+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Бизнес по Конфуцию

Содержание

КонфуцийКонфуций о бизнесе

Бизнес по Конфуцию
Скачать полностью

© Издательство AB Publishing, 2015

ООО «Креатив Джоб», 2015

Вступление

Казалось бы, что может быть общего между знаменитым китайским мыслителем Конфуцием, сформулировавшим концепцию этико-философского учения на основе гуманизма и преданности Пути Дао, и современным бизнесом, с его жесткой конкуренцией и периодическими потрясениями? Какая может существовать связь между идеями великого Учителя, жившего две тысячи лет назад, и технологиями XXI века?

Ответ очевиден, если обратиться к опыту дальневосточных стран, которые в тяжелейшие для них времена смогли в кратчайшие сроки восстановить свою экономику, а некоторые из них явили миру «экономическое чудо».

Оказывается, основной причиной бурного экономического роста и невероятной устойчивости от внутренних и внешних кризисов таких стран, как Сингапур, Южная Корея, Япония и Китай, явилось практическое использование канонов конфуцианского учения.

Именно конфуцианство, базовыми составляющими которого являются стремление к порядку и закону, гармонизация всех сфер бытия, преемственность духовной традиции, моральные ценности, стало фундаментом системы государственного управления и эффективной стратегией, обеспечивающей успех, для менеджеров всех уровней.

Конфуцианство связывает все сферы жизни в единое целое. Духовное и материальное, личность и общество, человек и природа – все подчинено всеобщему порядку и одним законам во Вселенной.

Различия лишь в частных проявлениях действия этих законов. Знание этих базовых законов гарантирует успех в бизнесе, личной жизни и вообще в любых делах.

Именно поэтому для японских или китайских бизнесменов учение Конфуция – это не вопросы морали или религии, а чистый прагматизм.

Рассмотренные в этой книге нравственные категории и общие рекомендации вряд ли удовлетворят практичного менеджера.

Но мысли Конфуция о том, как нужно управлять, какими качествами необходимо обладать «благородному мужу» (читай – руководителю), какие стратегии позволят компании оставаться на плаву в этом бушующем море, кишащем экономическими монстрами, полностью соответствуют потребностям современного бизнеса, а также потребностям любого человека, ставшего на путь личностного развития.

Став совершенно мудрыми внутри, вы сможете решить проблему внешней царственности. Так говорил мудрец Конфуций.

Глава первая. «Познавший волю Неба». Биография Конфуция

Один из современников Конфуция писал: «Поднебесная уже давно пребывала в хаосе, но Небо пожелало сделать Учителя колоколом, который всех будит».

В те далекие времена, во время заката империи Чжоу, когда власть императора была формальной, места родовой знати незаконно заняли неблагородные и алчные чиновники, древние устои семейного быта попраны, народ пребывал в бедности и страданиях, а страну сотрясали междоусобные войны, Небо послало Учителя, чтобы он вывел людей из тьмы невежества и указал людям истинный путь – Путь Дао.

1.1. Детство и юность

27 августа по лунному календарю 551 года до на нашей эры, в городке Цюйфу царства Лу китайской династии Чжоу, в семье знатного, но бедного воина родился мальчик, которому суждено было стать величайшим учителем. Это был долгожданный сын храброго 66-летнего Шу Лянхэ и его третьей жены – юной Янь Чжи. Прежде в первом браке у Шу Лянхэ рождались одни девочки, а во втором браке родился сын-калека.

Новорожденный мальчик, обретший родовую фамилию Кун, был назван Цю (холм), а также получил прозвище Чжун (второй сын) Ни (глина), так как был рожден в пещере глинистого холма, считавшегося жителями царства Лу волшебным местом. Поэтому на Востоке Конфуций известен как Кун Цю, или Кун Фу Цзы (учитель из рода Кун), а также как Чжун Ни.

Счастье отца было недолгим – он умер, когда сыну едва исполнилось два года. Оставшись одна с маленьким ребенком на руках, Янь Чжи получила аристократический статус вдовы дафу, однако материальное обеспечение семьи было крайне тяжелым.


Цю от зари до зари приходилось заниматься тяжелым физическим трудом: убирать дом, выращивать овощи, носить тяжести, чтобы хоть немного облегчить жизнь горячо любимой матери, от горя и злых сплетен замкнувшейся в себе и находившей отдушину в жертвоприношениях.

Поэтому Цю с детства был хорошо знаком с траурными церемониями и древними священными ритуалами, но это не наложило скорбную печать на его характер. Напротив, он рос жизнерадостным и отличался веселым нравом.

При этом у Кун-цзы было обостренное чувство справедливости, большое почтение к старшим, пылкая любовь к древности и огромное желание проводить как можно больше времени в беседах с мудрецами.

От рождения Конфуций был наделен живым умом, крепким здоровьем, а нелегкий физический труд развил в нем недюжинную силу.

Желая выбраться из нищеты и добиться успеха в карьере, юноша упорствовал в овладении шестью искусствами, необходимыми в те времена для образованного человека, претендовавшего на духовное верховенство в Китае.

Он должен был уметь считать, читать, управлять колесницей, стрелять из лука, понимать музыку и знать ритуалы.

Если Конфуция мучил какой-либо вопрос, он без всяких стеснений своего незнания добивался исчерпывающего ответа. Он жаждал знаний, изучал устройство государств, досконально освоил правила поведения и древнекитайскую письменную культуру, что впоследствии позволило ему написать его знаменитые книги, ставшие памятниками литературы.

После женитьбы, в возрасте 19 лет, и рождения сына, названного Бо Юй, Конфуций поступил на службу в дом одного знатнейшего аристократического рода Цзи, где стал хранителем амбаров и стад.

«Мои счета должны быть верны – вот единственное, о чем я должен заботиться».

«Быки и овцы должны быть хорошо откормлены – вот моя забота», – считал Конфуций.

Культурное общество Поднебесной заметило добродетели прилежного и талантливого двадцатипятилетнего Конфуция, и он был приглашен посетить столицу Китая.

Эта дорога стала кульминацией жизни Конфуция, во время путешествия решившего создать собственную школу, обучающую людей познавать законы мироустройства и природу человеческой души, становясь целостной личностью, способной принести пользу государству и обществу.

1.2. Этико-философское учение Конфуция

К тридцатилетнему возрасту Конфуций уже четко сформулировал концепцию своего этико-философского учения, представлявшего модель управления государством и обществом, а также модель человеческих взаимоотношений.

1. Первая концепция, основанная на гуманности, человеколюбии и правилах этикета, отражала взгляды учителя на устройство государства и общества.

2. Вторая концепция, в основу которой легли такие качества, как преданность, честность, уважительное отношение к правителям, объясняла, какой должна быть государственная система управления.

3. Третья концепция предостерегала впадать в крайности, а напутствовала следовать серединному пути.

4. Четвертая концепция соединяла в себе принцип справедливости и понятие власти.

5. Пятая концепция учила человека быть непреклонно приверженным к исповедуемой им вере.

6. Шестая концепция касалась воли Неба и напрочь опровергала существование духов.

Учение Конфуция было неотъемлемой частью его жизнью. Своими словами и поступками он подкреплял свои философские воззрения. Между знаниями и добродетелями Конфуций ставил знак равенства.

1.3 Конфуций-чиновник

Может ли государство успешно развиваться благодаря усилиям одной личности? Может, если имя этой личности Конфуций. После того, как Конфуций стал известным и был всеми признан как наследник и хранитель древней традиции, ему был предложен пост управляющего уездом Чжунду.

Занимаясь чиновничьей деятельностью, он внедрял свое учение, руководствуясь принципами справедливости, нравственности, взаимного уважения и почтения.

За время его правления в уезде исчезло воровство, большое внимание уделялось похоронным ритуалам, начала меняться налоговая система.

1.4. Священная миссия Конфуция

Когда Конфуцию исполнилось 52 года, он был назначен Министром правосудия в царстве Лу. За три года пребывания в этой чрезвычайно ответственной должности Конфуцию удалось сделать очень много и проявить себя в качестве выдающегося политика. Однако успехи «мужа без пороков», способствовавшие укреплению царства Лу, вызывали опасения в соседних княжествах.

Правитель Лу поддался клеветническим наветам соседей и перестал слушать своего мудрого советника. Конфуцию пришлось оставить высокий пост в самом расцвете карьеры и отправиться скитаться по стране. Он надеялся реализовать свой практический опыт, встретив правителя, разделяющего его этико-политическое учение.

Однако такого правителя не нашлось, и Конфуций целиком посвятил себя педагогической деятельности.

Он охотно делился своими знаниями со всеми, независимо от сословия и материального положения. «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника».

Конфуций исповедовал Волю Неба, придерживался идеала человеческого совершенства, стремился жить в гармонии с природой.

Всем сердцем он хотел видеть свою страну не погруженной в хаос и междоусобные распри, а процветающей и сильной, где каждый ее житель соответствует своему месту.

1.5. «Лишь в 60 лет я научился отличать правду от неправды»

Несмотря на то, что, неся свое учение в массы, Конфуций столкнулся с беспутством, нерадивостью верхов, бездуховностью народа, нежеланием людей идти по пути Дао, Учитель остался верен своему Учению. Он демонстративно отказался от должности советника, предложенного ему незаконным правителем Вей, желающего посредством мудрого Кун-цзы укрепить свою власть в государстве.

Конфуций понял, что никаких практических шагов от власть предержащих он не добьется.

Поэтому, искренне веря, что в каждом человеке изначально заложено добро, практически всю оставшуюся жизнь он провел в хождениях со своими ближайшими учениками по древнекитайским княжествам, обучая людей различного происхождения четырем вещам: честности, преданности учению, выполнению ритуалов и чтению письменных памятников.

Умер Конфуций в возрасте 73 лет. Место захоронения великого учителя на реке Сышуй стало местом паломничества для многих людей во всем мире.

Глава вторая. Как конфуцианские ценности помогли Японии достичь успеха

Среди книжного наследия, оставленного Конфуцием потомкам, особого внимания заслуживает «Четверокнижие» (по-китайски – «Сы-шу»), где собраны наиболее значимые труды конфуцианской классики.

«Четверокнижие» – это официальный канон китайской духовной и политической культуры, оказавшей огромное влияние также и на духовную культуру Японии, Кореи, Вьетнама. Сингапура.

В этих странах существует традиция изучать «Четверокнижие» в общеобразовательных и высших школах.

2.1. История о двух мальчиках

Небольшая история о двух мальчиках, рассказанная крупнейшим российским ученым, специалистом в области изучения трудов Конфуция Леонидом Переломовым журналисту «Психологической газеты: Мы и Мир». Оба мальчика жили на Востоке. Один мальчик – в Японии, другой – в Китае.

Когда им исполнилось по шесть лет, они, согласно традиции классического конфуцианского образования, должны были заучивать тексты «Четверокнижия». Китайского мальчика воспитывал дедушка. Он верил в талант внука, но внучек был настолько ленив, что ни в какую не хотел учить наизусть тексты.

Когда мальчику пришла пора стать студентом, то при сдаче вступительных экзаменов он вместо сочинения на заданную тему сдал письменную работу, целиком состоявшую из бессвязных между собой цитат из разных трактатов. Экзаменаторам это показалось смелой и оригинальной выходкой и они отметили его находчивость высшим баллом.

Мальчика этого, не любившего конфуцианство и впоследствии возглавившего Компартию Китая, звали Чэнь Ду-сю.

Второй мальчик проживал в Японии вместе со своими родителями-промышленниками, которые хотели дать сыну конфуцианское образование. Нанятый китайский учитель настойчиво заставлял мальчика заучивать тексты из «Четворокнижия». Мальчик прилежно их учил.

Спустя время повзрослевшего сына отец отправил на Запад «повидать другую жизнь». Путешествуя по европейским странам, любознательный парень интересовался протестантским капитализмом, но решил, что эта модель никак не может быть применима в Японии.

Бизнесу Страны Восходящего Солнца наилучшим образом соответствовала конфуцианская этика. Вдохновленный этими идеями, он засел за написание книги. Свою книгу он назвал «Лунь юй и бухгалтерский счет», и она стала очень популярной среди японских менеджеров. Имя этого мальчика – Сибусава Эйдзи.

Впоследствии он занял пост начальника налогового управления, разработал японскую налоговую систему реформ, стал «отцом промышленности и банков».

2.2. Теория конфуцианского капитализма и нравственная экономика

Итак, Сибусава Эйдзи, с малых лет прилежно изучавший канонические трактаты, пришел к выводу, что морально-этическое учение Конфуция идеально соответствует принципам развития торговли и ремёсел в Японии, и построил теорию модернизации страны и организации менеджмента на интерпретации знаменитого труда Конфуция «Лунь юй» – теорию конфуцианского капитализма.

Источник: https://fictionbook.ru/author/konfuciyi/konfuciyi_o_biznese/read_online.html

Читать книгу «Конфуций о бизнесе» онлайн— Конфуций — Страница 1 — MyBook

Бизнес по Конфуцию

© Издательство AB Publishing, 2015

ООО «Креатив Джоб», 2015

Основные идеи конфуцианства кратко

Бизнес по Конфуцию

Культура Китая многих привлекает своей загадочностью и оригинальностью. Огромная восточная держава, долгое время развивающаяся изолированно от других стран мира, манит своей непредсказуемостью и умением сохранять культурные ценности и поддерживать традиции.

Одним из главных достижений китайской духовной культуры можно по праву считать философско-религиозное учение – конфуцианство.

Основоположником и основателем данного учения является китайский ученый пятого века до н.э. Кун-фун-цзы.

Его имя дословно переводится с китайского языка как «мудрый учитель Кун»,  а в европейской транскрипции оно звучит как Конфуций.

Именно под этим именем и вошел в историю мудрец, положивший в основу своей философии этические и нравственные основы поведения, которые не потеряли своей актуальности по сей день.

В основу учения легли отношения между людьми и государством, между людьми, принадлежащим к разным слоям общества и между всеми гражданами страны в целом.

Философию Конфуция нельзя считать в строгом смысле этого слова религией, хотя оно и было принято к действию еще при жизни мудреца и стало государственной религией.

На самом деле его нужно рассматривать, как побуждение к действиям, нормализующим отношения внутри государства, отношения между правящими силами и народом.

Это особое мировоззрение, позволяющее гармонизировать свое видение природы и человека, и общества.

Жизнь великого мудреца Конфуция

6-5 век до нашей эры были сложным временем для Китайской империи: это был период междоусобиц и жестокой борьбы за власть. Феодалы, в своем стремлении захватить земли и усилить свою власть и влияние, не обращали внимания на нужды и горести простых людей. Крестьяне нищали и разорялись.

Будущий ученый Кун-фу-цзы родился в знатной, но потерявшей все свое богатство семье,  рано стал сиротой, и не имел средств на жизнь.

Он жил очень скромно, поэтому не понаслышке знал о трудностях жизни бедных людей, поэтому  в своих ранних проповедях старался открыть глаза  на несправедливость происходящего вокруг.

В юном возрасте ему повезло, судьба дала шанс попасть в государство Чжоу, где его приняли на работу в старое книгохранилище, там он и встретил ученого Лао-цзы, основателя учения Даосизм.

Конечно, никто в наше время не знает о сути их бесед, но они явно способствовали становлению ученого и философа. По возвращении в свой родной город  Чюйфу, Конфуций основал свою собственную школу.

Интересен тот факт, что почти все его ученики стали видными политическими деятелями.

Что лежит в основе отношений между людьми?

Существует древняя притча о Конфуции и его учениках. Однажды самый любознательный ученик спросил мудрого учителя, есть ли такое понятие, опираясь на которое можно прожить всю жизнь, не вступая в конфликт с окружающими?

Мудрец не долго думал, он сразу ответил: «Да, такое понятие существует. Это – Снисходительность.

Как бы высоко ты не стоял, будь снисходительнее к окружающим, как бы низко ты не пал, тем более будь снисходителен к тем, кто сейчас смеется и позорит тебя.

Пойми, что все люди в равной мере обладают как благородными, так и низкими качествами, и мы, чтобы не разочаровываться в окружающих, должны быть снисходительными к их слабостям».

Мудрость книги «Лунь Юй»

Книга, написанная Конфуцием, хранит все его высказывания и постулаты учения. Нельзя сказать, что он сам собирал и хранил свои поучения, нет, их по крохам собирали его ученики и уже после смерти ученого поместили в сборник. Но в этом сборнике можно найти ответы на все вопросы, касающиеся управления государством и правил поведения любого человека в обществе.

Именно жизненный путь самого мудреца стал основой и образцом для каждого последующего молодого поколения. Опираясь на его видение постепенного становления самостоятельного человека, не один благородный муж корректировал свою жизнь.

  • 15 лет – стремление к учению и образованию,
  • 30 лет – приобретение самостоятельности,
  • 40 лет — получение твердых убеждений, становление мировоззрения,
  • 50 лет — осознание себя человеком и понимание того, какие цели ставит перед тобой Небо,
  • 60 лет- приобретаешь умение читать в сердцах и умах людей, никто не сможет обмануть тебя,
  • 70 лет – понимание гармонии Вселенной, следование за Ритуалами, ниспосланными Небом.

Учение великого Конфуция до сих пор является образцом для поведения граждан Китайской республики.

Этические принципы конфуцианства

В основе учения лежат правила поведения каждого человека и гражданина великой державы. Конфуций понимал, что самая первая задача, стоящая перед реформатором, — это воспитание человека. То есть на первое место в становлении сильного государства выходит человеческий фактор.

Самым трудным же в этом было заставить людей действовать как должно, поскольку каждый человек ленив по своей натуре, и даже понимая, что живет и действует неправильно, не хочет заниматься перевоспитанием себя самого. Кроме того трудно изменить уже устоявшиеся взгляды и взглянуть на мир по другому.

В деле перевоспитания своих соотечественников великий философ опирался на куль предков.

В Китае очень долго сохранялся культ предков, и в каждой семье можно было встретить алтарь, на котором курились благовония  и в трудные минуты обращались к помощи предков, мудрых и все понимающих.

Давно умершие являлись образцом для подражания, неким эталоном правильного поведения, поэтому Конфуций и обратился к исконной национальной религии в деле становления нового гражданина.

Кратко об основных принципах конфуцианского учения

Основополагающими принципами философии Конфуция являются: любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре человека.

Что включает в себя понятие человеколюбие по Конфуцию? Это умение держаться достойно в любых обстоятельствах, умение управлять людьми, милосердие и уважение ко всем людям бз исключения, уметь внушать доверие и уметь быстро принимать решения в трудных ситуациях.

Сам Конфуций не считал себя полностью человеколюбивым и часто говорил ученикам, что в течение всей своей жизни нужно стремиться к совершенствованию своего внутреннего мира.

Второй принцип гуманизм включает в себя уважение и почтительное отношение к старшим, покровительство и взаимопомощь младшим.  Главное для человека не образование и должность, не власть и знатность, а умение правильно выстроить отношения с окружающими людьми.

О благородстве лучше всего скажет сам великий учитель: «Благородный муж прежде всего думает о долге, а мелкий человек о собственной выгоде». Философ считал, что не о еде и о деньгах должен думать человек, наделенный благородной душой, а о государстве и обществе.

Учитель часто говорил своим ученикам, что только животное подчиняется инстинктам, а человек – существо высшее и должен уметь контролировать свои желания и инстинкты. Само учение опирается на духовную сторону человеческого бытия, оставляя всю физиологию в стороне. Конфуций считал, что мозг и душа должны управлять благородным человеком, но никак не желудок.

Учение великого философа подталкивало каждого выбрать свой собственный путь, и уже ни при каких условиях не сворачивать с него.

И сегодня учение великого Конфуция  не утратило своего значения в Поднебесной империи. Это не просто символ Китая, это особый ритуал жизни, влияющий на мировоззрение и становление каждого гражданина КНР.

Источник: https://MyChinaExpert.ru/osnovnye-idei-konfucianstva/

LITMIR.BIZ

Бизнес по Конфуцию

      © Издательство AB Publishing, 2015

      ООО «Креатив Джоб», 2015

* * *

      Вступление

      Казалось бы, что может быть общего между знаменитым китайским мыслителем Конфуцием, сформулировавшим концепцию этико-философского учения на основе гуманизма и преданности Пути Дао, и современным бизнесом, с его жесткой конкуренцией и периодическими потрясениями? Какая может существовать связь между идеями великого Учителя, жившего две тысячи лет назад, и технологиями XXI века?

      Ответ очевиден, если обратиться к опыту дальневосточных стран, которые в тяжелейшие для них времена смогли в кратчайшие сроки восстановить свою экономику, а некоторые из них явили миру «экономическое чудо».

Оказывается, основной причиной бурного экономического роста и невероятной устойчивости от внутренних и внешних кризисов таких стран, как Сингапур, Южная Корея, Япония и Китай, явилось практическое использование канонов конфуцианского учения.

      Именно конфуцианство, базовыми составляющими которого являются стремление к порядку и закону, гармонизация всех сфер бытия, преемственность духовной традиции, моральные ценности, стало фундаментом системы государственного управления и эффективной стратегией, обеспечивающей успех, для менеджеров всех уровней.

      Конфуцианство связывает все сферы жизни в единое целое. Духовное и материальное, личность и общество, человек и природа – все подчинено всеобщему порядку и одним законам во Вселенной.

Различия лишь в частных проявлениях действия этих законов. Знание этих базовых законов гарантирует успех в бизнесе, личной жизни и вообще в любых делах.

Именно поэтому для японских или китайских бизнесменов учение Конфуция – это не вопросы морали или религии, а чистый прагматизм.

      Рассмотренные в этой книге нравственные категории и общие рекомендации вряд ли удовлетворят практичного менеджера.

Но мысли Конфуция о том, как нужно управлять, какими качествами необходимо обладать «благородному мужу» (читай – руководителю), какие стратегии позволят компании оставаться на плаву в этом бушующем море, кишащем экономическими монстрами, полностью соответствуют потребностям современного бизнеса, а также потребностям любого человека, ставшего на путь личностного развития.

      Став совершенно мудрыми внутри, вы сможете решить проблему внешней царственности. Так говорил мудрец Конфуций.

      Глава первая. «Познавший волю Неба». Биография Конфуция

      Один из современников Конфуция писал: «Поднебесная уже давно пребывала в хаосе, но Небо пожелало сделать Учителя колоколом, который всех будит».

В те далекие времена, во время заката империи Чжоу, когда власть императора была формальной, места родовой знати незаконно заняли неблагородные и алчные чиновники, древние устои семейного быта попраны, народ пребывал в бедности и страданиях, а страну сотрясали междоусобные войны, Небо послало Учителя, чтобы он вывел людей из тьмы невежества и указал людям истинный путь – Путь Дао.

      1.1. Детство и юность

      27 августа по лунному календарю 551 года до на нашей эры, в городке Цюйфу царства Лу китайской династии Чжоу, в семье знатного, но бедного воина родился мальчик, которому суждено было стать величайшим учителем. Это был долгожданный сын храброго 66-летнего Шу Лянхэ и его третьей жены – юной Янь Чжи. Прежде в первом браке у Шу Лянхэ рождались одни девочки, а во втором браке родился сын-калека.

      Новорожденный мальчик, обретший родовую фамилию Кун, был назван Цю (холм), а также получил прозвище Чжун (второй сын) Ни (глина), так как был рожден в пещере глинистого холма, считавшегося жителями царства Лу волшебным местом. Поэтому на Востоке Конфуций известен как Кун Цю, или Кун Фу Цзы (учитель из рода Кун), а также как Чжун Ни.

      Счастье отца было недолгим – он умер, когда сыну едва исполнилось два года. Оставшись одна с маленьким ребенком на руках, Янь Чжи получила аристократический статус вдовы дафу, однако материальное обеспечение семьи было крайне тяжелым.


Цю от зари до зари приходилось заниматься тяжелым физическим трудом: убирать дом, выращивать овощи, носить тяжести, чтобы хоть немного облегчить жизнь горячо любимой матери, от горя и злых сплетен замкнувшейся в себе и находившей отдушину в жертвоприношениях.

Поэтому Цю с детства был хорошо знаком с траурными церемониями и древними священными ритуалами, но это не наложило скорбную печать на его характер. Напротив, он рос жизнерадостным и отличался веселым нравом.

При этом у Кун-цзы было обостренное чувство справедливости, большое почтение к старшим, пылкая любовь к древности и огромное желание проводить как можно больше времени в беседах с мудрецами.

      От рождения Конфуций был наделен живым умом, крепким здоровьем, а нелегкий физический труд развил в нем недюжинную силу. Желая выбраться из нищеты и добиться успеха в карьере, юноша упорствовал в овладении шестью искусствами, необходимыми в те времена для образованного человека, претендовавшего на духовное верховенство в Китае. Он должен был уметь считать, читать,

Скачать книгу

Источник: http://litmir.biz/rd/127922

Конфуций. Конфуций о бизнесе

Бизнес по Конфуцию
Конфуций

Конфуций – первоучитель человечества, которому была известна небесная мудрость, стал идеалом традиции, дошедшей до наших дней под названием конфуцианство. Китайский мыслитель оставил миру множество простых в своей гениальности идей, которые можно успешно применять в любой сфере жизни, в том числе и бизнесе.

Эта книга наполнит вашу повседневную жизнь глубоким смыслом. Предоставит возможность выйти из порочного круга «овеществления». Поможет достичь успеха в делах, делая счастливым не только себя, но и окружающих людей. Познакомит с принципами этики восточного ме́неджмента, гарантирующих эффективное управление.

Благое знание как форма жизненного опыта позволит вам всегда делать правильный выбор и процветать каждый день.

   © Издательство AB Publishing, 2015

   ООО «Креатив Джоб», 2015

Вступление

   Казалось бы, что может быть общего между знаменитым китайским мыслителем Конфуцием, сформулировавшим концепцию этико-философского учения на основе гуманизма и преданности Пути Дао, и современным бизнесом, с его жесткой конкуренцией и периодическими потрясениями? Какая может существовать связь между идеями великого Учителя, жившего две тысячи лет назад, и технологиями XXI века?

   Ответ очевиден, если обратиться к опыту дальневосточных стран, которые в тяжелейшие для них времена смогли в кратчайшие сроки восстановить свою экономику, а некоторые из них явили миру «экономическое чудо».

Оказывается, основной причиной бурного экономического роста и невероятной устойчивости от внутренних и внешних кризисов таких стран, как Сингапур, Южная Корея, Япония и Китай, явилось практическое использование канонов конфуцианского учения.

   Именно конфуцианство, базовыми составляющими которого являются стремление к порядку и закону, гармонизация всех сфер бытия, преемственность духовной традиции, моральные ценности, стало фундаментом системы государственного управления и эффективной стратегией, обеспечивающей успех, для менеджеров всех уровней.

   Конфуцианство связывает все сферы жизни в единое целое. Духовное и материальное, личность и общество, человек и природа – все подчинено всеобщему порядку и одним законам во Вселенной.

Различия лишь в частных проявлениях действия этих законов. Знание этих базовых законов гарантирует успех в бизнесе, личной жизни и вообще в любых делах.

Именно поэтому для японских или китайских бизнесменов учение Конфуция – это не вопросы морали или религии, а чистый прагматизм.

   Рассмотренные в этой книге нравственные категории и общие рекомендации вряд ли удовлетворят практичного менеджера.

Но мысли Конфуция о том, как нужно управлять, какими качествами необходимо обладать «благородному мужу» (читай – руководителю), какие стратегии позволят компании оставаться на плаву в этом бушующем море, кишащем экономическими монстрами, полностью соответствуют потребностям современного бизнеса, а также потребностям любого человека, ставшего на путь личностного развития.

   Став совершенно мудрыми внутри, вы сможете решить проблему внешней царственности. Так говорил мудрец Конфуций.

Глава первая. «Познавший волю Неба». Биография Конфуция

   Один из современников Конфуция писал: «Поднебесная уже давно пребывала в хаосе, но Небо пожелало сделать Учителя колоколом, который всех будит».

В те далекие времена, во время заката империи Чжоу, когда власть императора была формальной, места родовой знати незаконно заняли неблагородные и алчные чиновники, древние устои семейного быта попраны, народ пребывал в бедности и страданиях, а страну сотрясали междоусобные войны, Небо послало Учителя, чтобы он вывел людей из тьмы невежества и указал людям истинный путь – Путь Дао.

1.1. Детство и юность

   27 августа по лунному календарю 551 года до на нашей эры, в городке Цюйфу царства Лу китайской династии Чжоу, в семье знатного, но бедного воина родился мальчик, которому суждено было стать величайшим учителем. Это был долгожданный сын храброго 66-летнего Шу Лянхэ и его третьей жены – юной Янь Чжи. Прежде в первом браке у Шу Лянхэ рождались одни девочки, а во втором браке родился сын-калека.

   Новорожденный мальчик, обретший родовую фамилию Кун, был назван Цю (холм), а также получил прозвище Чжун (второй сын) Ни (глина), так как был рожден в пещере глинистого холма, считавшегося жителями царства Лу волшебным местом. Поэтому на Востоке Конфуций известен как Кун Цю, или Кун Фу Цзы (учитель из рода Кун), а также как Чжун Ни.

   Счастье отца было недолгим – он умер, когда сыну едва исполнилось два года. Оставшись одна с маленьким ребенком на руках, Янь Чжи получила аристократический статус вдовы дафу, однако материальное обеспечение семьи было крайне тяжелым.


Цю от зари до зари приходилось заниматься тяжелым физическим трудом: убирать дом, выращивать овощи, носить тяжести, чтобы хоть немного облегчить жизнь горячо любимой матери, от горя и злых сплетен замкнувшейся в себе и находившей отдушину в жертвоприношениях.

Поэтому Цю с детства был хорошо знаком с траурными церемониями и древними священными ритуалами, но это не наложило скорбную печать на его характер. Напротив, он рос жизнерадостным и отличался веселым нравом.

При этом у Кун-цзы было обостренное чувство справедливости, большое почтение к старшим, пылкая любовь к древности и огромное желание проводить как можно больше времени в беседах с мудрецами.

   От рождения Конфуций был наделен живым умом, крепким здоровьем, а нелегкий физический труд развил в нем недюжинную силу.

Желая выбраться из нищеты и добиться успеха в карьере, юноша упорствовал в овладении шестью искусствами, необходимыми в те времена для образованного человека, претендовавшего на духовное верховенство в Китае.

Он должен был уметь считать, читать, управлять колесницей, стрелять из лука, понимать музыку и знать ритуалы.

   Если Конфуция мучил какой-либо вопрос, он без всяких стеснений своего незнания добивался исчерпывающего ответа. Он жаждал знаний, изучал устройство государств, досконально освоил правила поведения и древнекитайскую письменную культуру, что впоследствии позволило ему написать его знаменитые книги, ставшие памятниками литературы.

   После женитьбы, в возрасте 19 лет, и рождения сына, названного Бо Юй, Конфуций поступил на службу в дом одного знатнейшего аристократического рода Цзи, где стал хранителем амбаров и стад.

   «Мои счета должны быть верны – вот единственное, о чем я должен заботиться».

   «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены – вот моя забота», – считал Конфуций.

   Культурное общество Поднебесной заметило добродетели прилежного и талантливого двадцатипятилетнего Конфуция, и он был приглашен посетить столицу Китая.

Эта дорога стала кульминацией жизни Конфуция, во время путешествия решившего создать собственную школу, обучающую людей познавать законы мироустройства и природу человеческой души, становясь целостной личностью, способной принести пользу государству и обществу.

1.2. Этико-философское учение Конфуция

   К тридцатилетнему возрасту Конфуций уже четко сформулировал концепцию своего этико-философского учения, представлявшего модель управления государством и обществом, а также модель человеческих взаимоотношений.

   1. Первая концепция, основанная на гуманности, человеколюбии и правилах этикета, отражала взгляды учителя на устройство государства и общества.

   2. Вторая концепция, в основу которой легли такие качества, как преданность, честность, уважительное отношение к правителям, объясняла, какой должна быть государственная система управления.

   3. Третья концепция предостерегала впадать в крайности, а напутствовала следовать серединному пути.

   4. Четвертая концепция соединяла в себе принцип справедливости и понятие власти.

   5. Пятая концепция учила человека быть непреклонно приверженным к исповедуемой им вере.

   6. Шестая концепция касалась воли Неба и напрочь опровергала существование духов.

   Учение Конфуция было неотъемлемой частью его жизнью. Своими словами и поступками он подкреплял свои философские воззрения. Между знаниями и добродетелями Конфуций ставил знак равенства.

1.3 Конфуций-чиновник

   Может ли государство успешно развиваться благодаря усилиям одной личности? Может, если имя этой личности Конфуций. После того, как Конфуций стал известным и был всеми признан как наследник и хранитель древней традиции, ему был предложен пост управляющего уездом Чжунду.

Занимаясь чиновничьей деятельностью, он внедрял свое учение, руководствуясь принципами справедливости, нравственности, взаимного уважения и почтения. За время его правления в уезде исчезло воровство, большое внимание уделялось похоронным ритуалам, начала меняться налоговая система.

1.4. Священная миссия Конфуция

   Когда Конфуцию исполнилось 52 года, он был назначен Министром правосудия в царстве Лу. За три года пребывания в этой чрезвычайно ответственной должности Конфуцию удалось сделать очень много и проявить себя в качестве выдающегося политика. Однако успехи «мужа без пороков», способствовавшие укреплению царства Лу, вызывали опасения в соседних княжествах.

Правитель Лу поддался клеветническим наветам соседей и перестал слушать своего мудрого советника. Конфуцию пришлось оставить высокий пост в самом расцвете карьеры и отправиться скитаться по стране. Он надеялся реализовать свой практический опыт, встретив правителя, разделяющего его этико-политическое учение.

Однако такого правителя не нашлось, и Конфуций целиком посвятил себя педагогической деятельности.

   Он охотно делился своими знаниями со всеми, независимо от сословия и материального положения. «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника».

Конфуций исповедовал Волю Неба, придерживался идеала человеческого совершенства, стремился жить в гармонии с природой.

Всем сердцем он хотел видеть свою страну не погруженной в хаос и междоусобные распри, а процветающей и сильной, где каждый ее житель соответствует своему месту.

1.5. «Лишь в 60 лет я научился отличать правду от неправды»

   Несмотря на то, что, неся свое учение в массы, Конфуций столкнулся с беспутством, нерадивостью верхов, бездуховностью народа, нежеланием людей идти по пути Дао, Учитель остался верен своему Учению. Он демонстративно отказался от должности советника, предложенного ему незаконным правителем Вей, желающего посредством мудрого Кун-цзы укрепить свою власть в государстве.

   Конфуций понял, что никаких практических шагов от власть предержащих он не добьется.

Поэтому, искренне веря, что в каждом человеке изначально заложено добро, практически всю оставшуюся жизнь он провел в хождениях со своими ближайшими учениками по древнекитайским княжествам, обучая людей различного происхождения четырем вещам: честности, преданности учению, выполнению ритуалов и чтению письменных памятников.

   Умер Конфуций в возрасте 73 лет. Место захоронения великого учителя на реке Сышуй стало местом паломничества для многих людей во всем мире.

Глава вторая. Как конфуцианские ценности помогли Японии достичь успеха

   Среди книжного наследия, оставленного Конфуцием потомкам, особого внимания заслуживает «Четверокнижие» (по-китайски – «Сы-шу»), где собраны наиболее значимые труды конфуцианской классики.

«Четверокнижие» – это официальный канон китайской духовной и политической культуры, оказавшей огромное влияние также и на духовную культуру Японии, Кореи, Вьетнама. Сингапура.

В этих странах существует традиция изучать «Четверокнижие» в общеобразовательных и высших школах.

2.1. История о двух мальчиках

   Небольшая история о двух мальчиках, рассказанная крупнейшим российским ученым, специалистом в области изучения трудов Конфуция Леонидом Переломовым журналисту «Психологической газеты: Мы и Мир». Оба мальчика жили на Востоке. Один мальчик – в Японии, другой – в Китае.

Когда им исполнилось по шесть лет, они, согласно традиции классического конфуцианского образования, должны были заучивать тексты «Четверокнижия». Китайского мальчика воспитывал дедушка. Он верил в талант внука, но внучек был настолько ленив, что ни в какую не хотел учить наизусть тексты.

Когда мальчику пришла пора стать студентом, то при сдаче вступительных экзаменов он вместо сочинения на заданную тему сдал письменную работу, целиком состоявшую из бессвязных между собой цитат из разных трактатов. Экзаменаторам это показалось смелой и оригинальной выходкой и они отметили его находчивость высшим баллом.

Мальчика этого, не любившего конфуцианство и впоследствии возглавившего Компартию Китая, звали Чэнь Ду-сю.

   Второй мальчик проживал в Японии вместе со своими родителями-промышленниками, которые хотели дать сыну конфуцианское образование. Нанятый китайский учитель настойчиво заставлял мальчика заучивать тексты из «Четворокнижия». Мальчик прилежно их учил.

Спустя время повзрослевшего сына отец отправил на Запад «повидать другую жизнь». Путешествуя по европейским странам, любознательный парень интересовался протестантским капитализмом, но решил, что эта модель никак не может быть применима в Японии.

Бизнесу Страны Восходящего Солнца наилучшим образом соответствовала конфуцианская этика. Вдохновленный этими идеями, он засел за написание книги. Свою книгу он назвал «Лунь юй и бухгалтерский счет», и она стала очень популярной среди японских менеджеров. Имя этого мальчика – Сибусава Эйдзи.

Впоследствии он занял пост начальника налогового управления, разработал японскую налоговую систему реформ, стал «отцом промышленности и банков».

2.2. Теория конфуцианского капитализма и нравственная экономика

   Итак, Сибусава Эйдзи, с малых лет прилежно изучавший канонические трактаты, пришел к выводу, что морально-этическое учение Конфуция идеально соответствует принципам развития торговли и ремёсел в Японии, и построил теорию модернизации страны и организации менеджмента на интерпретации знаменитого труда Конфуция «Лунь юй» – теорию конфуцианского капитализма.

   Конец ознакомительного фрагмента.

Понравился отрывок?

Источник: https://readanywhere.ru/konfucij/books/konfucij-o-biznese/140449/Trial

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.