+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Илья Бортнюк учит нотной грамоте

Содержание

Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень I — Для начинающих

Илья Бортнюк учит нотной грамоте

Под грамотностью здесь нужно понимать именно нотную грамотность. Я часто общаюсь с барабанщиками и иногда спрашиваю, считают ли они себя грамотными барабанщиками!? Те, кто по уверенней чувствуют себя за установкой сразу же отвечают: «да, я играю вполне хорошо» или «я считаю что, я хороший барабанщик!»

А ведь на деле то, что получается? Ребята и вправду играют хорошо, вопросов нет, но грамотности у них ноль!

Элементарно где и как должны располагаться ноты на нотном стане и что они обозначают, даже этого бывает, не знают.

 

Зачем нужно знать ноты барабанщику?

Проще простого сесть за барабанную установку и играть что-нибудь абсолютно не вникая ни в ноты, ни в нотную грамоту в целом. Я считаю это не правильным подходом, не только к барабанам, но и к музыке в целом.

Нотная грамотность для начинающих барабанщиков — это на мой взгляд важный атрибут, знание которого поможет Вам в различных ситуациях.

Только подумайте, Вам понравилась какая-то песня, хотите разобрать ее и научиться так же играть? Конечно, есть универсалы, которые на слух смогут снять и разложить все по полочкам, но это единицы.

Среднестатистическому барабанщику для этого понадобится табулатура. А вот для того, чтобы разобрать ее как раз и понадобятся знания нотной грамоты!
 

Как выучить нотную грамоту ударнику?

Самое интересное, что изучить нотную грамоту для ударника очень просто. Достаточно прочитать серию из 3 статей, и иногда к ним возвращаться, чтобы освежать свои знания. Чтобы не пропустить выход следующих статей подпишитесь по почте!
 

Назовем эти статьи — «Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков»

Дальше от Вас требуется только применение этих знаний на практике, чтобы с легкостью «играть с листа». Знания основ нотной грамоты открывает перед Вами совершенно новые возможности: гораздо лучше будете понимать структуру «ударной» музыки и сможете легко ориентироваться в табулатурах, да и просто станете грамотным человеком =)
 

Изучение основ нотной грамоты для барабанщиков

Очень важно различать нотную грамоту общую для всех тональных музыкальных инструментов и атональных (шумовых) ударных К которым и относится ударная установка. Чтобы все то, что я буду писать дальше было понятно, начнем с изучения основ нотной грамоты: узнаем что такое нота и пауза, а так же что такое нотный стан.
 

Нотный стан

Нотный стан (Нотоносец) — пять горизонтальных параллельных линий, на которых располагаются ноты. Линии считают снизу вверх, нижней считается первая и выше по порядку.

Иногда применяются дополнительные линии, расширяющие нотный стан вниз или вверх. Эти линейки рисуются только на такую длину, какая необходима для написания нот, которые будут на ней находится.

Каждая нота находится либо на какой-нибудь строке нотного стана, либо в междустрочии.

Обратите внимание что на картинке есть «нотный нейтральный ключ», что это такое узнаете когда будете изучать второй уровень!

На нотном стане, над линиями и под ними могут красоваться разные надписи и обозначения, называемые знаками. Они помогают нам узнать дополнительную информацию о нотной записи. Нотный стан делится на части с помощью тонких вертикальных линий (разделители). Двойная линия, из которых первая тонкая, вторая жирная, означают конец нотной записи.

Для записи некоторых инструментов иногда используют нотные станы с меньшим количеством линий.

Нота и паузы

Нота — условный графический знак, находящийся на нотном стане. Знак состоит из:

  • головки (овала) — пустая внутри или заштрихованная (обязательна),
  • штиля и флажка (необязательны).

Моменты музыки когда «звучит» тишина, принято называть паузами. Паузы так же обозначаются на нотном стане специальными знаками. Далее в статье мы будем рассматривать длительности нот, где на картинке можно будет увидеть как обозначаются паузы.
 

Длительности нот и пауз

Ноты и паузы могут быть разной длины. Запомните! — для каждой длины ноты существует пауза такой же длины. Ноты и паузы бывают:

  • 1/1 (целые) — записывается в виде пустой головки без штиля и флажка,
  • 1/2 (половинные) — записывается в виде пустой головки с штилем без флажка,
  • 1/4 (четвертные) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем без флажка,
  • 1/8 (восьмые) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем и 1 флажком,
  • 1/16 (шестнадцатые) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем и 2 флажками,
  • 1/32 (тридцать вторые) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем и 3 флажками и т.д.

Приведу пример: 1/16 нота означает, что она быстрее 1\8 ноты в 2 раза, 1\4 ноты в 4 раза и т.д. по аналогии.

Ноты с точкой.

Если появляется необходимость показать, что нота в полтора раза (на 50%) длиннее, чем другая, то применяются ноты с точкой. Например, на этом рисунке показана четверть с точкой, а длительность её равна не двум восьмым, а 2 х 1,5 = 3 восьмым нотам.

Триоли.

Существует так же 1/3 ноты — называется она триоль. Четвертная нота (1\4) как правило, делится на две восьмых, однако чтобы разделить ее на три части, нам будет необходима триоль восьмой ноты. Играется она в половину быстрее, чем обычная восьмая нота, и могла бы быть равна двенадцатой ноте (1\12), если бы такая существовала.

Триоль обозначается как три ноты, соединенные вместе и обозначенных цифрой «3». Еще существуют ноты — квинтоли (1\5), секстоли (1\6) и т.д.На самом деле трудного в этом ничего нет, разобравшись хорошенько один раз, дальше все в уме сможете высчитывать =)

В чем отличие шумовых (атональных) ударных инструментов от всех остальных?

Самое главное отличие в том, что для тональных инструментов «высота» расположения головки ноты на нотном стане напрямую соответствует высоте обозначаемой ноты (если нота находится на первой линейке нотного стана, то это будет нота «ми». Грубо говоря сюда можно отнести все музыкальные инструменты на которых можно сыграть мелодию.

Для атональных (шумовых) ударных инструментов высота нот не обозначается. Вместо этого расположение каждой ноты соответствует определенному барабану. Для ударной установки ноты между первой и второй линией (а так же на первой линии) будут означать бас-барабан, а между третьей и четвертой линией будет малый (рабочий) барабан.

Уточню один нюанс: том-томы в составе современной ударной установки принято считать атональными, хотя мелодию на них сыграть вполне реально.

Все эти нюансы будем рассматривать во второй части нашего Самоучителя!

Источник: http://mydrum.ru/obuchenie/samouchitel-osnovi-notnoy-gramoti-dlya-barabanshikov-uroven-1-dlia-nachinayushih

Обучение нотной грамоте для начинающих: основы игры на гитаре для детей с нуля, а также уроки

Илья Бортнюк учит нотной грамоте

Чтобы сыграть популярный гитарный романс, нужно научиться разбираться в нотах или табулатуре. Но как это сделать, если учиться в музыкальной школе уже поздно?

Для взрослых людей есть выход – самостоятельное изучение. Читайте, как освоить нотную грамоту с нуля.

Основы нотной грамоты

Для обучения понадобится много терпения, времени и желание учиться. Разобраться, откуда создается музыка достаточно сложно.

У маленьких музыкантов на это уходят годы. Начать лучше с азов, которые проходят на общих уроках музыки:

  • Нотный стан. Состоит из пяти линеек, на или под линией пишутся ноты. Начинается первая строка всегда с предводителя – скрипичного ключа. Часто нотки можно увидеть на добавочных коротких линейках. На картинке 1 изображены ноты первой октавы. Именно в скрипичном ключе играет гитара.
  • Длительность нот. Обратите внимание, что кружки могут иметь разные палочки, с крючками или без, а также могут быть пустыми внутри или закрашенными. Именно так изображают длительности нот. Целая длительность соответствует счеты 1 и, 2 и, 3 и, 4 и. Половинная – 1 и, 2 и, четверть – 1 и, восьмая – 1 или только и. Чем больше хвостиков у ноты, тем меньше она длится. Также короткие длительности (не больше восьмой) могут объединяться под общей чертой.
  • Размер произведения. В начале каждого произведения указан определённый размер. Например, произведение Владимира Шилина «Восточная мелодия» начинается со скрипичного ключа, после которого написана дробь. Нижняя цифра определяет, какими именно длительностями измеряется такт, верхняя – сколько их помещается в нем. Это не значит, что в пределах одного такта необходимо использовать только четверти, а то, что общая сумма должна соответствовать указанной в начале нотного стана цифре.

Эти основы составляют метроритмическое представление о нотной грамоте. Каждому звучанию соответствует своя нота.

На рисунке 1 изображена гамма до мажор, которая известна всем. Чтобы научиться читать с листа, этих знаний будет недостаточно.

Особенности нотной грамоты при игре на гитаре

Диапазон гитары намного шире и составляет объем больше трех октав. При изучении нотной грамоты и во время разбора музыкального произведения учитывайте несколько моментов, описанных в таблице.

Важно! Гитара – транспонирующий инструмент. Все нотные значения написаны на октаву выше звучащего звука.

Например, нота до первой октавы на синтезаторе будет записана как нота до второй октавы на гитаре:

Особенности чтения нот с листаОписание
Тональность и знаки альтерацииДо мажор и ля минор – самые простые тональности, потому что в них нет знаков понижения и повышения. Знак альтерации – диез или бемоль, помогает сохранить благозвучность при транспонировании гаммы вверх или вниз
МетроритмикаСмотрите на размер. Если вначале указана дробь с цифрой 2 вверху, то счет будет 1 и, 2 и, цифра 3 – 1 и, 2 и, 3 и. дальше по аналогии высчитывайте ритм
ДлительностиВысчитывайте, сколько по времени длится каждая нота. На первых парах даже один такт новичку разобрать будет сложно, поэтому для начинающих лучше изучать одноголосые песни
ГармонияСлушайте то, что играете. При неблагозвучном звучании перепроверьте, что написано в нотах. Возможно, вы допустили ошибку или произведение написано в стиле диссонансов

На изучение особенностей нотной грамоты уйдет много времени. Следует дополнительно играть на инструменте хроматические гаммы, арпеджио и другие упражнения, чтобы быстрее запомнить ноты.

Есть несколько хитростей, которые помогут в обучении:

  1. Хроматические упражнения. Поставьте пальцы левой руки в первую позицию: первый палец установите на первом ладу. Правой рукой играйте гамму, чередуя пальцы. Но одного исполнения недостаточно. Перед собой расположите схемы или рисунок с нотным станом, на котором написаны ноты. 

    Играйте, смотрите в текст и проговаривайте каждую длительность про себя. Повторяйте упражнения по каждой струне.

  2. Маленькие подсказки. Не стоит каждый раз судорожно искать рукой необходимый звук. На гитаре есть несколько обозначений, которые помогут быстрее найти ноту. Возле длительности напишите римской цифрой лад, на котором играется звук, арабская цифра, обведенная в круг – это струна. 

    Также подробнее можно помочь себе, указав палец, соответствующий позиции.

  3. Повторение – мать учения. Заниматься необходимо ежедневно, чтобы закрепить полученные знания. 

    Для взрослого человека длительность занятий может быть от часа, для детей достаточно 45 минут.

Важно! Начинайте обучение с простых произведений в один голос. Сложные аккордовые цепочки, записанные нотами, не по зубам новичку.

Ноты для детей и дошкольников с нуля

Для начинающих и детей лучше осваивать короткие произведения не больше 6 строк. Для примера можно разобрать произведение Владимира Шилина «Восточная мелодия».

Автор расположил в нотах несколько подсказок:

  • Арабские цифры – соответствуют пальцам левой руки: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец. Большой палец не играет.
  • Римские цифры (в данном произведении) – обозначение позиции на гитаре, то есть с какого лада ставить первый палец левой руки.
  • Латинские буквы – обозначение пальцев правой руки: p – большой палец, i – указательный, m – средний, a – безымянный. Мизинцем на гитаре играют редко, обозначают – е.

Приступайте к самостоятельному разбору. В конце произведения двумя вертикальными чертами стоит реприза, означающая повторение сначала и переход на вторую вольту – такт, отделенный верхней чертой с цифрой 2.

Самоучитель: уроки изучения нот для начинающих

На первых порах нотная грамота кажется сложной, но всего после нескольких уроков ученик уже способен самостоятельно прочитать с листа простую мелодию.

Для игры по нотам необходимы начинающему гитаристу следующие знания:

  • Обозначение длительностей и расположение на нотном стане.
  • Тональность, соблюдение знаков альтерации на протяжении всей игры.
  • Метроритмические особенности и соответствие стилю произведения.
  • Гармоническое звучание.

Тренируйтесь, перечитывайте информацию об особенностях нотной грамоты гитары, чтобы через несколько занятий сыграть свои первые ноты.

Источник: https://LadyKisa.com/otdyh/notnaja-gramota-dlja-nachinajushhih-obuchenie-uroki.html

Как выучить ноты с ребенком?

Илья Бортнюк учит нотной грамоте

Если вы хотите выучить ноты самостоятельно  или позаниматься этим со своим ребёнком, то, прежде всего, вы должны получить представление о том, что же такое собственно ноты.

Дело в том, что ноты – это записанные звуки. Точно так же как в речи, буквы – это записанные звуки.

И потому и в языке и в музыке сначала нужно хотя бы немного познакомиться именно со звуками, и только потом с их начертаниями.

В данном мини-руководстве предлагается способ выучить ноты в несколько последовательных этапов. Руководство подходит как для обучения детей, так и для самостоятельного обучения нотной грамоте взрослых.

0 этап – получение базовых представлений о высоких и низких музыкальных звуках

Музыка – это искусство, а каждое из искусств говорит на своём собственном языке. Так, языком живописи являются краски и линии, языком поэзии – слова, ритмы и рифмы, для танца важны движения, красивые позы и мимика. Язык музыки – это музыкальный звук. Так вот, повторим еще раз, что только записанный на бумаге музыкальный звук и называют нотой.

Музыкальных звуков существует очень много, они разные – высокие и низкие. Если выстроить все звуки подряд  начиная с низких звуков и до самых высоких, то получится музыкальный звукоряд. В таком звукоряде все звуки выстроились словно «по росту»: низкие – это большие, рослые нотки, как медвежата, а высокие – маленькие, как птички и комарики.

Так вот, звукоряд может быть большим по составу – звуков в нем просто море. Например, на клавиатуре фортепиано можно взять и сыграть аж целых 88 звуков. Причем, если мы играем на фортепиано подряд, то нам кажется, будто бы мы поднимаемся по ступенькам музыкальной лестницы. Попробуйте и послушайте сами! Слышите? Это очень ценное ощущение!

Совет! Если у вас в доме инструмента фортепиано или какого-либо его аналога (синтезатора) не имеется, то разыщите для себя виртуальную клавиатуру или установите приложение «Пианино» на свой телефон.

1 этап – проговаривание названий нот вслух

Итак, в звукоряде много всяких звуков, но есть 7 главных – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Эти названия вы давно уже знаете, ведь так? Эти 7 звуков постоянно повторяются, только на новой высоте. И каждое такое повторение называется октавой.

Звукоряд, разделенный на октавы, в которых постоянно повторяются 7 звуков, напоминает по своему устройству многоэтажный дом. Каждая новая октава – это новый этаж, а семь основных звуков – это музыкальная лестница с одного этажа на следующий.

Рекомендуем! Если вы занимаетесь с ребёнком, заведите альбом – обычный альбом для рисования или даже просто папку для рисунков.

Обязательно проделайте упражнение такого толка. Нарисуйте на листе многоэтажный дом, внутри – лесенки по семь ступенек. А теперь, включите фантазию и придумайте для ребенка какую-нибудь историю – например, про пионера Васю, который решил помочь котенку, забравшемуся на чердак. Ваша цель – несколько раз подняться и спуститься подряд по музыкальной лестнице.

Дело в том, что ряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си», как правило, без труда проговаривают все дети, а вот в обратную сторону «си-ля-соль-фа-ми-ре-до» – совсем немногие. Данное упражнение это дело легко поправит, а поправить – очень важно!

Для той же цели можно использовать и известные всем «считалочки»:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Кошка села на такси!
Си, ля, соль, фа, ми, ре, до –
Кошка села на метро!

2 этап – лесенка на фортепиано

Теперь нужно снова обратиться к фортепиано, важно установить слуховые ассоциации. Упражнение с лесенками нужно проделать за фортепиано, с настоящими звуками. Заодно попутно запоминается расположение нот на клавиатуре фортепиано.

Каково же это расположение? На фортепиано есть белые и черные клавиши. Все белые идут подряд без каких-либо особенностей в своем порядке. А вот черные идут маленькими группами – то две клавиши, то три, то две, то снова три и т.д. Ориентироваться на клавиатуре пианино нужно по черным клавишам – там, где две черных клавиши, слева от них, внизу «под горой» всегда находится нота ДО.

Дальше можно попросить ребенка (а взрослому – попросить себя) найти все нотки ДО на клавиатуре, причем важно не перепутать их с клавишами ФА, которые будут встречаться в начале групп из трех черных клавиш. Затем от нотки ДО, можно выстроить ряд всех остальных звуков и играть этот ряд вдоль и поперек. Более подробно о расположении нот и октав на фортепиано можно прочитать ЗДЕСЬ.

3 этап – запись нот на нотном стане

Для записи букв и цифр есть специальные тетрадочки – в клетку или в линейку, наверняка ваш ребенок об этом уже знает! Объясните ему, что для записи нот тоже есть специальная бумага – с нотными станами.

Обратите внимание, что нет нужды сразу учить ребенка запоминать ноты на нотном стане, сначала нужно просто потренироваться в написании нот. Нотный стан состоит из пяти линеек, ноты можно писать:

А) на линейках, насаживая их как бусинки на ниточку;

Б) в промежутках между линейками, над и под ними;

В) подряд – на линейках и между ними без пропусков;

Г) на добавочных маленьких линеечках и между ними.

Все эти способы написания нот нужно обязательно попробовать и ребенку, и взрослому. Никакие скрипичные и басовые ключи на этом этапе не нужны. Правда следует объяснить самый главный принцип – высокие ноты располагаются выше, чем низкие (тот же принцип лесенки).

На этом этапе занятий музыкальной грамотой с ребенком можно вводить скрипичный ключ. Сначала можно просто порисовать скрипичный ключ. Попутно нужно объяснить, что по-другому скрипичный ключ также называют КЛЮЧОМ СОЛЬ, так как он привязан ко второй линейке, то есть к той же линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы.

Есть два способа рисования скрипичного ключа:

  1. начинать со второй линейки и заканчивать крючком;
  2. начинать снизу, с крючка и заканчивать на второй линейке.

Оба этих способа можно показать ребёнку, попробовать порисовать на бумаге и в воздухе, а затем уже оставить какой-то один, наиболее удобный способ.

Следующий шаг – это изучение нот на нотном стане, начинать нужно с ноты СОЛЬ, которая пишется на второй линейке. А затем следует снова обратиться к музыкальной лесенке и выяснить, какие нотки соседствуют с СОЛЬ, какие располагаются выше ее и ниже. Эти же ноты (ФА и ЛЯ) будут соседями СОЛЬ и на нотном стане.

Дальнейшее изучение нот можно построить по такому сценарию:

  1. Назвать и записать пять нот, которые встретятся нам, если мы будем подниматься по музыкальной лесенке вверх от СОЛЬ (это СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ). ДО и РЕ в данном случае – это уже ноты второй октавы, возможность перехода в следующую октаву ребенку нужно объяснить.
  2. Назвать и записать пять нот, которые встретятся, если спускаться по музыкальной лесенке вниз от СОЛЬ (СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО). Здесь следует обратить внимание ребенка на ноту ДО, которой не хватило места на нотном стане, и потому она пишется на добавочной линейке. Ребенок должен запомнить ноту ДО как необычную ноту и впоследствии сразу ее распознавать.
  1. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся на линейках (ДО, МИ, СОЛЬ и СИ). «До, ми, соль, си – на линеечках сидят» – есть такая попевка-считалочка.
  2. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся между линейками (РЕ, ФА, ЛЯ, ДО).

Таким же образом постепенно (только не в тот же день и не за один раз) можно освоить ноты второй октавы. Слишком сильно торопиться и напрягать ребенка нотной грамотой не стоит, чтобы не пропал интерес.

5 этап – работа с «музыкальной азбукой»

Что представляет собой детский букварь? Изображение букв и предметов, названия которых с этих букв начинаются. Если освоение нотной грамоты идёт тяжело (например, если возрастом ребенок еще совсем малыш), то имеет смысл на некоторое время отвлечься и разбавить серьезность занятий красивыми наглядными материалами.

Музыкальную азбуку вы можете изготовить вместе с ребенком.

Каждой ноте можно посвятить отдельный листок альбома – на нем нужно красиво написать название ноты, ее положение на нотном стане рядом со скрипичным ключом, а затем дополнить эту основу чем-нибудь интересным – стихами, словами, которые начинаются с названий нот, рисунками. При необходимости музыкальную азбуку можно использовать и на более ранних этапах обучения.

Пример карточки для музыкальной азбуки:

Скачать готовую музыкальную азбуку: СКАЧАТЬ

6 этап – развитие навыка чтения нот

Тренировкой навыка чтения нот на начальном этапе освоения нотной грамоты нужно заниматься регулярно. Методы работы здесь могут быть разные – обыкновенное прочитывание нотного текста с названием всех нот по порядку, переписывание нот в нотную тетрадь, подписывание всех нот в уже перенесенной в тетрадь мелодии.

Примеры для чтения можно найти в любом учебнике по сольфеджио. Как правило, примеры в учебниках сольфеджио (отрывки различных мелодий) небольшие по объёму (1-2 строчки), это очень удобно.

Во-первых, ребенок не утомляется при занятии и может довести работу до конца.

Во-вторых, на проработку одного-двух номеров уходит совсем немного времени, именно это позволяет обращаться к данному виду деятельности два-три раза за один день.

Примеры для чтения нот

7 этап – закрепление знаний

Одним из способов закрепления выученных нот могут стать разнообразные письменные и творческие задания.

Хорошая подборка увлекательных заданий для разучивания и запоминания нот первой и второй октавы содержится в рабочей тетради по сольфеджио для 1 класса Г. Калининой.

Рекомендуем вам приобрести эту тетрадочку и пользоваться ей в будущем, так как с помощью этого пособия в живой и увлекательной форме (ребусы, загадки и т.д.) можно проработать многие важные вещи.

Подборка заданий из рабочей тетради Г. КалининойСКАЧАТЬ

Источник: http://muz-teoretik.ru/kak-vyuchit-noty-s-rebenkom/

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Илья Бортнюк учит нотной грамоте

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки.

Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской).

И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье «Как быстро и легко выучить ноты», выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей.

Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой.

Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу.

Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение.

Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.

Вверх

Источник: https://music-education.ru/notnaya-gramota/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.