+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Добашин Алексей, строительный концерн Крост

Алексей Добашин (КРОСТ): Культура должна вернуться в наши души

Добашин Алексей, строительный концерн Крост

Традиция меценатства в нашей стране как-то подзабыта. Между тем есть представители социально ответственного бизнеса, которые эту традицию возрождают.

Один из них — генеральный директор  строительного Концерна «КРОСТ» Алексей ДОБАШИН, который в последнее время много и целенаправленно поддерживает внедрение культурного контекста в жилое пространство и помогает московским музеям. Об этом он рассказал в интервью нашему журналу.

Почему нужно тратиться на культуру

— Алексей Алексеевич, Вы активно сотрудничаете со столичными музеями, в частности с Третьяковской галереей.

Недавно в новом здании Третьяковки открылся музейный дворик, который благоустроен полностью за счет средств Концерна «КРОСТ». Вы популяризируете идею мини-музеев в жилых районах.

Почему строительная компания, вроде бы далекая от культурных проблем, считает необходимым тратиться на культуру?

— Вы знаете, я убежден, что огромное значение для формирования личности имеет городское пространство. Мы ведь все когда-то были детьми. Ребенка воспитывает детский сад, школа и улица, городская среда. К 12 годам влияние среды возрастает, и если среда не очень хорошая, то и человек вырастает «не очень хорошим».

Нужно воспитывать ребенка так, чтобы у него рука не поднималась написать на стене какую-нибудь гадость. Может быть, это прозвучит выспренно, но культура должна вернуться в наши души.

— В минувшем августе в Новом здании Третьяковской галереи на Крымском валу заработал Музейный дворик. Почему Вы взялись за этот проект?

— Идея превратить обычный хоздвор (наследие советских лет) в музейный дворик родилась в голове замечательного директора Третьяковки Зельфиры Трегуловой. Когда мне, как члену Попечительского совета ГТГ, предложили стать меценатом этого проекта, я даже не раздумывал.

Дело в том, что подобные дворы есть во многих «продвинутых» музеях мира — в Нью-Йорке, Лондоне, Париже. А в последнее время существует своеобразное соревнование между такими музейными двориками: и даже не по их внешней эффектности, а по тому, насколько они полезны и интересны для посетителей, сколько здесь проходит встреч, кинопоказов, конференций и т.д.

Так что идея музейного двора в Третьяковке была абсолютно в русле нынешних музейных тенденций. Мы взялись и буквально за год сделали проект.

— Какие технические сложности сопровождали строительство?

— Центральный дом художника, где располагается новая Третьяковка, выполнен в лучших традициях советского модернизма. Авторы здания — видные советские архитекторы Юрий Шевердяев и Николай Сукоян.

Под зданием располагается солидное подземное пространство: хранилища, перекрытия, инженерные сети. Все это мы учитывали, когда приступали к созданию проекта. Привлекали даже специалистов из Тимирязевской академии: советовались с ними, как сохранить без потерь зеленые насаждения.

Словом, старались, чтобы новое городское пространство стало по-настоящему органичным — живым, посещаемым горожанами.

— К работе над проектами Вашей компании Вы привлекаете архитекторов с мировым именем, к проектированию Музейного двора Вы пригласили известного российского архитектора Сергея Чобана. Это Ваша принципиальная позиция — работать только с лучшими?

— Безусловно. Недавно мы приняли участие в «реновации» ОАО «ВХПО» — наследника знаменитого Всесоюзного художественно-производственного объединения им. Вучетича. Комбинат занимается монументальными работами и в какой-то момент оказался в сложном положении из-за отсутствия заказов.

Если комбинат Вучетича — это искусство монументальное, то обустройство двора — искусство прикладное, близкое и нужное людям. Надо сказать, что мы очень тесно работаем с художниками, скульпторами. Привлекаем их к нашим проектам. Причем проповедуем идею «малых дел». Искусство должно приходить в городские микрорайоны.

Картину из Третьяковки — в каждый дом

— Насколько я знаю, Музейный дворик — не единственный пример вашего сотрудничества с прославленной галереей?

— Проект, которым мы гордимся, это мини-музеи в жилых районах, построенных Концерном «КРОСТ». Причем искусство здесь приходит не просто в каждый дом, но буквально на каждый этаж.

Непосредственно в жилых домах квартала Wellton Park мы устроили вернисажи картин из Третьяковки: конечно, копий, поскольку оригиналы — слишком ценный фонд. Каждые два месяца картины переезжают с одного уровня на другой. Жители с удовольствием осматривают экспозицию.

— Каким художникам отдаете предпочтение: классического или авангардного направления?

— Стараемся прислушиваться к искусствоведам. Картины совершенно разные: для разного возраста, разных категорий населения. Мне кажется, это хороший пример для тысяч музеев нашей большой страны. Искусство, я убежден, должно «спускаться» к людям.

— Еще одна ваша нашумевшая инициатива — «Полезный двор»…

— Вы знаете, я думаю, давно нужно внедрить числовой коэффициент полезного действия двора. Ввести это в нормативную базу и оценивать в составе проекта.

В КПД двора должно быть отражено, насколько он насыщен спортивными, досуговыми, развивающими и другими функциями.

Кстати, недавно мы убедили префектуру СЗАО г. Москвы открыть территорию школы №160 для всех жителей района. Теперь это благоустроенное пространство будет служить всем горожанам.

— Как вы относитесь к программе «Моя улица» и тотальной реконструкции, проведенной минувшим летом по инициативе мэра Сергея Собянина?

— Вы знаете, многие летом сетовали: вот, мол, перекрыли все центральные магистрали, Тверскую, Садовое кольцо… А я на это отвечал: вы что, потерпеть не можете? Откроют отремонтированный центр, и мы будем любоваться красивыми людьми на красивых улицах.

Так в итоге и случилось. Город стал более открытым, дружелюбным. Уверен, традицию городского благоустройства надо продолжать.

Беседу вела Елена МАЦЕЙКО

Источник: http://rcmm.ru/arhitektura-i-proektirovanie/31486-aleksey-dobashin-krost-kultura-dolzhna-vernutsya-v-nashi-dushi.html

Добашин Алексей, строительный концерн

Добашин Алексей, строительный концерн Крост

Что движет предпринимателем, когда приходит успех и сделано все, о чем мечталось на старте? Об этом – в интервью Елены Ткаченко с основателем и генеральным директором строительного концерна «Крост» Алексеем Добашиным.

«Мы все делали вопреки обстоятельствам»

В 1990 году начальник участка Московского управления объединения «Союзспортстрой» Алексей Добашин решил, как тогда говорили, «пошабашить». Идея была простой: собрать толковых мужиков и начать работать на себя. Так появился на свет кооператив «Кровля и строительство» – сокращенно «Крост».

Какое-то время личный бизнес и «Союзспортстрой» существовали в жизни Добашина параллельно. Официальная работа не всегда радовала высокими заработками, но помогала заводить полезные знакомства в государственных структурах Москвы. Их заказы и сделали имя «Кросту».

В 1992-1997 годах компания Добашина реконструировала ряд административных зданий. И хотя большой прибыли бюджетные проекты не принесли, они стали хорошим заделом на будущее. А в 1997 году Добашин построил свой первый жилой дом – неподалеку от Павелецкого вокзала.

Сегодня на счету концерна «Крост» почти 200 возведенных с нуля и реконструированных зданий. Только в прошлом году он ввел в строй 120 тыс. кв. м площадей. Но основатель «Кроста» по-прежнему работает до 18 часов в сутки. А в отпуске не был 14 лет, с того самого момента, как у него появилось собственное дело.

– Знаете, о чем я мечтаю? – начал Алексей Добашин наш разговор, состоявшийся поздно вечером в офисе «Кроста». – О том, чтобы молодежь, которая открывает свой бизнес, научилась находить время на отдых. Для меня успешная предпринимательская деятельность – это прежде всего нервы, седые волосы и огромный труд.

– Но одного трудолюбия мало для успеха. Что еще нужно?

– Знания, опыт старших.

– Кто был вашими учителями?

– Меня многому научил Владимир Иосифович Ресин (первый заместитель мэра Москвы, руководитель строительного комплекса столицы – «СБ»). С ним я знаком еще со времен «Союзспортстроя». Стараюсь перенять его умение идти на компромиссы, порой договариваться себе в убыток (если дело того требует!). Это труднейший навык – гибкость…

А главное – Ресин научил меня порядочности. Задача номер один любого руководителя – вовремя платить людям достойную зарплату. Ведь наше благополучие создается теми, кто сам себя кормит. Для «Кроста» это люди, которые работают на линии, наши рабочие. Им я говорю «спасибо». На них опираюсь.

– У вас были такие ситуации, когда не удавалось выплатить вовремя зарплату?

– Два раза. В 1998 году, после дефолта. И еще раньше, в 1996 году, во время выборов президента Ельцина. Трудные были времена. Объемы работ сократились, техника встала. 70% водителей с московских строек я вообще отправил в отпуск. Они сидели дома, получая две трети от зарплаты. И никто не ушел!

– А заказчики вам вовремя платят?

– Только в 20% случаев деньги приходят вовремя. Впрочем, при моих оборотах это не так страшно.

Вообще, я убежден: нужно генерировать добро, не рассчитывая на благодарность. Потому что, скорее всего, вы ее и не дождетесь. Могу привести пример: в детстве вас качали в коляске, а рядом росло дерево, летом под ним было прохладно, хорошо.

Но ни ваша мама, ни вы не знали, кто это дерево посадил. И не могли сказать этому человеку «спасибо». И это нормально. Деревья нужно просто сажать, не думая, что через много лет вас кто-то отблагодарит за это. Нужно делать свое дело каждый день. И не давать загубить его.

Добро должно быть с кулаками.

– Часто кулаками приходилось работать?

– Когда я начинал, мы делали все вопреки обстоятельствам. И тысячи предпринимателей скажут то же самое. Недавно я беседовал с почтенными людьми, еще советской закалки, и один из них мне сказал: «Раньше мы думали: только бы чем помогали».

А сейчас думаешь: лишь бы не мешали. Например, приезжает на стройку экологическая милиция. Видит: чуть-чуть ободрана кора на дереве. И это могут признать ненадлежащим сохранением природного фонда, могут штраф наложить, по судам затаскать.

Когда я только начинал свой бизнес и у меня была бригада всего из десяти человек, мне хотелось доказать, что русские умеют строить. Такая вот была детская цель.

Но потом, с опытом, она трансформировалась в нечто большее… Хотя романтика, конечно, остается в любом возрасте, даже сейчас я смотрю на свою работу сквозь розовые очки.

Это помогает радоваться жизни и не обращать внимания на локальные трудности, которые были, есть и останутся.

– Во что же трансформировалась ваша цель?

– Она расширилась. Теперь моя цель – воспитать смену, молодежь. Я считаю, что нужно поднять материальный уровень двадцатилетних, тридцатилетних.

У молодых должны быть деньги, чтобы, например, поехать на субботу и воскресенье посмотреть строительную выставку в Копенгагене. Я начинаю осуществление этой цели со своих рабочих, своих сотрудников.

Многие наши ребята учится в институтах, и компания им в этом помогает. На обучение в «Кросте» затрачиваются немалые средства.

«Проникнуть в будущее»

– Многие российские предприниматели до сих пор важнейшие решения принимают интуитивно. Вы доверяете своей интуиции?

– Я больше доверяю знаниям и опыту: это 95% правильного решения. На интуицию полагаться нельзя, это ненадежно. Она должна, конечно, присутствовать, но лучше, чтобы ее было меньше. Принимать интуитивные решения можно себе позволить только несколько раз в год, в качестве небольшого праздника.

– А было такое?

– Конечно. Например, я купил за $12 млн. два завода по производству коллекционной тротуарной плитки.

Мы строим жилье для среднего класса, и я интуитивно уверен, что этим людям во дворе нужна коллекционная плитка, потому что каждый мечтает иметь дом, который выглядит оригинально.

Убежден, что решение заняться производством плитки правильное, хотя опыта работы с такими стройматериалами у нас пока нет.

В 1998 году, сразу после дефолта, интуиция подсказала мне, что необходимо потратить $2 млн. на современное французское оборудование. Именно оно позволило «Кросту» первым в России реализовать метод скоростного монолитного строительства. Риск был очень большим: никто не знал, как быстро восстановится страна после кризиса. Но я рискнул. Оборудование окупилось через год-два.

– Что это было за оборудование?

– Так называемая тоннельная опалубка. При ее использовании одновременно заливаются бетоном стены и перекрытия. Качество поверхностей стен получается выше, скорость работы – тоже.

Эта технология, как локомотив, все потянула за собой: пришлось развивать вертикальный транспорт на стройке, укреплять дисциплину. Мы впервые составили такой график работы строителей, где все этапы работ рассчитаны даже не по часам, а по минутам.

В результате этаж мы стали делать за трое суток, а обычно такая работа занимает дней пять-семь. Новая технология требовала и новых знаний. Чтобы освоить оборудование, мы ездили учиться во Францию и в США.

И все же, чтобы сделать этот шаг, мне потребовалось не просчитать ситуацию, а интуитивно проникнуть в будущее.

– А этому можно научиться? У вас есть рецепт?

– В строительном бизнесе важно видеть весь процесс в целом. Быть стратегом. Для этого необходимо не только разбираться в своем деле, но и постоянно изучать смежные области.

Это нам заложили еще в Московском инженерно-строительном институте. Как только ты замыкаешься внутри одной специальности, считай, что вынес себе приговор. Изучил строительство – изучай архитектуру.

Изучил архитектуру – изучай функции технического заказчика. Постоянно расширяй круг своих знаний.

– Что вы делаете для этого в своей компании?

– Для всех сотрудников установлено обязательное посещение выставок, конференций. Категорическое требование – повышение квалификации. Круг познания так парадоксально устроен, что чем больше ты знаешь, тем чаще соприкасаешься с неведомым. Но при этом знания, находящиеся в центре круга, сильнее закрепляются и обогащаются.

Именно поэтому я привлекаю к проектам, которые реализует компания, крупных иностранных специалистов: архитектора Рема Колхаса, ландшафтного архитектора Марту Шварц. Чтобы хорошо строить, надо использовать опыт разных культур. Глупо надеяться, что монокультура родит что-то гениальное. Она замыкается и съедает сама себя.

Америка почему сильна? В этой стране соединились все культуры. Важно применять этот принцип и в результате слияния различных культур – мексиканской, английской, китайской, русской – добиваться грандиозных изменений.

Или, скажем, я собираю разные старые инструменты – молотки, стамески, гвозди. Знаете, почему? Инструменты вобрали в себя знания и навыки многих поколений. У нас уже целый музей, даже специалисты из Третьяковки к нам приезжали.

– В каких сферах знаний, которые не относятся напрямую к строительству, вы хорошо разбираетесь?

– В математике, в философии – царице всех знаний. Мне близко учение Гегеля, например. Такие законы и принципы, как переход количества в качество, единство и борьба противоположностей, закон отрицания отрицания.

– А как на работе это отражается?

– Ну, возьмем борьбу противоположностей: с возрастом вы начинаете понимать, что после белой полосы непременно наступает черная. Вся жизнь состоит из удач и промахов.

Закон отрицания отрицания проявляется в умении идти на компромисс: ты имеешь право сегодня сказать, что вчера был неправ, хотя тогда искренне верил, что был неуязвим. А переход количества в качество – это как раз тот процесс, когда ты обретаешь новые знания.

Как только остановишься на пути расширения своего круга познания, ты превратишься в палочку штрих-кода и никому не будешь интересен. Но для того, чтобы использовать свои знания, нужна некоторая дерзость.

– Почему?

– Потому что, предлагая новое, ты нередко разрушаешь правила, устоявшиеся за многие и многие годы. Когда я работал в «Союзспортстрое», заметил, что обычную миллиметровую бумагу для черчения использовать неудобно. Расстояние между линейками на ней – пять миллиметров. А когда шаг составляет семь миллиметров – чертить одно удовольствие.

Дело в том, что в природе существует определенная закономерность – золотое сечение. Все, что соответствует этому принципу, для человека удобно и гармонично. Вот семимиллиметровка как раз соответствует правилу золотого сечения, на ней удобнее всего писать, рисовать, чертить. Эффективность использования бумажного листа повышается на 30%.

Я специально считал.

Сперва сам чертил на новой миллиметровке и стеснялся рассказывать коллегам, как это удобно. Для такого шага было необходимо немного «обнаглеть», вырасти… Теперь время пришло: мы в «Кросте» используем тетрадки и бумагу для черчения с расстоянием между линейками в семь миллиметров.

«Люблю работать руками»

– Многие, развивая бизнес, опираются на близких друзей. А как у вас?

– Мои главные партнеры – рабочие-строители. С коллегами по работе скорее товарищеские отношения, чем дружеские. Друзья у меня, конечно, есть, но они не работают со мной.

– Если бы обстоятельства заставили оставить бизнес, чем бы тогда занялись?

– Ушел бы в шабашники. Ответственно заявляю. Помните, в советское время многие инженеры подрабатывали в совхозах, колхозах? Строили по субботам и воскресеньям коровники и свинарники. Я тоже так строил. Шабашил. И с удовольствием снова стал бы работать руками. Люблю стройку, мне это нужно.

– А сейчас, если видите, что рабочий «криво» кирпич кладет, не подмывает показать, как правильно?

– Нет. Я три слова скажу – и человек все прекрасно поймет. Три хороших русских слова порой удивительно эффективно работают. Если надо, я умею сказать так и таким тоном, как на стройке все разговаривают.

– Не боитесь уронить свой авторитет?

– Знаете, есть хорошая поговорка: одежда монаха не делает. Главное, что в душе ты монах. Вот и у нас: если мы в галстуках, за столами, в кабинетах – это еще не значит, что мы предприниматели настоящие…

Алексей Добашин

42 года. Родился в Москве, в семье строителей. В 14 лет начал работать на заводе. Закончил Московский инженерно-строительный институт, служил в армии.

В 1989-1991 годах – начальник участка московского управления всесоюзного объединения «Союзспортстрой». В 1990 году основал концерн «Крост».

По итогам 2003 года информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг» назвало Алексея Добашина «Предпринимателем года».

Источник: http://bishelp.ru/rich/uspeh-12517/dobashin-aleksey-stroitelnyy-koncern-krost

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.