность смены от 6 до 8,5 часов – согласно трудовому кодексу, с обедами, подменами и прочим. Отработав восемь, семь или шесть часов, машинист заканчивает смену, приходит на линейный пункт, пишет в маршрутном листе окончание смены, расписывается и сдает маршрутный лист. На основании этого производится оплата.

Какая зарплата? От чего она зависит? Есть ли возможность подработать?

Зарплата у нас может достигать 100 000 рублей. Зависит она от выслуги, стажа и нормы часов.

Каждый месяц разная норма часов: официально московский метрополитен работает 6/6 – то есть шестичасовой рабочий день, шестидневная рабочая неделя. А дальше стаж, классность, выслуга и прочее.

Так что, когда ты уже достаточно много работаешь, то у тебя реально хорошая большая замечательная зарплата.

Возможности подработать не просто нет, она у нас – если я не ошибаюсь – даже законодательно запрещена! Мы возим людей, поэтому машинист должен приходить на работу отдохнувшим и выспавшимся. От него зависят чужие жизни.

Какие навыки и особенности характера нужны машинисту метро? Какие есть противопоказания?

Четкость, пунктуальность, ответственность. Если ты на работу проспал и раз, и два… ну как тут тебе работать дальше? Это же поезд, он ждать не будет. Значит, кто-то другой уедет вместо тебя.

Зрение должно быть стопроцентным, слух прекрасным, сердце здоровым, легкие… Конечно, курение у нас не поощряется, но кое-кто покуривает. 

Главное – никакого «чуть-чуть», мол, чуть до стопроцентного зрения не хватает, или сердечко иногда пошаливает или на ухо немного туговат. Еще раз повторюсь – мы отвечаем за людей, это очень серьезно и никаких поблажек и исключений быть не может. Очень многие кандидаты, которые хотели быть машинистами, но не проходили по зрению, делали лазерную коррекцию и потом уже приходили работать.

Что касается психологической стороны, то у нас есть на метрополитене служба, которая контролирует психологическое состояние машиниста и других работников.

Есть ли девушки в этой профессии?

Девушек в нашей профессии нет, потому что в 2000 году был принят документ «Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». В нем, как вы понимаете по названию, были перечислены профессии, в которых не может быть женщин. Из-за особо тяжелых условий.

И профессия «машинист электропоезда» попала в этот список. Но, возможно, когда весь подвижной состав будет заменен на новый, этот закон будет отменен или в него будут внесены исправления, чтобы женщины тоже могли работать. Потому что во многих странах есть женщины-машинисты, которые прекрасно справляются с обязанностями и замечательно себя чувствуют.

Какие плюсы и минусы у этой профессии?

Плюс – конечно, зарплата. Еще ломаный график – например, в середине недели может быть выходной или с ночной смены отсыпной, так что куда-то можно поехать, что-то сделать. Но, увы, это же и минус, потому что – день рождения на работе, Новый Год на работе… или люди празднуют, а тебе нужно лечь спать пораньше, потому что ты понимаешь, что в 6 утра пойдешь на раннюю смену.

Какие основные мифы и стереотипы связаны с этой профессией?

Наверное, один из самых больших мифов, что машинист метрополитена – это такая романтическая профессия, как летчик, например.

На самом деле, она вполне обычная, местами тяжелая, местами скучная, местами интересная…

да и научиться ей можно достаточно быстро – не надо заканчивать высшее учебное заведение, есть наш Учебно-производственный центр московского метрополитена, где готовят именно машиниста.

Еще есть популярные мифы о метро – например, что там водятся огромные крысы. На самом деле, не то что огромных, сейчас и обычных-то крыс в метро практически не осталось. Для того, чтобы жить, крысам надо что-то есть. А что в тоннелях глодать, пластик? 

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Источник: http://rjob.ru/articles/kak_rabotaet_mashinist_metropolitena/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.