+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Чего не хватает российскому малому бизнесу. 10 стимулов для предпринимательства, эффективно работающих в мире

Содержание

«Нельзя развивать малый бизнес только с федерального уровня»

Чего не хватает российскому малому бизнесу. 10 стимулов для предпринимательства, эффективно работающих в мире

Наталья Крайнова, директор Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства (НП «РРАПП»),считает, что определять конкретные цели и инструменты развития малого бизнеса необходимо на уровне регионов.А федерация должна позаботиться о комфортной экономической среде для этого сегмента

Агентство создано при участии правительства Ростовской области. Согласно данным «Эксперт РА», по результатам 1 полугодия 2015 года оно находится на третьем месте в стране по размеру портфеля микрозаймов бизнесу и является единственным представителем пятёрки лидеров, который в этот период наращивал объём портфеля.

Динамика роста — 26%. Максимальный размер займа составляет 1 млн рублей, максимальный срок — три года, фактическая стоимость займов до 10% в зависимости от графика погашения.

Несмотря на высокую динамику развития, Наталья Крайнова считает, что объём проблем, накопившихся в сфере МСБ, требует изменения системы работы с бизнесом.

«Работать легально должно быть выгодней»

— Как вы оцениваете эффективность действующих сегодня в регионе мер поддержки малого и среднего бизнеса?

— Эффективность этих мер, казалось бы, можно оценивать по показателям численности субъектов малого и среднего предпринимательства. Но роль институтов развития, органов государственной и муниципальной власти в том, что мы наблюдаем рост количества субъектов предпринимательской деятельности, невелика.

Это прежде всего реакция бизнеса на неблагоприятную среду: необходимость уменьшения общих объёмов годовой выручки ради возможности применения упрощённой системы налогообложения, более щадящей в сравнении с общей системой.Контрольно-надзорные меры тоже побуждают предпринимателей дробить бизнес на части.

Предприниматели рассуждают так: раз уж бизнес подпадает под беспощадную финансовую ответственность, то пусть это коснётся только его части. Поэтому если государство продолжит и далее усиливать меры, направленные на регулирование бизнеса, ужесточение контроля, то и численность микро‑ и малых предприятий будет возрастать кратно.

При этом собственно экономические показатели сектора станут снижаться.

— Когда проблем так много, нужно на чём-то сосредоточиться. Какая проблема в МСБ сегодня требует незамедлительного решения?

— Государству следует позаботиться о создании благоприятных условий для деятельности самозанятых граждан. Это та задача, которую нужно решать как можно быстрее.

И так уже потребуется много времени для компенсации тех потерь, которые понёс этот сектор экономики в результате неразумной фискальной политики.

Большинство малых предпринимателей, закрывших бизнес, не прекратили свою экономическую деятельность как таковую — они прекратили свои отношения с государством, уйдя в тень.

Те процессы, которые мы наблюдаем в экономике сегодня — это, безусловно, кризис, причём кризис системный: модернизация и обновление основных фондов не проведены, тарифы госмонополий растут, государственные и муниципальные закупки у малого бизнеса не увеличиваются. Льготы, которые, кстати, в Ростовской области широко применяются, не могут компенсировать эти потери.

— Как можно оценить состояние того малого и среднего бизнеса, который остался работать легально, в условиях кризиса? Появляются ли новые компании — только по-настоящему новые, а не возникшие в результате дробления?

— Новые компании, конечно, появляются — но не в тех количествах, которые можно признать удовлетворительными. В определённый период сложились группы предпринимателей — профессионалов в получении государственной поддержки, овладевших несложным механизмом запроса этих средств.

Буквально месяц назад мы писали экспертное заключение о бизнес-плане, предоставленном «начинающим» предпринимателем Ростова-на-Дону, который претендовал на господдержку в размере 300 тысяч рублей. Но выяснилось, что начинающим он является только формально: дата свидетельства о государственной регистрации абсолютно совпадает с требованиями конкурсной документации.

А вот если просмотреть данные владельцев компании в открытых источниках, то несложно выяснить, что начали деятельность они ещё в девяностых, а со временем просто дробили бизнес для «оптимизации» налогообложения и получения льгот.

При этом по формальным признакам муниципалитет, который предоставляет эту льготу, отказать не может: заявитель в ответ подаст жалобу в прокуратуру, и начнутся контрольно-надзорные мероприятия теперь уже в отношении чиновников.

Кроме того, нас очень беспокоит высокий уровень закредитованности МСБ. Взятые обязательства выполняются с большим трудом. Под кредиты и займы заложены основные средства, в том числе здания, строения, сооружения, автотранспортные средства, механизмы и оборудование.

Сегодня выручка у предпринимателей снижается, обслуживать ранее взятые финансовые обязательства становится всё труднее, свободных средств на новые проекты, техническое перевооружение, внедрение новых технологий, переобучение персонала практически ни у кого нет.

Непонятно, как в таких условиях решать задачи повышения конкурентоспособности и импортозамещения.

«Умерьте аппетиты надзорных органов»

— Какие изменения сегодня необходимы на уровне государства и законодательства для улучшения предпринимательского и инвестиционного климата?

— Необходимо дифференцировать фискальную нагрузку в зависимости от вида предпринимательской деятельности, сроков её ведения и приоритетов, которые выбирает в своём развитии тот или иной субъект РФ.

Создание комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности должно стоять в повестке дня региональных и муниципальных властей. Сегодня, к сожалению, у них в приоритете — «ручное управление» крупными инвестпроектами.

Вместо «ручного управления» необходимо сосредоточиться на создании единых, понятных, посильных условий для всех, кто работает в регионе.

— А как повысить уровень легализации малого бизнеса?

— Безусловно, необходимо унять аппетиты контрольно-надзорных органов. В результате неразумной политики государственного регулирования и фискальной нагрузки сейчас целые отрасли и сектора работают нелегально.

Работать в «чёрную» гораздо выгоднее, чем легально, сегодня «белые» наполняют два бюджета: и государственный, и коррупционный. Изменение ситуации с точностью до наоборот — вот основная задача государства.

— Но такие задачи невозможно решить на региональном уровне. Нужно начать работу с федерального?

— Необходимо начать предметно изучать экономику малого бизнеса как таковую: этим до сих пор ни в правительстве Российской Федерации, ни в правительстве Ростовской области особо не занимались. Федеральная экономическая политика в отношении малого и среднего бизнеса признана неэффективной как участниками самого экономического процесса, так и президентом РФ в начале 2015 года.

Вот заканчивается 2015 год. Новая экономическая политика пока не объявлена.

Надо понимать, что пока федеральное правительство не определится с содержанием данного вопроса, региональные и муниципальные чиновники просто не могут предусматривать никаких мер поддержки, которые не поименованы на федеральном уровне, так как региональная и муниципальная власть — это уровень исполнения государственной политики.

Полагаю, в том, что касается проблем малого бизнеса, должны начать самовыражаться экономисты, а не политики, как это происходит сейчас: ничего, кроме лозунгов, деклараций, благих пожеланий и общих рассуждений.

Именно экономисты должны сесть и выяснить, почему возник такой объём незаконной предпринимательской деятельности.

Вызван ли он криминальным сознанием тех, кто в ней занят, или неблагоприятными условиями ведения бизнеса? Региональные и муниципальные чиновники должны просчитать, что в данный период времени нужно региону и городу от субъектов предпринимательской деятельности: сколько и каких работ надо выполнить, сколько и каких товаров произвести, сколько и каких именно услуг оказать. Поняв это, необходимо создавать готовые модули для бизнеса, стандартные решения, прежде всего для массовых видов предпринимательской деятельности.

— Разве не сам бизнесмен должен это просчитывать?

— Сегодня это не сработает. Устойчивый и развивающийся малый бизнес — занятие трудоёмкое как с точки зрения приобретения необходимых средств производства и найма персонала, так и с точки зрения обеспечения сбыта. У инициатора малого бизнеса ненормированный рабочий день, он исполняет одновременно множество функций.

Так нельзя же от него ждать, что он будет при этом и отличным маркетологом, и специалистом, способным обработать большие статистические массивы, и стратегом развития своего посёлка, города, региона.

А к каким источникам предприниматель может обратиться за подобной информацией? Сегодня таких источников и инструментов попросту нет.

— А вы наблюдаете какие-либо позитивные изменения в этой сфере за последние годы?

— Информационная среда становится более открытой. С точки зрения исполнения стандартных процедур по открытию бизнеса всё достаточно предсказуемо. Работа региональных МФЦ (сеть многофункциональных центров по оказанию госуслуг.

 — «Эксперт ЮГ») значительно упростила задачу организации работы бизнеса. Работа фискальных органов с легальным бизнесом организована более или менее прозрачно. Но это всё — оболочка предпринимательской деятельности.

А сейчас необходимо заниматься ядром, то есть экономикой малого бизнеса.

— Сейчас банки резко сократили объём работы с МСБ, жалуются на нехватку ликвидности. Как предпринимателям компенсировать уменьшение денежного потока?

— Банки на сегодняшний день не испытывают острых проблем с ликвидностью, они испытывают те проблемы, о которых говорил Андрей Костин в своём выступлении на форуме «Россия, вперёд!» — проблемы доверия малому бизнесу. Можно сколько угодно возмущаться, но это реальность: доверять малому бизнесу сегодня очень сложно — уж больно рискованный сегмент.

Казалось бы, наиболее очевидный шаг в этой ситуации — насытить малый бизнес льготными деньгами из бюджета. Но мы возражаем против наращивания прямой финансовой поддержки. Такие меры всегда вызывают массу вопросов об эффективности использования средств, причём как у тех, кто не получил их, так и у тех, кто смог получить. Как у тех, кто даёт, так и у тех, кто контролирует выдачу этих средств.

— Вы считаете, что и ставки по кредитам, взятым малыми предпринимателями, не должны субсидироваться?

— Только в том случае, если будут доказаны экономические эффекты. Сегодня эти показатели оцениваются линейно: например, смотрят на то, чтобы размер субсидии не превышал объём налогов, которые уплатит предприниматель. А необходимо комплексно оценивать такие параметры, как качество рабочих мест, характеристики производимой продукции, рынки сбыта, конечная цена для потребителей.

— Кто и на каком этапе должен определять, кому именно из начинающих предпринимателей должна предоставляться финансовая поддержка из бюджета на развитие бизнеса?

— Распорядители средств бюджета. Это их полномочия и их прямая ответственность. Необходимо в условиях проведения конкурсов прописать чёткие правила, которые, по сути, позволят определить, является ли претендент начинающим или нет.

Так, если предприниматель работал в сфере розничной торговли, закрылся, а потом решил открыть новый бизнес, например, частный детский сад, то — да, он начинающий предприниматель, поскольку не имеет опыта в данной сфере.

Если предметно заняться такой работой, можно составить аргументированный перечень таких признаков.

— Кто мог бы этим заняться?

— Экспертное сообщество, общественные, в том числе отраслевые, объединения предпринимателей. Кроме того, в регионе достаточное количество высших учебных заведений, которые готовят юристов, экономистов.

Почему бы их не подключить к этой работе? Пусть студенты займутся оценкой регулирующего воздействия на бизнес нормативных актов, экспертизой бизнес-планов, подготовкой заключений по ним. Сами студенты начнут лучше понимать, зачем они вообще изучают те или иные предметы и сдают по ним экзамены.

Уверена, что среди студентов и школьников найдётся немало тех, кто поймёт, что бизнес — это не только издержки и проблемы, но и свобода и благополучие.

Источник: http://expert.ru/south/2015/08/nelzya-razvivat-malyij-biznes-tolko-s-federalnogo-urovnya/

Развитие малого бизнеса

Чего не хватает российскому малому бизнесу. 10 стимулов для предпринимательства, эффективно работающих в мире

Развитие малого бизнеса – одна из главных задач, которая ставится перед правительствами многих стран мира. Малый бизнес – это один из основных секторов рыночного хозяйства, который является составной частью экономики страны и формирует существенную часть государственного бюджета.

Развитие малого бизнеса – это комплекс мер, направленных на поддержку начинающих предпринимателей, а именно упрощение процедуры оформления деятельности, предоставление налоговых льгот, субсидий, грантов, консультаций и бесплатных курсов.

Основная задача – обеспечить нормальное становление и функционирование малого бизнеса, создать высокую конкуренцию в различных сферах деятельности, сформировать «фундамент» для нормальной работы экономики и пополнить казну за счет налогов малого бизнеса.

Проблемы развития малого бизнеса в России

Малый бизнес необходим экономике каждой страны и Россия не является исключением. Именно такой вид деятельности обеспечивать свободу рыночного выбора, создает рабочие места, активизирует структурную перестройку, насыщает рынок качественными товарами и услугами, помогает бороться с монополиями. Без малого бизнеса экономике не может ни развиваться, ни функционировать.

Согласно проведенных опросов желающих открыть свой бизнес не так уж и много. Основная причина – множество проблем, которые неизбежно ждут на пути.

Проблема и в том, что в России люди не знают, что у них есть для начала бизнеса в плане опыта, желания, .связей, денег и так далее. Многие затруднялись ответить на этот вопрос.

Все это вызвано множеством проблем, связанных с развитием малого бизнеса в России. К основным можно отнести:

1. Недостатки правительственной программы, направленной на развитие бизнеса. К примеру, наибольшая проблема – налогообложение, которое не дает стать на ноги начинающим предпринимателям. Человек сразу после открытия дела теряет большую часть прибыли, что ставит его на грань банкротства.

2. Высокий уровень коррупции в стране, который не позволяет открыть бизнес без дачи взяток представителям различных структур.

3. Ошибки в преобразованиях экономики. Политика перехода на рыночную экономику должна учитывать интересы предпринимателей, а уже после создается инфраструктура (налоги, политика кредитования и так далее). В России все происходит наоборот.

4. Сложность получении кредитов. С одной стороны банки предоставляют займы, а с другой – получить их практически нереально. Финансовые учреждения выдвигают такие условия, реализовать которые крайне сложно (об этом ниже).

5. Слабая поддержка государства в направлении развития малого бизнеса. Несмотря на многообразие программ помощи, этого недостаточно для полноценной помощи новичкам, ведь на практике поддержку получают единицы.

6. Административные барьеры. Чтобы открыть свой бизнес приходится пройти десятки согласований и получить не меньше разрешений. На все это может уйти от нескольких месяцев до года.

К остальным проблемам можно отнести высокий уровень инфляции, неплатежеспособность партнеров (клиентов), сложную политическую ситуацию, нехватку торговых площадей, недостаток материальной базы, дефицит информации, проблемы с арендой, высокие цены на сырье и так далее.

Несмотря на множество преград и проблем для предпринимателей, все их можно и нужно решать. Главное – воля правительства и желание людей открывать свой бизнес.

Субсидии на развитие малого бизнеса

Люди, которые решаются открыть свой бизнес, часто испытывают множество затруднений – нехватку средств, сложности с оформлением бизнеса (бюрократические преграды), страх потерять все свои накоплении и так далее. При этом одна из основных проблем – острая нехватка средств.

Понимая важность развития малого бизнеса для экономики страны, государство делает все возможное для поддержки этого направления. На сегодня помощь начинающим предпринимателям многогранна и включает в себя несколько основных программ.

Почти все они контролируются и финансируются правительством для достижения одной цели – увеличения доли малого бизнеса в стране, повышения конкурентоспособности (корректировки уровня цен) и притока дополнительных средств в бюджет страны.

На сегодняшний день в России работают следующие программы:

1. Финансовая поддержка. Все большую популярность получаю субсидии для малого бизнеса. Они доступны новичкам, которые только зарегистрировали свой бизнес и внесены в реестр в роли новоиспеченных ИП. Основное требование – государственная регистрация не более двух лет назад (то есть средства выдаются только начинающим предпринимателям).

Размер финансовой помощи для каждого региона может различаться. В столице России субсидии для малого бизнеса не превышают 500 тысяч рублей. В регионах страны сумма более скромная – до 300 тысяч рублей.

При этом государство выдает деньги на условии софинансирования, то есть вложение средств в проект должны происходить совместно (одну часть капитала дает государство, а вторую – вкладывает сам начинающий предприниматель).

Предоставленные субсидии являются целевыми и могут быть потрачены лишь на решение конкретных задач:

– совершение платежей, начисленных за аренду офисов, производственных объектов и зданий, которые являются частной собственностью другого лица. При этом общая цена арендной платы не должна быть выше 3,6 тысяч рублей в год (из расчета на квадратный метр арендуемой площади);

– обустройство рабочих мест для персонала (закупку необходимого оборудования, предметов мебели, техники, станков, средств защиты и так далее);

– покупку основных средств, необходимых для ведения деятельности предприятия;

– совершение закупок расходных материалов (к примеру, сырья для производства). Но здесь есть условие – затраты субсидированных средств на «расходники» не должны превышать 20% от общей суммы субсидии.

При этом все расходы предпринимателя должны быть подтверждены документально и представлены в соответствующие органы власти. Как уже упоминалось, в каждом регионе страны есть свои требования, размеры, особенности оформления и нюансы получения субсидий. Узнать интересующую информацию можно на официальном сайте своего региона проживания или города.

2. Поддержка Федеральной службы занятости. Еще один вид субсидии для малого бизнеса – это помощь Центра занятости населения. Служба занятости при поддержке государства помогает открыть бизнес тем, кто остался на улице, но при этом получил соответствующей статус, стал на учет в Федеральной службе занятости и принял решение посвятить свою жизнь предпринимательской деятельности.

Главное требование к претенденту – создание жизнеспособного и эффективного бизнес-плана, который убедит в актуальности вложений.

Если это удалось, то в течение 3-х месяцев предприниматель должен отчитаться о своих затратах.

 Кроме этого, одно из условий Федеральной службы занятости – принятие на работу двух сотрудников, которые также находятся в статусе безработных и состоят на бирже труда.

Что касается размера субсидии, то он весьма незначительный и составляет около 60 тысяч рубелей. Чтобы получить такую помощь, необходимо:

– уволиться с работы (если это еще не было сделано);

– обратиться в центр занятости и стать на учет в качестве безработного. При этом потребуется некоторый пакет документов – справка о зарплате на прошлом месте работы, трудовая книжка, документы об образовании, ИНН, сберегательная книжка и прочие;

– составить бизнес-план. Главное здесь расписать особенности будущего бизнеса, его перспективы, потенциальную прибыль. При этом важно указать, на что именно будут потрачены предоставленные средства;

– основать юридическое лицо или оформить ИП. Для этого придется сходить в орган налоговой инспекции по месту прописки;

– оформить заявку и подписать соглашение с Центром Занятости. В договоре должно быть четко прописано, на какие цели будут потрачены средства.

3. Арендные льготы. Одна из главных сложностей малого бизнеса – неподъемные цены за аренду помещений (особенно в больших городах). Зная это проблему, государство разработало программу, направленную на покрытие части таких расходов (или предоставление площади по льготным тарифам).

Чтобы получить подобную «скидку», необходимо зарегистрироваться в соответствующем конкурсе и выиграть его. В случае, если полученное в аренду помещение нуждается в подведении инженерных сетей, то здесь может помочь государство и услуга софинансирования (на уровне местных властей).

Всю информацию о таких конкурсах можно получить на сайтах властей своего региона.

4. Гарантийные фонды открываются с основной задачей – поддержка и развитие малого бизнеса. Именно в их лице можно получить поручителя для оформления кредита в банке или получения необходимой техники в лизинг. Принцип работы таких фондов очень прост.

У каждого из них есть свои банки-партнеры, одна из ветвей которых – финансирование малого бизнеса.

Фонд в этом случае выступает в качестве поручителя сделки, то есть он гарантирует своевременность погашения долга и таким образом помогает получить необходимые средства.

Но поручительство – не единственное направление деятельности фонда. Организация оказывает помощь в погашении части процентной ставки. Такой вариант субсидирования очень популярен в производственной или торговой сфере, где для начала бизнеса необходимы большие финансовые вложения и покупка специального оборудования.

Как и везде, здесь есть свои условия субсидирования, которые в каждом регионе могут различаться. Деятельность фонда ограничена тем районом, в котором он работает. При этом его финансирование осуществляется за счет муниципальных и федеральных бюджетов. Для получения помощи нужно обращаться в гарантийный фонд, действующий в регионе регистрации бизнеса.

5. Обучение. Многие проблемы начинающих предпринимателей связаны не только с нехваткой финансов, но и дефицитом знаний и опыта. Большинство новичков мало что знают о ведении бизнеса, работе экономике страны, основных правилах налогообложения, секретах предпринимательской деятельности и так далее.

Для покрытия таких «пробелов» государством предусмотрено специальное обучение. Оно может проходить в виде консультаций, семинаров и лекций. Как правило, такие уроки являются бесплатными и доступны для всех желающих.

С учетом того, что платное бизнес-образование – дорогое удовольствие, подобная инициатива является более чем оправданной.

6. Субсидии для малого бизнеса на участие в ярмарках. Еще одно направление государственной поддержки – оплата участия предприятий в ярмарках или профильных выставках. Для компании это отличный шанс презентовать свою продукцию и получить новых заказчиков.

Именно благодаря таким выставкам можно расширить географию бизнеса и повысить свои заработки. При этом сами ярмарки могут иметь различный уровень – региональный, федеральный или международный. Претенденты на получение субсидии должны принять участие в конкурсе и выиграть его.

Условия, как правило, представлены на сайтах организаций, оказывающих помощь малому бизнесу.

Стоит отметить, что развитие малого бизнеса в России регулируется на законодательном уровне – Федеральным Законом №209, документами органов местного самоуправления и рядом государственных актов. При этом помощь оказывает всем людям, которые соответствуют заявленным критериям, прошли необходимый конкурс и действительно хотят работать.

7. Грант – безвозмездная субсидия начинающим предпринимателям от государства. Может выдаваться в виде денежных средств или в натуральной форме. Помощь предоставляется не бизнесмену, а компании.

В случае выдачи денег их использование строго контролируется государством.

Для оформления гранта, ка кравило, необходим бизнес-план, свидетельства о внесении в реестр субъектов малого бизнеса и государственной регистрации, копии паспорта и учредительных документов, а также заявка на участие в конкурсе.

Кредит на развитие малого бизнеса

Несмотря на активную поддержку малого бизнеса государством, получить необходимую помощь не всегда удается. В таких случаях приходится рассчитывать на собственные силы или помощь банка. В последнее время появляется все больше структур, готовых предоставить кредит на развитие малого бизнеса.

Но есть и сложности. Банки очень неохотно кредитуют стартапы, опасаясь несвоевременного возврата средств. Но это не значит, что деньги нельзя получить вовсе – просто сумма кредита будет весьма ограничена. Если же необходим больший заем, то можно решить вопрос с помощью залога или обеспечения.

Варианты оформления кредита на развитие малого бизнеса:

1. МФО. Сегодня все большую популярность получают микрофинансовые организации, которые выдают деньги почти всем гражданам РФ. Основным условием, как правило, является наличие при себе паспорта (иногда может потребоваться справка о доходах).

Некоторые из таких структур занимаются кредитованием малого бизнеса. Есть даже МФО, которые являются государственными структурами и предоставляют средства из государственного бюджета страны.

К последним можно отнести центры микрофинансирования, фонды кредитования, фонды поддержки малого бизнеса и прочие структуры.

Максимальная сумма, которую можно получить от МФО – до миллиона рублей. Наибольший срок – до одного года. Процентная ставка может различаться в зависимости от множества факторов – срока работы бизнеса, наличие залога (обеспечения), суммы, вида бизнеса и так далее. Наилучшую ставку предлагают государственные МФО – у них она  много ниже, чем у частных структур.

Преимущество коммерческих микрофинансовых организаций – минимальный пакет бумаг и высокая скорость оформления. Главные недостатки – существенная переплата по кредиту (проценты здесь намного выше, чем в банке).

Перед оформлением кредита в МФО необходимо выполнить несколько шагов – внимательно изучить условия предоставления займа, убедиться, что выбранная структура входит в государственный реестр и имеет право кредитовать малый бизнес. Вариант с МФО хорош, когда деньги необходимы срочно и на небольшой срок. Если же время терпит и необходима большая сумма, к примеру, для покупки офиса, оборудования или закупки товара, то стоит рассмотреть другой вариант.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9720-razvitie-malogo-biznesa

Чего не хватает российскому малому бизнесу. 10 стимулов для предпринимательства, эффективно работающих в мире

Чего не хватает российскому малому бизнесу. 10 стимулов для предпринимательства, эффективно работающих в мире

В России предпринимательская активность остается на низком уровне несмотря на все заявленные меры и реализуемые программы поддержки малого и среднего бизнеса. Так считают авторы исследовательского проекта «Факторы стимулирования предпринимательства в России и мире», сравнившие меры, принимаемые в стране для стимулирования бизнеса, с мировыми практиками.

По инициативе «Опоры России» и при поддержке Сбербанка России, компании Ernst & Young, фонда USRF и компании «Норильский никель» исследователи проанализировали опыт 19 стран. Вчера председатель попечительского совета «Опоры России» Сергей Борисов рассказал журналистам, какие лучшие мировые практики необходимо развивать в России.

1. Финансовая поддержка приоритетным видам бизнеса

В условиях дефицита бюджетов государства идут по пути определения приоритетных сфер бизнеса. В развитых странах финансовая поддержка достается инновациям и НИОКР, экологически чистым технологиям и внешнеэкономической деятельности.

В России меры прицельного стимулирования» женской аудитории, молодежи, отдельных этнических групп могли бы решить проблемы оттока креативного класса

2. Безработный — потенциальный предприниматель

Многие страны рассматривают безработных как потенциальных бизнесменов. Для них организуют профессиональное обучение в области малого бизнеса, проводят консультации и выдают денежное пособие для реализации бизнес-идей и открытие собственного дела.

Как отметил Сергей Борисов, отдельные социальные группы населения в некоторых странах имеют особый правовой статус: во Франции и Финляндии, например, поощряют студентов- предпринимателей, в США льготы имеют бизнесмены — отставные военные, в отдельную группу там выделены женщины-предприниматели.

Особым статусом пользуются также жители территорий,потенциально опасных из-за высокого риска возникновения стихийных бедствий.

В России «меры прицельного стимулирования» женской аудитории, молодежи, отдельных этнических групп, считают авторы исследования, могли бы решить проблемы оттока креативного класса, высокого уровня безработицы и преступности на отдельных территориях.

3.Приоритет бизнес-инкубаторам

Инкубаторы способствуют появлению новых компаний, созданию новых рабочих мест, привлечению частных инвестиций, росту налоговых поступлений в бюджеты. «В России 120 инкубаторов, а в Китае — 1500. Стоит нам задуматься об этом? Стоит. Но размещать бизнес-инкубаторы нужно не просто как отдельно стоящие модные объекты инфраструктуры, а встраивать их в кластеры», — говорит Сергей Борисов.

Те регионы, которые пошли по пути кластерного развития — Ленинградская область, Липецкая область, Татарстан отличаются от остальных регионов высоким уровнем предпринимательской активности, отмечает Борисов. Промышленные парки и технопарки нужны, чтобы предприниматель не отвлекался от своего профиля на разборки с арендодателем и энергетиками.

4. Краудфандинг доказал свою эффективность

Совместное финансирование становится популярным инструментом привлечения финансирования под конкретную бизнес идею. Американский Kickstarter с момента своего запуска профинансировал 44 000 проектов общей стоимостью $680 млн

5. Венчурное финансирование развивается там, где не жалеют денег на НИОКР

Привлечением венчурных инвестиций занимаются, как правило, развитые страны с высокой долей расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, такие как США и Южная Корея. Большинство развивающихся государств не ставят это направление в приоритет.

«Сочетание государственных программ и венчурных фондов — колоссальный инструмент поддержки. В развитых странах государство идет в те программы, куда идут венчурные фонды.

Компании, которые получают финансирование по такому принципу, дают 57% роста в год, обычные — 15%», — уточняет Сергей Борисов.

В мире предприниматели среднем тратят около 10% своего времени на обеспечение соблюдения требований госорганов. У российских бизнесменов администрирование бизнеса занимает почти 20% рабочего времени

России сложно говорить о существенном росте собственных НИОКР, говорит представитель «Опоры России». По его данным, в 2009 году на получение патента на разработку было подано 35 000 заявок, в 2014-м — 45 000. При этом существенная доля патентов принадлежит иностранным компаниям — 10 000 и 17 000 соответственно. «Чуть ли ни все наши патенты — это патенты Samsung» — заметил Борисов.

6. Механизм «одного окна» реально работает

Администрирование бизнеса во многих странах просто не является проблемой. Создание реального «одного окна» в виде единой базы данных, к которой имеют доступ государственные органы позволяет снизить издержки бизнеса.

В среднем предприниматели в мире тратят лишь около 10% своего времени на обеспечение соблюдения требований государственных органов. У российских бизнесменов администрирование бизнеса занимает почти 20% рабочего времени.

В Индии, например, где уровень административных барьеров оценивается как один из самых высоких, — 7%.

7. Нишевые программы стимулирования предпринимательства

Специальные программы стимулирования предпринимательства в географически удаленных регионах позволяют привлечь бизнес в эти регионы.

В число льгот для таких территорий входит отсрочка или сокращение государственного налога на добавочную стоимость (НДС), бесплатная аренда земельных участков или помещений.

Опыт Индии и Канады, где часть населения проживает в труднодоступных регионах, показывает, что в нужно стимулировать развитие бизнеса в небольших населенных пунктах, удаленных от административных центров.

Например, даже в непростых условиях горных территорий Индии можно создать предпринимательскую среду. Это позволит избежать оттока населения с таких территорий, обеспечить занятость населения и производство добавленной стоимости. В России такие программы просто необходимы на географически удаленных территориях, в сельской местности и малых городах.

Максимальный эффект дает гарантийная поддержка начинающих предпринимателей. Компании, которые получают финансовую поддержку государства в виде банковских гарантий, растут в три раза быстрее тех, кому приходится обходиться без нее

8. Бизнес-омбудсмен не только защищает, но и стимулирует

Опыт отдельных стран показывает, что функции института уполномоченного по правам малого и среднего бизнеса не ограничиваются защитой прав конкретных предпринимателей.

Задача омбудсмена — выработка политики в отношении малого бизнеса и представлении интересов всего малого бизнеса в Правительстве и в органах государственной власти.

Подобный механизм защиты интересов бизнеса и помощи им существует, в частности, в Австралии.

9. Доступные кредиты

Невозможность получить беззалоговый кредит — проблема малого бизнеса многих стран мира. Но в Индонезии и Турции, например, по данным исследователей, до 70% кредитов беззалоговые.

Максимальный эффект дает гарантийная поддержка начинающих предпринимателей: компании, которые получают финансовую поддержку государства в виде банковских гарантий растут в три раза быстрее, чем те, кому приходится обходиться без нее. В России расширение возможностей гарантийных фондов идет очень медленно.

Необходимо продолжать использовать и максимально развивать механизм государственных гарантий для развития кредитования маленьких компаний.

Объем кредитования малого бизнеса должен превышать объемы кредитования крупных компаний. Такой принцип действует в Великобритании, где в 2012 году запустили программу стимулирования банков длинными дешевыми деньгами, чтобы они в свою очередь увеличивали суммы кредитов бизнесу.

В результате в рейтинге Doing Business — 2014 по показателю «кредитование» Великобритания занимает первое место.

«В России необходимо формировать систему поощрения, а возможно, и принуждения банков к полнокровному и широкомасштабному сотрудничеству с малыми предприятиями», — считают в «Опоре России».

10. Поддержка исследовательской инфраструктуры

В Германии малые и средние компании выходят на рынок с продуктом высокой степени проработки и серьезным потенциалом реализации. Секрет в том, что там значительные средства направляются на поддержку исследовательской инфраструктуры в малых и средних компаниях. В России поддержка НИОКР в малом бизнесе практически отсутствует.

Источник: http://bishelp.ru/business/podderzhka-predprinimatelej/chego-ne-hvataet-rossiyskomu-malomu-biznesu-10-stimulov-dlya

Топ 10 самого прибыльного малого бизнеса

Чего не хватает российскому малому бизнесу. 10 стимулов для предпринимательства, эффективно работающих в мире

Средний и малый бизнес для любой страны – это основа экономики. Ну, а если не основа, то крупная составляющая часть.

Объясняется это тем, что предприниматель, при условии его навыков и сообразительности, может получать большие деньги, занимаясь тем или иным делом. Главное в данном случае – выбрать правильную нишу, придумать идею.

Сфер для бизнеса существует множество: услуги, торговля, ресторанный бизнес, транспорт и т.д.

Конечно, все профессии важны, но не все приносят одинаковый доход. Подробно в этом вопросе попытались разобраться корреспонденты журнала Форбс.

Они составили список из ТОП 20 (мы рассмотрим только первые 10) самых прибыльных сфер для бизнеса, определив при этом максимально точно, какой самый прибыльный малый бизнес в России (в Украине сейчас вообще невозможно ничего точно определить).

Для анализа рынка было использовано 300 000 компаний и частных предпринимателей. При этом в каждой сфере анализа была представлено 100 и более фирм.

Вкратце о результатах: многие доходных сфер предполагают участие компаний строго специализирующихся на конкретной теме и имеющих профессиональную подготовку. Впрочем, это не исключает возможности работы на самого себя и найма большого штата сотрудников.

Список ТОП самого прибыльного малого бизнеса

  1. Аудиторы (16% прибыль от общего дохода проанализированных компаний). Специалисты, проводящие аудит конкретной тематики, всегда в спросе – на них даже финансовых кризис не отражается.

    Преимуществом этого бизнеса является то, что клиенты обычно работают с одним и тем же аудитором (или компанией) долгие годы, что исключает необходимость заниматься продвижением бизнеса. Также не всегда нужно нанимать людей и арендовать офисы, что приятно.

  2. Мануальные терапевты – 15%.

    Очень презрительно официальная медицина относится к подобному ремеслу, однако люди довольно часто обращаются к этим специалистам. Это позволяет получать хорошие деньги за оказание соответствующих услуг. Более того, нет необходимости арендовать свой кабинет – это исключает издержки и делает данный малый бизнес очень прибыльным.

  3. Клиники с узкой специализацией (15%). Косметические процедуры, обследования и не очень сложные операции – вот основной источник дохода таких клиник. Цены на подобные услуги очень высокие, но при этом все равно доступны узкому кругу людей. Прибыль позволяет с лихвой покрыть все затраты на очень дорогое оборудование.

  4. Бухгалтера и компании, предоставляющие бухгалтерские услуги (чуть менее 15%). Хороший бухгалтер на вес золота! Услуги специалистов данной отрасли ну очень дорогие, и компании, которые порой грешат своими финансами, готовы платить деньги подобным специалистам. Разумеется, конкуренция в этом деле велика, поэтому новичку придется очень сложно.

    Положительным моментом является то, что продвижение бизнеса осуществляется само собой – компании и частные бухгалтера работают с одними и теми же клиентами в течение долгого времени.

  5. Стоматологии (14.7%). Еще один малый бизнес прибыльный, основывающийся на страсти людей к сладкому.

    Именно сладкое – основная причина болезни зубов, и люди, страдающие от него, в течение десяти лет ходят к одному и тому же стоматологу. Следовательно, стоматологии почти никогда не страдают нехваткой клиентов. Они могут даже рекламу не давать – клиенты, если их стоматолог хорош, рекомендуют его направо и налево.

    Эта, так называемая вирусная реклама, является одна из самых эффективных.

  6. Налоговый учет (14.7%). За свою лень люди готовы платить деньги. Заполнять декларации и стоять в длинных очередях – это очень тяжело, настолько тяжело, что даже денег для частных налоговиков не жалко, иногда очень больших.
  7. Ортодонт (14.4%).

    В большинстве случаев стоматологи-ортодонты работают в стоматологических клиниках, но их все равно выделяют в отдельную категорию врачей и бизнес-сферу. Услуги этих специалистов стоят довольно дорого, чем объясняется большая и стабильная прибыль малого бизнеса.

  8. Адвокатская практика (13.4%). В частности, популярны адвокатские конторы.

    Специалисты, знающие много разных юридических тонкостей и хитростей, очень цены, и люди, имеющие проблемы с законодательством, готовы раскошелиться, чтобы избежать наказания. Ну, а те, которые не раскошелятся…

  9. Кредитование (мелкое) (13.3%).

    Когда банки отказывают частным предпринимателям в выдаче кредита, все сразу же бегут в частные конторки, которые выдают деньги почти «на руки», т.е. без сложных бюрократических процедур. Конечно, при этом довольно большой процент, но с этим готовы мириться предприниматели.

  10. Управляющие финансами (12.2%). В России и тем более Украине люди не очень сильно доверяют банкам, чаще – матрасу. Впрочем, аналитики Форбс посчитали, что эта бизнес сфера приносит хороший доход. Оснований им не верить у нас нет.

Ну, и какой же малый бизнес самый прибыльный?

Чтобы ответить на этот вопрос нужно вернуться верх списка. Там находятся частные аудиторы – они получают доход, консультируя или обучая людей, нуждающихся в конкретных специализированных знаниях. Соответственно, есть «резон» создать частную консалтинговую компанию или заниматься обучением и предоставлением консультаций прямо на дому.

Источник: https://uni-business.ru/top-10-samogo-priby-l-nogo-malogo-biznes/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.