+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Деятельность налоговых органов в сфере урегулирования и взыскания задолженности

Содержание

Взыскание задолженности по налогам

Деятельность налоговых органов в сфере урегулирования и взыскания задолженности
Мадрих – Юридическая компания

статьи

Уплата налогов — один из основных имущественных обязательств любого участника экономических отношений. Их должны платить как физлица (ИП или граждане), так и юрлица — предприятия, организации и учреждения.

В сфере налогообложения нередко возникает много проблем и спорных вопросов, связанных с просроченными долгами налогоплательщика. В некоторых случаях данный долг требуется гасить — сроки давности по взысканию задолженности по налогам и источники уплаты в таком случае устанавливают в законодательном порядке.

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Если индивидуальный предприниматель и организация пропустит сроки уплаты налогов, при этом нарушив ст. 45 НК РФ (п.1 пп. 2), то у них появляется долг перед бюджетом. Это считается недоимкой по налогам. Помимо того, встречаются случаи при проверке налогоплательщиков, когда обнаруживаются излишне возмещенные ими суммы налогов из бюджета, например, по НДС — это также есть недоимка по налогам.

Сотрудники налоговой инспекции ее обнаруживают при осуществлении какого-нибудь вида контроля при выездной, камеральной и повторной проверке. Так, выявляют недоимку при сравнении 2-х сумм:

  • указанной налогоплательщиком в декларации и самостоятельно рассчитанной (исключение составляют некоторые налоги, исчисляемые самим налоговым органом);
  • перечисленной в бюджет.

Важно! Результат проверки указывают в соответствующих  постановлениях — дата их принятия это и есть время выявления недоимки. Если сумма налога рассчитывается самим сотрудником налоговой, то должник вправе провести сверку документации и определить правильность расчетов.

Срок давности взыскания задолженности с юридических лиц и ИП

Если предприятие и ИП не платит налоги в назначенный срок, инспекция приступает к принудительному погашению налоговой задолженности. Процесс проходит в установленный НК РФ срок взыскания задолженности по налогам с юридических лиц и ИП.

При обнаружении недоимки налоговый орган должен уведомить должника об уплате задолженности в указанные сроки:

  • не позже чем через три месяца после выявлении недоимки;
  • если недоимка обнаружена при налоговой проверке, то требование направляют не позже чем через 10 рабочих дней после выявления неуплаты налога.

НК РФ предусматривает минимальный срок взыскания долгов по налогам, пеней, штрафных санкций после получения требования. Он равняется 8-ми рабочим дням, но возможен и больший срок.

Также в требовании об уплате долгов по налогам и начисленным штрафам, пеням обязательно указывают:

  1. размер недоимки;
  2. сроки погашения задолженности;
  3. сумму пеней, начисленных при неуплате налога;
  4. меры по взысканию задолженности.

В том случае, если же налогоплательщик не выплатил средства в установленный срок взыскания задолженности по налогам и штрафам, инспекция начинает принудительный процесс взыскания соответствующих сумм.

Налоговые инспекторы принудительно взыскивают расчетные счета юрлица или ИП, включая электронные денежные средства. Процесс происходит без обращения налоговым органом в судебную инстанцию. Осуществление принудительного взыскания задолженности по налогу на имущество возможно и за счет реализации имущественных средств юрлица и ИП.

Порядок взыскания долгов

Взыскание задолженности по налогам является бесспорным и в судебном порядке. В первом случае долги взыскивают с расчетных счетов путем инкассо или имущество с помощью судебных приставов. При невозможности взыскания в бесспорном порядке налоговики обращаются в суд.

Рассмотрим порядок взыскания недоимки по налогам перед бюджетом по этапам.

Этап 1. При обнаружении недоимки по налогам инспекция выставляет требование об уплате налога, штрафа, пеней, процентов в следующие сроки:

  • если долг по налогу появляется при налоговой проверке, то не позднее 20-ти рабочих дней со времени, когда вступило в силу постановление, которое вынесено по результатам проверки;
  • если недоимка обнаружена вне проверки налогоплательщика, срок направления требования зависит от размера задолженности. В частности, в пятьсот рублей и более требование направляют в течение 90 дней с момента выявления долга, а при задолженности менее 500 руб. — в течение одного года со времени выявления недоимки.

Этап 2. Налогоплательщику требуется выполнить требование в течение указанного в нем срока взыскания недоимки по налогам. Минимальный срок, в который ему требуется уложиться с уплатой недоимки, составляет восемь рабочих дней со времени получения (как указывалось ранее). Если требование должник не исполняет, то:

  • в соответствии п. 3 ст. 46 НК РФ не позднее 2-х месяцев при исходе срока исполнения требования инспекция выносит постановление о взыскании задолженности со счетов должника, которые открыты в кредитных и банковских учреждениях. Что касается консолидированной группы налогоплательщиков, срок вынесения решения налоговым органом продлевают до 6-ти месяцев с того времени, когда истекли сроки исполнения требования, которые направлены участнику группы (пп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Процедура взыскания сумм задолженности со счетов налогоплательщика регламентирована ст. 46 НК РФ. В том случае, если средств на счетах нет либо их недостаточно для взыскания задолженности, требуется перейти к этапу 3;
  • по истечении 2-х, но не позднее 6-ти месяцев после того, как срок исполнения требования об уплате пеней, недоимки, штрафов и пр. налоговики вправе направить заявление в арбитраж для взыскания с налогоплательщика суммы задолженности. При этом сроки подачи заявления, которое касается взыскания задолженности с консолидированной группы налогоплательщиков, продлевают до 6-ти месяцев после окончания 6-месячного срока внесудебного взыскания задолженности с банковских счетов лиц;

Важно! Если инспекция по уважительной причине пропустила сроки подачи заявления, судья вправе восстановить их.

  • не позднее 6-ти месяцев в течение срока исполнения требования налоговая подает заявление в суд для взыскания с налогоплательщика нужную сумму задолженности в тех случаях, которые предусмотрены пп. 1–4 пункт 2 ст. 45 НК РФ. Согласно положениям пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ, в указанной ситуации налоговая служба вправе обратиться в судебный орган, только если недоимка обнаружена в результате налоговой проверки и числится за должником более 3-х месяцев. Внесудебное взыскание недоимки в данных ситуациях просто невозможно.

Этап 3. Если взыскать сумму задолженности за счет денежных средств должника не получается, то:

  • налоговики не позднее года после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности выносит постановление о ее взыскании за счет имущества налогоплательщика. Взыскание недоимки и пр. за счет имущества осуществляется в порядке, который предусмотрен ст. 47 НК РФ;
  • от 1 года до 2-х лет после истечения срока выполнения требования по взысканию недоимки по налогам налоговая служба обращается в судебную инстанцию с обращением о взыскании с налогоплательщика задолженности. В том случае, если налоговики по уважительным причинам пропустят сроки подачи указанного заявления, суд может их восстановить (пп. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ, ст. 117 АПК РФ).

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.

Обсудить проблему с юристом

Источник: http://madrih.ru/article/sroki-vzyskaniya-zadolzhennosti-po-nalogam/

Порядок урегулирования задолженности и обязанности по уплате имущественных налогов физических лиц

Деятельность налоговых органов в сфере урегулирования и взыскания задолженности

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Однако, эта обязанность не всегда исполняется налогоплательщиком в установленные законом сроки.

В результате у налогоплательщика возникает задолженность по уплате налогов и сборов.

Обеспечение полноты и своевременного поступления налоговых платежей в бюджет – важнейшее направление деятельности налоговых органов.

В данном случае требуется отметить, что неисполнение или несвоевременное исполнение обязанности по уплате законно установленных налогов или сборов является противоправным, виновным и наказуемым деянием.

Следовательно, субъект налогового правоотношения, имеющий налоговую задолженность, является субъектом налогового правонарушения, а сведения об указанном нарушении не могут составлять налоговую тайну.

Механизм взыскания налоговой задолженности включает:

  • – наличие фактической налоговой задолженности;
  • – установленный порядок взыскания задолженности по основному обязательству (взыскание налога) и по дополнительному обязательству (например, взыскание пени);
  • – определенную, установленную законодательством о налогах и сборах последовательность действий налоговых органов, а также иных специально уполномоченных органов государственной власти по непосредственному взысканию налоговой задолженности;
  • – установление субъекта, имеющего налоговую задолженность.

Основная цель механизма регулирования налоговой задолженностью состоит в погашении задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам и на этой основе восполнение неосуществленных в установленные сроки налоговых платежей в бюджетную систему, снижение уровня налоговой задолженности.

Законодательством предусмотрены следующие меры взыскания задолженности с физических лиц

Первый шаг – формирование налоговым органом программными средствами документа о выявлении недоимки у налогоплательщика по установленной форме. На основании документа о выявлении недоимки налогоплательщику направляется требование об уплате соответствующего налога.

Требование об уплате налога содержит сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.  Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8  дней с момента его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В случае неисполнения налогоплательщиком требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в срок, установленный в этом требовании, налоговый орган начинает процедуру взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии со статьей 48 НК РФ.

Заявление о взыскании налога за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом  заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.

Данное положение статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ) применяется к правоотношениям по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, требования об уплате которых направлены после 4 апреля 2013 года.

Налоговым органом подается заявление о взыскании в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей, а если сумма, подлежащая взысканию, не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Также в порядке обеспечения требования к заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика.

При принятии судом как судебного приказа в порядке приказного производства, так и вынесении решения в порядке искового производства, на гражданина-должника возлагаются дополнительные расходы в виде государственной пошлины.

Следующий этап – непосредственное взыскание, которое осуществляется судебным приставом-исполнителем на основании судебного решения. Сначала выносится постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором устанавливается срок (как правило 5 дней) для добровольного погашения задолженности.

В противном случае осуществляется взыскание налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, и производится последовательно в отношении:

  • 1) денежных средств на счетах в банке;
  • 2) наличных денежных средств;
  • 3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
  • 4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами, налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, обязанность по уплате налога считается исполненной с момента его реализации и погашения задолженности за счет вырученных сумм (п.5 ст.48 НК РФ).

Если по каким-либо причинам граждане не получили уведомления с платежным документом на уплату налогов рекомендуется в кратчайшее время обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка, недвижимого имущества или транспортного средства.

Налоговые уведомления и квитанции на уплату налогов можно распечатать самостоятельно, воспользовавшись электронным сервисом ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», размещенным на сайте ФНС России (www.nalog.

ru), предварительно в нем зарегистрировавшись.

В 2015 году вступают в силу ряд изменений в налоговом законодательстве для физических лиц.

 Так, с 1 января 2015 г введена новая обязанность физических лиц – сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги (п.2.1 ст.23 НК РФ).

В абз.3 п. 2.1 ст. 23 НК РФ предусмотрено два исключения: сообщения в инспекцию направлять не нужно, если физическое лицо получало налоговое уведомление по указанным объектам либо данному лицу предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты налога.

Источник: http://delovoy-m.ru/vse/item/974-poryadok-uregulirovaniya-zadolzhennosti-i-obyazannosti-po-uplate-imushchestvennykh-nalogov-fizicheskikh-lits

Как осуществляется взыскание долгов по налогам судебным приказом – Все о финансах

Деятельность налоговых органов в сфере урегулирования и взыскания задолженности

8 800 350-29-83

 

Законодательство РФ, как известно, предусматривает истребование налогового долга с физического лица или организации на основании судебного вердикта.

Такая возможность официально имеется у Федеральной налоговой службы (ФНС), отвечающей за сбор и администрирование налогов.

Далеко не все налогоплательщики, однако, адекватно понимают правовое значение и юридические последствия данного документа, оформляемого по специальному решению суда.

Следует выяснить, как производится взыскание задолженности по налогам судебным приказом, какие именно полномочия приобретает ФНС при наличии этой бумаги. Заранее зная спектр допустимых мер, предпринимаемых налоговой службой в отношении граждан, имеющих непогашенные обязательства перед бюджетом, должники смогут корректно отреагировать на действия ФНС.

Судебный приказ: смысл документа и его правовые последствия

Судебным приказом называется предписание, вынесенное посредством приказного судопроизводства.

Данный документ официально разрешает уполномоченному субъекту (к примеру, определенному властному органу) осуществить взыскание с конкретного должника – юридического лица или гражданина – четко обозначенной суммы денежных средств, ссылаясь на требования заключенного договора или нормы действующего в РФ законодательства.

Если уполномоченным субъектом является фискальный орган (ФНС), то речь будет идти об истребовании налогового долга с плательщика – физического лица или, как вариант, организации. Надо отметить, что в данной сфере правоотношений применяются действующие нормы российского законодательства, регламентирующего порядок ведения административного судопроизводства.

Характерные особенности судопроизводства, осуществляемого в приказном порядке:

  • Иск рассматривается судом достаточно быстро.
  • Для судебного рассмотрения дела не требуется участие истца (кредитора, уполномоченного субъекта) и ответчика (должника, обязанного субъекта).
  • Постановление (предписание) выносится судом, если факт существования непогашенных обязательств ответчика перед истцом однозначно подтверждается неоспоримыми, очевидными доказательствами. Основаниями для предъявления и удовлетворения конкретных исковых требований могут являться пункты соглашения, подписанного обеими сторонами, или, как вариант, определенные нормы действующего в РФ законодательства.

Взыскание своевременно непогашенной задолженности зачастую осуществляется на практике уполномоченными сотрудниками Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которые в своей правоприменительной деятельности будут руководствоваться именно судебным приказом. Следует знать, однако, что предписание об истребовании налогового долга, вынесенное в режиме приказного судопроизводства, является действительным для любой задолженности ответчика перед бюджетом.

Иначе говоря, сумма просроченных обязательств не влияет на правомерность оформления судебного приказа, разрешающего фискальному органу (ФНС) взыскать с обязанного субъекта налоговый долг. Этим обстоятельством судебный приказ об истребовании неуплаченных налогов отличается от того вердикта, который обычно выносится судом в рамках гражданского процесса.

Как известно, для гражданских правоотношений судебный приказ о принудительном выполнении финансовых обязательств используется исключительно в тех случаях, когда сумма заявленного требования по иску составляет максимум 500 (пятьсот) тысяч рублей.

Если же величина просроченного долга (искового требования) превышает полмиллиона рублей, дело об истребовании такой задолженности будет рассматриваться судом в рамках обычного гражданского процесса, то есть по существу иска, заявленного кредитором к должнику.

Решение будет вынесено, скорее всего, в пользу кредитора (истца), если суд сочтет доказательства, предъявленные истцом, убедительными и правомерными, а возражения и аргументы должника (ответчика) – недостаточными.

Удовлетворенный иск кредитора в этом случае станет юридическим основанием для истребования задолженности сотрудниками ФССП с обязанного субъекта (должника).

Что касается административного судопроизводства, то в этой сфере правоотношений отсутствуют вышеупомянутые ограничения, характерные для гражданского процесса.

Однако административный процесс все же допускает ряд типичных ситуаций, при которых обязанный субъект, имеющий налоговый долг, вправе активно отстаивать собственные интересы.

Чтобы грамотно и обоснованно возражать, налогоплательщик должен хорошо знать особенности реализации судебных приказов при истребовании задолженности перед бюджетом.

Взыскание налогового долга: судебный приказ как метод принуждения

Как правило, судебный приказ, разрешающий фискальному органу (ФНС) истребовать с обязанного субъекта (должника) непогашенные налоговые обязательства, выносится мировым судьей.

Основанием для подобного предписания является соответствующее заявление от ФНС, которое направляется в суд.

Судебный иск подается налоговой службой лишь тогда, когда станет очевидно, что сотрудники данного ведомства уже реализовали все возможные меры по принуждению налогоплательщика к уплате сформировавшегося долга, но это не принесло положительного результата.

К примеру, ФНС направила должнику уведомление о наличии задолженности перед бюджетом или требование о погашении налоговых обязательств, уже увеличенных на сумму начисленных штрафов.

Если налогоплательщик адекватно не отреагировал на попытки фискального органа установить с ним контакт и призвать его к выплате существующего долга, то ФНС будет вынуждена обратиться с соответствующим иском в суд.

Исковое заявление направляется налоговой службой в мировой суд на протяжении полугода (шести месяцев) с момента неправомерного уклонения налогоплательщика от выполнения своих обязательств перед бюджетом.

Полугодовой срок подачи налогового иска может быть продлен на законных основаниях, если фискальный орган объяснит допущенную просрочку какой-либо уважительной причиной. Между тем, российским законодательством установлен предельный трехлетний срок давности по судебным искам, связанным с истребованием налоговой задолженности.

Юридические основания для выдачи судебного приказа

Необходимо уточнить правовые основания, по которым мировой суд издает предписания о принудительном взыскании с гражданина или юридического лица налоговых долгов.

Как уже было отмечено ранее, главным условием для вынесения судебного приказа является предъявление неоспоримых доказательств наличия у ответчика (должника) непогашенных обязательств перед истцом (кредитором).

Иначе говоря, следует доказать, что ответчик по отношению к истцу является обязанным субъектом.

Истец (ФНС) может обосновать требование о взыскании налогового долга с ответчика (налогоплательщика) одним из следующих аргументов:
  1. У должника в собственности имеются активы, правомерно подлежащие обложению соответствующими налогами. Это может быть транспортное средство или, как вариант, объект недвижимости. Чтобы доказать наличие у ответчика – физического лица или организации – статуса обязанного субъекта, достаточно будет лишь подтвердить, что он владеет имуществом, законно подлежащим налогообложению.
  2. Предоставление суду официальных бумаг, подтверждающих право собственности должника в отношении данного имущества, докажет наличие у налогоплательщика непогашенных обязательств перед бюджетом.
  3. Обязательства по уплате соответствующих налогов возникли в результате получения субъектом определенного дохода. Это может быть доход (материальная выгода) от получения каких-либо активов в дар, реализации конкретного имущества, предпринимательской деятельности. В данной ситуации доказать наличие у ответчика непогашенной налоговой задолженности можно разными способами. Существует весьма широкий спектр возможных аргументов, которые могут быть приняты судом во внимание. Например, доказательствами дохода от предпринимательства могут являться банковские выписки по счетам ответчика. Удостоверить факт реализации имущества или получения активов в дар можно посредством соответствующего запроса в Росреестр. Выписки этой регистрационной службы позволят определить размер базы налогообложения для объекта недвижимости.

Вынесение судебного приказа: возможные последствия

Ранее уже говорилось о том, что судебный приказ является законным основанием для обращения истца – субъекта, получившего соответствующие правомочия, – к приставам из ФССП с целью истребования задолженности в принудительном порядке.

Для ситуации с налоговыми долгами субъектом, получившим необходимые правомочия по факту издания судебного предписания, является ФНС – конкретная госструктура, непосредственно отвечающая за налогообложение.

Следует учесть, что ФНС вправе передать судебный приказ не только приставам ФССП, но и кредитно-финансовому учреждению, в котором у обязанного субъекта (должника) имеются счета. Задолженность ответчика по налогам может погашаться денежными средствами, пребывающими на этих счетах.

Как осуществляется взыскание долгов по налогам судебным приказом? Применение судебного предписания в вышеуказанных целях является скорее правом, нежели обязанностью ФНС.

Безусловно, вероятность реализации фискальным органом данного права очень высока.

Однако юридические последствия судебного приказа наступают для налогоплательщика-должника не по факту вынесения судом данного предписания, а по факту целевого использования налоговой службой этого документа.

Иначе говоря, выдача судом соответствующего приказа автоматически не приводит к каким-либо юридическим последствиям для обязанного лица – налогоплательщика. Обладая судебным приказом, ФНС вправе обратиться в банк должника или ФССП на протяжении трехлетнего периода с целью принудительного истребования налогового долга.

Между тем, налогоплательщик (ответчик) имеет законную возможность воспользоваться доступными правовыми механизмами, позволяющими отсрочить наступление вышеупомянутых юридических последствий.

Должник, официально признанный обязанным субъектом, вправе предоставить свои возражения по поводу применения судебного приказа. Это необходимо сделать на протяжении двадцатидневного периода с момента получения копии соответствующего предписания.

Если налогоплательщик успевает вовремя направить эти возражения мировому суду, ранее рассмотревшему исковое заявление от ФНС, то судебный приказ будет отменен определением суда.

Вопрос о взыскании налогового долга может рассматриваться теперь через общий порядок судопроизводства, осуществляемого в рамках административного процесса по урегулированию соответствующих споров.

Прочтите также: Что будет при неуплате налога на имущество: штраф, пеня

© 2018, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.

Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:

или заполнив форму ниже.

Источник: https://vseofinansah.ru/nalogi/vzyskanie-dolgov-po-nalogam

Взыскание задолженности по налогам в 2018 – порядок, пресекательный срок

Деятельность налоговых органов в сфере урегулирования и взыскания задолженности

Если налогоплательщик не вносит оплату своевременно, то ему могут быть начисленные пени за неуплату, которые исчисляются особым способом. Начисленная сумма пени прибавляется к сумме основного долга. Также стоит отметить, что налоговый орган может начислять пени не только на сумму долга, но и на начисленные штрафы, если они небыли погашены своевременно.

Для определения суммы принимают во внимание две даты: непосредственной даты оплаты и законодательно установленной, до которой налогоплательщик должен был погасить налог. В большинстве случаев пени начисляются за каждый просроченный день.

Для определения размера пени используют величину, равную 1/300 от актуальной ставки рефинансирования, которая действует на отчетную дату.

Формула расчета выглядит следующим образом:

Пеня = (Общая сумма налога * количество просроченных дней * актуальная ставка рефинансирования Центрального Банка) : 300.

Санкции при неуплате налогов

Помимо пеней к должнику, будет быть применена еще одна форма материального наказания – это штрафы. Размеры и способы начисления строго определяются 122 статьей Налогового кодекса. Нарушителю могут быть начислены штрафы, в размере 20% от суммы недоимки. Если выяснится, что действия должника носили умышленный характер, то размер санкций увеличивается до 40%.

Признание задолженности по налогам безнадежной к взысканию

Согласно ст. 59 Налогового кодекса безнадежными к списанию признаются недоимка, начисленные пени и штрафы, которые числятся за налогоплательщиком, в следующих случаях:

  1. Ликвидация организации, в соответствии с законодательством РФ. В этом случае компания не может погасить долг, по причине недостаточности имущества и денежных средств.
  2. Признание банкротом индивидуального предпринимателя, в части недоимки, непогашенной по причине недостаточности имущества.
  3. Принятием судом акта, согласно которому налогоплательщик освобождается взыскания долга в связи с истечением срока взыскания.
  4. Смерти физического лица.

Также считаются безнадежными к списанию штрафы и пени, в случае если на момент принятия решения их уже списали финансовые компании, которые ликвидированы.

Порядок списания недоимки, признанные безнадежными к списанию, предусмотрены 59 статьей  Кодекса.

Пресекательный срок

Многих налогоплательщик интересует вопрос, а есть ли предельный срок, в течение которого налогоплательщики могут требовать оплаты долга. Если внимательно изучить Налоговый Кодекс РФ, то можно понять, что точного срока не существует, а такой срок обязательно должен быть.

Тем не менее, на практике зачастую налоговые органы считают, что выставлять требования об уплате налогов и пеней они могут в любое время.

В связи с этим многие налогоплательщики получают требование налоговых органов, за прошедшие года. Возникает вопрос, законно ли данное требование, со стороны сотрудников налоговой службы? Также не ясно, всем известный срок исковой давности, равный 3 года распространяется на налоговые правонарушения?

Стоит отметить, что срок исковой давности, равный 3 годам установлен для гражданских правонарушений, о чем прописано в ст. 196 Гражданского кодекса РФ. Что же касается налоговых правоотношений, то тут стоит внимательно изучить п.3 ст. 2 Гражданского кодекса. Именно там четко сказано, что нормы гражданского права к налоговым правоотношениям неприменимы.

Прямой нормы, аналогично ст.196 Гражданского кодекса, в которой был бы четко прописан срок взыскания задолженности по налогам в Налоговом кодексе нет. В то же время стоит отметить, что срок исковой давности для излишне уплаченной суммы налога или пеней Налоговым кодексом предусмотрен и составляет три года.

Получается, налоговые долги являются бессрочными, и налоговый орган может обратиться для взыскания долга даже спустя 5 или нет лет?

Согласно Налоговому Кодексу РФ налоговая обязанность каждого налогоплательщика действительно является бессрочной. При этом в кодексе предусмотрены сроки, при пропуске которых задолженности может быть признана безнадежной к списанию.

Что касается имущественных налогов (на имущество и транспорт), то в данном случае оговорено одно правило, согласно которому Налоговый орган имеет право начислять налоги только за три налоговых периода. Конечно, это не назвать пресекательным сроком, то, тем не менее, данное правило ограничивает деятельность налоговых органов.

Так что, отвечая на вопрос о пресекательном сроке долгов налогоплательщика, то можно сделать вывод, что он не имеет срока давности.

Про задолженность по налогам читайте здесь.

Как узнать задолженность по налогам ИП узнайте тут.

Источник: http://finbox.ru/vzyskanie-zadolzhennosti-po-nalogam/

О действиях налоговых органов, направленных на повышение эффективности взыскания с физических лиц, письмо фнс россии от 21 октября 2015 года №гд-4-8/18402

Деятельность налоговых органов в сфере урегулирования и взыскания задолженности

В целях взыскания задолженности с физических лиц по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

После направления налоговым органом в адрес территориальных органов Федеральной службы судебных приставов вступившего в силу судебного акта о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (далее – судебный акт), взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (далее – физическое лицо, налогоплательщик, должник), в соответствии с пунктом 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) проводится в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее – Закон). При этом налоговому органу рекомендуется проводить следующие мероприятия.

1.

Перед направлением в адрес территориальных органов Федеральной службы судебных приставов на исполнение судебных приказов, исполнительных листов о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов, процентов за счет имущества физического лица налоговый орган проводит проверки соответствия следующих реквизитов:

– регистрационных данных;

– сумм задолженности (в том числе путем инвентаризации невыясненных платежей);

– имущества должника.

2. Налоговый орган в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Кодекса при условии, что сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 тыс. рублей, одновременно с направлением в адрес территориальных органов Федеральной службы судебных приставов вступившего в силу судебного акта направляет ходатайство о наложении ареста на имущество должника.

3. В случае если сумма задолженности превышает 10 тыс. рублей, налоговый орган в соответствии со статьей 67 Закона направляет судебному приставу – исполнителю заявление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

4.

При наличии у налогового органа информации о счетах налогоплательщика, а также о наличии имущества должника налоговый орган одновременно с судебным актом направляет в адрес территориальных органов Федеральной службы судебных приставов указанную информацию в соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов от 14.04.2014 N ММВ-23-8/3@/0001/7.

5. В случае непоступления в течение 2 месяцев с даты возбуждения исполнительного производства от ФССП России постановления о наложении ареста на имущество должника по судебному акту, сумма взыскания по которому составляет более 3 тыс.

рублей, налоговый орган направляет не позднее 10 календарных дней со дня истечения вышеуказанного срока уведомление о наличии у налогоплательщика имущества, зарегистрированного на праве собственности с целью наложение ареста на имущество должника, а в случае невозможности, для вынесения постановления о запрете совершения регистрационных действий с имуществом, с учетом требований письма ФССП России и ФНС России от 11.09.2015 N 00014/15/69320-СВС/СА-4-8/16024@.

6. Налоговые органы формируют списки должников, имеющих задолженность более 50 тыс. рублей – по имущественным налогам, более 250 тыс.

рублей – по НДФЛ, находящуюся на исполнении в ФССП России, и в отношении которых имеется информация о наличии имущества, и по согласованию с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов организуют проведение совместных рейдов по наложению ареста на имущество должника в рамках исполнительных производств, возбужденных на основании судебных актов.

7. В случае поступления от ФССП России постановления о наложении ареста на имущество должника, сумма задолженности которых составляет более 50 тыс. рублей – по имущественным налогам, более 250 тыс.

рублей – по НДФЛ, и отсутствия информации о произведенной оценке, налоговый орган направляет судебному приставу – исполнителю запрос о причинах не представления информации либо отсутствии оценки арестованного имущества должника.

8. При отсутствии в налоговом органе постановления о передаче на реализацию арестованного имущества и отсутствии спора о стоимости имущества должника, задолженность которого составляет более 50 тыс. рублей – по имущественным налогам, более 250 тыс. рублей – по НДФЛ, налоговым органом направляется запрос о пояснении причин неисполнения статьи 87 Закона.

9. В случае отсутствия у должника имущества, на которое возможно обратить взыскание, налоговому органу необходимо ознакомится с материалами исполнительного производства с целью установления наличия проведенных судебным приставом – исполнителем мероприятий по получению информации о месте работы должника и обращении взыскания на заработную плату и иные периодические выплаты.

10. В случае если сумма задолженности не превышает 25 тыс. рублей, налоговый орган в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 02.10.

2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” после получения из судебных органов исполнительного листа или судебного приказа, вступивших в законную силу, и информации Пенсионного фонда Российской Федерации о страхователе, осуществляющем уплату обязательных платежей (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование), направляет их не позднее 10 рабочих дней в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, исполнительный документ о взыскании денежных средств.

11. В случае неисполнения организацией или иным лицом, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи обязанности по перечислению денежных средств в бюджет, налоговый орган направляет в структурное подразделение территориального органа ФССП России по месту нахождения работодателя заявления о неисполнении последним судебных актов более 2 месяцев.

12. Налоговые органы ежеквартально направляют в адрес структурных подразделений территориальных органов ФССП России списки исполнительных производств о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика – физического лица, находящихся на исполнении в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России более 2 месяцев.

13. Один раз в полугодие, начиная с 01.01.

2016, налоговые органы совместно с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов осуществляют сверку исполнительных производств о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, возбужденных на основании судебного акта. Результаты сверки управления ФНС России по субъектам Российской Федерации предоставляют в Управление по работе с задолженностью ФНС России.

14. При установлении фактов, свидетельствующих о неисполнении пунктов Плана совместных мероприятий Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов по повышению эффективности взыскания задолженности по обязательным платежам и Федерального закона от 02.10.

2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” налоговые органы не реже одного раза в квартал через управление ФНС России по субъекту Российской Федерации направляют в соответствующее управление ФССП России по субъекту Российской Федерации информацию об исполнительных производствах о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, длящихся более 6 месяцев и в отношении которых взыскание задолженности не производится.

15.

Совместно с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов и Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации налоговые органы участвуют в рейдовых мероприятиях по взысканию задолженности по имущественным налогам с физических лиц в наиболее посещаемых общественных местах (аэропорты, крупные торговые точки и т.д.).

16. В случае, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, процентов, подлежащая взысканию с физического лица в бюджетную систему Российской Федерации превысила 200 тыс. рублей (для г.Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга 300 тыс.

рублей), контроль за ходом исполнительного производства осуществляется управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации.

При необходимости управления ФНС России по субъектам Российской Федерации могут осуществлять контроль по суммам задолженности, подлежащей взысканию, менее вышеуказанных размеров.

Если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, процентов, подлежащая взысканию с физического лица в бюджетную систему Российской Федерации превысила 3 млн. рублей, контроль за ходом исполнительного производства осуществляется Управлением по работе с задолженностью ФНС России.

17. Информацию об исполнении положений настоящего письма необходимо представлять ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме согласно Приложению N 1 к настоящему письму.

Действительныйгосударственный советникРоссийской Федерации 3 класса

Д.Ю.Григоренко

Приложение. Сведения об организации работы по урегулированию задолженности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, после направления судебных актов в территориальные органы ФССП России

Приложение
к письму ФНС России

(тыс. рублей)

Код субъ-екта Россий-ской Феде-

рации

Наиме-нова-ние субъ-екта Россий-

ской

Судебные акты, направленные в территориальные органы ФССП России в отчетном периоде

Ходатайства, направленные в ФССП России в отчетном периоде, об аресте имущества должника

Заявления, направленные в ФССП России в отчетном периоде, о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации

Количество совместных рейдов налоговых органов и органов ФССП России, в результате которых наложен арест на имущество должника

Исполнитель-
ные производства в отношении должников, у которых отсутствует

Направлено приставами – исполнителями на исполнение работодателю или иному лицу, осуществляющему

Направленно налоговыми органами на исполнение работодателю или иному лицу, осуществляющему периодические

Информации о фактах, свидетельствующих о неисполнении пунктов Плана совместных мероприятий Федеральной налоговой службы и Федеральной

Феде-
рации

Коли-чест-

во

Сумма задол-жен-ности, указан-

ная в судебных

Коли-
чество

Сумма задол-жен-

ности

Наложено арестов

коли-чество запро-совнаправ-

ленных нало-

постановления о запрете совершения регистрацион-
ных действий

коли-чество поста-новле-ний о пере-

даче

коли-чество запро-сов, направ-

ленных нало-

Коли-
чество

Сумма задол-жен-

ности

Вынесено постановлений о временном ограничении на выезд

Коли-
чество

Сумма задол-жен-

ности

Произ-ведено арес-

тов

Арес-товано иму-

щества на сумму

Сумма пога-шенной задол-жен-

ности по

имущество, на
которое возможно обратить взыскание

периодические
выплаты, судебных актов

выплаты, судебных
актов

службы судебных
приставов по повышению эффективности взыскания задолженности по обязательным платежам и положения письма ФНС России

актах

Коли-
чество

Стои-мость арес-тован-ного иму-щест-

ва

говым органом, о при-чинах отсут-ствия оценки иму-

щества

коли-
чество

сумма

иму-щест-ва на реали-

зацию

говым орга-ном, о причи-нах непере-дачи иму-щества на реа-лиза-

цию

Коли-
чество

Сумма задол-жен-

ности

резуль-татам сов-мест-

ных рейдов

Коли-
чество

Сумма

Коли-
чество

Сумма

Пога-шено задол-жен-

ности

Коли-
чество

Сумма

Пога-шено задол-жен-

ности

Коли-
чество

Коли-чество испол-нитель-ных произ-

водств

Сумма, подле-жащая взыс-

канию

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Электронный текст документаподготовлен АО “Кодекс” и сверен по:

рассылка

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420314156

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.