+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Безопасное общение. Эффективное поведение в ситуациях прессинга.

Содержание

Безопасное общение.Стили поведения в конфликтных ситуациях

Безопасное общение. Эффективное поведение в ситуациях прессинга.

Человеческая жизнь не всегда протекала тихо и спокойно, на всём её протяжении нас сопровождают споры, разногласия, различного рода конфликты. Все слышали и знают такое изречение, как «истина рождается в споре».

Но не всегда спор бывает безобиден, порой он может привести к серьёзным разногласиям, недопониманиям, а порой и к драке. Естественно, такого исхода ситуации лучше избежать. Но как? Существуют определённые модели поведения во время конфликтных ситуаций.

Прежде чем перейти к моделям, нужно разобраться в определении самого понимания конфликта вообще.Конфликтом называется ситуация, где взгляды, интересы двух и более сторон являются непримиримыми.

Типы конфликтных ситуаций

Конфликтные ситуации бывают самого разного рода, которые характеризуются по своей обширности и направленности:

  • Этнические
  • Политические
  • Экономические
  • Межличностные
  • Социальные
  • Бытовые и другие

Исходя из этого, можно сделать вывод, что конфликты происходят повсюду и это нормально, так как люди попросту не смогут без этого жить, но решать спорные ситуации необходимо деликатно и грамотно.

Модели поведения в конфликтных ситуациях

Существуют разные типы людей и среди них есть такие, которые при малейшем недопонимании начинают раздувать грандиозный скандал и не всегда это происходит там, где вас никто не видит. Существуют определённые модели поведения в конфликтных ситуациях, придерживаясь которых можно избежать ссоры.

Есть три основных вида поведения при разгорающемся конфликте:

  1. Конструктивная
  2. Деструктивная
  3. Конформистская или пассивная

Первая модель характеризуется активными действиями сторон, которые заинтересованы в разрешении конфликта в положительном ключе.

Здесь уместно приведение конструктивных аргументов, доводов и фактов, участники дают возможность друг другу высказать свою точку зрения, не отвергают её, стараются найти компромиссный вариант и поступить таким образом, чтобы все в большей или меньшей степени остались довольны исходом ситуации.

Следующая представленная модель поведения носит негативный характер, так как подразумевает под собой ещё большее раздувание конфликта, обострение противоречий, безразличное отношение к доводам и аргументам другой стороны, принижение личности, возможен даже переход к взаимным оскорблениям. Хочется отметить сразу, что в данной ситуации вряд ли спор будет решён, а если и разрешится, то, скорее всего, обе стороны останутся недовольны.

Конформистская или пассивная модель поведения в конфликтной ситуации представляет собой согласие со стороной противника, уступки. Тут происходит своеобразный однобокий конфликт, когда только одна сторона предпринимает активные действия, а другая полностью их принимает и соглашается. Как правило, при выборе этой модели разногласия быстро сходят на нет, и конфликт считается исчерпанным.

Из всех вышеперечисленных моделей, оптимальной является конструктивная, так как именно здесь стороны ведут активный диалог и стараются достигнуть компромисса. Все протекает именно в положительном ключе, потому что все настроены на позитивный исход ситуации и идут друг другу на уступки.

Деструктивная же модель, самый неподходящий вариант для решения проблем и применения в конфликтных ситуациях. Здесь последствия будут носить резко негативный характер, и впоследствии, общение с враждующей стороной станет невозможным.

Пассивное поведение в конфликте может быть возможным, если решение проблемы для одной из сторон является непринципиальным. Однако стоит помнить, что безразличие может превратить конформистскую модель в деструктивную и конечный исход для сторон может стать совершенно неожиданным.

Иногда перечисленные модели поведения в конфликтной ситуации не помогают, и приходится прибегать к другим способам улаживания разногласий.

Известные в психологии и сравнительно молодой конфликтологии Томас и Килменн предложили более обширную модель поведения в конфликтных ситуациях, выделив не 3, а 5 видов поведения, предложив 2 основных стратегии соперничества.

  1. Кооперативная, то есть стратегия партнерства, когда обе стороны идут навстречу друг другу, здесь исход соперничества в приумножении интересов противоположной стороны.
  2. Стратегия соперничества. К сожалению, она является самой распространённой в решении конфликтов,практически абсолютное большинство используют её. Эта стратегия направлена на открытое противостояние, неприятие интересов враждующей стороны, нежелание слушать соперников. Тут исход ситуации предусматривает либо победу, либо поражение.

На основании чего учёные выделили 5 видов поведения в этих двух стратегиях:

  • Сотрудничество, когда все участники стараются общими силами решить возникшую проблему и не испортить отношения между собой. Этот стиль поведения является одним из самых сложных, но и самым действенным. Таким стилем поведения уместно.воспользоваться, когда возникает конфликт между родными и близкими людьми. Ведь иногда собственные интересы не столь важны, как отношения в последующем между братьями и сёстрами или детьми и родителями.
  • Уступки. Одна из сторон старается погасить нарастающий конфликт уступками и принятием решения противоположной стороны, когда уровень соперничества практически отсутствует.
  • Уход от конфликта, когда соперник пытается всеми силами избежать сопротивления. Уход хорошо в той ситуации, когда незнакомый человек пытается вывести вас на конфликт в общественном месте.
  • Конкуренция. В этом стиле поведения характерной чертой является высокий уровень противоборства враждующих между собой сторон, такая модель характерна для стратегии соперничества.
  • Компромисс помогает прийти к общему решению, когда учитываются некоторые пожелания каждого из конфликтующих, и исход в большей степени является приемлемым.

Перечисленные стили поведения отражают уровень заинтересованности в решении проблемы. И, конечно же, немаловажную роль здесь играет тот, с кем назревает сама конфликтная ситуация.

И в заключении…

Если не получается уладить противоречия самостоятельно, возможно, привлечение третьей стороны, которая возможными средствами будет стараться разрешить спорные моменты, чтобы прийти к компромиссу и все остались довольны.

Когда спор заходит в тупик, а решение не приходит, действенным методом будут переговоры. Здесь враждующие между собой садятся за стол переговоров, привлекая дополнительных помощников или приступая к ним самостоятельно.

Источник: https://psychology-s.ru/bezopasnoe-obshhenie/

Психологические тренинги для бизнеса, руководителей и менеджеров

Безопасное общение. Эффективное поведение в ситуациях прессинга.

Нашим индивидуальным и корпоративным клиентам мы предлагаем:

Человек не выбирает свою болезнь, но он выбирает стресс — и именно стресс выбирает болезнь.

  • специализированные тренинги;
  • персональное сопровождение: Coaching, Executive Coaching.

1. СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ: СПОКОЙСТВИЕ ДЛЯ ПРАВИЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

В современном мире стресс – неизбежное явление. Особенно серьезный стресс испытывают руководители, находящиеся под давлением таких факторов как высокая ответственность, неопределенность будущего и экономическая нестабильность.

По данным Комиссии по охране труда и технике безопасности Великобритании, годовые потери от стресса на рабочем месте превысили £530 миллионов (!).

Часто деструктивное воздействие стресса остается незамеченным, что приводит к постепенному истощению ресурсов организма и вызывает развитие болезней.

Однако, в наших силах сделать выбор: разрушаться под влиянием неизбежного или же научиться сводить негативное влияние стресса к минимуму и использовать его себе во благо.

Как же защитить себя от стресса? Существуют простые навыки, обретение которых может дать свободу полноценной жизни без отрицательных проявлений повседневного стресса. Такие навыки предлагает программа управления стрессом «Антистресс-тренинг».   

«Антистресс-тренинг» или «Стресс-менеджмент» – уникальная авторская программа профилактики и преодоления стресса, разработанная сотрудниками клиники, Дмитрием Викторовичем Ковпаком и Андреем Геннадьевичем Каменюкиным.

На основе тренинга была выпущена книга, выдержавшая три переиздания в популярном издательстве «Питер» («Антистресс-тренинг», 2004, 2008, «Стресс-менеджмент», 2012).

Тренинг лег в основу программы подготовки ряда структур МЧС.

Овладение навыками антистрессовых методик полезно не только руководителям, регулярно испытывающим психоэмоциональные и информационные перегрузки, но и всем, кто хочет научиться эффективно преодолевать, а по возможности даже предотвращать стресс.

Задачи тренинга:

  • научиться своевременно выявлять стрессогенные факторы и признаки стресса;
  • изучить способы профилактики и оптимизации стресса;
  • освоить техники управления состоянием;
  • развить возможности восстановления работоспособности;
  • разработать эффективные модели поведения в стрессогенных условиях;
  • создать индивидуальную стратегию управления стрессом.

Результатом прохождения тренинга является не только формирование высокой стрессоустойчивости для преодоления стресса, но и обретение механизмов предотвращения, то есть, профилактики стресса.     

Прохождение программы возможно как в групповом формате, так и в индивидуальном сопровождении (Coaching, ExecutiveCoaching).

Впервые термин «профессиональное выгорание» использовал американский психиатр Герберт Фреденбергер (Freudenberger) в 1974 году. «Профессиональным выгоранием» он назвал деморализованность, разочарование и крайнюю усталость, которые испытывали сотрудники  некоторых учреждений.

В современном мире профессиональному выгоранию или «burnout» подвержены многие офисные работники, независимо от их статуса: от рядовых менеджеров до топ-менеджмента.

Успешная карьера и высокая должность не являются защитой от профессионального выгорания: можно профессионально совершенствоваться и расти и, при этом, испытывать негативное влияние стрессогенных факторов.

Накапливаясь, стресс приводит к снижению как личной, так и профессиональной эффективности.   

Что такое профессиональное выгорание? Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально – энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Основными симптомами являются:

  • снижение производительности труда;
  • утрата мотивации и эмоциональное истощение (переживание опустошенности и бессилия);
  • ухудшение контакта с клиентами и деловыми партнерами: разрушение клиенториентированного взаимодействия и дегуманизация отношений с другими людьми (проявление грубости, хамства, цинизма, безответственности);
  • хроническая нехватка времени и прокрастинация («откладывание на потом»);
  • редукция персональных достижений – занижение собственной ценности, достижений, потеря смысла и желания вкладывать личные усилия на работе.

По результатам исследования, проведенного Национальным статистическим управлением Великобритании установлено, что число рабочих дней, потерянных в год из-за стресса оценивается в 13, 5 миллиона (!).

Чаще всего этому синдрому подвержены специалисты, тесно общающиеся с людьми.

Для того, чтобы выявить проявления синдрома выгорания, Вы можете пройти тест здесь, разработанный Кристиной Маслак.  

Для развития навыков предотвращения burnout–синдрома специалистами клиники был разработан тренинг. Ключевой особенностью тренинга является то, что в его основе лежат методы с доказанной эффективностью.

В основу программы вошли методы, которые были многократно исследованы как зарубежными,  так и отечественными специалистами в области профилактики профессионального выгорания. В результате проведенных изысканий были доказаны высокая эффективность и экономическая привлекательность используемого подхода.  

Прошедшие данный тренинг осваивают различные психологические технологии, которые обеспечивают защиту от профессионального выгорания.

Задачи тренинга:

  • Работа над установками, провоцирующими профессиональное выгорание;
  • Избавление от прокрастинации и антистрессовое управление временем;
  • Нормализация деловых и межличностных отношений;
  • Обучение релаксационным технологиям: самомониторингу, саморегуляции, методикам мышечной релаксации, дыхательным техникам, научным основам медитации;
  • Формирование индивидуальной стратегии профилактики, управления и преодоления стресса.

Кроме развития персональной стрессоустойчивости сотрудников, снижение риска синдрома выгорания позволяет улучшить экономические показатели в результате влияния эффектов тренинга:

  • Снижение расходов на оплату листов нетрудоспособности;
  • Сохранение оптимальной мотивации;
  • Развитие качеств, полезных для бизнеса;
  • Создание в коллективе обстановке, способствующей активной работе на результат;
  • Повышение результативной работоспособности.

Прохождение программы возможно в групповом формате.

Данная программа основана на MBSR (mindfulness based stress reduction). Mindfulness (MBSR) – на сегодняшний день в странах Западной Европы и США – одна из наиболее популярных и эффективных форм профилактики и преодоления стресса и его последствий. В основе MBSR – развитие осознанности, как одной из ключевых компетенций менеджера.

Осознанность – это способность сфокусировать и удерживать внимание на любых предметах, явлениях или деятельности. Нам кажется, что мы хорошо умеем управлять своим вниманием и направлять его на важные для нас задачи и фокусироваться на них столько, сколько сочтем нужным.

Однако, последние исследования в области нейронаук демонстрируют насколько далеки наши представления от действительности и как легко ускальзывает наше внимание.

В силу постоянного влияния огромного количества сенсорных стимулов, таких как избыток рабочей информации, многозадачность и новостные потоки, наш мозг снижает способность к продуктивной концентрации внимания. И в результате эффективность нашей деятельности снижается.

Особенность Mindfulness– сочетание древнейших медитативных практик с достижениями современной науки. Благодаря такому уникальному симбиозу, использование буддийских традиций вместе с когнитивно-поведенческим подходом обеспечивает возможность обретения внутренней гармонии и достижения высокой степени защищенности от негативных последствий стресса.

Развитие целенаправленного сознательного внимания помогает нам видеть вещи, которые в обычных условиях прошли бы мимо нас, мы понимаем больше и становимся мудрее. В результате мы принимаем верные решения не только в спокойной обстановке, но в условиях кризиса. Все это способствует более эффективному руководству и обеспечивает плодотворность командной работы.

Результаты прохождения Mindfulness:

  • Снижение уровня стресса
  • Сокращение конфликтных ситуаций
  • Повышение удовлетворенностью работой
  • Развитие творческого потенциала
  • Рост производительности труда

Некоторые факты о MBSR:

  1. Национальный институт охраны здоровья и совершенствования медицинской помощи (NICE), Великобритания, рекомендует 8-ми недельный MBSR в качестве первоочередного лечения рецидивирующей депрессии. В основе данной рекомендации находятся результаты четырех крупномасштабных рандомизированных контролируемых исследований, показавших высокую эффективность Mindfulnessв борьбе со стрессом и депрессией.
  2. Исследования (Jha, A.P., andStanley, E.A., 2010), проводившиеся с военнослужащими морской пехоты США, прошедшими курс обучения осознанности, продемонстрировали увеличение объема оперативной памяти в условиях стресса. Это защищает военнослужащих от отвлекающих факторов и эмоциональных реакций, что обеспечивает быстрое и взвешенное принятие решений и выработку планов действий в экстремальных ситуациях. Кроме того, обучение осознанности защищает от развития травматического стресса и других тревожных расстройств и повышает ясность мышления, необходимую в сложных и малопредсказуемых условиях.
  3. В результате систематического обзора нейробиологических и клинических аспектов Mindfulness на основе 11 публикаций с результатами исследований ученые (Chiesa, A., andSerretti, A., 2010) пришли к выводу, что обучение осознанности ведет к значительному снижению уровня стресса, снижает риск развития депрессии, тревоги и застревания на неприятных мыслях, повышает адекватность восприятия и развивает более гибкие стратегии адаптации к стрессам.

Прохождение программы возможно как в групповом формате, так и в индивидуальном сопровождении (Coaching, ExecutiveCoaching). 

Задачи тренинга:

  • развитие навыков эффективной коммуникации с клиентами;
  • развитие навыков успешных переговоров с партнерами;
  • освоение технологий безопасного общения в ситуациях прессинга и других сложных взаимодействиях.

Темы тренинга:

  • манипуляции и манипуляторы;
  • причины уязвимости;
  • проблемы и тонкости контекста;
  • секреты спокойствия и внутренней гармонии;
  • навыки эффективной коммуникации;
  • эффективные модели поведения в ситуациях прессинга;
  • постановка целей;
  • умение противостоять давлению иговорить «нет»;
  • активное слушание;
  • техника правильных вопросов;
  • основные ошибки при задавании вопросов;
  • секреты успешных переговоров;
  • убеждения;
  • основные техники взаимодействия с «проблемными»людьми:
    • психологический «сброс» и дзен;
    • психологическое айкидо – техники невовлечения;
    • психологическое дао – извлечение пользы.

Прохождение программы возможнов групповом формате.

Программа психологического сопровождения и психотерапевтического консультирования бизнеса направлена на решение проблем, связанных с поведением персонала.

Наши специалисты помогут:

  • повысить и поддерживать высокую работоспособность сотрудников;
  • развить в них качества, полезные для бизнеса;
  • создать в коллективе обстановку, способствующую активной работе на результат.

Все эти факторы в совокупности смогут повысить экономическую эффективность предприятия.

Мы разрабатываем индивидуальные тренинговые программы, нацеленные на решение актуальных бизнес-задач. Для этого мы проводим диагностику и формируем программу, учитывая ожидания наших клиентов и выявленные проблемные и слабые точки.

Создавая индивидуальные программы, мы стремимся предлагать тренинговый продукт в котором для решения заявленных проблем используются максимально соответствующие ситуации инструменты, обеспечивающие получение необходимого, качественного и измеримого результата.     

Источник: http://cliniccbt.ru/trening/

Мку

Безопасное общение. Эффективное поведение в ситуациях прессинга.

Цель:

1. знакомство с базовыми навыками общения;

2. выделение вербальных и невербальных элементов общения.

Задание 1. Приветствие: «Привет, ты представляешь…»

По очереди каждый из участников, обращаясь к соседу, с чувством радости от встречи произносит: «Здравствуй, (имя), ты представляешь…» и заканчивает фразу, рассказывая, что-то смешное и интересное.

Задание 2.

Упражнение «Зеркало».

Группа разбивается на пары «ведущий-зеркало». Ведущий начинает медленно выполнять какие-то движения, «зеркало» старается их повторить. Потом участники меняются ролями.

Проводится групповая дискуссия «Какими способами мы общаемся?» Вывод о том, что общение может быть разным, но возможно и без слов; о необходимости быть внимательным к невербальным элементам общения.

Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание попытаться без слов позвать в кино вторых, вторым – выяснить у первых задание по математике. Причем первые номера не знают, что было предложено вторым, и наоборот. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга

Обсуждение. Спросить у участников поняли ли они друг друга, смогли ли договориться. Спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось.

Умение поддерживать контакт с другими людьми

Выражай свои мысли ясно и точно.

Говори то, что ты думаешь, без лишних слов, не извиняясь и не оправдываясь, но не будь агрессивным.

В данный момент обсуждай только один вопрос.

Не обманывай людей и не уклоняйся от разговора, говори именно о том, что произошло. Не используй примеров из прошлого: каждый наверняка помнит что-то по-своему.

Употребляй утверждения от первого лица, типа «Я» (я думаю, на мой взгляд, я чувствую).

Я-высказывание – это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях.

Я- высказывание – это конструктивная альтернатива «Ты – высказыванию», которое традиционно применяется для решения конфликта через высказывание негативной оценки в адрес другого, таки образом, ответственность перекладывается на этого другого.

Я – высказывание – позволяет дать партнеру по общению образную связь и при этом взять ответственность на себя.

Я-высказывание дает возможность выбора Вашему партнеру по общению.

Я высказывание включает в себя не только название чувств, но и указание на те условия и причины, которые вызвали их.

Схема Я – высказывания

– описание ситуации, вызвавшей напряжение:

«Когда я живу…»

«Когда это происходит…»

«Когда я сталкиваюсь с тем, что…»

– точное называние своего чувства в этой ситуации:

«Я чувствую … (раздражение, горечь, беспомощность)»

«Я не знаю, как реагировать…»

«У меня возникла проблема…»

– название причин этого чувства:

«Потому что…»

«В связи с те, что…»

«Ведь я…»

Отвечай за собственное мнение, не пытаясь убедить, будто то, что ты думаешь, является мнением всех или мнением того, к кому ты обращаешься. Используй утверждения, а не вопросы.

Барьеры общения – это такие способы поведения и формы ведения разговора, которые мешают людям понять друг друга, ухудшают их взаимоотношения, вызывают отрицательные эмоции: злость, протест и раздражение.

реплики, создающие барьеры общения, уже в самом начале разговора приводят к его психологическому прекращению ­партнеры перестают слушать и понимать друг друга, пере­стают интересоваться смыслом разговора и реагируют только на то, что их задевает.

1. Негативные оценки и ярлыки (оскорбления).

При­меры реплик: «Ты несешь абсолютную чушь!», «Так обра­щаться со мной нельзя!», «Это неверно!» Услышав подобную реплику, партнер реагирует на сам факт оценки и, скорее всего, станет оспаривать либо саму оценку, либо право другого ее высказывать и ответит в том же самом — оценоч­ном — стиле, например: «Да ты и сам (а) небольшого ума», «Ты меня сама к этому провоцируешь» и т. п.

2. Советы. Примеры реплик: «Я бы тебе не советовал так со мной обращаться», «Мой тебе совет — прекрати сейчас же! », « Не советую тебе меня злить », « Не твоего ума дело ­пойди поучись! » Если человек просит совета — его следует дать. Но в других случаях советы воспринимаются скорее отрицательно и часто вызывают у партнера чувство протеста.

3. Вопросы (на которые не нужно или невозможно от­вечать). Примеры реплик: «Что ты здесь делаешь?», «Где тебя носило до двух ночи?», «Кто ты такой вообще?», «Как ты смеешь?», «Ты в своем уме?», « О чем ты думаешь, когда я с тобой разговариваю?» Такие вопросы воспринимаются не как заинтересованность, а как враждебность.

Тот, к кому обращены подобные реплики, в ответ сам начинает зада­вать вопросы, не ожидая никакого ответа на них, напри­мер: «А твое какое дело?», «А почему тебя это волнует?», «Ты меня обидеть хочешь?» Скорее всего, человек выйдет из себя и попробует прекратить неприятный ему разговор.

Очень вероятно использование категорических требований, т. е. приказов.

4. Приказы. Примеры реплик: «Прекрати меня злить!», «Замолчи сейчас же!», «Сейчас же прекрати плакать!».

Приказ (даже если он абсолютно оправдан и справедлив) всегда вызывает чувство протеста и желание его оспорить.

В результате возводятся новые барьеры, например: «А кто тебя злит?», «Сама умолкни!», «Не пойду, хоть режь меня!», «Ты меня совсем убить хочешь?»

5. Ложные аргументации. Человек приписывает свои опасения другим людям, часто безо всяких к тому основа­ний. Страх и агрессия, которые тесно переплетаются в та­кого рода высказываниях, очень сильно мешают открытой и честной коммуникации.

Ложные аргументации выража­ются репликами типа: «Вы никогда ни в чем не идете мне навстречу!», «С вами просто невозможно разговаривать на серьезные темы!», «Люди для вас ничего не значат!», «ТЫ меня не сможешь убедить в своей правоте — даже не пы­тайся!», «Ты меня в могилу свести хочешь!», «Ты это дела­ешь специально, чтобы меня позлить!», «Ты только о томи думаешь, как бы меня посильнее задеть!»

6. Обобщения, глобальные выводы из единичных слу­чаев. Сильные эмоции заставляют человека делать поспеш­ные выводы, безосновательно обобщать частные случаи.

«Ты ни разу в жизни ничего для меня не сделал (а)!», «Уборкой в нашем доме занимаюсь только я!», «Ничего хо­рошего в жизни я от тебя не видела!», «3а всю нашу сов­местную жизнь ты ни разу даже гвоздя в стену не забил без уговоров!», «Всем им (мужчинам, женщинам, молодежи, старикам, журналистам, приезжим…) нельзя доверять». Такие обобщения обычно не верны.

Услышав любое из них, партнер, если не прекратит разговор, то, скорее всего, сам начнет приписывать свои опасения собеседнику: «Ты меня никогда не слушаешь!», «Тебя ни в чем невозможно убедить! »

Однажды столкнувшись с отказом, люди опасаются отказов впредь и на этом основании имеют склонность приписывать другому качества, которыми он, возможно, совсем не обладает: «Он никогда ни в чем не уступит!», « Ни один мужчина мной не может заинтересоваться ».

7. Ирония, язвительность. Шутки и подтрунивания друг над другом хороши до тех пор, пока они доставляют удовольствие всем партнерам по общению. Но легко мож­но потерять меру.

На первый взгляд вполне нейтральные фразы, особенно усиленные интонацией, мимикой и жес­тами, могут вызвать негативные реакции: «Ну ты у меня и герой!», «Ты просто писаная красавица!», «На тебя теперь весь коллектив с восхищением смотрит!»

Эти и другие барьеры мешают людям достичь ясности в общении, разрушают их взаимоотношения. Пытаясь пре­одолеть возникшие барьеры общения, человек может игно­рировать мешающее поведение партнера, как бы перепрыг­нуть через барьер и запретить его или разрушить. Причем запрет в этом ряду — самая неэффективная форма поведе­ния, поскольку сами запреты — одна из форм барьеров.

БИЛЛЬ О ПРАВАХ ЛИЧНОСТИ

I вы имеете право

1. иногда ставить себя на первое место

2. просить о помощи и эмоциональной поддержке

3. протестовать против несправедливого обращения или критики

4. иметь свое собственное мнение или убеждения

5. совершать ошибки, пока Вы не найдете правильный путь

6. предоставлять людям право самим решать свои проблемы

7. говорить: «Спасибо, НЕТ», «Извините, Нет»

8. не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным

9. побыть одному, даже если другим хочется Вашего общества

10. иметь свои собственные, какие угодно, чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие

11. менять свои решения или изменять образ действий

12. добиваться перемены договоренности, которая Вас не устраивает.

II вы никогда не обязаны

1. быть безупречным на 100%

2. следовать за всеми

3. делать приятное неприятным Вам людям

4. любить детей, приносящих Вам вред

5. извиняться за то, что Вы были самим собой

6. выбиваться из сил ради других

7. чувствовать себя виноватым за свои желания

8. мириться с неприятной Вам ситуацией

9. жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было

10. сохранять отношения, ставшие оскорбительными

11. делать больше, чем Вам позволяет время

12. делать что-то, что Вы на самом деле не можете делать

13. выполнять неразумные требования

14. отдавать что-то, что Вам на самом деле отдавать не хочется

15. нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения

16.отказываться от своего «Я» ради чего бы то ни было или кого бы то ни было

Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.

Подведение итогов занятия (рефлексия).

Источник: http://imcluga.ru/urok-12-effektivnoe-obshhenie-barery-obshheniya/

Нет манипуляциям: безопасное общение

Безопасное общение. Эффективное поведение в ситуациях прессинга.

Что делать, если вы оказались под влиянием манипулятора

Манипуляторы – это те, кто использует слабые места человека в свою пользу. Человек забывает о своих интересах и начинает действовать против них, в угоду манипулятора. Так может продолжаться бесконечно долго, пока жертва не решит прекратить это и дать отпор обидчику.

Престон Ни (Preston Ni), коуч и эксперт по коммуникативным стратегиям, даёт простые советы, придерживаясь которых, можно избавиться от манипулятивного влияния.

Помните о своих базовых правах

Это первое и главное, что нужно знать. У каждого из нас есть основные права, которые нужно защищать, но до тех пор, пока не нарушаете чужих. Ведь, свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Основные из них:

  • Право на уважение со стороны других людей.
  • Право на выражение своих чувств, мнения и желания.
  • Право на свои приоритеты.
  • Право говорить «нет», не чувствуя себя виноватым.
  • Право получить то, за что заплатили.
  • Право выражать свои взгляды, отличающиеся от взглядов других людей.
  • Право защищать себя от угроз – физических, моральных и эмоциональных.
  • Право строить свою жизнь в соответствии со своим пониманием счастья.

Границы личного пространства могут нарушаться, но принимая полную ответственность за свою жизнь, нужно уметь их отстаивать.

Безопасная дистанция

Вы наверняка встречали людей, которые держат под рукой целый комплект масок, и меняют их в зависимости от того, с кем они общаются. С кем-то они держатся чересчур вежливо, но уже скоро меняются и становятся грубыми. Выглядя беспомощно в одном случае, проявляют агрессию в другом.

Причины такого поведения, переходящего из крайности в крайность, кроются в далёком детском опыте, и от них не так просто избавиться. Потому не стоит винить в нём человека. Но также не стоит принимать удар его последствий на себя и позволять обходиться с собой подобным образом.

Достаточно минимизировать общение с таким человеком и держаться так, чтобы он не смог причинить вреда.

Не принимайте близко к сердцу

Слабости человека – это инструмент, с помощью которого манипулятор добивается своего.

Потому вполне естественно, что даже при достаточно высокой уверенности в себе со временем человек может ощущать себя недостаточно хорошим, если удастся убедить себя в этом.

Цель манипулятора – заставить человека соответствовать его ожиданиям, и не важно, насколько они совпадают с ожиданиями самого человека.

Вспоминая своё общение с манипулятором, ответьте на вопросы:

  • Проявляет ли он уважение, причём искреннее?
  • Обоснованы ли его требования и ожидания?
  • Есть ли баланс в отношениях, или же один выкладывается, а другой получает выгоду?
  • Мешает ли это общение относиться хорошо к самому себе?

Это поможет понять, в ком проблема – в вас или всё же в другом человеке.

Проверочные вопросы

Просьбы манипулятора принуждают забыть о своих потребностях, чтобы уделять внимание им. В следующий раз, получая от него новый запрос, задайте манипулятору вопросы, которые помогут понять, насколько он самокритичен и осознаёт ли допустимость своей просьбы.

  • «Ты считаешь, что это разумное требование?»
  • «Как ты считаешь, это честно по отношению ко мне?»
  • «Это вопрос или утверждение?»
  • «Могу ли я иметь своё мнение на этот счёт?»
  • «А что я получу взамен?»
  • «Ты в самом деле рассчитываешь, что я… (переформулируйте его требование)?»

Такие вопросы – это своеобразное “зеркало”, которое позволяет манипулятору увидеть, как его просьба выглядит со стороны. Самокритичный человек сможет отступить, хотя бывают случаи, когда он так ничего и не понимает, и потому продолжает быть настойчивым в своих требованиях.

Дайте себе время

Обычно призыв к немедленному действию – это признак манипулятора. В этих условиях ему легче управлять поступками других людей ради достижения своей цели. Чувствуя на себе подобного рода давление, следует наоборот оставить себе время для решения.

Это поможет сохранить баланс интересов, оставив за собой право на контроль ситуации. Всегда есть более оптимальные варианты действия, и возможно, удастся принять один из них, если действовать неспеша,  а не мгновенно, как того ожидает кто-то другой.

Если же требование кажется совсем несправедливым, стоит сразу отказаться от его выполнения.

Умение сказать “нет”

Эффективное общение с людьми всегда оставляет место для отказа. Дипломатично ответив “нет”, можно сохранить свои интересы, и при этом продолжить общение с другим человеком. Если он открыт к диалогу, он примет эту позицию – ведь, у каждого свои приоритеты, и чтобы оставаться счастливым, нужно уметь их отстаивать. Честность – залог хороших человеческих отношений.

Отпор обидчику

Манипуляторы – это люди, которые чаще всего в глубине души обидчивы, ранимы и пугливы. Потому стремясь запугать другого человека, чтобы ослабить его позиции. Каждый, кого они считают достаточно слабым, потенциально является их жертвой. Но те, кто способен защитить свои права, заставляют манипуляторов отказаться от своих намерений.

Прежде всего, стоит вспомнить, что поскольку человек, ведущий себя таким образом, сам ощущает себя жертвой, стоит спокойнее относиться к проявлениям его поведения.

Но чтобы обезопасить себя не только эмоционально, но и физически, важно отметить свою позицию и отношение к происходящему, а если нужно – привлечь помощников и защитников. Вместе действовать будет гораздо эффективней.

А предупреждение о последствиях заставит обидчика переменить своё отношение и изменить манеру поведения.

По материалам Psychologies

Источник: https://human-being.space/humeaning/net-manipulyatsiyam-bezopasnoe-obshhenie

Как сформировать у ребенка навыки безопасного общения с незнакомыми людьми

Безопасное общение. Эффективное поведение в ситуациях прессинга.

Эксперт портала «Я-родитель» специалист по детской безопасности Михаил Рулев дает практические рекомендации родителям о том, как сформировать у детей навыки безопасного общения с незнакомыми людьми.

Общаясь с детьми и задавая им наводящие вопросы, взрослые могут узнать, какие ситуации при общении с незнакомцами они считают потенциально опасными, а какие – нет.

Предположим, безопасной вашему чаду может казаться беседа с женщиной, если она происходит в школе или детском саду.

Ребенок считает ее учителем или воспитателем, поскольку всех сотрудников учебного заведения он не знает, а «педагог» имеет соответствующий внешний вид.

Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми для детей

Специалисты по детской безопасности дают родителям следующие советы по формированию у детей безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми:

  1. Постарайтесь донести до своего ребенка мысль о том, что он не обязан помогать незнакомым людям, даже если этого требует ситуация или общественная мораль. Ваше чадо может помочь незнакомцу, сообщив о его проблеме родителям или знакомому человеку или рекомендовав тому обратиться за помощью к взрослым.
  2. Обучая детей правилам поведения с незнакомыми людьми, родителям желательно фиксировать внимание ребенка не на том, что он не должен говорить посторонним (например, подробности быта семьи), а на том, что ему стоит сказать, чтобы избежать неприятностей и опасных ситуаций.
  3. Отработайте вместе с ребенком его действия при встрече с незнакомым человеком в разных ситуациях. Помните, эти действия должны быть направлены на пресечение любого общения с незнакомцами. Для этого ребенку стоит, не вступая в нежелательный диалог, как можно быстрее покинуть место беседы. После того, как он окажется в безопасности, ему желательно рассказать о произошедшем с ним случае родителям или знакомым взрослым. В противном случае под угрозой может оказаться личная безопасность ребенка.

Формирование навыков безопасного поведения у детей

При встрече с подозрительным незнакомцем на улице алгоритм действий ребенка может быть следующим:

Первый шаг: оценить ситуацию

Детям стоит уяснить, что каждый стоящий перед ними незнакомец – человек потенциально опасный.

Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка или пожилая женщина – если ребенок не знает его (или его не знают родители), то перед ним незнакомый человек а, значит, относиться к нему стоит соответствующе.

Прочитайте статью по детской безопасности, в которой эксперт портала «Я-родитель» разъясняет родителям, кого их чаду можно считать «своим», а кого – «чужим».

Второй шаг: отойти на безопасное расстояние

Научите ребенка держаться на безопасной дистанции от незнакомого человека. Для этого отмерьте дома на полу расстояние два метра и предложите чаду запомнить его. Если подозрительный субъект идет на сближение, нужно быстро уходить, либо убегать от него в безопасном направлении.

Третий шаг: пресечь общение

Среди злоумышленников найдется немало прекрасных психологов, которые смогут легко «заболтать» взрослого человека, не говоря уже о ребенке.

В этом случае разговор с сомнительным собеседником дети могут пресечь словами «Извините, мне нужно спросить разрешения родителей», «Простите, не могу Вам в этом помочь, спросите у взрослых» и так далее.

Пока незнакомец пытается анализировать ситуацию и принимает решение (психологи считают, что на это у человека уходит от двух до пяти секунд), у ребенка есть время на то, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь взрослых.

Четвертый шаг: уйти в безопасное место

Не давая незнакомцу договорить, ребенок может подойти к находящимся во дворе знакомым родителям других детей, либо уйти домой, держа незнакомца в поле зрения. А оказавшись в полной безопасности, связаться с родителями и сообщить им о происшествии, дословно пересказывая разговор с незнакомым человеком.

Узнать о том, как привить ребенку навыки безопасного поведения вне дома, вы можете, посмотрев видеоурок с участием детского психолога на портале «Я-родитель».

Ребенок и незнакомец: варианты пресечения разговора

Рассмотрим возможные варианты общения с незнакомым человеком на конкретных примерах.

  1. Во время игры во дворе к ребенку подходит ровесник и говорит: «Недалеко отсюда построили новый спортивный городок. Пойдем посмотрим». Ответ: «Сначала мне нужно спросить разрешения у родителей». Незнакомец продолжает: «Я думал, что ты уже достаточно большой (большая), а тебе, оказывается, мама не разрешает. Тебе слабо?». Ответ: «Мне не слабо. Я поднимусь домой и предупрежу родителей, что пойду на спортивный городок». После этого ребенок быстро отходит на безопасное расстояние и идет домой, проверяя, не преследует ли его незнакомец. После его рассказа родителям стоит спуститься во двор и проверить полученную от него информацию.
  2. Рядом с ребенком на улице останавливается автомобиль, и незнакомая женщина-водитель, улыбаясь, просит: «Сядь, пожалуйста, в машину и покажи дорогу до улицы Июльской, а то я сильно опаздываю». Ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ваш ребенок быстро отходит от машины на безопасное расстояние, а затем уходит в направлении, противоположном ходу движения автомобиля, проверяя, не преследует ли его женщина. А оказавшись в безопасном месте (дома или во дворе), рассказывает об этом случае родителям, учителям или другим знакомым взрослым.
  3. Во время прогулки во дворе к ребенку подходит бабушка и просит: «Помоги мне, пожалуйста, поднять продукты в мою квартиру в соседнем доме на третьем этаже». Правильный ответ: «Извините, не могу вам помочь. Обратитесь за помощью к взрослым». Оказавшись в безопасности, ребенок, как и в других случаях, оперативно связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор с незнакомцем.

Михаил Рулев, кандидат педагогических наук, специалист по детской безопасности,

автор курса «Личная безопасность ребенка» для детей 7-11 лет

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/formiruem-u-detey-navyki-bezopasnogo-obshcheniya-s-neznakomymi-lyudmi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.