+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Государственные меры поддержки сектора АПК

Государственная поддержка

Государственные меры поддержки сектора АПК

Подробности 20.11.

2014 16:05 Сельское хозяйство Воронежской области

Государственная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Направления государственной поддержки сельского хозяйства:

  • Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии.
  • Возмещение части процентной ставки по кредитам и займам.
  • Целевые государственные программы поддержки отраслей сельского хозяйства (животноводства, растениеводства и т.д.).
  • Государственная поддержка малых форм хозяйствования (субсидии на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения).
  • Государственная поддержка экономически значимых региональных программ.
  • Субсидии на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям.
  • Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности.
  • Субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Какие сельхозпроизводители могут рассчитывать на государственную поддержку?

Главным критерием получения государственной поддержки в сфере сельского хозяйства является наличие материальных активов у предприятия – земли сельхоз назначения, помещения для выращивания скота и птицы, производственное оборудование (собственность, аренда или земля под застройку).

Вне зависимости от того, планируете ли Вы открытие нового сельхозпредприятия, или развитие существующего, Вам необходимо проверить соответствие формальным требованиям конкретной Программы.

Порядок предоставления субсидий:

  1. Оценка условий (требований) получения субсидий —сельскохозяйственные товаропроизводители выбирают необходимую им субсидию и оценивают условия ее получения.

  2. Подача заявки и необходимых документов — сельскохозяйственные товаропроизводители подготавливают заявку и документы, необходимые для получения субсидии, и предоставляют их в региональный орган управления АПК согласно утвержденным нормативно-правовым актам.

  3. Рассмотрение заявки и документов — после предоставления сельскохозяйственными товаропроизводителями заявки и документов региональный орган управления АПК рассматривает предоставленные документы в течении установленного нормативно-правовыми актами времени.

  4. Уведомление об оказании поддержки или мотивированный отказ — после рассмотрения документов региональный орган управления АПК принимает решение о предоставлении субсидии или отказе от предоставления субсидии и сообщает сельскохозяйственному товаропроизводителю о принятом решении.

  5. Доведение субсидии в случае решения об оказании поддержки — при принятии региональным органом управления АПК решения о предоставлении субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям перечисляются средства предусмотренные на оказание государственной поддержки.

  6. Контроль за порядком предоставления субсидий и контроль за их целевым использованием — на всех уровнях предоставления государственной поддержки осуществляется контроль за выполнением условий и требований, установленных при предоставлении субсидий, а также за целевым использованием субсидии.

Программы поддержки действуют в на всей территории Российской Федерации.Однако региональные власти имеют полномочия на их расширение и адаптацию под территориальную специфику. Поэтому, для получения государственной поддержки вашего сельхозпредприятия, рекомендуем Вам обращаться в органы управления АПК Вашего региона. И только после этого думать о привлечении стороннего специалиста, который поможет подготовить комплект документов для получения субсидии.

Структурное подразделение органа регионального управления АПК:

Отдел государственной поддержки сельхозпроизводителей

Телефоны: +7 (473) 213-74-40

Адрес: 394006, г.Воронеж, пл.Ленина д.12

Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылки:

Официальный портал органов власти

Информационный справочник о мерах и направлениях государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации.

Источник: http://agriculture-info.ru/business/support

Государственная поддержка АПК (стр. 1 из 3)

Государственные меры поддержки сектора АПК

Реферат

Государственная поддержка АПК

Выполнил: студент

заочного отделения ЭО-52

Морин Д.В.

Проверил : доцент

Султанаева Л.Д.

Йошкар-Ола

2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………..3

1. Категории субсидий. Понятие, сущность…………………………..4

2. Основной инструмент государственной поддержки аграрной

сферы…………………………………………………………………5

2.1. Причины государственной поддержки…………………………….5

2.2. Суть важнейшего инструмента господдержки…………………….5

3. Планирование эффективной государственной поддержки

сельскохозяйственных предприятий……………………………….6

3.1. Система показателей рейтинговой оценки…………………………6

3.2. Вариант распределения средств государственной поддер-

жки среди сельскохозяйственных предприятий…………………..7

4. Совершенствование государственной поддержки агропродо-

вольственной сферы региона……………………………………….9

4.1. Основные недостатки современного этапа развития системы

поддержки……………………………………………………………9

4.2. Направление, условие и принцип государственного управления

процессами регионального развития………………………………9

4.3. Совершенствование государственной поддержки страхования

сельскохозяйственных культур……………………………………..10

Заключение…………………………………………………………..11

Список использованной литературы………………………………12

Введение

Государственная поддержка агропромышленного комплекса практически полностью осуществляется за счет бюджетных средств.

В 80-х годах за счет государственного бюджета в аграрном секторе России были созданы такие отрасли, как промышленное птицеводство и свиноводство, а также тепличное хозяйство и мелиоративные сооружения.

Однако в начале 90-х годов в АПК начали развиваться негативные процессы, связанные с ухудшением финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей и падением производства основных видов сельскохозяйственной продукции.

В последние годы четко прослеживается тенденция снижения общего уровня поддержки сельского хозяйства. Сельскому хозяйству возвращают примерно десятую часть из того, что получает от него государственный бюджет. А государственный бюджет, даже при нынешнем положении сельского хозяйства, приблизительно на 20% в своей доходной части формируется за его счет.

Экономическая политика государства в отношении поддержки товаропроизводителей носит нестабильный, бессистемный характер. При изучении практики выделения дотаций и компенсаций ведущими экономистами страны не обнаружено наличие какой-либо логической связи между размером выделяемых средств и устойчивостью финансового состояния предприятий.

Всемирная торговая организация (ВТО) требует соблюдения правил международной торговли, которые и предусмотрены соглашениями по сельскому хозяйству, Кодексом о субсидиях и компенсационных мерах. ВТО настаивает на том, чтобы члены постепенно уменьшали государственную поддержку сельского хозяйства.

Данная мера должна послужить развитию конкуренции на мировых рынках продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Целевое использование государственной поддержки странам, вошедшим в ВТО, также необходимо изменить. В Кодексе по субсидиям и компенсационным мерам значительное место уделено формам поддержки сельского хозяйства.

Их оценка определяется тем, как они влияют на конкурентоспособность товара.

1. Категории субсидий. Понятие, сущность

Предусмотрены три категории субсидий. «Зеленые» – разрешенные (бесспорные) субсидии.

К ним отнесены поддержка племенного дела и элитного семеноводства, оплата расходов на повышение плодородия почвы, реконструкцию предприятий, направленную на охрану окружающей среды, помощь в связи с чрезвычайными ситуациями, поддержка бедствующих регионов, оплата расходов на проведение исследований, повышение квалификации работников АПК.

«Желтые» и «Коричневые» субсидии могут быть оспорены: они создают помехи национальному производству остальных стран-участниц ВТО, прямо или косвенно обесценивают или уменьшают преимущество, наносят ущерб их интересам. К данным видам субсидий отнесены прямое субсидирование отраслей с/х, покрытие производственных убытков, списание ссуд, некоторые виды компенсаций.

«Красные», или запрещенные, субсидии – это экспортные субсидии и субсидии, направленные на создание преимуществ отечественных товаров по сравнению с импортными. К ним относятся дотации на продукцию, льготы и компенсации для с/х товаропроизводителей.

Подойдем с этих позиций к структуре бюджетных поступлений с/х предприятий нашей страны (таблица 1).

Финансовые поступления сельхозпредприятия из бюджета в 2001 году

Таблица 1

Расчеты показывают, что федеральная практика поддержки с/х в большей степени, чем региональная, противоречит международным правилам. Но правила ВТО допускают разные меры адаптации национальной экономики к требованиям международной торговли, причем период перехода может составлять несколько лет.

Государственная поддержка с/х России ныне составляет около 0,5 млрд долл. Это в 10-15 раз меньше суммы, которая предлагается нашей стороне на переговорах с ВТО.

Многие отрасли с/х при действующих ценах убыточны, что и дает возможность по правилам ВТО защищать их от недобросовестной конкуренции импортеров. Следует обратить самое серьезное внимание на возможности защиты нашей экономики, обусловленные членством в ВТО.

Необходимо также отметить, что России будет легче отстаивать свои интересы в ВТО, войдя в нее в составе коллективного участника, например ЕврАзЭС.

Членство в ВТО позволяет практически беспрепятственно субсидировать стратегические направления развития с/х – семеноводство и племенное дело, повышение квалификации работников отрасли, охрану окружающей среды. Эту возможность следует использовать.

2. Основной инструмент государственной поддержки аграрной

сферы

Несмотря на развитие кризисных процессов, с/х в производстве происходит ежегодное сокращение бюджетных средств направляемых на его финансирование.

Доля расходов на с/х упало с 9,8 % в 1991 году до 3 % в 2000 году или в 3,3 раза, а в валовом внутреннем продукте, соответственно, с 2,6 % до 0,8 %.

Доля господдержки в общих затратах с/х товаропроизводителей крайне не значительна и практически не оказывает стимулирующего влияния на увеличение производства продукции и повышение его рентабельности.

Уместно отметить, что в США и Европе идет интенсивное расходование государственных средств на нужды с/х. В США совокупная поддержка возросла с 1997 по 1999 г. С 14 до 24%, в странах ЕС – с 38 до 49%.

Со второй половины 90-х годов региональные бюджеты носили основной, но не значительный вклад в финансирование расходов консолидированного бюджета на аграрный сектор. Доля расходов федерального бюджета постоянно сокращалась. В структуре расходов этого бюджета доля АПК в 2 раза меньше, чем в региональных бюджетах.

2.1. Причины государственной поддержки

Государственная поддержка с/х регионов имеет под собой следующие объективные причины:

– недостаточный уровень производства продовольствия в стране обусловливает необходимость задействования местных ресурсов;

– на региональные власти возложена ответственность за продовольственное обеспечение населения, в их распоряжение выделены бюджетные ссуды для формирования продовольственных фондов;

– региональные власти постоянно соприкасаются с разрушительными процессами, которые происходят на селе;

– происходит сокращение уровня поддержки аграрной и природоохранной сферы;

– стратегические проблемы выхода АПК из кризиса не решаются;

– формирование затрат бюджета на поддержку АПК происходит без достаточных экономических обоснований;

– при подготовке и рассмотрении проекта федерального бюджета не учитывается необходимость увязки возможностей производства продовольствия с установленными нормами прожиточного минимума, потребительской корзины, минимальной оплаты труда, социальных выплат.

2.2. Суть важнейшего инструмента господдержки

Для с/х создана система льготного налогообложения, но она не дает возможности использовать льготы для развития производства. Взыскание налогов, не обеспеченных реальными источниками, дестабилизирует экономику с/х предприятий, влечет за собой рост кредиторской задолженности, снижение уровня оплаты труда.

Следует пересмотреть существующие подходы к распределению бюджетных средств. Вместо принципа выделения средств только успешно работающим хозяйствам целесообразно перейти к финансированию наиболее эффективных проектов выхода АПК из кризиса, а также проектов, необходимых для развития экономики страны.

3. Планирование эффективной государственной поддержки

сельскохозяйственных предприятий

При анализе рейтингов финансового состояния предприятий выявляются постоянно повторяющиеся однотипные явления.

Во-первых, наблюдается относительная стабильность финансово-экономических показателей наилучших предприятий (около 20-25%) на протяжении ряда лет, являющаяся результатом деловой активности руководителей и специалистов, лучшей обеспеченности основными фондами и энерговооруженности труда, высокой квалификации кадров. Во-вторых, системой распределения средств не предусматривается эффективное использование ресурсов, как на микроэкономическом уровне, так и на макроэкономическом уровне. В-третьих, почти у 40% обследованных предприятий отсутствует зависимость между величиной выделяемых средств в отчетном периоде и уровнем финансового состояния предприятия, его рейтингом в базовом периоде.

Источник: http://MirZnanii.com/a/267262/gosudarstvennaya-podderzhka-apk

Какие существуют государственные программы субсидирования сельского хозяйства

Государственные меры поддержки сектора АПК

С введением западных санкций для сельскохозяйственного производства появились дополнительные стимулы.

Правительство поставило цель заполнить торговые точки российскими продуктами, и сегодня аграриям предлагаются солидные программы поддержки.

В чем их суть и как воспользоваться государственной помощью фермеру?

Цели данных программ

Таковы реалии аграрного сектора экономики: без поддержки фермеру, да и крупным представителям сложно добиваться серьезных и стабильных результатов. Поэтому на правительственном уровне проводятся системные финансовые вливания – субсидирование отрасли по всем направлениям.

Сюда можно отнести:

  • меры денежно-кредитной политики, когда проводится льготное кредитование и приоритетное инвестирование аграрных проектов. Существуют и специфические направления: страхование на льготных условиях сельскохозяйственных культур в зонах рискованного земледелия, элитного поголовья скота;
  • бюджетные дотации, которые представлены целевым ассигнованием из бюджета убыточной реализации продукции в условиях низкого урожая. Другой вариант – возмещение недополученного дохода производителем при сдерживании роста цен на социально значимые продукты;
  • бюджетная политика, выражающаяся в дополнительном финансировании с\х отраслей. Такая поддержка характеризуется распределительным характером по принципу приоритета отрасли. Проводится субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие АПК, возмещаются лизинговые платежи на производственное оборудование.
  • планирование – составление программ поддержки, разработка актуальных мер поддержки, прогнозы по развитию различных направлений. Такие меры нужны для грамотного распределения финансирования.

Законодательная база

Основным регулятором агропромышленной отрасли является ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Стратегия поддержки АПК России представлена Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования на 2013-2020 годы. Именно в ней собраны все государственные инициативы и планы на предстоящую семилетку. Документ включает подпрограммы по всем направлениям сельского хозяйства.

Изменения и дополнения в законодательную базу вносятся правительственными постановлениями и разъяснениями.

Приоритетные направления деятельности

Для эффективного развития аграрного сектора субсидии предназначаются по основным направлениям:

  • на мелиорацию сельхозугодий, рациональное использование площадей;
  • поддержку животноводства, мясо-молочного скотоводства;
  • организацию перерабатывающих предприятий и линий сбыта сельхозпродукции;
  • поддержку растениеводства;
  • содействие в создании/развитии небольших крестьянских и фермерских хозяйств;
  • внедрение инноваций, модернизация производственных циклов.

Большой ошибкой будет считать, что глобальные планы преследуют единственную цель по увеличению доли отечественных продуктов на рынке.

Ожидания от претворения задуманного масштабнее:

  • расширить сырьевой рынок;
  • увеличить зарплаты в отрасли;
  • создать новые рабочие места и сферы деятельности;
  • освоить заброшенные земли.

К 2020 году аграрная отрасль будет полностью обновлена и готова к самостоятельному поступательному развитию. Но все это только перспективы. Сейчас же отрасль переживает не лучшие времена.

По подсчетам аналитиков на полную замену импортной «мясо-молочки» потребуется 7 лет, для получения стабильно высоких урожаев растениеводческих культур нужно не менее 5 лет.  На модернизацию требуются колоссальные усилия и затраты, которые должны подкрепляться системной помощью от государства.

Виды, условия и порядок участия в программах

Применявшиеся в истекшем году субсидионные меры поддержки перекочевали в год наступивший. Отметим, что еще по осени 2016 года в правительстве заговорили о кардинальных изменениях в госфинансировании сельского хозяйства.

Но, как часто случается на заре реформ, новое только намечается, а старое продолжает применяться.

Расскажем об общих видах действующих субсидий:

  • Гранты на развитие КФХ. Предоставляются на конкурсной основе целевым назначением на приобретение с\х угодий, разработку и подведение систем коммуникаций, строительство хозяйственных объектов. Грант предполагает строгую отчетность получателя о целевом использовании средств.
  • Кредитные средства на возмещение процентных затрат. Предоставляются исключительно для модернизации хозяйства.
  • Субсидирование лизинга, взятого для приобретения сельскохозяйственного оборудования и техники.
  • Компенсация расходов на возведение объектов крестьянского хозяйства семьи.
  • Единовременная субсидия. Предоставляется на обустройство фермерского хозяйства: приобретение или строительство жилья, покупку грузопассажирского транспорта, проведение коммуникаций.

Фермер может претендовать на все виды помощи, но только при соответствии требованиям отбора. Заявления рассматриваются конкурсными комиссиями.

Условия предоставления:

  1. Профессиональные качества претендента. Опыт работы фермера должен составлять от 10 лет. Преимущество у работников с\х сферы с высшим образованием.
  2. Не менее 10 лет будущий фермер должен вести личное подсобное хозяйство.
  3. Необходимы рекомендательные письма от муниципалитетов или членство в кооперативах.
  4. На объект получения субсидий представляется бизнес-план.
  5. Если подается заявка на грант, потенциальный получатель обязан до 30% суммы гранта обеспечить собственными финансами или средствами производства. Зачтется поголовье скота, хозяйственные строения и другое имущество, применяемое в деятельности.
  6. Схемы сбыта продукции. Преимущество за претендентами уже действующих хозяйств с налаженными путями реализации произведенного. Подтверждается это контрактами с торговыми точками, закупочными линиями, другими документами.

При предоставлении субсидий, в особенности – грантов, учитывается социальная значимость проекта для региона. К примеру, создание фермером дополнительных рабочих мест, оборудование подъездных путей и т. д.

Подготовка документов

В общих случаях это:

  • заявление и анкета претендента;
  • копии паспорта и документа о профессиональном образовании;
  • свидетельство регистрации предпринимательства ФНС;
  • учредительные документы КФХ, сельхозпредприятия иной формы;
  • контракты с партнерами, торговыми сетями и т. д.;
  • письма-рекомендации представителей муниципальной власти.

В зависимости от вида помощи могут понадобиться и другие документы.

Программа «Начинающий фермер»

Начинать всегда сложно, поэтому в 2018 году государство по-прежнему поддерживает вновь создаваемые хозяйства.

Размер и условия участия

Формат финансирования – грант на развитие или единовременная субсидия на бытовое обустройство.

В первом случае заявитель претендует на 1,5 млн рублей, во втором – до 300 тысяч.

Грант расходуется на покупку посадочных материалов, удобрений, кормов, расширение поголовья скота и птицы, земельных наделов и для других нужд с/х деятельности. Субсидия помогает начинающему предпринимателю создать достойные условия жизни.

Как оформить

Чтобы получить грантовую поддержку, нужно обратиться в Минсельхоз своего региона, собрать документы и защитить свой бизнес-проект.

Пугаться не стоит: публичные слушания устраивать не будут. Под защитой понимается экспертная оценка бизнеса заявителя и его деловых качеств на основе предоставленного пакета.

Решение принимается за 15 дней после сдачи анкеты.

«Семейная животноводческая ферма»

Данная программа направлена на развитие социальной структуры села, увеличение поголовья скота, поддержку семейного аграрного бизнеса.

Семейным фермерское хозяйство считается, если все задействованные работники являются родственниками (не обязательно близкими).

Форма субсидии – грантовое финансирование.

Размер перечисления и условия предоставления

Под действие программы попадают фермеры, занятые разведением молочно-мясного скота.

Требования к претендентам:

Анкета участника конкурса направляется в сельскохозяйственное ведомство субъекта регистрации фермы.

Максимальный размер гранта равнозначен 60-процентным расходам хозяйства, отраженным в бизнес-плане и плане затрат. Максимум в денежном эквиваленте установлен для всех регионов страны – 10 млн рублей. Ферма должна подтвердить наличие 40% собственного обеспечения от суммы гранта. Не запрещается использовать кредит.

Распределение федеральных субсидий осуществляется регионами, которые получают транши из госбюджета. Кроме того, местные власти вправе предоставлять поддержку сельхозпроизводителям из местного бюджета.

Старая помощь по-новому принципу

В 2018 году на развитие агропромышленной отрасли правительство выделяет более 242 млрд рублей.

Распределяться деньги будут по иной схеме.

Если раньше транши направлялись под конкретные программы, то в 2018 году в субъект переводится полная сумма на развитие с\х. Здесь страховые преференции, субсидирование кредитов, фермерских и крестьянских форм хозяйств, садоводства и племенного животноводства. Словом, всех представленных в конкретном субъекте направлений АПК.

Схема получила название «единой региональной субсидии».

Предоставление кредитов

С 01.01.17 запущена программа льготного кредитования субъектов хозяйствования системы АПК. Займы на модернизацию и развитие хозяйств банки будут оформлять под 5% годовых.

В этой связи меняется адресат процентного субсидирования: теперь это кредитные учреждения. Государство возместит 100% ключевой ставки банкам, выдающим займы сельхозпроизводителям на льготных условиях.

Новые условия удобны, прежде всего, фермерам. Теперь не придется отвлекать существенные суммы из оборота для уплаты процентов, которые затем государство возмещало кредитополучателю через субсидию.

Банки для участия в программе утверждает Минсельхоз. Критерий – наличие собственных кредитных продуктов на привлекательных условиях для аграриев.

Требования к заемщикам вполне лояльны:

  • отсутствие действующих просрочек у претендента по другим кредитам;
  • стабильность в развитии хозяйства;
  • доходы, позволяющие производить текущие платежи.

Банк откажет однозначно фермерам, находящимся в банкротстве или реорганизации.

Существующие проблемы

Настораживает фактически полная передача распределения субсидирования в регионы. Ничего хорошего аграрному предпринимательству и производству в целом это не принесет.

Но главная проблема поддержки российских аграриев – это нестабильное финансирование. По сообщению Минфина, объем помощи сократится в 2017 году в 1,4 раза меньше, чем закладывалось изначально в паспорт Программы на 2013-2020 годы. Без должного финансового обеспечения громкие намерения Правительства по реформированию АПК скатятся до уровня прожектерства.

О государственной поддержке аграриям Карачаево-Черкесской республики рассказано в следующем видеосюжете:

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://posobie-help.ru/subsidii/business/dlia-selskogo-xozyajstva.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.