+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Фирма проводит семинар: учитываем все расходы

Посещаем семинары: налогообложение расходов

Фирма проводит семинар: учитываем все расходы

В последнее время посещение различных семинаров стало достаточно распространенной альтернативой обучению по программам повышения квалификации. Действительно, плюсов у семинаров много.

Не приходится надолго отвлекаться от работы, так как семинары краткосрочны. Темы, как правило, достаточно узкие, что позволяет не отвлекаться на лишнюю информацию. Да и по стоимости подобные мероприятия гораздо доступнее.

В настоящей статье мы рассмотрим порядок налогообложения расходов на семинары.

С точки зрения налога на прибыль все семинары можно разделить на две большие группы — консультационные и обучающие. Затраты на консультационные учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 14 или 15 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

Суммы, заплаченные за обучающие семинары — на основании пункта 3 той же статьи Кодекса. Остается вопрос: как отличить консультационный семинар от обучающего?

Главное отличие консультационного семинара в том, что его цель — просто дать слушателям информацию.

При этом не предусмотрено каких-либо контрольных мероприятий по оценке усвоения материала (опросов, экзаменов, зачетов, собеседований). Кроме того, по результатам таких семинаров не выдаются документы об образовании. Соответственно, расходы на такие семинары необходимо подтверждать другими документами.

В частности, для учета затрат потребуется договор на оказание консультационных и (или) информационных услуг в виде семинара. Желательно чтобы этот договор содержал план или программу семинара (например, оформленную в виде приложения к договору).

Это поможет подтвердить производственную направленность семинара, его связь с деятельностью организации. Наконец, не лишним будет документ, подтверждающий фактическое оказание услуги (счет-фактура, акт, служебная записка).

С обучающими семинарами ситуация несколько иная — основания для учета расходов на них прямо зафиксированы в пункте 3 статьи 264 НК РФ.

Для признания расхода на обучающий семинар необходимо, чтобы обучение проводило российское образовательное учреждение, имеющее лицензию (можно учесть расходы на обучение и в иностранном образовательном учреждении, но при условии, что оно имеет соответствующий статус).

Кроме того, на семинар должен направляться штатный работник предприятия.

Для отнесения затрат на такое обучение к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, потребуются следующие документы: договор на обучение, содержащий сведения о лицензии или статусе образовательного учреждения, приказ или распоряжение о направлении сотрудника на обучение, а также документ (или заверенная организацией копия), свидетельствующий об окончании обучения*.

ЕСН и налог на доходы

Поскольку посещениесеминара связано с выполнением сотрудником своих трудовых обязанностей и направлено на повышение его профессионализма, оплата семинара, произведенная работодателем, не будет облагаться ни ЕСН, ни НДФЛ.

Причем это утверждение применимо как к консультационным, так и к обучающим семинарам. Ведь и в том, и в другом случае посещение семинара — инициатива работодателя и проводится в производственных целях.

А значит, оплата данного мероприятия не является ни вознаграждением по трудовому договору (п. 1 ст. 236 НК РФ), ни доходом сотрудника (ст. 41 и 210 НК РФ).

Обучение с развлечением

И в заключение несколько слов о налогообложении семинаров, которые проходят на курортах, теплоходах, за границей и так далее. Тут бухгалтеру нужно быть особенно внимательным. Дело в том, что Налоговый кодекс не признает расходами на обучение затраты, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения (п. 3 ст. 264 НК РФ, п. 43 ст. 270 НК РФ).

Это значит, что если подобные услуги поименованы в программе семинара, то лучше проследить за тем, чтобы их стоимость была выделена отдельно как в договоре, так и в счете. Если же такого разделения нет, то от семинара лучше отказаться, либо провести его за счет прибыли.

Внимательный читатель может заметить, что пункт 3 статьи 264 НК РФ касается только обучающих семинаров.

А как быть, если теплоходный круиз был совмещен с консультационным семинаром? Тут в действие вступает уже пункт 29 статьи 270 НК РФ, который запрещает уменьшать налогооблагаемую прибыль на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий. Так что и в этом случае при наличии в программе семинара развлекательной части лучше заранее позаботиться о том, чтобы ее стоимость была выделена отдельно. Тот факт, что стоимость развлекательных мероприятий, посещенных работником во время семинара, не учитывается при налогообложении прибыли, означает и отсутствие ЕСН по этим расходам (п. 3 ст. 236 НК РФ). Ну и наконец, сумма оплаты развлекательной части семинара будет признана доходом работника в натуральной форме (если оплату произвел работодатель), с которого нужно удержать налог по ставке 13 процентов (ст. 211 НК РФ). Налог удерживается с любых выплат в пользу сотрудника, проводящихся после поездки на семинар.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2009/10/2305

Расходы на образование работников: виды и особенности учета – Институт профессиональных бухгалтеров Московского региона

Фирма проводит семинар: учитываем все расходы

В. Ю. Галенко, главный бухгалтер ОАО «Трансэлектромонтаж», действительный член ИПБ Московского региона

Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, многие компании, заинтересованные в квалифицированном персонале, отправляют работников на семинары, оплачивают их обучение, в том числе переквалификацию, обучают сотрудников без отрыва от производства. Выясним особенности учета расходов на различные виды образования сотрудников.

Обучение, профподготовка и переподготовка

По общему правилу, установленному подпунктом 23 пункта 1 статьи 264 НК РФ, к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика. С 1 января 2017 года к расходам на обучение относятся также расходы на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников.

Порядок учета расходов на обучение определен в пункте 3 статьи 264 НК РФ. Рассмотрим его применительно к различным способам обучения.

Важно! Расходы на обучение, как и любые другие расходы организации, должны быть экономически оправданны (п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому в дальнейшем мы будем исходить из того, что организация может подтвердить: обучение сотрудников обоснованно.

Кроме того, не признаются расходами на обучение работников, в том числе потенциальных, расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, с содержанием образовательных учреждений, а также с выполнением для них бесплатных работ или оказанием им бесплатных услуг (п. 3 ст. 264 НК РФ).

Условие первое – документы

Итак, первое условие для того, чтобы расходы на обучение были включены в состав прочих расходов, звучит так: «обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональная подготовка и переподготовка работников налогоплательщика осуществляются на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус, прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников налогоплательщика осуществляется на основании договора оказания услуг по проведению независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации в соответствии с законодательством Российской Федерации».

На что нужно обратить внимание в этом условии? Прежде всего, на фразу «обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональная подготовка и переподготовка…» Что это за программы?

Виды образовательных программ перечислены в статье 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». На основании пунктов 3 и 4 этой статьи можно построить классификацию программ (табл. 1).

Таблица 1. Классификация образовательных программ

Образовательные программы
Основные образовательные программыДополнительные образовательные программы
Основные общеобразовательные программыОсновные профессиональные образовательные программыОсновные программы профессионального обученияДополнительные общеобразовательные программыДополнительные профессиональные программы
Образовательные программы:- дошкольного образования;- начального общего образования;- основного общего образования;- среднего общего образованияОбразовательные программы среднего профессионального образованияОбразовательные программы высшего образования– программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;- программы переподготовки рабочих, служащих;- программы повышения квалификации рабочих, служащих– дополнительные общеразвивающие программы;- дополнительные предпрофессиональные программы– программы повышения квалификации;- программы профессиональной переподготовки
Программы подготовки:- квалифицированных рабочих;- служащих;- специалистов среднего звенаПрограммы: – бакалавриата;- специалитета;- магистратуры;- подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);- ординатуры;- ассистентуры-стажировки

Таким образом, в расходы можно включать затраты на обучение сотрудников по следующим программам:

  • программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов (среднее профессиональное образование);
  • программы бакалавриата, специалитета, магистратуры подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки (высшее образование);
  • программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
  • программы переподготовки рабочих, служащих;
  • программы повышения квалификации рабочих, служащих;
  • программы повышения квалификации;
  • программы профессиональной переподготовки.

Источник: http://www.ipbmr.ru/?page=vestnik_2017_1_galenko

Как учесть расходы на оплату бизнес-тренера?

Фирма проводит семинар: учитываем все расходы

Ох уж наш отечественный бизнес… Каким бы его не называли: «стремительно развивающимся», «заторможенным», «усиленным» его все равно тяжело назвать «идеальным», а если быть точнее, то нельзя именно этим словом обозначить условия, при которых он ведется.

Может быть поэтому, а, может, и по какой-то другой причине компании время от времени прибегают к помощи всевозможных коучинговых центров, дабы повысить профессиональные навыки своего персонала. Естественно, эти услуги стоят определенных денег и, порой, немаленьких.

Ввиду этого у бухгалтеров стоит первостепенная задача – определить, как правильно учитывать эти расходы в бухгалтерском учете.

Сегодня мы расскажем об этом, а также не забудем замолвить пару слов о том, зачем все это делается и как бухгалтерам быть готовыми ко всевозможным нюансам отражения потраченных денег.

Учиться никогда не поздно

Это действительно так, в особенности потому, что наш ритм жизни не позволяет нам сидеть на месте. Если еще 30-40 лет назад население нашей страны имело четкое разграничение между «учебной» частью жизни и «трудовой» то сейчас все смешалось воедино.

Очень часто бывает такое, что люди, прогуливая уроки в школе, не посещая пары в институте, затем начинают скрупулезно изучать какой-то интересующий их предмет, т.к. испытывают в этом острую необходимость.

Если такой необходимости нет то возвращаются за учебники (читай ) просто потому, что в них живет не очень приятное и беспокоящее чувство – они чего-то в жизни не успели сделать. Собственно, отсюда и начинаются шаги к самообразованию. Корпоративное обучение – это немного другая стезя.

Директора компаний, который обращаются за помощью, часто сталкиваются с низкой квалификацией своего персонала. Да, действительно, они пытаются ужесточить требования к кандидатам, претендующим на должность, предлагают им в ходе собеседования решить какие-то тестовые задания, назначают аттестации на испытательный срок. В общем, «извращаются», как только могут.

Однако практически каждый их них сталкивается с одной очень распространенной проблемой – кадры-то нынче уж больно часто попадаются никудышные. Все больше и больше на рынок труда выходит тех, кто учился во времена развала системы образования.

Еще 10 лет назад было абсолютно легко купить диплом высшего учебного заведения в пешеходном переходе, отражающим высокую квалификацию сотрудника. Юристы, бухгалтера, медики, менеджеры – кого только среди них нет. Но будь у тебя хоть пять таких «корочек» – все твое незнание выльется наружу при первой экстраординарной ситуации на работе. Зачем далеко ходить, на собеседовании, порой, все становится ясно. Поэтому и соглашаются директора выбирать из тех, кто есть. И не от большого желания, а от самой простой необходимости.

На фоне всего этого, просто представьте, каким выдающимся специалистом начинает казаться бизнес-тренер! Он ведь не только может «научить продавать», но также подскажет, как нужно строить бизнес, какие выстраивать взаимоотношения в коллективе, какую создать в нем атмосферу, какой распорядок дня организовать.

Почему-то принято считать, что раз бизнес-тренер таковым является, значит, он профессионал своего дела. Как бы ни так. Скажите, вы знаете на живых примерах тех коллег, которым вы бы не стали рекомендовать заниматься их работой, потому что они делают ее плохо? Нам почему-то кажется, что такие обязательно найдутся. Тоже самое и с бизнес-тренерами.

Совсем не обязательно, что каждый из них сможет дать то, что вы от него ждете. Но это так, к слову. Просто буквально на днях один из клиентов по услуге «1С 8 через интернет» очень «теплыми» словами отзывался о тренере, который стал к ним приходить. Больше всего он сетовал на то, что услуги стоят дорого, а толку от них никакого нет.

Наверное, это тот классический случай, когда низкая квалификация тренера напрямую соприкасается с низкой квалификацией его слушателей. Гремучая смесь, хотим вам сказать…

Разница между семинаром и бизнес-тренером

По своей сути, услуги бизнес-тренера могут сводиться или к простому консультированию должностных лиц или же к проведению одного или целой серии всевозможных семинаров и лекций. В зависимости от характера обучения будет и определяться методика отражения расходов в бухучете.

Если это просто консультации, то с таким тренером легче заключить договор гражданско-правового на оказание консалтинговых услуг. На самом деле, многие именно так и поступают, выплачивая далее определенный гонорар лектору.

Если это серия семинаров, то учитывать их можно и нужно достаточно стандартными проводками:

  • Д 60.02 К 51 – произведена оплата услуг (аванс) по обучению персонала.
  • Д 68.02 К 76.ВА (аванс уплаченный) – принят к вычету НДС, уплаченный в составе аванса.
  • Д счета учета затрат К 60.01 – учтены расходы на обучение персонала.
  • Д 19.04 К 60.01 – выделена сумма НДС со стоимости услуг по обучению.
  • Д 60.01 К 60.02 – зачтен аванс.
  • Д 76.ВА (аванс уплаченный) К 68.02 – восстановлен к уплате НДС, принятый ранее к вычету.
  • Д 68.02 К 19.04 – принят к вычету НДС по полученной услуге.

Как быть с налогом на прибыль?

Опять-таки все зависит от характера проведения обучения. Плата за услуги тренеру, который заключил договор ГПХ будет учитываться в целях налога на прибыль точно также, как будь то обычный работник, с котором вы сотрудничаете именно по временному договору.

Что касается проведения всевозможных семинаров, то, согласно подпункту 23 пункта 1 статьи 264 НК РФ, затраты на обучение персонала следует отнести к прочим расходам, при условии, что тренер представляет российскую компанию, а также то, что с ней заключен договор (а это и есть наш случай).

Также отмечает тот факт, что проверяющие органы в последнее время стали более детально знакомиться с характером ведения учета в проверяемых ими организациях. Дело в том, что услуги бизнес-консультирования, как это было сказано выше, имеют достаточно востребованный характер среди компаний. Значит, в них же и предусмотрен учет.

Логика государственной структуры очень проста – едем туда. где будет гораздо легче найти ошибку, нежели уехать ни с чем.

В то же время образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании не подлежат лицензированию (пункт 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденные. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174). Следовательно, данные услуги есть также смысл учитывать в качестве консультационных, что также не должно являться нарушением налогового законодательства.

«Простые сложности»

Наши молодые коллеги часто задают нам достаточно «удивительные» вопросы, когда впервые сталкиваются с какой-то сложной ситуации.

Например, один из наших клиентов по аренде облачной 1С задался вопросом на предмет того, нужно ли склонить директора к тому, чтобы тот заключил официальный договор ГПХ с бизнес-тренером, или же проводил семинары тоже на основании какой-то бумаги? Этот вопрос нам показался странным еще и по той причине, что было не совсем понятно, почему бухгалтера заботит эта тема. Как выяснилось позже, она является женой владельца организации и у нее было вполне обычно желание все упорядочить и сделать так, чтобы бухгалтерия стала «чистой». Мы вошли в ее положение и порекомендовали оставить все, как есть, если предложения по легализации услуг бизнес-тренера не увенчиваются успехом. Дело в том, что, действительно, многие фирмы привлекают к проведению тренингов своих близких знакомых. Им, во-первых, они могут доверить обучение драгоценного персонала, а, во-вторых, могут заплатить меньше, на «дружеских началах». Насколько это хорошо и положительно? С точки зрения налогового законодательства, любая услуга, предоставляемая юридическому лицу, должна быть оплачена, если только не идет речь о неких волонтерских началах. С точки зрения обычных партнерских или человеческих отношений, то почему бы и нет? Если на этом все и строится то тогда переживать из-за неотраженных денег точно не стоит, т.к. в этом нет никакого смысла.

Выводы

На основании вышеизложенного мы приходим к выводу, что нет практически ничего сложного в отражении услуг бизнес-тренера в бухгалтерском учете. Проблемы могут возникнуть только тогда, когда нет четкого и ясного понимания, как директор планирует сотрудничать с тренером.

Будет ли речь идти о семинарах или же обычных консультациях с глаза на глаз, может, он вообще не хочет составлять договора сотрудничества и тогда вообще ни о каком учете речи идти не может.

Более того, вообще многие проблемы с отражением расходов, приобретают неприятный оттенок после того, как сотрудники ФНС «ткнут» пальцем на вашу ошибку, когда вы неверно отнесете данный расходы к определенному виду (прямым или косвенным).

Кстати, мы писали об этом интересную статью: «Расходы организации. Делим на прямые и косвенные». – рекомендуем пробежаться глазами.

В любом случае, дорогие коллеги, хочется пожелать вам в этом нелегком труде оставаться в профессиональной форме, а также ни в коем случае не унывать, если что-то пойдет не так, как это ожидалось. В любом случае, все обязательно получится, и вы станете гораздо опытнее. Как говорится, «если ты не становишься лучше – ты становишься хуже». Это правда…

Источник: https://scloud.ru/blog/kak_uchest_raskhody_na_oplatu_biznes_trenera/

Доходы, расходы, убытки, резервы в бухгалтерском и налоговом учете: разбираем сложные случаи

Фирма проводит семинар: учитываем все расходы

Время проведения: 10:00 – 17:00

  • Действующие ПБУ по учету доходов и расходов. Навстречу новым ФСБУ.
  • Принципы и особенности классификации доходов и расходов в налоговом и бухгалтерском учете.
  • Особенности и порядок признания отдельных видов доходов в налоговом учете: Доходы от реализации товаров.

    Доходы от реализации недвижимости. Доходы от реализации работ, в т.ч. по длительным договорам. Доходы от реализации услуг. Внереализационные доходы. Доходы, не признаваемые в налоговом учете.

  • Особенности и порядок признания отдельных видов доходов в бухгалтерском учете: Доходы от обычных видов деятельности. Операционные доходы.

    Внереализационные доходы. Чрезвычайные доходы. Доходы, признаваемые в налоговом учете, но не признаваемые в бухгалтерском учете.

  • Общие принципы признания расходов в целях налогообложения прибыли: Документальное подтверждение и экономическая оправданность расходов (ст. 252 НК РФ).

    Подтверждение реальности хозяйственных операций, деловой цели сделок (обоснованная и необоснованная налоговая выгода). Риски по сделкам с недобросовестными контрагентами. Деление расходов на прямые и косвенные, учет расходов при отсутствии доходов.

  • Сложные вопросы признания отдельных видов расходов: Амортизационная премия.

    Расходы на приобретение неамортизируемого имущества. Командировочные расходы (документальное подтверждение, затраты на проезд и проживание, суточные, расходы на такси, возмещение иных расходов командированного работника, командировки без конкретного результата).

    Представительские расходы (документальное подтверждение, расходы на питание и алкоголь, бизнес-сувениры для контрагентов). Расходы на содержание служебных автомобилей (документальное подтверждение, путевые листы, нормы расхода ГСМ).

    Расходы при аренде имущества (аренда движимого и недвижимого имущества, документальное подтверждение, постоянная и переменная составляющие арендной платы, отделимые и неотделимые улучшения арендованного имущества). Расходы на рекламу (нормируемые и ненормируемые расходы, требования к документальному подтверждению).

    Расходы на подготовку и переподготовку кадров (оплата обучения работников и не работников организации). Расходы в виде процентов по займам и кредитам (порядок признания, определение предельной суммы, учитываемой в расходах).

  • Учет убытков: Безнадежные долги (основания признания долгов безнадежными, момент признания в составе расходов, необходимый комплект документов). Уступка права требования. Реализация амортизируемого имущества. Убытки прошлых лет.
  • Резервы в бухгалтерском и налоговом учете: Резерв по сомнительным долгам в свете последних корректировок в ст.

    266 НК РФ (405-ФЗ от 30.11.2016). Резерв на оплату отпусков. Резерв на ремонт основных средств.

  • Особенности учета доходов и расходов прошлых лет, в том числе выявленных при исправлении ошибок прошлых лет. Применение норм ПБУ 22/2010 и ст. 54 НК РФ.
  • Ответы на вопросы.

Автор и ведущий: Крутякова Татьяна Леонидовна Стоимость (НДС не облагается) В стоимость входит: обучение на семинаре, методические материалы, обед, кофе-паузы * Стоимость для Клиентов «ТЛС-ГРУП»

Дополнительная информация

  1. Гарантируем ответ лектора на вопрос, который Вы заранее отправите по email или по факсу за три дня до мероприятия.
  2. По окончании семинара экспертами «ТЛС-ГРУП» возможно предоставление платных устных консультаций по вопросам законодательства и права.

Крутякова Татьяна Леонидовна Независимый эксперт, заместитель генерального директора ИКГ «АйСи Групп», аттестованный преподаватель ИПБ России, признанный эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению, автор многочисленных и публикаций в профессиональных бухгалтерских изданиях.

Панченко Н.Б.

«НИК»
Спасибо большое! Как всегда, семинар на высоте, много полезной информации, интересная программа, очень приятная и понятная подача материала.

Дич О.Н. «ГЕОИНВЕСТ»
Большое спасибо! Все очень понравилось. Замечательный лектор, предпочитаю посещать именно семинары Крутяковой Т.Л.

Торлюк Н.С. «ГК ТЕПЛОСИЛА»
Лектору большое спасибо! Очень интересный и продуктивный семинар. Обсудили сложные вопросы по налогам. Очень актуально!

Михеева Р.А. «Деловой Центр на Коломенской»
Положительное впечатление произвела лектор Крутякова Т.Л. своим профессионализмом. Также удовлетворила организационная часть семинара. Спасибо!

Касаткина И.М. «Бизнес Интегро Инжиниринг»
Благодарю организаторов и Татьяну Леонидовну Крутякову за профессионализм! Материал изложен подробно, интересно, профессионально! Спасибо!

Тишина О.В. «САНТОРА 1»
Семинар очень хорошо организован все четко, ненавязчиво, деликатно. Лектор Крутякова Т.Л. выше всяких похвал! Очень интересно и доступно для понимания. Но прежде всего очень хотелось бы отметить, что это необходимая информация передается нам с примерами из жизни. Спасибо!

Каткова И.А. «Регион-Медсервис»
Как всегда, семинар Крутяковой Т.Л. оставляет только лучшие впечатления. Предоставленная информация полезная, интересная, содержательная и своевременная.

Федорова Е.А. «Мега Дор Строй»
Все на высшем уровне! Хотелось бы пожелать побольше семинаров с сегодняшним лектором!

Устинова Е.В., «Международный аэропорт Шереметьево»
Отличный семинар «Доходы, расходы» в исполнении Т. Л. Крутяковой. Есть ответы на все интересующие вопросы, легкая подача материала, замечательный лектор!

Источник: https://www.aefk.ru/seminary/dokhody-raskhody-ubytki-rezervy-v-bukhgalterskom-i-nalogovom-uchete-razbiraem-slozhnye-sluchai/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.