+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Финансовый институт: как научить ребенка обращаться с деньгами

Содержание

Финансовая грамотность у детей. Дайте ребенку знания о деньгах

Финансовый институт: как научить ребенка обращаться с деньгами

Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.

Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.

К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.

Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства.

Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть.

На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.

Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

  • Как экономить деньги.
  • Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
  • Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
  • Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
  • Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
  • О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
  • О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
  • Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
  • Как работают банки.
  • Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Это только самая необходимая часть науки, которую Вы должны преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков.

Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии.

Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.

  • Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
  • Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
  • Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
  • Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Долги и кредиты

Знания о деньгах могут помочь Вашему ребенку избежать некоторых из самых крупных финансовых ошибок, которые люди совершают. Может, Вы и сами прошли через часть из этих ошибок?

Я говорю о долгах и кредитах, а точнее о глубокой задолженности и банкротстве. Вот некоторые статистические данные, которые стоит учитывать:

Каждый год в России становятся неплатежеспособными более двух миллионов человек.

В среднем каждая семья имеет по крайней мере одну кредитную карту или кредит. Средняя сумма задолженности на семью приходится на уровень в 400000 рублей.

Научите Вашего ребенка с детства управлять деньгами, и они смогут избежать этих несчастных ситуаций. Поверьте, он не хочет знать, что такое стресс от наличия огромного долга за спиной.

Такие ситуации, чаще всего, случаются из-за недостаточного финансового планирования, перерасхода средств и отсутствия знаний, как сохранять деньги для будущего. Всему этому Вы можете научить Вашего ребенка прямо сейчас. Не важно, шесть ему лет или шестнадцать, никогда не бывает слишком рано или поздно, чтобы начать учиться финансам.

Мы подошли к следующей теме, которую я хотел затронуть. Когда можно начинать обучать ребенка финансовой грамотности и как это делать?

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.

Приведу Вам в качестве примера несколько концепций, чему можно учить ребенка в разном возрасте.

В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и заем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.

В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений.

Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги.

К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.

В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому.

Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем.

В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.

К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.

После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.

Никогда не бывает слишком поздно, чтобы начать учить ребенка деньгам, экономии и инвестированию. Ниже хочу еще затронуть тему о возможностях, которые дает нам повседневная жизнь, чтобы учить детей финансовой грамотности. Нужные моменты случаются постоянно, Вам нужно научиться их распознавать.

Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.

Когда он получает подарок.

Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним о экономии денег.

Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел.

Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.

Когда Вы пользуетесь банкоматом.

Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.

Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.

Оплата счетов и квитанций.

Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.

Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.

Начинайте учить своих детей деньгам и финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

Источник: http://tehbizon.ru/finansovaya-gramotnost-u-detej-dajte-rebenku-znaniya-o-dengax/

Как научить ребёнка обращаться с деньгами

Финансовый институт: как научить ребенка обращаться с деньгами

Чтобы ребёнок научился рационально распоряжаться деньгами и достиг успеха во взрослой жизни, необходимо с самого раннего возраста привить ему два ценных качества: способность побороть сиюминутные желания ради большей награды в будущем и умение действовать независимо. Разберём эти качества чуть подробнее.

Отсроченное вознаграждение

Отсроченное вознаграждение — это способность бороться с сиюминутными удовольствиями и ждать отложенной награды.

В известном Стэнфордском зефирном эксперименте детям предоставили выбор: получить небольшую награду сейчас или награду побольше через короткий промежуток времени.

Исследователи проследили за детьми до подросткового возраста и обнаружили, что дети, которые смогли подождать дольше в эксперименте, были успешнее в дальнейшей жизни. Это показало, что способность ждать награды играет важную роль в поддержании здоровья, достижении успеха и благополучия.

Независимость

Это качество обеспечивает чувство контроля над собой и способность строить суждения независимо от других людей. Со временем любой ребёнок начинает проявлять независимость, старается отделить себя от родителей и действовать самостоятельно.

Важно не подавлять стремление ребёнка к независимости, а поддерживать и направлять его на этом пути. Дети, которые учатся быть свободными, проходя через определённые этапы, вырастают в успешных и продуктивных людей.

Ниже мы приведём несколько способов постепенно привить ребёнку эти два качества — независимость и способность отказаться от сиюминутных наслаждений — сначала через игры и сказки, а затем с помощью определённых правил и советов.

Как учить обращению с деньгами в разном возрасте

Поскольку развитие детей происходит постепенно и на каждом возрастном этапе необходимы свои меры и способы обучения, рассмотрим несколько периодов:

  • дошкольный возраст (3–7 лет);
  • младший школьный (7–11 лет);
  • подростковый (11–14 лет);
  • ранняя юность (14–18 лет).

Далее расскажем, как научить детей:

  • отличать свои потребности от желаний;
  • с умом распоряжаться своими деньгами;
  • не только брать, но и давать.

Дошкольный возраст (3–7 лет)

Хотя дети дошкольного возраста не очень хорошо контролируют своё спонтанное поведение, всё же можно научить их проявлять силу воли. Игры, описанные ниже, помогут им научиться ждать отложенную награду.

На этой стадии развития дети начинают проверять свою независимость, родители часто слышат требовательное «Я сам!», когда пытаются выполнить за них привычные действия. Позвольте им проверить границы своих возможностей, при этом поддерживая и направляя. Приведённые ниже стратегии помогут предоставить детям выбор.

Отличать потребности от желаний

1. Поиграйте в «Хочу и надо». Суть игры в том, чтобы отличать то, что хочется, от того, что необходимо сделать. Задавайте вопросы в духе: «Поужинать — это хочу или надо?» Можете играть в эту игру каждый раз, когда ребёнок попросит о чём-нибудь: включить мультик, пойти гулять.

2. Поиграйте в «Сейчас меньше или потом больше». Когда ребёнок попросит что-то в магазине, попробуйте предложить ему выбор: купить сейчас маленькую игрушку или конфетку или подождать до завтра или до выходных и получить что-то более желанное и ценное. Если ребёнок согласится, всегда держите обещание.

3. Расскажите ребёнку сказку, в которой неприятности происходили из-за того, что герой поторопился.

Например, когда Иван-царевич сжёг кожу Царевны-лягушки, вместо того чтобы дождаться, пока пройдёт колдовство и она станет царевной навсегда.

Можно придумать свою сказку, в которой мальчик или девочка поторопились получить награду, поэтому получили гораздо меньше, чем могли бы.

Тратить деньги с умом

1. Покажите ребёнку, что можно копить на какие-то удовольствия. Например, вы можете несколько дней давать ему по несколько рублей, а когда накопится нужная сумма, пойти в магазин и вместе купить то, что он захочет.

2. Когда вы расплачиваетесь картой, в том числе и кредитной, обязательно говорите ребёнку, на что вы тратите деньги. Он должен знать, что вы расплачиваетесь деньгами за всё, что покупаете, а не используете какую-то волшебную субстанцию, которая берётся ниоткуда, поэтому не имеет ценности.

3. Поиграйте в магазин. Сделайте кассу из подручных вещей, поставьте товары и ценники на бумажках. Дайте ребёнку определённое количество денег. Пусть он сходит в ваш магазин и купит какие-то вещи. Вы в любой момент можете поменяться ролями, но соблюдайте правила: купить можно только по той цене, что установлена изначально.

Не только брать, но и отдавать

1. Сделайте семейную копилку. Научите ребёнка копить, но не на быстрые удовольствия, а на какие-то крупные покупки: одежду, велосипед, телефон.

2. Покажите, что вы тоже вносите свои деньги в копилку. Установите количество монеток, которые ребёнок будет бросать в копилку каждый день, а затем вместе с ним добавляйте в копилку 50% от его вложений. Он будет учиться на вашем примере и видеть, как постепенные вложения увеличивают общее количество.

3. Научите дарить игрушки. Попросите ребёнка выбрать две-три из относительно новых и подарить, отдать в садик или бросить в контейнер для помощи нуждающимся.

Младший школьный возраст (7–11 лет)

На этом этапе дети часто бывают очарованы деньгами. Это прекрасная возможность объяснить ребёнку, что такое банковский счёт, и продолжить его знакомство с миром денег.

В это время у детей развивается чувство гордости за свои достижения и способности. Это хороший момент для введения платы за работу по дому.

Не стоит платить ребёнку за то, что входит в его ежедневные обязанности: уборка игрушек, наведение порядка в своей комнате, уборка посуды после еды.

Однако вы можете давать деньги за какую-то дополнительную работу: мойку окон, чистку дивана или ковра, мойку посуды после праздника.

Подростковый возраст (11–14 лет)

В этом возрасте дети стремятся к независимости. Они проверяют границы своей свободы и переходят из детства в подростковый период. В это время хорошо разбудить в детях дух предпринимательства: слушать их идеи и позволять воплощать их в жизнь.

Дети лучше понимают математику — с ними уже можно говорить о процентах и объяснять механизмы работы банковской системы. Кроме того, они становятся более чуткими и понимающими, осознают, что у всех семей разные материальные возможности, так что в ваших разговорах о благотворительности можно затронуть более сложные материи.

Ранняя юность (14–18 лет)

Это возраст, когда человека нельзя назвать взрослым, но он понимает взрослый мир гораздо лучше и уже считает себя его частью.

Многие дети после школы или даже в старших классах пробуют работать и получают свои первые деньги. Возможно, вам стоит поговорить с ребёнком о том, чтобы откладывать деньги на образование.

Важно дать ребёнку свободу в плане серьёзных решений. Он будет ошибаться, позвольте ему это. Ваша задача — не оградить его от ошибок, а объяснить, как на них учиться.

Финансовая грамотность детей. Как научить обращаться с деньгами? – Деньги есть!

Финансовый институт: как научить ребенка обращаться с деньгами

В ходе исследования, проведенного британским правительственным агентством Money Advice Service, было выявлено, что умение распоряжаться деньгами формируется у ребенка до семи лет. В нашей статье речь пойдет о том, как правильно говорить с ребенком о финансах, давать карманные деньги и нужно ли всегда покупать ему подарки.

Финансовая грамотность детей с колыбели

Автор книги «Воспитывая финансово уверенных детей» Мэри Хант говорит о том, что обучение детей обращению с деньгами необходимо начинать с колыбели. Дети больше склонны делать то, что вы делаете, чем то, что вы говорите.

Поэтому с самого начала необходимо подавать детям пример финансовой грамотности. По мере того, как ребенок растет, надо спокойно и уверенно говорить с ним о деньгах.

Ребенок должен понимать, что они представляют ценность, без которой невозможно обойтись в современном мире, и что мама и папа тратят много сил на то, чтобы их заработать.

Когда вы ходите за покупками с маленькими детьми, Хант советует всегда использовать наличные, а не кредитные или дебетовые карты. Иначе у ребенка может создаться неправильное представление о волшебной карточке, которая исполняет все твои желания.

Финансовая грамотность детей

С самого раннего детства родителям, даже если они сверхбогаты, необходимо вводить ряд ограничений на детские траты. Ребенок должен ясно видеть разницу между необходимыми тратами и тратами ради удовольствия.

Важно, чтобы родители при помощи слов и действий укрепляли идею о том, как важно не потратить денег больше, чем у тебя есть.

Один из хороших способов — держать траты на забавы под контролем, для чего нужно не поддаваться на каждую просьбу ребенка о покупке.

Как же правильно объяснить ребенку отказ в покупке очередной игрушки?

Конечно, не надо резко и категорично говорить «нет» на просьбу малыша. Стоит избегать и выражения «у нас нет денег», ведь для ребенка это означает «мы бедны» и становится поводом для беспокойства. Самый лучший способ – это переключить внимание на то, что у ребенка уже есть или предложить альтернативу.

Карманные деньги: первый шаг к собственным капиталам

Психологи считают, что ребенок созрел для карманных денег, если он понимает, что деньги зарабатываются и зачем они нужны, и может внятно объяснить, на что собирается их потратить. Как правило, это умение приходит к школьному возрасту.

Самостоятельное распоряжение даже маленькой суммой с юных лет закладывает у ребенка азы планирования личных финансов. Так он учится контролировать собственные доходы и расходы, и наделав ошибок, сделает выводы. Например, если ребенок будет долго копить на китайскую игрушку, которая сломается через пару дней, то это станет для него важным уроком «не стоит тратить деньги на ерунду».

В отличие от Германии, где вопрос о карманных деньгах, решен законодательно, в России нет общего принципа, сколько денег давать на карманные расходы.

Главное – они должны научить ребенка самостоятельно управляться с финансами, планировать траты и брать ответственность за ненужные покупки на себя.

Если ребенок потратит месячные карманные деньги за первую неделю, то будет хуже для него же. Не стоит в таком случае давать ему взаймы.

Родители могут поощрять детей за успеваемость или какие-то работы по дому, которые те не очень любят делать.

На каком-то этапе это может помочь улучшить оценки и вдохновить ребёнка на выполнение домашних поручений.

Однако полностью монетизировать процесс обучения в школе или домашнюю работу не стоит – это может создать схему «ты — мне, я — тебе», а перейти с неё на безденежные отношения будет трудно.

Финансовая грамотность детей. Используем наглядный пример

Выполнение рутинных повседневных задач совместно с детьми может показать им, как нужно обращаться с деньгами. Многие психологи рекомендует брать детей в продуктовый магазин.

Это поможет научить их планированию и экономии.

Привлекайте детей к процессу составления списка покупок, покажите им разницу в цене на одни и те же продукты, учите выбирать оптимальный вариант по соотношению цена/качество.

Неплохим опытом может стать совместное посещение банка. Стоит показать ребенку, как вы открываете депозит, пообщайтесь с банковским работником, пусть ребенок задаст ему вопросы.

Расскажите ребенку о механизмах кредита: что значить откладывать выплаты, иметь задолженность или выплачивать проценты.

Используйте первую зарплату, чтобы объяснить идею налогов, и поиск дома или квартиры, чтобы разъяснить концепцию ипотеки.

Ну и пожалуй главное, что ребенок должен понимать, заключается в том, что деньги делают жизнь проще, приятнее и комфортнее, однако это не самое главное. Приятные ощущения бывают не только от денег. Еще они бывают от солнечного дня и от улыбки мамы.

Источник: https://www.dengiest.ru/2015/10/05/children/

Как научить детей обращаться с деньгами?

Финансовый институт: как научить ребенка обращаться с деньгами

В каком возрасте начинать давать детям карманные деньги? Как объяснить ребенку, что такое семейный бюджет и почему нельзя купить все и сразу? Эти вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель. Специалисты уверены: учить детей правильно тратить деньги и развивать привычку экономить следует с раннего возраста.

Сегодня 75% несовершеннолетних подростков в возрасте от 14 до 17 лет имеют собственные денежные средства, большая часть которых (81%) поступает детям в качестве карманных денег от родителей.

Получение таких средств не всегда подчинено каким-либо четким правилам, поэтому дети с трудом могут планировать эти «доходы».

Отсутствие контроля за денежными средствами приводит к снижению ответственности при их распределении, такие данные получили в рамках всероссийского исследования авторы проекта «Дети и деньги».

Еще одна цифра — 77% россиян, имеющих детей, не ведут семейный бюджет и, 73% не привлекают ребенка к планированию расходов. Только треть родителей (33%) регулярно обсуждают с детьми вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами.

Время от времени это делают 29% родителей.

При этом, исследование показало, что под обсуждением экономических и финансовых вопросов часто понимаются общие рекомендации, затрагивающие тему денег, выбора товаров или услуг (например, «надо меньше тратить»).

Подобное отсутствие практики приобщения детей к финансовому планированию и пользованию различными услугами становится фактором риска при формировании стратегий финансового поведения.

Алтайский край участвует в проекте «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в РФ», реализуемого Правительством в лице Минфина России совместно с Всемирным банком.

В рамках этого проекта проводится апробация образовательного модуля для школьников по финансовой грамотности. Утвержден перечень «пилотных» учреждений, получены учебники, апробация начата с 20 сентября 2015 года.

Однако это не значит, что родители не должны будут вести самостоятельное финансовое просвещение своих детей. Делать это нужно задолго до школы — начиная с 4−5 лет, уверены эксперты.

Сейчас необходимость будущего финансового самообеспечения или не объясняется, или плохо объясняется ребенку родителями. Однако этому надо учить ребенка так же, как вы учите его чистить зубы или каждое утро застилать кровать. Ребенок должен постичь азы финансовой грамотности, которые помогут решать любые финансовые вопросы:

  • Понимание природы и функции денег,
  • Умение ценить деньги,
  • Умение считать деньги,
  • Умение составлять финансовый отчет,
  • Умение зарабатывать и создавать источники дохода,
  • Умение экономить и сберегать,
  • Умение тратить деньги и жить по средствам,
  • Умение возвращать долги,
  • Умение делиться,
  • Умение приумножать деньги,
  • Умение пополнять свои финансовые знания,
  • Умение защищать свои деньги и основы элементарной финансовой безопасности,
  • Умение обсуждать денежные вопросы и анализировать свои поступки в сфере распоряжения деньгами.

Цифра

Рекомендуется начинать выдавать ребенку карманные деньги с возраста 5−6 лет. Вначале, разумеется, сумму малую, но постоянную, выдаваемую регулярно, например, раз в неделю. С каждым годом сумму можно увеличить.

Евгения Блискавка,
директор Института финансового планирования, автор книги «Дети и Деньги»:

Как сказал Франклин Рузвельт, «мы не всегда можем сделать будущее лучшим для наших детей, но мы всегда можем их к нему подготовить».

Исследование по вопросу развития молодежи показало, что дети, у которых с детства есть карманные деньги, становятся более успешными и удовлетворенными жизнью взрослыми людьми. Участников эксперимента наблюдали с девятого класса школы и до достижения ими 40-летнего возраста.

Дети, в юном возрасте освоившие правила управления бюджетом и получившие опыт достижения целей, впоследствии гораздо лучше справлялись со своей взрослой финансовой жизнью.

От того, сможем ли мы, родители, передать своим детям навыки разумного управления ресурсами, во многом зависит, насколько уверенно они смогут шагать по жизни и достигать своих личных целей.

А нужно-то всего ничего: научиться договариваться с собственными желаниями и бюджетом; делать накопления и двигаться к поставленным финансовым целям; понимать и использовать по назначению возможности современных финансовых инструментов.

Научиться всему этому совсем не сложно, а можно даже весело, если внести игровой элемент.

Вы когда-нибудь пробовали вместе выбрать лучшие кроссовки в категории цена/качество через «контрольную закупку»? Проводили квест «закупка по списку» в гипермаркете? Наблюдали за поведением ценной бумаги? Считали, сколько киндер-сюрпризов можно купить по цене нового робота или куклы? Открывали банк «Домашний»? Готовили бизнес-план «своего дела»? Эти и другие нехитрые и крайне увлекательные занятия позволят заложить прочный фундамент будущего финансового благополучия и возможностей для реализации мечтаний наших детей.

Дети.

Михаил Хаустов

1. Будьте образцом для подражания

Покажите ребенку ваш бюджет и объясните ему, как можно экономить, сравнивая цены в разных магазинах. Возьмите его с собой в банк, и покажите, как вы кладете деньги на сберегательный счет. Объясняйте ребенку по ходу, что вы делаете.

2. Пригласите принять участие

Попросите ребенка помочь вам найти более выгодные предложения на тот или иной товар в магазине. Вы также можете попросить ребенка составить список продуктов, которые необходимо купить, руководствуясь вашим бюджетом. Побуждайте искать скидки и распродажи.

Рассчитывайте семейный бюджет вместе с детьми. Учите их экономить, например, выключая свет, выходя из комнаты. Обсуждая с ребенком семейный бюджет, напоминайте ему, что эту информацию нельзя рассказывать друзьям в школе.

3. Давайте карманные деньги

Если ребенок маленький, давайте ему немного карманных денег, пока он не повзрослеет и не осознает их ценность. Давайте карманные деньги купюрами и монетами, чтобы он мог копить их в отдельных баночках для различных целей.

4. Купите копилку

Маленьким детям можно купить копилку в виде игрушки, чтобы они могли там временно хранить свои деньги, детям постарше можно использовать банки с надписями, указывающими на предназначение денег. Откройте им счета, с которых они смогут снять деньги, когда вырастут. Детям постарше можно рассказать о банковских процентах.

5. Обучайте экономике увлекательно

Обучение детей финансам не должно напоминать лекции. Это может быть увлекательным. Объясняя сложные термины, используйте смешные иллюстрации, которые помогут ребенку запомнить материал. Купите настольную игру, например, Монополию, которая даст им представление о ценности денег.

Найдите обучающие веб-сайты по финансам для детей. Пусть дети помогают вам планировать бюджет на месяц, заполнять квитанции и платить за коммунальные услуги.

6. Установите границы

Не добавляйте детям деньги, если они тратят их слишком быстро. Пусть они ощутят последствия своих действий. Так вы подготовите их к самостоятельной жизни, пока они еще живут с вами под одной крышей.

Финансовые компании хорошо знают, что кредитные карты студентов самые выгодные, так как родители всегда готовы выручить своих чад, когда те оказываются «на мели».

Так что, приучайте своих детей жить по средствам.

Не покупайте детям все, о чем они просят. Формирование бюджета подразумевает умение покупать вещи обдуманно.

Совет

Если какой-то подход не работает, попробуйте другой. Все дети учатся по-разному.

Елена,
мама:

Прекрасный способ научить ребенка обращаться с деньгами — играть в «Монополию». Ребенок начинает мыслить перспективно, думает, как потратить деньги, чтобы они потом стали приносить доход.

К тому же дети, которые ленятся учиться считать или у них не очень хорошо это выходит в рамках начальной школьной программы, очень быстро учатся считать, потому что тут приходится давать сдачу.

Я своего сына подтянула в счете именно через «Монополию».

Деньги.

открытые источники в интернете

Как уберечься от ошибок?

В процессе финансового воспитания можно допустить ошибки. Назовем самые распространенные из них, чтобы вы могли их избежать.

№ 1. Покупать все, что ребенок попросит

Грубейшая и очень распространенная ошибка родителей. Ребенок не будет адекватно воспринимать ценность денег, привыкнет к тому, что у него есть все, что ему надо, без каких-либо усилий с его стороны, будет считать, что это нормальное положение вещей.

В дальнейшем же из такого ребенка может вырасти человек, сильно злоупотребляющий кредитами, ведь ему необходимо будет иметь все, что он хочет. А поскольку доходов вряд ли будет хватать для покрытия всех аппетитов, то не долог шанс угодить в финансовую яму.

№ 2. Покупать ребенку только дешевые и некачественные вещи, игрушки

Можно сказать, что эта ошибка прямо противоположна первой. Если постоянно обделять ребенка, жестко экономить на нем, это приведет к не менее негативному эффекту, чем безоговорочное выполнение всех его просьб. Такая позиция воспитывает в детях психологию бедности и неуверенность в себе, тогда как необходимо стремиться, наоборот, выработать у ребенка психологию успеха.

№ 3. Не давать ребенку карманные деньги

Эта ошибка финансового воспитания продолжает предыдущую. Если не давать ребенку карманные деньги, он будет чувствовать себя обделенным в сравнении с другими детьми, и не научится распоряжаться деньгами.

№ 4. Формировать у ребенка мнение, что деньги — это зло

Так часто поступают родители, которые сами испытывают постоянные проблемы с личными финансами. Не допустимо объяснять свою невозможность тратить деньги на ребенка тем, что деньги — это ужасное зло, все богатые люди — злодеи, и лучше быть бедным, но честным и с чистой душой.

Вместо этого необходимо прививать ребенку мысль, что его финансовое благополучие в его руках, и у него есть возможность достичь того, чего не смогли достичь родители. Что низкий уровень трат является следствием низкого уровня доходов, и, чтобы исправить эту ситуацию, нужно уметь ставить перед собой финансовые цели и стремиться к их достижению.

№ 5. Оплачивать ребенку выполнение обязанностей по дому и успеваемость

Многие родители считают, что плата за хорошие оценки и помощь по хозяйству отлично мотивирует ребенка хорошо учиться и помогать по дому.

Но лучше если дети будут делать это не за деньги, а из-за любви и желания помочь своей семье, именно такую точку зрения необходимо с детства прививать ребенку.

Что же касается учебы в школе, тут ребенок должен понимать, что хорошая успеваемость — вклад в его будущее, в том числе и финансовое: возможность бесплатно поступить в институт, найти хорошую работу.

Если родители будут оплачивать своему ребенку каждый шаг, это опасно еще и тем, что ребенок, видя свою возможность заработать, просто будет отказываться делать что-либо без оплаты или начнет поднимать «таксу».

Конечно же, определенные поощрения должны присутствовать, но они должны быть нечастыми (иначе просто потеряют свою ценность) и лучше неденежными.

№ 6. Запрещать ребенку зарабатывать деньги

Уже в подростковом возрасте многие дети начинают стремиться что-то заработать самостоятельно. Такое желание должно встречать только одобрение и всяческую помощь, например, консультационную или физическую. Конечно же, при этом необходимо следить за тем, чтобы такой заработок не был опасен.

№ 7. Затягивать начало самостоятельной финансовой практики ребенка

Лучше всего приобщать детей к обращению с деньгами с того момента, когда они научатся считать, а давать карманные деньги, например, с начала посещения школы или за пару лет до этого.

№ 8. Отстранять ребенка от финансовой ответственности

Если ребенок не будет чувствовать свою ответственность за доверенные ему финансовые средства, это перерастет в низкий уровень финансовой дисциплины во взрослой жизни. Поэтому если ребенок, к примеру, потерял или потратил раньше времени карманные деньги, не нужно сразу же восполнять ему эту трату: он должен понимать, что относиться к деньгам необходимо бережно.

№ 9. Подвергать расходы ребенка тотальному контролю

Такой подход полностью лишает ребенка самостоятельности в принятии финансовых решений. Необходимо, чтобы он сам думал и принимал решения, как потратить выделенные ему карманные деньги, а тем более, заработанные самостоятельно. Родители могут лишь советовать и консультировать ребенка в части его финансовых трат, но окончательное решение должно всегда оставаться за ним.

Нельзя забывать, что как бы вы не старались научить ребенка правильно тратить деньги и вести свой бюджет, ничего не выйдет, если вы сами не будете этого делать.

Дети склонны все повторять за своими родителями, поэтому, что бы родители не говорили ребенку, первоочередное значение для него всегда будут иметь не их слова, а их действия.

Таким образом, слова не должны расходиться с действиями, а сами действия финансового характера всегда должны служить достойным примером подрастающему поколению.

Задумайтесь, часто ли вы берет кредиты, потому что хотите купить что-либо прямо сейчас, не дожидаясь, пока накопите нужную сумму? Или вначале решаете, что вам действительно необходимо купить, тщательно прицениваетесь в магазинах и ждете распродаж? Тратите ли вы деньги продуманно и расчетливо или же покупаете вещи, не задумываясь о бюджете?

Источник: https://altapress.ru/ekonomika/story/kak-nauchit-detey-obrashchatsya-s-dengami-168862

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.