+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Как на ладони. Зачем налоговой доступ к банковским счетам россиян

Как на ладони. Зачем налоговой доступ к банковским счетам россиян

Как на ладони. Зачем налоговой доступ к банковским счетам россиян

В последнее время в многочисленных публичных источниках все чаще упоминается о намерении ФНС России усилить меры контроля за соблюдением налогового законодательства физическими лицами (гражданами, индивидуальными предпринимателями). В этой связи фискальный орган предлагает усовершенствовать порядок обмена с кредитными учреждениями информацией о банковских счетах граждан, в том числе привязанных к банковским картам, и о движениях по ним денежных средств.

Встречаются также не вполне корректные высказывания о возможных последствиях такого ужесточения контроля, которые включают в себя необоснованный, безосновательный отъем денежных средств россиян. Подобные предположения не соотносятся с законодательными процедурами привлечения граждан и предпринимателей к налоговой ответственности.

Что уже позволено ФНС

Налоговым контролем признается деятельность фискального органа, то есть ФНС, по надзору за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Проводится он исключительно должностными лицами (сотрудниками налоговых органов) в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ, например, в виде проведения экспертиз.

Впрочем, самих видов налоговых проверок, в соответствии с положениями статьи 87 НК РФ, всего два: камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся в распоряжении ФНС. Проводится она без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации.

В отличии от камеральной, выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика и уже на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении такой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.

Выбор в пользу того иного вида проверки определяется исходя из целей ее проведения. Однако назначение налогового контроля в целом заключается в надзоре за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.

Так вот, в рамках проводимых камеральных и выездных налоговых проверок, налоговый орган в настоящее время и так располагает достаточными полномочиями по истребованию разъяснений, объяснений и документов, не только у физических лиц, но в том числе и у должностных лиц, контрагентов налогоплательщика, у иных хозяйствующих субъектов и даже у кредитных организаций.

Какие сведения доступны налоговикам

Статьей 86 НК РФ в действующей редакции уже определены полномочия налогового органа и обязанности банков, возникающие в связи с проведением проверок.

Так, банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов в банке и об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в электронной форме в течение 3 дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Все эти сведения могут быть запрошены налоговыми органами в случаях:

— проведения налоговых проверок, либо истребования документов и информации в соответствии со статьей 93.1 НК РФ;

— вынесения решения о взыскании налога;

— при вынесении решений о приостановки операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, а также о приостановки переводов электронных денежных средств или об отмене приостановки операций по счетам.

Таким образом, налоговый орган имеет возможность при содействии банков получить доступ к финансовой информации граждан и предпринимателей.

При этом, стоит отметить, реализация этих полномочий налоговой службы сопряжена с соблюдением целого ряда формальных условий, таких как наличие согласия руководителя вышестоящего налогового органа, либо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Источник: http://bishelp.ru/business/kak-na-ladoni-zachem-nalogovoy-dostup-k-bankovskim-schetam-rossiyan

Как на ладони. Зачем налоговой доступ к банковским счетам россиян. Фото | Финансы и инвестиции

Как на ладони. Зачем налоговой доступ к банковским счетам россиян

Проводится он исключительно должностными лицами (сотрудниками налоговых органов) в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, например, в виде проведения экспертиз.

Впрочем, самих видов налоговых проверок, в соответствии с положениями статьи 87 НК РФ, всего два: камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся в распоряжении ФНС. Проводится она без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации.

В отличие от камеральной выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика и уже на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении такой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.

Выбор в пользу того иного вида проверки определяется исходя из целей ее проведения. Однако назначение налогового контроля в целом заключается в надзоре за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.

Так вот, в рамках проводимых камеральных и выездных налоговых проверок налоговый орган в настоящее время и такрасполагает достаточными полномочиями по истребованию разъяснений, объяснений и документов, не только у физических лиц, но в том числе и у должностных лиц, контрагентов налогоплательщика, у иных хозяйствующих субъектов и даже у кредитных организаций.

Какие сведения доступны налоговикам

Статьей 86 НК РФ в действующей редакции уже определены полномочия налогового органа и обязанности банков, возникающие в связи с проведением проверок.

Так, банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов в банке и об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Все эти сведения могут быть запрошены налоговыми органами в случаях:

— проведения налоговых проверок либо истребования документов и информации в соответствии со статьей 93.1 НК РФ;

— вынесения решения о взыскании налога;

— при вынесении решений о приостановке операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, а также о приостановке переводов электронных денежных средств или об отмене приостановки операций по счетам.

Таким образом, налоговый орган имеет возможность при содействии банков получить доступ к финансовой информации граждан и предпринимателей.

При этом, стоит отметить, реализация этих полномочий налоговой службы сопряжена с соблюдением целого ряда формальных условий, таких как наличие согласия руководителя вышестоящего налогового органа либо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Что может измениться

В силу стремления усовершенствовать налоговый контроль, интерес налогового органа по изменению порядка доступа, сбора, анализа и хранения финансовой информации вполне логичен, особенно если учесть активное внедрение программно-технических комплексов и средств сбора этих данных.

Тем не менее указанные меры не могут рассматриваться как проводимые фискальными органами попытки несанкционированного изъятия денежных средств, принадлежащих гражданам на законных основаниях.

Дело в том, что любой предложенный налоговой службой вариант доступа, сбора, анализа и хранения финансовой информации о счетах граждан и предпринимателей не отменяет последующих налоговых проверок, в рамках которых должны анализироваться и устанавливаться обстоятельства соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Кроме того, возможные изменения в процедуре доступа, сбора, анализа и хранения информации о счетах граждан и предпринимателей не отменяют, собственно, положения самого налогового законодательства, чье содержание определяет все существенные элементы налога, а также основания и условия, при которых возникает налоговая обязанность у граждан и предпринимателей.

Тонкости перевода

Обратимся к одному из последних разъяснений, приведенных в письме ФНС России от 27 июня 2018 г. N БС-3-11/4252@.

В нем, в частности, указывается на то, что само по себе обстоятельство получения денежных средств от другого физического лица путем перевода с карты на карту, в отсутствие оснований, предусмотренных налоговым законодательством, не формирует налоговой обязанности для получателя денежных средств.

Если полученная гражданином на карту денежная сумма может быть квалифицирована как доход, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения) по правилам статьи 217 НК РФ, то негативные налоговые последствия для владельца карты не наступают.

Привлечение же налогоплательщика к ответственности в виде штрафа в размере 20% от суммы налога из-за неуплаты или неполной уплаты в результате занижения налоговой базы представляется затруднительным.

Установленный законом срок уплаты налога приходится на период, следующий за налоговым периодом, в который у гражданина возникает налоговая обязанность.

Таким образом, вывод о неправомерной неуплате гражданином налога в момент поступления денежных средств на карту будет ошибочным и преждевременным.

Источник: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/364771-kak-na-ladoni-zachem-nalogovoy-dostup-k-bankovskim-schetam-rossiyan

Что уже позволено ФНС

Налоговым контролем признается деятельность фискального органа, то есть ФНС, по надзору за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Проводится он исключительно должностными лицами (сотрудниками налоговых органов) в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ, например, в виде проведения экспертиз.

Впрочем, самих видов налоговых проверок, в соответствии с положениями статьи 87 НК РФ, всего два: камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся в распоряжении ФНС. Проводится она без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации.

В отличии от камеральной, выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика и уже на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении такой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.

Выбор в пользу того иного вида проверки определяется исходя из целей ее проведения. Однако назначение налогового контроля в целом заключается в надзоре за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.

Так вот, в рамках проводимых камеральных и выездных налоговых проверок, налоговый орган в настоящее время и такрасполагает достаточными полномочиями по истребованию разъяснений, объяснений и документов, не только у физических лиц, но в том числе и у должностных лиц, контрагентов налогоплательщика, у иных хозяйствующих субъектов и даже у кредитных организаций.

Контроль во благо. Почему налоговикам нужно дать доступ к счетам россиян

Как на ладони. Зачем налоговой доступ к банковским счетам россиян

Фото Виктора Бартенева / Интерпресс / ТАСС

Возможности ФНС по проверке физических лиц ограничены. Доступ к счетам россиян позволит налоговой службе повысить собираемость НДФЛ и уменьшить размер теневого сектора экономики

Федеральная налоговая служба (ФНС) выступила с проектом изменений в Налоговый кодекс РФ, которые позволили бы налоговикам получить доступ ко всем банковским транзакциям россиян.

Позже ФНС открестилась от этой законодательной инициативы, но, как говорится, не бывает дыма без огня.

Разберемся, зачем это может быть нужно налоговикам и какие последствия будет иметь эта инициатива для обычных граждан.

Суть официально неопубликованной законодательной инициативы, по слухам, должна была заключаться в том, что налоговые органы в любое время могут узнать о движениях по счетам любого россиянина.

Чем это отличается от текущего положения вещей? Сейчас налоговые органы получают такой доступ, только если имеется решение о проведении проверки — камеральной или выездной. При этом последняя практически не проводится в отношении физических лиц.

Также надо помнить об обязательном контроле органов финансового мониторинга за любыми транзакциями свыше 600 000 рублей в автоматическом режиме.

Таким образом, текущие возможности ФНС по проверке соблюдения налогового законодательства физическими лицами существенно ограничены действующими законами.

Формально фискалы всегда находятся в ситуации, когда у них отсутствует в достаточном объеме информация о действиях физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Именно на борьбу с этими ограничениями и направлена описываемая законодательная инициатива.

Зачем нужна сплошная проверка

Во-первых, это декларируемая борьба с «незаконным предпринимательством».

Последние три года активно продвигается идея «самозанятых» граждан, то есть тех, кто по каким-то причинам не хочет открывать ИП, но при этом извлекает доход от оказания услуг физлицам для личных нужд.

Очевидно, что здесь действует принцип кнута (сплошного контроля) и пряника (уведомительный и более простой порядок, по сравнению с ИП, которым пытаются заинтересовать простых граждан).

Во-вторых, это повышение сборов с физических лиц. На сегодняшний день НДФЛ — одно из крупнейших по размеру поступлений в бюджет.

Фискалы убеждены, что таким образом удастся повысить собираемость налога и уменьшить размер теневого сектора экономики.

При сплошном контроле становится проще выявлять тех, кто на регулярной основе получает незадекларированный доход в безналичной форме (например, от сдачи в аренду недвижимого имущества).

В-третьих, нельзя исключать пиар-эффект от указанных публикаций. Не секрет, что ко многим законодательным инициативам россиян готовят постепенно: сначала предлагается более жесткий вариант законопроекта, который постепенно смягчается от стадии еще не внесенного документа к третьему чтению в Госдуме.

Подобные инициативы, если они получат оформление в виде закона, приведут к существенному росту числа проверок. Однако остается под большим вопросом увеличение собираемости НДФЛ.

Так, в текущих законодательных реалиях к доходам, не подлежащим налогообложению, в силу положений ст. 217 НК РФ относятся доходы в денежной форме, получаемые от физических лиц в порядке дарения.

Следовательно, налоговикам потребуется опровергать эту презумпцию в отношении каждого отдельного налогоплательщика в каждом конкретном случае.

Подобный подход может привести как к росту расходов банков, так и к увеличению аппарата ФНС.

Борьба с наличными

Законопроект скорее всего не затронет обыденные перечисления, осуществляемые, например, в рамках одной семьи, но может затронуть физических лиц с большим числом систематических поступлений денежных средств на банковские счета.

Налоговая вынесет решения о соответствующих проверках и попросит объяснить происхождение средств. Как показывает опыт, налоговые органы достаточно легко отличают квази-предпринимательство самозанятых граждан от обычных форм дарения между физическими лицами. Не стоит думать, что здесь удастся ввести ФНС в заблуждение относительно характера произведенных операций.

Стоит также отметить, что инициатива ФНС выглядит еще и как желание налоговых органов апробировать уже действующие и достаточно эффективные системы по контролю за «фирмами-однодневками» (в части доначислений НДС) на схожих процедурах с НДФЛ. Система, показав свою эффективность в одной сфере, очевидно, может быть перенесена и на схожие отношения.

Однако какой смысл проверять все банковские платежи, если самые подозрительные будут все равно проведены в наличной форме? Возможно, итоговая цель, которую ставит перед собой регулятор, заключается именно в получении еще одного весомого аргумента для ограничения наличного оборота.

Как на ладони. Зачем налоговой доступ к банковским счетам россиян

Источник

Источник: https://novosti-1.ru/finansy/kontrol-vo-blago-pochemu-nalogovikam-nuzhno-dat-dostup-k-schetam-rossiyan/

Налоговая будет проверять все счета россиян?

Как на ладони. Зачем налоговой доступ к банковским счетам россиян

ФНС хочет получить возможность контролировать все денежные поступления россиян не только во время проверок. Если налоговикам удастся получить такое право, то все переводы россиян окажутся под постоянным контролем. Чем это может обернуться для обычных людей, разбирался сайт EG.RU.

Новости из ФНС этим летом одна тревожнее другой. Не успели россияне выдохнуть после 1 июля, убедившись, что налоговики не будут брать налог со всех переводов, которые поступают на банковские карточки, как новая история: на этот раз ФНС хочет получить доступ к счетам вне своих проверок.

Как налоговая проверяет счета россиян

Сейчас налоговики не могут спонтанно взять и запросить информацию о движении денег на счетах, если, конечно, клиент банка не переводит каждый день по 600 тысяч рублей в неизвестном направлении. В этом случае банк уже давно сообщил куда следует, чтобы не быть пособником отмывания средств.

Проверять виртуальные кошельки россиян разрешено только во время выездной и камеральной проверки. Последняя проводится после подачи налоговой декларации, если возникли сомнения в достоверности сведений. А выездная проверка в отношении обычного гражданина скорее исключение. Чтобы ее провести, нужно решение руководителя районной налоговой инспекции и основания для таких действий.

Зачем ФНС хочет получить доступ ко всем счетам

Если же информация о стремлении налоговиков окажется достоверной и Минфин даст добро, то это значит, что все безналичные расчеты россиян окажутся под тотальным контролем.

Такую необходимость замглавы ФНС Данила Егоров объясняет «совершенствованием работы по выявлению и пресечению незаконной предпринимательской деятельности», пишет «Ъ».

Выявлять теневой бизнес

Скорее всего, сведения о движении денег будут загружаться в специальную программу налоговиков, а уже искусственный интеллект подскажет: кто получил 1000 рублей от родственников, а кто — за незаконное предпринимательство. Последним придется заплатить не только НДФЛ, но и штрафы, и пени.

Налоговая может активно взяться за россиян

«Если идею ФНС поддержат, то значит, что налоговая сможет видеть движение всех виртуальных денег круглосуточно. А значит, надо ждать ужесточения налогового режима. Тем, кто сегодня что-то покупает и перепродает, придется платить налоги», — рассуждает бизнес-технолог Ирина Величко.

Изменений стоит опасаться только тем, кто не совсем чист на руку в отношениях с государством.

Повышать собираемость налогов

«Есть статья Конституции 57, которая говорит, что мы все обязаны платить налоги, так как являемся гражданами своей страны. Многие, конечно же, их не платят. Сейчас во всем мире такая тенденция, что государства закручивают гайки и выводят из тени все денежные потоки, к этому надо привыкать. Собираемость будет увеличиваться, хотим мы того или нет.

Скорее всего, перегиба не будет: если ты разово продал диван, то никто не потребует с тебя заплатить налог. С другой стороны, как объяснить системе, что у тебя случились проблемы и ты решил распродать все ценное имущество? Ведь извлечение прибыли свыше трех месяцев уже можно отнести к предпринимательской деятельности.

А именно экономически активное население поставят в определенные рамки», — считает независимый эксперт Антон Шабанов.

Кстати, прецеденты доначисления налога по банковской карте уже были. Налоговики из Твери провели контрольную закупку у кондитера, которая изготавливала торты на дому, а деньги получала на банковскую карту. Предпринимателя заставили задекларировать весь доход, который она получила на карту за последние два года.

Эксперты уверены, что ужесточение налоговой политики заставит россиян отказаться от безналичных расчетов

Как налоговая будет контролировать счета?

Скорее всего, банки будут обязаны передавать все сведения в ФНС. Данные будут загружаться в программу АСК НДС-3, которая выявит лиц, возможно, ведущих незаконную предпринимательскую деятельность. Переводы от близких родственников система тоже может вычислить, так как в нее уже загружены сведения из загсов.

Система сможет проследить переводы между супругами или родителями.

А как быть с родственниками, которые имеют разные фамилии? Или как объяснить системе, что двоюродная бабушка, с которой вы хорошо общаетесь, прислала вам две тысячи ко дню рождения? Ведь в жизни часто бывают ситуации, когда родственную связь сами близкие могут с трудом объяснить, не то что официальные органы, но это не мешает людям хорошо общаться.

Россияне вернутся к наличным расчетам?

Сегодня рассчитаться банковской картой в магазине или перевести через онлайн-сервисы банков деньги на счета — так же просто и привычно, как сделать чашку чая.

По данным ЦБ, объем безналичных расчетов в России стабильно растет. Если в 2016 году виртуальные деньги составляли около 32%, то в 2017 году — уже 39,6%, а по итогам 2018 года объем таких расчетов может достигнуть 47,4–50%.

Но перспектива тотального контроля может заставить людей вернуться к наличным расчетам, уверены эксперты. За проданные диваны и торты начнут брать только наличными. А это значит, что вместо выхода из тени экономика страны, наоборот, уйдет в серую плоскость.

Источник: http://online-biznes.net/item/37177-nalogovaya-budet-proveryat-vse-scheta-rossiyan

Почему налоговикам нужно дать доступ к счетам россиян

Как на ладони. Зачем налоговой доступ к банковским счетам россиян

Федеральная налоговая служба (ФНС) выступила с проектом изменений в Налоговый кодекс РФ, которые позволили бы налоговикам получить доступ ко всем банковским транзакциям россиян.

Позже ФНС открестилась от этой законодательной инициативы, но, как говорится, не бывает дыма без огня.

Разберемся, зачем это может быть нужно налоговикам и какие последствия будет иметь эта инициатива для обычных граждан.

Суть официально неопубликованной законодательной инициативы, по слухам, должна была заключаться в том, что налоговые органы в любое время могут узнать о движениях по счетам любого россиянина.

Чем это отличается от текущего положения вещей? Сейчас налоговые органы получают такой доступ, только если имеется решение о проведении проверки — камеральной или выездной. При этом последняя практически не проводится в отношении физических лиц.

Также надо помнить об обязательном контроле органов финансового мониторинга за любыми транзакциями свыше 600 000 рублей в автоматическом режиме.

Таким образом, текущие возможности ФНС по проверке соблюдения налогового законодательства физическими лицами существенно ограничены действующими законами.

Формально фискалы всегда находятся в ситуации, когда у них отсутствует в достаточном объеме информация о действиях физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Именно на борьбу с этими ограничениями и направлена описываемая законодательная инициатива.

Зачем нужна сплошная проверка

Во-первых, это декларируемая борьба с «незаконным предпринимательством».

Последние три года активно продвигается идея «самозанятых» граждан, то есть тех, кто по каким-то причинам не хочет открывать ИП, но при этом извлекает доход от оказания услуг физлицам для личных нужд.

Очевидно, что здесь действует принцип кнута (сплошного контроля) и пряника (уведомительный и более простой порядок, по сравнению с ИП, которым пытаются заинтересовать простых граждан).

Во-вторых, это повышение сборов с физических лиц. На сегодняшний день НДФЛ — одно из крупнейших по размеру поступлений в бюджет.

Фискалы убеждены, что таким образом удастся повысить собираемость налога и уменьшить размер теневого сектора экономики.

При сплошном контроле становится проще выявлять тех, кто на регулярной основе получает незадекларированный доход в безналичной форме (например, от сдачи в аренду недвижимого имущества).

В-третьих, нельзя исключать пиар-эффект от указанных публикаций. Не секрет, что ко многим законодательным инициативам россиян готовят постепенно: сначала предлагается более жесткий вариант законопроекта, который постепенно смягчается от стадии еще не внесенного документа к третьему чтению в Госдуме.

Подобные инициативы, если они получат оформление в виде закона, приведут к существенному росту числа проверок. Однако остается под большим вопросом увеличение собираемости НДФЛ.

Так, в текущих законодательных реалиях к доходам, не подлежащим налогообложению, в силу положений ст. 217 НК РФ относятся доходы в денежной форме, получаемые от физических лиц в порядке дарения.

Следовательно, налоговикам потребуется опровергать эту презумпцию в отношении каждого отдельного налогоплательщика в каждом конкретном случае.

Подобный подход может привести как к росту расходов банков, так и к увеличению аппарата ФНС.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.