+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Эксперты рассказали, как сделать ребенка самостоятельным

Содержание

Как сделать своих взрослых «детей» самостоятельными: инструкция

Эксперты рассказали, как сделать ребенка самостоятельным

Зачем отказываться от путешествий, отпуска, модного ремонта во имя благополучия своих уже вполне дееспособных отпрысков? Предлагаем сделать пять шагов, которые помогут вашим «детям» повзрослеть.

Шаг 1: признать свою ответственность

Пришла пора согласиться: в том, что дети вырасти выросли, а повзрослеть забыли, есть и ваша ответственность.

Как отмечает психолог Маргарита Кузнецова, чаще всего подобное инфантильное поведение является следствием гиперопеки излишне тревожных родителей. Все эти бесконечные «не трогай», «не делай», «не ходи туда», «даже не пробуй» и «давай я лучше сделаю сама» приводят к тому, что ребенок усваивает на всю жизнь: «мир небезопасен», «я сам не справлюсь», «мама лучше знает, что делать».

Шаг 2: перестать обманывать себя

Если сынок вырастет и уйдет из дома, кто вылечит его от простуды куриным бульоном? Не жена же, в самом деле!

А теперь самое время разобраться со своими мотивами. Маргарита Кузнецова предлагает попытаться честно ответить себе на вопрос: «Зачем мне нужно, чтобы мой ребенок не взрослел?»

И если вы найдете мужество не врать самой себе, то ответы, скорее всего, получатся примерно такими: «Потому что мне так спокойнее», «Потому что я привыкла жить его/ее жизнью», «Мне будет одиноко, если он/она уйдет», «Он/она же такая бестолковая, вляпается еще во что-нибудь».

Чтобы «отпустить» ребенка, придется поработать с этими убеждениями.

В английском языке есть отличное выражение get a life (буквально — раздобудь жизнь), оно означает примерно следующее: хватит заниматься проблемами других людей, пора жить своей собственной жизнью.

Начните с простого: например, с реанимации старых увлечений, которые вам пришлось забросить из-за нехватки времени, пока дети были маленькими.

Шаг 3: понять, что детям нужна самостоятельность

Дети способны сами себе выбрать кровать. И сами догадаются, чем на ней заняться, чтобы в вашей семье поскорее появились внуки

И правда, кому нужны все эти сложности, если, предположим, все участники процесса вполне довольны ситуацией? Тем не менее взросление — необходимый этап в жизни каждого человека.

Взрослость измеряется не размером зарплаты или количеством собственных детей, а способностью жить самостоятельно. Простой пример: жил-был мальчик. До 27 лет он жил с родителями, помогал оплачивать коммуналку и давал родителям деньги на продукты.

А потом он женился, и внезапно жена стала возмущаться: «Куда ты деньги деваешь?» и «Ты не умеешь вести хозяйство!» Он искренне не понимает, куда уходят деньги.

В его картину мира до сих пор не вписывается тот факт, что деньги нужны и на сантехника, и на стиральный порошок, и на новую сковородку. Если бы мальчик перед свадьбой успел пожить самостоятельно, то сейчас он бы гораздо реже ссорился с молодой женой!

Шаг 4: откровенно поговорить

Проявлять мудрость, такт, понимание и всепрощение — то, что отлично умеет делать любая мама. Хочется, чтобы подросшие дети научились делать то же самое

Крики, скандалы, истерики, эмоциональный шантаж помогут мало. Это не разговор двух взрослых людей. Попробуйте сделать так: «Тебе уже N лет. Пора взрослеть. Я считаю это важным, потому что…»

Будем реалистами — толку от этого взрослого разговора тоже будет чуть больше, чем ничего. Но такая беседа нужна, чтобы, когда вы перейдете от слов к делу, человек понимал, что происходит и почему вы это делаете.

Шаг 5: стать матерью-ехидной

Если до сих пор ваш ребенок привык жить в родительском доме, как в отеле по принципу «все включено», то теперь переведите обслуживание в режим «полупансион», а затем и «двухзвездочный отель у вокзала».

Как говорит Маргарита Кузнецова, не делайте за человека то, что он может сделать сам. Не готовьте завтраки и обеды: «Ты знаешь, где лежат продукты и где стоит плита». Не давайте денег: «Я уверена, на поездку в Италию можно заработать самостоятельно». Наконец, не спешите с советами: «А ты как думаешь?»

Помните бородатый анекдот о немом ребенке, который с детства молчал, а потом, к удивлению родных, вдруг сказал: «Мама, суп пересолен!» — «А что же ты, сынок, раньше не разговаривал?» — «А раньше у меня не было претензий». Когда все хорошо, и все потребности ребенка удовлетворяются по первому зову, у него не будет стимула расти, развиваться, учиться самостоятельности. Ваша задача — начать «пересаливать суп».

Если выяснится, что выученная беспомощность подросшего человека действительно достигла катастрофических масштабов и он скорее будет жить у вас, чем арендует квартиру, не спешите выступать в привычной роли «спасателя». Вместо этого переключитесь на роль «учителя». Не «я сейчас куплю вам, дети, второй автомобиль», а «давайте я расскажу, как вы сами на него сможете заработать».

Большая дружная семья — это хорошо. А еще лучше, когда отцы и дети живут в разных домах

Ну а если вы все это уже попробовали и ничего не помогло, тогда можно с чистой совестью пойти на крайние меры: поставить ультиматум и предложить «ребенку» быстро переехать в отдельную квартиру. И да, работу пусть тоже найдет самостоятельно.

На прощание гуманно обеспечить его прожиточный минимум на месяц. Потому что в противном случае вы рискуете еще надолго застрять в роли «учителя», когда так хочется поскорее стать другом и партнером.

Намекните детям, что им пора повзрослеть! Поделитесь статьей в соцсетях!

Источник: https://lady.mail.ru/article/488983-kak-sdelat-svoih-vzroslyh-detej-samostojatelnymi-instruktsija/

Чему нас учит семья и школа. Эксперты рассказали, как правильно дать ребенку среднее образование

Эксперты рассказали, как сделать ребенка самостоятельным

01.08.2017 17:47

До начала нового учебного года остался месяц. В России много родителей, не удовлетворенных типовым школьным образованием.

Они хотят учить детей собственными силами и объединяются в организации, например, Клуб семейных школ и Ассоциацию развития семейного обучения, чтобы предоставить детям альтернативу государственному образованию.

«Телеграф» пообщался со школьными учителями, директором частной школы и родителями, которые решили учить детей самостоятельно.

Бесполезные камеры хранения

Светлана Марзеева — одна из тех родителей, которые считают государственное образование бесполезным. Свою дочь она в течение четырех лет обучала на дому. Потом ребенок сам решил пойти в школу. Впрочем, недолгий школярский опыт ни маму, ни дочку не удовлетворил, поэтому Светлана решила сама основать школу вместе с единомышленниками. 

Московская журналистка, автор портала «Альтернативное образование в России», один из учредителей АРСО (Ассоциация развития семейного образования) и организатор Клуба семейных школ Светлана Марзеева не довольна устаревшими федеральными образовательными стандартами, содержанием программ обучения и качеством учебников.

«Учебники почему-то почти все написаны кондовым языком, к тому же непонятно и скучно. Школы, как и детские сады, эффективно выполняют только функцию камер хранения. Дети перегружены, и это катастрофически влияет на их здоровье.

Кроме того, обычные школьники несамостоятельны и беспомощны в быту, они не могут сами себе приготовить обед, погладить или постирать себе вещи, да и обязанностей по дому у них практически нет. Они устают, а все свободное время у них занято домашними заданиями.

Их постоянно приходится заставлять», — считает Светлана.

Сергей Иванов, директор частного образовательного центра Анны Франк, согласен, что в государственных школах образование сейчас не самое лучшее. Он связывает это с введением новых образовательных стандартов и ЕГЭ, по которым школьники по окончании 11-го класса должны знать программу, которую прежние ученики осваивали к 8-9-му классу.

«Детям сминусовали всю литературу и математику. Получается, что современным школьникам, кроме тех, кто сдает профильные ЕГЭ по математике и литературе, не нужно знать интегралы, а книжку достаточно прочитать только одну», — считает Иванов.

По его мнению, образованный человек должен обладать знаниями по литературе и математике хотя бы в объеме советской средней школы, хотя лучшим образцом он считает классическое гимназическое образование времен Российской Империи. Туда дети поступали с десяти лет, а к этому возрасту должны были уметь читать, писать, считать и говорить как минимум на двух языках.

Среди других недостатков государственных школ Иванов назвал большие классы, необходимость для ребенка проводить много времени с людьми, которых он не выбирал, и случайный подбор преподавателей.

Законная альтернатива

Главным плюсом российской системы Светлана Марзеева считает федеральный закон «Об образовании», который дает родителям большие возможности для выбора.

В нем прописаны различные легальные формы обучения: очная, очно-заочная, заочная, семейная и даже дистанционная. Родители и ребенок могут выбрать — посещать ли им школу и как часто.

При этом они могут, например, не ходить на уроки, но посещать школьные мероприятия. Оказывается, закон не обязывает даже проходить обязательные аттестации, только сдавать ОГЭ и ЕГЭ.

«С точки зрения закона, нет никаких препятствий, чтобы комбинировать обучение в разных образовательных организациях с учетом интересов ребенка. Государство само заинтересовано в этом.

В законе целая статья посвящена сетевым формам реализации образовательных программ, где обсуждается, как можно обеспечить возможность освоения обучающимся программы с использованием ресурсов нескольких организаций», — рассказывает Светлана.

Сергей Иванов также считает, что, по крайней мере, в начальную школу по возможности детей отдавать не стоит. «Читать-писать научить может каждый родитель. Эту программу можно пройти за два года. А для социализации ребенку в этом возрасте подойдут спортивные секции и художественные и музыкальные школы и кружки», — считает он.

По его мнению, сейчас действительно растет количество родителей, которые не хотят отправлять детей в школы, но они все равно готовятся к получению аттестата через ЕГЭ. Довольно много таких детей среди тех, кто получает образование за границей. В то же время они занимаются с репетиторами на каникулах или дистанционно для сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Альтернативное обучение выбирают также дети, которые серьезно занимаются спортом или искусством. Кроме того, есть инвалиды и дети с хроническими заболеваниями, которые могут выбрать домашнее обучение. «Родителей, конечно, сначала напрягает, как же так, чем ребенок будет заниматься дома? А потом они понимают, что, может, это и лучше, чем ходить в школу», — делится опытом Иванов.

Дороговизна частных школ

Традиционные частные школы родителей также не устраивают. По мнению Светланы Марзеевой, там сейчас учат примерно так же, как и в государственных, по тем же программам, с теми же недостатками. Единственное достоинство частных школ — меньшая численность учеников в классах, но это не стоит тех денег, которые они запрашивают на обучение.

По словам Сергея Иванова, в Петербурге частные школы делятся на три ценовых категории: 20-25 тыс. рублей, 30-40 тыс. рублей и 60-70 тыс. рублей в месяц.

При этом только некоторые из них предлагают отличающееся от стандартного образование и альтернативные системы воспитания и развития.

Кроме того, государство сейчас все активнее вмешивается в работу частных школ, из-за чего многие из них закрываются, хотя взамен открываются новые.

По мнению Иванова, расцвет частных школ пришелся на 90-е годы, когда в стране появилось много новаторских педагогических методик, но самые эффективные из них требуют высококвалифицированных преподавателей и родителей, которые готовы за это платить. Поэтому лучшим частным школам свойственно наличие коллектива педагогов-единомышленников.

По мнению депутата закса Максима Резника, бывшего учителя истории в частной школе, они и правда отличаются от государственных в основном небольшими классами и лучшей системой безопасности для школьников. Дети же по своим способностям и поведению мало отличаются от своих сверстников из государственных школ.

Семейное образование — не всегда альтернатива

Даже родители, которые не довольны традиционным образованием, не считают, что их детям достаточно только воспитания в семье. Светлана Марзеева оплачивала дочери репетиторов и секции, а теперь организует вместе с родителями-единомышленниками частные уроки педагогов и преподавателей. По ее мнению, важно, чтобы детей учили увлеченные, яркие и харизматичные личности.

«Мы объединились с другими родителями, чтобы оплачивать труд таких педагогов вскладчину. Предложили им позаниматься с ребятами вместо школы, и практически все, к кому мы обратились, поддержали эту идею.

Решили изучать предметы по школьной программе, поскольку это необходимо для аттестаций, а еще: участвовать в олимпиадах, заниматься психологией, профориентироваться, совершать экскурсии по Москве и городам, учить иностранные языки, осваивать робототехнику, танцевать, играть…

ну и разное другое делать, что предложат сами ребята», — рассказала Светлана. По ее подсчетам, такое образование обойдется ей в 20 тыс. рублей в месяц, что все же значительно дешевле, чем в частной школе.

В защиту государственной школы

Защищать государственные школы в разговоре с «Телеграфом» решил учитель истории и обществознания государственной средней школы Петербурга Кирилл Александрович. Он закончил школу недавно, и сейчас является одним из самых молодых школьных учителей города.

Сравнивая школу времени своей учебы и своего учительства, он отмечает, что она изменилась к лучшему. Несмотря на упрощение программы, ее основное содержание осталось.

При этом новые образовательные стандарты описывают цель государственного образования, в том числе, как способность к саморазвитию и самостоятельной работе.

«Государство обращает внимание на количество информации, которое сейчас существует, на переход к информационному обществу, для которого бесполезно давать конечный набор знаний», — считает педагог. Поэтому, по его словам, сейчас в школе стало больше самостоятельной работы, теперь это обязательное требование на уроке, чтобы ученик сам умел находить информацию и работать с ней.

Кроме того, государственное школьное образование бесплатно, поборы с родителей ушли в прошлое, программа стала доступнее, а учителя несут ответственность за детей. «Как бы у учителя не было мало времени и много дел, он все равно сознает собственную ответственность за детей. В школе есть контроль поведения, контроль получения знаний», — считает Кирилл Александрович.

К тому же в школе дети учатся общаться, решать с помощью учителей свои конфликты и проблемы. Для учеников из благополучных семей — это возможность, не всегда позитивная, найти общий язык с нестоль удачливыми сверстниками.

«Никто не говорит, что мы живем в идеальном мире и школа не является чем-то особенным. От психических травм не застрахованы дети ни в государственной, ни в частной школе, ни на улице, ни в интернете.

Никто не застрахован также от детей, которые могут оказывать деструктивное социальное влияние, пропагандируют нездоровый образ жизни, образуют компашки брошенных детей. С ними школа ничего не может сделать, если с ними не справляются родители. Задача учителя не переучивать детей палкой, не усугублять положение.

Если родители ничего не хотят и не могут сделать, задача школы — минимизировать этот ущерб», — считает педагог.

По мнению молодого школьного учителя, государственную систему образования в России ругают зря. Конечно, многое зависит от коллектива педагогов, но при желании, даже в не самой благополучной школе можно получить качественное образование, особенно, если уметь учиться самостоятельно.

«Безусловно, сельская школа не равна городской, это реалии, в которых мы живем, но если смотреть на систему ЕГЭ — методические материалы по ЕГЭ доступны всем, подготовиться к его сдаче может любой человек, который этого хочет. У меня есть пример, когда человек из провинциального города сам подготовился, сдал экзамен и поступил», — рассказал Кирилл Александрович.

Солдаты Урфина Джуса

Одной из основных претензий к современной государственной школе является возвращение в нее идеологии.

По мнению Максима Резника, сейчас школа превращается из места, где готовят гражданина, в место, где готовят солдат Урфина Джуса (деревянная армия из книги Сергея Волкова).

Впрочем, в частной школе ученики также не застрахованы от идеологического влияния, только оно уже будет зависеть от владельца школы.

По мнению учителя обществознания и истории Кирилла Александровича, в школе нет идеологии и нет запретных тем. На уроке можно поговорить и о политике, и об Украине или нетрадиционной ориентации.

«Моя задача — дать факты, чтобы дети узнали, что есть такое. Важно объяснить им, как те или иные явления воспринимаются на почве нашей культуры и почему. Почему, например, государство запрещает пропаганду гомосексуализма.

Важно, чтобы дети понимали причины», — рассказывает учитель.

Директор частной школы Сергей Иванов отмечает, что идеологическая составляющая в любой школе зависит от директора и от конкретного преподавателя. При этом он также считает, что педагогам на уроке лучше придерживаться фактов, а не пропагандировать какую-либо идеологию.

«Преподавателю надо иметь в виду, что дети воспитываются в разных семьях с разными политическими взглядами.

Идеологической основой любой школы, государственной или частной, должны быть общеевропейские гуманистические ценности, сформулированные во всеобщей декларации прав человека и объединяющие людей разных культур, религий и политических взглядов», — говорит он.

Выбирают не школу, а учителя

Как оказалось, и учителя, и родители согласны в одном — качество образования зависит от учителя, поэтому выбирать нужно в первую очередь его. Поэтому Светлана Марзеева с другими родителями готова платить отдельным педагогам за занятия со своими детьми.

Сергей Иванов в первую очередь при выборе школы рекомендует искать хорошего педагога и преподавателя, а лучше даже искать школу со сложившимся коллективом учителей-единомышленников, а Максим Резник советует пользоваться «сарафанным радио» — отзывами родителей о школах и учителях. Тем более, что в России сейчас есть все возможности, в том числе законодательные, для выбора наиболее подходящего ребенку обучения, будь это государственная, частная или родительская школа. Главное, понимать, для каких целей вашему ребенку необходимо образование.

Источник: https://rustelegraph.ru/news/2017-08-01/Chemu-nas-uchit-semya-i-shkola-75763

Эксперты рассказали, почему дети не хотят ходить в школу

Эксперты рассказали, как сделать ребенка самостоятельным

Учеба – это труд, а дети сегодня не приучены к работе, отмечают психологи. Кроме того, ребенок часто не хочет ходить в школу, потому что не любит своего учителя.

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости.

Около половины российских учеников не хотят учиться в школе из-за неприязни к учителю, рассказал РИА Новости президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр Кузнецов.

С какими трудностями сталкиваются школьники, как вернуть ребенку мотивацию к обучению и привить самостоятельность, рассказали РИА Новости эксперты накануне Дня ребенка, который отмечается 20 ноября.

Мам, а выходные скоро?

Мама второклассника, учащегося подмосковной средней школы, Мария Ремпель не ожидала, что у ее восьмилетнего сына Марка могут возникнуть проблемы с учебой. Сама она училась в школе на “отлично”, Марк же пока не может похвастаться такими успехами. Первую четверть второго учебного года мальчик окончил с одной тройкой по русскому языку.

“Он так не любит школу, что каждый день спрашивает меня, когда же будут выходные”, — рассказала Ремпель РИА Новости.

По мнению родительницы, у сына нет желания учиться, потому что школьный учитель не смог его заинтересовать. “Раньше мы приходили в школу учиться, а сейчас приходим показать, чему научились дома с родителями”, — сказала она.

Кроме того, по словам Ремпель, в школьных учебниках много сложных и странных заданий, решить которые может даже не каждый взрослый человек. “И родителям второклассника приходится решать задачи коллективным разумом на специальных форумах в интернете или по телефону”, — отметила Ремпель. В итоге получается, что выполнением домашней работы больше озабочены не дети, а сами родители.

Учиться, учиться, учиться

Нежелание ребенка любого возраста ходить в школу — это самозащита от большой нагрузки, считает учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ Инна Голенок.

“Получается, что ребенку неудобно, некомфортно от того, что он не делает, а когда он начинает все делать, то ему тоже некомфортно, потому что устает”, — пояснила она.

Голенок отметила, что загруженность учителей, связанная с недостатками базового планирования, проецируется на учеников. “Программа сделана так, что на предмет выделяется иногда один час в неделю. А один час в неделю по всем психологическим правилам вообще не должен быть: знания не закрепляются, нет повторения, отсюда большая нагрузка”, — считает учитель.

Директор физико-математического лицея N 239 в Санкт-Петербурге, победитель Всероссийского конкурса “Директор школы-2012” Максим Пратусевич согласен с тем, что программа у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень главной причиной нежелания учиться в школе.

“Мало времени и работать надо, а работать нынче не очень принято. Дети не приучены к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться, уметь это делать”, — сказал Пратусевич.

Чему учат в школе?

Детские психологи уверены, что ключевую роль в отношении ребенка к школе играет первый учитель, который должен мотивировать ребенка учиться. Президент Ассоциации детских психологов и психиатров Александр Кузнецов рассказал РИА Новости, что школам в России всегда не хватало индивидуального подхода к каждому ученику.

“Школа ориентирована на среднего ученика, поэтому ни о какой индивидуальности речи быть не может. Доказано, что сильные ученики спускаются до уровня средних через два-три класса”, — сказал Кузнецов.

По его словам, часто ребенок не хочет ходить в школу именно из-за того, что не любит своего учителя. Или ребенок ходит в школу не за знаниями, а чтобы просто пообщаться и покрасоваться перед сверстниками.

“Мы не любим предмет, учителя по которому мы не любим. Из нашей практики, примерно 50% детей в начальной школе, когда их спрашивают об учителе, отвечают, что учитель им не нравится”, — отметил психолог.

По словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. “И не за счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот, объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы, как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям”, — заметил он.

Правильная помощь

Психолог дал несколько практических советов родителям, которые не могут заставить ребенка учиться в школе. Прежде всего, родители должны выяснить, нравится ли ребенку учитель. “Если ребенку учитель не нравится, смените учителя. Это может быть учитель в соседней школе. Не надо привязываться к школе только потому, что она ближайшая к дому”, — рекомендует Кузнецов.

Если не удается найти хорошего учителя, можно перевести ребенка на домашнее обучение. “По новому закону об образовании это можно сделать очень просто: приходишь в школу, пишешь заявление и все. Потом только нужно будет сдавать контрольные”, — пояснил психолог, отметив, что его дети, например, уже давно постигают школьную программу в домашних условиях.

Обучение дома экономит много времени и воспитывает у ребенка самостоятельность. “Если ребенок умеет читать, он может самостоятельно изучить тему. Если у него есть вопрос, он может спросить родителей или посмотреть многочисленные видеоуроки в интернете”, — сказал Кузнецов.

Еще один совет — назначить ребенку призы, чтобы у него была мотивация в полном объеме и самостоятельно выполнить домашнюю работу. Например, дети могут зарабатывать право двадцать минут заниматься познавательными приложениями на планшете после восьми вечера. Впоследствии ребенок привыкнет к определенному ходу событий, к ритуалу и начнет делать уроки самостоятельно.

“Родители не понимают, каким образом можно помочь ребенку делать уроки. Они не могут заставить ребенка оторваться от компьютера и по пять часов делают за них уроки.

В результате ребенок привыкает и говорит: “Мам, уже поздно, а ты не могла бы за меня физику сделать?!” У ребенка формируется такое отношение, что мама все равно меня не отпустит, пока я уроки не сделаю, а поскольку ей тоже надо идти спать, она в конечном итоге все за меня сделает, мне только надо побольше тупить и поменьше делать”, — пояснил Кузнецов.

Психолог отметил, что примерно у 20% детей имеется синдром дефицита внимания. “Поэтому еще один совет: детей нужно учить отдыхать и разбивать сложные задания на мелкие. Чтобы у ребенка не было ощущения, что он сидит за уроками до посинения”, — сказал он. Для контроля времени труда и отдыха можно использовать таймер для готовки или песочные часы.

В младших классах обязательно нужно приучать ребенка к чтению. “Прививая любовь к чтению, вы застрахуетесь от большинства проблем в образовании”, — считает психолог.

Простейший способ научить ребенка любить книги — проявлять интерес к тому, что ребенок читает вам вслух. “У нас обычно очень мало времени, чтобы слышать ребенка.

Когда ребенка слушаешь, ему очень нравится читать взрослому, особенно если взрослый искренне интересуется”, — добавил Кузнецов.

Иногда важно купить учебники за предыдущий класс и провести диагностику и определить тот уровень, с которым ребенок справляется на “отлично”. “И сказать ребенку: все, дома мы начинаем учиться с этого уровня. Нужно догнать программу, чтобы человек встал на твердую почву и чувствовал себя уверенно в классе”, — сказал психолог.

Но самое главное правило, о котором должны помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый, и не раздражайться, если он что-то не понимает. “Если вы раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И обязательно поощряйте самостоятельность ребенка”, — заключил Кузнецов.

Источник: https://ria.ru/society/20131120/978238106.html

Как научить ребенка самостоятельности: советы

Эксперты рассказали, как сделать ребенка самостоятельным

Часто родители сталкиваются с тем, что их чаду уже 8 лет, но он до сих пор без помощи мамы не может собрать портфель в школы, почистить туфли и заправить постель. Как приучить ребенка к самостоятельности дала советы психолог-эксперт Елена Кривошта.

Когда ребенок просит помощи у родителей или у кого-либо из взрослых, чтобы решить  простые вопросы: как убрать за собой игрушки, тарелку, как почистить обувь от грязи и т.д., это означает, что он растет несамостоятельным человеком.

С другой стороны, вины ребенка в этом нет. Ведь, зачем самому что-то делать, если под рукой есть любимая бабушка, которая готова, в прямом смысле этого слова, носить внука на руках и мама с папой, которые не чают души в своем ребенке.

Часто такое отношение к своему чаду приводит к большим проблемам в будущем: ребенок абсолютно не подготовлен к самостоятельной жизни. И будучи взрослой женщиной или мужчиной будет прибегать к элементарной помощи родителей.

О том, какие причины несамостоятельности детей и как привить это качество рассказывает психолог-эксперт Елена Кривошта.

Какие причины того, что дети растут несамостоятельные?

Корни детской несамостоятельности лежат, конечно, в воспитании. Сейчас под влиянием большого количества книг и телепередач родители больше уделяют времени таким вопросам, как индивидуальность ребенка, раннее развитие, вопросы здоровья, и порой упускают такую важную составляющую его опыта как самостоятельность. И, конечно, надо учитывать стили семейного воспитания:

  • Авторитарный — при таком стиле действия и поступки ребенка контролируются, им руководят, управляют, постоянно дают указания и следят за качеством их выполнения.

Самостоятельность и инициатива подавляются. Часто используют физические наказания. Ребенок, как правило, растет неуверенным в себе, запуганным, конфликтным со сверстниками. В подростковом возрасте, скорее всего, будет сложный кризисный период, который усложнит жизнь родителям настолько, что они будут чувствовать свою беспомощность. Конечно, ребенок растет несамостоятельным.

  • Гиперопекающий стиль — само название уже говорит нам о том, что самостоятельность при таком стиле воспитания полностью в руках родителей.

Причем все сферы под контролем: психологическая, физическая, социальная. Все решения в жизни ребенка родители стремятся взять на себя. Как правило, эти родители либо утратили первого ребенка, либо долго ждали появление малыша и теперь страхи не дают им возможность довериться.

К сожалению, при таком стиле воспитания дети растут несамостоятельными, зависящими от родителей, окружения, тревожными, инфантильными (присутствует детскость), неуверенными в себе. Они могут до 40 лет получать помощь родителей и спрашивать совета, как им поступить в той или иной ситуации. Ответственность за ситуации в жизни перекладывают на близких, оберегая себя от чувства вины.

НесамостоятельныйРебенок растет с трудностями в социуме, ему сложно наладить контакты с лицами противоположного пола.

  • Хаотический стиль воспитания — один из самых сложных для ребенка, потому что нет четких границ и правил.

Ребенок часто тревожится, нет чувства безопасности и стабильности. Воспитание родителей основано на двойственности, когда каждый из них стремится реализовывать свои мнения в отношении ребенка и любое решение оспаривается другим взрослым.

Конфликтная семейная среда формирует невротическую личность, тревожную и несамостоятельную.

Так как нет образца для подражания, потому что все под критикой, нет уверенности в том, что и как надо делать ребенок растет несамостоятельный, полон сомнений и негативных ожиданий.

  • Либерально-попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека).

Воспитание построено на вседозволенности и безответственности со стороны ребенка.

Желания и требования детей — закон, родители всячески стремятся удовлетворить пожелания ребенка, самостоятельность поощряется, но инициатива родителей часто блокирует желания ребенка быть самостоятельным. Ему проще все переложить на родителей.

Дети растут несамостоятельными, эгоистичными, перекладывают всю инициативу на близких. Отношения в социуме строят по типу пользовательских, что обуславливает трудности в установлении и развитии контактов.

© shutterstock.com

Родители безразличны к личности ребенка. Они его кормят и одевают — это главные составляющие их усилий. Интересы ребенка, его пристрастия остаются незамеченными со стороны родителей. Ребенок имеет возможность проявить самостоятельность в любой сфере, но без ошибок. Если данные ошибки усложняют жизнь родителей (напрягают их), то возможны наказания, крики или упреки.

К сожалению, при таком стиле воспитания самостоятельный ребенок чувствует постоянную нехватку во внимании родителей и близких.

Самостоятельность у них очень развита и в жизни они способны много добиться, но можно с уверенностью сказать о том, что они глубоко несчастны. Могут быть одинокими, неуверенными в себе, иногда агрессивными людьми.

У них обостренное чувство несправедливости, что усложняет формирование отношений в социуме.

Читай также: 

Синдром дефицита внимания у детей

  • Демократический стиль воспитания характеризуется позитивными и прогрессивными позициями родителей в отношении ребенка.

Инициатива и самостоятельность развиваются и поощряются родителями. Ребенок в центре внимания, но при этом родители стремятся не забывать о себе, тем самым показывая ребенку, что каждый член семьи имеет свою ценность. Любовь и поддержка родителей помогает принять неудачи в опыте.

Отношение к детям как к равным партнерам, поэтому иногда требования со стороны родителей к детям могут быть завышенными. Дети воспитываются в атмосфере принятия и требовательности, твердости и дисциплины.

В будущем вырастет личность, которая будет опираться на свои решения и нести ответственность за их реализацию.

На самом деле трудно придерживаться одного стиля воспитания, поэтому чаще всего все стили в то или иной степени находят отражение в реальности семьи. Это как конструктор, который используют в строении личности ребенка.

Главное не забывать о том, что задача родителей обучить детей самостоятельности, чтобы они могли рассчитывать на себя и строить свою жизнь со всей ответственностью.

Тогда можно рассчитывать на то, что он свою жизнь проживет так, как этого хочет.

Дайте советы, как научить ребенка самостоятельности?

Самостоятельность, как код прошита в стремлениях каждого ребенка. Чтобы развить ее и укрепить внутреннюю позицию ребенка в этом вопросе, необходимо ее поощрять, поддерживать и конечно развивать.

Все дети проявляют самостоятельность, поэтому искусственно ничего создавать не надо. Главное не мешать, и способствовать даже тогда когда результаты самостоятельности ребенка были неудачны. Поддерживать, верить и говорить ему об этом.

Например: «Ты молодец», «Давай расскажем папе, какая ты самостоятельная».

Приобщай детей накрывать стол перед едой, ходить на дачу, заботиться о животных. И позитивно оценивайте, но не преувеличивая – хвалить надо за реально достигнутые результаты.

Если мальчик хочет помочь папе в гараже, надо брать его с собой, но при этом не кричать и говорить что он его напрягает, а наоборот дать ему такое задание, которое ребенку будет по силам и он с ним легко справится. Потом оценить его старания и поблагодарить.

Через некоторое время он будет хорошим помощником. И заслуга в этом именно родителей.

Самостоятельное проявление ребенком активности всегда ориентировано на похвалу, на желание угодить родителям. Поэтому больше всего на свете самостоятельность ребенка боится критики. Избегайте ее.

Акцентируйте свое внимание не на результатах, а на том, что ребенок активно участвовал, хотя иногда это участие усложняет жизнь родителей.

Терпение и любовь помогут Вам воспитать своего ребенка самостоятельным.

© shutterstock.com

Обычно, родители сталкиваются с несамостоятельностью ребенка, когда он начинает ходить в школу. И в этом возрасте родители начинают заниматься (или не заниматься) воспитанием. Важно отметить, что это нужно делать намного раньше, тогда можно достичь больших успехов в этом нелегком деле.

Читай также: 

Проблема «отцы и дети»: пути решения

Если ребенка научить самостоятельности с самого детства, это решает много проблем: не стоит переживать за него, оставляя одного дома, вы всегда будете уверены в том, что ваше чадо правильно оденется в школу, сможет самостоятельно позавтракать и в дальнейшем, он будет научен мыслить и думать, не прибегая при любой необходимости к помощи родителей, бабушек и дедушек. Позвольте ребенку решать свои вопросы самостоятельно, если увидите, что у него это не получается, постарайтесь натолкнуть на правильный вывод, но ни в коем случае, не делайте это вместо него.

Источник: https://sunny7.ua/semja/children/kak-nauchit-rebenka-samostoyatelnosti

Как сделать ребенка самостоятельным: рассказывает школьный психолог

Эксперты рассказали, как сделать ребенка самостоятельным

Наталя Балахтарь, школьный психолог и автор статей.

Так что же такое «самостоятельность» и почему, по мнению многих родителей, учителей и психологов, она так необходима в нашей жизни?

Если очень просто, то самостоятельность – это умение ставить цели, выстраивать свои действия и доводить задуманное до желаемого результата, опираясь на свои силы, знания, навыки и умения. А если что-то не получается, не срабатывает – искать другой способ достижения своей цели, искать и получать необходимые знания.

Родители, которые задают вопросы о самостоятельности ребёнка, часто пребывают в сомнениях: «А все ли мы делаем правильно, а так ли мы воспитываем эту самую самостоятельность у нашего ребёнка?» Ответить на это можно, задав своему ребёнку, да и самому себе, несколько вопросов.

Например: кто заправляет постель ребёнка (он сам или родители), кто складывает его вещи, кто за ними ухаживает, кто приводит в порядок обувь после прогулки, кто убирает на рабочем месте ребёнка, кто приводит в порядок комнату, умеет ли ваш ребёнок приготовить себе что-то, если проголодался, и помыть за собой посуду? Конечно же, ответы на эти вопросы частично зависят от возраста, но самостоятельный ребёнок 7-ми и старше лет на большинство вопросов должен бы давать ответ  – «я, я сам».

А вот вопросы для детей-подростков постарше (ко всем вышеперечисленным): умеешь ли пользоваться микроволновкой, утюгом, можешь ли включить стиральную машину без помощи взрослых, приготовить какое-то несложное блюдо, чтобы угостить друзей или своих домашних, сделать покупки в магазине, перемещаться по городу общественным транспортом? Список вопросов может быть продлён, но чаще всего достаточно услышать 4-5 ответов, чтобы можно было предположить, насколько ребёнок самостоятелен.

Часто родители, понимая, что ответы их ребёнка будут негативными «нет, не я, не умею, не могу», начинают обвинять ребёнка. Но, к сожалению, они забывают, что все эти навыки и умения вообще-то должны были бы формировать они сами, и даже не сколько сформировать, а сколько не мешать их постепенному освоению.

Ведь давайте вспомним, что мы, родители, говорим и делаем, когда наш ребёнок начинает что-либо делать сам : «ты не справишься, у тебя не получится, дай сделаю я, я сделаю это быстрее, ну почему так медленно, ну почему так грязно, разве это то, что должно было получиться, иди – отдохни, иди – делай уроки, не мешай, он такой болезненный, он такой слабенький, ты обожжешься, обольёшься…

»  – и делаем все или почти все вместо ребёнка. Узнаете себя? Это очень неполный список наших родительских реакций на действительно самостоятельные действия наших детей. И если наши реакции повторяются, то (вспоминаем эксперимент с собакой профессора Павлова)  через какое-то время наш ребёнок не будет и пытаться сделать что-либо.

А зачем? Ведь рядом всегда есть тот, кто сделает за меня! Это называется “инвалидизация” своего собственного ребенка (и этот термин очень не нравится опекающим мамам).

Как связаны бытовые умения и навыки вашего ребёнка, и самостоятельность в принятии решений?

Всё просто, ведь в этих ежедневных многочисленных делах ребёнок как раз и имеет возможность ставить цели, выстраивать последовательность своих действий, преодолевать препятствия, доводить (или не доводить) дело до конца, искать свой вариант решения ситуации, проявлять креативность и творчество. И все это обыденно, последовательно и в безопасных условиях.

А ещё есть прямая взаимосвязь между тем, что умеет делать ребёнок и его самооценкой, его уверенностью в себе. Ведь каждое умение, каждое завершенное дело – это бонус в свою копилку самооценки и уверенности, это позитивный опыт, понимание своих сильных и слабых сторон, осознание того, что «это у меня получается легко, а для этого мне нужно приложить усилия».

Если же ребёнок всего этого лишён – ведь рядом есть кто-то, кто все делает за него – он не получает необходимого опыта, и, самое главное , не получает очень важных знаний о самом себе. А потом вдруг (на самом деле, совсем не вдруг) в его жизни появляется ситуация, в которой нужно принимать решение и действовать, а наш ребёнок к этому оказывается совсем не готов.

А дальше вариантов развития событий не так уж много (если, конечно, снова не появится спасатель – мама или папа). Вариант первый: ребенок, не зная, что делать, не веря в свои силы, старается вообще ничего не предпринимать, и несёт этот негативный опыт с собой в дальнейшую жизнь. Вариант второй: ребенок, понимая, что не справляется с ситуацией и его это не устраивает, начинает действовать.

Да, он учится на ходу, да, он совершает ошибки, но все равно  это позитивный опыт, это развитие.

А для того чтобы воспитать у своего ребёнка самостоятельность, предлагаю родителям начинать уже сейчас. Если малыш ещё мал, то задача родителей – не мешать осваивать действия, которые делаете вы сами, и которые могут пригодиться вашему ребёнку в жизни.

Если же ваш ребёнок уже школьник и процесс инвалидизации уже запущен, то сил, терпения и времени придется приложить больше. Ведь ребенок не привык, что нужно напрягаться, поэтому сопротивление может быть большим.

Процесс пойдет легче, если чадо будет понимать, что задание, просьбу, оговоренное действие он будет делать  в любом случае (невзирая на время, истерики, сарказм, давление на «жалость», попытки вызвать негативные эмоции родителей, дабы спровоцировать конфликт  и отсрочить или отменить выполнение задания – так тоже часто бывает ).

Поэтому родителям придется запастись терпением, юмором, умением договариваться и настойчивостью, а ещё самоконтролем – ведь «сорваться « и самому все сделать вместо ребенка, как раньше, будет хотеться часто.

 Итак, план действий, чтобы сделать ребенка самостоятельным:

  1. Понимаем и принимаем тот факт, что изменения коснутся не только ребенка, но и всей семьи, ведь семья – это система. И, меняя привычки ребенка, придется менять и свои.
  2. Вспоминаем, что обучение любому действию состоит из 3-х этапов.

    Сначала показываем ребёнку, как нужно сделать действие и какой желаемый результат нужно получить (как и куда сложить вещи, как включить стиральную машину…) и делаем это не один раз. Потом делаем это вместе, точнее делает ребенок, а вы наблюдаете, корректируете и  подсказываете (если спрашивает совета).

    А когда убеждаемся, что ребенок точно понимает, что и как нужно сделать – отпускаем и дальше ребенок делает  действие сам. 

  3. А ещё родителям нужно быть готовым к тому, что идеальных результатов сразу не будет, будут ошибки и очень странные (с позиции взрослого) пути выполнения заданий. Да, и не забывайте отмечать успехи вашего ребенка, хвалить и поддерживать.

    Ведь по данным нейропсихологов, наш мозг очень позитивно реагирует на слова «Ты молодец! У тебя получилось!»  и нам хочется достигать результатов ещё.

 shutterstock

Источник: http://4mama.ua/kids/raising/6824-kak-sdelat-rebenka-samostoyatelnym-rasskazyvaet-shkolnyy-psiholog

5 шагов, которые помогут сделать ребёнка самостоятельным

Эксперты рассказали, как сделать ребенка самостоятельным

Самостоятельность — это не только бытовые навыки, это уверенность в себе, решительность и успешная учёба. Книга Елизаветы Филоненко «Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности» поможет отказаться от принуждения и воспитать самостоятельного ребёнка с помощью вдохновляющих методов.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Для многих самостоятельность — это способность ребёнка позаботиться о себе. Но давайте посмотрим правде в глаза.

До 18 лет (или старше) сегодняшним детям не приходится зарабатывать себе на жизнь, заботиться о том, где жить и что есть. Теперь в нашей культуре «все лучшее — детям».

Причём добывают это лучшее как раз родители, а дети только потребляют. Но если их не научить самостоятельности, то как они будут заботиться о своих детях?

Это можно решить одним способом: самостоятельность ребёнка должна стать необходимостью. Даже если быт легко поддерживается без помощи ребёнка, есть смысл передать ему часть ответственности за домашние дела. Например, десятилетняя девочка способна следить за своей одеждой: убирать чистую в шкаф, а грязную в стирку, гладить её и аккуратно складывать.

Как самостоятельность рождает уверенность в себе

Дети, которым родители не передают всё больше ответственности за каждодневные дела, становятся:

  • требовательными,
  • неуверенными в себе,
  • склонными к депрессивным переживаниям,
  • нетерпимыми к любым неприятным, но необходимым усилиям.

И наоборот, чем больше ребёнок что-то делает сам, тем крепче его уверенность в себе и желание действовать дальше. Несмотря на ошибки и неудачи. Так опыт становится движущей силой.

Самостоятельность нужна ещё и для формирования характера ребёнка. Любое действие на начальном этапе связано с преодолением. Ребёнку требуются усилия, чтобы достигнуть какого-то результата, например, застегнуть пуговицы пальто или первый раз собрать рюкзак в школу.

В таких преодолениях формируются волевые качества, которые помогают делать то, что не очень хочется, ради конечного результата. Нельзя вдруг победить на соревнованиях или случайно приготовить сложное блюдо.

Сначала нужно много раз потренироваться без достижения результата.

Нельзя стать самостоятельным вдруг. Как и любое другое качество, самостоятельность развивается из маленького семечка, заложенного в ребенке с рождения. Ребенок взрослеет — семечко растет. «Ключевое понятие для развития самостоятельности — эволюция. Завтра на один шаг больше чем сегодня»

В нашем детстве мы всё больше подчинялись родительским требованиям. Когда не подчинялись — нас наказывали, а некоторых даже били. Так родители зарабатывали свой авторитет. Теперь мы выросли и знаем о последствиях такого воспитания, теперь мы ищем другие пути воздействия на детей.

«Если твердить ребёнку, что он „самый лучший“ и „молодец“, но на деле не доверять ему, не давать самостоятельно действовать, страховать от всех ошибок, то он будет расти неуверенным, несмотря на „правильные“ слова»

1. Уверенность родителей

«Для того чтобы самостоятельность ребёнка развивалась благополучно, нужна уверенность родителей в силах ребёнка и стремление сделать его более самостоятельным и сильным».

В теории все согласятся с этим утверждением. На практике же особенно в раннем возрасте самостоятельные действия ребёнка вызывают у родителей панику: «он убьётся!», «останется голодным», «замёрзнет» или «что-нибудь сломает».

На этом этапе важен не результат детской самостоятельности, а сами попытки к ней

Несамостоятельные дети удобны. Иногда за них можно всё сделать с лучшим результатом. Иногда это позволяет родителям чувствовать себя нужными. Некоторые родители так оберегают своих детей от дурных поступков и опасностей.

Тут важно вспомнить, что задача родителей не накормить рыбой, а дать удочку и научить ею пользоваться. Мы должны постепенно передавать ребёнку дела в трёх областях самостоятельности: «Я сам, мое тело», «Мои вещи» и «Дела семьи».

2. Поддержка

Дети начинают проявлять свою самостоятельность раньше, чем родители будут к ней готовы. В этот момент очень легко загубить её ростки. Можно сказать, «лучше дай, я сам» или «сиди уж». А можно и одним недовольным видом дать понять ребёнку, что его действия создают только проблемы.

Когда мы что-то делаем для ребёнка или за ребёнка, он часто пытается проявить собственную активность. Она ещё легкая и ненастойчивая, чтобы превратиться в какой-то результат. Но если вовремя её заметить и поддержать, даже несмотря на собственный дискомфорт, она станет ещё одним шагом на пути к развитию самостоятельности.

3. Развитие навыка

Личного примера родителей не всегда достаточно. Иногда чересчур активные мамы и папы создают ситуации, в которых ребёнку незачем проявлять свою активность. Поэтому если вы хотите чему-то научить ребёнка, сначала снизьте свои обороты. И будьте готовы к тому, что самостоятельность развивается в несколько этапов.

Стадии развития самостоятельности:

1. Ребёнок наблюдает за действиями родителей;

2. Ребёнок выступает в качестве помощника;

3. Ребёнок действует сам, но с помощью взрослого;

4. Ребёнок действует самостоятельно, но нуждается в контроле и напоминании;

5. Ребёнок действует абсолютно самостоятельно.

4. Правильные границы

«Для того, чтобы ребёнок проявил свои умения, его необходимо поставить в ситуацию, когда он вынужден это сделать Выставление границы в данном случае, это сообщение ребёнку: «То, что ты можешь делать сам, я не буду делать за тебя».

Если ребёнок отказывается выполнять свои обязанности, для него должны наступить естественные или логические последствия

Не те, когда родители все-таки выполняют за него работу, а те, которые происходят от того, что её так никто и не выполнил. Не собрал портфель — пришёл в школу не готовым.

Опоздал к ужину — разогрел сам и посуду помыл тоже сам. Не разделся после прогулки — сидишь в коридоре одетым. От таких последствий не страдают отношения с родителями, как в случае с наказаниями.

Ребёнок получает обратную связь от мира на свои поступки.

Его может пугать количество усилий, которое нужно приложить, чтобы получить результат. Тогда родители могут помочь, разбив одно большое дело на несколько маленьких.

Например, если ребёнка пугает большой объём разбросанных игрушек, предложите ему начать с уборки какого-то одного угла.

Если ребёнок не знает, с чего начать рисунок, сначала помогите ему определиться с темой и выбрать нужные цвета.

Не спешите освобождать от бытовых дел школьников. Если не хотите, чтобы выполнение уроков затянулось, лишь бы не уборка или мытье посуды. Мама и папа тоже работают, но совместный быт никто не отменял.

5. Формирование образа ребёнка как самостоятельного человека

Только от нас зависит, вырастет ли ребёнок «маменькиным сынком» или «смекалистым парнем». Изначально он не думает об этом, его представление о себе формируется из его опыта и отношений с другими людьми. Каким мы считаем своего ребёнка, таким он в итоге и становится.

Поэтому формируйте положительный образ, отмечайте его поступки и поведение. Используйте для этого не просто похвалу «молодец» или «умница», а развернуто говорите, какое поведение вам нравится: «Вижу, сегодня ты вовремя сделал уроки», «Как аккуратно ты сложил свои вещи в шкаф».

«Пятая ступень связана с первой, так как является началом нового движения. Стараясь увидеть в ребёнке хорошие черты, показывая ему самому его сильные стороны, вы укрепляете собственную веру в то, что он может сделать следующий шаг, двинуться дальше».

Как сделать учёбу самостоятельной

Происходит это через передачу ответственности за выполнение трёх блоков работы с домашними заданиями:

  1. Организация работы (где, когда, в течение какого времени, что сначала, что потом);
  2. Исполнение домашнего задания;
  3. Контроль результата (всё ли выполнено и насколько верно).

Сначала ответственность передается за исполнение. Чаще всего ребёнок уже знает, что от него требуется и как можно выполнить задание. Постепенно доверяйте ему другие этапы выполнения домашних заданий. Пусть ребёнок начинает сам решать когда, сколько времени выделить, какая будет очередность заданий.

Родители могут подсказать, как сделать работу эффективнее. Контроль результата передается сначала через помощь родителей в поиске возможных ошибок. Затем работа проверяется родителями частично.

При этом возрастает ответственность ребёнка за правильное выполнение всей работы.

Наконец родитель проверяет домашнее задание через день, через неделю и далее, пока полностью не передаст контроль за выполнением ребёнку.

Источник: https://mel.fm/blog/anna-kachan1/49021-5-shagov-kotoryye-pomogut-sdelat-rebenka-samostoyatelnym

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.